Почему большую часть поэмы составляет исповедь мцыри. Является ли рассказ Мцыри исповедью? (по поэме М

Почему большую часть поэмы составляет исповедь мцыри. Является ли рассказ Мцыри исповедью? (по поэме М

Саид Магомедов

Пожаловаться

Интонация повествования об истории героя спокойная, размеренная. С началом монолога Мцыри интонации поэмы резко меняются. В речи Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («...А душу можно ль рассказать?»), ритм становится постепенно всё более неровным (предложения начинаются с середины строки: «Я молод, молод... Знал ли ты / Разгульной юности мечты?»), появляется большое количество восклицательных предложений и предложений, оканчивающихся многоточиями. Всё это передаёт взволнованность, мечты и страдания героя.
Исповедь - 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание в чём-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.
Мцыри - послушник в монастыре. В монастыре слово «исповедь» привычно употребляется в первом значении, но рассказ Мцыри назвать такой исповедью нельзя. Он не кается в грехах, не сожалеет о произошедшем, но счастлив тем, что прожил эти дни на свободе. Он отстаивает своё право на полноту впечатлений, на возможность самому выбирать свою судьбу, не подчиняясь заведённым кем-то порядкам. Он заявляет, что отказаться от чего-либо можно, только познав его, поэтому монахи знали, что теряли и что приобретали, когда удалялись от мира. Себя же юноша чувствует обделённым и протестует против этого.

Саид Магомедов

Пожаловаться

События, о которых рассказывается в стихотворении, происходят во время Кавказской войны. Мцыри родился в горном ауле; будучи ещё совсем маленьким ребёнком, попал в плен к русскому генералу. Вероятно, генерал надеялся устроить жизнь мальчика, зная природное мужество горцев. Но ребёнок тяжело заболел, отказывался от пищи, не желая принимать её от врагов, и был отдан генералом в один из горных монастырей Грузии. Монахи вылечили малыша, и он остался жить среди них, со временем превратившись в задумчивого молчаливого юношу. Накануне принятия монашеского обета в сильную грозу он бежал из монастыря, с особенной остротой ощутив ненормальность своего затворнического положения. Сильное потрясение от столь решительного шага и новых, неизведанных впечатлений частично пробудило его детскую память. Он захотел добраться до родных мест, которые находились далеко в горах. Людей он дичился и не ждал от них ничего доброго, а грузинкой, за которой он тайком наблюдал, он любовался, сам не понимая, что его волнует и никак не соотнося её с остальными людьми. Обступающая его дикая природа раскрылась ему всей своей красой, обновлённые нервным подъёмом чувства восхищались ею, он сам чувствовал себя диким зверем, растворённым в природе («Но страх не сжал души моей:/Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей»). Обходя людей, он заблудился, в глубине леса на звериной тропе столкнулся с барсом и вступил с ним в поединок. Он не испугался и не попытался убежать, настолько велико было его воодушевление. В отчаянной борьбе с хищником Мцыри вышел победителем, в этой борьбе он сам был хищником, жаждущим проверить свои силы. Он был изранен и ужаснулся, когда понял, что его блуждания незаметно привели его обратно к монастырю. Он понял, что его попытка добраться до дома была обречена на неудачу («Да, заслужил я жребий мой!»), но нисколько не пожалел об этом, потому что испытал гораздо больше, нежели за всю предшествующую жизнь («Увы! - за несколько минут/Между крутых и тёмных скал,/Где я в ребячестве играл, /Я б рай и вечность променял...»).
Мцыри проявил страстную решимость. Монастырский уклад не воспитал в нём смирения. Он чуял в себе огромные силы и не верил в помощь людей, потому что люди увезли его из родного аула, а другие воспитывали по своей мерке, ограничивая проявления его могучего духа. Он не видел добра от посторонних людей, поэтому и не желал «помощи людской», надеясь только на свои силы.
Сравнение «в тюрьме воспитанный цветок» означает восприятие юношей своей прошлой жизни в монастыре. Конечно, он не был в тюрьме в буквальном смысле этого слова, да и монастырь, скорее всего, не отличался особой строгостью, но там за него принимались решения, там негде было проявить себя сильному энергичному духу. Монастырь, таким образом, действительно был тюрьмой для его молодых сил и жажды жизни.
Мцыри печалит, что умирать ему приходится вдалеке от родной земли, и надеется лишь на то, что, умирая, он получит возможность ещё раз поглядеть на снежные пики Кавказа. Он просит похоронить его на этом месте, тогда его душа успокоится и уйдёт на небо, никого не проклиная.
Сравнивая жизнь в монастыре и на воле, Мцыри хочет объяснить огромную разницу между полноценной жизнью с ее опасностями и превратностями, и заранее заданным, закрытым от внешних воздействий существованием в монастыре. Он называет монастырь тюрьмой, потому что удалиться от мира можно только тогда, когда исчерпал его для себя, - для Мцыри же мир неведом и кажется безграничным.

Саид Магомедов

Пожаловаться

3.
Картины кавказской природы играют в поэме огромную роль. Они словно бы отображают собой ту контрастность и силу чувств, что бурлили в Мцыри, иллюстрируют его необузданную энергию, переживания и цельную чистоту его души.
Показать картины кавказской природы автору помогли следующие литературные приёмы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, аллитерация.
Примеры эпитетов: «пышные поля», «свежею толпой», «груды тёмных скал», «объятья каменные их», «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос».
Примеры сравнений:
...Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел горные хребты,
Причудливые, как менты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом...
... В снегах, горящих, как алмаз...
Пример метафоры, сочетающейся с олицетворением:
Простёрты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг...
Аллитерация:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ...
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней... (Почти полное отсутствие [р].)
Сравним картину природы, нарисованную Мцыри, с картиной монастыря, нарисованной в первой главе эпическим рассказчиком. Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой, / Развалин страж полуживой» - и живая, одушевлённая природа, думы которой угадывает Мцыри.
Эпитеты («радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозды полные», «волшебным, странным голосам»), метафоры и сравнения («следы небесных слёз» - капель дождя, «кудри виноградных лоз», «серёг подобье дорогих») создают ощущение наполненности и богатства жизни.
4. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Как вы понимаете это утверждение, согласны ли вы с ним? Можете ли показать это на примерах из текста?
Сбежав из монастыря, Мцыри целиком отдался во власть природы, он инстинктивно выбирал дорогу и рассчитывал только на свои силы. Можно сказать, что М.Ю. Лермонтов поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Таковы и многие строки поэмы:
...Я убежал.
О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
...Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор...
Но при этом Мцыри, понадеявшийся только на слепые силы природы и своей души, терпит неудачу. Природа обманула беглеца, приведя его извилистыми тропами обратно к монастырю, а собственная сила бесцельно растрачена в бесполезной схватке с барсом.
И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей...
...Мир Божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжёлым сном.
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!

Сначала у поэмы был иной эпиграф: «У каж­дого есть одно отечество», потом Лермонтов заме­нил его на тот, который вы видите во всех изданиях: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Это цитата из Библии (Первая Книга Царств). Как вы можете объяснить значение каждого из этих эпиграфов?

Первоначальный эпиграф был заменен, видимо, потому, что идейный смысл поэмы оказался шире: не только о любви к Родине говорится в произведении. Поэт заменяет первое изречение другим, взятым из Библии: «Я отведал немного меду, и вот я должен умереть…» Поэма Лермонтова ставила перед читателями вопрос о судьбе и правах личности, о смысле жизни, о том, какой должна быть человеческая жизнь, и отвечала на них словами Мцыри, зовущими к свободе, к «вольности святой», прославляющими радость борьбы и слияния с миром.

Определите в поэме место исповеди Мцыри.

Исповедь Мцыри занимает централь­ное место в поэме - строфы с 3 по 26. Собственно исповедь - с 3 по 8 стро­фы. Строфы с 9 по 26 - вдохновенный рассказ Мцыри о «трех блаженных днях», проведенных на воле. Исповедь - это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться - значит покаяться в своих грехах, ниче­го не утаить. Однако исповедь Мцыри - не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», - говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».

Перечитайте две первые и две последние строфы. Какую роль играет обрамление в этом про­изведении?

Две первые строфы поэмы пред­ставляют собой введение, предшествую­щее монологу-исповеди Мцыри и содер­жащее ряд фактов - о месте, где нахо­дился монастырь и куда был отдан заболевший в дороге пленный мальчик, говорится о поведении шестилетнего ре­бенка, в котором «могучий дух отцов» заставил его «тихо, гордо» умирать и от­вергать предложенную пищу. Затем рас­сказывается о его дальнейшей судьбе, о побеге из монастыря и о том, что спустя три дня его нашли без чувств в степи «и вновь в обитель принесли». «Собрав ос­таток сил», Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрь­мой, и о трех днях пребывания на воле.

Последние строфы - это прощание Мцыри с жизнью, прощание со своей меч­той увидеть родину. Эти строки полны глубокой горечи. Он готов и рай, и вечность променять за несколько минут, проведенных в местах, где прошло его детство. Предчувствуя скорую смерть, Мцыри просит монаха выполнить его единственную просьбу: похоронить в том месте, откуда виден Кавказ, в надежде, что тот пришлет ему прощальный привет с его родины. Ни одного слова о прощении не услышал от гордого юноши старик мо­нах. Последние мысли Мцыри о родине, свободе, жизни.

Монолог Мцыри состоит из двух частей: в гла­вах (строфах) 3-8 перед нами собственно испо­ведь, а в главах 9-26 — рассказ о днях, проведен­ных на воле. Что отличает эти части друг от друга?

В собственно исповеди Мцыри раскрыва­ет свою душу старому монаху, спасшему его однажды от смерти, и объясняет, чем вызван был его побег, такой неожидан­ный для всех. Он убегает в то время, ког­да, казалось, готов был «изречь монаше­ский обет». Никто не знал, что внешне по­корный, «душой дитя, судьбой монах», Мцыри мечтал о свободе и знал «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» - во что бы то ни стало попасть на родину. Мцыри противопоставляет жизни монахов «средь душных келий и молитв» - жизнь, полную тревог и битв. Он раскрывает и цели своего побега:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Мцыри осмысливает увиденное за три «блаженных» (в высшей степени счастли­вых) дня на воле.

Он узнал в эти дни, как прекрасен мир, почувствовал слияние с природой, несмот­ря на все опасности и страдания, испытан­ные им по пути на родину. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» - обращается Мцыри к монаху, и сам отвечает: «Жил». Какой смысл вкладывает герой в это сло­во? Что значит жить для него? В этом слове и отрицание предшествующей жизни в монастыре-тюрьме, и пережитое им чувство свободы, и сознание, что только на воле человек может чувствовать себя сча­стливым, ощущать полноту жизни.

Строфы с 9 по 26 это рассказ Мцыри о каждом из трех дней, проведенных на воле: о красоте окружающего мира, о встрече с грузинкой, о бесстрашии в бою с могучим барсом и своей победе, об от­чаянии, когда он услыхал колокольный звон. Мцыри рассказывает монаху о том, что он пережил, увидел, узнал, понял за эти три «блаженных» дня. События изла­гаются им последовательно, параллельно он передает свое душевное состояние, мысли, вызванные каждым из описанных моментов. Так, бой с барсом дает возмож­ность утверждать, что он «мог быть в краю отцов не из последних удальцов», звук колокола заставляет обессилевшего Мцыри с болью признать, что ему «на ро­дину следа не проложить уж никогда».

«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
Зачем?. . Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать» .
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, –
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил;
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

Несколько интересных сочинений

  • Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души

    С первых минут пребывания в Маниловке становилось понятно, что заманить гостей сюда непросто. Вся обстановка поместья, дом, открытый всем ветрам, двор с жиденькими березами, нелепые клумбы свидетельствуют об отсутствии хозяйской руки

  • Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь Пушкина

    Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.

  • Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева образы 6 класс

    Образы крестьянских детей описаны в произведении со всем присущим автору мастерством. На протяжение всего повествования писатель всячески проявляет свою симпатию к простому русскому народу.

  • Образ Николая Ивановича в рассказе Крыжовник Чехова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Николай Иванович Чимша-Гималайский, представленный писателем в образе потомственного дворянина, служащего с ранних лет государственным чиновником.

  • Николай Иванович в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Николай Иванович, сосед Маргариты с нижнего этажа, стал очередной невольной жертвой пребывания в Москве Воланда и его свиты.

И повествующая нам о непокорном юноше, смелом бойце, которого захотели сделать монахом. Замечательная работа, что показывает нам бунт против устоев и существующих идеалов.

Размышляя над поэмой и над заданием на тему «Исповедь Мцыри», попытаемся ответить на вопрос, что же именно отстаивает в своей исповеди герой и является ли его монолог исповедью.

Монолог — исповедь Мцыри

— юноша, которого оторвали от родного края и оставили в монастыре на воспитание монахам. Этот одинокий мальчик не смог смириться со своей судьбой, не смог он больше находиться в стенах святыни, поэтому он . Только через три дня его все-таки нашли бледного и худого, голодного и израненного. Не хотел он отвечать на расспросы монахов, и только перед своей смертью юноша раскрылся.

Был ли его рассказ исповедью? С одной стороны, да. Юноша раскрывает свое сердце и показывает свою душу монаху, ведая причины побега. Но с другой стороны, он не кается, а просто передает свои мысли. Его монолог, как спор с монахом, где он рассказывает о чудном мире, который ему удалось повидать, где люди как орлы вольные и свободные. А вот в стенах монастыря нет права выбора. Он рассказывает, что жил здесь как в плену, поэтому и мечтал вырваться из сумрачного монастыря.

Три дня изменили жизнь Мцыри. Всего три дня, но какие же они были разнообразные, они как глоток воздуха для задыхающейся в темнице души мальчика. На свободе проявились и настоящие черты характера горца, о которых мы узнаем из его исповеди. Это сила, ловкость, прыть, смелость, проявление любви и стремление к своей цели.

Да, Мцыри не вернулся на Родину, он заблудился, оказавшись вновь у стен монастыря. Но он не был сломлен и единственной разрядкой в этой ситуации становится его горячая исповедь. Но не о своих грехах он говорит, его монолог об освобождении. В своей исповеди Мцыри не просит прощения, он просто прощается. И умирает свободным и непокоренным.

Исповедь Мцыри начинается с 3 главы. До этого повество­вание спокойное, плавное, размеренное. Это рассказ о том, как мальчик попал в монастырь.

Речь Мцыри совершенно иная. Он рассказывает монаху о том, как он прожил те три дня, когда странствовал за предела­ми монастыря в поисках дороги домой. Герой истощен, он уми­рает, речь его сбивчивая, очень эмоциональная. Она изобилует вопросительными и восклицательными предложениями. Мно­гие предложения заканчиваются многоточиями. Герой восхи­щен тем, что ему удалось пережить, он страдает оттого, что он вновь в монастыре.

Слово “исповедь” многозначное. Прямое значение - покая­ние в грехах перед священником, переносное - откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей.

То, что сам Мцыри рассказывает о своем путешествии, ис­поведью в прямом смысле слова считать нельзя. Герой не кает­ся в грехах, не сожалеет о случившемся, он счастлив тем, что эти три дня были в его жизни, он пережил высшие взлеты сво­ей души, мир восхитил его. То, что было до этого, Мцыри счи­тает и называет пленом.

В своем монологе Мцыри отстаивает право человека на сво­боду выбора в своей жизни – то священное право, которое дано человеку Богом.

Глоссарий:

– исповедь мцыри сочинение

– сочинение на тему исповедь мцыри

– что отстаивает в своей исповеди мцыри

– Анализ эпизода исповедь мцыри

– сочинение исповедь мцыри


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. События, описанные в поэме, происходили в период доб­ровольного присоединения Грузии к России. Трагизм судьбы главного героя втом, что он был пленен (“ре­бенка пленного он (генерал)...
  2. ­Мцыри, как романтический герой С самого детства Лермонтов был влюблен в Кавказ, а герои, которых он изображал в своих произведениях, это были свободные и гордые...
  3. ­Почему Мцыри вспоминает три блаженных дня Поэма “Мцыри” была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она стала одним из лучших образцов романтизма, так популярного...
  4. Почему Мцыри бежал из монастыря? “Мцыри” – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег...