Вокальные произведения шуберта. Вокальное творчество шуберта

Вокальные произведения шуберта. Вокальное творчество шуберта

Старинной песни мир - коричневый, зелёный,
Не только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
(О. Мандельштам)
Как известно, для того, чтобы музыка жила, необходимы три действующих лица - композитор, исполнитель и слушатель. Композитор вкладывает свои чувства и мысли в нотную запись. Исполнитель стремится наиболее точно передать всё зашифрованное в нотах и неизбежно добавляет что-то своё. Для внимательного слушателя общение с прекрасной музыкой может стать шагом к открытию чего-то нового в себе и в окружающем мире.Сегодня мы познакомимся с выдающимися образцами композиторского и исполнительского мастерства. Стать выдающимися слушателями предстоит вам. Это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Нужно просто сосредоточиться и постараться понять, что скрывается за музыкальным образом.
Послушайте песню
австрийского композитора Франца Шуберта "Двойник" в исполнении великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина."Ноты - это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор," - так говорил Ф. И. Шаляпин, стремившийся добиться наибольшей правды в своём исполнении. "Только правдивое - прекрасно," - ещё одна фраза знаменитого певца.
___________________________________________________________________________________________________________________________________

Творчество Франца Шуберта

способствовало распространению песенного жанра в Европе. Песни Шуберта - это небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом. Аккомпанемент как бы комментирует, иногда иллюстрирует содержание.

Большую часть своих произведений Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для встреч с друзьями, которые он называл "шубертиадами".

М. фон Швинд. Шубертовский вечер (Шуберт за фортепиано).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особой разновидностью песни является баллада .
Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения, драматичностью выражения чувств. Нередко повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки. Одно из самых знаменитых произведений композитора - баллада "Лесной царь" на стихи И. В. Гёте.
Шуберт сочинил её, когда ему было 18 лет. Вот как один из друзей композитора рассказывал о процессе сочинения произведения:
"Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке "Лесного царя". Он прошёлся с книжкой несколько раз
взад и вперёд по комнате , внезапно сел - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге".
Послушайте балладу "Лесной царь". Обратите внимание на то, как сочетаются мелодия и сопровождение, на изобразительность и выразительность аккомпанемента.

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
И. В. Гёте. перевод В. А. Жуковского

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" -
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой". -
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит". -
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей". -
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой". -
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.



__________________________________________________________________________________________________________________________________
Жанр баллады живёт и в наше время. Примером современной баллады можно назвать песню О. Фельцмана на слова Р. Рождественского "Огромное небо" ,
в которой описывается случай, реально произошедший с нашими пилотами, служившими в Германии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание.
1.Какой композитор считается создателем жанра вокальной баллады?
2.Какая из двух картин в приложении наиболее созвучна балладе "Лесной царь"?
3. Почему песню "Огромное небо" можно назвать балладой?
4*.Назовите хотя бы один адрес в Санкт-Петербурге, связанный с именем Ф. И. Шаляпина.

В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивиду­альность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой но­визной.

Песни Шуберта – это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствован­ные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категори­ями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил «песенно».

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений. Но использование песни в качестве материала – далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип – вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт – это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве – человека в аспекте его непосредст­венных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».

Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровожде­ние, формообразование – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распев­ные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.



Песня у Шуберта – это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каж­дой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» – звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:

  • характеризует общий психологический фон действия – образ лихорадочной тревоги;
  • изображает ритм «скачки»;
  • обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свобод­ное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зим­него пути» и т.д. Вершина балладного жанра – «Лесной царь», созданный в ран­ний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало­гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму. Рефреном являются возгласы отчаяния ре­бенка, а эпизодами – обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу­ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон­трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие – возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод – в B-dur, 2-й – с преобладани­ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой» , отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).

В «Фаусте» Гете песня Гретхен – небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения – глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и меч­та о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлева­ющего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просвет­ленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональ­ных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.

Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («...пожатье рук, его поцелуй»).

Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующе­го сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вы­текает из фортепианного вступления.

В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования – от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти­ков – Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.

Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).

Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы

Открытый урок по музыке

"Музыкальный образ в произведении

Франца Шуберта"

Провела:

учитель музыки

Кириллова З.И.

с.Толбазы

Тема урока: "Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта"

Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Задачи:

    образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

    развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;

    воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.

Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т.И. Науменко, В.В. Алеев учебник по музыке 7 класс.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.

II. Повторение пройденного.

Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).

Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).

С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ).

III. Изучение нового материала.

1) – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

или .

(Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).

Слайд 3

2) Вопросы для проверки выполнения работы.

    Кто такой Франц Шуберт?

    Когда и где родился Шуберт?

    Кем были родители Шуберта?

    Где Шуберт получил музыкальное образование?

    Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?

    Во сколько лет Шуберт начал сочинять?

    Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?

    Сколько песен написал Ф. Шуберт?

    Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?

    Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?

    Каким человеком был Шуберт?

    Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?

    Какого композитора Шуберт боготворил?

    Представителем какого музыкального направления был Шуберт?

    Когда к Шуберту пришел настоящий успех?

    Сколько лет прожил Шуберт?

(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)

Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).

3) Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.

Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 7

Какие чувства выражает музыка?

Какой образ передал в своей музыке композитор?

Кто исполняет это музыкальное произведение?

(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)

Как называется это произведение?

Что такое баллада?

Слайд 8

Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Слайд 9

Сколько действующих лиц в балладе?

Как звучит тема каждого героя?

Какая интонация преобладает в речи персонажей?

Что вы услышали в аккомпанементе?

Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.

Слайд 10

Вариант

Действующие лица

Речь

Мелодия

Музыкальное сопровождение

I

II

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.

.

(По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)

Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).

Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:

Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?

Как происходит развитие сюжета в балладе?

Какую роль в произведении играет фортепиано?

Слайд 11

(Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)

Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» – образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.

4) История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.

Слайд 12

Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.

Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

Слайд 14

Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

IV. Закрепление.

В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.

Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).

(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)

1 вариант

2 вариант

1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
А) Франции
Б) Италии
В) Австрии
2. Сколько песен написал Шуберт?
А) 600
Б) 500
В) 400
3. Кто автор немецкого текста баллады?
А) Шиллер
Б) Гёте
В) Шекспир
4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
А) 4
Б) 5
В) 6
5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
А) Отца
Б) Лесного царя
В) Сына
6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
А) Пунктирный ритм
Б) Ритм марша
В) Ритм бешеной скачки
7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
А) Любовь и ненависть
Б) Жизнь и смерть
В) Война и мир

1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
А) 27
Б) 31
В) 37
2. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?
А) 28
Б) 23
В) 18
3. Кто сделал лучший перевод баллады?
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Жуковский
4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
А) Лирический
Б) Драматический
В) Эпический
5. Как звучит речь автора, отца и сына?
А) Взволнованно
Б) Завлекательно
В) Вкрадчиво
6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?
А) Сына
Б) Отца
В) Лесного царя
7. Какой характер имеет баллада в целом?
А) Тихий и спокойный
Б) Взволнованный и тревожный
В) Веселый и озорной

1 вариант

2 вариант

1. В
2. А
3. Б
4. А
5. Б
6. В
7. Б

1. Б
2. В.
3. В.
4. Б
5. А
6. В
7. Б

Слайд 15

Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».

V. Итог урока.

С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?

Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?

Слайд 16

Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?

(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

VI. Домашнее задание.

Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.

Создавал на протяжении всей жизни. В его наследии насчитывается более шестисот сольных песен. Конечно, все они далеко не равноценны. Не раз Шуберт, бесконечно деликатный, писал музыку на мало вдохновлявшие его тексты, которые принадлежали собратьям по искусству или были рекомендованы друзьями и просто знакомыми. Это отнюдь не значит, что он относился небрежно к отбору стихотворных текстов. Шуберт необычайно чутко воспринимал красоту во всех ее проявлениях, будь то природа или искусство; о том, как воспламеняли его творческий дух образы настоящей высокой поэзии, существует немало свидетельств современников.

В поэтических текстах Шуберт искал отзвуки мыслей, чувств, переполнявших его самого. Особенно он обращал внимание на музыкальность стиха. Поэт Грильпарцер говорил, что стихи друга Шуберта Майрхофера, «всегда похожи на текст к музыке», а Вильгельм Мюллер, на чьи слова написаны шубертовские песенные циклы, сам предназначал свои стихи для пения.

В историю вокальной лирики Шуберт вошел с песнями Гёте, закончил свою короткую жизнь песнями на слова Гейне. Самое совершенное, что создал Шуберт в период ранней зрелости, вдохновлено поэзией Гёте. По словам Шпауна, обращенным к поэту, гётевским «прекрасным творениям он (Шуберт. - В. Г. ) обязан не только возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и тем, что он стал певцом немецких песен».

Ведущее место в шубертовских песнях принадлежит вокальной мелодии. В ней отразилось новое романтическое отношение к синтезу поэзии и музыки, при котором они как бы меняются ролями: слово «поет», а мелодия «говорит». Шуберт, тонко соединяя интонации распевные, песенные с декламационными, речевыми (отзвуки оперных влияний), создает новый род выразительной вокальной мелодики, который становится главенствующим в музыке XIX века. Он получает дальнейшее развитие в вокальной лирике Шумана, затем Брамса, одновременно захватывает сферу инструментальной музыки, заново трансформируясь в творчестве Шопена. Шуберт в своих вокальных произведениях не стремится следовать за каждым словом, не ищет полного совпадения, адекватности слова и звука. Тем не менее его мелодии способны реагировать на разные повороты текста, оттеняя его нюансы.

Несмотря на «привилегии», которыми наделена вокальная партия, роль аккомпанемента чрезвычайно значительна. Фортепианную партию Шуберт трактует как могучий фактор художественной характеристики, как элемент, обладающий своим «секретом» выразительности, без которого невозможно существование художественного целого.

(Шуберта не раз упрекали за, якобы, непреодолимые трудности аккомпанемента. На современном уровне пианизма такие упреки кажутся необоснованными, хотя сопровождение «Лесного царя » и сейчас требует виртуозного владения фортепианной техникой. Шуберт считался прежде всего с требованиями, выдвигаемыми конкретной художественной задачей, хотя не исключал иногда возможности и более облегченного варианта. Ко многому обязывали скромные исполнительские возможности любителей музыки, которым преимущественно адресовался тогда композитор песенно-романсного жанра. Часто издатели с целью большего распространения и доступности поручали перекладывать фортепианный аккомпанемент для гитары. Да и самому Шуберту принадлежат некоторые вокальные произведения с сопровождением этого инструмента, широко бытующего в кругу любителей.)

Шуберту всегда было присуще тонкое чувство формы, порождаемой характером, движением музыкально-поэтического образа. Он часто пользуется песенной куплетной формой, но в каждом конкретном случае нередко вводит изменения, иногда существенные, иногда еле уловимые, что делает замкнутую, «стоячую» форму эластичной и подвижной. Наряду с разнообразно претворенной, часто варьированной куплетностью, у Шуберта есть и песни-монологи, песни-сцены, где цельность формы достигается сквозным драматическим развитием. Но даже и в сложно разработанных формах для Шуберта типична симметричность, пластичность, завершенность.

Найденные Шубертом новые принципы вокальной мелодики, фортепианной партии, песенных жанров и форм легли в основу дальнейшего развития, стимулировали всю дальнейшую эволюцию вокальной лирики.

Первый сборник из шестнадцати песен, который в 1816 году друзья Шуберта предполагали послать поэту, содержал уже такие совершенные произведения, как «Гретхен за прялкой », «Полевая розочка », «Лесной царь », «Жалоба пастуха». Немало прекрасных песен на стихи Гете не вошли в эту первую тетрадь. Безыскусственность народной песни и изысканную простоту, пластичность и емкость художественных образов гётевской поэзии бесконечно умножает красота шубертовской музыки. Тем не менее каждая из созданных Шубертом песен обладает собственной концепцией. Музыкальные образы, вдохновленные поэзией Гёте, живут уже своей самостоятельной жизнью, независимо от их первоисточника.

Песни на стихи Гёте показывают, с какой чуткостью проникал Шуберт в сокровенный смысл поэтических образов, как разнообразны и индивидуальны его музыкальные приемы и средства воплощения. Уже в раннем творчестве наряду с балладой, драматической песней или просто куплетной песенкой встречаются произведения, представляющие новую разновидность вокальной лирики. Имеются в виду песни арфиста на стихи Гете из «Вильгельма Мейстера» - «Кто со слезами хлеб не ел», «Кто одиноким хочет быть». Скорбная мудрость, вложенная в уста бродячего музыканта, насытила образы шубертовских песен значительностью философской лирики. Шуберт выступает здесь как провозвестник нового музыкального жанра - элегии.

Особое место в вокальной лирике Шуберта принадлежит песенным циклам.

Его предшественником в этом новом виде вокальной музыки был Бетховен . В 1816 году появились песни Бетховена «К далекой возлюбленной». Желание показать разные моменты душевных переживаний одного человека подсказало форму песенного цикла, в котором несколько законченных песен объединяет общность замысла.

Развитие и утверждение циклических форм - явление симптоматичное для романтического искусства с его тягой к самовысказыванию, автобиографичности. В литературе и поэзии конца XVIII и особенно первой трети XIX века появляются лирические повести, имеющие характер дневниковых записей, большие стихотворные циклы. В романтической музыке возникают песенные циклы; их расцвет связан с творчеством Шуберта и Шумана.

Стихотворные циклы Вильгельма Мюллера для Шуберта, Генриха Гейне для Шумана были и творческим стимулом и поэтической основой. Из поэзии заимствуются самые принципы формообразования романтического цикла - наличие и развитие сюжетной линии. Этапы развертывания сюжета раскрываются в последовательно сменяющихся песнях, передающих мысли одного героя. Повествуя обычно от первого лица, автор вносит в такие произведения значительный элемент автобиографичности. Так же, как и в литературе, циклы приобретают характер исповеди, дневника, «романа в песнях».

Два цикла песен Шуберта - «Прекрасная мельничиха » и «Зимний путь » - новая страница в истории вокальных жанров.

Между ними есть непосредственная и тесная связи. Стихотворный текст принадлежит одному поэту - Вильгельму Мюллеру. В обоих случаях «действует» одно лицо - скиталец, странник; он ищет в жизнн счастья и любви, но постоянное непонимание, человеческая разобщенность обрекают его на горе и одиночество. В «Прекрасной мельничихе» герой произведения - юноша, бодро и радостно вступающий в жизнь. В «Зимнем пути» - это уже надломленный, разочарованный человек, у которого все в прошлом. В обоих циклах жизнь и переживания человека тесно сплетены с жизнью природы. Первый цикл развертывается на фоне весенней природы, второй - сурового зимнего пейзажа. Молодость с ее надеждами, иллюзиями отождествляется с цветущей весной, душевная опустошенность, холод одиночества - со скованной снегами зимней природой.

Последний сборник шубертовских песен был составлен и издан друзьями композитора после его смерти. Полагая, что найденные в наследии Шуберта песни были написаны им незадолго до смерти, друзья назвали этот сборник «Лебединой песней ». Туда вошли семь песен на слова Рельштаба, из которых самую широкую популярность приобрели «Вечерняя серенада» и «Приют»; шесть песен на слова Гейне: «Атлас», «Ее портрет», «Рыбачка», «Город», «У моря», «Двойник» и одна песня на слова Зейдля - «Голубиная почта».

Песни на слова Генриха Гейне - вершина эволюции шубертовской вокальной лирики и во многом отправной момент последующего развития песенно-романсного жанра.

Тематика и музыкальные образы, композиционные принципы, средства выразительности, известные по лучшим песням «Зимнего пути», кристаллизуются в песнях на слова Гейне. Это уже свободно построенные драматические вокальные миниатюры, сквозное развитие которых сосредоточено на углубленной передаче психологического состояния.

Каждая из шести гейновских песен - несравненное художественное произведение, ярко индивидуальное и интересное многими подробностями. Но «Двойник » - одно из последних вокальных сочинений Шуберта - обобщает его искания в области новых вокальных жанров.

Франц Шуберт. Песни и танцы

Австрийский композитор Франц Шуберт, современник Моцарта и Бетховена, Шуберт прожил очень мало – всего 31 год. Но зато его наследие огромно. За свою короткую и притом нелёгкую жизнь Шуберт успел создать более тысячи произведений и в них одарил человечество настоящими россыпями музыкальных драгоценностей.

Это прежде всего его песни для голоса с фортепиано, которых он написал более шести сотен, подняв жанр на небывалую художественную высоту. Много шедевров и среди других его произведений - симфоний, фортепианных сонат и пьес, камерных инструментальных ансамблей.

Однако самыми популярными его сочинениями остаются песни и фортепианные пьесы. Никто из юных музыкантов не прошёл мимо вальсов или других его танцев для фортепиано.

Очень жаль, что композитор прожил такую недолгую жизнь. Но и то, как он её прожил, заставляет говорить о настоящем творческом подвиге.

Юный Франц Шуберт ещё в школьные годы начал сочинять музыку, причём он делал это настолько профессионально, что это вызывало у его отца тревогу. Отец Шуберта хорошо знал, как труден был путь музыкантов, даже всемирно признанных, таких, как Моцарт и Бетховен. Отец хотел уберечь своего сына от подобной участи, и его усилия вылились в серьёзную ссору с сыном, в результате чего юный Шуберт был вынужден уйти из дома.

В течении всей жизни композитор не имел своего собственного угла. Он проживал то у одного из своих приятелей, то у другого. Большей частью он жил в столице Австрии – городе Вене. И венцы узнали и полюбили его музыку. Главным образом его песни. Секрет их выразительности заключался в близости к народным – австрийским, венгерским, славянским.

Песни занимали в творчестве Шуберта главное место. Интересно отметить, что в своих произведениях Шуберт выводит нового героя – простого скромного человека, который рассказывает с помощью музыки о своих маленьких жизненных событиях, об эпизодах счастья или страданий. Словом, песни Шуберта повествуют о том, с чем в жизни обычно сталкивается каждый человек.

Часто единственным другом героя Шуберта становится природа. Природе он поверяет свои мысли, надежды и печали. Поэтому в песнях присутствуют образы ручейка, леса, цветов, птиц, ночного простора. Эти художественные образы окружают героя песен, разделяют его странствия, радости и горести.

Одна из песен называется «В путь». Эта песня открывает целый музыкальный цикл Шуберта под названием «Прекрасная мельничиха». Юноша-мельник отправляется в путь на поиски счастья. Это рассказ о первой встрече на пути странника – встрече радостной, созвучной его настроению.

Музыкальное сопровождение песни «В путь» рисует игру воды в ласковом и приветливом ручейке. Водяная мельница с крутящимися колёсами, бегущей водой создаёт образ весёлого движения. Простая бесхитростная мелодия очень хорошо передаёт радостное настроение мельника.

Песня Шуберта «Форель» - одна из самых популярных его произведений. В песне говорится о том, как поэт наблюдает за игрой весёлой серебристой рыбки в горном ручье. Но рыбак, ловящий рыбу, чтобы поймать её, замутил воду в ручье, и бедняжка форель попалась на его удочку. Поэт сострадает бедной рыбке, описывая злорадство рыбака: «Он взял её с улыбкой, я волю дал слезам». Мелодия песни звучит на фоне быстрых скользящих вверх фраз, напоминающих всплески воды.

Вечная материальная необеспеченность и беспрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Однако никто из его друзей не отмечал, чтобы Шуберт впадал в мрачное настроение. Маленького роста, плотный, коренастый и близорукий, Шуберт превращал встречи с друзьями в настоящие музыкальные праздники, которые даже прозвали «шубертиадами». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, на глазах у публики сочиняя свои замечательные вальсы.

Но вместе с тем композитор был большим тружеником. Он много работал, систематически, изо дня в день. Сам он так и говорил: «Я сочиняю каждое утро. Когда кончаю одну пьесу, я начинаю другую». Были дни, когда он сочинял до десяти песен в день!

Также Шуберт мог к одним и тем же словам написать по нескольку различных мелодий. Так, к одному варианту текста он однажды сочинил семь различных мелодий. Музыкальные мысли посещали его даже во время сна. Тогда он просыпался и стремился скорее их записать. Поэтому он даже спал в очках! А друзья старались помогать ему в покупке нотной бумаги.

Настоящей жемчужиной вокальной лирики является «Серенада» Ф. Шуберта. Песни под названием серенада обычно исполнялись влюблёнными юношами под окнами у возлюбленных. Пелись они в вечернее или ночное время. Исполнители серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине. Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Её мелодия льётся плавно и неторопливо, а написана она в мягком ритме вальса. Фортепианное сопровождение серенады напоминает нам звучание гитары.

«Ave, Maria» - одно из самых светлых и лирических вокальных произведений Ф. Шуберта. Неземная красота этой музыки сделала молитву Деве Марии наиболее популярным религиозным сочинением Шуберта. «Ave Maria» - начальные слова католической молитвы, обращённой к Святой Деве Марии, которую у нас называют Богородицей.

Текст для этой песни Шуберт взял из поэмы «Дева озера» английского писателя Вальтера Скотта - автора «Айвенго» и многих других увлекательных романов. В поэме, действие которой происходит в XVI веке, это слова песни, которую поёт юная девушка Эллен. Вместе с отцом, храбрым воином, оклеветанным перед королём Шотландии и изгнанным им, и верным старым бардом она скрывается в глухих дебрях - краю диких скал, мрачных лесов и хрустальных озёр. (В средневековой Шотландии бардами называли странствующих поэтов-певцов.) В своей песне, которой бард аккомпанирует на арфе, Эллен обращается к Деве Марии, прося защиты от жестоких преследователей.

Песня Шуберта пленяет красотой своей плавной мелодии, сочетающей лирическую выразительность, женственность и возвышенность настроения.

Музыкальный момент - это небольшая инструментальная пьеса, в которой могут быть выражены разные переживания человека: лёгкая грусть и грусть-скорбь, взволнованность и тревога. Впервые в музыке это название - музыкальный момент - появилось у Франца Шуберта.

Исключительной популярностью пользуется «Музыкальный момент» фа минор. Он представляет собой один из немногих образцов лирически опоэтизированного чешского народного танца - польки. Лет через десять после возникновения этой очаровательной небольшой пьесы Шуберта полька стала приобретать широкую известность во многих странах Европы, включая Россию, как развесёлый бальный танец с характерной задорной припрыжкой. Под музыку же Шуберта может танцевать, пожалуй, кто-то юный - и грациозный, и застенчивый, лишь робко обнаруживающий свою ласковую, иногда чуть лукавую игривость.

Пьеса звучит то с нежной грустью, то шутливо, то ярко, решительно, игриво, то очень хрупко и легко. В этой музыке много украшений (мелких, лёгких звуков), которые придают ей утончённость и изысканность, делают её очень красивой. Этой пьесой любуешься как драгоценной, тонко и с мастерством сделанной вещью, хочется рассматривать в ней каждый узор и завиток, следить, как она искрится и переливается.

Город Вена, в котором жил композитор, всегда славился вальсами. Такие танцевальные пьесы сочинял и сам Шуберт. Обычно их мелодии возникали у него на вечерах «шубертиадах», на балах или загородных прогулках. Там он импровизировал, сопровождая танцы или просто радуя своей игрой друзей. Жаль, что не все свои музыкальные пьесы он успевал записывать. Но вот один из вальсов – си минор – наверняка знают юные музыканты. Этот вальс несложен, у него есть особенное светлое, мягкое звучание. Но в середине вальс меняет свою тональность с минорной на мажорную, становится более бодрым, решительным. Наверное, сочиняя этот вальс, Шуберт вспоминал что-то радостное из своей жизни, а может быть, мечтал о своём будущем.

Музыка Шуберта сама была похожа на ручеёк, который неоднократно звенел в его песнях. Подобно светлому ручейку, она передавалась от певца к певцу, и простые люди, которые жили в предместьях Вены, полюбили её. Надеемся, что и Вы полюбите музыку Франца Шуберта.

Вопросы и задания:

  1. Сколько песен написано Шубертом?
  2. Кто является «героем» песен Шуберта?
  3. Сделалось ли в шубертовских песнях более тесным единение музыки и поэзии?
  4. Какая роль стала принадлежать фортепианной партии в песнях Шуберта?
  5. Что представляет собой по содержанию жанр серенады? Какой характер имеет вокальная мелодия и какой - фортепианная партия в «Серенаде» Шуберта?
  6. Из какого литературного произведения взяты слова песни Шуберта «Аве Мария»? Каково содержание этой песни и каков её характер?
  7. К каким жанрам в области фортепианной музыки обращался Шуберт?
  8. Какие жанры в этой области он ввёл первым?
  9. Какие черты характерны для произведений Шуберта для фортепиано?
  10. Чем примечателен по своему характеру Вальс си минор?
  11. Какой танцевальный жанр опоэтизировал Шуберт в «Музыкальном моменте» фа минор?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
« Аве, Мария!» (2 варианта исполнения), mp3;
« В путь» из цикла « Прекрасная мельничиха» , mp3;
Вальс си минор, mp3;
Музыкальный момент № 3 фа минор, mp3;
Серенада (2 варианта исполнения), mp3;
« Форель» , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.