Знаменитые композиторы бетховен. Бетховен

Знаменитые композиторы бетховен. Бетховен
Знаменитые композиторы бетховен. Бетховен

Людвиг Ван Бетховен – знаменитый глухой композитор, создавший 650 музыкальных произведений, которые признаны мировым достоянием классики. Жизнь талантливого музыканта ознаменована постоянной борьбой с трудностями и невзгодами.

Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.

Людвиг с горечью вспоминает собственную комнатку, расположенную на чердаке, где стояли старый клавесин и железная кровать. Иоганн (папа) часто напивался до беспамятства и избивал супругу, вымещая зло. Периодически побои доставались и сыну. Мама Мария нежно любила единственного выжившего ребенка, пела малышу песни и как могла скрашивала серые безрадостные будни.

У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту , имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.


Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах - органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.

Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.


Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.

В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. , становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.


Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:

«Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нем заговорит мир».

Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.

Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.


Талантливый юноша нашел в Бонне покровителей, которые обеспечили свободный доступ на музыкальные собрания и салоны. Семейство Бройнинг взяло опеку над Луи, который обучал музыке их дочь Лорхен. Девушка вышла замуж за доктора Вегелера. До конца жизни учитель поддерживал дружеские отношения с этой парой.

Музыка

В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к , которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.


Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.

Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.


Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.

В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку!». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.


«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.

В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:

«Вижу, исполнять увертюры Вы все-таки можете, пойду и напишу эти песни».

С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.


Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.

Личная жизнь

История личной жизни одаренного пианиста на редкость трагична. Людвиг в кругу аристократической элиты считался простолюдином, поэтому не имел права претендовать на благородных девиц. В 1801 году влюбился в юную графиню Жюли Гвиччиарди. Чувства молодых людей не были обоюдными, так как девушка одновременно встречалась и с графом фон Галленбергом, за которого вышла замуж через два года после знакомства. Любовные терзания и горечь потери возлюбленной композитор выразил в «Лунной сонате», которая стала гимном неразделенной любви.

С 1804 по 1810 Бетховен страстно влюблен в Жозефину Брунсвик – вдову графа Йозефа Дейма. Женщина увлеченно отвечает на ухаживания и письма пылкого возлюбленного. Но роман закончился по настоянию родственников Жозефины, которые уверены, что простолюдин не станет стоящим кандидатом в супруги. После болезненного разрыва мужчина из принципа делает предложение Терезе Мальфатти. Получает отказ и пишет шедевральную сонату «К Элизе».

Пережитые душевные волнения настолько огорчили впечатлительного Бетховена, что он решил провести остаток жизни в гордом одиночестве. В 1815, после смерти брата, оказался втянутым в судебную тяжбу, связанную с опекой над племянником. Мать ребенка характеризуется репутацией гулящей женщины, поэтому суд удовлетворил требования музыканта. Вскоре выяснилось, что Карл (племянник) унаследовал вредные привычки матери.


Дядя воспитывает мальчика в строгости, пытается привить любовь к музыке и искоренить алкогольную и картежную зависимость. Не имея собственных детей, мужчина не опытен в наставлениях и не церемонится с избалованным юношей. Очередной скандал приводит парня к попытке суицида, которая оказалась неудачной. Людвиг отправляет Карла в армию.

Смерть

В 1826 году Луи простудился и заболел воспалением легких. К легочной болезни присоединились желудочные боли. Доктор неправильно рассчитал дозировку лекарства, поэтому недомогание ежедневно прогрессировало. 6 месяцев мужчина прикован к постели. В это время Бетховена навещали друзья, пытающиеся облегчить страдания умирающего.


Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. При вскрытии выяснилось, что у мастера разложилась печень и повреждены слуховые и прилегающие нервы. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан, похоронную процессию возглавляет . Музыканта погребли на Вэрингском кладбище Церкви Святой Троицы.

  • В 12-летнем возрасте опубликовал сборник вариаций для клавишных инструментов.
  • Считался первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.
  • Написал 3 любовных письма к «Бессмертной Возлюбленной», найденных только после смерти.
  • Бетховеном написана единственная опера, названная «Фиделио». Больше подобных произведений в биографии мастера нет.
  • Величайшим заблуждением современников считается то, что Людвиг написал следующие произведения: «Музыка ангелов» и «Мелодия слез дождя». Эти композиции созданы другими пианистами.
  • Ценил дружбу и помогал нуждающимся.
  • Мог одновременно работать над 5 произведениями.
  • В 1809, когда бомбардировал город, переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.
  • В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.
  • В основу песни «Битлз» «Because» положена «Лунная соната», проигранная в обратном порядке.
  • Гимном Евросоюза назначена «Ода к Радости».
  • Умер от отравления организма свинцом из-за врачебной ошибки.
  • Современные психиатры считают, что страдал биполярным расстройством.
  • Фотографии Бетховена напечатаны на немецких почтовых марках.

Дискография

Симфонии

  • Первая C-dur op. 21 (1800)
  • Вторая D-dur op. 36 (1802)
  • Третья Es-dur «Героическая» op. 56 (1804)
  • Четвертая B-dur op. 60 (1806)
  • Пятая c-moll op. 67 (1805-1808)
  • Шестая F-dur «Пасторальная» op. 68 (1808)
  • Седьмая A-dur op. 92 (1812)
  • Восьмая F-dur op. 93 (1812)
  • Девятая d-moll op. 125 (с хором, 1822-1824)

Увертюры

  • «Прометей» из op. 43 (1800)
  • «Кориолан» ор. 62 (1806)
  • «Леонора» № 1 ор. 138 (1805)
  • «Леонора» № 2 ор. 72 (1805)
  • «Леонора» № 3 ор. 72а (1806)
  • «Фиделио» ор. 726 (1814)
  • «Эгмонт» из ор. 84 (1810)
  • «Развалины Афин» из ор. 113 (1811)
  • «Король Стефан» из ор. 117 (1811)
  • «Именинная» ор. 115 (18(4)
  • «Освящение Дома» ср. 124 (1822)

Более 40 танцев и маршей для симфонического и духового оркестра

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн. Будущий великий немецкий композитор был крещен 17 декабря того же года. Кроме немецкой крови в его жилах текла фламандская, дед по отцу родился во Фландрии в 1712 году, какое-то время он служил певчим в Лувене и Генте, а затем переехал в Бонн. Дед композитора был хорошим певцом, очень умным человеком и прекрасно подготовленным инструменталистом. В Бонне дед Бетховена стал придворным музыкантом капеллы архиепископа Кельнского, потом получил должность придворного капельмейстера, он пользовался большим уважением у окружающих.

Отца Людвига Бетховена звали Иоганн, с самого детства он пел в капелле архиепископа, однако впоследствии его положение стало шатким. Он много пил и вел беспорядочную жизнь. Мать будущего великого композитора Мария Магдалена Лайм была дочерью . В семье родилось семеро , однако в живых остались только трое сыновей, самым старшим из них был Людвиг.

Детство

Бетховен рос в нищете, его отец пропивал все свое небольшое жалованье. При этом он много занимался со своим сыном, обучал его игре на фортепьяно и скрипке, надеясь, что юный Людвиг станет новым Моцартом и будет обеспечивать семью. Впоследствии отцу Бетховена все же прибавили жалованье с расчетом на будущее его трудолюбивого и одаренного сына.

Обучение маленького Бетховена проводилось очень жестокими методами, отец заставлял четырехлетнего ребенка часами играть на скрипке или сидеть за фортепьяно. В детстве Бетховен неуверенно владел скрипкой, отдавая предпочтение фортепьяно. Он больше любил импровизировать, чем совершенствоваться в технике игры. В 12 лет Людвиг ван Бетховен написал три сонаты для клавесина, а в 16 уже пользовался большой популярностью в Бонне. Его одаренность привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семей.

Образование юного композитора было несистематичным, однако он на органе и альте, выступал в придворном оркестре. Его первым настоящим учителем музыки стал боннский придворный органист Нефе. Бетховен впервые посетил музыкальную столицу Европы Вену в 1787 году. Моцарт услышал игру Бетховена и предрек ему большое будущее, но вскоре Людвиг должен был вернуться домой, его мать находилась при смерти, а будущий композитор должен был стать единственным кормильцем семьи.

Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет... не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности...
Л. Бетховен

Музыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке - В. А. Моцарте , когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился Людвиг ван Бетховен. Крестили его 17 декабря 1770 г., назвав в честь деда, почтенного капельмейстера, выходца из Фландрии. Первые музыкальные знания Бетховен получил от отца и его сослуживцев. Отец хотел, чтобы он стал «вторым Моцартом», и заставлял сына упражняться даже по ночам. Вундеркиндом Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал К. Нефе, обучавший его композиции и игре на органе, - человек передовых эстетических и политических убеждений. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 13 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений: 2 кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая, подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в 1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни , предназначенные для любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня «Сурок», трогательная «Элегия на смерть пуделя», бунтарски-плакатная «Свободный человек», мечтательная «Вздох нелюбимого и счастливая любовь», содержащая прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, «Жертвенная песня», которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (последняя редакция - 1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться.

В ноябре 1792 г. он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у Й. Гайдна , И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери . Хотя ученик отличался строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и др., в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты , а впоследствии даже симфонии . Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить свое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один». Из многочисленных аристократок - учениц Бетховена - его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали Эртман, сестры Т. и Ж. Брунс, М. Эрдеди. Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку. В 1792-1802 гг. были созданы 3 фортепианных концерта и 2 десятка сонат . Из них только Соната № 8 («Патетическая ») имеет авторское название. Сонату № 14 , носящую подзаголовок соната-фантазия, назвал «Лунной» поэт-романтик Л. Рельштаб. Устойчивые наименования укрепились также за сонатами № 12 («С Траурным маршем»), № 17 («С речитативами») и более поздними: № 21 («Аврора ») и № 23 («Аппассионата »). К первому венскому периоду относятся, помимо фортепианных, 9 (из 10) скрипичных сонат (в т. ч. № 5 - «Весенняя», № 9 - «Крейцерова »; оба названия также неавторские); 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов , ряд ансамблей для различных инструментов (в т. ч. жизнерадостно-галантный Септет).

С началом XIX в. начался и Бетховен как симфонист : в 1800 г. он закончил свою Первую симфонию , а в 1802 - Вторую . В это же время была написана его единственная оратория «Христос на Масличной горе». Появившиеся в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 г., который отразился в знаменитом документе - «Гейлигенштадтском завещании». Выходом из кризиса стало творчество: «...Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», - писал композитор. - «Только оно, искусство, оно меня удержало».

1802-12 гг. - время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными основным идеям Французской революции и освободительных движений начала XIX в. Эти идеи воплотились в Третьей («Героической») и Пятой симфониях , в тираноборческой опере «Фиделио », в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт », в Сонате № 23 («Аппассионате»). Композитора вдохновляли также философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой («Пасторальной») симфонии, в Скрипичном концерте , в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10) сонатах. Народные или близкие к народным мелодии звучат в Седьмой симфонии и в квартетах №№ 7-9 (т. н. «русских» - они посвящены А. Разумовскому; Квартет № 8 содержит 2 мелодии русских народных песен: использованную много позднее также и Н. Римским-Корсаковым «Славу» и «Ах, талан ли мой, талан»). Мощным оптимизмом полна Четвертая симфония , юмором и слегка иронической ностальгией по временам Гайдна и Моцарта пронизана Восьмая . Эпически и монументально трактуется виртуозный жанр в Четвертом и Пятом фортепианных концертах, а также в Тройном концерте для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Во всех этих произведениях нашел самое полное и окончательное воплощение стиль венского классицизма с его жизнеутверждающей верой в разум, добро и справедливость, выраженной на концепционном уровне как движение «через страдание - к радости» (из письма Бетховена к М. Эрдеди), а на композиционном - как равновесие между единством и многообразием и соблюдение строгих пропорций при самых крупных масштабах сочинения.

1812-15 гг. - переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции. Стиль героического классицизма, выражавший дух революционного обновления конца XVIII в. и патриотические настроения начала XIX в., должен был неминуемо или превратиться в помпезно-официозное искусство, или уступить место романтизму , который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Эти сложные духовные проблемы пришлось решать и Бетховену. Он отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813-17 гг. отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны виолончельные (№№ 4, 5) и фортепианные (№№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений - как бы экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного классицизма».

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 г. он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя «бессмертной возлюбленной», к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений - проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев европейской культуры Нового времени.

Творчество 1817-26 гг. ознаменовало новый взлет гения Бетховена и одновременно стало эпилогом эпохи музыкального классицизма. До последних дней сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения, граничащие с романтическими, но не переходящие в них. Поздний стиль Бетховена - уникальный эстетический феномен. Центральная для Бетховена идея диалектической взаимосвязи контрастов, борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли. Великий мастер сонатной формы, в которой прежде развивались драматические конфликты, Бетховен в поздних сочинениях нередко обращается к форме фуги, наиболее подходящей для воплощения постепенного становления обобщенной философской идеи. 5 последних фортепианных сонат (№№ 28-32) и 5 последних квартетов (№№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности, а от слушателей - проникновенного восприятия. 33 вариации на вальс Диабелли и Багатели ор. 126 также являются подлинными шедеврами, несмотря на различие в масштабах. Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал H. Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты №№ , и . Ему же посвящена увертюра «Освящение дома» (1822).

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу », которую сам считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта, однако не стала новым словом в истории жанра, как «Торжественная», в которой претворилось все мастерство Бетховена-симфониста и драматурга. Обратившись к каноническому латинскому тексту, Бетховен выделил в нем идею самопожертвования во имя счастья людей и внес в финальную мольбу о мире страстный пафос отрицания войны как величайшего зла. При содействии Голицына «Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге. Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Идея преодоления страдания и торжества света последовательно проведена через всю симфонию и с предельной ясностью выражена в конце благодаря введению поэтического текста, который Бетховен еще в Бонне мечтал положить на музыку. Девятая симфония с ее финальным призывом - «Обнимитесь, миллионы!» - стала идейным завещанием Бетховена человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

Традиции Бетховена восприняли и так или иначе продолжили Г. Берлиоз, Ф. Лист, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Прокофьев, Д. Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы - «отец додекафонии» А. Шёнберг, страстный гуманист А. Берг, новатор и лирик А. Веберн. В декабре 1911 г. Веберн писал Бергу: «Мало вещей столь чудесных, как праздник Рождества. ... Не так ли надо праздновать и день рождения Бетховена?». Немало музыкантов и любителей музыки согласились бы с этим предложением, потому что для тысяч (а может, и миллионов) людей Бетховен остается не только одним из величайших гениев всех времен и народов, но и олицетворением немеркнущего этического идеала, вдохновителем угнетенных, утешителем страждущих, верным другом в скорби и радости.

Л. Кириллина

Бетховен - одно из величайших явлений мировой культуры. Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.

В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Обращенная ко всему передовому человечеству, его музыка была смелым вызовом эстетике феодальной аристократии.

Мировоззрение Бетховена формировалось под воздействием революционного движения, распространившегося в передовых кругах общества на рубеже XVIII и XIX столетий. Как его своеобразное отражение на немецкой почве, сложилось буржуазно-демократическое Просвещение в Германии. Протест против социального угнетения и деспотизма определил ведущие направления немецкой философии, литературы, поэзии, театра и музыки.

Лессинг поднял знамя борьбы за идеалы гуманизма, разума и свободы. Гражданским чувством были проникнуты произведения Шиллера и молодого Гёте. Против мелочной морали феодально-буржуазного общества восстали драматурги движения «бури и натиска». Вызов реакционному дворянству звучит в «Натане Мудром» Лессинга, в «Гёце фон Берлихингене» Гёте, в «Разбойниках» и «Коварстве и любви» Шиллера. Идеи борьбы за гражданские свободы пронизывают «Дона Карлоса» и «Вильгельма Телля» Шиллера. Напряженность социальных противоречий отразилась и в образе гётевского Вертера, «мученика мятежного», по выражению Пушкина. Духом вызова отмечено каждое выдающееся художественное произведение той эпохи, созданное на немецкой почве. Творчество Бетховена явилось наиболее обобщающим и художественно совершенным выражением в искусстве народных движений Германии на рубеже XVIII и XIX столетий.

Великий общественный переворот во Франции оказал непосредственное и мощное воздействие на Бетховена. Этот гениальный музыкант, современник революции, родился в эпоху, как нельзя лучше соответствовавшую складу его дарования, его титанической натуре. С редкой творческой силой и эмоциональной остротой Бетховен воспел величественность и напряженность своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби гигантских народных масс. До наших дней искусство Бетховена остается непревзойденным как художественное выражение чувств гражданского героизма.

Революционная тема ни в какой мере не исчерпывает собой наследия Бетховена. Несомненно, самые выдающиеся бетховенские произведения относятся к искусству героико-драматического плана. Основные черты его эстетики наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое демократическое начало жизни, стремление к свободе. «Героическая», Пятая и Девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора», «Патетическая соната» и «Аппассионата» - именно этот круг произведений почти сразу завоевал Бетховену широчайшее мировое признание. И в самом деле, от строя мысли и манеры выражения предшественников музыка Бетховена отличается прежде всего своей действенностью, трагедийной силой, грандиозными масштабами. Нет ничего удивительного в том, что его новаторство в героико-трагической сфере раньше, чем в других, привлекло общее внимание; главным образом на основе драматических произведений Бетховена выносили суждение о его творчестве в целом как современники, так и непосредственно следующие за ними поколения.

Однако мир музыки Бетховена ошеломляюще разнообразен. В его искусстве есть и другие фундаментально важные стороны, вне которых восприятие его неизбежно будет односторонним, узким и потому искаженным. И прежде всего эта глубина и сложность заложенного в нем интеллектуального начала.

Психология нового человека, освобожденного от феодальных пут, раскрыта у Бетховена не только в конфликтно-трагедийном плане, но и через сферу высокой вдохновенной мысли. Его герой, обладая неукротимой смелостью и страстностью, наделен вместе с тем и богатым, тонко развитым интеллектом. Он не только борец, но и мыслитель; наряду с действием ему свойственна склонность к сосредоточенному размышлению. Ни один светский композитор до Бетховена не достиг подобной философской глубины и масштабности мысли. У Бетховена прославление реальной жизни в ее многогранных аспектах переплеталось с идеей космического величия мироздания. Моменты вдохновенного созерцания соседствуют в его музыке с геройко-трагическими образами, своеобразно освещая их. Через призму возвышенного и глубокого интеллекта преломляется в музыке Бетховена жизнь во всем ее разнообразии - бурные страсти и отрешенная мечтательность, театральная драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта...

Наконец, на фоне творчества своих предшественников музыка Бетховена выделяется той индивидуализацией образа, которая связывается с психологическим началом в искусстве.

Не как представителя сословия, а как личность, обладающую своим собственным богатым внутренним миром, осознавал себя человек нового, послереволюционного общества. Именно в таком духе трактовал Бетховен своего героя. Он всегда значителен и единствен, каждая страница его жизни - самостоятельная духовная ценность. Даже мотивы, родственные друг другу по типу, приобретают в бетховенской музыке такое богатство оттенков в передаче настроения, что каждый из них воспринимается как уникальный. При безусловной общности идей, пронизывающих все его творчество, при глубоком отпечатке могучей творческой индивидуальности, лежащем на всех бетховенских произведениях, каждый его опус - художественная неожиданность.

Быть может, именно это неугасающее стремление раскрыть неповторимую сущность каждого образа и делает столь сложной проблему бетховенского стиля.

О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую (В отечественном театроведении и зарубежной музыковедческой литературе утвердился термин «классицистский» по отношению к искусству классицизма. Тем самым, наконец, преодолена путаница, неизбежно возникающая, когда единым словом «классический» пользуются и для характеристики вершинных, «вечных» явлений любого искусства, и для определения одной стилистической категории. Мы же по инерции продолжаем употреблять термин «классический» по отношению и к музыкальному стилю XVIII столетия, и к классическим образцам в музыке иных стилей (например, романтизма, барокко, импрессионизма и т. п.).) эпоху в музыке, с другой - открывает дорогу «романтическому веку». В широком историческом плане такая формулировка не вызывает возражений. Однако она мало что дает для понимания сущности самого бетховенского стиля. Ибо, соприкасаясь некоторыми сторонами на отдельных этапах эволюции с творчеством классицистов XVIII века и романтиков следующего поколения, музыка Бетховена на самом деле не совпадает по некоторым важным, решающим признакам с требованиями ни того, ни другого стиля. Более того, ее вообще трудно характеризовать при помощи стилистических понятий, сложившихся на основе изучения творчества других художников. Бетховен неподражаемо индивидуален. При этом он столь многолик и многогранен, что никакие знакомые стилистические категории не охватывают все многообразие его облика.

С большей или меньшей степенью определенности мы можем говорить лишь об известной последовательности стадий в исканиях композитора. На протяжении всего творческого пути Бетховен непрерывно расширял выразительные границы своего искусства, постоянно оставляя позади не только своих предшественников и современников, но и собственные достижения более раннего периода. В наши дни принято изумляться многостильности Стравинского или Пикассо, усматривая в этом признак особой интенсивности эволюции художественной мысли, свойственной XX веку. Но Бетховен в этом смысле нисколько не уступает вышеназванным корифеям. Достаточно сопоставить почти любые, произвольно выбранные произведения Бетховена, чтобы убедиться в невероятной многогранности его стиля. Легко ли поверить, что изящный септет в стиле венского дивертисмента, монументальная драматическая «Героическая симфония» и углубленно философские квартеты ор. 59 принадлежат одному и тому же перу? Более того, все они были созданы в пределах одного, шестилетнего, периода.

Ни одну из бетховенских сонат нельзя выделить как наиболее характерную для стиля композитора в области фортепианной музыки. Ни одно произведение не типизирует его искания в симфонической сфере. Иногда в один и тот же год Бетховен выпускает в свет произведения, столь контрастные между собой, что на первый взгляд трудно распознать черты общности между ними. Вспомним хотя бы всем известные Пятую и Шестую симфонии. Каждая деталь тематизма, каждый прием формообразования в них столь же резко противостоят друг другу, сколь несовместимы общие художественные концепции этих симфоний - остро трагедийной Пятой и идиллически пасторальной Шестой. Если же сопоставить произведения, созданные на разных, относительно отдаленных друг от друга стадиях творческого пути - например, Первую симфонию и «Торжественную мессу», квартеты ор. 18 и последние квартеты, Шестую и Двадцать девятую фортепианные сонаты и т. д. и т. п., - то перед нами предстанут творения, столь разительно отличающиеся друг от друга, что при первом впечатлении они безоговорочно воспринимаются как порождение не только разных интеллектов, но и разных художественных эпох. При этом каждый нз упомянутых опусов в высшей степени характерен для Бетховена, каждый являет собой чудо стилистической законченности.

О едином художественном принципе, характеризующем произведения Бетховена, можно говорить лишь в самом общем плане: на протяжении всего творческого пути стиль композитора складывался как результат поисков правдивого воплощения жизни. Могучий охват действительности, богатство и динамика в передаче мыслей и чувств, наконец новое, по сравнению с предшественниками, понимание красоты привели к таким многосторонним оригинальным и художественно неувядающим формам выражения, которые можно обобщить только понятием неповторимого «бетховенского стиля».

По определению Серова, Бетховен понимал красоту как выражение высокой идейности. Гедонистическая, изящно-дивертисментная сторона музыкальной выразительности была сознательно преодолена в зрелом творчестве Бетховена.

Подобно тому как Лессинг выступал за точную и скупую речь против искусственного, украшательского стиля салонной поэзии, насыщенной изящными аллегориями и мифологическими атрибутами, так и Бетховен отверг все декоративное и условно-идиллическое.

В его музыке исчезла не только изысканная орнаментика, неотделимая от стиля выражения XVIII века. Уравновешенность и симметрия музыкального языка, плавность ритмики, камерная прозрачность звучания - эти стилистические черты, свойственные всем без исключения венским предшественникам Бетховена, также постепенно вытеснялись из его музыкальной речи. Бетховенское представление о прекрасном требовало подчеркнутой обнаженности чувств. Он искал иные интонации - динамичные и беспокойные, резкие и упорные. Звучание его музыки стало насыщенным, плотным, драматически контрастным; его темы приобрели небывалую дотоле лаконичность, суровую простоту. Людям, воспитанным на музыкальном классицизме XVIII века, бетховенская манера выражения казалась столь непривычной, «неприглаженной», подчас даже уродливой, что композитора неоднократно упрекали в стремлении оригинальничать, усматривали в его новых выразительных приемах поиски странных, режущих слух нарочито диссонантных звучаний.

И, однако, при всей оригинальности, смелости и новизне музыка Бетховена неразрывно связана с предшествующей культурой и с классицистским строем мысли.

Передовые школы XVIII столетия, охватывающие несколько художественных поколений, подготовили бетховенское творчество. Некоторые из них получили в нем обобщение и завершающую форму; влияния других обнаруживаются в новом самобытном преломлении.

Наиболее тесно творчество Бетховена связано с искусством Германии и Австрии.

Прежде всего в нем ощутима преемственность с венским классицизмом XVIII века. Не случайно Бетховен вошел в историю Культуры как последний представитель этой школы. Он начал с пути, проложенного его непосредственными предшественниками Гайдном и Моцартом. Глубоко был воспринят Бетховеном и строй героико-трагических образов глюковской музыкальной драмы отчасти через произведения Моцарта, по-своему преломившие это образное начало, отчасти непосредственно из лирических трагедий Глюка. Столь же ясно воспринимается Бетховен и как духовный наследник Генделя. Торжествующие, светло-героические образы генделевских ораторий начали новую жизнь на инструментальной основе в сонатах и симфониях Бетховена. Наконец, ясные преемственные нити связывают Бетховена с той философски-созерцательной линией в музыкальном искусстве, которая издавна получила развитие в хоровых и органных школах Германии, став ее типичным национальным началом и достигнув вершинного выражения в искусстве Баха. Влияние философской лирики Баха на весь строй бетховенской музыки глубоко и бесспорно и прослеживается от Первой фортепианной сонаты до Девятой симфонии и последних квартетов, созданных незадолго до смерти.

Протестантский хорал и традиционная бытовая немецкая песня, демократический зингшпиль и уличные венские серенады - эти и многие другие виды национального искусства также своеобразно воплощены в бетховенском творчестве. В нем узнаются и исторически сложившиеся формы крестьянской песенности, и интонации современного городского фольклора. По существу все органически национальное в культуре Германии и Австрии нашло отражение в сонатно-симфоническом творчестве Бетховена.

В формирование его многогранного гения внесло свой вклад и искусство других стран, в особенности Франции. В музыке Бетховена слышны отзвуки руссоистских мотивов, нашедших в XVIII веке воплощение во французской комической опере, начиная с «Деревенского колдуна» самого Руссо и кончая классическими произведениями в этом жанре Гретри. Плакатный, сурово-торжественный характер массовых революционных жанров Франции оставил в ней неизгладимый след, ознаменовав разрыв с камерным искусством XVIII века. Оперы Керубини привнесли острую патетику, непосредственность и динамику страстей, близкие эмоциональному строю бетховенского стиля.

Подобно тому как творчество Баха впитало в себя и обобщило на высочайшем художественном уровне все сколько-нибудь значительные школы предыдущей эпохи, так кругозор гениального симфониста XIX века охватил все жизнеспособные музыкальные течения предшествующего столетия. Но новое понимание Бетховеном музыкально прекрасного переработало эти истоки в столь оригинальную форму, что в контексте его произведений они далеко не всегда легко распознаваемы.

Совершенно так же классицистский строй мысли преломляется в творчестве Бетховена в новом виде, далеком от стиля выражения Глюка, Гайдна, Моцарта. Это - особенная, чисто бетховенская разновидность классицизма, не имеющая прототипов ни у одного художника. Композиторы XVIII века и не помышляли о самой возможности столь грандиозных конструкций, какие стали типичными для Бетховена, подобной свободе развития в рамках сонатного формообразования, о столь многообразных видах музыкального тематизма, а усложненность и насыщенность самой фактуры бетховенской музыки должны были бы быть восприняты ими как безусловный шаг назад, к отвергнутой манере баховского поколения. И тем не менее принадлежность Бетховена к классицистскому строю мысли явственно проступает на фоне тех новых эстетических принципов, которые стали безоговорочно господствовать в музыке послебетховенской эпохи.

Приветствую, дорогие читатели сайта, посвященного творчеству Бетховена. Начать раздел было бы логично с детства великого композитора, как мы и поступим.

На самом деле о детстве Людвига известно не так много. Однако мы знаем, что музыкальное будущее маленького Бетховена было запланировано или, можно даже сказать, «предначертано» уже с самого раннего его детства, ибо некоторые представители его семьи были непосредственно связаны с музыкальной деятельностью.

Музыкальное пророчество Бетховена

Небольшая предыстория. Немецкий город Бонн , расположенный в западной части Германии, является частью земель Северной Рейн-Вестфалии. Река Рейн, которая протекает в непосредственной близости к городу, безусловно, придает ему шарма и очарования.

Современный Бонн представляет собой результат многовекового развития и постоянного совершенствования. За время своего существования он успел «скопить» поистине потрясающее количество достопримечательностей, среди которых можно выделить и знаменитый замок Комменде, и Соборную площадь, центр которой отмечен монастырем Святого Мартина, Музей арифметики...

Но нам с Вами город Бонн интересен по другой причине — именно в этом замечательном городе родился великий композитор, которому посвящен наш сайт .


Если копнуть совсем глубоко, то все началось с того, что в 1733 году в придворную капеллу Бонна был приглашен музыкант — это был дедушка будущего великого композитора.

Бонн в то время был столицей курфюршества Кельн , в котором правителя (курфюрста) выбирали не граждане, а Церковь. Как правило, потенциальными правителями были князья, либо архиепископы, являвшиеся родственниками текущих правителей.

Правителем Кельна и некоторых соседних курфюршеств в то время был Клеменс Август — весьма образованный и просвещенный человек. Он как раз в то время закончил строительство нового дворца и театра в Бонне и, учитывая его любовь к культуре, был не против насладиться прекрасной музыкой (что ему еще оставалось, когда всю работу за него делали подчиненные - почти все жители Бонна так или иначе трудились во благо курфюрста). Именно при нем был замечен Людвиг ван Бетховен Старший, после чего был приглашен в Бонн.

Поселившись в Бонне,Людвиг Старший поначалу устроился придворным певцом-басистом (1733 г.), а затем и вовсе поднялся до капельмейстера (1761 г., после смерти Клеменса Августа).

Да и, вообще, Людвиг Старший был очень уважаемым человеком в Бонне — его узнавали прохожие, с ним здоровались, ему кланялись при встрече на улице. Но, несмотря на уважение со стороны жителей Бонна, Людвиг Старший, как и любой другой музыкант капеллы, не купался в золоте, ибо жадный курфюрст Максимилиан Фридрих , сменивший Клеменса Августа после его смерти, не был особо щедрым к музыкантам (впрочем, как и его предшественник). *Напоминаю, что Людвиг Старший стал капельмейстером только после смерти Клеменса Августа. До этого он был просто певцом.

В связи с этим, помимо музыкальной деятельности, Людвиг Старший занимался бизнесом, связанным с торговлей вином . Данная деятельность поначалу не составляла музыканту особого труда, так как в его владении были 2 небольших винных погреба, а вино продавала, в основном, его супруга.

Однако стоит отметить, что торговля алкогольным напитком постепенно способствовала развитию у супруги Людвига Старшего страсти к алкоголю, и поэтому он был вынужден отослать супругу в монастырь до конца ее дней, ибо ее пристрастия негативно отражались на авторитете состоявшегося музыканта.

Светлое имя Людвига Старшего портила не только его спившаяся супруга, но и, наверное, самое главное его разочарование — родной сын , который впоследствии и стал отцом Людвига младшего — будущего великого композитора, которому посвящен наш сайт.

Дочь шеф-повара из Кобленца, вышла замуж за Иоганна ван Бетховена, когда ей было 19 лет. Стоит отметить, что для Марии Магдалины это был второй брак — первый ее супруг скончался примерно через год после женитьбы.

Людвиг был вторым из семи детей Иоганна и Марии Магдалины, учитывая то, что их первенец скончался. Что касается младших братьев Бетховена — из них также выживут только двое — , родившийся через 4 года, а также , родившийся через 6 лет после Людвига.


Семья Кеверих (матери Людвига) хоть и не была баснословно богатой, однако по общественному положению формально она стояла выше семьи Бетховенов — среди ближайших родственников Марии Магдалины были торговцы, советники и даже сенаторы. Что касается личных качеств матери Бетховена — современники отмечают ее необычайно добрый характер и то, как она стремилась сделать детство сына как можно более беззаботным.

Появление гения на свет. Детство Бетховена

Как и дедушка с бабушкой, родители будущего великого композитора Людвига венчались в церкви Святого Ремигия , что была неподалеку от дома.

Именно в этой же церкви затем крестили Людвига, родившегося накануне. Однако данная церковь не сохранилась — уже при жизни Людвига на ее месте построили церковь поменьше, где чуть позже Бетховен играл на органе.

Говоря о дате рождения композитора, наверное, стоит упомянуть сразу две даты:

  • 16.12.1770 — день, когда Бетховен родился (вероятнее всего. Допускается также 15 декабря, но с меньшей вероятностью);
  • 17.12.1770 — день, когда Бетховена крестили (по обычаям тех времен младенцев должны были крестить в течение 24-х часов после рождения).

Стоит отметить, что сам композитор полагал, что его истинная дата рождения — 1772 год и упорно настаивал на этой дате. Однако все материалы того времени доказывают, что Бетховен ошибался, и родился он все-таки в 1770 году.

Начальное общее и музыкальное образование Бетховена

Первые годы своего детства Людвиг провел вместе со своей семьей, в гармоничной и плодотворной атмосфере Бонна. Иоганн Бетховен (отец) имел в принципе неплохое финансовое положение, однако позволить себе жить в роскоши он не мог. Людвиг Старший, дед будущего композитора, оказывал значительную материальную поддержку семье своего сына.

Однако подобная гармоничная атмосфера плавно угасает после смерти Людвига Старшего 24 декабря 1773 года (прямо на Рождество). Без поддержки отца Иоганну становится гораздо сложнее обеспечить свою семью. А его страсть Иоганна к алкоголю требовала больше денег, чем посредственный тенор мог заработать в капелле.

Постепенно коварный демон алкоголя, овладевавший отцом Людвига, заставляет последнего продавать различные имущественные достояния семьи, вплоть до предметов собственного наследства. Та самая семейная гармония ухудшается прямо пропорционально «спиваемости» Иоганна.

В 1775 году Иоганн Бетховен вместе с семьей переезжает в дом «Зум Уолфиш», принадлежащий местному пекарю по фамилии Фишер . Этот дом, в котором Иоганн и его отец периодически проживали и до этого переезда, находился на Рейнской улице (Rheingasse, 934), названной в честь реки Рейн, протекавшей рядом среди красивейшего пейзажа. Видимо, именно здесь начала проявляться любовь маленького Людвига к природе. Сейчас этого дома не существует — он был уничтожен в 1944 году во время авианалета, а по новым картам должен находиться на той же улице, но уже в районе дома №24 (сейчас по соседству с этим адресом находится отель «Бетховен»).

В дальнейшем один из первых друзей будущего композитора, сын того самого булочника Фишера, расскажет в своих рукописях о том, как маленький Бетховен, сидя у окна, наблюдал за этими пейзажами, едва ли ни погружаясь в транс. Но при этом, по словам того же Фишера, Людвиг не был каким-то скучным меланхоликом, а, наоборот, был тем еще «живым» и озорным мальчишкой.

До 10 лет Людвиг учился в школе. Маленький Бетховен имел явно не математический склад ума, а, наоборот, интересовался языками, философией, поэзией, да и, вообще, очень много читал. Эта, назовем ее «хорошей», привычка Бетховена преследовала его до конца жизни.

Хоть школу Бетховен и не окончил в связи с еще большим ухудшением финансового положения семьи, в скором времени он все равно будет активно изучать латынь, а также французский и итальянский языки.

К сожалению, отец Людвига, Иоганн , был не самым примерным родителем. Будучи хоть и не выдающимся, но в принципе неплохим музыкантом (скрипачом и тенористом), Иоганн запечатлелся в биографических источниках прежде всего, как алкоголик, терроризировавший своего талантливого сына в целях вырастить “второго Моцарта”, чтобы заработать денег на его имени.

Обучая маленького Людвига игре на скрипке и клавесине, угрюмый и непредсказуемый Иоганн, будучи его первым учителем, проявлял просто невероятную строгость и жестокость, систематично избивая будущего великого композитора за каждую ошибку. Еще бы: ведь Людвиг, в отличие от своего старшего коллеги, Моцарта, не был вундеркиндом , а поэтому не мог усваивать тот поток музыкальных навыков, который ему навязывал отец.

И все же стоит отметить, что уроки музыки, которые он преподавал маленькому Людвигу (хоть и с жестокостью и отсутствием грамотной методологии), безусловно, сыграли немалую роль в воспитании гения.

Музыкальные достижения маленького Бетховена прогрессировали хоть и не с такой же невероятной скоростью, как было в аналогичном возрасте у Моцарта, но все же этого было достаточно, чтобы уже в 7 лет мальчик играл на концертах в Кельне при дворе тогдашнего курфюрста — Максимилиана Фридриха Кенигсег-Ротенфельского, однако, судя по всему, особый «вау-эффект» на публику мальчик тогда не произвел.

Стоит отметить, что Иоганн не только сам давал уроки своему сыну, но также привлекал и других педагогов. Всего за период детства Людвига обучали как минимум 5 преподавателей . Одним из них был Гиллес ван дер Эден — старенький органист капеллы и друг тогда уже покойного дедушки Бетховена, Людвига Старшего. Он по просьбе Иоганна стал преподавать Людвигу, причем бесплатно.

Другим известным для нас педагогом маленького музыканта после Эдена стал весьма талантливый музыкант, но по совместительству и собутыльник отца Людвига, вокалист-тенор Тобиас Пфейфер .

Хотя последний был достаточно талантливым музыкантом и играл на разных инструментах, его педагогические методы были не самыми эффективными. В частности, для него было обычным делом напиться алкоголя вместе с отцом Людвига, а ночью вдруг вспомнить, что «сегодня он забыл провести урок с его сыном» .

В результате Пфейфер мог просто разбудить спящего Людвига, которого со слезами силой тащил к клавесину. В свою очередь, Иоганн только одобрял подобную манеру «преподавания». Однако стоит отметить, что Бетховен, как позже выяснится, не так уж и негативно относился к этому педагогу и в будущем, переехав в Вену, даже отблагодарил Пфейфера, оказав ему финансовую помощь.

Позже Пфейфера сменил другой преподаватель Людвига — органист Виллибальд Кох . Мы не знаем, насколько хорошим педагогом он был для молодого вундеркинда, но знаем, что именно в это время Людвиг уже неплохо играл на органе.

Более того, в моменты, когда у Коха из-за недостатка времени не получалось играть на органе (он был монахом и играл во время церковной службы), маленький Бетховен с легкостью заменял его, ибо играл он уже вполне достойно.

Еще одним педагогом Людвига был другой монах, с фамилией Ханцман . Известно только, что Людвиг просто ненавидел этого преподавателя, в отличие от того же Коха.

Ну и, наверное, стоит упомянуть Франца Георга Ровантини , который некоторое время преподавал Людвигу скрипку и альт, но скоропостижно скончался в 1781 году. Кстати, семьи Ровантини и Бетховен были родственными. Бабушка Ровантини по материнской линии, Мария Магдалина Даубах (1699—1762) и бабушка по материнской линии Людвига, Анна Клара Кеверих (1704—1768), были дочерьми Якова Весторфа и его жены, Марии Магдалины.

Нефе — один из лучших учителей Бетховена

Так уж получилось, что с 1779 года в Бонне поселилась замечательная театральная труппа Гроссмана , музыкальным руководителем которой был (кстати, именно вместе с труппой Гроссмана в Бонн прибыл упомянутый выше Тобиас Пфейфер).

А после смерти в 1782 того самого Эдена, некоторое время назад обучавшего маленького Людвига игре на органе, Нефе становится придворным органистом (стоит отметить, что последнюю должность Нефе получил с большим трудом, ибо не принадлежал к католической церкви, но все же ему это удалось).

По счастливому обстоятельству умнейший человек и блестящий педагог Нефе взялся за обучение маленького Людвига. Последний, в свою очередь, благодаря своему таланту и быстрой обучаемости в скором времени стал неофициальным помощником органиста Нефе, иногда заменяя его на работе.

Без сомнений, Нефе не только обучал Бетховена музыкальным дисциплинам, но также и привил ему любовь к литературе и философии, в чем сам был очень силен. Нефе был очень хорошим педагогом для Людвига, и во многом, благодаря ему, талант юного музыканта развивался очень интенсивно.

Именно Нефе привил Людвигу любовь к творчеству Генделя и Баха . Стоит отметить, что в те времена о знаменитом "ХТК" Баха мало, кто знал - эти произведения были особенно редкими, но при этом чрезвычайно ценными для любого музыканта. В общем, именно Нефе оказался для Людвига не только хорошим педагогом, но также и его первым наставником, открывшим глаза на многие стороны жизни.

Именно при Нефе и не без его авторитетного взгляда со стороны молодой Людвиг пишет первые сочинения. Это были , написанных для ф-но (1782-83). В качестве темы для вариаций Людвиг взял «Марш» Эрнста Дресслера — кассельского оперного певца, о котором сейчас почти ничего не знают:

Вообще, до конца жизни Людвиг очень любил этот жанр (вариации). Оно и понятно — будучи просто гениальным импровизатором, Бетховен мог взять за основу любую тему и, сидя за фортепиано, бесконечно развивать эту тему в любой тональности.

Буквально после сочинения этих Вариаций Людвиг создает , посвятив их тогдашнему курфюрсту — уже старенькому Максимилиану Фридриху.

Среди биографов даже есть мнение, что юный и хитрый Бетховен, сочиняя эти 3 сонаты, преследовал цель — материальную выгоду. Ведь по идее курфюрст, получив такой подарок, мог щедро отблагодарить Людвига. Однако в любом случае скупой Максимилиан Фридрих просто принял этот дар, и все.

Параллельно с обучением у Нефе Людвиг очень сильно интересуется театральной жизнью Бонна. Особенного его привлекала знаменитая вышеупомянутая труппа Гроссмана, находившаяся на тот момент в Бонне. Кстати, у этой труппы был собственный оркестр, по составу не отстающий от Боннской капеллы. Учитывая то, что музыкальным руководителем театра был учитель Людвига Нефе, молодой и любопытный Бетховен имел возможность наблюдать за репетициями и выступлениями труппы.

Несколько раз Людвиг даже подрабатывал в этом театре (опять же, благодаря Нефе). Он любил общаться с участниками труппы, лично разучивал вместе с ними вокальные партии и получал от этого огромное удовольствие. Безусловно, тесная связь с труппой Гроссмана также отразилась на воспитании Бетховена. Особенно на маленького музыканта повлияла сильнейшая дисциплина, царившая в этой труппе. Также, во многом благодаря этой труппе, Людвиг знакомится с оперным искусством разных стран.

Кадровые реформы внутри капеллы

В 1784 году Максимилиан Фридрих умирает, и на смену ему приходит другой курфюрст — Максимилиан Франц . Через некоторое время новый курфюрст решил провести экономически выгодные кадровые изменения среди сотрудников капеллы, потребовав у своих советников информацию обо всех работниках капеллы (всего их было 36).

Вместе с кадровой реформой новый курфюрст приостанавливает деятельность «национального театра». Следовательно, распустилась и труппа Гроссмана, актеры которой разъехались по разным городам.

Один из советников курфюрста предложил ему уволить Нефе и назначить Людвига на его должность. Учитывая то, что Людвиг в то время работал бесплатно, с точки зрения советника, молодой органист мог бы «с удовольствием работать за жалованье в 3 раза меньше, чем его учитель». Тем более, что Людвиг к тому времени очень неплохо играл на органе и мог вполне заменить своего учителя, ибо для исполнения не самого сложного «церковного» репертуара навыков Бетховена было бы вполне достаточно.

Этот советник, мягко говоря, недолюбливал Нефе, ибо тот был не католиком, а кальвинистом. Это в принципе и объясняло тот факт, что гораздо менее ценного для капеллы Иоганна Бетховена (отца Людвига), уже прославившегося своей любовью к алкоголю, он уволить не просил, хотя и сам частично признавал его бесполезность. Да и, вообще, судя по всему, к Бетховенам он относился очень положительно.

Однако Максимилиан Франц, несмотря на очевидную экономическую выгоду, оставил Нефе на должности, но при этом сократил ему жалованье в 2 раза. Более того, Людвига он теперь официально поставил на должность «помощника органиста» , и теперь молодой музыкант уже получает за это деньги.

Пожалуй, весьма продуктивные занятия с Нефе можно называть окончанием "детского периода" в биографии Людвига ван Бетховена.

Пара слов о друзьях детства Бетховена

Положительное влияние на юного Бетховена, безусловно, оказывали его близкие друзья, проживавшие недалеко от его дома. Студент-медик Франс Герхард Вегелер стал близким другом Людвига и оставался им до конца жизни великого композитора.

В список близких друзей Бетховена с 1784 года до самого конца жизни также входили Элеонора Брёйнинг , которая позже стала женой Вегелера, а также ее братья: Кристоф , Стефан и Лоренц (Ленц). Кстати, впоследствии Элернору и Ленца молодой Людвиг обучал игре на фортепиано.

Брёйнинги, будучи представителями образованной и культурной семьи, стали для Бетховена просто родными. А их мать, очень умная и интеллигентная вдова , относилась к другу своих родных детей, как к собственному сыну. Юный Людвиг часто любил погостить в доме Брёйнингов, а также время от времени ездил вместе с ними по стране (в будущем).

В дальнейшем о каждом персонаже из жизни Людвига мы сделаем отдельные выпуски.

Другие периоды биографии Бетховена :

  • Следующий период:

Вся информация о Биографии Бетховена

Людвиг ван Бетховен (1770─1827) – немецкий композитор и пианист, ярко представлявший «классическую венскую школу», входит в число самых исполняемых мировых композиторов. Писал сочинения для хоров, музыку для драматических спектаклей и опер. Самыми значимыми его произведениями считают концерты и сонаты для скрипки, виолончели, фортепиано.

Детские годы

16 декабря 1770 года в Бонне появился на свет мальчик, которому дали имя Людвиг. На следующий день его окрестили в католической церкви святого Ремигия.

Папа мальчика, Иоганн Бетховен, был певцом, пел в придворной капелле в качестве тенора. Мама Людвига, Мария-Магдалина (девичья фамилия Кеверих), была дочерью повара, её отец служил при дворе в Кобленце. Иоганн с Марией поженились в 1767 году, за время супружества у них родилось семеро детей, но выжили лишь трое, Людвиг был старшим ребёнком в семье.

Деда по отцовской линии тоже звали Людвиг, в его жилах текла, помимо немецкой, и фламандская кровь. Он тоже был певцом, служил в той же капелле, куда позднее взяли его сына Иоганна. Свою музыкальную карьеру он закончил на должности капельмейстера и был очень уважаемым человеком.

Детские годы Людвига Бетховена прошли в нищете, так как отец сильно пил и почти всё жалование спускал на выпивку и девиц. В то же время ему хотелось вырастить из сына второго Моцарта, и он обучал его игре на скрипке, фортепиано и клавесине.

Но чудо-ребёнок из Людвига не получился, скрипкой он владел неуверенно, а на фортепиано не столько осваивал технику исполнения, сколько импровизировал.

Отец отдал Людвига на обучение своим приятелям и коллегам, один занимался с мальчиком скрипкой, второй органом.

Но по-настоящему его обучил игре на музыкальных инструментах органист и композитор Кристиан Нефе, приехавший в Бонн в 1780 году. Ему сразу удалось разглядеть в ребёнке талант.

Юность

Когда умер дедушка, семье совсем стало тяжело в материальном плане. Людвигу пришлось прекратить обучение в школе и пойти работать. Уже в 12-летнем возрасте он помогал придворному органисту. А учёбу продолжил самостоятельно, выучил латынь, итальянский и французский языки, очень много читал, особенно любил Гомера и Плутарха, Гёте, Шиллера и Шекспира.

На это же время приходятся и первые написанные музыкальные произведения Бетховена. Пока он ничего не печатал, позднее он переработал многие свои юношеские сочинения.

В 1787 году Людвигу выпала возможность побывать в Вене – музыкальной столице Европы. Там его импровизации слушал сам Моцарт, который и предрёк парню большое будущее.

К сожалению, юноша был вынужден вернуться домой, при смерти была его мама, а на нём оставались два младших брата и беспутный отец.

Когда умерла мать, Бетховен ещё в течение пяти лет жил и работал в Бонне. Просвещённые городские семейства обратили внимание на одарённого юношу и благодаря его пылкой натуре, жадности к музыке, Бетховен быстро стал вхож в любые музыкальные собрания.

Семейство Бройнинг особенно помогало талантливому молодому композитору, они способствовали тому, чтобы он всё-таки продолжил обучение в Вене.

И в 1792 году Людвиг уехал в Вену, где остался до конца своей жизни.

Вена

Приехав в Вену, Людвиг принялся искать себе учителя. К сожалению, Моцарт умер за год до этого. Сначала Бетховен занимался с Гайдном, потом его наставник уехал в Англию и передал ученика Альбрехтсбергеру. Позже Людвиг стал заниматься с Антонио Сальери.

Бетховен быстро обрёл в Вене друзей-меценатов, князь Лихновский ввёл молодого композитора в кружок, где собирались и профессиональные, и титулованные любители музыканты. Людвиг играл, поражая слушателей, ─ и постепенно к нему пришла слава виртуозного пианиста.

Людвиг совмещал в себе добрый нрав с весьма суровым характером. Однажды во время его игры на фортепиано кто-то начал разговаривать с соседом. Бетховен прекратил играть, сказав: «А для таких свиней я не играю!» И никакие уговоры не помогли вернуть его к инструменту.

Чем ещё он отличался от молодых людей того времени, так это небрежным внешним видом. Он всегда ходил непричёсанный и неуклюже одетый.

Но ни дерзкий характер, ни внешние данные не помешали ему творить уникальные произведения:

  • ораторию «Христос на Масличной горе»;
  • около двадцати сонат и три концерта для фортепиано;
  • Первую и Вторую симфонии;
  • восемь сонат для скрипки;
  • балет «Творения Прометея».

Его сочинения широко издавались и имели огромный успех.

Глухота, уединение, смерть

В 1796 году у Людвига началось воспаление внутреннего уха, и стал пропадать слух. В отчаянии он уединился в маленьком провинциальном городке Хайлигенштадте, его даже посещали мысли о самоубийстве. Однако осознав, как много он ещё мог бы сотворить, Людвиг прогнал от себя эти глупости. В это период он приступил к работе над Третьей симфонией, которая потом получила название Героическая, так как писал её глухой композитор.

Из-за глухоты Людвиг редко выходил из дома, он стал угрюм и нелюдим. Но именно на этот период и приходится создание его лучших произведений.

Бетховен был довольно влюбчив, но никогда не получал в ответ взаимности. Свою знаменитую «Лунную сонату» он посвятил молодой графине Джульетте Гвиччарди. Ему очень нравилась эта девушка, и он даже подумывал сделать ей предложение, но вовремя остановился, решив, что глухой композитор не самая подходящая партия для молодой красавицы.

Последние годы жизни Бетховен сочинял заметно реже. Он взял под опеку своего племянника после смерти брата, всячески старался дать ему достойное образование, но юношу интересовали лишь бильярд и карты. Людвиг очень переживал по этому поводу.

К глухоте и нервным переживаниям добавились проблемы с печенью. Здоровье композитора стало резко ухудшаться. В середине марта 1827 года у Людвига воспалились лёгкие. 26 марта композитора не стало. Похоронен он на Центральном Венском кладбище, за гробом шли 20 тысяч человек, и звучал его любимый «Реквием».