Когда родился михаил глинка. Национальная эпопея Михаила Глинки

Когда родился михаил глинка. Национальная эпопея Михаила Глинки
Когда родился михаил глинка. Национальная эпопея Михаила Глинки

Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.

Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор.

Ранние годы

Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.

Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой - только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.

Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.

Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром - играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.

Начало карьеры композитора

Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.

После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.

К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).

В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.

Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.

Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место - на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.

Расцвет творчества

В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.

В 1836 году появляется опера молодого композитора «Жизнь за царя». Первоначальное её название - «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско-польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото.

Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.

Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.

Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение было показано на публике в 1842 году и очень не понравилось музыкальным знатокам.

Современная постановка оперы «Руслан и Людмила».

Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.

Поздние годы. Смерть

Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.

В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.

В Варшаве сочиняет музыкальную пьесу «Камаринская», где сочетает мелодии русских фольклорных песен - напевной свадебной и зажигательной плясовой.

За работой.

Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.

Факты из жизни

Осталось много автобиографических заметок маэстро, а также сообщений о нём друзей и современников:

  1. Глинка называл себя «мимозой» из-за слишком заботливого бабушкиного воспитания.
  2. В молодости у композитора был прекрасный голос, им восхищались даже итальянские певцы.
  3. Исполнителей для хора в своих операх автор находил в разных губерниях Российской империи.
  4. Особая связь была у Глинки с Пушкиным. Они дружили при жизни поэта. Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Катеньку Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.

Наследие. Значение

Наследие М.И. Глинки составляют 2 оперы, несколько симфонических произведений, композиции для фортепиано и струнных, романсы и песни, церковные темы. Пьесы для одного инструмента иногда переделывались под оркестр (например, известный Вальс-фантазия).

Композитор стал основателем русского направления в классической музыке. Его мелодии строились на народных традициях, а темы большинства музыкальных сочинений были навеяны событиями российской истории.

Именно с признания творчества Глинки наша культура стала занимать всё более заметное место в мире.

В честь композитора названы три консерватории. Ему возведены памятники в Смоленске, Санкт-Петербурге, Киеве. Усадьба, где он родился, превращена в дом-музей.

Памятник М.И. Глинке в Санкт-Петербурге.

«Патриотическая песня» М. И. Глинки звучала как официальный гимн России в 1991 - 2000 годах.

Творчество М.И. Глинки

ПЛАН

1. Историческая роль Глинки в музыке.

2. Исследователи творчества Глинки.

3. Творческий путь. Характеристика творчества.

4. Оперная драматургия.

5. Симфоническая музыка.

6. Камерная инструментальная музыка.

7. Романсы.

Историческую роль Глинки в музыке можно сравнить с ролью Пушкина в русской литературе. В самом характере дарования двух современников много родственного. По словам Белинского, как и Пушкин, Глинка умел соединять ««изящно гуманное чувство с пластически изящною формою». Именно это, качество сделало творчество поэта и композитора образцом подлинно классического художественного творчества, которое основано на слиянии глубокой внутренней правды и широты содержания с гармонической ясностью, стройностью и законченностью формы. Подобно Пушкину Глинка универсален . В своём творчестве он показал многообразные стороны русской жизни и русского характера. Он создатель русской классической оперы и русского классического романса . Он заложил основы классического русского симфонизма . Великое историческое значение Глинки определило и другое качество - художник глубоко национальный, он обладал Даром постижения психологии и образа мысли других национальностей. Его Восток, Италия, Испания - пример творческого воссоздания подлинных живых образов.

Расцвет творчества Глинки совпал с эпохой романтизма в Европе. Глинке была близка концепция романтиков о национальной самобытности и характерности. Но романтиком Глинка не стал, даже в фантастически красочной опере «Руслан и Людмила». Ему не свойственны специфические черты романтизма - усиленное внимание к личности, субъективному, скептическое отношение к окружающему, патетичность выражения чувств. Чуждое национальной ограниченности, творчество Глинки при всей своей классичности не принадлежит ни классицизму, ни романтизму. Но от романтизма он унаследовал прогрессивные черты - умение находить прекрасное в обыденном. В истории русской музыки он первый достиг совершенства в единстве правдивого и прекрасного, передавая образы окружающей действительности в изящной, стройной и совершенной художественной форме.

С творчеством Глинки музыковедение в России приобрело достойный объект исследования для постановки больших музыкально-эстетических проблем, на основе анализа его творчества возникает профессиональная литература о музыке. Произведения Глинки рассматриваются в историческом, эстетическом, музыкально-творческом аспектах. Его произведения служат предметом критических статей, посвященных проблемам музыкального театра и музыкального исполнительства, проблемам оперной драматургии, принципов симфонизма, специфики музыкального языка. В.Ф.Одоевский, А.Н.Серов, В.В.Стасов, Г.А.Ларош, П.П.Вейнмарн, Н.Ф.Финдейзен, Н.Д.Кашкин, А.Н.Римский-Корсаков, Б.В.Асафьев, Д.Д.Шостакович, В.В.Протопопов, Т.Н.Ливанова - далеко неполный перечень исследователей.творчества Глинки.

Творческая жизнь М.И.Глинки нашла отражение в его «Записках», в которых композитор свою творческую жизнь делит на четыре периода:

1. Детство и юность, формирование творческих принципов (до 1830 года).

2. Путь к мастерству (1830-1836 годы).

3. Центральный период (до 1844 года).

4. Поздний период (1844-1854). -

Его высказывания говорят об удивительной скромности композитора, о строгих требованиях к себе, об искренности и правдивости.

Родился Михаил Иванович Глинка в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. С детства слушал он русские народные песни, полюбил их и на протяжении всей жизни разрабатывал народную русскую музыку. Первое знакомство Глинки с профессиональной музыкой состоялось в раннем детстве. Русские песни, классические пьесы и танцы составляли репертуар небольшого оркестра крепостных крестьян его дяди. С раннего детства начинается обучение игре на фортепиано и скрипке.

1818-1822 годы - годы учения Глинки в Петербурге, где он получил основательное общее образование. Проявляя блестящие способности и интерес к литературе, театру, поэзии, серьёзно занимается музыкой. Особую роль сыграл педагог Щ.Майер, который не только дал хорошую пианистическую школу, но и помог в первых композиторских опытах Глинки. Огромное воздействие на Глинку оказали встречи с будущими участниками декабристского восстания и тесное общение с декабристом 8.К.Кюхельбекером. Трагические события 14 декабря 1825 года произвели на молодого Глинку неизгладимое впечатление, в его сердце укрепилась вера в свой народ и желание служить Родине. После 1825 года окончательно определилось призвание Глинки - композитора, он полностью отдаётся творчеству. Циклы фортепианных вариаций, наброски увертюр, камерных ансамблей - это первые опыты. Затем появляются значительные произведения-романсы «Не искушай», «Бедный певец», «Не пой, красавица, при мне», вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя». Одновременно растёт его исполнительное мастерство пианиста и певца. К концу 20-х годов имя Глинки приобретает широкую известность. Он жадно впитывает всё то лучшее, что даёт ему окружающая среда. Он был близок с Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским, Мицкевичем, он музицирует с Одоевским, Варламовым, выступает в музыкальном салоне польской пианистки Марии Шимановской.

В то же время Глинка чувствует неудовлетворённость и стремится познакомиться с музыкальной жизнью Запада. В 1830 году состоится его первая зарубежная поездка. Он едет в Италию , где живёт в Милане, посещает Неаполь, Рим, Венецию. Дальше он едет в Австрию и Германию ; увлекается итальянской оперной культурой и классическим вокальным исполнительством, в котором видит сочетание классической стройности, отчётливости исполнения с непринужденностью. Написанные им в Италии ряд фортепианных вариаций на итальянские темы говорят о его увлечении итальянским искусством. Во время заграничной поездки Глинка знакомится с лучшими достижениями западноевропейской культуры. Всё это расширило кругозор композитора и дало новые стремления. Основательное знакомство с оперным театром помогло Глинке осознать своё истинное призвание. Он решает создать русскую оперу. В Берлине Глинка занимается под руководством музыканта-теоретика Зигфрида Дена, с которым он привёл в порядок свои теоретические знания и поработал над техникой полифонического письма.

В 1834 году Глинка возвращается на родину и приступает к воплощению идеи национальной оперы написанию оперы «Иван Сусанин». Он мечтает о большой героической опере. Сюжет был предложен поэтом Жуковским. Работа шла с большим подъёмом, но трудности были из-за того, что не было либретто. Написание текста было поручено Г.Ф.Розену, поэту близкому ко двору. Первоначальное название оперы «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя». Средствами музыки Глинка воплотил основную мысль народной трагедии - показать величие подвига крестьянина, отдавшего жизнь за родину.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Как огромное историческое событие восприняли оперу Пушкин, Гоголь, Одоевский. Противоположное мнение имели светские меломаны, назвав оперу «кучерской музыкой». Пушкин предрекал великое будущее Глинки.

Началась новая полоса творческой жизни композитора - период блестящего творческого расцвета. Его искусство получает признание на родине и за рубежом. Глинка начинает работу над новой оперой «Руслан и Людмила» и одновременно над музыкой к трагедии Н.К.Кукольника «Князь Холмский», циклом романсов «Прощание с Петербургом». Известны романсы этого периода: «Сомнение», «Ночной смотр», «Я помню чудное мгновенье». Постановка оперы «Руслан и Людмила» состоялась 27 ноября 1842 года. На премьере император и его свита ещё до окончания спектакля покинули зал, но музыкальные критики высоко оценили оперу. В 40-е годы Глинка - зрелый художник, со сформировавшимися эстетическими взглядами и большими планами. Но неблагоприятно складывались внешние условия жизни. Являясь композитором придворной певческой капеллы, он тяготился ролью придворного служителя. Зависть и мелкие придирки капеллы отвлекали композитора от творческого труда. Неудачной оказалась женитьба на М.П.Ивановой, светской барышне, далёкой от творческих интересов своего мужа. Всё это заставило Глинку порвать прежние связи в аристократическом мире.

В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, во Францию и Испанию. В Париже знакомится с Гектором Берлиозом. С большим успехом прошёл в Париже концерт из произведений Глинки. Два года композитор находился в Испании. Используя записи народных танцев, он в 1845 году написал концертную увертюру «Арагонская хота», в 1848 году уже в России увертюру «Ночь в Мадриде». Тогда же была написана симфоническая фантазия «Камаринская» .

В последние годы М.И.Глинка жил в Петербурге, Варшаве, Париже, Берлине. В доме композитора собирались поэты, певцы, писатели, композиторы, актёры, молодые музыканты, Балакирев, музыкальные критики Серов и Стасов. Умер Глинка в Берлине в 1887 году. Его прах был перевезён в Петербург.

Характеристика творчества.

М.И. Глинка, впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры, в совершенстве овладев высоким мастерством, выработал свою систему эстетических взглядов, которой подчинён его стиль. Он создал национальный стиль и язык русской классической музыки, который явился фундаментом всего будущего развития русской классической школы.

Определяющим элементом его музыки является мелодия. Мелодия характеризуется распевностью, плавностью, типичны обороты: секстовые и гексахордовые (шестизвучные) попевки, опевание квинтового (пятой ступени лада) тона, нисходящий ход от квинты к тонике лада. Песенность свойственна его вокальным и инструментальным сочинениям, где «поющая гармония» пронизывает всю оркестровую ткань.

М.И.Глинка глубоко проник в самую природу народной музыки, поняв существенные особенности народного музыкального мышления, народной мелодии, лада и ритма. Язык народной песни стал для него своим, родным языком.

Плавность голосоведения, рельефность мелодического рисунка - всё это коренные традиции народной подголосочной полифонии. Свобода голосоведения, характерные для гармонического и полифонического мышления Глинки, его техника расслоения голосов, любовь к прозрачному двух и трёхголосию - всё это связано со стилем народного многоголосия. Глинка в совершенстве владел методом вариантного развития. Полифония Глинки и похожа и не похожа на классические образцы. Композитор использует классические западноевропейские формы фуги, канона, имитации, подвижного контрапункта, но они национально-русского характера. Приёмы вариантно-попевочного развития вслед за Глинкой применяли Чайковский, Рахманинов и многие другие композиторы следующих поколений.

Глинка поэтически претворил русский народный колорит, применив оригинальные ладовые обороты, принцип ладовой переменности, типичные лады русской народной песни-миксолидийский мажор, натуральный минор.

Оперное творчество. Глинкой создано два ведущих оперных жанра русской музыки - народная историческая музыкальная драма «Иван Сусанин» и сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила».

«Иван Сусанин» открывает зрелый период творчества Глинки. Сюжет оперы был предложен Жуковским, в основу его положен исторический факт - героический подвиг крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, когда Россия была оккупирована захватчиками. Москва уже была освобождена. Но один из оставшихся польских отрядов вошёл в село Домнино. Крестьянин Иван Сусанин, согласившись быть проводником, завёл их в глухой лес, тем самым погубил их и погиб сам. Глинку вдохновила идея патриотизма русского народа.

Идея любви к отечеству - сквозная в опере. Последовательное развитие конфликта полностью отражается в музыкальной композиции.

Опера начинается увертюрой . Увертюра вся построена на темах, встречающихся в опере, и воплощает основную идею оперы в обобщённом виде. Она написана в форме сонатного аллегро со вступлением. Главная партия (соль минор) - это тревожная, стремительная тема народного хора из финала III действия, где народ показан в патриотическом порыве. В разработке увертюры эта тема приобретает драматически напряженный ] характер. Побочная тема - тема Вани «Как мать убили» Уже в экспозиции дано противопоставление - связующая партия в трёхдольном метре с интонациями мазурки представляет поляков. Эта же тема звучит в опере в сцене прихода поляков в избу Сусанина. Тем самым перебрасывается «арка» к одному из кульминационных моментов оперы. В коде ещё ярче сопоставление -тревожные мотивы главной партии переходят в застывшие аккорды, которые будут звучать в ответах Сусанина полякам в лесу. Дальше звучат мазурочные фразы, как угроза поляков. Эти фразы разрастаются, но трёхдольность сменяется двухдольностью и это выливается в колокольные перезвоны. Победно звучит тема главной партии в соль мажоре. Таким образом, в увертюре показан весь ход оперы.

В опере четыре действия и эпилог. В первом действии даётся характеристика русского народа и основных героев оперы. Это Иван Сусанин, его дочь Антонида, приёмный сын Ваня, жених Антониды - ратник Собинин, народ. 1-ое действие открывается монументальной хоровой сценой -интродукцией. В интродукции несколько раз чередуются два хора - мужской и женский. Тема мужского хора близка к крестьянским и солдатским песням героико-эпического характера («Ты взойди, солнце красное»). Впервые в русском искусстве музыка ярко выраженного народного склада передаёт высокий героический пафос.

Мелодия второго хора - женского - звучит сначала в оркестре, а несколько позднее появляется в вокальной партии. Оживлённая, радостная, она напоминает хороводные песни крестьянских девушек, посвящённые весеннему пробуждению природы.

Основные мелодические образы интродукции контрастны между собой. Таким образом, в интродукции показаны разные стороны облика народа: его воля и сердечность, его мужественная стойкость и любовное восприятие; родной природы.

После монументальной хоровой интродукции Глинка даёт музыкальный портрет одного из действующих лиц - дочери Сусанина Антониды.

Ария Антониды состоит из двух разделов: каватины и рондо. Медленная задумчивая каватина выдержана в духе русских лирических песен. Нежная каватина сменяется оживлённым, "грациозным рондо. Её лёгкая, свежая музыка носит также песенный характер.

Антонида отвечает Сусанину. Это - «экспозиция» главного образа оперы. Речитативы Сусанина типичны для стиля Глинки. Они певучи, в них много плавных ходов на широкие интервалы, распевов на отдельных слогах. Таким образом композитор сразу показывает органическое единство Сусанина и «народа.

Появляется и новый герой оперы - Богдан Собинин. Основная черта Собинина - «удалой характер». Она раскрывается при помощи пылких и размашистых песенных фраз с упругим чётким ритмом, выдержанных в духе молодецких солдатских песен.

Финал I действия выдержан в маршевом движении и полон патриотического воодушевления. Сусанин, Антонида и Собинин выступают как запевалы и солисты хора

II действие представляет разительный контраст первому. Вместо простых крестьян на сцене - пирующие в замке польского короля паны. Четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка образуют большую танцевальную сюиту. Основная тема краковяка, благодаря синкопированному ритму, отличается особой упругостью; изящен вальс на 6/8, наличие синкоп на второй доле роднит его с мазуркой, придавая и ему польский колорит. Вальс отличается особой тонкостью и прозрачностью оркестровки. Совершенно другого характера полонез и заключительная мазурка. Полонез звучит горделиво, парадно и воинственно. Его интонации напоминают фанфарные призывы. Лихости и блеска полна беспечная, бравурная мазурка с размашистой мелодией и звонкими аккордами.

Интонациями и ритмами этого танца Глинка рисует портрет польских захватчиков, за внешнем блеском которых скрыты алчность, самонадеянность и безрассудное тщеславие.

До Глинки вводились в оперу танцевальные номера, но обычно лишь в виде вставного дивертисмента, но они не имели прямого отношения к действию. Глинка же впервые придал танцам важное драматургическое значение. Они стали средством образной характеристики действующих лиц. От «польских» сцен II действия берёт начало русская классическая балетная музыка.

III действие можно разделить на две половины: первую - до прихода врагов, вторую - с момента их появления. В первой половине господствует спокойное и светлое настроение. Показан здесь характер Сусанина - любящий отец в кругу семьи.

Действие начинается песней приёмного сына Сусанина Вани. Песня своей простотой и естественной напевностью близка русским народным песням. В конце песни в неё включается голос Сусанина и песня переходит в сцену, а затем в дуэт. В дуэте господствуют маршеобразные интонации и ритмы; в нём находит выражение патриотический подъём отца и сына.

Драматической кульминацией всей оперы является сцена с поляками в IV действии . Здесь решается судьба главного героя оперы.

Картина начинается хором поляков, бредущих в ночной темноте по занесённому снегом глухому лесу. Для характеристики поляков Глинка пользуется ритмом мазурки. Здесь она лишена бравурности и воинственности, звучит мрачно, передавая угнетённое состояние духа поляков, предчувствие ими скорой гибели. Неустойчивые аккорды (увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд) и тусклые тембры оркестра усиливают ощущение мрака и тоски.

Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии и последующем речитативном монологе. Вступительный краткий речитатив «Чуют правду» основан на обычных для Сусанина широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада. Это один из лучших образцов глинкинского напевного речитатива (пример №8). В самой арии («Ты придешь, моя заря...») господствует настроение глубокого скорбного раздумья. Сусанин сохраняет присущие ему мужественность, возвышенность и твёрдость духа. В этом нет мелодраматизма. Ария Сусанина - яркий пример новаторского подхода Глинки к народной песне. Именно здесь на основе русских народно-песенных интонаций впервые возникает музыка, проникнутая подлинным трагизмом. К этой арии относятся слова Одоевского о том, что Глинка «сумел создать новый неслыханный дотоле характер, возвысить народный напев до трагедии».

Опера завершается грандиозной картиной народного торжества на Красной площади в Москве.

Эпилог состоит из трёх разделов: 1) хора «Славься» в первом изложении; 2) сцены и трио Вани, Антониды и Собинина «Ах, не мне, бедному...» с хором; и 3) финала-нового, заключительного изложения «Славься».

В гениальном «Славься» с предельной выпуклостью и четкостью воплощен богатырский образ народа-победителя.

«Иван Сусанин» - первая русская опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, в ней нет ни одного разговорного диалога. Глинка осуществляет в опере принцип симфонизма и закладывает основы лейтмотивного метода, позднее с таким мастерством разработанного Чайковским и Римским-Корсаковым. Вместе с «Иваном Сусаниным» русская музыка вступила на путь симфонического развития . Вершина русского драматического симфонизма - сцена в лесу, пример глубокого симфонического раскрытия психологического подтекста драмы.

В характеристике своих героев Глинка применяет разнообразные формы - от ариозного речитатива до сложной многочастной арии классического типа. Специфической особенностью оперы является наличие польских сцен сквозного развития, которые активно продвигают действие драмы. Но ария важный центр оперной композиции, в арии - характеристика действующего лица.

Высокое мастерство Глинки проявилось в ансамблях, в них сочетание принципов классической полифонии с природой народно-русского многоголосного стиля. В финале I действия в трио «Не томи, родимый» Глинка по-новому применяет форму полифонических вариаций, с постепенным наслоением голосов. В траурном трио из эпилога применяются приёмы русской народной подголосочной полифонии. Монументальный квартет из III действия приближается к симфоническому циклу - вступление, анедгейо, медленная часть и быстрый финал,

В опере «Иван Сусанин» подлинно симфонический метод сквозного развития. Смысл драматургического сопоставления двух противоборствующих сил у Глинки не только в национально-жанровом контрасте - русское и польское, песня и танцы, вокальное и инструментальное, симфоническое начало как основное средство характеристики. Смысл контраста и в другом – образ народа трактуется как главное действующее лицо трагедийной истории - защитник Родины. Отсюда различный подход и различные масштабы в трактовке обеих групп. Польские шляхтичи показаны обобщённо. А русский народ показан многообразно; поэтому так богат народно-песенный язык оперы. Хоровые сцены оперы определяют национальный стиль оперы Глинки. Основой служит русская песня во всех её жанровых разновидностях. Тончайшие черты интонационного и ладового строя русских народных песен впервые только у Глинки нашли полное воплощение, что выразилось, например, в пятидольной ритмике хора девушек, в гибкой ладовой переменности в хоре гребцов. Народные интонации получают свободное развитие, заново претворяясь в классически стройных формах глинкинской музыки. Вариационная форма, соответствующая характеру русских народных тем, широко применяется композитором.

Основная роль принадлежит двум хоровым сценам. Народ в них предстаёт как «великая личность», сплоченная одним чувством, одной волей. Эти народные хоры с их ораториальным стилем в то время были беспримерным явлением.

Заключительная сцена оперы - эпилог выражает сцену народного ликования. Современник Глинки Серов писал: «По своей русской своеобразности, по своей верной передаче исторического момента, этот хор -страница русской истории».

Тема хора соединяет в себе черты распевности и движения. Весь её образный строй передаёт неторопливую поступь народного шествия.

Истоки хора многообразны. Здесь и народная песня, и стиль хорового партесного пения, торжественный кант XVIII века. В общей композиции хоровой сцены Глинка применяет излюбленную форму вариаций и подголосочно-полифонические приёмы развития.

Глинка для достижения общего впечатления радости, торжества использует и колористические приёмы - в финале участвует полный симфонический оркестр и медный на сцене, к основному составу хора присоединяются группа басов и колокола, диатоника (до мажор) обогащается гармоническими красками (ми мажор, си мажор). Все средства применены с чувством меры, стройности и красоты формы.

В опере «Руслан и Людмила» традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них - рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

Общая композиция оперы подчинена строгому принципу симметричности. Типичные для Глинки приёмы репризности и законченности формы определяют отдельные элементы оперы и всю её композицию в целом. Пролог и эпилог обрамляют произведение, что отвечает эпическому складу оперы. Стройность оперной формы создаётся путём музыкального обрамления: тематический материал увертюры вновь повторяется в финале V действия, в торжественном заключительном хоре в той же тональности Ре мажор. Крайние акты рисуют величественные картины Киевской Руси. Между ними развёртываются контрастные, сцены волшебных приключений героя в царстве Наины и Черномора, образуется 3-х частность. Такой принцип станет типичным для сказочных и эпических опер русской лирики. Вместе с тем опера, симфонична, конфликтное, напряженно-драматическое развитие заменяется принципом контраста.

Новый жанр сказочно-эпической оперы определяет особенности музыкальной драматургии «Руслана и Людмилы». Опираясь на классическую традицию замкнутых, завершённых номеров, Глинка создаёт свой тип повествовательной оперной драматургии эпического плана. Неторопливый повествовательный ход развития с широкими тематическими арками на больших расстояниях, замедленность сценического действия, изобилие тем затрудняли восприятие произведения.

Музыкальный критик Стасов, обладая исключительной широтой художественных воззрений, сумел увидеть в музыке Глинки целое направление русского искусства - интерес к народному эпосу, к народной поэзии. Былинный стиль глинкинской оперы породил систему образов и драматургических приёмов, сохраняющих своё значение в русской лирике последующего времени.

Симфоническое творчество. Глинкой написано небольшое количество произведений для симфонического оркестра. Почти все они принадлежат к жанру одночастных увертюр или фантазий. Основные - «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», музыка к трагедии ««Князь Холмский». Однако историческая роль их оказалась настолько значительной, что их можно считать основой русского классического симфонизма. Существенные, новые принципы симфонического развития заложены в общих принципах эстетики Глинки. Доступность и подлинная народность музыкального языка, принцип обобщённой программности - черты его симфонических увертюр. Глинка разрабатывал сжатую, лаконичную форму увертюры. В каждом отдельном случае форма является неповторимо новой, она всегда определяется общей художественной концепцией. «Камаринская» начинается в форме двойных вариаций, в «Арагонской хоте» сонатная структура, «Вальс - фантазия» в форме рондо. Все композиционные особенности были подсказаны самим характером материала.

Романсы и песни. К жанру романса Глинка обращался на протяжении всего творческого пути. Им написано свыше 70 романсов. В них выражены различные чувства: любовь, разочарование, восторг, душевный порыв. В некоторых романсах запечатлены картины природы и быта. Глинка охватывает все виды современного ему бытового романса: «русскую песню», элегию, серенаду, балладу, бытовые танцы - вальс, мазурку, польку. Он обращается к жанрам, свойственным музыке других народов: к испанскому болеро, итальянской баркароле. Многообразны и формы романсов - простая куплетная форма, трехчастная, рондо, сложная форма, где происходит смена разных эпизодов, связанных единой линией непрерывного драматического развития.

Сохраняя единство своего стиля, Глинка сумел отобразить в музыке романса поэтический образ, особенности поэтического языка, присущие различным авторам. В вокальных партиях Глинка проявил прекрасное знание возможностей голоса. Напевная мелодия широкого дыхания, порой с отдельными речитативными изобразительными интонациями, отличается единством всех элементов. Гармонический язык романсов Глинки не сложен, но в них можно встретить очень интересные гармонические штрихи: пониженная VI ступень и большое число субдоминантовых гармоний. Большую роль играет фортепианная партия, в большинстве романсов вступления вводят в настроение и обстановку действия. Широко известны его романсы «Сомнение» на слова Кукольника, в «Крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина.

Глинку по праву можно считать создателем русской музыкальной классики. Художественное совершенство и профессиональное мастерство его произведений вывели русскую музыку на мировой уровень. Им по-новому была решена проблема национального в музыке. Композитором были созданы образцы лучшей национальной русской лирики и в музыке выражен русский героический дух.

В творчестве Глинки оперой был приобретён характер сплошного развития. Им были написаны две оперы:

1. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») является первой народной музыкальной драмой, первой русской драматической оперой. Самим Глинкой жанр этой оперы был определён как «отечественная героико-трагическая опера».

2. «Руслан и Людмила» является первой сказочно-эпической оперой. Она совершенно не похожа на оперу «Иван Сусанин». Глинкой она была названа «большой волшебной оперой».

Глинкой было написано более 70 романсов. Этот жанр был поднят композитором на новую высокую ступень. Глинка – певец, и поэтому при написании романсов он учитывал все особенности человеческого голоса, что делало мелодии естественными и удобными для пения. В них прослеживается соединение национальных черт и итальянского bel canto.

Считают, что Глинка создал русский жанровый симфонизм. Им были написаны такие увертюры на народные темы:

- «Камаринская»,

- «Ночь в Мадриде»,

- «Арагонская хота».

Глинка является родоначальником лирического симфонизма. По высказыванию Чайковского, из симфонической музыки Глинки появилась вся симфоническая русская школа.

Глинка и Пушкин были современниками и стали классиками. У них много общего:

Цельность,

Объективность,

Стройность,

Ясность взгляда на мир,

Гармоническое равновесие между добром и злом,

Светлое восприятие мира,

Уравновешенность форм.

Глинка проникал в сущность народной песни, посвятил много времени её изучению.

Глинка был очень образованный человеком своего времени. Он владел шестью языками, поэтому мог общаться со многими музыкантами мира, усвоить все достижения мировой музыки.

С детства Глинка изучал оркестр своего дяди. Кроме этого, он обучался оркестру у Зигфрида Дена, составившего учебники по полифонии и гармонии специально для Глинки.

Также Глинкой было написано множество камерных ансамблей, фортепианных произведений, альтовых сонат, музыки к спектаклям. Композитор также написал музыкальное сопровождение к трагедии «Князь Холмский».

Русский композитор Глинка оставил значительный след в мировой музыке, стоял у истоков своеобразной русской композиторской школы. Его жизнь вместила многое: творчество, путешествия, радости и трудности, но главное его достояние - это музыка.

Семья и детство

Родился будущий выдающийся композитор Глинка 20 мая 1804 года в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. Отец его, отставной капитан, имел достаточное состояние, чтобы жить безбедно. Прадед Глинки был поляком по происхождению, в 1654 году, когда Смоленские земли перешли к России, он получил российское гражданство, принял православие и зажил жизнью русского помещика. Ребенка сразу отдали на попечение бабушки, которая растила внука в традициях того времени: держала его в душных комнатах, не развивала физически, закармливала сластями. Все это плохо отразилось на здоровье Михаила. Он рос болезненным, капризным и изнеженным, сам себя впоследствии называл «мимозой».

Глинка почти стихийно научился читать после того как священник показал ему буквы. С раннего возраста он проявлял музыкальность, сам научился на медных тазах имитировать колокольный звон и подпевать песням няни. Только в шесть лет он возвращается к родителям, и они начинают заниматься его воспитанием и образованием. К нему приглашают гувернантку, которая помимо общеобразовательных предметов учила его игре на фортепьяно, позже он еще осваивает скрипку. В это время мальчик очень много читает, увлекается книгами о путешествиях, эта страсть превратится потом в любовь к перемене мест, которая будет владеть Глинкой всю жизнь. Также он немного рисует, но музыка занимает главное место в его сердце. Мальчик в крепостном оркестре узнает много произведений того времени, знакомится с музыкальными инструментами.

Годы учебы

Прожил в деревне Михаил Глинка недолго. Когда ему было 13 лет, родители отвезли его в недавно появившийся в Санкт-Петербурге Благородный пансион при Педагогическом институте. Учиться мальчику было не очень интересно, так как большую часть программы он уже освоил дома. Его гувернером был бывший декабрист В. К. Кюхельбекер, а одноклассником - брат А. С. Пушкина, с которым Михаил впервые встретился в это время, а позже стал дружен.

В пансионерские годы он сходится с князьями Голицыными, С. Соболевским, А. Римским-Корсаковым, Н. Мельгуновым. В этот период он значительно расширяет свой музыкальный кругозор, знакомится с оперой, посещает многочисленные концерты, а также занимается с известными музыкантами того времени - Бемом и Фильдом. Он совершенствует свою пианистическую технику и получает первые уроки композиторской профессии.

Известный пианист Ш. Майер занимался с Михаилом в 20-х годах, обучая его работе композитора, правя его первые опусы, давая основы работы с оркестром. На выпускном вечере пансиона Глинка в паре с Майером сыграл концерт Гуммеля, публично продемонстрировав свое мастерство. Композитор Михаил Глинка окончил пансион вторым по успеваемости в 1822 году, но желания учиться дальше не испытывал.

Первый опыты сочинительства

Окончив пансион, композитор Глинка не спешил искать службу, благо материальное положение это ему позволяло. Отец не торопил сына с выбором места работы, но не думал, что он всю жизнь будет заниматься музыкой. Композитор Глинка, музыка для которого становится главным в жизни, получил возможность съездить на воды на Кавказ для поправки здоровья и за границу. Он не оставляет занятий музыкой, изучает западноевропейское наследие и сочиняет новые мотивы, это становится для него постоянной внутренней потребностью.

В 20-х годах Глинка пишет знаменитые романсы «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на текст А. Пушкина. Появляются и его инструментальные произведения: адажио и рондо для оркестра, струнный септет.

Жизнь в свете

В 1824 году композитор М. И. Глинка поступает на службу, становится помощником секретаря в Канцелярии путей сообщения. Но служба не задалась, и в 1828 году он подает в отставку. В это время Глинка обрастает большим количеством знакомых, общается с А. Грибоедовым, А. Мицкевичем, А. Дельвигом, В. Одоевским, В. Жуковским. Он продолжает заниматься музыкой, участвует в музыкальных вечерах в доме Демидова, пишет много песен и романсов, издает вместе с Павлищевым «Лирический альбом», где были собраны произведения разных авторов, в том числе и его самого.

Заграничный опыт

Путешествия были очень важной частью жизни Михаила Глинки. Первый большой зарубежный вояж он совершает после выпуска из пансионата.

В 1830 году Глинка отправляется в большое путешествие в Италию, которое растянулось на 4 года. Целью поездки было лечение, но оно не принесло должного результата, да и музыкант не занимался этим всерьез, постоянно прерывая курсы терапии, меняя докторов и города. В Италии он знакомится с К. Брюлловым, с выдающимися композиторами того времени: Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, Доницетти. Под впечатлением от этих встреч Глинка пишет камерные произведения на темы зарубежных композиторов. Он много занимается за рубежом с лучшими педагогами, совершенствует исполнительскую технику, изучает теорию музыки. Он ищет свою сильную тему в искусстве, и таковой для него становится тоска по дому, она подталкивает его к написанию серьезных произведений. Глинка создает «Русскую симфонию» и пишет вариации на русские песни, которые потом войдут в другие крупные сочинения.

Большой композиторский труд: оперы М. Глинки

В 1834 году у Михаила умирает отец, он получает материальную независимость и приступает к написанию оперы. Еще за рубежом Глинка понял, что его задача - писать по-русски, это стало толчком к созданию оперы на национальном материале. В это время он входит в литературные круги Санкт-Петербурга, где бывали Аксаков, Жуковский, Шевырев, Погодин. Все обсуждают русскую оперу, написанную Верстовским, этот пример вдохновляет Глинку, и он принимается за наброски к опере по новелле Жуковского «Марьина роща». Замыслу не суждено было реализоваться, но это стало началом работы над оперой «Жизнь за царя» по сюжету, подсказанному Жуковским, по мотивам легенды о Иване Сусанине. Великий композитор Глинка вошел в историю музыки именно как автор этого сочинения. В нем он заложил основания русской оперной школы.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года, успех был грандиозным. И публика, и критики приняли сочинение чрезвычайно благосклонно. После этого Глинка получает назначение капельмейстером Придворной певческой капеллы и становится профессиональным музыкантом. Успех окрылил композитора, и он приступает к работе над новой оперой по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Он хотел, чтобы либретто написал поэт, но его безвременная кончина помешала осуществлению этих планов. В сочинении Глинка демонстрирует зрелый композиторский талант и высочайшую технику. Но «Руслан и Людмила» была принята более прохладно, чем первая опера. Это очень расстроило Глинку, и он вновь собрался ехать за границу. Оперное наследие композитора небольшое, но оно имело решающее влияние на развитие национальной композиторской школы, и до сих пор эти сочинения являются ярким образцом русской музыки.

Симфоническая музыка Глинки

Развитие национальной темы нашло свое отражение и в симфонической музыке автора. Композитор Глинка создает большое количество сочинений экспериментального характера, он одержим поиском новой формы. В своих сочинениях наш герой показывает себя как романтик и мелодист. Произведения композитора Глинки развивают такие жанры в русской музыке, как народно-жанровый, лирико-эпический, драматический. Самыми значительными его сочинениями являются увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота», симфоническая фантазия «Камаринская».

Песни и романсы

Портрет Глинки (композитора) будет неполным, если не упомянуть его песенное творчество. Всю жизнь он пишет романсы и песни, которые приобретают невероятную популярность уже при жизни автора. Всего им написано около 60 вокальных произведений, из которых самыми заметными являются: «Я помню чудное мгновение», «Признание», «Попутная песня» и многие другие, которые и сегодня являются частью классического репертуара вокалистов.

Частная жизнь

В личной жизни композитор Глинка не был удачлив. Он женился на милой девушке Ивановой Марье Петровне в 1835 году, надеясь найти в ней единомышленника и любящее сердце. Но очень быстро появилось множество разногласий между мужем и женой. Она вела бурную светскую жизнь, тратила очень много денег, так что даже доходов от имения и оплаты за музыкальные труды Глинки ей не хватало. Он был вынужден брать учеников. Окончательный разрыв происходит, когда в 1840-х годах Глинка увлекается Катей Керн, дочерью музы Пушкина. Он подает на развод, в это время выясняется, что его жена тайно обвенчалась с корнетом Васильчиковым. Но расставание затягивается на 5 лет. За это время Глинке пришлось пережить настоящую драму: Керн забеременела, требовала от него решительных мер, он субсидировал ее избавление от ребенка. Постепенно жар отношений угас, и когда развод был получен в 1846 году, Глинка уже не имел желания жениться. Остаток жизни он провел один, увлекался дружескими пирушками и оргиями, что пагубно отразилось на его и без того слабом здоровье. 15 февраля 1857 года в Берлине Глинка скончался. Позже по требованию его сестры прах покойного был перевезен в Россию и захоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

Глинка Михаил Иванович - известный русский композитор.

Биография

Детство

Отец, Иван Николаевич, был отставным капитаном, родом из шляхтичей. Мать, Евгения Андреевна, с самого рождения сына была отстранена от его воспитания своей властной свекровью, Фёклой Александровной. Бабушка слишком тщательно заботилась о внуке, сделав его к 6 годам болезненным недотрогой. В 1810 году Фёкла Александровна умирает, и Миша возвращается на воспитание в отчий дом.

Образование

Игре на скрипке и на фортепиано Михаил начал учиться с детских лет. Этому его обучала гувернантка, выписанная из Санкт-Петербурга, Варвара Фёдоровна Кламмер. Затем мальчика отдают в Санкт-Петербургский Благородный пансион при педагогическом институте. Здесь его гувернёром становится Вильгельм Кюхельбекер. Глинка берет уроки у прекрасных музыкальных педагогов - Джона Филда, Карла Цейнера. Здесь же происходит знакомство Глинки с А. С. Пушкиным, которое перерастает в дружбу до конца дней поэта.

Творческий путь

Музыка становится для Глинки призванием сразу после окончания пансиона: он активно изучает историю западноевропейской музыки, выступает в салонах. Он сочиняет свои первые удачные произведения: вариации для фортепиано и арфы, романсы, струнный септет, рондо для оркестра, оркестровые увертюры. В круг его знакомых входят Жуковский, Грибоедов, Мицкевич, Дельвиг, Одоевский.

Он отдыхает на Кавказе. А с 1824 года устраивается работать в Главное управление путей сообщения на должность помощника секретаря. К концу 20-х годов вместе с Павлищевым издаёт «Лирический альбом», куда вошли и его собственные сочинения.

С 1830 года в жизни и творчестве Глинки начинается итальянский период, которому предшествует небольшое летнее путешествие по Германии. Милан на тот период времени был центром мировой музыкальной культуры. Здесь Михаил Иванович знакомится с Г. Доницетти и В. Беллини, изучает бельканто и начинает сам сочинять в «итальянском духе».

С 1833 года Глинка поселяется в Германии, где продолжает оттачивать свой музыкальный талант у Зигфрида Дена. Его занятия в 1834 году прерывает известие о смерти отца, и Глинка возвращается в Россию.

Он мечтает создать русскую национальную оперу, а в качестве сюжета выбирает исторический момент - подвиг Ивана Сусанина. Почти три года композитор работает над ней, и наконец в 1836 году была закончена грандиозная опера, получившая название «Жизнь за царя». Её постановка на сцене Петербургского Большого театра была успешна: оперу приняли в обществе с восторгом. Глинку после этого успеха даже назначили капельмейстером Придворной капеллы. В 1838 году Глинка отдыхает и работает на Украине.

В 1842 году свет увидела новая опера Глинки, «Руслан и Людмила», которая вызвала в обществе горячие обсуждения.

В 1844 году Глинка отправляется в новое заграничное путешествие: сначала во Францию, а затем - в Испанию. В Париже сам Берлиоз исполняет его произведения. В 1845 году Глинка даёт большой благотворительный концерт в Париже, после чего он отправляется в Испанию. Здесь он создаёт симфонические увертюры на испанские народные темы, а также увертюру «Арагонская хота».

В 1847 году Глинка возвращается в Россию, потом едет в Варшаву, где создаёт свою знаменитую «Камаринскую», ставшую совершенно новым типом симфонической музыки, в которой сочетаются различные ритмы, характеры и настроения. В 1848 году появляется «Ночь в Мадриде».

С 1851 года Глинка живёт в Санкт-Петербурге, даёт уроки пения, пишет новые оперные партии. Под его влиянием здесь складывается русская вокальная школа.

В 1852 году Глинка хотел отправиться в путешествие в Испанию, но дорога утомила его, и он на целых два года останавливается в Париже. Здесь он работает над симфонией «Тарас Бульба», которая осталась незаконченной.

В 1854 году Глинка возвращается в Россию и начинает писать «Записки», мемуары.

В 1856 году Глинка уехал в Берлин.

Личная жизнь

В 1835 году Глинка женился на своей дальней родственнице, Марии Петровне Ивановой, с которой брак совершенно не удался.

В 1838 году Глинка знакомится с Екатериной Ермолаевной Керн, которую любит до конца своих дней, посвящая ей свои лучшие сочинения.

Смерть

Умер Глинка в Берлине 15 февраля 1857 года. Был похоронен там же, на лютеранском кладбище, но через несколько месяцев его прах был перевезён в Россию и перезахоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

Основные достижения Глинки

  • Глинка стал основоположником русской национальной композиторской школы.
  • Его сочинения оказали сильное влияние на дальнейшее развитие русской музыки и на таких композиторов, как А. С. Даргомыжский, члены «Могучей кучки», П. И. Чайковский, развивавших в своих музыкальных произведениях его идеи.
  • Первый создатель русской национальной оперы («Жизнь за царя»).
  • Под влиянием Глинки в Петербурге сложилась русская вокальная школа.

Важные даты биографии Глинки

  • 1804 год - рождение
  • 1804–1810 года - воспитание бабушкой
  • 1814 год - начинает заниматься музыкой с Кламмер
  • 1817–1822 года - учёба в Санкт-Петербургском Благородном пансионе при педагогическом институте
  • 1823 год - поездка на Кавказ
  • 1824–1828 года - работа на должности помощника секретаря в Главном управлении путей сообщения
  • 1829 год - издание «Лирического альбом а»
  • 1830 год - итальянский период, Милан
  • 1833 год - немецкий период, Берлин
  • 1834 год - смерть отца, возвращение в Россию
  • 1835 год - женитьба на М. П. Ивановой
  • 1836 год - опера «Жизнь за царя »
  • 1836–1838 года - капельмейстер придворной певческой капеллы
  • 1838 год - поездка на Украину, знакомство с Е. Е. Керн
  • 1842 год - опера «Руслан и Людмила »
  • 1844 год - поездка во Францию
  • 1845 год - благотворительный концерт в Париже, поездка в Испанию, увертюра «Арагонская хота »
  • 1847 год - «Камаринская »
  • 1848 год - увертюра «Ночь в Мадриде »
  • 1851 год - жизнь в Петербурге
  • 1852–1854 года - жизнь в Париже
  • 1854 год - возвращение в Россию
  • 1856 год - жизнь в Берлине
  • 1857 год - смерть
  • За год до рождения Михаила в семье родился сын, который умер во младенчестве. Фёкла Александровна, бабушка, обвинила в этой смерти мать Глинки, Евгению Андреевну, и своим безудержным самовластием, которым она обладала в семействе, забрала новорожденного внука к себе на воспитание.
  • Юстина Кюхельбекер, родная сестра того самого Вильгельма, вышла замуж за двоюродного брата отца композитора, Григория Андреевича Глинку.
  • Жена Глинки, Мария Петровна, была совершенно необразованна и ничего не понимала в музыке. Она даже понятия не имела, кто такой Бетховен.
  • Когда прах композитора перевозили из Берлина в Санкт-Петербург, гроб был упакован в картон, на котором крупными буквами было написано: «ФАРФОР».
  • Патриотическая песня на музыку Глинки была гимном Российской Федерации с 1991 по 2000 год.