«Духовная музыка в творчестве русских композиторов XIX начала XX веков. Православная церковная музыка и русская музыкальная классика Композиторы церковных песен

«Духовная музыка в творчестве русских композиторов XIX начала XX веков. Православная церковная музыка и русская музыкальная классика Композиторы церковных песен
«Духовная музыка в творчестве русских композиторов XIX начала XX веков. Православная церковная музыка и русская музыкальная классика Композиторы церковных песен

Церковная музыка существует столько же, сколько существует сама Церковь. За две тысячи лет она превратилась в искусство, требующее высочайшего мастерства, вобрала в себя традиции народов, в культуру которых приходила, но все же сохранила свое неповторимое свойство приближать человека к Богу
Путь русской духовной музыки был непростым: она то усложнялась, то стремилась к упрощению; в ней использовались древнерусская, греческая, византийская, итальянская, грузинская традиции пения; забывалась и вновь возрождалась исконно русская крюковая нотация. И все же она не перестала быть молитвой - простой и светлой. Историю музыки можно изучать, но ее невозможно передать в датах - Она становится понятной только через Биографии и творчество людей, ее создающих.
Настоящее издание представляет совой сборник статей, посвященных жизненному и творческому пути композиторов, оставивших свой след в истории духовной музыки. Написанные разными авторами в разное время, они образуют уникальную по широте охвата работу.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ

Пение в христианской Первоцеркви. Протоиерей Д. Аллеманов
Песнотворцы и песнопевцы первенствующей Церкви
Церковное пение в III и IVвв
Песнотворцы и песнопевцы III и IVвв
Пение вV-VII вв
Песнотворцы и песнопевцы V - VII вв
Пение и песнотворцы Греко-Восточной Церкви от VIII в
Песнотворцы и песнопевцы от VIII в. до XV в. включительно
Пение Западной Церкви
Имена наиболее видных теоретиков духовной музыки Западной Церкви
Преподобный Иоанн Дамаскин, песнопевец Православной Восточной
Церкви. Протоиерей Д. Разумовский
Исторический обзор песнопевцев Греческой Церкви. Архиепископ Филарет (Гумилевский)
Святитель Василий Великий
Святитель Иоанн Златоуст
Преподобный Роман Сладкопевец
Преподобный Косма Маиумскйй

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА В РОССИИ

Певческие коллективы и распевщики Древней Руси. . В. Мартынов
Богослужебное пение и композиторское творчество. В. Мартынов
Начало партесного пения в России. Протоиерей Д. Разумовский
Первое многоголосное, или партесное, пение Русской Церкви
Вторая эпоха партесного пения в России
Партесное пение в Русской Церкви при Бортнянском
Партесное пение Русской Церкви после Бортнянского
О Церковном пении. Л.Парийский
Вступительная лекция по истории церковного пения. С. Смоленский
Один из «больных» вопросов церковного пения. А Никольский
Экфонетика в православном богослужении. Б. Кутузов
Жизненные правила для регента-любителя. Протоиерей А. Правдолюбов
Религиозные задачи церковного хора. Протоиерей А. Правдолюбов

КОМПОЗИТОРЫ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ

Максим Созонтович Березовский. М. Рыцарева
Бортнянский Дмитрий Степанович. А.Кашпур,В. Авраменко
О личности и церковно-музыкальном творчестве АЛ. Веделя. В. Петрушевский
Петр Иванович Турчанинов. С. Шебуренков
Архимандрит Феофан (Феодор Александров). Г.Алфеев
Глинка и его духовно-музыкальная деятельность. И. Соловьев
Петр Ильич Чайковский. А. Кашпур, В.Авраменко
Александр Андреевич Архангельский. В. Бакуменко
Степан Васильевич Смоленский - основоположник нового
направления. Иеродиакон Андрей (Данилов)
Памяти церковного композитора АД Кастальского. Я. Парийский
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. В. Авраменко
Гречанинов Александр Тихонович. В. Авраменко
Церковные песнопения Д.В. Аллеманова. С. Шебуренков
Виктор Сергеевич Калинников. А Кашпур, Е. Игнатьева
Церковный композитор священник Василий Зиновьев. В. Бакуменко
Вехи жизни и творчества П.Г. Чесноковх Диакон А. Нефедов
Алексей Евлампиевич Туренков. А. Кашпур, Е. Игнатьева, Е. Таргонская
О. Матфей: на чужом основании никогда ничего не строил. М. Денисов

50 КРАТКИХ БИОГРАФИЙ КОМПОЗИТОРОВ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ. Е. Игнатьева

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Посмотреть другие книги и диски

Под современной православной музыкой мы подразумеваем религиозную по содержанию музыку, написанную православными композиторами за последние годы. Хронологически отправной точкой православной современности мы считаем 1988 год, год 1000-летия Крещения Руси.

Владимир Файнер - профессиональный интерес и творческое вдохновение композитора отдано вопросу применения контрапунктических принципов развития мелодий и напевов применительно к прикладным задачам богослужебного исполнительства.

Воспроизведение или, если угодно, иллюстрированное воплощение заявленного метода убедительно воплотилось в целом ряде капитальных опусов, представляющих несомненный интерес для исполнения.

«Благослови, душе моя, Господа» - произведение для хора или трех солистов с развитыми голосами. Необходимо поработать с каждым голосом в отдельности и потом соединять партии в полифоническом строе.

«Трисвятое» - произведение для хора или трех солистов, каждый голос достаточно развит. В партиях много мелодических распевов, которые сложны интонационно и ритмически.

Ирина Денисова - автор более 80-ти церковных песнопений, гармонизаций и обработок. Нотный сборник ее сочинений "Пение всеумиленное", выпущенный издательством Свято-Елисаветинского монастыря, претерпел уже второе издание и пользуется спросом среди православных музыкантов Беларуси и России. Этим же издательством недавно выпущен "авторский" диск И. Денисовой под тем же названием. Существенную роль в произведениях играет единая интонационность, построенная на синтезировании «архаичных» и «современных» музыкальных структур. Такой вид интонирования становится важной приметой современного мышления в композиторском творчестве.

Концерт «Под Твою милость» - очень выразительное концертное песнопение, требует работы над гармоническим строем, так как очень часто встречаются отклонения, следует проработать хроматические ходы в партиях. Богатый динамический ансамбль.

Кондак акафиста «апостолу Андрею» - в песнопении встречаются отклонения в различные тональности, что может вызвать определенные затруднения у исполнителей. Также необходимо обратить внимание на смену размера в середине произведения и на темповую драматургию.

III.Заключение

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что духовная музыка - благодатная почва для вокального воспитания хорового коллектива, так как изначально она основывалась на певческой практике, а не на абстрактных композиторских изысканиях.

Простота, одухотворенность, полетность, нежность звука – вот основа для исполнения церковных сочинений. Погружение в атмосферу духовности, стремление к воплощению высоких образов, заложенных в песнопениях, трепетное отношение к тексту, естественная от сердца выразительность, воспитывает душу ребенка и оказывает положительное влияние на формирование у него эстетических взглядов. И поэтому, в репертуар детских хоровых коллективов необходимо включать сочинения русской духовной музыки.

В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.

Припадая к истокам

Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.

Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.

Мелос русских композиторов и церковные песнопения

Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.

Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле , представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).

Сцена из оперы “Хованщина” М.П. Мусоргского

Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.

Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.

Звучат колокола

Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.

Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).

Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).

А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.

М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”