Пуленк франсис. Произведения для голоса и камерного ансамбля

 Пуленк франсис. Произведения для голоса и камерного ансамбля
Пуленк франсис. Произведения для голоса и камерного ансамбля

Франси́с Жан Марсе́ль Пуле́нк (7 января 1899, Париж - 30 января 1963, Париж) - французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской «Шестёрки». Происходит из богатой и известной французской буржуазной семьи фабрикантов , в которой любили и ценили искусство и способствовали развитию артистических склонностей сына. Атмосфера благополучия, твердые моральные устои и давние культурные традиции, царившие в дружной семье, определили круг интересов и мировосприятие Пуленка. Ученик Р. Виньеса (фп.) и III. Кёклена (композиция). Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования, успешно использовал свободное время для занятий по фортепиано и композиции. Франсис Пуленк - Из-за моего слабого здоровья в детстве, необходимости получения классического образования, на котором настоял мой отец, и, наконец, из-за моего раннего отъезда на фронт в 1918 году мои занятия музыкой велись очень неровно. Когда мне было пять лет, моя мать поставила мои пальцы на клавиатуру, но вскоре пригласила себе в помощь одну даму, имя которой я забыл и которая произвела на меня гораздо большее впечатление огромными шляпами с блестками и серыми платьями, чем своими весьма посредственными уроками. К счастью, когда мне исполнилось восемь лет, меня доверили для ежедневных занятий мадемуазель Буте де Монвьель, племяннице Сезара Франка, у которой была очень хорошая школа. Каждый вечер после возвращения из лицея я по часу серьезно занимался с ней, а когда в течение дня у меня оказывалось несколько свободных минут, я бежал к роялю и играл с листа. Отсутствие техники не мешало мне довольно ловко выпутываться из трудностей и потому уже в 1913 году- мне было тогда четырнадцать лет - я мог наслаждаться «Шестью маленькими пьесами» Шёнберга, «Allegro Barbaro» Бартока, всем, что я только мог достать Стравинского, Дебюсси и Равеля.

В начале 1920-х гг. участник творческого содружества «Шестёрка». Впоследствии Пуленк сохранил верность эстетической программе этой группы и продолжал сочинять добротную музыку, которая культивировала простоту, безыскусственность, использовала «мюзикхолльные» мотивы и часто скрывала чувство под маской иронии. Пуленк много писал на тексты современных ему поэтов (Кокто, Элюар, Арагон, Аполлинер и Ануй), а равным образом и на тексты поэта 16 в. Ронсара. Вокальные циклы Стихи Ронсара (1924–1925) и Галантные празднества (1943) – в числе наиболее часто исполняемых произведений композитора. Пуленк был первоклассным аккомпаниатором при исполнении собственных вокальных сочинений. Блестящее владение фортепиано отразилось в ряде пьес Пуленка для этого инструмента, таких, как Вечные движения (1918) и Вечера в Назелле (1936). Но Пуленк был не только миниатюристом. В его наследии есть и сочинения крупной формы – например, Месса (1937), остроумный концерт для двух фортепиано с оркестром (1932), Концерт для органа с оркестром (1938) и другие удачные хоровые и инструментальные циклы. Пуленк писал также музыку для театра, кино, балета; сочинил две оперы – Груди Тирезия (1944) и Диалоги кармелиток (1957), а также монооперу Человеческий голос (1959).

Испытал влияние Э. Шабрие, И. Ф. Стравинского, Э. Сати, К. Дебюсси, М. Равеля, Сергея Прокофьева, выступал с докладами о творчестве Мусоргского. Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе «Шести» является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры.

Начиная с 1933 много выступал как аккомпаниатор вместе с певцом Пьером Бернаком, первым исполнителем многих вокальных сочинений Пуленка.

В годы второй мировой войны был участником движения Сопротивления. Много сделавший для развития оперного искусства во Франции, Пуленк вместе с тем охотно работал в других жанрах - от духовной музыки и балета до инструментальных и вокальных пьес развлекательного характера. Музыку Пуленка отличают тонкий мелодизм, изобретательность инструментовки, изящество формы. Среди основных сочинений композитора 4 оперы (лучшая из них - “Человеческий голос” по монодраме Ж. Кокто, 1958), 3 балета, Концерт для фп. с орк., патриотическая кантата “Лик человеческий” (на сл. П. Элюара, 1943), “Сельский концерт” для чембало с орк., Концерт для органа с орк., свыше 160 песен на стихи известных французских поэтов, множество камерно-инструментальных ансамблей и др.

П. писал в разл. жанрах (фп., вок., камерно-инстр. соч.). Принимал участие в коллективных работах композиторов "Шестёрки" (танц. дивертисмент "Новобрачные на Эйфелевой башне" - "Les mariйs de la Tour Eiffel", 1921). Первое крупное произв. П. - балет "Лани" (1923, по заказу С. П. Дягилева для труппы "Русский балет"). В своём творчестве П. эволюционировал от развлекательных задорных ("Негритянская рапсодия", 1917), порой неглубоких по содержанию соч. к значительным по темам, драм. и трагич. по характеру произведениям. Большое внимание композитор уделял мелодии; за богатство и красоту кантилены его называют на родине "французским Шубертом". Опираясь на традиции франц. нар. песенности, он также развивал принципы муз. просодии К. Дебюсси и вок.-декламационных методов М. П. Мусоргского. П. неоднократно говорил о влиянии на него музыки последнего: "Я без устали играю и переигрываю Мусоргского. Невероятно, скольким я обязан ему". Все лучшие находки П. в области вок. и орк. музыки сконцентрированы в его трёх операх: буффонной "Груди Тирезия" (по пьесе Г. Аполлинера, 1944), трагедийной "Диалоги кармелиток" (по Ж. Бернаносу, 1953-56) и лирико-психологической "Человеческий голос" (по монодраме Ж. Кокто, 1958). Большое место в творч. наследии П. занимают камерно-вок. произв. (св. 160 песен на сл. Аполлинера, П. Элюара, М. Жакоба, Л. Арагона, Кокто, Р. Десноса и др.). Его музыка на стихи совр. франц. поэтов тесно связана с текстом, композитор опирается на фонетич. звучание стихов и новую, "раскованную" ритмику. Он сумел преодолеть нарочитую алогичность и эксцентричность сюрреалистич. стихов и претворить их в стройную муз. форму. В его вок. миниатюрах и хор. музыке нашла отражение также гражданская тематика. В годы фашистской оккупации П. написал патриотич. кантату "Лик человеческий" (на сл. Элюара, 1943, изд. тайно), в к-рой пророчески прославлялась грядущая свобода и выражалось презрение к завоевателям. Духовная музыка П. (месса, Stabat Mater, Gloria, мотеты и др.) не ограничена тесным миром религ. образов; в ней нет архаизации и культивирования церк. псалмодии, григорианского хорала, а используется широкий круг ариозно-песенных и декламац. интонаций. Композитор-лирик по природе, П. и в духовную музыку привносит лиризм. Оставаясь преим. в рамках стилистич. норм тональной системы, П. стремился к развитию гармонических средств. Для него характерны обращение к народным и архаичным ладам, обогащение ладовой диатоники, усложнение аккордов терцовой структуры альтерацией и добавочными тонами. Глубоко нац. композитор, П. вошёл в историю музыки как прогрессивный художник, выразитель гуманистич. идеалов своей эпохи. Особенно значителен его вклад в оперное иск-во.

Сочинения : оперы - Груди Тирезия (опера-буффа, 1944, пост. 1947, т-р "Опера комик", Париж), Диалоги кармелиток (1953-56, пост. 57, т-р "Ла Скала", Милан и "Гранд-Опера", Париж), Человеческий голос (лирич. трагедия в одном акте, 1958, пост. 1959, т-р "Опера комик", Париж); балеты - Лани (балет с пением, 1923, пост. 1924, труппа "Русский балет", Монте-Карло), Утренняя серенада (хореографич. концерт для фп. и 18 инструментов, 1929, пост. 1930, "Театр Елисейских полей", Париж), Примерные животные (Les animaux modиles, по Ж. Лафонтену, 1941, пост. 1942, "Гранд-Опера", Париж); для солистов, хора и орк. - кантата Засуха (на стихи Э. Джеймса, 1937), Stabat Mater (1950), Gloria (1959), Sept Rйpons des tйnиbres (для сопрано (детский голос), детского и муж. хоров, 1961); для орк. - симфониетта (1947), сюиты и др.; концерты с орк. - Сельский концерт для клавесина (с малым оркестром, 1928, посвящен В. Ландовской), для органа, струн. орк. и литавр (1938), для 2 фп. (1932), для фп. (1949); для фп. - Непрерывные движения (1918), 5 интермеццо (1920-21), Прогулки (1924), Французская сюита (1935; использованы темы из сб. танцев композитора 16 в. К. Жервеза), 8 ноктюрнов (1929-38), 15 импровизаций (1932-59) и др.; камерные инстр. ансамбли; хоры с инстр. сопр. - Литании к Чёрной Богоматери (для жен. или детского хора и органа или струн. орк., 1936); хоры a cappella - 7 хоров на стихи Г. Аполлинера и П. Элюара (1936), Месса G-dur (1937), кантата Лик человеческий (, на стихи Элюара, для двойного смеш. хора, 1943), 8 франц. песен на старинные нар. тексты (1945); для голоса с орк. - Светская кантата Бал-маскарад (на текст M. Жакоба, для баритона или меццо-сопрано и камерного орк., 1932), Крестьянские песни (на стихи М. Фомбёра, 1942); для голоса с инстр. ансамблем - Негритянская рапсодия (для баритона, 1917), Бестиарий (6 песен на стихи Аполлинера, 1919), Кокарды (3 песни на стихи Ж. Кокто, для тенора, 1919); для голоса с фп. - романсы на стихи Элюара, Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, Жакоба, Л. Арагона, Р. Десноса; музыка для драм. т-ра, кино и др.

я сочинил свое первое религиозное произведение «Литании черной Ботоматери Рокамадурской

Какие композиторы оказали на Вас в молодости влияние как на музыканта?

Ф. П. - Отвечаю без колебаний - Шабрие, Сати, Равель и Стравинский.

С. О.-А каких композиторов Вы любите больше других?

Ф. П. -Я люблю Монтеверди, Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Вебера, Верди, Мусоргского, Дебюсси, Равеля, Бартока и так далее.

чтобы собраться с мыслями, мне нужно работать в уединении. Вот почему я не могу работать в Париже и, напротив, прекрасно себя чувствую в комнате отеля, если там есть рояль. При всем том мне необходимо иметь перед глазами радостный, веселый пейзаж - я очень склонен к меланхолии, и зрительное впечатление может вывести меня из равновесия. Мои лучшие рабочие часы - утро. После семи часов вечера, за исключением концертной деятельности, я ни на что не гожусь. Зато приняться за работу в шесть утра для меня радость. Как я Вам уже говорил, я много работаю за роялем, как Дебюсси, Стравинский и многие другие. Вопреки тому, что обо мне обычно думают, я работаю трудно. Мои черновики - нечто вроде странной музыкальной стенографической записи - полны помарок. Каждая мелодическая мысль возникает у меня в определенной тональности, и я могу изложить ее (в первый раз, разумеется) только в этой тональности. Если к этому я добавлю, что наименее плохое из всей моей музыки я обрел между одиннадцатью часами утра и полуднем, то думаю, что я сказал Вам все.

В творчестве сочетание нежности и иронии - одна из обаятельных черт его лирики. Пуленк обладает талантом (а может быть искусством?) легко общаться с людьми различных социальных слоев. «Общительна» и его музыка, непосредственно воспринимаемая самыми разными слушателями. Свою композиторскую деятельность Пуленк с первых же шагов сочетает с исполнительской, но в отличие от многих своих современников далеко не сразу решается предавать гласности свои мысли о музыке. Лишь в зрелом возрасте и не без колебаний композитор начинает делиться своими воззрениями в статьях, книгах и по радио в тщательно подготовленных беседах, которые затем превращались в книги, сохранявшие, однако, своеобразную форму, непринужденного обмена мыслями с любознательным собеседником. Впервые Пуленк выступил в печати в 1941 году с небольшой статьей-воспоминанием, озаглавленной «Сердце Мориса Равеля» (1941, I).

В близком ключе написана в 1955 году статья «Памяти Белы Бартока» (1955) И в ней преобладает тон воспоминания, хотя Пуленк мало общался с Бартоком, но неоднократно присутствовал на его концертах, и восхищался им как пианистом и композитором. Более специальный развернутый характер носит статья Пуленка «Фортепианная музыка Эрика Сати» (1932), в которой он объясняет, в чем именно заключалась сила новаторства Сати и секрет воздействия его на молодежь в 40-20-е годы. Статья «Фортепианная музыка Прокофьева» достаточна хорошо известна у нас, так как публиковалась неоднократно. В ней Пуленк рассматривает сочинения Прокофьева как композитор и пианист, определяет черты неповторимого своеобразия Прокофьева и выражает свое восхищение им. Наиболее развернутой среди статей является очерк «Музыка и русский балет Сергея Дягилева» (1960). В ней Пуленк мобилизовал все свои воспоминания о личном общении с Дягилевым и его труппой и с удивительным беспристрастием констатировал то огромное значение, которое имело для французского музыкального искусства дело Дягилева и его личное воздействие на французских музыкантов.

Наиболее значительной работой музыковедческого плана является монография Пуленка об Эмманюэле Шабрие (1961). Она рассчитана на широкого и в то же время просвещенного читателя; цель ее - защитить Шабрие, несправедливо забытого и недооцененного в его исторической роли. Книга написана живо, горячо и просто, хотя за этой простотой скрывается исчерпывающее знание наследия Шабрие и его окружения, тщательный отбор фактов, смелость аналогий и сравнений, точность оценок. Текст изобилует множеством тонких и проницательных замечаний о тематике сочинений Шабрие, о его стиле, природе его языка, о смелой трактовке жанрового и народного начал, о преемственных связях Шабрие с Равелем и с современными музыкантами, среди которых он упоминает и себя как «музыкального внука» Шабрие. наибольший интерес представляют две его книги, возникшие на почве бесед, и совсем особое место занимает посмертно изданный друзьями «Дневник моих песен». Еще в 1954 году выходит из печати книга Пуленка «Беседы с Клодом Ростаном», представляющая собой запись бесед, звучавших в серии передач Национального радио и телевидения Франции с октября 1953 по апрель 1954 года. Подобного рода беседы с различными выдающимися деятелями стали новой распространенной формой рассказов о себе и своем деле. Так, в 1952 году появились «Беседы Дариюса Мийо с Клодом Ростаном», а среди более поздних следует упомянуть «Беседы Оливье Мессиана с Клодом Самюэлем» (1967). Форму бесед или рассказов о себе носит целая серия книг, опубликованных издательством «Конквистадор». В «Беседах с Клодом Ростаном» Пуленк рассказывает о своем детстве, учителях, друзьях, о своем творческом формировании и истории создания своих сочинений, своих художественных вкусах и философских воззрениях.

Десять лет спустя Пуленк возвращается к этой форме общения с аудиторией, подготовив серию передач по предложению Радио французской Швейцарии в виде бесед с молодым музыковедом Стефаном Оделем. Запись их не состоялась по причине скоропостижной смерти композитора. Беседы эти превратились в книгу «Я и мои друзья», подготовленную к печати Оделем.

В начальных записях Пуленк возвращается к своим первым опытам в вокальном жанре, относящимся еще к 1918 году; а затем, сочиняя песни, попутно записывает свои мысли о них. Пуленк пишет о поэзии, выборе стихов и возникающих трудностях их музыкального воплощения, о жанре вокальной лирики, об особенностях камерного вокального исполнительства, о непременном условии равноправия и взаимопроникновения между вокальным и фортепианным началом, о предъявляемых им требованиях к исполнителям его песен, о лучших и худших своих исполнителях. Не раз упоминает он имя певца Пьера Бернака, считая его идеальным исполнителем не только своих «песен, но и многих других в первую очередь французских композиторов. Пуленк посвятил Бернаку «Дневник моих песен». Композитора и певца связывала длительная творческая дружба - 25 лет совместных концертных выступлений, сыгравших немаловажную роль в музыкальной жизни того времени. По мнению многих критиков, их идеальный дуэт способствовал широкому ознакомлению многих стран мира с французской вокальной музыкой всех этапов ее развития, а также с вокальными сочинениями Шуберта, Шумана, Вольфа и Бетховена.

Пуленк предназначал свой «Дневник» в первую очередь исполнителям. Высказываемые им соображения, основанные на его личном богатом опыте, он называет советами, бесспорно существенными для каждого артиста. Пуленк дает интересные, тонкие указания по поводу деталей исполнения - артикуляции слова, вокальной интонации, педализации, ритма, темпа, фактуры, роли фортепианных вступлений и заключений преимущественно в своих песнях. Примечательна тесная творческая дружба, возникавшая между Пуленком и поэтами. Макс Жакоб называет юного Пуленка своим любимым музыкантом. Поль Элюар ему первому шлет на отзыв свои стихи. Кокто, Арагон знакомят его со своими новыми сочинениями.

песни на их стихи занимают существенное место среди его вокальных сочинений. Но не менее значительное место отводит композитор в своей вокальной лирике Гийому Аполлинеру, В разные периоды Пуленк находил для себя у Аполлинера диаметрально противоположные по содержанию стихи: шутливые афоризмы «Бестиария» (1918) и ностальгию «Монпарнаса» (1945), дерзкие эксцентриады «Грудей Терезия» (1947) и скорбную горечь «Василька» (1939).

имя Франсиса Пуленка связано с «Большим Холмом», прекрасным домом, построенным в XVIII веке, где все было так продуманно благоустроенно, комфортабельно и уютно. Пуленк находил в этом доме покой и тишину, благоприятствовавшие его работе.

«Большой Холм» прислонился к невысокой скалистой горе, изъеденной древними глубокими пещерами, в которых, возможно, когда-то жили люди. Большие окна дома выходят на террасу, нависающую над французским парком. С правой стороны - оранжерея, которая служит летней столовой, с левой - столетние липы, одаряющие в жаркие дни тенью и прохладой, а прямо перед» террасой- нижний сад с грядками овощей, виноградником, дающим легкое золотистое вино, и, главное, с цветами, изобилием цветов.

Внутреннее убранство дома отражало безупречный вкус его хозяина. Каждый предмет из мебели, каждая картина, каждая безделушка были заботливо подобраны и размещены так, что в целом создавали впечатление полной гармонии. Богатейшая библиотека с множеством книг по искусству и редких изданий ничуть не уступала дискотеке, разнообразие которой свидетельствовало об эклектизме Пуленка.

Большой кабинет, где находились рядом пианино и рояль, уставленный фотографиями друзей, украшал огромный камин. Когда наступал вечер, в нем пылали, весело потрескивая, поленья. Из электропроигрывателя лились вокальные и оркестровые звучания, а Франсис, опустившись в глубокое кресло, следил по партитурам за операми Верди, Пуччини, симфониями Малера, Хиндемита, концертами Бартока, де Фальи, Дебюсси, Шабрие (его дорогого Шабрие!), Мусоргского, Стравинского, Прокофьева, произведениями венских додекафонистов.

Пуленк подчинял свои дни неизменному расписанию. Человек порядка во всем, он столь же аккуратно хранил расставленные по местам книги, партитуры, коллекции фотографий, автографов, писем, сколь точно соблюдал часы, посвященные работе. Встав рано утром, после легкого завтрака, состоявшего из гренков с конфитюром и чая, Франсис Пуленк закрывался в своем кабинете. Повернувшись спиной к окнам, через которые врывались потоки солнца, он работал за столом или за роялем. Из моей комнаты мне было слышно, как он брал аккорды, начинал музыкальную фразу, изменял ее, повторял ее неутомимо - и так до тех пор, пока внезапная глубокая тишина не свидетельствовала о том, что, подойдя к своему бюро, он что-то пишет на нотной бумаге или соскабливает то, что его не удовлетворяло, ножичком с наполовину стершимся от постоянного употребления лезвием.

Такая упорная работа длилась до завтрака. Затем Франсис подымался к себе в комнату, быстро совершал свой туалет, и с этого момента посвящал себя дружбе. Одетый в твид и фланель, как настоящий джентльмен в своем поместье, он проверял, все ли вазы наполнены великолепными букетами. Он сам их составлял с искусством, которому мог позавидовать самый изощренный цветовод.

Я люблю только настоящих аристократов и простой народ»,- признался он мне однажды. Ему следовало бы добавить: и моих друзей, но это было столь очевидно для него, что он даже не считал нужным об этом упоминать. Не было дружбы более верной, более постоянной, чем дружба этого великого эгоцентрика. С того момента, как Франсис одарял своей дружбой, она оставалась неизменной навсегда. Свое дружеское отношение он проявлял всюду, где бы ни находился, невзирая на свою работу и обязанности, налагаемые на него известностью. Его друзья получали от него вести из Америки, Англии, Италии или любой другой страны, куда призывали его концертные выступления или концерты, в которых исполнялись его произведения. Пуленк никогда не забывал информировать друзей о своих планах, интересовался их планами, приглашал их заранее, за месяц, к завтраку в свою парижскую квартиру, из окон которой был виден весь Люксембургский сад. Переписка была для него настоятельной потребностью, обязательством, от которого он не пытался уклоняться. Он посвящал ей послеполуденное время, предварительно отдав должное завтраку, который у этого любителя хорошо поесть обязательно был вкусным и обильным. В погожие дни кофе, а позднее чай пили на террасе, где перед глазами расстилался гармоничный пейзаж, отмеченный, если можно так сказать, чисто картезианской ясностью и уравновешенностью. О прогулках речи не было; Пуленк их не признавал. Взамен он наслаждался забавными рассказами, светскими и театральными сплетнями, воспоминаниями о путешествиях. Сколько раз он расспрашивал меня о Южной Америке, где мне пришлось достаточно долго жить, хотя совершенно не собирался туда ехать. Он заявлял: «Однажды я был в концертной поездке по Северной Африке. Этой экзотики мне вполне достаточно!»

Человеческий голос (фр.«La voix humaine» ) - одноактная опера для одного исполнителя, музыка Франсиса Пуленкана либреттоЖана Кокто, основанная на его пьесе 1932 года. Первая постановка состоялась в Париже вОпера-Комик6 февраля 1959 года.Пуленкписал оперы дляДениз Дюваль, французскойсопрано, дирижировал премьеройЖорж Претр.

17 февраля 1959 г. Первое исполнение в России - концертное, под управлением Г. Рождественского, 1965 г.; театральная премьера: Москва, Большой театр, 28 июня 1965 г., с участием Г. Вишневской.

«Человеческий голос» - музыкальная монодрама. Женщина, оставленная возлюбленным, в последний раз разговаривает с ним по телефону. На сцене она одна. Реплики ее собеседника не слышны, и о них слушатель может догадаться по реакции героини. Все действие состоит из ее большого диалога с отсутствующим партнером,- диалога, воплощенного в форме драматического монолога. Внешнего действия в опере нет, все сосредоточено на раскрытии внутренней драмы. Выразительная вокальная партия, в которой мелодия гибко передает оттенки чувств и душевного состояния героини, богатый тембрами оркестр раскрывают тему страдания женщины, ее тоски по счастью.

Опера Пуленка - произведение высокого гуманизма и драматической силы. Она входит в концертный репертуар многих выдающихся певиц. Одна из последних постановок - в 1992 г. на Эдинбургском фестивале (солистка - Э. Сёдерстрём).

История создания

Через год после премьер оперы «Диалоги кармелиток», в 1957 году прошедших с огромным успехом в нескольких городах Европы и Америки, Пуленк, в это время один из самых авторитетных композиторов XX века, принялся за создание своей последней оперы, ставшей венцом его оперного творчества. Он вновь обратился к творчеству Жана Кокто (1889-1963), плодотворное сотрудничество с которым началось ровно сорок лет назад. Кокто - писатель, художник, театральный деятель, киносценарист и кинорежиссер, член Французской академии - был одной из интереснейших фигур французского искусства первой половины XX века. С его именем связаны многие эксперименты в области поэзии, живописи, балета. В начале 1920-х годов он писал либретто для труппы Дягилева, дружил со Стравинским, Сати, Пикассо, с молодыми членами «Шестерки». Онеггер написал на его текст оперу «Антигона», Орик на его либретто - балет «Федра». Пуленк обратился к творчеству Кокто впервые еще в 1919 году, когда написал на его стихи три песни под общим названием «Кокарды». В 1921-м им была создана музыка к комедии-буфф Кокто и Радигё «Непонятый жандарм», в том же году вместе с другими членами «Шестерки» он сочинил музыку к пьесе Кокто «Новобрачные с Эйфелевой башни».

Замысел последней оперы возник спонтанно. Пуленк вместе с представителем известнейшего итальянского издательства Рикорди в Париже Эрве Дюгарденом был на одном из спектаклей, который давала в Париже труппа миланского театра Да Скала. Композитор видел, как в продолжение вечера легендарная Мария Каллас постепенно оттесняет на второй план своих партнеров. В конце спектакля она уже выходила одна на вызовы публики, как единственная героиня. Дюгарден под впечатлением этого феномена тут же предложил Пуленку написать оперу для одной исполнительницы на сюжет монодрамы Кокто «Голос человеческий». Позднее в интервью для журнала «Musical America» композитор с юмором заметил: «Возможно, издатель думал о том времени, когда Каллас рассорится со всеми исполнителями настолько, что никто не захочет выступать с ней. И тогда опера с одним действующим лицом подойдет для великолепного, но чересчур капризного сопрано». Однако вовсе не для Каллас создавалась опера. Героиней должна была стать французская певица Дениз Дюваль. «Если бы я не встретил ее, и если бы она не вошла в мою жизнь, «Голос человеческий» никогда не был бы написан», - продолжал композитор в интервью. Монодрама посвящена извечной женской трагедии - измене любимого. Это не частный случай. Кокто подчеркивает обобщенность образа тем, что не дает своей героине имени. Вся пьеса состоит из телефонного разговора с любовником, который завтра венчается с другой. «Единственная роль «Человеческого голоса» должна исполняться молодой элегантной женщиной. Речь идет не о пожилой женщине, покинутой любовником», - подчеркивает Пуленк в предисловии к партитуре. Пьеса полна недоговоренности: кажется, что телефон - единственное, что еще связывает покинутую с жизнью; когда трубка выпадает из ее рук, она сама падает. И неясно, теряет ли она сознание от отчаяния, или этот последний разговор буквально убивает ее, или, может быть, еще до того, как зазвонил телефон, она приняла яд.

В благодарность за подсказанный сюжет Пуленк посвятил оперу Дези и Эрве Дюгарденам. Премьера «Человеческого голоса» состоялась 8 февраля 1958 года в парижском Театре комической оперы. Пела Дениз Дюваль. Известный критик Бернар Гавоти писал о ней: «Сколько музыкантов, начиная с Дебюсси, говорили на том же хватающем за душу языке, столь же страстном и сдержанном, таком же обыденном? Речитатив в течение 45 минут на фоне красочной гармонии - и это все. Богатая музыка, правдивая обнаженностью своих чувств, бьющаяся на беспрерывном ритме человеческого сердца. <...> Одна в пустой комнате, как зверь в запертой клетке <...> страдающая от кошмаров, с расширившимися глазами, приближаясь к неизбежному, патетичная и превосходно простая, Дениз Дюваль нашла роль всей своей жизни». После блестящего парижского успеха опера, определенная автором как лирическая трагедия в одном акте, в том же исполнении и с таким же успехом прошла в Милане. На протяжении последующих лет она завоевала многие сцены мира.

«Музыка его настолько откровенна, что сразу достигает своей цели»,- так говорили современники о творчестве французского композитора Франсиса Пуленка, который более известен в истории музыки, как член знаменитого объединения «Шестёрка». Самый молодой из его участников с непосредственным и самобытным талантом, обладающий невероятным обаянием, добротой, искренностью и тонким чувством юмора, он снискал к себе такое уважение и авторитет, что очень многие из творческих личностей искали с ним дружбы. Многогранное творчество композитора, впитавшее в себя всё лучшее не только из классической, но и современной музыки, в сочетании с чарующей силой природного мелодического дара, обеспечило успех музыке Франсиса Пуленка на долгие времена не только во Франции, но и во всём мире.

Краткую биографию Франсиса Пуленка и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Пуленка

Франсис Жан Марсель – такое имя получил мальчик, появившийся на свет в самом центре Парижа 7 января 1899 года в семье богатого французского фабриканта Эмиля Пуленка. Ребёнок рос в атмосфере большого почитания искусства. Его мать, которую звали Жанни, прекрасно владела фортепиано и старалась привить своим детям вкус и любовь к музыке. Дома часто в её исполнении звучали произведения великих классиков: Моцарта , Бетховена , Шопена , Шуберта и Грига . Кроме этого, значимое влияние на формирование будущего композитора оказал театр, который маленький Франсис начал посещать уже с семилетнего возраста. Весьма яркие впечатления мальчик получал от спектаклей в «Опера-комик».


Своё музыкальное образование Франсис начал в восемь лет, а поскольку игра на фортепиано ему доставляла большое удовольствие, он каждую свою свободную минуту проводил за инструментом. Юный музыкант отдавал предпочтение чтению новых произведений с листа, но вскоре у него возникло желание попробовать самому что-нибудь сочинить. Согласно биографии Пуленка, в 1910 году семья Франсиса из-за наводнения вынуждена была на время покинуть Париж и переехать в Фонтенбло. Там юный музыкант в ненасытной жажде познания новых произведений приобрёл по случаю «Зимний путь » Ф. Шуберта - вокальный цикл, сыгравший ключевую роль в решении Франсиса стать музыкантом.

Однако желания молодого человека никак не совпадали с намерениями его отца, определившего юношу в один из лучших парижских лицеев для получения степени бакалавра. Мальчик с большим трудом осиливал обучение, так как особого интереса к предметам, преподаваемым в учебном заведении, не проявлял, но зато каждую свободную минуту проводил за фортепиано и в 16 лет окончательно поставил перед собой цель: посвятить всю свою жизнь музыке. Изначально Пуленку весьма повезло: с ним согласился заниматься выдающийся пианист-виртуоз Рикардо Виньес, оказавший большое влияние на становление будущего композитора. Педагог развил в своём ученике не только исполнительское мастерство, но и помог в его композиторских начинаниях, а также познакомил с Эриком Сати и Жоржем Ориком, в дальнейшем ставшими очень близкими друзьями Франсиса.

Опалённая юность и начало творческого пути

Летом 1914 началась Первая мировая война. Фронт постоянно приходилось пополнять новыми силами, не избежал военной участи и семнадцатилетний Пуленк, которого мобилизовали в 1916 году. Поначалу он оставался в Париже, затем был откомандирован в окрестности Венсена, в противовоздушное соединение, которое впоследствии было переведено на остров Сен-Мартен. Даже здесь Франциск, не забывая про своё любимое занятие, нашёл старенькое фортепиано, которое помогло ему сочинить «Непрерывные движения», сонату в четыре руки, а несколько позже - «Три пасторали».


Примерно к этому же времени относится появление « Негритянской рапсодии» - произведения для баритона, которое впервые с успехом было исполнено в конце 1917 года. И на следующий день после премьеры весь музыкальный Париж говорил о вновь появившемся молодом талантливом композиторе. С лета 1919 года до осени 1921 года Пуленк проходил службу в министерстве авиации, которое располагалось в столице. Находясь в Париже он активно участвовал в концертах, в которых звучали произведения молодых композиторов, поддерживаемых Э. Соти, ставшего в культурной среде того времени необычайно популярным. После одного из таких концертов было провозглашено рождение знаменитой « Шестёрки», в которую вошли Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жермен Тайфер, Луи Дюрей, Жорж Орик и Франсис Пуленк. Это объединение стали воспринимать как независимое эстетическое содружество, представляющее новое модное течение. Всё время активно сочиняющий Пуленк к 1920 году был автором трехцветной сюиты и пяти экспромтов, а в 1921 году он пишет десять фортепианных пьес под названием «Прогулки» и комедию-буфф «Непонятный жандарм».


В это же время, после демобилизации из армии, Франсис решает серьёзно заняться совершенствованием теоретических познаний в области гармонии и контрапункта для чего обращается к лучшему в Париже педагогу по композиции Шарлю Кёклену, чьи уроки очень помогли в шлифовании композиторского мастерства Пуленка.

В 1923 году композитор получает заказ от театрального деятеля С.П. Дягилева для труппы «Русских сезонов » написать балет «Лани», в музыке которого уже явно прослеживались творческая индивидуальность и стиль Пуленка. Премьера спектакля с успехом прошла в Монте-Карло в начале января 1924 года, а почти через полгода и в Париже. Примерно к этому же творческому периоду композитора относятся «Песни» на стихи французского поэта XVI века Пьера де Ронсара, «Весёлые песни» на стихи анонимных авторов XVII века, «Трио для фортепиано, гобоя и фагота», «Пастораль», «Две фортепианные новеллетты», «Клавесинный» и «Сельский» концерты, написанные для известной клавесинистки Ванды Ландовской». Чуть позже из-под пера Пуленка по заказу поэтессы Анны де Ноай выходит балет «Утренняя звезда», а также светская кантата «Бал-маскарад».

Вновь война

В середине 30-х годов, когда над Европой нависла фашистская угроза, во Франции борцы - антифашисты создали «Народный фронт», а передовая художественная интеллигенция объединилась в организацию под названием «Народная музыкальная федерация». Франсиск Пуленк не вступил ни в одну из партий, тем не менее, произведения композитора этого периода такие как «Засуха», Концерт для органа», «Литании к Черной Рокамадурской богоматери» и «Месса» наполнены особым драматизмом. Наступила осень 1939 года, Англия и Франция в ответ на нападение гитлеровских войск на Польшу, объявили войну Германии. По этой причине Франсиса Пуленка вновь призвали в армию, где он служил до июня 1940 года, пока не было провозглашено перемирие, по условиям которого немцы оккупировали всю Францию. Демобилизовавшись, композитор до осени гостил у своих кузин в Бордо, работая там над новыми произведениями: виолончельной сонатой и серией детских фортепианных пьесок «История слонёнка Бабара». В октябре он вернулся в свой загородный дом в местечке Нуазей и взялся за сочинение одноактного балета «Примерные животные», в основу сюжета которого были положены басни Жана Лафонтена. Премьера спектакля состоялась в августе 1942 года в театре Парижской национальной оперы.


Летом 1943 года, после совершённого паломничества к святилищам средневекового городка Рокамадура, Пуленк поселился в городе Больё-сюр-Дордонь, там ему в голову прищла мысль написать протестное оккупационному режиму произведение - кантату «Человеческий лик», потом нелегально его издать, тем самым преподнести французам подарок ко дню Освобождения от немецких захватчиков. Весной 1944 года композитор возвращается в свой дом Нуазей, где начинает работу над оперой-буфф «Груди Тирезия» по безудержно - весёлому произведению французского поэта - авангардиста Гийома Аполлинера. Оперу приняли к постановке в Национальный театр комической оперы в 1945 году, однако премьера состоялась лишь через два года. Творческая активность Пуленка с середины 40-х годов не ослабевает, из-под его пера выходит одно произведение за другим, среди них: вокальный цикл «Каллиграммы» (стихи Г. Аполлинера) и произведение для хора а капелла «Четыре маленькие молитвы Франциску Ассизскому».

Гастроли в США


Биография Пуленка гласит, что осенью 1948 года Франсис вместе с вокальным баритоном Пьером Бернаком отправляется в своё первое концертное турне по Соединённым Штатам Америки, где музыка Пуленка исполнялась часто и поэтому была довольно популярна. Гастроли длились два месяца, охватывая многие города страны. Композитору посчастливилось выступить в знаменитом нью-йорском «Карнеги-холл», там вместе с Бостонским симфоническим оркестром он исполнил свой «Сельский концерт». Поездка в Америку оставила у Пуленка очень много впечатлений. Здесь он встретился с подругой своей молодости Вандой Ландовской, познакомился и послушал игру выдающегося пианиста Владимира Горовица, пообщался с Игорем Стравинским , которого считал совершенным гением. Вернувшись в Париж в январе 1949 года, композитор сразу же приступил к сочинению фортепианного концерта, заказ на который он получил от дирекции Бостонского симфонического оркестра. Премьерное исполнение этого произведения состоялось в Бостоне в начале 1950 года во время повторных гастролей по США.

Последний этап творческого пути


В пятидесятые годы Пуленк одного за другим теряет своих лучших друзей, из-за этого его творческая направленность ощутимо меняется: композитор углубляется в философские размышления и человеческие переживания. Примером этому может служить произведение «Stabat mater», которое Франсис посвятил памяти своего друга - талантливого художника Кристиана Берара. В 1953 году, после очередного гастрольного путешествия по США, Канаде, а затем Италии, Пуленк приступает к работе над оперой «Диалоги кармелиток» в основу сюжета которой легло одноимённое произведение французского писателя Жоржа Бернаноса. Премьера спектакля с большим триумфом прошла в миланском театре «Ла Скала» в конце января 1957 года. В последние годы своего жизненного пути Франсис продолжает всё так же интенсивно работать. Самым значимым его произведением этого периода является моно - опера «Человеческий голос», написанная по пьесе Жанна Както - великое творение, в котором композитор реалистично отобразил всю трагедию человеческих чувств. В начале 1963 года, вернувшись домой, после очередного концертного тура по Голландии, Франсис позвонил друзьям и сообщил, что не может с ними встретиться, так как немного приболел. Это случилось утром 30 января, а днём того же дня композитора не стало – у него внезапно остановилось сердце.



Интересные факты о Франсисе Пуленке

  • Свой самый первый музыкальный инструмент - маленькое игрушечное пианино - Франсис получил в подарок двухлетнем возрасте. Ещё не совсем хорошо умея говорить, мальчик называл его «моё до, ре, ми», раскладывал красочные рекламные проспекты магазинов и объяснял всем, что это ноты по которым он играет.
  • Мать Франциска, будучи хорошей пианисткой, понемногу начала заниматься музыкой с мальчиком, когда тому исполнилось четыре года. Какими-то особенными способности ребёнка назвать было нельзя, но в пять лет он уже кое-что мог сыграть на инструменте.
  • Воспитываясь на произведениях великих композиторов, которые постоянно звучали в исполнении матери Франциска, особые чувства мальчик испытывал, слушая музыку В.А. Моцарта , и эти впечатления из детства сохранились у Пуленка на всю жизнь.
  • Однажды в юношеском возрасте, отдыхая в летние месяцы с родителями в загородном доме недалеко от Парижа, Пуленк случайно встретил Дариуса Мийо. Франциск попросил автограф у известного уже в то время композитора, но получил отказ. Через несколько лет они стали добрыми друзьями и участниками знаменитого творческого объединения «Шести».
  • Из биографии Пуленка мы узнаём, что композитор не учился ни в одном специальном музыкальном учебном заведении. Всё его образование складывалось из частных уроков, которые он брал по фортепиано, а затем и по композиции.
  • «Негритянская рапсодия», написанная восемнадцатилетним Пуленком, была с успехом исполнена на одном из вечеров творческой интеллигенции. Окрылённый общественным признанием, Франсис принял решение серьёзно заняться композиторской практикой. Для пополнения теоретических знаний он обратился к Полю Антуау Видалю, известному композитору и дирижёру. Видаль, посмотрев первые такты «Негритянской рапсодии», очень сильно возмутился, обругал молодого человека и прогнал прочь.


  • В 1922 году по просьбе одного американского знакомого Пуленк должен был написать хоровое произведение для студентов Гарвардского университета. Композитор с радостью принявший заказ, с усердием взялся за его исполнение, выбрав для этого тексты вакхических гимнов 17 века. Когда сочинение, которое Франсис назвал «Застольными песнями», было закончено, Пуленк отправил его в Америку, с нетерпением дожидаясь ответа. И какое же было разочарование автора, когда он получил послание, в котором говорилось, что, к большому сожалению, произведение не может быть исполнено, так как в нём воспеваются алкогольные напитки, в то время запрещенные в Соединённых Штатах. «Застольные песни» были впервые исполнены только через 28 лет в 1950 году.
  • Франсиск Пуленк очень гордился дружбой с Сергеем Прокофьевым . Они очень любили играть в бридж и шахматы, а перед выступлениями Прокофьева всегда вместе репетировали на двух роялях: проигрывали фортепианные концерты от начала и до конца (Пуленк исполнял на инструменте оркестровую партию). Для каждого из них такое музицирование было весьма ценным: Прокофьев повторял концертное произведение, а Пуленк приобщался к творениям композитора, которого очень ценил.

  • В 1944 году Франсиск Пуленк вместе с певцом Пьером Бернаком путешествуя по оккупированной немцами Бельгии, в конце одного из концертов исполнили произведение композитора, в котором прозвучали слова о страданиях народа Франции. Публика, прослушав песню, демонстративно встала, а присутствующие на выступлении немецкие офицеры не поняли текст и этому эпизоду никакого особого значения не придали. К большому счастью на концерте не было гестаповцев, иначе у музыкантов были бы очень большие проблемы.
  • Франсиск Пуленк никогда не скрывал и не стыдился своей нетрадиционной ориентации. Однако у него были отношения не только с мужчинами, но и с женщинами, например, от романа с Фредерикой Лебедефф у него в 1946 году родилась дочь Мари-Анж, которая после смерти отца стала бенефициарным владельцем его имущества.

Творчество Франсиса Пуленка


Творческую жизнь Франсиса Пуленка, которая длилась почти полвека, по сравнению с другими композиторами, можно назвать счастливой. Он не испытывал горестных разочарований из-за отказа издателей напечатать его произведения, а его сочинения долго не залеживались и почти сразу с успехом исполнялись. Пуленк оставил потомкам большое наследие, которое включает в себя более ста сорока произведений, написанных в разных жанрах. Это оперы, балеты, кантаты, вокальные циклы, концерты, фортепианные и камерно - вокальные сочинения. Его творчество очень многогранно и иногда представляется даже весьма противоречивым. Например, сравнивая оперы композитора: комедию-буффа «Груди Тирезия», трагическую поэму-мистерию «Диалоги кармелиток » и лирическую трагедию «Человеческий голос », нелегко поверить, что эти три популярных произведения написаны одним и тем же автором.

Всемирно-известными вокальными шедеврами композитора являются кантаты: «Лик человеческий», «Засуха» и «Бал-маскарад», а из духовной музыки: «Stabat Mater», мотеты и мессы. Помимо вокально-хоровой музыки, в которой Пуленк наиболее ярко выразил свой мелодический дар, композитор довольно много произведений сочинял для фортепиано – от маленьких пьесок до крупных концертов, а также в дуэте с такими инструментами, как виолончель , флейта , кларнет , валторна и фагот .

Музыка Пуленка в кино

Музыку Франсиса Пуленка часто можно услышать в кино. К некоторым фильмам, таким как:

«Миарка, девочка с медведем» (1937), «Поездка в Америку» (1951), «Симфония в белом» (1942), «Герцогиня Ланже» (1942) , композитор написал музыку специально. Кроме того, многие режиссёры используют отрывки произведений композитора, включая их в саундтреки к фильмам, например:


Фильм

Произведение

«Путешествие времени», 2016

месса «Gloria»

«Великая красота», 2013

«Три вечных движения»

«Город финального назначения», 2009

соната для скрипки и ф-но

«Голова в облаках», 2004

«Литания к черной Рокамадурской богоматери»

«Рождённый огнём», 1987

соната для флейты

«Радостный шум», 1961

месса «Gloria»

Франсис Пуленк - французский композитор и пианист, один из ярчайших представителей группы «Шести» - широко известен в музыкальном мире как автор опер «Человеческий голос» и «Диалоги кармелиток», балетов «Лани» и «Примерные животные» (по басням Лафонтена), кантаты «Лик человеческий» на текст П. Элюара и Stabat Mater, разнообразных сочинений для фортепиано - от небольших пьес до концертов с оркестром. А еще - множества романсов на стихи Г. Аполлинера, М. Жакоба, Л. Арагона и Гарсиа Лорки, П. Элю...

Франсис Пуленк - французский композитор и пианист, один из ярчайших представителей группы «Шести» - широко известен в музыкальном мире как автор опер «Человеческий голос» и «Диалоги кармелиток», балетов «Лани» и «Примерные животные» (по басням Лафонтена), кантаты «Лик человеческий» на текст П. Элюара и Stabat Mater, разнообразных сочинений для фортепиано - от небольших пьес до концертов с оркестром. А еще - множества романсов на стихи Г. Аполлинера, М. Жакоба, Л. Арагона и Гарсиа Лорки, П. Элюара, Ронсара и Р. Десноса - не случайно современники композитора нарекли его «французским Шубертом».

Сын преуспевающего промышленника, Ф. Пуленк рано обнаружил музыкальные способности. В искусстве игры на фортепиано он совершенствовался у Р. Виньеса. Уроки композиции ему преподал Ш. Кеклен - один из патриархов французской музыки, воспитавший в стенах Парижской консерватории многих талантливых композиторов.

С юности Пуленк был завсегдатаем и великосветских салонов, и шумных собраний артистической богемы. Он был вхож в изысканное общество литературной элиты, чьи вечера проходили в книжной лавке на площади у театра Одеон. Среди близких друзей Пуленка - композиторы Д. Мийо, Ж. Орик и Э. Сати, поэты Г. Аполлинер и М. Жакоб, П. Элюар, Л. Арагон и Р. Деснос, певцы Д. Дюваль, Ж. Батори и П. Бернак, знаменитая клавесинистка В. Ландовска, известная скрипачка Э. Журдан-Моранж, музыкальный критик К. Ростан, писатель и драматург П. Клодель. Его творчество было удостоено высокой похвалы М. Равеля и И. Стравинского.

В своих художественных пристрастиях Пуленк был абсолютно свободен, он не ограничивал себя каким-либо одним стилем, а увлеченно перетасовывал разные направления. В молодости был увлечен эксцентрикой, эстетикой мюзик-холла, идеями урбанизма. Он был человеком, по меткому выражению А. Онеггера, «создающим собственную музыку». В своей книге «Мои друзья музыканты» Э. Журдан-Моранж со свойственными ей изяществом и поэтичностью посвятила Пуленку следующие строки: «Нередко среди самых строгих его мелодий вдруг слышится игривая песня... В своем саду Пуленк смешивает семена...Роза, расцветающая возле незабудки, от этого не менее красива. Каждому свое время... Пуленк,также как и Моцарт в детстве, готов спросить: «Скажите, любите ли вы меня?» Его музыка - это дар. В ее легкости нет вульгарности. Он творит так, как дышит».

Вот что говорили и писали современники о Пуленке:

«Как он талантлив! Лишь бы он работал» (Морис Равель).

«Франсис Пуленк - это сама музыка; я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой безошибочностью» (Дариус Мийо).

«Я не умел прислушиваться к себе, Франсис - спасибо, Франсис, отныне я слышу свой голос...» (Поль Элюар).

«Я восхищаюсь музыкантом и человеком, создающим естественную музыку, которая отличает тебя от других. В водовороте модных систем, догм, которые пытаются навязать сильные мира сего, ты остаешься самим собой - редкое мужество, достойное уважения» (Артюр Онеггер).

«Будущие поколения откроют в его произведениях Пуленка таким, каким он был: влюбленным в жизнь, насмешливым, добрым, нежным и дерзким, меланхоличным и искренним мистиком, одновременно монахом и скверным мальчишкой» (Стефан Одель).

ПУЛЕНК Франсис

(7 I 1899, Париж - 30 I 1963, там же)

Моя музыка - это мой портрет.

Ф. Пуленк

Ф. Пуленк - один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза "Шести". В "Шестерке" - самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, - он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. "Франсис Пуленк - это сама музыки", - писал о нем Д. Мийо, - "я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью".

Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать - прекрасная музыкантша - была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кёклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых - И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки Негритянской рапсодией для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за Негритянской "рапсодией" создает вокальные циклы "Бестиарий" (на ст. Г. Аполлинера), "Кокарды" (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы "Вечные движения, Прогулки"; хореографический концерт для фортепиано с оркестром "Утренняя серенада"; балет с пением "Лани", поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей: "Музыка "Ланей" как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора... Этот балет написан в виде танцевальной сюиты... с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка... Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность".

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил "ясность... и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость - и конкретность изложения".

В 30-е гг. расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, "Литании к черной Рокамадурской богоматери", Четыре мотета на время покаяния. Позднее - в 50-е гг. будут созданы также "Stabat mater, Gloria", Четыре рождественских мотета. Все сочинения - очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох - от Гийома де Машо до Г. Берлиоза. Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины, своего народа, родных и друзей. Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата "Лик человеческий" для двойного хора a cappella на стихи П. Элюара. Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру "Лика человеческого" Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом.

Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера "Груди Терезия" (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) - веселая, легкая и фривольная опера-buffа - отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы - в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием. "Диалоги кармелиток" (либр. Ж. Бернаноса, 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. "Человеческий голос" (по драме Ж. Кокто, 1958) - лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос - голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль, которая стала первой исполнительницей в этих операх.

Завершают творческий путь Пуленка 2 сонаты - Соната для гобоя и фортепиано, посвященная С. Прокофьеву, и Соната для кларнета и фортепиано, посвященная А. Онеггеру. Внезапная смерть оборвала жизнь композитора в период большого творческого подъема, в разгар концертных гастролей.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ПУЛЕНК Франсис" в других словарях:

    Пуланк (Poulenc) (1899 1963), французский композитор, пианист. Входил в «Шестёрку». Буффонная опера «Груди Тирезия», трагедийная «Диалоги кармелиток», лирико психологическая моноопера (для одного исполнителя) «Человеческий голос» (1958),… … Энциклопедический словарь

    Франсис Пуленк Francis Poulenc Photo by Roge … Википедия

    Франсис Пуленк. Photo by Roger Viollet (1949 год) Франсис Жан Марсель Пуленк (фр. Francis Jean Marcel Poulenc; 7 января 1899, Париж 30 января 1963, там же) французский композитор, пианист, критик. Биография Происходит из богатой и известной (по… … Википедия

    Пуленк (правильнее Пуланк) (Poulenc) Франсис (7.1.1899, Париж, 30.1. 1963, там же), французский композитор. Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). Входил в «Шестёрку» (с 1920). Воспитывался на образцах классической и… … Большая советская энциклопедия

    Пуленк, Франсис - ПУЛЕНК (Poulenc) Франсис (1899 1963), французский композитор. Участник “Шестерки”. Композитор лирик, Пуленк особое внимание уделял мелодии (Пуленка называли “французским Шубертом”). Высшие достижения связаны с оперой: буффонная “Груди Тирезия”… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Poulenc, Francis) (1899 1963), французский композитор и пианист. Родился 7 января 1899 в Париже. Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования,… … Энциклопедия Кольера

ПУЛЕНК ФРАНСИС - французский композитор, пианист.

Иг-ре на фортепиано учил-ся у Р. Винь-е-са (1914-1917 годы). Как ком-по-зи-тор сфор-ми-ро-вал-ся под влия-ни-ем Э. Шаб-рие, Э. Са-ти, К. Де-бюс-си , М. Ра-ве-ля, И.Ф. Стра-вин-ско-го.

В конце 1910-х годов имел ус-пех как ав-тор ря-да ори-ги-наль-ных по за-мыс-лу не-боль-ших со-чи-не-ний («Нег-ри-тян-ская рап-со-дия», 1917 год; цикл «Бес-тиа-рий» на сло-ва Г. Апол-ли-не-ра, 1919 год; оба со-чи-не-ния для го-ло-са и ин-ст-ру-мен-таль-но-го ан-самб-ля).

В 1921-1924 годах учил-ся ком-по-зи-ции у Ш. Кёк-ле-на.

Один из наи-бо-лее зна-чительных ком-по-зи-то-ров «Шес-тёр-ки», при-ни-мал уча-стие в кол-лек-тивных со-чи-не-ни-ях этой груп-пы (ба-лет «Но-во-брач-ные на Эй-фе-ле-вой баш-не», Па-риж, 1921 год). По за-ка-зу С.П. Дя-ги-ле-ва на-пи-сал од-но-акт-ный ба-лет «Ла-ни» («Les Biches», по мо-ти-вам кар-тин А. Ват-то; Мон-те-Кар-ло, 1924 год, ба-летмейстер Б.Ф. Ни-жин-ская). В даль-ней-шем соз-дал ещё несколько со-чи-не-ний в ба-лет-ном жан-ре: «Ут-рен-няя се-ре-на-да» («Aubade»; Па-риж, 1929 год, балетмейстер Ни-жин-ская), «При-мер-ные зве-ри» (по бас-ням Ж. де Ла-фон-те-на; Па-риж, 1942 год, балетмейстер С. Ли-фарь) и другие.

В те-че-ние многих лет вы-сту-пал как ак-ком-па-ниа-тор пев-ца П. Бер-на-ка, для ко-то-ро-го со-чи-нил около 90 ро-ман-сов (на-чи-ная с цик-ла «Ве-сёлые пес-ни», 1926 год; все-го на-пи-сал свыше 160 пе-сен на сти-хи современных по-этов).

С середины 1930-х годов зна-чительное ме-сто в твор-че-ст-ве за-ня-ла ду-хов-ная му-зы-ка в рам-ках ка-то-лической тра-ди-ции: «Ли-та-нии Чёр-ной ма-дон-не» (име-ет-ся в ви-ду де-ревянная ста-туя во французском городе Ро-ка-ма-дур; 1936 год), Мес-са G-dur (1937 год), 4 по-ка-ян-ных мо-те-та (1939 год), Stabat Mater (1951 год), 4 ро-ж-де-ст-вен-ских мо-те-та (1952 год), мо-тет «Ave verum corpus» (1952 год), 7 рес-пон-со-ри-ев Стра-ст-ной ут-ре-ни (7 répons des ténèbres; 1962 год).

В го-ды ок-ку-па-ции Па-ри-жа германскими вой-ска-ми Пуленк на-пи-сал кан-та-ту для двой-но-го сме-шан-но-го хо-ра a cap-pella «Лик че-ло-ве-че-ский» («Figure hu-maine», 1943 год, на текст П. Элюа-ра из сборника «По-эзия и прав-да 1942 го-да»; по-свя-ще-на П. Пи-кас-со), в ко-то-рой от-ра-зил пат-рио-тические на-строе-ния фран-цу-зов и ко-то-рую счи-тал сво-им луч-шим со-чи-не-ни-ем. Кан-та-та впер-вые ис-пол-не-на 25 марта 1945 года на английском языке по ра-дио Би-Би-Си, впер-вые во Фран-ции про-зву-ча-ла в 1947 году.

Центр твор-че-ст-ва Пуленка - три опе-ры: «Гру-ди Ти-ре-сия» (1944 год, по сюр-реа-ли-стической пье-се Апол-ли-не-ра; Па-риж, «Опе-ра-Ко-мик», 1947 год), «Диа-ло-ги кар-ме-ли-ток» (по пье-се Ж. Бер-на-но-са; Ми-лан, «Ла Ска-ла», 1957 год, на итальянский язык, под управлением Н. Санд-зоньо; впер-вые на французском языке по-став-ле-на в том же го-ду в Па-риж-ской опе-ре) и «Че-ло-ве-че-ский го-лос» (на текст Ж. Кок-то ; Па-риж, «Опе-ра-Ко-мик», 1959 год).

Пуленк - ав-тор многих ин-ст-ру-мен-таль-ных со-чи-не-ний, сре-ди ко-то-рых - «Сель-ский кон-церт» для кла-ве-си-на с ор-ке-ст-ром (1928 год, по-свя-щён В. Лан-дов-ской), Кон-церт для ор-га-на, струн-ного ор-ке-ст-ра и ли-тавр (1938 год); кон-цер-ты и другие со-чи-не-ния для фортепиано; ка-мер-ные ан-самб-ли, в том числе со-на-ты - для флей-ты и фортепиано (1957 год), клар-не-та и фортепиано (1962 год), го-боя и фортепиано (1962 год).

Пуленк со-чи-нял пре-имущественно в тра-диционных жан-рах и для при-выч-ных ис-пол-ни-тель-ских со-ста-вов, не вы-хо-дя за пре-де-лы ма-жор-но-ми-нор-ной рас-ши-рен-ной то-наль-но-сти с мо-да-лиз-ма-ми, с ис-поль-зо-ва-ни-ем тер-цо-вых ак-кор-дов с по-боч-ны-ми то-на-ми. Боль-шин-ст-ву его со-чи-не-ний свой-ст-вен-ны изя-ще-ст-во и эле-гант-ность, иро-нич-ность и ме-лан-хо-лич-ность, про-зрач-ность фак-ту-ры, рит-ми-че-ская жи-вость и изо-бре-та-тель-ность.

На ме-ло-дический стиль со-чи-не-ний 1920-х - середины 1930-х годов по-влия-ла эс-те-ти-ка «Шес-тёр-ки» (ис-поль-зо-ва-ние по-пу-ляр-ной му-зы-ки Па-ри-жа). Во-каль-ная пар-тия ли-ри-ко-пси-хо-ло-гической мо-но-опе-ры «Че-ло-ве-че-ский го-лос» пред-став-ля-ет со-бой экс-пе-ри-мент в об-лас-ти музыкальной дек-ла-ма-ции («ому-зы-ка-лен-ный» раз-го-вор по те-ле-фо-ну бро-шен-ной жен-щи-ны с воз-люб-лен-ным).

«Диа-ло-ги кар-ме-ли-ток» - наи-бо-лее зна-чи-мое в этическом ас-пек-те и эмо-цио-наль-но силь-ное со-чи-не-ние Пуленка. Сю-жет опе-ры ос-но-ван на ис-то-рическом со-бы-тии: 17 июля 1794 года, за несколько дней до па-де-ния яко-бин-ской дик-та-ту-ры, 16 мо-на-хинь кар-ме-лит-ско-го мо-на-сты-ря в Ком-пь-е-не бы-ли при-го-во-ре-ны к смер-ти ре-во-люционным три-бу-на-лом и гиль-о-ти-ни-ро-ва-ны (в 1906 году при-чис-ле-ны к ли-ку бла-жен-ных); се-ку-ля-ри-за-цию во вре-мя Французской ре-во-лю-ции конца XVIII века Пуленк ос-мыс-ли-ва-ет как тра-ге-дию в отечественной ис-то-рии. Ме-ло-дический стиль этой опе-ры со-еди-ня-ет во-каль-ную дек-ла-ма-цию и тра-ди-ции французской во-каль-ной му-зы-ки конца XIX - начала XX веков (вос-хо-дят к опе-ре «Пел-ле-ас и Ме-ли-зан-да» К. Де-бюс-си, му-зы-ке М. Ра-ве-ля).

Об-ра-зец сти-ля Пуленка в об-лас-ти гар-мо-нии, рит-ма, ин-ст-ру-мен-тов-ки - кан-та-та «Бал-мас-ка-рад» (на текст М. Жа-ко-ба, 1932 год). А. Онег-гер пи-сал о вос-хи-ще-нии «ред-ким му-же-ст-вом» Пуленка, соз-даю-ще-го «ес-те-ст-вен-ную му-зы-ку» «в во-до-во-ро-те мод-ных сис-тем».