Функционирование коллектива художественной самодеятельности. Положение о коллективах художественной самодеятельности, клубах по интересам и творческих объединений муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры «Энергомаш
Происходящие организационные процессы в области художественного творчества имеют прямое воздействие на формирование внутреннего мировосприятия человека. Осознание роли творческого культурного потенциала народной художественной культуры, музыкальной педагогики и перспективности использования такого опыта в современной культурной практике ставит задачу создания условий для существенного преобразования во всех сферах общественной жизни.
Творческий поиск, нестандартный подход к проблеме развития и становления таланта способен зародить интерес к художественной деятельности. Эта предрасположенность к творчеству заложена в самой природе человека. Поэтому XXI век определяет множество задач в организации целенаправленного и систематического педагогического процесса по формированию и развитию творческих потенций личности, как среди городского, так и сельского населения.
Многообразие форм самодеятельного творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему классификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится: профессиональное искусство, фольклорное и любительское творчество. К тому же возможна «... внедренная классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства характера творчества. В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосредственную художественно-творческую реакцию человека на действительность; в других - это самодеятельность исполнительская, где участник выражает себя через специально подобранный репертуар профессиональных и самодеятельных авторов. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмещаются». Е.И. Смирнова выделяет две основные категории самодеятельности:
- 1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;
- 2) самодеятельность в области производства художественных ценностей.
К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова относит:
- 1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).
- 2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).
- 3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).
- 4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).
- 5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).
- 6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).
- 7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).
А.С. Каргин отмечает современные аспекты художественной самодеятельности с устойчивой жанрово-видовой структурой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он предлагает осуществлять классификацию по шести признакам. Сюда относится: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; рассмотрение типов художественного исполнительства, а также видов и жанров искусства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социально-демографическому составу. Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразованию. Следовательно, современное художественное творчество имеет синтетические, традиционные и организационно-образующиеся жанры. Классификацию самодеятельных коллективов можно представить следующим образом:
Классический тип (традиционный): музыкальное, театральное, хореографическое искусство, изобразительное искусство
Каждый жанр представлен автором различными видами. Например, в фольклорные виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры. Народно-инструментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др.
Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры. Театральные - народными театрами и новыми формами - музыкально-театральными, народными коллективами. Хореографические коллективы - это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформительского искусства (разработка эскизов и пр.). Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и Дальнейшие пути развития в самодеятельности. Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности.
Мнения исследователей самодеятельного художественного творчества имеют некоторые расхождения в определении классификации самодеятельного творчества, видов деятельности и функций. Так, например, Т.И. Бакланова отмечает наличие нескольких видов самодеятельного творчества (авторский, исполнительский, импровизаторский и создание новых «технологий») и видов деятельности, имеющих организационно-воспитательную, художественно-личностную основу (реализация внутренних потребностей личности).
Нам близка позиция Е.И. Смирновой, которая в зависимости от целей и задач, стоящих в деятельности коллективов художественной самодеятельности, классифицирует их по следующим основным признакам:
- 1. По ориентации на основные пласты художественной культуры:
- - ориентированная на этнофольклорные виды народного, национального искусства (с внутренним подразделением на виды или формы этнофольклорной культурной культуры);
- - ориентированная на виды, школу и стили профессионального (академического) искусства (с внутренним подразделением на виды и жанры);
- - оригинальная, включающая виды художественной самодеятельности, не имеющие аналога или образца ни в профессиональном, ни в народном искусстве.
- 2. По типам творчества и ориентации на основные пласты художественной культуры:
- - исполнительская деятельность;
- - авторская и авторско-исполнительская;
- - импровизационная.
- 3. По степени организации и субъекту организации:
- - «неорганизованная», «неформальная» или самоорганизующаяся самодеятельность; художественный хореографический эстрадный
- - самодеятельность нестабильных организационных форм (организуемая средствами массовой информации, ситуативная и др.).
- - организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социокультурных институтов, социально-контролируемая и педагогически направляемая.
- 4. По преобладающему виду деятельности:
- - объединения учебного типа;
- - объединения познавательного и художественно-исследовательского типа;
- - художественно-пропагандистские и художественно-организаторские объединения;
- - игрового типа;
- - творческие;
- - объединения комплексного типа с широким спектром видов деятельности.
- 5. По месту локализации:
- - сельская художественная самодеятельность;
- - художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);
- - художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).
- 6. По возрастному составу:
- - детская (младшего школьного возраста, подростков), юношеская;
- - художественная самодеятельность взрослых (молодежи, старших возрастных групп)
Творческий потенциал и потребность самоактуализации заложена в самой природе человека. Однако самодеятельность и есть деятельность, не утрачивающая свободного проявления характера в организованных и неорганизованных формах, т.е. самодеятельном творчестве.
Многими исследователями в области художественного творчества отмечается преимущество неорганизованной самодеятельности, спонтанной. В большинстве случаев она быстро появляется и распадается, и не многие из них приобретают организованную форму жизнетворчества (учебная деятельность, предполагающая творчество; профессиональное искусство; художественная самодеятельность масс). Подобная созидательная деятельность имеет высшую форму проявления человеком своих творческих сил и умений.
Актуальной на сегодняшний день является и задача по оптимизации неорганизованного самодеятельного творчества, помощи в ее организации, как в клубных, так и школьных, внешкольных учреждениях, по месту жительства. Активность личности, коллектива проявляется в процессе реализации своих способностей и навыков в различных сферах творческой деятельности.
Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе.
Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» самодеятельного художественного творчества непроизвольно будут закладываться основы творческого метода. Зарождая будущую природу коллективного творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности. Этим способен возродиться полноценный духовно нравственный человек.
В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся. Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности.
Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Было создано большое количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы.
Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются - проведение общегородских праздников, массовых гуляний. В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.
2. Сущность, специфика и особенности самодеятельного художественного творчества
2.1 Художественная самодеятельность: определение и признаки
Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.
Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.
Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.
"Любительское творчество - уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг - это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности." (Мурашко)" Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации."
Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. "Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца" "Формирование активной, духовно богатой личности - цель самодеятельного театра". Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.
"Художественная самодеятельность … является не только школой собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более важно, - школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны."
Участие в самодеятельном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.
Художественную самодеятельность можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную; социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность транслировать её от поколения к поколению; эстетическую, поскольку она несёт в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.
Через формы художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального искусства, их исполнителей, эстетических норм, технических приемов и т.д.
2.2 Художественная самодеятельность и фольклор
Народ всегда создавал замечательные художественные ценности. Наряду с профессиональным искусством жило народное художественнее творчество - безымянный "фольклор". Народные песни, сказки, легенды, пословицы были и остаются неисчерпаемым источником вдохновения профессиональных художников.
Не вызывает сомнений, что художественная самодеятельность вышла из фольклора. До середины ХХ века как такового различия между данными понятиями не существовало. "Относится ли самодеятельность к области фольклора - такой вопрос не ставился, да в сущности и не мог быть поставлен, потому что фольклор и народное творчество были понятиями совершенно тождественными. Потому в фольклорных сборниках 30-50-х годов, наряду с собственно фольклорными материалами, мы можем обнаружить и немало песен, сложенных в самодеятельных коллективах. В представлении тогдашней фольклористики все эти материалы были в равной степени фактами народного творчества, без каких-либо дополнительных квалификаций. Единственное, что требовалось от произведения для того, чтобы оно попало в сферу фольклористического внимания, - это совпадение в каких-либо моментах творческого (“традиционность”) или технического (коллективность, анонимность, “шлифовка”) порядка с произведениями классического фольклора. Если такое совпадение было налицо, то уж никаких других сомнений относительно фольклорности рассматриваемого произведения не возникало и не могло возникнуть. Весь вопрос, таким образом, состоял лишь в том, чтобы выявить в самодеятельности какие-то конкретные признаки, позволяющие сблизить ее с фольклором."
С течением времени понятия "фольклор" и "художественная самодеятельность" стали более различимы.
Основное, что отличает самодеятельность от фольклора - организованность. Самодеятельность - "форма, предполагающая не только вообще наличие творческих моментов, но и определенные средства организации." Фольклор, "так же будучи проявлением первичных творческих устремлений, возникает, однако, стихийно, “незапланировано" и уже по одному этому не предполагает никакой предварительной организации. Иначе говоря, возникновение фольклорного произведения никем не может быть предусмотрено. С ним всякий раз приходится считаться как с фактом, принимать его или отвергать, но предусмотреть, когда и кем оно будет создано, на какую сторону действительности будет направлено, - этого сделать нельзя ни при каких обстоятельствах. Потому и невозможно представить себе организацию или организации, в задачу которых входило бы, скажем, воспитание фольклорных кадров, изучение творческих потребностей фольклорных авторов, управление развитием фольклора, тогда как аналогичные задачи по отношению к самодеятельности ни у кого не вызывают удивления."
В фольклоре создаются художественные произведения. Самодеятельность же связана как с созданием, так и с исполнением, при этом исполняться могут произведения как фольклорные, так и профессиональных авторов. Если авторы фольклора, как правило, неизвестны, то в самодеятельности мы знаем и авторов, и исполнителей.
2.3 Художественная самодеятельность и профессиональное искусство
Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.
Перед каждым самодеятельным коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива творческого роста. Она заключается в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, коллектив или человек получают широкое признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.
Коллектив – группа высшего уровня развития, в которой её члены объединяются единой общественно значимой деятельностью, сплачиваются стремлением к достижению её общей цели, находят возможности в ней для удовлетворения своих интересов, проявлений индивидуальности, определенной самореализации.
В такой группе взаимоотношения строятся на основе взаимоуважения, дружбы, товарищества, взаимопомощи и поддержки, которые положительно влияют на воспитанность, обученность, образованность и развитость друг друга. В коллективе присутствуют здоровое общественное мнение, дружелюбные настроения, традиции, обычаи, нормы поведения, отношения коллективизма, долга, ответственности, сотрудничества. У его членов сильно чувство чести коллектива, сохранения и укрепления его доброго имени, стремления к достижению общих высоких результатов, совпадающих и с личными интересами.
Важная особенность коллектива и в том, что он осознает себя как педагогическая сила, верит в свою возможность оказывать воспитательное, обучающее и иное влияние на своих членов, проявляет целенаправленную активность в осуществлении воздействий на всех и особенно на нуждающихся в помощи, поддержке, повышении профессионального мастерства, преодолении испытываемых трудностей и имеющихся личных слабостей и др.
Какие же признаки присущи коллективу художественного народного творчества? Прежде всего, надо определить художественно народное творчество как часть культурно-просветительской деятельности. Следовательно, ему должны быть присущи все черты этой деятельности и вместе с тем специфические особенности.
Таким образом, для коллектива художественного творчества характерны как учебно-художественные, так и художественно-исполнительские цели и задачи, ему свойственна двойственная природа, проявляющаяся в единстве учебно-художественной и художественно-исполнительской деятельности его участников.
Сформируем в самом общем виде следующие признаки коллектива художественного творчества:
1) Предполагает добровольность включения участников на основе сформированных у них духовных потребностей и интересов;
2) Организуется под руководством педагогического коллектива определенного вида и жанра художественной деятельности;
3) Участники непосредственно включены в деятельность по созданию художественного произведения;
4) Участники демонстрируют свои художественные ценности зрителям, выполняя функции их воспитания и развития.
5) В отношении художественной самодеятельности: осуществляется в часы досуга.
Коллектив художественной самодеятельности имеет свои особые черты: а) общие для всех участников учебно-воспитательные и художественно-творческие цели; б) общую для участников художественно-педагогическую деятельность; в) общую для участников исполнительскую деятельность, адресуемую зрителям; т) установление и поддержание в процессах художественно-педагогической деятельности контактов участников между собою и с педагогом; д) установление и поддержание в процессах художественно-исполнительской деятельности контактов участников со зрителями; е) наличие общей художественно-педагогической направленности, основанной на эстетических переживаниях и представлениях; ж) наличие культурных ценностей участников.
Нетрудно видеть, что эти черты, будучи взяты вместе, отличают коллектив художественной самодеятельности от других видов коллективов. С одной стороны, он имеет сходные черты с учебными коллективами (общие учебно-воспитательные цели и учебно-воспитательная деятельность), с другой - с художественными коллективами, например профессиональными театром или оркестром (общие художественно-творческие цели и основанная на них художественно-творческая деятельность по созданию и исполнению произведений).
А. С. Макаренко подчеркивал: «Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества»
С этой точки зрения коллектив художественного творчества представляет собой художественно-педагогическую организацию, в которой как бы слиты, совмещены педагогические и художественные функции. Педагог выполняет роль организатора и руководителя жизнедеятельностью коллектива. Вместе с тем под его руководством осуществляет свою творческую деятельность актив, состоящий из числа наиболее авторитетных и инициативных участников, а также ответственные за те или иные мероприятия - организацию внутриколлективных вечеров, выпуск газеты и т. п. В деятельности педагога, актива, ответственных проявляется специфика подобных коллективов, предполагающих общие духовные потребности и интересы участников к совместной художественно-педагогической и художественно-исполнительской (демонстрационной) деятельности.
Функции коллектива
Каковы же функции коллектива художественного творчества. Изучение работ, в которых обсуждаются эти функции, чаще всего обнаруживает две крайние точки зрения. Одни авторы склонны отождествлять их с функциями учебного коллектива, другие - профессионального искусства. Специфика заключается в двойственности его природы, характера. Поэтому и функции его художественно-педагогические. И это не просто набор их, а внутреннее единство, представляющее систему в ее полноте.
Исходными функциями являются вовлечение людей в художест венную деятельность и общение. Серьезные усилия коллективов направлены не только на то, чтобы сформировать интерес к потреблению произведений искусства и народного творчества, но и пробудить готовность к самостоятельной художественной деятельности и общению.
Коллективу художественного творчества свойственны также и другие функции.
Включение участников в художественную деятельность и общение есть формы их «перехода» из трудовой (учебной) деятельности и общения в деятельность и общение, предназначенные для активного их отдыха.
В чем ценность этой функции? Она характеризует коллектив как средство, помогающее преодолеть внутреннюю инерцию человека, перейти с «волны» трудовой (учебной) деятельности на «волну» активного отдыха, требующего иной сосредоточенности и усилий. Коллектив в этом отношении помогает участнику сформировать умения и навыки культурного отдыха, ничего общего не имеющего с бездумным времяпрепровождением, лишенным подлинной духовности и приводящим к пассивности личности. Исследования обнаружили определенную закономерность: чем более активно, разнообразно и содержательно участники включены в художественную деятельность и общение, плодотворно отдыхают, тем больше трудовых (учебных) успехов они достигают.
Вместе с тем коллектив художественной творчества создает благоприятные условия и для возникновения и поддержания чувства радости и оптимизма участников. Эмоциональные переживания, пронизанные глубокими и разнообразными нравственными и эстетическими чувствами, характерны для художественной деятельности и общения участников. Поэтому обратим внимание на роль коллектива в поддержании определенного эмоционального состояния личности.
Если первые две функции - вовлечение в деятельность и общение - обращают внимание на необходимость привлечения людей к внутриколлективной жизни в художественной сфере, то две последующие - на характер этой деятельности и общения, которые должны быть формами активного отдыха, пронизанного чувствами оптимизма и радости. В этих функциях в явной форме не выявлена художественно-педагогическая направленность коллектива. Вместе с тем без них невозможно во всей полноте охарактеризовать ее.
В ситуациях, когда в деятельности и общении участники испытывают затруднения в воспроизведении художественного материала, руководитель ищет ответ на вопрос - почему у них в работе над произведением не получается тот или иной момент. Он ищет его, анализируя собственную деятельность и участников коллектива. Так возникает художественно-педагогическая позиция, требующая знаний не только о художественном произведении и технологии его воплощения, но и о психолого-педагогических процессах их передачи участникам. Если в одном случае руководителю необходимо владеть художественно-технологическими видами деятельности, умениями и навыками в области определенного жанра искусства, знать историю и современные тенденции его развития, осуществлять художественный анализ и критику произведений, то во втором- направлять психолого-педагогические процессы, обладать знаниями и навыками педагога и воспитателя.
Среди педагогических функций следует , прежде всего, выделить функцию обучения , которая как бы вбирает и конкретизирует другие функции. Ибо сам процесс обучения искусству строится на основе того, что участники уже «погружены» в художественную деятельность и общение, как формы отдыха, приносящего им радость и удовольствие. Функция обучения состоит в том, чтобы в соответствии с определенными учебно-воспитательными задачами на материале произведений искусства и народного творчества вооружить участников опытом, знаниями, умениями и навыками художественно-эстетической деятельности.
Если участники успешно овладели художественным материалом, средствами и приемами его исполнения, но не могут воспроизвести идейно-художественный образ произведения, то необходимо осуществлять функцию образования. Участники должны ознакомиться с историей написания произведения искусства, с эпохой, в которой оно создавалось, творческим путем хореографа (композитора, драматурга, поэта и т. п.), с художественной жизнью и эстетическими течениями и т. п., с: достижениями художественной культуры, национально-художественными традициями и стилями, образом жизни, взглядами и идеалами, а также с современной общественно-политической и культурной жизнью страны, республики, края
(области).. В соответствии с этим в коллективе решается широкий
круг познавательных, нравственных и эстетических задач как «внутри» избранного («профильного») вида и жанра художественной
деятельности, так и в сферах общественно-политической жизни, культуры и искусства. Вместе с тем, осуществляя только лишь эти
задачи, трудно полностью рассчитывать на успехи в работе, В определённых ситуациях участники коллектива не могут правильно решать задачи, так как у них нет соответствующего уровня художественно-эстетического и нравственного воспитания. Бывает, что участники соглашаются с характеристикой руководителя о том, что произведение прекрасно, но сами при его исполнении не испытывают глубоких эмоциональных переживаний. Сказывается неразвитость их нравственных и эстетических чувств. Следовательно, руководителю необходимо воспитывать участников, постепенно формируя у них чувства, взгляды, идеалы, ценности, вкусы. Коллектив художественного творчества, таким образом осуществляет и функцию воспитания участников.
Перед руководителем бывает возникают затруднения, когда его
не удовлетворяет художественно-эстетическое исполнение произведения. Как будто бы участники добросовестно и верно воспроизводят его, но не поднимаются до высокого творческого уровня. Руководитель стремится решить тогда сложную систему задач, направленную на выработку творческого отношения к эстетической деятельности и общению в коллективе, развитие способностей и потребностей к постоянному поиску и совершенствованию в исполнительстве, к привнесению в него творчески неповторимого индивидуально-своеобразного идейно-художественного видения и переживания. Таким образом, коллектив художественного творчества должен выполнять функцию художественно-эстетического, познавательного и нравственного развития участников, с тем, чтобы они становились подлинными творцами духовных ценностей.
Коллектив художественного творчества выполняет и организационные функции. К ним относятся организация, руководство и управление процессами включения участников в художественную деятельность и общение, отдых и развлечение, в процессы их обучения, образования, воспитания и развития. Организационные функции также ориентируются в конечном итоге на всестороннее развитие участников. Таким образом, анализ функций коллектива художественного творчества позволяет охарактеризовать его как взаимосвязанную систему.
Эти функции художественного коллектива являются «внутренними», ибо ориентированы на решение задач внутри него. Поэтому следует рассмотреть его «внешние» функции, реализуемые в процессе воздействия на зрителей (слушателей).
Художественный коллектив включает зрителей (слушателей) в художественно-эстетическую деятельность. На этой основе зрители (слушатели) становятся активными соучастниками художественного процесса. Вместе с автором (и исполнителями) они эстетически переживают события и явления, воплощенные в произведении, стремятся их понять и осмыслить. Поэтому художественный коллектив выполняет функции вовлечения зрителей (слушателей) в художественно-эстетическую деятельность и общение, которые протекают в процессе их взаимодействия с художественными произведениями.
Коллектив художественного творчества выступает и как пропагандист и агитатор: в художественно-образной форме он распространяет и утверждает художественно-эстетические идеалы и ценности.
Пропагандистская функция коллектива выражается в том, что каждое выступление участника - солиста, певца или группы участников - в составе спектакля, хора, танцевального ансамбля и т. п. направлено на распространение и утверждение передовых эстетических идеалов, ценностей и представлений.
Агитационная функция содержит в себе момент побуждения зрителей (слушателей) к активным эстетическим действиям. Выступления участников призваны формировать у них стремление творить «по законам красоты». Агитационная функция проявляется и в том, что зрители (слушатели), включенные в эстетическую деятельность и общение, воспринимают участников как своих сотоварищей по учебе, работе, военной службе, примеру которых они могут последовать. У них формируется готовность к эстетической деятельности, при этом она может быть разной по степени осознанности, устойчивости, глубины.
Художественные коллективы выполняют еще одну функцию - образовательную. Она углубляет представления зрителей о событиях и явлениях, знакомит с неизвестными им фактами, расширяет культурный кругозор и развивает познавательные способности.
В единстве с образовательной выступает воспитательная функция. Это проявляется в подборе и исполнении наиболее актуального репертуара с точки зрения идейно-художественных требований общества, а также в таком художественно-образном раскрытии замысла произведения, который действенно влияет на зрителей, формируя у них нравственно-эстетические чувства, представления, идеалы и вкусы. Выступления творческого коллектива пробуждают у зрителей (слушателей) художественно-эстетическую активность и самостоятельность, мобилизуют их художественно-творческие потенции. Зрители не только активно отдыхают и развлекаются, получают определенную сумму знаний и впечатлений, приобретают ценные личностные качества, но и сами становятся соавторами и сотворцами прекрасного. Все это способствует формированию эстетического развития зрителя (слушателя), глубоко творчески переживающего увиденное и услышанное и тонко чувствующего прекрасное.
Коллектив художественного творчества организует, руководит и управляет процессами включения зрителей (слушателей) в художественно-эстетическую деятельность и общение, отдых и развлечение, осуществляет художественно-эстетическую пропаганду и агитацию, способствует образованию, воспитанию и развитию зрителей (слушателей). Таким образом, можно сказать, что художественному творчеству присущи функции организаций, руководства и управления.
Таким образом, коллектив художественного творчества имеет взаимосвязанные «внутренние» и «внешние» функции, реализация которых является конечной целью всей его деятельности и предпосылкой для его дальнейшего совершенствования.
Типы коллективов
Невзирая на многообразие видов и жанров художественной деятельности, можно все коллективы условно отнести к нескольким качественно различным уровням или ступеням.
К первой ступени относим те коллективы - вокальные, хоровые, драматические, цирковые, танцевальные, кино- и фотолюбителей, изобразительного и прикладного искусства и т. п., в которые принимают всех желающих заниматься художественной деятельностью. Подобные коллективы можно назвать коллективами (кружками) начального типа. Состав их участников может быть как однородным, так и смешанным по возрасту, образованию, профессиям, полу. Нередко участниками кружков этого типа являются те, кто учится или работает вместе в одном учебном заведении - школе, профессионально-техническом училище, среднем специальном или высшем учебном заведении, на одном предприятии, учреждении, в одном цеху, отделе, бригаде, отделении колхоза, совхоза, воинской части и т. п.
В учебно-образовательные и воспитательные задачи подобного коллектива входит знакомство с художественными произведениями, относительно несложными, разучивание и исполнение их, как правило, перед «своими» зрителями, которые чаще всего знают участников. Определенное внимание при этом уделяется овладению элементарными основами анализа произведений, средствами и приемами их исполнения.
По мере накопления художественно-эстетического опыта кружковцы под руководством педагога постепенно переходят к осуществлению более сложных учебно-воспитательных и художественно-пропагандистских задач, для них становится возможным достижение более высоких художественных результатов. Художественно-педагогическая деятельность кружковцев – важное средство проявления их общественной активности (участие в тематических вечерах, лекциях и беседах).
Из числа наиболее активных и проявивших склонности к определенному виду художественной деятельности постепенно формируется группа участников, для которых художественные занятия становятся серьезным увлечением. Создаются предпосылки для формирования художественного коллектива второй ступени. Его условно можно назвать коллективом (кружком) повышенного типа. В подобных коллективах решаются более сложные учебно-воспитательные художественные задачи. В них занимаются любители, которые проявили художественные способности и стремятся совершенствоваться в сфере досуга в любимом виде художественного творчества. В отличие от кружков начального типа в таких коллективах уделяется большее внимание художественно-тренажным упражнениям, изучению основ истории и теории вида искусства, усложняется художественно-исполнительский репертуар и повышается требовательность к его идейно-художественному воплощению и исполнению перед зрителями (слушателями). Большее внимание в коллективе повышенного типа уделяется различным формам художественной пропаганды: выступлениям не только перед «своими» зрителями, но и перед теми, кто не знает участников, а также выездам с творческими отчетами, участию в общезаводских, районных, городских, общеинститутских концертах и выставках, смотрах-конкурсах и т. п. Руководитель подобных коллективов должен обладать такой профессионально-педагогической квалификацией, чтобы он мог пробуждать и поддерживать стойкие эстетические устремления участников, создавать возможности для их воспитания, развития и повышения уровня идейно-художественного исполнения произведений.
Наряду с названными складываются и коллективы, которые условно можно отнести к третьей ступени, - это самодеятельные театры, ансамбли народного танца, оркестры, хоры и т. п. В них разучивается и исполняется репертуар, требующий сравнительно более глубокого понимания произведений художественной культуры. Учебно-образовательная и воспитательная работа в таких коллективах приобретает характер систематических занятий, на которых изучаются профильный вид и жанр искусства, технические и выразительные средства и т. п.
При наличии соответствующих условий усложнение видов учебно-художественной деятельности влечет за собою изменение педагогического состава. В таком случае во главе коллектива стоит художественный руководитель, осуществляющий общее художественно-педагогическое руководство.
Художественным руководителем подобного коллектива должен быть высококвалифицированный человек, имеющий специальную подготовку в области не только профильного вида и жанра искусства, но и истории, искусствоведения, художественной критики, эстетики, педагогики и психологии.
В таких коллективах можно выделить как бы два уровня. Пер вый уровень
- это начинающие коллективы, которые имеют сравнительно небольшую историю своей художественной жизни и решают идейно-художественные и учебно-воспитательные задачи средней сложности. Второй урове
нь - это коллективы, накопившие большой художественно-исполнительский опыт и состоящие из участников, прошедших хорошую школу сценической и художественной подготовки. Нередко, например, в одном и том же ансамбле танца один, из первичных коллективов может быть первого уровня, а другой - второго. В каждом из них качественно иначе строится
учебно-воспитательный процесс, создается свой художественный
репертуар, соответствующий возможностям и способностям его
участников.
Деление коллективов, конечно, условнее. Но оно необходимо, ибо открывает возможности для дифференцированного подхода к каждому из них. Коллективы высшей формы, например народные театры, оркестры, хоры, танцевальные ансамбли, являются методическими центрами для коллективов (кружков) в сельских клубах и домах культуры.
Как известно, за высокими показателями в идейно-художественной и учебно-воспитательной работе лучшие коллективы получают почетное звание народных. Они являются маяками, с их достижениями соизмеряют свои успехи участники других коллективов. Лучшие коллективы становятся лауреатами районных, областных (краевых), республиканских, всесоюзных и международных конкурсов народного творчества. Их программы передают по местному, Центральному телевидению, записывают на пластинки фирмы «Мелодия».
Кружки начального типа нередко возглавляют педагоги-общественники, коллективы первой и второй ступеней - чаще всего руководители, имеющие среднюю специальную подготовку, окончившие культурно-просветительное, музыкальное, театральное училище и т.д.
Во главе коллективов третьей ступени (первого и второго уровней), как правило, стоят руководители с высшим специальным или со средним специальным образованием, имеющие большой опыт художественно-педагогической работы.
Дальнейшее повышение требований к идейно-художественному уровню и исполнительскому мастерству участников вызывает необходимость новых организационных форм, которые создавали бы наилучшие возможности для углубленного изучения искусства, овладения сложным арсеналом технических и художественно-образных средств. Поэтому наряду с существующими и развивающимися формами художественных коллективов создаются студии.
Студии имеют свою историю развития, являясь специфической формой обучения, образования и воспитания средствами искусства. Они возникают на основе стремления качественно повысить идейно-художественную подготовленность участников.
В отличие от ранее рассмотренных коллективов студии - это особые учебно-художественные заведения. В них по специальной программе изучают основы теории и истории профильного вида искусства, большое внимание уделяется занятиям по овладению исполнительско-практическими навыками.
Студии осуществляют учебно-художественную, творчески поисковую и художественно-исполнительскую деятельность. Если мы обратимся к анализу многообразной практики их работы, то среди них можно условно выделить ряд видов.
Первый вид - это студии, в которых участники под руководством педагога (педагогов) изучают основы избранного вида искусства, формируют нравственно-эстетические начала художественной деятельности и внутриколлективной жизни. Нередко такие студии создаются при коллективах, в которых главный акцент делается на исполнительскую деятельность. Подобные студии призваны помочь коллективам подготовить участников для основного их состава.
Ко второму можно отнести студии, которые помимо учебно-воспитательной работы ведут и большую исполнительскую деятельность. По мере накопления художественного опыта они демонстрируют интересные сценические решения, которым присущ достаточно высокий уровень исполнительского мастерства, общей и художественной культуры.
Третий вид - это студии, в которых ведущей является творчески поисковая деятельность. Они ставят своей целью эстетическое и нравственное воспитание и развитие участников, повышение идейно-художественного уровня исполнения произведений, творческий поиск в художественно-образном решении композиций. Подобные-студии фактически становятся творческими лабораториями и мастерскими: в них работают над новыми художественными произведениями. Студии знакомят зрителей с поисками и достижениями в области определенного вида и жанра искусства, демонстрируют достаточно высокий уровень исполнения репертуара повышенной сложности. Студийцы часто широко участвуют в разных формах художественно-пропагандистской и агитационной деятельности. Во главе их, как правило, стоят профессионально подготовленные педагоги. Студиями третьего вида часто руководят видные деятели профессионального искусства.
К. С. Станиславскому принадлежит развернутая характеристика назначения студии как центра творчества и воспитания учащихся.
«Студия - это начальный этап, где должны быть собраны люди, совершенно сознательно отдавшие себе отчет в том, что вся жизнь человека - его собственное творчество... «Студия - не место для случайного прохождения ролей. Сюда нельзя прийти с желанием в такое-то время или для такой-то необходимости, продиктованной случайными обстоятельствами, пройти ту или иную роль... Студиец - это тот, кто в своем искусстве видит дело своей жизни, тот, для кого студия - семья... Входя в студию, он должен заключать себя в круг красоты, высоких, чистых мыслей о своей работе и радоваться, что есть место, где он может объединиться с такими же стремящимися к красоте людьми, как он сам.
Студиец - это то развитие сознания человека, где идея любви к искусству, становясь руководящим началом, пробуждает у всех взаимное уважение и доброжелательность».
«Студия - это не -только дом культуры для вступающего туда человека, это и дом мудрого учителя, где любовь бережет обе стороны - учителя и ученика...».
Одна и та же студия может представлять собою коллектив, состоящий из нескольких первичных коллективов, каждый из которых можно отнести к различным видам. Так, например, в детской хоровой самодеятельной студии чаще всего имеются младшая, средняя и старшая группы хора. Фактически в студии занимаются школьники разных возрастов и различной музыкальной подготовленности в трех хоровых коллективах, постепенно «переходя» из одного в другой.
По отношению к другим коллективам художественной самодеятельности того же вида и жанра искусства в районе, городе студии являются творческими лабораториями и мастерскими, становятся методическими центрами по распространению передового опыта учебно-воспитательной и художественно-творческой работы.
Таким образом, развитие художественного творчества идет по линии не только дифференциации форм, но и интеграции различных видов и жанров искусства и образования комплексных форм художественного коллектива, в которых возникают условия для осуществления более сложных задач эстетического воспитания и достижения более высокого уровня исполнительской деятельности.
Рассмотрим теперь классификацию коллекти вов по другим признакам.
По составу участников можно выделить смешанные и однородные коллективы. В смешанных занимаются участники разных возрастов, например от школьников до пенсионеров, различного образования и профессий. Такими бывают драматические, вокальные, хоровые и оркестровые коллективы, коллективы изобразительного и прикладного искусства. В однородных же коллективах тех же видов искусства участвуют участники одного возраста. Эти формы характерны для профессионально-технических училищ: в них по преимуществу занимаются учащиеся первого года обучения.
Коллективы самодеятельности можно классифицировать и по ведущему виду учебной или профессиональной деятельности участников. Тогда различим коллективы самодеятельности, состоящие из учащихся и студентов - художественная самодеятельность учебных заведений (школьных, профессионально-технических, среднеспециальных и высших), из людей одной или ряда родственных профессий - самодеятельность преподавателей школ, среднего, высшего учебного заведения, строителей, машиностроителей, текстильщиков и т. п. Массовыми формами организации являются цеховые коллективы художественной самодеятельности - вокальные, хоровые, танцевальные, художественного чтения и т. п.
Следует различать также коллективы художественной самодеятельности крупного, среднего и малого города, поселка, села.
В зависимости от ха р актера организации учебно-образовательной и исполнительской деятельности художественное творчество может быть индивидуальным и групповым. Нередко индивидуальное обучение сочетается с групповыми формами занятий. В коллективах вокальных, художественного чтения, баяна и аккордеона и в ряде других индивидуальная форма работы с участниками является ведущей. В драматических, танцевальных, хоровых ансамблях учебно-воспитательная и исполнительская деятельность осуществляется преимущественно в групповых и коллективных формах, однако предполагаются и индивидуальные формы занятий.
По продолжительности функционирования следует различать временные и постоянные коллективы художественной деятельности. Временные создаются в домах отдыха, санаториях, пионерских и спортивных лагерях, пансионатах, на базах отдыха и туристских базах. Постоянные действуют продолжительное время.
В клубном учреждении одного производственного коллектива, учебного заведения нередко взаимодействуют коллективы различного уровня - от кружков начального типа до студий и театров.
Страница 1
Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.
Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.
Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.
"Любительское творчество - уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг - это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности." (Мурашко)" Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации."
Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. "Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца" "Формирование активной, духовно богатой личности - цель самодеятельного театра". Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.
"Художественная самодеятельность … является не только школой собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более важно, - школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны."
Участие в самодеятельном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.
Другие публикации:
История возникновения музеев
Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.
История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово...
Исаак Ильич Левитан
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неож...
Франческа Растрелли
Франческа Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Отец Франческа, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского...