Конспект по сольфеджио мелодия и гармония. План-конспект урока по сольфеджио на тему "четыре вида трезвучий"
Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.
Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.
Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.
Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).
Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.
В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.
Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.
Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.
Примеры аккордовых последовательностей
Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:
До мажор
- до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
- ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
- ми мажор, реже – ми минор (трезвучия 3-й ступени);
- ре минор (2-я ступень);
- си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.
А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:
Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.
Ре мажор
- ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
- си минор (трезвучие 6-й ступени)
- фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
- ми минор (2-я ступень)
- до# уменьшенное 7-й ступени.
Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.
Ля минор
Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так
Ну, а кроме стандартных – 1, 4 и 5 ступеней – базы любой тональности, используются следующие гармонии:
- ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
- ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
- фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
- до мажор (трезвучие 3-й ступени);
- соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
- ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).
Как найти тонику
Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.
Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.
Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем – стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят – “простенький аккомпанемент”. Он действительно несложный – при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии – это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется “подобрать” аккорды к песне. Итак, резюмируем:
- Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную ноту.
- Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
- Играем аккорды в указанных выше блоках – то есть стандартные аккорды
- Поем (или играем) мелодию и “подбираем” на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, “щупаем” другие трезвучия.
- Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.
Как совет – удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии – дело практики.
План-конспект открытого урока по сольфеджио во 2 классе IIIчетверть, 1 урок Разработан преподавателем теоретических дисциплин Тобурдановской ДШИ Филипповой Наталией Васильевной С.Тобурданово-2009 1 Тема урока: повторение пройденного материала. План урока: Вокально-интонационные навыки. Распевка на материале пройденных интервалов (попевки, интервалы - секунды, терции, кварты, квинты; секвенции) Повторение: параллельные тональности. Три вида минора. Работа с тональностью ре минор. Ритмическая разминка Теория в кроссворде Домашнее задание Содержание урока: 1.Урок начинается с пения попевок на материале пройденных интервалов. 2 Вспоминаем понятие «Секвенция». На доске записан мотив секвенции. Поём нотами секвенцию восходящую: Затем нисходящую: Поем сольфеджио, затем со словами песню «Секвенция»: 3 Сольфеджирование нотных примеров на секвенцию: г) 4 2.Вспоминаем, что такое параллельные тональности на материале песни «ПАРАЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ» Какие виды минора мы знаем? Пение песенки на виды минора. 5 Работа в тональности ре минор. По квинтовому кругу находим Фа мажор. К Фа мажору параллельный ре минор. а) Записываем в тетрадь и поем три вида ре минора и трезвучия. б) Пение ступеней по карточкам. Варианты: натуральный минор o I-III-V-IV-III-II-I o I-II-III-I-V-VI-V-I o V-III-II-I-II-VII-↓I o V-VI-V-III-II-VII-↓I гармонический и мелодический I-III-II-I-VII#↓-I I-V-III-I-II-I-VII#↓-I V-VI-V-VII#-I I-V-VI#-VII#-I I-III-V-VI#-VII#-I 6 в)Знакомство с новой песенкой «Колыбельная» (Приложение 1) -Слушаем фонограмму песни -Разбираем содержание, строение мелодии -Поем с фонограммой -Дальше в форме диктанта. Педагог играет мелодию, ученики поют ритм ритмослогами и выстраивают ритм карточками. -Записываем ноты, поем сольфеджио с фонограммой. -Подбираем гармонию. -Пение под минусовку. 3.Ритмическая разминка. -ритмические упражнения по карточкам. (На усмотрение педагога) - Задание: придумать свой ритм 4.Теория в кроссворде. Вспоминаем пройденный теоретический материал на примере данного кроссворда. 7 5.Домашнее задание: -Петь три вида ре минора и трезвучия -Песня «Колыбельная» - петь нотами и со словами, играть на инструменте, подбирать гармонию. 8 Иллюстрационный материал к уроку. Приложение 1 9 Пояснение к уроку. Основная задача этого урока-повторение материала 1 полугодия, т.к.урок проводится после зимних каникул. Необходимо вспомнить пройденный материал. В урок входят следующие разделы: Вокально-интонационные навыки. Пение попевок на пройденные интервалы: от м.2 до ч.5 Повторение понятий «Параллельные тональности» и минор 3-х видов. Знакомство с тональностью ре минор. Пение ступеневых цепочек. Тональность ре минор закрепляется на примере песни «Колыбельная». Здесь идет полный разбор выразительных средств: характер музыки, ритм, мелодическое движение. Запись песни нотами проводится в форме диктанта. Так же идет подбор гармонии для дальнейшей игры на инструменте. Ритмическая разминка проводится по различным вариантам на выбор педагога. Например, отработка различных фигураций ритма по карточкам. Сочинение своего ритма. Можно использовать шумовые инструменты. Теория в кроссворде. Ученики отвечают на теоретические вопросы, пройденные на предыдущих уроках. Данный вид работы привлекателен для детей. Итог: весь проходящий материал сопровождается музыкальными попевками, а не скучными заучиваниями правил и понятий. 10