Классный час "Народные традиции. Классный час (1 класс) на тему: Классный час "Народные традиции.Крещение Господне"

Классный час
Классный час "Народные традиции. Классный час (1 класс) на тему: Классный час "Народные традиции.Крещение Господне"

Классный час

Крещение Господне – христианский праздник.

Цель: познакомить обучающихся с праздником Крещения; способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа; развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических сведений о традициях празднования народных праздников; воспитывать гордость и ответственность за сохранение культурных традиций своей страны.

Ход классного часа.

Крещение Господне - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 6 (19) января.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение.

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. На это Иисус ответил, что “надлежит нам исполнить всякую правду”, и принял крещение от Иоанна. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение”.

Господь пришел смиренно
Людские смыть грехи.
С главою преклоненной
Стоит Он у реки.

И просит кротко Чистый
Крестить Его, как всех,
Хоть Он и чище чистых,
Хоть Он святее всех!

В праздник Богоявления вспоминают величайшее евангельское событие, когда при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22) .

Поэтому праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время Крещения Бог показал, что Он есть Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя.

А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но и Бог.

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней “был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал” (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Таинство Крещения сегодня относится к одному из Таинства Православной Церкви. Крещение можно назвать духовным рождением человека, его рождением для Церкви. Посредством Крещения он становится ее членом. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, ко Святому Причастию, в котором происходит соединение человека с Богом. Во время Таинства происходит либо троекратное погружение человека в воду, либо обливание крещаемого с произношением священником молитв.

Таинство Крещения может быть совершено и над ребенком, и над взрослым. На “новорожденного” христианина надевается освященный нательный крестик – его защита и знак принадлежности к Церкви Христовой.

Крещение (греч. слово – погружение) – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что3 дня совершалась для нас благодать Воскресения. Сразу после Крещения человека одевают во всё новое и белое.

Очищаются души
Под знаменьем креста

Будь ты нем и послушен
В день крещенья Христа.

Виталий Сивяков

Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит новый человек, желающий жить по новым христианским законам. Всего их 10.Назовём самые понятные вам:

1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

2. Не убивай.

3. Не кради.

4. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

5. Возлюби ближнего своего, как самого себя и т. д.

Крещенские традиции.

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 год): “В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей”.

Накануне или в день Праздника Крещения Господня многие верующие отправляются к водоемам или заранее вырубленным при храмах прорубям. Искусственные проруби чаще всего имеют форму креста. Такие места крещенского освящения воды называются иорданями – в память о крещениях, совершаемых святым Иоанном Предтечей на берегах Иордана. Священник совершает чин освещения воды: произносит молитвы и троекратно погружает крест в воду. Все желающие могут троекратно погрузится в воду с молитвой: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, и этим действием освящаются душа и тело человека. В храмах в этот день служится специальный молебен по чину великого освящения воды, и каждый прихожанин может взять с собой бутылочку крещенской воды, которая послужит ему для укрепления духовного, душевного и телесного.

«Покайтесь и креститесь
В знак покаянья, Вы,-
Так говорил Креститель,
Беседуя с людьми,-

Крещу я Вас водою,
Смывая с вас грехи.
За мной идёт Мессия-
Спаситель душ людских.

Крестить Он будет Духом
Святым, от Бога данным…»

Православные христиане ежегодно 19 января отмечают праздник Крещение Господне, а 18 января – Крещенский Сочельник, канун Богоявления. Это главный день святочных гаданий.

Крещенский Сочельник также называют Голодной кутьей, голодным святвечером. В этот день готовят последнюю кутью рождественско-новогодних праздников. Голодной ее называли от того, что с этих пор до следующего дня, пока не освятят воду в водоемах, люди не ели. Остатки кутьи отдавали курам, а в отдельный горшок складывали на судьбу по 3 ложки блюд, которые стояли на столе в Крещенский Сочельник. Из этого горшка ел тот, кто последним на Крещение возвращался домой с речки. А поэтому, все кто шел освящать воду, старались как можно быстрее вернуться домой.

В древности крещенские морозы были очень сильными. Перед ужином в Крещенский Сочельник хозяин дома брал ложки кутьи, подходил к окну и приглашал мороз есть кутью. И приговаривал, раз мороз не идет в дом, пусть не идет и на урожай. Кроме этого, призвать мороз было особой забавой и для детворы, которая, припадая к окнам, на все лады приглашала его ужинать. А вот после Крещения морозы наступало ослабление морозов.

С 18 на 19 января, в полночь, вода в кранах, колодцах, реках становится святой. Ее можно набирать и она будет стоять годами. Воду, набранную в праздник Крещения, берегут для умывания, очищения и от болезней. Кроме этого все, у кого были сокровенные желания, старались помолиться о них 19 января к утру, когда небо откроется, считалось, что все, о чем попросить в это время – сбудется.

В течение всех праздников до Крещения женщины старались не ходить за водой, это была сугубо мужская работа. Кроме этого, они не полоскали в воде реки белье, поскольку считали, что там сидят черти и могут вцепиться.

Утром 19 января мужчины шли к реке и делали прорубь в форме креста. Ближе к обеду священник освящал воду, после чего ее набирали и пили, совершали купания. А женщины на Крещение обязательно, чтобы щеки были румяными, опускали в сосуд со святой водой калину или кораллы и умывались.

Приметы дня:

    Много снега – много хлеба.

    Утром снег – хороший урожай гречихи.

    Метель – пчелы роиться хорошо будут.

    Яркие звезды – будет хороший приплод скота, много гороха, ягод.

    Утром пасмурно, тепло, снег или иней – год хлебородный.

    Ясно, холодно – неурожай. Лето засушливое.

    Много собаки лают – много зверя, дичи будет.

Викторина “Крещение Господне”:

1. Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, так как:

a) Господь явил Себя как Пресвятую Троицу

б) Христос показал Свою человеческую и Божественную сущность

с) Оба ответы верны

2.“Глас вопиющего в пустыне” означает:

3. Господь Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в возрасте:

4. Святой Дух явился во время Крещения Господня в виде:

а) Облака

с) Голубя

5. Иоанн Предтеча не хотел крестить Господа потому, что:

а) Считал, что недостоин

б) Иисус сказал ему, что не время для этого

с) Сам принял крещение от Господа

Я с Крещением поздравить
Так хочу скорей тебя,
С миром всем желаю ладить,
Жить, тепло в душе храня!
Будь всегда таким же добрым,
Будь здоровым! Сильным будь!
Пусть в твоей душе огромной

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий , в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому

От ю́ности, Богоблаже́нне, Христа́ возлюби́в,/ оте́чество оста́вил еси́/ и, всех мирски́х мяте́жей уклони́вся,/ в ти́хое приста́нище пречестны́я оби́тели Богома́терни дости́гл еси́;/ отню́дуже уве́дев непрохо́дную пусты́ню,/ крестови́дною заре́ю пока́занную,/ жела́тельне ю́ обре́л еси́,/ и, в ней всели́вся,/ и́ночествующих собра́л еси́,/ и сих уче́ньми свои́ми, я́ко ле́ствицею восхо́дною на Не́бо,/ трудолю́бно тща́лся еси́ возводи́ти к Бо́гу,/ Ему́же моли́ся, Богому́дре Марти́рие,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: С юности, в Боге блаженствующий, Христа возлюбив, ты оставил Отечество и от всей мирской суеты удалившись, в тихом пристанище досточтимой обители Богоматери ты оказался, оттуда увидев непроходимую пустыню, крестовидной зарей указанную, нашел ее подходящей, и в ней поселившись, монашествующих собрал и их своим учением, как лестницей восходящей на Небо, в неустанном труде старался ты приводить к Богу, Ему же молись, Богомудрый Мартирий, даровать душам нашим великую милость.

Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому

Оте́чества, преподо́бне, и всего́ мирска́го мяте́жа уклони́тися возжеле́л еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся,/ та́мо во блаже́ннем безмо́лвии жесто́кое житие́ показа́л еси́,/ и ча́да послуша́ния и смире́ния в нем возрасти́л еси́./ Сего́ ра́ди, дерзнове́ние стяжа́в ко Святе́й Тро́ице,/ е́же моли́тися, Богоблаже́нне, о нас, ча́дех свои́х, и́хже собра́л еси́,/ и о всех правове́рных, да зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Марти́рие, безмо́лвия пусты́ннаго люби́тель.

Перевод: Отечества, преподобный, и всей мирской суеты удалиться ты пожелал и в пустыне поселился, там, в блаженном безмолвии, трудную жизнь явил и детей послушания и смирения [монахов] в ней вырастил. Из-за того обрел дерзновение [смелость, решительное устремление] молиться Святой Троице о нас, детях своих, которых ты собрал, и обо всех верующих, призываем тебя: радуйся, отец Мартирий, безмолвия пустынного любитель.

Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому

О, па́стырю до́брый, наста́вниче наш, преподо́бне о́тче Марти́рие! Услы́ши е́же к тебе́ ны́не приноси́мое моле́ние на́ше. Ве́мы бо, я́ко ду́хом с на́ми пребыва́еши. Ты у́бо, преподо́бне, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це, Иису́су Христу́, Бо́гу на́шему, и ко Пречестне́й Богома́тери, бу́ди хода́тай и моли́твенник те́плый о оби́тели сей, ю́же возгради́л еси́, и о нас, недосто́йных рабе́х, живу́щих в ней, ея́же ты просвети́тель сый и нача́льник, богосо́бранному твоему́ бра́тству помо́мощник и засту́пник, я́ко да твои́м предста́тельством и моли́твами невреди́мы на ме́сте сем пребу́дем; от бесо́в же и злых челове́к ненаве́тованны и от всех бед и напа́стей свобо́дни сохрани́мся. Всем же отвсю́ду приходя́щим во святу́ю оби́тель твою́ и моля́щимся тебе́ с ве́рою и покланя́ющимся ра́це моще́й твои́х, о е́же изба́витися от вся́кия ско́рби, боле́зни и напа́сти, ми́лостивне поспеши́, дарова́ти же правосла́вным мир, тишину́, благоде́нствие и изоби́лие плодо́в земны́х; и о всех нас те́плый предста́тель ко Го́споду и помо́щник душа́м на́шим бу́ди, е́же отпусти́тися согреше́ниям на́шим и моли́твами твои́ми, свя́те, изба́витися нам ве́чнаго муче́ния и сподо́битися ца́рствия со все́ми святы́ми, да сла́ву, благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем еди́ному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Цель: познакомить с православным праздником “Крещение Господне” и традициями русского народа

Ход классного часа

Рассказ учителя:

Крещение Господне - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 6 (19) января.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение.

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. На это Иисус ответил, что “надлежит нам исполнить всякую правду”, и принял крещение от Иоанна. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение”.

В праздник Богоявления вспоминают величайшее евангельское событие, когда при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22) .

Поэтому праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время Крещения Бог показал, что Он есть Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя.

А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но и Бог.

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней “был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал” (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Таинство Крещения сегодня относится к одному из Таинства Православной Церкви. Крещение можно назвать духовным рождением человека, его рождением для Церкви. Посредством Крещения он становится ее членом. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, ко Святому Причастию, в котором происходит соединение человека с Богом. Во время Таинства происходит либо троекратное погружение человека в воду, либо обливание крещаемого с произношением священником молитв.

Таинство Крещения может быть совершено и над ребенком, и над взрослым. На “новорожденного” христианина надевается освященный нательный крестик – его защита и знак принадлежности к Церкви Христовой.

Крещение (греч. слово – погружение) – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что3 дня совершалась для нас благодать Воскресения. Сразу после Крещения человека одевают во всё новое и белое.

Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит новый человек, желающий жить по новым христианским законам. Всего их 10.Назовём самые понятные вам:

1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

2. Не убивай.

3. Не кради.

4. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

5. Возлюби ближнего своего, как самого себя и т. д.

Крещенские традиции.

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 год): “В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей”.

Накануне или в день Праздника Крещения Господня многие верующие отправляются к водоемам или заранее вырубленным при храмах прорубям. Искусственные проруби чаще всего имеют форму креста. Такие места крещенского освящения воды называются иорданями – в память о крещениях, совершаемых святым Иоанном Предтечей на берегах Иордана. Священник совершает чин освещения воды: произносит молитвы и троекратно погружает крест в воду. Все желающие могут троекратно погрузится в воду с молитвой: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, и этим действием освящаются душа и тело человека. В храмах в этот день служится специальный молебен по чину великого освящения воды, и каждый прихожанин может взять с собой бутылочку крещенской воды, которая послужит ему для укрепления духовного, душевного и телесного.

Православные христиане ежегодно 19 января отмечают праздник Крещение Господне, а 18 января – Крещенский Сочельник, канун Богоявления. Это главный день святочных гаданий.

Крещенский Сочельник также называют Голодной кутьей, голодным святвечером. В этот день готовят последнюю кутью рождественско-новогодних праздников. Голодной ее называли от того, что с этих пор до следующего дня, пока не освятят воду в водоемах, люди не ели. Остатки кутьи отдавали курам, а в отдельный горшок складывали на судьбу по 3 ложки блюд, которые стояли на столе в Крещенский Сочельник. Из этого горшка ел тот, кто последним на Крещение возвращался домой с речки. А поэтому, все кто шел освящать воду, старались как можно быстрее вернуться домой.

В древности крещенские морозы были очень сильными. Перед ужином в Крещенский Сочельник хозяин дома брал ложки кутьи, подходил к окну и приглашал мороз есть кутью. И приговаривал, раз мороз не идет в дом, пусть не идет и на урожай. Кроме этого, призвать мороз было особой забавой и для детворы, которая, припадая к окнам, на все лады приглашала его ужинать. А вот после Крещения морозы наступало ослабление морозов.

С 18 на 19 января, в полночь, вода в кранах, колодцах, реках становится святой. Ее можно набирать и она будет стоять годами. Воду, набранную в праздник Крещения, берегут для умывания, очищения и от болезней. Кроме этого все, у кого были сокровенные желания, старались помолиться о них 19 января к утру, когда небо откроется, считалось, что все, о чем попросить в это время – сбудется.

В течение всех праздников до Крещения женщины старались не ходить за водой, это была сугубо мужская работа. Кроме этого, они не полоскали в воде реки белье, поскольку считали, что там сидят черти и могут вцепиться.

Утром 19 января мужчины шли к реке и делали прорубь в форме креста. Ближе к обеду священник освящал воду, после чего ее набирали и пили, совершали купания. А женщины на Крещение обязательно, чтобы щеки были румяными, опускали в сосуд со святой водой калину или кораллы и умывались.

Приметы дня:

  • Много снега – много хлеба.
  • Утром снег – хороший урожай гречихи.
  • Метель – пчелы роиться хорошо будут.
  • Яркие звезды – будет хороший приплод скота, много гороха, ягод.
  • Утром пасмурно, тепло, снег или иней – год хлебородный.
  • Ясно, холодно – неурожай. Лето засушливое.
  • Много собаки лают – много зверя, дичи будет.

Викторина “Крещение Господне”

1. Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, так как:

a) Господь явил Себя как Пресвятую Троицу

б) Христос показал Свою человеческую и Божественную сущность

с) Оба ответы верны

2.“Глас вопиющего в пустыне” означает:

3. Господь Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в возрасте:

4. Святой Дух явился во время Крещения Господня в виде:

а) Облака

с) Голубя

5. Иоанн Предтеча не хотел крестить Господа потому, что:

а) Считал, что недостоин

б) Иисус сказал ему, что не время для этого

с) Сам принял крещение от Господа

Я с Крещением поздравить
Так хочу скорей тебя,
С миром всем желаю ладить,
Жить, тепло в душе храня!
Будь всегда таким же добрым,
Будь здоровым! Сильным будь!
Пусть в твоей душе огромной
Никогда не ступит грусть!

Внеклассное мероприятие на тему: Крещение для младших школьников

Сценарий познавательного игрового часа "Как в Крещенский вечерок..." для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 город Самара.
Описание Мероприятие посвящено христианскому празднику в честь Крещения Иисуса Христа в реке Иордан.Предназначен для детей начальной школы и среднего звена.
Цель Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Задачи Дать детям сведения о православном празднике «Крещение Господне»: истории и традициях; Обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем.Воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре.

Ход мероприятия


Ведущий
Крещение Господне
Встречаем мы сегодня!
Пусть небо улыбается,
Когда грехи прощаются!
Горят всё ярче свечи,
И будет добрым вечер!
2 Ведущий
Что за праздник такой и почему он празднуется с 18 на 19 января?
1 Ведущий
Крещение Господне или Богоявление -христианский праздник в честь Крещения 30-летнего Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет. Во время Крещения, согласно всем четырём Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим был Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Крещение Господне 2014, великий православный праздник, наступает в ночь с 18 на 19 января. С Крещением связано множество обычаев, примет и традиций. Крещенское купание, крещенские гадания, а так же традиция поздравлять друзей.
2 Ведущий
Каждому по вере воздается,
И не нужно это забывать:
Пусть в Крещенья праздник удается
Новой жизни чистый лист начать!
1 Ведущий

Святки вот уж на исходе,
И в преддверии Крещения,
В каждой церкви и приходе,
Воду освятит священник

В ней спасительная сила,
Надо верить и желать,
Чтоб на всех на нас спустилась,
С неба Божья благодать.

Нам подарит в жизни чудо,
Словно добренький волшебник,
Отмечать сегодня будем,
Пред Крещением сочельник!
2 Ведущий
В церквях в этот день освящают воду. Раньше ее брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещенной. Ее набирали в различные сосуды и несли домой. Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придает бодрость и здоровье, поэтому был распространен обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду массово уже не берут из рек и озер.На Крещение ее разливают сразу после богослужения около церкви.


1 Ведущий
Крещенской водой освящают домашнюю утварь, кропят все углы в жилище – считается, что этот обряд помогает сохранить в доме мир и лад. В таком жилище спокойно и хорошо живется, а беды обходят дом и его обитателей стороной.На Крещение принято умываться снегом, считается, что это действует лучше любой косметической процедуры – кожа разглаживается, появляется здоровый румянец, исчезают морщинки и синяки под глазами. Можно собрать чистый крещенский снег, дать ему растаять, и протирать им лицо в течение года.Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени.


2 Ведущий
Для народа на Крещенье
Наступает обновленье.
Прыгнул в прорубь с головой –
Жизнь становится иной.
А потом шагнешь на лед,
Повернешься на восход.
Руки вверх поднимешь смело,
Чтоб душа твоя запела.
1 Ведущий
В России принято святить полыньи на близлежащих водоемах и совершать 19 января, несмотря на морозы, в них омовения. Тысячи людей по всей стране три раза с головой погружаются в воду, чтобы хоть на чуть-чуть приблизится к Богу в душе своей, отдавая дань тому благу, которое дал нам Иисус Христос, своей смертью искупив все грехи человечества.
Вообще, вода в знак того, что именно Господь Иисус Христос освятил ее своим телом, считается у всех христиан в этот день Святой. Поэтому и в храмах, и на водоемах люди каждый год берут эту воду домой, для питья, приготовления пищи и для умывания.
Звучит "Песня о Крещении Господнем"
Какие слова говорил Иоанн,
Когда Иисус входил в Иордан?
Ведь в него погрузился Бог,
В него погрузился Бог.
А что Иордан? Дальше течь не мог:
Ведь в него погрузился Бог,

В него погрузился Бог.

Ни тучи, ни облачка в небе большом.
Вдруг загремел, разразился гром
Слушай, пророк, это не гром:
С небес возвещает о Нем.
Слушай, пророк, это не гром:
Отец с небес возвещает о Нем,
С небес возвещает о Нем.

"Вот Мой Сын, Мой любимый Сын,
Воля Моя отныне с Ним."
Белый голубь слетел вниз,
Сияющий голубь на Сыном повис,
Голубь над Сыном повис.
Что за чудо? Ответ простой:
То не голубь, а Дух Святой,
Не голубь, а Дух Святый.

Двое застыли в тихой реке,
Замер народ на прибрежном песке.
Дух Святой на Иисуса сошел.
Час спасенья на землю пришел.
Дух Святой на Иисуса сошел.
Час спасенья на землю пришел.
Час спасенья на землю пришел.

2 Ведущий
Накануне праздника Крещения – 18 января – принято соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.


1 Ведущий
18 января хозяйки по обычаю пекут обрядовое печенье – кресты. Первая утренняя трапеза 19 января для каждого из домочадцев должна состоять из этого печенья, которое полагается запить святой водой.
Должны быть и особенные печеньица – именные. Мать семейства, когда раскатывает тесто и формует его, помечает некоторые мучные изделия только ей ведомым значком. Для себя изюминкой, для мужа – маком, для сына – анисом, для дочки – тмином или просто выдавливает ножом первую букву имени. Эти символы, вынутые из духовки, рассказывают, какой жизненный крест придется нести в наступившем году всем членам семьи.


1 Ведущий
Народные приметы на 19 января Люди, принявшие крещение в день 19 января – самые счастливые
Сыграть свадьбу от Крещения до Масленицы – к счастью в браке
Сватовство в Крещение также является хорошим знаком
Если Крещенские морозы крепче, чем Рождественские, значит, год будет урожайным Если в проруби вода 19 января дошла до краев, то весной будет сильное половодье
Если на Крещение ясная и морозная погода, то, по приметам, лето будет засушливым Если снег 19 января идет крупными хлопьями, то будет хороший урожай
Оттепель в Крещение – до конца зимы сильных морозов тоже не предвидится
Если человек родился в Крещенский день, то он будет счастлив и удачлив. В качестве оберега ему рекомендуют носить нефрит.
Пасмурна погода и снегопады – к хорошему лету
Теплая погода на Крещение – примета, свидетельствующая о том, что хлеб будет густым (темным)
Если собаки долго лают, то охотники могут рассчитывать на хорошую добычу в нынешнем году
Считается, что в крещенскую ночь открываются небеса, а потому, о чем помолится человек – это обязательно сбудется
Искупаться в проруби на Крещение – очищение от болезней и горестей на весь будущий год
Если девушка утром 19 января встретит молодого мужчину, то выйдет замуж в этом году.
Если встретится старик, значит, ходить ей в девках еще один год. Если напоить скот крещенской водой, то он будет хорошо плодиться

2 Ведущий
Крещенская ночь на 19 января считалась во все времена самой таинственной, насыщенной магией и священнодействием. Это последняя ночь святочной недели, когда можно гадать, когда народ веселился, играя и развлекаясь, празднуя всю рождественскую неделю. По языческому поверию гадать не следовало в одиночестве, на теле не должно было быть никаких украшений, опоясывающих деталей, нательного крестика.Девушки загадывают жениха-суженого, молодухи спрашивают о количестве детей, да и другие люди могут подсмотреть, что им судьба приготовила.


1 Ведущий
Предлагаю погадать.
Прогноз на год
Берете шесть небольших рюмочек, наливаете в них немного воды. В стаканчики по очереди кладете (чтобы в каждом стаканчике лежало что-то) - соль, сахар, кусочек хлеба, денежку (монетку), колечко, спичку.

* Соль - к слезам, печалиться...
* Сахар - сладкая жизнь, удачная в году
* Хлеб - хлебная, сытая жизнь в году
* Денежка - к деньгам в году
* Кольцо - замужество\ женитьба в году
* Спичка - к ребенку.
Потом по очереди завязывают глаза и подходят и выбирают стаканчик. С чем вытягивают - это прогноз на грядущий год!
Гадание с кошкой
Загадайте желание, позовите вашу кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапой, желание сбудется. Если правой - не суждено.))

2 Ведущий
Существовал обычай, описанный и у В. А. Жуковского, - бросание башмачка. Девушки выходили за околицу и бросали перед собой башмачок с левой ноги. Смотрели, в какую сторону указывает носок башмака - оттуда и приедет жених и в ту сторону девушке уезжать из родного дома. Если носок башмака указывал назад, к деревне, это означало, что девушка в этом году замуж не выйдет.


1 Ведущий
Послушаем частушки
Выходят участники фольклорного ансамбля и поют Крещенские частушки
На Крещение вода
Грех смывает без следа.
Потому что на Крещенье
Всем дает Господь прощенье.

Не боюсь я холодов
И к морозам я готов
Прыгнул нынче в прорубь я-
Закипела полынья.

На Крещение мороз
Щиплет щеки, щиплет нос.
Не боюсь я ничего
В прорубь спрячусь от него.

Не нужны мне доктора-
В Иордань нырну с утра.
Буду крепок и здоров
Без лекарств и докторов.

Только начали гадать-
Домовой пришел опять.
О любви не рассказал,
А до смерти напугал.

Вот и кончилися Святки,
Праздники гадания.
Танцы, песни, да гулянки-
Хватит, до свидания!
2 Ведущий
На Крещенье и играли. Предлагаю и нам размяться.
Снежком в ведерко
Разбиваем присутствующих на команды. Перед каждой командой чертим линию на полу, за которую нельзя наступать и ставим за чертой по ведру. В ведро нужно бросать снежки по одному. У какой команды будет больше снежков после трех кругов – та и победила.
Полетим на метле
Опять же разбиваем присутствующих на команды. Перед каждой командой ставим по стулу или другому импровизированному "финишу". Выдаем каждой команде по метле (или швабре). Участники по жесту ведущего должны верхом на метле добежать до своего стула, обежать его кругом и вернуться на место. Быстро передать метлу следующему участнику в команде, который снова должен добежать до стула, обогнуть его, вернуться назад и так далее. Чья команда скорее справиться с заданием, та и победила.
Игра с элементами гадания "Ваше скорое будущее"
Нужно разложить заранее по спичечным или другим коробкам мелкие предметы, которые могут символизировать будущее. Скажем, резиновое колесико от детской машины будет означать новый автомобиль, колечко – скорое знакомство, таблетка – выздоровление, здоровье и так далее. Играющие про себя должны по очереди задать вопрос: "Что меня ждет в этом году?" и выбрать одну из коробок. То, что в ней лежит и будет отгадкой для их будущего.
1 Ведущий
Приходите на Крещение:
В доме будет угощение
И дадим святой водицы
Вам в честь праздника умыться
И с собой ещё нальем,
Чтоб и ваш стал чистым дом,
Соль святую к образам -
Чтоб жилось богато вам.
В день морозный на Крещение
Вы примите приглашение:
Приходите в теплый дом,
С пирогами чай попьём!
Предлагаем всем участникам нашего вечера угощение нашего стола.