Детское музыкальное путешествие в прошлое страны. Путешествие по музыкальной европе план-конспект по музыке на тему

Детское музыкальное путешествие в прошлое страны. Путешествие по музыкальной европе план-конспект по музыке на тему
Детское музыкальное путешествие в прошлое страны. Путешествие по музыкальной европе план-конспект по музыке на тему

Цели: Познакомить учащихся с композиторами Европы, их произведениями, а также с народной музыкой.

I.Образовательная:

Знакомство с творчеством композиторов разных стран

Знакомство с народной музыкой

II.Развивающие:

Совершенствовать речевые навыки

Совершенствование умения анализировать музыкальное произведение и средства музыкальной выразительности.

III.Воспитательная:

Воспитывать любознательность, интерес к музыке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 591

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект по теме:

«Путешествие по музыкальной Европе»

Конспект разработала

учитель начальных классов

Монакова Екатерина Глебовна

Цели: Познакомить учащихся с композиторами Европы, их произведениями, а также с народной музыкой.

Задачи:

  1. Образовательная:
  • Знакомство с творчеством композиторов разных стран
  • Знакомство с народной музыкой
  1. Развивающие:
  • Совершенствовать речевые навыки
  • Совершенствование умения анализировать музыкальное произведение и средства музыкальной выразительности.
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать любознательность, интерес к музыке

Средства: Компьютер, проектор, презентация к занятию

Посадка: Традиционная

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Работа над новым материалом. Слушание музыки.
  4. Итог урока. Рефлексия

Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Все готовы к уроку?

II.Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по музыкальной Европе. Мы познакомимся со странами, композиторами и их произведениями. Как вы думаете, без чего вы не сможете отправиться в путешествие?

Учащиеся: Предполагают. (Багаж, билет.)

Учитель: Чтобы отправиться в путешествие нам понадобиться билет. Чтобы приобрести билет вы должны разгадать кроссворд.(См. приложение)

Учащиеся: Разгадывают кроссворд.

Учитель: Молодцы! Вот ваш билет. Теперь у нас есть билет, и мы отправляемся в путешествие.

III. Работа над новым материалом .

Учитель: И так в первую страну куда мы отправляемся это Австрия.Знаете ли вы чей это портрет?

Учащиеся: Отвечают, чей это портрет.

Учитель: Моцарт родился в Зальцбурге. Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд Моцарт был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине , скрипке и органе . Его музыка сказочно красива и изящна, в ней отразился характер композитора, который, несмотря на жизненные испытания, всегда оставался светлым человеком. Сегодня мы познакомимся с Симфонией № 40, которая написана в расцвет его дарования. Симфония - муз. произведение для симфонического оркестра состоящее из 3-4 частей объединённых общей темой, но разных по звучанию.

Учащиеся: Слушают 1 часть Симфонии № 40.

УЧИТЕЛЬ :- Ребята, послушав музыку, скажите каков характер симфонии

У чащиеся: (Ответы: задушевный, трепетный, взволнованный, лирический)

Учитель: В какой стране мы побывали, и с каким композитором познакомились?

Учащиеся: Австрия. В.А.Моцарт

Учитель : Молодцы. А теперь мы отправляемся. В столицу Польши-Варшаву. Варшаву справедливо называют «городом Шопена». Он провел здесь почти 20 лет своей жизни. Это был город его молодости, здесь он окончил школу, здесь учился музыке, здесь были написаны и изданы его первые произведения, созданы первые шедевры. О его Вальсе №7 Лев Озеров написал вот это стихотворение:

Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.

Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве

УЧИТЕЛЬ: - Я предлагаю сейчас послушать Вальс №7 Ф.Шопена, определить его характер. Слушаем вальс №7 Шопена

Учащиеся: Слушание Вальса №7 Ф. Шопен

Учитель: Какой же характер у вальса?

Учащиеся: (романтический, добродушный, приветливый, напевный)

Учитель: Вот и еще один город остался за плечами и вот мы в Италии. Италия знаменита своими композиторами, но мы с вами познакомимся с народной музыкой Италии. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива. Давайте послушаем.

Ученики: Слушают музыку.

Учитель: Вот мы и побывали на берегу залива и я предлагаю отправиться в Германию, на встречу с Иоганом Себастьяном Бахом. Немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет. Мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту - Иоганну Кристофу Баху. У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов. Этот сборник «модной» музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник и тайком переписывал его для себя. Вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно, и приходилось пользоваться только лунным светом. Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но - увы! Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного оригинал, и копию. Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:- Раз так, я сам напишу такую же музыку, напишу еще лучше! Брат рассмеялся в ответ и сказал: - Иди спать, болтун.Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил.

Давайте послушаем одно из произведений этого талантливого композитора. Токката ре минор.

Конспект урока по музыке для 4 класса с использованием ИКТ, технологий творчества и развивающего обучения

Тема урока : «Музыкальное путешествие по Италии» Тип урока : урок ознакомления с новым материалом

Цель урока : познакомить детей с музыкальной историей Италии, основными музыкальными жанрами и явлениями, характерными для музыкальной культуры этой страны.

Задачи:

    дать понятия « bell canto », баркарола, тарантелла.

    освоить некоторые элементы нотной грамоты на примере тарантеллы.

    познакомить с популярной народной итальянской песней «Санта Лючия», с «Тарантеллой» Дж. Россини, «Баркаролой» из цикла «Времена года» и «Тарантеллой» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, с картинами художников А.Боголюбова, И.Айвазовского, С.Ф.Щедрина, А.Н.Мокрицкого,

    разучить песню «Макароны» И. Бойко.

Оборудование к уроку : smart -доска, мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано или синтезатор, музыкальный центр.

Материалы к уроку : «Санта Лючия», «Тарантелла» Дж.Россини, «Баркарола» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Тарантелла» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, репродукции картин А.Боголюбова «Вид Сорренто», И.Айвазовского «Побережье в Амальфи», С.Ф,Щедрина «Набережная Санта Лючия в Неаполе», А.Н.Мокрицкого «Итальянки на террасе», репродукции картин итальянских художников по теме, И.Бойко «Макароны».

Ход урока.

Учитель : - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по Италии, вы узнаете, чем знаменита и интересна музыкальная культура этой страны.

Издавна итальянский народ славился своей музыкальностью, и корни этой музыкальной культуры уходят в Древний Рим. Уже тогда создавались первые певческие школы. А позже итальянский монах Гвидо Д’Ареццо изобрёл нотную грамоту.

Именно в Италии родилась первая опера. И это неудивительно, потому что в Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром.

Как вы думаете, почему?

Дети : - В Италии очень красиво, и хотелось петь от красоты природы.

Учитель : - Действительно, этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат и, наверное, сам итальянский язык. Он очень певучий, мелодичный, в нём много гласных, которые хорошо вокализируются. Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.
Посмотрите, знакомы ли вам эти итальянские слова?

Что они означают? (Дети вспоминают термины: «громко» и «тихо ») А какие ещё вы можете назвать итальянские слова-термины? (Дети называют знакомые им слова-термины: legato , staccato , dolce , crescendo , diminuendo )

Учитель: - Послушайте знаменитую итальянскую песню «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти (это итальянский мальчик, в своё время поразивший публику прекрасным голосом bell canto ). Он пел как взрослый музыкант. Послушайте мелодичность языка, певучесть гласных, проникнитесь красотой мелодии. А проникнуться атмосферой Италии нам поможет картина С.Ф.Щедрина «Набережная Санта Лючия в Неаполе»

Слушание фрагмента песни.

Учитель : - Вы почувствовали красоту мелодии этой народной песни и певучесть итальянского языка? Как вы думаете, не зная итальянский язык, можно понять в общих чертах, о чём поётся в этой песне?

Дети : - Вероятно, о природе, человек выражает свою любовь к кому-то или чему-то.

Учитель : - Совершенно верно. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива. Давайте с вами споём небольшой фрагмент песни сначала на русском языке, потом на итальянском.


Учитель разучивает с детьми мелодию и текст песни.

Учитель: - На каком языке вам больше понравилось петь эту песню?

Дети : - На русском языке понятнее содержание, но мелодия поётся лучше и звучит красивее на итальянском.

Учитель : - Да, итальянский язык необычайно вокален. Песня «Санта Лючия» написана в жанре баркаролы , то есть песни на воде, песни лодочника. «Барка» - в переводе с итальянского языка означает «лодка».

Обратите внимание на картину Ивана Константиновича Айвазовского, художника-мариниста XIX века. Кстати, П.И.Чайковский, наш русский композитор XIX века, который, как вы знаете, много путешествовал по разным странам, бывал и в Италии. И там он внимательно вслушивался в звучание народных мелодий и песен. А свои впечатления он выразил в музыкальном произведении, пьесе для фортепиано, которая так и называется «Баркарола».

Я сейчас исполню фрагмент этой пьесы, а вы послушайте и скажите, почему композитор так назвал произведение: «Баркарола»?

Дети слушают фрагмент пьесы в исполнении педагога.

Учитель : - Так почему П.Чайковский назвал пьесу «Баркарола», почему песня на воде? Как двигалась мелодия? Какое было сопровождение? (Дети отмечают напевность, протяжность, плавность мелодической линии и мягкое покачивание аккомпанемента, напоминающее плеск волн.)

Учитель : - Но в Италии не только поют. Есть итальянские танцы, которые стали своего рода символом страны и известны на весь мир. Таков танец тарантелла.

Есть версия, что название этого танца произошло от страшного паука тарантула, укус которого смертелен. И человек может избежать смерти, танцуя в бешеном темпе темпераментный и страстный танец тарантеллу. Сопровождается обычно этот танец игрой на флейте и ударами бубна. Мелодию одной очень известной на весь мир тарантеллы написал итальянский композитор XIX века Джоаккино Россини.

Послушайте тарантеллу и уловите ритмическую основу этого танца.

Дети слушают «Тарантеллу» Джоаккино Россини.

Учитель : - Какой же музыкальный размер, счёт тарантеллы?

Дети отмечают трёхдольность танца, некоторые - двудольность.

Учитель : - Музыкальный размер танца 6/8, то есть в музыкальном такте шесть долей длительностью восьмых. Можно считать на шесть счётов или в двудольном размере по три.

П.И.Чайковский использовал тарантеллу в балете «Лебединое озеро». Там есть фрагмент, когда на бал к принцу Зигфриду съезжаются гости из разных стран и танцуют свои национальные танцы. И итальянские гости танцуют тарантеллу.

Послушайте тарантеллу из балета и скажите, знакома ли вам мелодия этого танца?

Дети слушают фрагмент из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (сцена на балу)

Учитель : - Узнали мелодию? (Дети вспоминают пьесу из фортепианного цикла «Детский альбом» ) Это мелодия «Неаполитанской песенки». Чайковский однажды стал свидетелем одной сценки в Неаполе, когда молодой влюблённый юноша пел серенаду под окошком своей возлюбленной. Мелодия этой песенки так понравилась композитору, что он включил её в «Детский альбом», а потом она прозвучала и в балете «Лебединое озеро».

Но бывало и так, ребята, что пением итальянские дети зарабатывали себе на жизнь.

Об этом нам рассказывает песня «Макароны». Кстати, паста или макароны тоже являются гастрономическим символом Италии. Послушайте песню и скажите, ритм какого уже знакомого вам танца лежит в её основе?

Учитель исполняет 1 куплет и припев песни. Дети узнают ритм тарантеллы .

Вокально-хоровая работа над песней . Учитель проводит с детьми распевание на мелодии припева песни. Далее работа по фразам, пение вслух, про себя, группами и др.

Итог урока.

Учитель: - Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие по Италии? С какими жанрами итальянской музыки вы сегодня познакомились? (Баркарола, тарантелла). Музыка каких композиторов звучала на уроке? (Россини, Чайковский ) Картины каких художников помогли нам ощутить красоту Италии? (Боголюбова, Айвазовского, Щедрина). Я думаю, вы поделитесь своими впечатлениями с вашими друзьями и родными. До новых встреч!

Яркими страницами в жизни многих выдающихся композиторов были путешествия по разным странам мира. Полученные от поездок впечатления вдохновляли великих мастеров на создание новых музыкальных шедевров.

Большое путешествие Ф. Листа.

Известный цикл фортепианных пьес Ф. Листа называется «Годы странствий». Композитор объединил в нём множество произведений, навеянных посещением знаменитых исторических и прославленных культурных мест. Красоты Швейцарии отразились в нотных строках пьес «У родника», «На Валленштадтском озере», «Гроза», «Долина Обермана», «Женевские колокола» и других. Во время пребывания с семьёй в Италии Лист познакомился с Римом, Флоренцией, Неаполем.

Ф. Лист. Фонтаны виллы д.Эсте (с видами виллы)

Фортепианные произведения, написанные под впечатление этого странствия, вдохновлены итальянским искусством эпохи Возрождения. Эти пьесы подтверждают и убеждение Листа, что все виды искусств находятся в теснейшем родстве. Увидев картину Рафаэля «Обручение», Лист пишет музыкальную пьесу с таким же названием, а суровая скульптура Л. Медичи работы Микеланджело навеяла миниатюру «Мыслитель».

Образ великого Данте воплощен в фантазии-сонате «По прочтении Данте». Несколько пьес объединены заголовком «Венеция и Неаполь». Они представляют собой блестящие транскрипции популярных венецианских мелодий, есть среди них и зажигательная итальянская тарантелла.

В Италии воображение композитора поразила красота легендарной виллы д. Эсте XVI в., архитектурный комплекс которой включал дворец и пышные сады с фонтанами. Лист создаёт виртуозную, романтическую пьесу «Фонтаны виллы д. Эсте», в которой слышен трепет и мерцание водяных струй.

Русские композиторы–путешественники.

Основоположнику русской классической музыки М. И. Глинке удалось побывать в разных странах, в том числе – в Испании. Композитор много ездил верхом по селениям страны, изучая местные обычаи, нравы, испанскую музыкальную культуру. В итоге были написаны блестящие «Испанские увертюры».

М. И. Глинка. Арагонская хота.

Великолепная «Арагонская хота» основана на подлинных танцевальных мелодиях провинции Арагон. Музыка этого произведения характеризуется яркостью красок, сочностью контрастов. Особенно эффектно звучат в оркестре кастаньеты – столь типичные для испанского фольклора.

Жизнерадостная грациозная тема хоты врывается в музыкальный контекст, после медленного величавого вступления, с блеском, подобно «струе фонтана» (по замечанию одного из классиков музыковедения Б. Асафьева), постепенно превращаясь в ликующий поток безудержного народного веселья.

М. И. Глинка Арагонская хота (с танцем)

М.А. Балакирев был восхищён колдовской природой Кавказа, его легендами, музыкой горцев. Он создаёт фортепианную фантазию «Исламей» на тему кабардинской народной пляски, романс «Грузинская песня», симфоническую поэму «Тамара» по известному стихотворению М. Ю. Лермонтова, которое оказалось созвучно замыслам композитора. В основе поэтического создания Лермонтова лежит легенда о прекрасной и коварной царице Тамаре, зазывающей рыцарей в башню и обрекающей их на смерть.

М. А. Балакирев «Тамара».

Вступление Поэмы рисует мрачную картину Дарьяльского ущелья, а в центральной части произведения звучат яркие, полные страсти мелодии в восточном стиле, раскрывающие образ легендарной царицы. Завершает Поэму сдержанная драматическая музыка, указывающая на трагическую судьбу поклонников лукавой царицы Тамары.

Мир стал тесен.

Экзотический Восток влечёт к путешествиям К. Сен-Санса, и он посещает Египет, Алжир, Южную Америку, Азию. Плодом ознакомления композитора с культурой этих стран явились сочинения: оркестровая «Алжирская сюита», фантазия «Африка» для фортепиано и оркестра, «Персидские мелодии» для голоса с фортепиано.

Композиторам XX в. не нужно было неделями трястись в дилижансе по бездорожью, чтобы увидеть красоты дальних стран. Английский музыкальный классик Б. Бриттен в 1956 г. отправился в большое путешествие и побывал в Индии, Индонезии, Японии, на Цейлоне.

Балет – сказка «Принц пагод» родился под впечатлением от этого грандиозного вояжа. История о том, как злая дочь Императора Эллин отнимает у отца корону, а у сестры Розы пытается отнять жениха, соткана из многих европейских сказок, вкраплены туда и сюжеты восточных легенд. Прелестную и благородную принцессу Розу коварный Шут увлекает в мифическое Царство Пагод, где её встречает заколдованный в чудище-Саламандера Принц.

Поцелуй принцессы снимает чары. Заканчивается балет возвращением на трон отца-Императора и свадьбой Розы с Принцем. Оркестровая партия сцены свидания Розы и Саламандера насыщена экзотическими звучаниями, напоминающими балийский гамелан.

Б. Бриттен «Принц Пагод» (принцесса Роза, Саламандер и Шут).