Могучее царство шопена вдали от родины презентация. Могучее царство Шопена

Могучее царство шопена вдали от родины презентация. Могучее царство Шопена
Могучее царство шопена вдали от родины презентация. Могучее царство Шопена

План- конспект урока музыки в 6 классе

Тема урока: «Могучее царство Ф. Шопена».

Ход урока:

    Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок. Звучит фрагмент «Баллады g moll ». Приветствие!

    Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, под музыку какого композитора вы вошли в класс?

Ученики: Под музыку польского композитора Ф. Шопена.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена». Его цель – проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.

    Сообщение биографических данных.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная

культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Учитель: Ребята, давайте и мы сейчас вспомним польскую народную песню «Жаворонок», ее характер звучания, звуковедения, лад, содержание. Послушайте О ком эта песня?

Слушание песни – «Жаворонок» (польская народная песня).

Ученики: Эта песня о родной природе. В ней поется о жаворонке, птичке лугов, полей, о пахаре, ниве.

Учитель: Как исполняется песня?

Ученики: В медленном темпе, протяжно, плавно, лирично, немного грустно.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену – романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

Слушание – «Вальс ля минор» и «Вальс ми бемоль мажор » Шопена. Звучат два вальса.

Учитель: Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?

Ученики: Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания и картины природы.

Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, - очень лиричный.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Ко всем ли композиторам быстро приходит слава?

Ученики: Нет, я знаю, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти.

Учитель: А вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно. Великий современник, романтик Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

    Слушание – «Вальс до диез минор» и «Вальс ми мажор» Ф. Шопена.

Учитель: Что значит писать по – шопеновски, в чем своеобразие этого гения, который, говоря словами Баратынского, «неподражаем и собственным величием велик»?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки – поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения. Но есть и другая грань творчества Фридерика Шопена: он ввел бетховенский дух в концертный зал.

Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами. Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 – х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».

    Слушание – кода «Баллады g moll ».

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.

Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка – аристократа и революционера – романтика. Сам Фридерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение.

    Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?

Оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Звучит музыкальное произведение Ф. Шопена.

(Весенний вальс)

6 класс. Урок 20. «Могучее царство Ф. Шопена».

Цель урока: осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена.

Задачи урока:

1) Обучающие: помочь обучающимся почувствовать удивительное своеобразие, тончайшую поэтичность музыки Ф. Шопена, ее связь с национальными особенностями польской музыки, исторической обстановкой того времени; познакомить обучающихся с произведениями Ф. Шопена, выяснить музыкальное содержание музыкальных произведений;

2) развивающие: развивать наглядно – образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладо – гармонический слух, певческие навыки;

3) воспитательные: воспитание чувства гражданственности, любви к Родине.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Звучит фрагмент «Баллады g moll ».

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чья музыка прозвучала в начале урока?

Ученики: Музыка польского композитора Ф. Шопена.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена».

3. Сообщение биографических данных.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная

культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Слушание – «Вальс a moll » и «Вальс Es dur » Шопена.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену – романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

Звучат два вальса.

Учитель: Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?

Ученики: Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания и картины природы.

Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, – очень лиричный.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Ко всем ли композиторам быстро приходит слава?

Ученики: Нет, я знаю, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти.

Учитель: А вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно. Великий современник, романтик Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

4. Слушание – «Вальс с is moll » и «Вальс Es dur » Ф. Шопена.

Учитель: Что значит писать по – шопеновски, в чем своеобразие этого гения, который, говоря словами Баратынского, «неподражаем и собственным величием велик»?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки – поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения. Но есть и другая грань творчества Фридерика Шопена: он ввел бетховенский дух в концертный зал.

Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами. Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 – х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».

5. Слушание – кода «Баллады g moll ».

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.

Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка – аристократа и революционера – романтика. Сам Фридерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение.

6. Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?

Урок музыки 6 класс программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тема урока «Могучее царство Шопена»

Цель : знакомство с жанрами камерной музыки инструментальной миниатюры музыки Ф.Шопена.

Задачи: Воспитательная : прививать любовь к родному краю, Родине на примере жизни и творчестве Ф.Шопена.

Образовательная: познакомить с эпохой романтизма и образами камерной музыки.

Развивающая: учить размышлять о музыке уметь выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, работать над чувственным исполнением песен,

Знать: основные моменты творчества Ф.Шопена; различные жанры фортепианной миниатюры.

Ход урока

Организационный момент.

Послушайте музыку и определите стиль композитора, к какому композитору ее можно отнести.

C лайд №2 и №3 Слушание Вальс и Полонез.

Догадались?

Узнайте по описанию, о музыке какого композитора, пианиста — виртуозе мы сегодня будем говорить.

— Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы

— Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.

— Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Слайд №4 (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

Слайд №5 — Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств – вот что главное! Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?

Прочитайте на странице 98 учебника 1 абзац. Что можно дополнить? Слайд №6

Фрагмент документальной энциклопедии «Ф.Шопен», работа с карточками .

Фридерик Шопен не писал больших произведений, ни симфоний, ни опер, но разве это может быть главным? Каждый человек способен на свободу мысли, слова, чувства. Выражать так, как он хочет. Ближе всего ему были близки жанры миниатюры

Слайд №7 (небольшие пьесы): прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки, сонаты. Каждая пьеса, танец – это состояние души, даже живя в Париже, он писал польскую музыку. Почти все танцы, написанные Ф. Шопеном, были польскими, а Мазурка была любимым.

Конечно, в современном мире слушателям классической музыки становиться, понятен музыкальный язык Ф.Шопена. В знак любви и уважения к творчеству Ф. Шопена петербургский композитор Сергей Савенков использует мелодию ноктюрна и пишет изумительную песню на стихи Татьяны Тарасовой. Песня имеет популярность среди детских коллективов, часто звучит и на радио. Слайд №8

Исполнение «Ноктюрн Шопена» музыка С. Савенкова, слова Т. Тарасовой.

Слайд №9
Музыку Шопена пронизывает, с одной стороны, лиризм, тонкость передачи различного настроения, с другой – трагизм и героика. (стр. 98, 2 абзац)

Шопен возродил на романтической основе прелюдию, которая является смысловым центром, отражающим определенное “движение и жизнь души”. Слайд №10

Слушание Прелюдии № 7 и прелюдии № 20. Обсуждение музыки.

Какой образ создают прелюдии? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф.Шопен? что изображает музыка, какие чувства передает?

Слайд №13 Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания – это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, нашел любовь – не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!

Давайте послушаем в исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера

Слайд №14, 15 — Этюд № 12 и Прелюдию № 24, что объединяет эти два разных жанра, что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке? Слайд №16

Слайд №17 Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной —
Все это Фредерик Шопен.

Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,

И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в «Си-бемоль-минор».

Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным
В себя вбирает зал она.

Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист. Владимир Ефремович Шостак

Подведение итога урока вам нужно ответить на ряд вопросов

    Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф.Шопен.

    Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему.

    Действительно ли Ф.Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?

    Какие жанры миниатюры были близки Ф.Шопену. (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки)

    Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность)

    Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?

Что же отличает музыку Ф. Шопена? Конечно, Родина, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба тесно переплеталась с судьбой Родины. Слайд № 18

Какое на родине утро!

Какие луга и леса,

Сверкает роса перламутром.

Родная земля…Эх! Краса!

Здесь пахнет полынью, травою,

Молодою зелёной листвой

Ах, родина, только с тобой

Я связан навек судьбой!

Родина, вот о чем каждый должен гражданин думать. Задумайте, а что для вас Родина…

Слайд №19

Исполнение песни «Весна России» музыка А. Ермолова, слова Гулевской .

Слайд №20,№21, №22, №23,№24, №25, №26, №27

Кроссворд: “Шопен” — по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).

    Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.

    Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

    Любимый инструмент Шопена.

    О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?

    Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

Слайд №28 Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

И легкий вальс цветет –

То плачет, то смеется,

То к небу вознесется,

То эхом отзовется —

Любви воспоминанье

И гения дыханье.

Могучее царство Шопена Гармонии задумчивый поэт, Он пел печали благородный свет, Высокую любовь в людских сердцах. А. Граши 1810-1849 Был одним из величайших пианистов мира, вдохновенным импровизатором, сочинявшим музыку во время игры… Этюды Прелюдии Сонаты мазурки полонезы скерцо… Святослав Рихтер. Этюд № 4 Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий – небольших инструментальных сочинений, раскрывающих один образ. …сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, радуется, замирает, немеет… Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Он писал: «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил». Ноктюрн, прелюдия №20 В 1830 – 1831 г.г в Польше началось национально-освободительное восстание против власти Российской империи Шопен писал… «Я проклинаю час своего отъезда… Я не могу поступать, как мне хочется…В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…» Свое горе, гнев, возмущение Ф.Шопен излил в музыке. Появились такие произведения, как знаменитый Этюд №12, названный «Революционным», и Прелюдия № 24. Умер Шопен 17 октября 1849 года Стоит в Варшаве церковь. Там стена. Скрывает человечества святыню. Шопена Сердце. Тишина полна Биеньем сердца этого доныне……. Костел Святого Креста в Варшаве, где хранится сердце Шопена Глубокие думы о себе самом и своем несуществующем более Отечестве, свои радости и отчаяния, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечные сцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы, - вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…», - писал В. Стасов. Шопен - Соната № 2, Си-бемоль минор Рекомендуемые ссылки: http://ru.wikipedia.org/wiki/Польская_война_1831 http://geraldika.ru/files/100410054549710.jpg http://podolsk.org/i/polish-rebellion.jpg http://www.by-time.ru/upload/iblock/571/53a4fbfb7b2b.jpg http://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/2399/2655_1.jpg http://culture.natm.ru/images/autouploads/full/6229896.jpg http://www.renes.com.pl/Grafika_D/Portret/obrazki/br_0221_c.jpg http://www.intoclassics.net/_nw/153/63579403.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/40/351/40351533_shopen.jpg http://www.smart-kit.com/wp-content/uploads/2007/03/music-training.jpg http://www.youtube.com/watch?v=7VBczyIm-EI http://www.youtube.com/watch?v=EQH8cOdRtK4&feature=related http://josef-egipetsky.narod.ru/Knigi/List_Shopen/Images/glava07_clip_image002.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/206/49206899_1254069622_48216810_1 208880.jpg http://www.youtube.com/watch?v=8hOKcdZJJFU

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обращение к известным произведениям камерных жанров Ф.Шопена с целью повторения;
  • Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров;

Воспитательные:

Развивающие:

  • Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока : комбинированный.

Методы:

  • Повторение пройденного методом устного опроса;
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
  • Анализ музыкальных произведений, формулирование выводов в ходе беседы;
  • Хоровое исполнение песни «Приходят к дедушке друзья» музыка Н. Никифоровой, слова В. Савельева;

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • музыкальные произведения Ф. Шопена: попурри на пройденные в разных классах произведения, сделанное в программе Audacity, этюд 12 «Революционный», «прелюдия 24»;
  • нотный материал;
  • текст песни «Приходят к дедушке друзья» музыка, слова - Приложение ;
  • музыкальные фонограммы.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

Звучит «Полонез ля-мажор» Ф. Шопена. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

Слайд 2 (Тема урока)

II. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?

Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…

Учитель: Молодцы! Ваши ответы практически исчерпывающе подготовили появление на слайде определения камерной музыки.

Слайд 3

Учитель: Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь мне поможет вспомнить их имена? Только давайте условимся, что, называя композитора, Вы приводите пример музыкальных произведений камерного жанра.

Ученики: Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Времена года»; Людвиг Ван Бетховен «Сурок»; Николо Паганини «Каприс 24»; Франц Шуберт «Баркарола»…

Учитель: Все ответы абсолютно правильные, но у нас сегодня встреча, с не менее прекрасными произведениями камерных жанров. А вот о каком композиторе сегодня пойдёт речь, ответите мне Вы, после музыкальной иллюстрации.

Слайд 4 (во время иллюстрации нотных фрагментов звучит попурри из произведений Ф. Шопена, сделанного в программе Audacity: Полонез ля-мажор, Вальс 2 си-минор, Прелюдия 7 ля-мажор, Мазурка 1 си-бемоль мажор).

Учитель:

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это …

Ученики: Фредерик Шопен.

Учитель: А кто-нибудь узнал, фрагменты из каких произведений прозвучали?

Ученики: Вальс, мазурка, полонез, прелюдия.

Учитель: (часто дети не узнают произведений и тогда …)

Поэт Владимир Ефремович Шостак сказал о Фридерике Шопене: «…Поэт мелодии народной…». Какие жанры польской народной музыки сейчас прозвучали?

Ученики: Мазурка, полонез.

Учитель : Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом.

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».

Слайд 5

Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.

Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?

Слайд 6

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?

Ученики: Может быть, он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое.

Учитель: Каждый из Вас по-своему прав. Какое же решение принимает Шопен?

Ученики: Для молодого и талантливого музыканта важнее всего признание публики, причём не, только на родине в Польше, но и за рубежом. Я, думаю, что Шопен всё-таки поехал в Западную Европу.

Учитель: Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Слайд 7

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой). В 5 классе мы познакомились с этим стихотворением и мне кажется, что самое время его вспомнить. (кто-то из детей читает наизусть).

Горсть земли
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

Учитель: Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.

Слайд 8

Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.

Слайд 9

«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

2. Слушание и обсуждение

Слайд 10

Звучит Этюд 12 «Революционный» без каких-либо комментариев.

Учитель: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

Ученики: «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…

Учитель: Уже в тех названиях, которые Вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности. А какие особенности музыкального языка Вы хотели бы подчеркнуть особенно?

Ученики: Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться»…

Учитель: Молодцы! И, несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато» или вдруг после громкой призывной фразы её повторение, как бы слышимое издалека «вполголоса» и вновь «со страстью». Ну, а теперь пришло время сказать Вам, как же называется это произведение: (На слайде 10 анимационно выводится Этюд 12 «Революционный»)

Слайд 11

Один из известных музыковедов, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали».
Б.Асафьев

Как Вы думаете, можем ли мы найти в этом высказывании эпитеты соответствующие образному строю этюда?

Ученики: Конечно, можем!

3. Творческая работа

Слайд 12

Учитель: Я прошу Вас объединиться в группы и сделать творческую работу, а именно написать синквейн – (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии), отображающий суть музыкального образа. Думаю, что высказывание Б.Асафьева Вам поможет.

  • Сформулировать тему синквейна одним существительным.
  • Двумя глаголами дополнить характеристику музыки.
  • Охарактеризовать произведение с помощью трёх прилагательных.
  • Одним предложением из 4 слов выразить собственное отношение к музыке.
  • Слово – резюме, характеризующее суть.

Учитель: А теперь в каждой группе выберете чтеца, который представит нам плоды Вашего творчества.

Ученики: Читают сочинённые синквейны.

4. Заключение

Учитель: Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд? Что это за жанр камерной музыки?

Ученики: Это произведение, в котором композитор ставит технические задачи.

Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но технические навыки исполнителя оттачиваются, благодаря неоднократному повторению одного и того же приёма, а как же быть с этюдом Шопена?

Ученики: Но в этом произведении один и тот же технический приём повторяется неоднократно, а именно нисходящая последовательность звуков в быстром темпе?

Учитель: Совершенно верно, причём этот приём, назовём его «рокочущий пассаж», исполняется левой рукой, что делает это произведением одним из самых сложных в фортепианной литературе. Итак, Шопен виртуозно соединил…? Может быть, в классе есть желающие подвести итог всему сказанному?

Ученики: Он соединил технические задачи с воплощением музыкального образа.

Слайд 13 (Определение этюда)

Учитель: В продолжение разговора о камерных жанрах в творчестве Фридерика Шопена, послушайте Прелюдию 24 и ответьте на вопрос: Что вам напоминает Прелюдия 24 Шопена:

  • эпическое повествование;
  • взволнованный рассказ;
  • драматическую декламацию?

Можем ли мы сказать, что музыкальный образ, созданный композитором в прелюдии созвучен музыкальному образу этюда?

Слайд 14-16 (слушание Прелюдии 24)

Ученики: Ответы детей.

III. Работа над песней.

В истории каждой страны были трагические страницы, которые нашли отражение в музыкальной летописи. К 65-летию Великой Победы я написала песню на слова В. Савельева «Приходят к дедушке друзья». Предлагаю Вам послушать и начать разучивание. Показ песни. Разучивание 1 куплета.

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Список литературы.

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с. 98-101.
  2. Воронов Ю., Блокада. – Лениздат, 1986.

Список сайтов

  1. Стихотворение А. Граши «Горсть земли» www.muz-urok.ru/shopen.htm
  2. www.musicschool2.ru/shopen/page/6/
  3. muz-strana.narod.ru/index.files/Page864.htm
  4. www.maykapar.ru/articles/revolut.shtml
  5. Нотная библиотека Ф. Шопена www.royalpiano.ru/notes/chopin.html
  6. Информация о синквейне ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн
  7. Музыкальные файлы classic.chubrik.ru/Chopin/