Отношения родителей (отцов) и детей – аргументы ЕГЭ. "Отцы и дети": действующие лица

Отношения родителей (отцов) и детей – аргументы ЕГЭ. "Отцы и дети": действующие лица

В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин реалистически отразил распространенную в русской литературе проблему чести и долга. То, что этот вопрос будет ключевым в произведении, можно понять, прочитав эпиграф к книге: "Береги честь смолоду". На мой взгляд, размышления об образе главного героя, Петра Гринева, помогут мне лучше понять своеобразность подхода автора к данной проблеме.

Так, роман начинается с описания детства Петруши, который воспитывался в атмосфере благочестия и нравственности. Родители передали сыну лучшие свои моральные качества: мать - доброту и сердечность, а отец - честность, прямоту и смелость. Также большое влияние на младшего Гринёва оказал его преданный слуга Савельич, который учил мальчика «русской грамоте» и давал важные советы. На мой взгляд, общими усилиями эти люди воспитали достойного и честного дворянина.

Детство неожиданно заканчивается, когда отец Петра, не приемлющий лёгкие и нечестные способы карьерного роста, решает преподать своему ребенку жизненный урок. В итоге его сын отправляется служить не в Петербург, а в Оренбург, в действующую армию, чтобы он понюхал пороху и был «солдат, а не шаматон». Прощаясь с Петром, отец наказывает ему служить «верно, кому присягаешь», слушаться начальников, но и «за их лаской» не гоняться, а главное помнить пословицу: «…береги платье снову, а честь смолоду"!»

К сожалению,первые неумелые жизненные шаги Гринева говорили лишь о его несостоятельности: юноша напился с первым встречным офицером и проиграл тому большую сумму денег. Но и тогда благородство первый раз взяло верх над мелочностью. Герой вернул карточный долг, несмотря на уговоры Савельича уклониться от расчёта.

Доброта и бескорыстие Пётра Гринёва не имеют границ. Например, однажды он, невзирая на недовольство Савельича, подарил неизвестному бродяге заячий тулупчик, отблагодарив тем самым того за услугу. Этот поступок в будущем спас им жизни: ведь незнакомцем оказался предводитель народного бунта Емельян Пугачев.

Но лучшие качества главного героя проявятся во время пугачевского восстания. Когда самозванец захватит Белгородскую крепость, Гринев окажется в критической ситуации. Этот момент станет переломным в процессе становления его личности: вчерашний дворянский недоросль за короткий промежуток времени вырастает духовно и нравственно. Поэтому Гринев, понимая, что ему, как и всем остальным офицерам, грозит смерть, отказывается от присяги Пугачёву. Молодой офицер предпочитает смерть малейшему нарушению законов долга и чести и достойно заявляет злодею: "Я присягал Государыне Императрице. Тебе присягать не могу". И лишь появление верного слуги Савельича, которого узнает Пугачев, спасает героя от виселицы.

Достойно ведет себя Гринев и по отношению к своей возлюбленной Маше Мироновой. Он поставил на место Швабрина, который порочил девушку, а после отстоял на дуэли ее честное имя. А когда Маша попала в плен к этому негодяю, Гринев не оставил возлюбленную, Он, осознавая незаконность своих действий, поехал вместе с Пугачевым спасать девушку. Обвиненный за это в измене, герой «подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» в дело возлюбленную. Вот он, человек чести!

Во второй половине 18 века в европейской литературе появляется особый интерес к жанру воспитательного романа. В 19 веке, как и в Европе, так и в России интерес этот не ослабел, а наоборот, проблема семьи, взаимоотношений взрослый и детей, становится излюбленной темой многих писателей, она как бы рвется из круга повседневности и становится центральной в произведениях Гете, Диккенса, Гюго, Пушкина, Бальзака. Достоевский был прекрасно знаком с творчеством названных писателей, отзвуки их произведений слышны в романах, повестях, рассказах и публицистике писателя.

К проблеме "отцов и детей" все авторы подходят по-разному. Кроме романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале "Современник". Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

В романе "Отцы и дети" главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы "отцов и детей", с позиции их социальных, политических и общественных разногласий. Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что отразилось на их формировании взглядов. Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: "Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!..". Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: "Рафаэль гроша медного не стоит...". Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения. А.А. Фаустов "Филологические записки", Вестник литературоведения и языкознания, выпуск 23, Воронеж, 2005 год

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на "всеотрицании", не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом.

Поэтому проблема "отцов и детей" заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение "детей" будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему "отцов и детей" с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде "отцов" и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

А.С. Грибоедов, описав в комедии "Горе от ума" борьбу "века нынешнего" и "века минувшего", не обошел вниманием сложную проблему "отцов и детей". Сам замысел произведения - борьба старого с новым - это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова "копейка" стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее "беречь и копить", он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение. А Петр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего. Как тут не вспомнить пословицу: "Каков батька, таковы и детки". литература писатель молодежь семейный

Но, хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети - родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из "Грозы" Островского. Она навязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение "века минувшего"! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, "век минувший", со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым.

Одной из самых важных граней проблемы "отцов и детей" является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. "Она легла здесь и лежала долго".

Еще одна проблема поднята во многих произведениях, проблема воспитания и образования.

Француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил, - писал А.С. Пушкин о воспитании главного героя своего романа "Евгений Онегин", а дальше замечал:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

"Чему-нибудь" и "как-нибудь" учились все дети в разных произведениях. Но чему и как? В основном это зависело от отношения к образованию их родителей. Некоторые из них, признавая необходимость образования только с точки зрения моды и престижа, относились к нему в общем-то отрицательно, как, например, Фамусов из "Горя от ума" и госпожа Простакова из "Недоросля". Но Софья, в отличие от Митрофанушки, все-таки получила какое-то образование, а вот Митрофанушка не получил никаких знаний, да он и не хотел их получить. Отношение же самих Фамусова и Простаковой к образованию выражено их же собственными словами. Фамусов говорит: "Уж коли зло пресечь - забрать все книги бы да сжечь", - и еще: "Ученье - вот чума". А Простакова: "Лишь тебе мученье, а все, я вижу, пустота".

Но не все герои произведений русских классиков считают образование "пустотой". Яркий пример тому - князь Волконский из "Войны и Мира" Л.Н. Толстого. Болконский верил в необходимость образования. Будучи образованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь, княжну Марию. Взгляды Болконского полностью противоположны мнениям Фамусова и Простаковой. Образование не может быть данью моде, и в этом Болконский абсолютно прав.

Проблема "отцов и детей" актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по "Горю от ума" или по "Отцам и детям".

Проблема отцов и детей - одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема "отцов и детей" живёт и сейчас, приобретая несколько другое направление.

­Честь и бесчестие

Главный герой произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров - человек, пропагандирующий «новые» социальные устои и отрицающий все старое. Автор для более корректного описания своего героя придумал новое устойчивое выражение - нигилизм. Это понятие вошло в русскую литературу сразу с появлением романа, то есть во второй половине 19-го века. Став крылатым, оно обозначало новое течение, отрицающее все сложившиеся в обществе ранее устои и традиции. Именно таким и был Базаров бескомпромиссным, прямолинейным и не признающим былого дворянства.

Этот закоренелый либерал и нигилист учился на медика, а в свободное от учебы время пропагандировал «новые» взгляды и идеи. Он был ярым противником консерватизма и при каждом удобном случае подчеркивал приоритет полезного над прекрасным. Не лишним будет отметить, что любовь для него как чувство не представляла никакой ценности. Многое изменилось в его взглядах при встрече с Одинцовой Анной Сергеевной , которая устав от одиночества, готова была открыться ему навстречу. Однако Базаров, не желая обременять себя всяческими привязанностями, отказался от этой возможности.

Сам автор неоднозначно отнесся к своему герою. С одной стороны, он показал, что в глубине души Базаров добрый и благой человек. С другой стороны, в силу своего противоречивого характера, самонадеянности и излишней самоуверенности, он теряет все, что ему дорого, кроме любви родителей. Наряду с проблемой столкновения двух поколений, Тургенев поднял вопрос и о чести. Наиболее остро это заметно в сцене его мимолетных объятий с Фенечкой и последующей дуэли с Павлом Петровичем . Последний итак недолюбливал Базарова, а после такого вызова решил действовать бескомпромиссно.

В этой дуэли мы видим победу Базарова, но победа ли это? На самом деле, Кирсанов-старший - человек с блестящей карьерой за плечами и большим опытом. Да, он пережил душевное разочарование, испытав безответную любовь к светской даме княгине Р., но от этого он не стал хуже, а просто извлек ценный урок. Базаров, в отличие от него, даже на непродолжительные отношения с противоположным полом не был способен. Он боялся любых привязанностей и проявлений любви. По этой причине герой умирает в конце произведения одинокий и практически всеми покинутый.

Несомненно, он осознал свои ошибки. Он стал еще больше ценить и любить своих родителей, по-другому взглянул на Одинцову и Кирсановых, но было уже поздно. Свои истинные чувства он раскрыл в прощальном письме к Одинцовой. Тогда только стало понятно, что он был не таким уж плохим человеком, просто чересчур принципиальным и замкнутым. В своем произведении автор показал, что все люди способны совершать ошибки, но не все умеют их вовремя признавать.

­Честь и бесчестие

Главный герой произведения И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – человек, пропагандирующий “новые” социальные устои и отрицающий все старое. Автор для более корректного описания своего героя придумал новое устойчивое выражение – нигилизм. Это понятие вошло в русскую литературу сразу с появлением романа, то есть во второй половине 19-го века. Став крылатым, оно обозначало новое течение, отрицающее все сложившиеся в обществе ранее устои и традиции. Именно таким и был Базаров бескомпромиссным, прямолинейным и не признающим былого дворянства.

Этот закоренелый либерал и нигилист учился на медика, а в свободное от учебы время пропагандировал “новые” взгляды и идеи. Он был ярым противником консерватизма и при каждом удобном случае подчеркивал приоритет полезного над прекрасным. Не лишним будет отметить, что любовь для него как чувство не представляла никакой ценности. Многое изменилось в его взглядах при встрече с Одинцовой Анной Сергеевной, которая устав от одиночества, готова была открыться ему навстречу. Однако Базаров,

не желая обременять себя всяческими привязанностями, отказался от этой возможности.

Сам автор неоднозначно отнесся к своему герою. С одной стороны, он показал, что в глубине души Базаров добрый и благой человек. С другой стороны, в силу своего противоречивого характера, самонадеянности и излишней самоуверенности, он теряет все, что ему дорого, кроме любви родителей. Наряду с проблемой столкновения двух поколений, Тургенев поднял вопрос и о чести. Наиболее остро это заметно в сцене его мимолетных объятий с Фенечкой и последующей дуэли с Павлом Петровичем. Последний итак недолюбливал Базарова, а после такого вызова решил действовать бескомпромиссно.

В этой дуэли мы видим победу Базарова, но победа ли это? На самом деле, Кирсанов-старший – человек с блестящей карьерой за плечами и большим опытом. Да, он пережил душевное разочарование, испытав безответную любовь к светской даме княгине Р., но от этого он не стал хуже, а просто извлек ценный урок. Базаров, в отличие от него, даже на непродолжительные отношения с противоположным полом не был способен. Он боялся любых привязанностей и проявлений любви. По этой причине герой умирает в конце произведения одинокий и практически всеми покинутый.

Несомненно, он осознал свои ошибки. Он стал еще больше ценить и любить своих родителей, по-другому взглянул на Одинцову и Кирсановых, но было уже поздно. Свои истинные чувства он раскрыл в прощальном письме к Одинцовой. Тогда только стало понятно, что он был не таким уж плохим человеком, просто чересчур принципиальным и замкнутым. В своем произведении автор показал, что все люди способны совершать ошибки, но не все умеют их вовремя признавать.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Современен ли Базаров Роман И. С. Тургенева поистине является шедевром русской литературы. В нем автор затронул важнейшие социальные и философские вопросы своего времени. Посредством изображения...
  2. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Конфликт теории и жизни в романе Тургенева “Отцы и дети”: образ Базарова, его характеристика” В русской литературе есть множество...
  3. ­Смерть Базарова Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” появился во второй половине 19-го века в февральской книжке “Русского вестника”. Автор этим произведением обращался скорее...
  4. Написанный в 1862 году, роман “Отцы и дети” является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим...

ИНТЕЛЛИГЕНТЫ-ДВОРЯНЕ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки. И. С. Тургенев Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось надеждой, для других меркло в ужасе неизвестности. Отмена крепостного права была провозглашена в феврале 1861 года. Это событие - грандиозное по своему значению. Однако реформа не только не решила социальной и политической проблемы, но поставила перед обществом новые, не менее мучительные вопросы. (Крестьяне были освобождены без земли, они могли ее выкупить.) В такие переломные моменты особенно остро, болезненно, а порой и грозно дает о себе знать конфликт поколений. И нельзя было это сделать точнее, чем И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Но прежде чем начать разговор о Базарове, о «детях», обратимся по старшинству к поколению «отцов». Отцы. Дворяне. Преимущественная тема всей русской литературы первой половины XIX века. С каких только сторон не изображали дворянскую жизнь! Какие споры не порождала она! Теперь, в новую эпоху, Тургенев, всегда особенно чуткий ко всем изменениям социальной жизни России, с суровой правотой вынес беспощадный обвинительный приговор поколению «отцов», утверждая мысль о разложении, вырождении, общественной несостоятельности дворянства. «Вся моя повесть направлена против дворян как передового класса»,- писал он поэту К. К. Слу-чевскому. Эта идея в романе прежде всего связана с образами братьев Николаем Петровичем и Павлом Петровичем Кирсановыми. Нужно заметить, что писатель выбрал для ее доказательства способ очень простой. Да, братья Кирсановы - люди, вполне достойные уважения или хотя бы симпатии со стороны читателя, и на первый взгляд ни о каком вырождении здесь и речи быть не может. Но автор сознательно раскрывает свою мысль на примере лучших и достойнейших представителей дворянства. За внешней привлекательностью Кирсановых - «слабость и вялость», полная их непригодность к жизни. «Если сливки так плохи, что же молоко?» Развитие образов Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых отразило в романе две различные стороны единого процесса разложения дворянского класса. Николай Петрович Кирсанов и вся его хозяйственная деятельность - своеобразная иллюстрация экономической несостоятельности дворянства. На протяжении долгого периода крепостного права этот класс был поставлен в исключительное положение: дворяне фактически имели возможность и право не заниматься никаким трудом и не заботиться о завтрашнем дне. Средства к существованию и вообще все блага жизни доставляли для них крестьяне. И вот теперь готовящаяся реформа обрекала дворян на тяжкие думы о куске хлеба, звала к труду, пусть не физическому, а умственному. Очень скоро услышит помещик обращенный к 1ему призыв (об этом напишет Н. А. Некрасов в поэме «Кому ia Руси жить хорошо»): Проснись, помещик заспанный! Вставай! - учись! трудись! Помещик Оболт-Оболдуев, один из персонажей поэмы, недо-[уменно отвечает: Трудись! Кому вы вздумали Читать такую проповедь! Я не крестьянин-лапотник - Я божиею милостью Российский дворянин! Тот же Оболт-Оболдуев простодушно заявляет о своем пони мании назначения дворянства (и так думали большинство): ...имя древнее, Достоинство дворянское Поддерживать охотою, Пирами, всякой роскошью И жить чужим трудом... И все же самые дальновидные из помещиков в преддвери перемен принимались за нелегкое для себя дело: они начинал хозяйствовать. К их числу относится и Николай Петрович Кирсанов. Он «все делает, чтобы не отстать от века». Его «красным» за это по всей губернии и величают. Он провел в своем поместье размежевание (раздел земли) с крестьянами, но еще до реформы заводит у себя хозяйство капиталистического типа, использует в работе не крепостных крестьян, а наемных рабочих. Николай Петрович следует за всеми достижениями сельскохозяйственной науки, выписывает новейшие машины, но... «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева... Жизнь не очень красиво складывалась в Марьине, и хозяину приходилось плохо. Хлопоты по реформе росли с каждым днем - хлопоты безрадостные, бестолковые». По сути, автор «Отцов и детей» предсказал тот долгий и мучительный процесс «оскудения дворянства», который начался после реформы 1861 года. Павел Петрович в своих рассуждениях демонстрирует крах дворянской идеологии. По его мысли, дворяне являются носителями высоких нравственных принципов, на которых основана незыблемость жизни всего общества. «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе,- говорит он - нет никакого основания общественному зданию». Сама по себе мысль хорошая, и с Павлом Петровичем нельзя не согласиться. Однако эти принципы он ограничивает узкими сословными рамками, связывает «чувство собственного достоинства» исключительно с дворянством, вернее, еще уже: с аристократией. Но именно в дворянской среде эти принципы как раз утратили свое социальное содержание. Базаров остроумно замечает в споре с Кирсановым: «Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общества? Вы бы не уважали себя и то же бы делали». Базаров здесь не просто смеется над своим оппонентом - он отвергает притязания Павла Петровича на общественную значимость его принципов. Кирсанов действительно благородный человек, в высшей степени обладающий чувством собственного достоинства. Но самые высокие принципы, не подкрепленные действием, не имеют для общества никакого значения, не несут никакой пользы. Сидящий «сложа руки» Кирсанов может уважать или не уважать себя - для общественной жизни это безразлично. Индивидуалистическая замкнутость, которую постоянно исследует в своем творчестве Тургенев, приобретает здесь вполне определенную социальную характеристику. Тургенев зло посмеялся над Кирсановым в сцене дуэли Павла Петровича с Базаровым. Дуэль всегда была не только обязанностью дворянина защищать свою честь, но и его высоким исключительным правом. Признание права на дуэль было равнозначно признанию чести и достоинства человека. И наоборот. 0о в романе высокое содержание и трагическая торжественность яуэли разрушается ее поистине пародийным характером, прежде ^ « -, тт всего комической фигурой «секунданта» - лакея Петра, нелепость которого признает и сам Павел Петрович. «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта»,- говорит Базаров. Благородный герой, каким бы хотел выглядеть Кирсанов, низведен до уровня презираемой им черни. Ранив в ногу Павла Петровича, Базаров оказал медицинскую помощь своему противнику и вскоре покинул дом Кирсановых. Уезжая, он видит их усадьбу в последний раз. Каковы же его чувства? «Он только сплюнул и, пробормотав: "Барчуки проклятые",- плотнее завернулся в шинель». В это время «Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещенная ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец...» Эти слова автора символичны. Мертв, конечно, не человек Павел Петрович - мертв дворянин Кирсанов. И это лучший из дворян. Аристократ, джентльмен, человек несомненного внутреннего достоинства. И - мертвец. «Но если сливки плохи, то что же молоко?» А «молоко» - это люди, давно растерявшие былые высокие принципы и подменившие их пустым лицемерием. Мертво дворянство. Время дворянской революционности - давно в прошлом. Самое большее, на что они способны,- благие порывы, осуществить которые у них нет ни сил, ни энергии. Лучшее доказательство тому - судьба Аркадия Кирсанова, вначале «очарованного» идеями своего друга Базарова, но по сути принадлежащего лагерю «отцов». Именно «отцов», хотя по возрасту и незрелости мысли он еще совершенное «дитя». Но ведь в данном случае «отцы» и «дети» - понятия не возрастные, а мировоззренческие. По остроумному замечанию Писарева, Аркадий «находится в переходном состоянии из отрочества в старость». Гениальное произведение И. С. Тургенева не теряет своегс значения многие десятилетия, ибо в России всегда складываются кризисные ситуации, а значит, и конфликт поколений «отцов» и «детей».