О спящей красавице и колдунье. Бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице» в русской и зарубежной литературе и фольклоре

О спящей красавице и колдунье. Бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице» в русской и зарубежной литературе и фольклоре
О спящей красавице и колдунье. Бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице» в русской и зарубежной литературе и фольклоре
Синдром «спящей красавицы»
(статья написана в октябре 2010)

Москва—город активных, предприимчивых, работающих, деловых женщин. И в то же время в Москве—огромное количество «спящих красавиц».

Помните из детства сказку о спящей красавице?

«Спящая красавица—принцесса, которую заколдовала злая колдунья. Принцесса спала 100 лет, согласно предсказанию колдуньи, и все вокруг нее спало, сохраняясь неизменным: люди, замок, предметы. Замок был окружен колючими непроходимыми зарослями-оградой и большим дремучим темным лесом. Однажды проезжал по лесу, охотясь, принц, попал к месту, где стоял замок, а т.к. 100 лет прошло именно в этот день—колючие заросли раскрылись и он смог пройти внутрь.
Там принц увидел спящую принцессу, влюбился, поцеловал ее— и тогда она и все окружающие ожили, проснулись. Принц с принцессой поженились, и вместе они жили долго и счастливо…»

Но это все происходит в сказке. А что же у нас в реальной жизни?

В реальной жизни мы встречаем много женщин, внешне очень привлекательных, энергичных, успешных. Но при этом их внутренняя Женщина, фемининная душа, спит крепким, глубоким сном…
Иногда женская душа видит сны, красивые и приятные… Мечтает, грезит, но не просыпается.
И самое главное—избегает видеть реальность. Избегает проявлять активность и свою женскую силу и власть в отношениях с мужчинами.

В чем проявляется синдром «спящей красавицы»?
-Спящая красавица мечтает о любви, о мужчине своей мечты, но …ничего не делает для того, чтобы мечта стала явью.
-Может чувствовать себя неуверенно как Женщина. Считает, что не может влиять на отношения с мужчинами, что от нее мало что зависит.
-Как правило, спящая красавица надеется, что когда-нибудь все сложится хорошо, надо только, чтобы встретился «подходящий» мужчина. И тогда женское счастье придет само, без ее усилий и действий.
-Она может заниматься постоянным самосовершенствованием (фигура, диеты, коррекция лица, гардероб, кругозор, успешность и пр.). По принципу: когда я стану достаточно хороша, принц обязательно появится!
-Она зачастую отказывается знакомиться с теми мужчинами, которые пытаются привлечь к себе ее внимание, под предлогами: не понравился, не так и не то сказал, был недостаточно активен, я его не стою—все равно потом он меня отвергнет и я буду страдать и т.д.
-Или она вообще искренне не замечает внимания мужчин в свой адрес.
-Такая женщина много работает или много времени и сил посвящает какой-либо другой деятельности: заботе о близких, учебе, карьере, общению с подругами, шопингу и пр.
Основная масса ее энергии уходит не на выстраивание отношений с мужчинами, а на решение других вопросов.
-Ее внимание начинают занимать мысли о том, что нормальных мужчин нет, все ценные экземпляры уже прибраны к рукам. Может, перестать надеяться, все равно уже ничего не получится? И тогда внутренняя женщина засыпает навсегда, без надежды проснуться.
-Самое опасное, если женщина решит: женское счастье не для меня.

Как развивается этот синдром?
Представим, что в структуре личности женщины есть как минимум 3 части:
-женская/фемининная часть (внутренняя Женщина)
-мужская/маскулинная (ее Анимус, «воплощение всех маскулинных психологических тенденций в психике женщины»)
-нейтральное, бесполое Оно (обладает интеллектом, практическими жизненными навыками, функционирует дома и на работе)

Внутренняя Женщина «спящей красавицы» обычно недостаточно сильна, неуверенна в себе или травмирована прошлым любовным опытом или в связи с событиями раннего детства.
Эта часть ее личности или не успела проснуться, расцвести в полную силу. Или выбрала заснуть и не проявляться, а просто пассивно ждать того, кто ее спасет и разбудит к жизни…
Как правило, у «спящей красавицы» бодрствует и управляет ее жизнью Оно. Тогда окружающими женщина воспринимается как психологически бесполая.
Себя она сама воспринимает, как сотрудника, руководителя, подругу, дочь, маму, сестру, коллегу… до Женщины часто очередь не доходит.
И к этому ее подталкивает жизнь в большом городе с ее ритмом и задачами. Критерий выбора одежды—удобство. На работе—дресс-код, нужно быть бесполым, хорошо функционирующим винтиком, дома нужно быть дочерью или мамой, в жизни масса проблем и дел, которые надо решать. Не до внутренней Женщины тут, некогда, дел много…
У некоторых женщин, помимо Оно, весьма активен и Анимус. Женщина в ходе жизни и карьеры, борьбы с трудностями, может влететь в сильную идентификацию со своим Анимусом, дать ему власть—и тогда ее воспринимают как «мужика в юбке». В таком случае часто бывает, что мужчины, привлеченные обворожительной, кокетливой, женственной внешностью, летят к такой женщине, как мухи на мед—подлетев поближе и начав общаться, встречают собрата—мужчину под этой женственной оболочкой… А еще этот внутренний мужчина может быть весьма агрессивным и конкурентным, меряться начинает с незадачливым поклонником: кто умнее, кто главнее, круче, у кого чего больше…
Далее возможны варианты развития событий. Но чаще всего поклонник, отойдя от шока, тихонечко отползает назад.

Такая «спящая красавица» (внутренняя Женщина которой заснула) пассивно ждет, когда наступит момент, и в ее жизни появится тот прекрасный принц, который, увидев, как она прекрасна в своем глубоком сне, полюбит ее, поцелует. И тогда она почувствует себя настоящей Женщиной… Все вокруг станет ярким, живым, теплым--и потом они будут жить вместе долго и счастливо. И ей не надо прикладывать никаких усилий, все произойдет само…
Но, размышляя таким образом, она делает 2 важные ошибки, думая, что принц:
-влюбится, только если увидит красавицу спящей (а не бодрствующей и активной)
-что надо продолжать спать (иначе принц не появится и не влюбится).

В то же время спящие красавицы забывают, что: принцев на всех не хватает, по дороге принца может прихватить к рукам более активная девушка, и это только в сказке можно 100 лет сохранять неизменной свою красоту и молодость.
А ведь для принца спящая красавица—родственница его пра-пра-прабабушки? И юные принцы через несколько лет будут искать не спящих пра-пра, а своих ровесниц…

Что же происходит в реальности с принцами, пока красавица спит?
Современным принцам приходится тяжело. Чтобы «сказку сделать былью», принц должен:
-Преодолеть препятствия (заросли дремучие, колючки). Не всякий современный мужчина захочет вообще связываться с трудностями—зачем в такой непроходимый лес ходить? Удобнее гулять привычными тропками, асфальтированными. Или вообще дома лучше сидеть, в тепле и комфорте. Если бы еще в машине, сидя за рулем и с кондиционером—так в дремучий лес на автомобиле не проедешь!
-Не свернуть по дороге к замку «налево»—соблазнов-то много! Девушки красивые и смелые в лесу гуляют, амазонки скачут, Красные шапочки свои песенки поют, есть феи, волшебницы. Даже Баба-Яга и та добрых молодцев привечает: накормит, напоит, в баньке помоет. Каждая очаровывает своим способом. Есть на что отвлечься.
-Влюбиться именно в эту красавицу. Но ведь принцу может не понравиться спящая красотка—ну просто не в его вкусе она!
-Сделать то, чего от него ждут. Предположим, девушка принцу приглянулась. Вот стоит он перед спящей красоткой и думает: а мне это надо? А какой у нее характер? Расколдовать-то расколдую, знаю, как—но как обратно заколдовать, в сказке не написано! Один поцелуй всего—а обязательства потом на всю жизнь! Пойду-ка я обратно, не буду будить, пусть спит дальше. 100 лет спала, и еще поспит. Найдется для нее другой принц…

Каким же мы хотим видеть нашего принца?
На такой вопрос ответ известен: добрым, умным, сильным, привлекательным, мужественным, успешным, предприимчивым, активным, понимающим меня, щедрым, внимательным, заботливым, с широким кругозором и высоким интеллектом и т.д.
Если красавица не видит у принца хотя бы одного из перечисленных качеств —значит, это не настоящий принц! И тогда поцеловать и разбудить ее ему не удастся!
И уйдет этот не прошедший отбора принц несолоно хлебавши, а красавица продолжит прерванный сон и грезы об идеальном прекрасном принце и замечательной жизни с ним….
В общем, шансов на то, что сказка сбудется, как-то маловато…

У современного мужчины, претендующего на роль принца, в структуре личности тоже можно условно выделить 3 части:
-мужская/маскулинная часть (внутренний Мужчина)
-нейтральное, бесполое Оно (обладает интеллектом, практическими жизненными навыками, функционирует на работе и дома, решает проблемы и задачи)
-Анима («воплощение всех фемининных психологических тенденций в психике мужчины, как, например, смутные чувства и настроения»).

Последнее время в Москве заметна определенная тенденция, на которую жалуются женщины:
«большинство мужчин пассивны», «они не ведут себя как мужчины», «у них женственные характеры», «они не смелые, предприимчивые и ответственные, а гибкие, нерешительные, уклоняющиеся от ответственности, любящие поговорить, а не действовать», «они с трудом принимают решение и не хотят брать на себя ответственность или проявлять инициативу», «на работе 90% сотрудников мужчины, из них всего несколько человек с мужским характером, остальные или нейтральные или с женским характером», «если встречается с мужским характером, то приезжий, а мужчины-москвичи себя по-мужски не ведут…»
И тогда можно предположить, что у мужчин такого типа недостаточно активна и развита маскулинная часть личности, внутренний Мужчина.
В обыденной жизни и на работе, чтобы справляться с задачами, им достаточно бесполого Оно. У некоторых мужчин сильна и активна Анима, которая во многом определяет их поведение.
Получается, что сейчас у нас много «спящих принцев», ждущих, когда придет активная, женственная, уверенная в себе женщина и пробудит от сна их мужскую часть личности, Мужчину в мужчине?!

Почему так получилось, что много потенциальных принцев заснули и превратились в «спящих красавцев»?
Причин много и они разные.
Например:
-отсутствие отца с сильной маскулинностью
-отсутствие мужской модели поведения в ближайшем окружении
-доминирующая и подавляющая мужественность мальчика мать
-эгоцентризм
-застревание на подростковой стадии развития личности
-непройденная в юности инициация как мужчины для формирования отчетливой мужской идентичности
-корпоративные культуры бизнес-организаций и госструктур, подавляющие личностные проявления сотрудников, их инициативу и активность
-усталость от требований и ритма жизни большого города…

Современной женщине в этой непростой ситуации, когда стратегия «спящей красавицы» перестала работать по вполне объективным причинам: изменились условия и стиль жизни, изменились мужчины…
-главное и первое: надо проснуться и увидеть, что мужчины вокруг есть и они все разные (в том числе с сильной маскулинной составляющей).
-принять истину, что каждый человек—кузнец своего счастья, в том числе женского
-изменить свою стратегию поведения с мужчинами
-освоить разные стратегии привлечения и знакомства
-обратить внимание на свою внутреннюю Женщину, развить свою фемининную часть, женственность.
-прояснить отношения со своим Анимусом, забрать у него часть власти

У женщины, желающей видеть рядом с собой «настоящего мужчину», есть выбор из 2-х путей:
1. привлечь мужчину с сильными мужскими качествами характера.
2. суметь пробудить в «спящем принце» Мужчину.

Чем сильнее и ярче женственность в женщине, чем больше она в контакте со своей внутренней Женщиной, тем больше к ней притягиваются мужчины с сильной маскулинной частью личности, с «мужским характером». Притягивает и очаровывает обычно противоположность.
Женщина с сильной женственностью, владеющая мастерством влияния и обольщения, сумеет пробудить в мужчине Мужчину. Даже если эта часть личности в нем спит или временно отдыхает…
И тогда вместо «спящей красавицы» и «спящего принца» рядом будут Женщина и Мужчина.

Елена Кузеева—врач-психотерапевт, гештальт-терапевт, автор и ведущая цикла тренингов «Школа Женского Мастерства Елены Кузеевой» в Институте групповой и семейной психологии и психотерапии.

И уберите эту дохлую девку!
Шрек.

Перевод Гугла прост и ясен: "популярная история о принцессе, которая проклятая ведьма после их рождения. Она должна придерживаться шпинделя и заснуть от времени. Добрая фея смягчает проклятие для проведения консультаций."

Пётр Ильич Чайковский написал чудесный балет. Либретто М.Петипа, И.Всеволжского. Фею Карабосс забыли пригласить на крестины. Принцесса Аврора ширяется спицей, которая спрятана в букете цветов.


"Спящая красавица - дочь последнего царя". Музыка, как водится, Петра Ильича, слов нет, постановка Юрия Вамоса. Театр "Государственная Пражская Опера".

Часть имён под которыми известна наша героиня: Briar Rose, Dornröschen, La Belle au Bois dormant, Princess Auroura, Princess Rosebud, Prinsessa Ruusunen, Sleeping Beauty, Tornerose.

Пошли в синема?
Киноистория Спящей Авроры не так насыщена и богата, как её сестёр и , но тем не менее...

В этот раз неспящими оказались немцы. Война вокруг, а они кино снимают...
Dornroschen
Германия, 1917 год.
Режиссёр: Clyde Geronimi
В роли: Mabel Kaul
В одной из ролей: Marie Grimm-Einodshofer

Снимают.
Dornröschen
Германия, 1929 год.
Режиссёр: Carl Heinz Rudolph
В роли: Dorothy Douglas

Советское искусство врывается.
Спящая красавица
СССР, 1930 год.
Режиссёр: Георгий Васильев, Сергей Васильев
В роли: Варвара Мясникова
О необходимости создания нового, пролетарского искусства.
Варвара Мясникова играла Анку-пулемётчицу в "Чапаеве" и крёстную фею в "Золушке".

А немцы всё снимают...
Dornröschen
Германия, 1943 год.
Режиссёр: Ferdinand Diehl
Первый мультфильм.

Неожиданно.
Prinsessa Ruusunen
Финляндия, 1949 год.
Режиссёр: Edvin Laine
В роли: Tuula Ignatius, Annika Sipilä (в детстве)

Немцы насторожились и призвали режиссёра-сказочника.
Dornröschen
ФРГ, 1955 год.
Режиссёр: Fritz Genschow
В роли: Angela von Leitner
Режиссёр в роли папы-короля.
Танцор Gert Reinholm в роли принца.

Жадные американские руки тоже не спят.
The Sleeping Beauty
США, 1955 год.
Режиссёр: Clark Jones
В роли: Margot Fonteyn
Балет. Музыка П.И. Чайковского.
Эпизод сериала "Producers" Showcase".

The Sleeping Beauty
США, 1958 год.
В роли: Anne Helm
Эпизод сериала "Shirley Temple"s Storybook".

Sleeping Beauty
США, 1959 год.
Режиссёр: Clyde Geronimi
Голос: Mary Costa
ТотСамыйМультфильм, который превратил готитную историю в сахарную вату.
Принцесса получает имя (по Чайковскому) Аврора, принца теперь зовут Филипп, а неприглашённую старушку - Мелифесент.
Изображение старушки (впрочем, здесь она молода) становится изображением всего Зла в дальнейшем диснееведении. Да и не только в нём (вспомним Око Саурона в Трилогии).
Поющие животные.

Ну вот и наши подоспели.
Спящая красавица.
СССР, 1964 год.
Режиссёр: Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев
В роли: Алла Сизова
И, да, это балет.
Премьера балета «Спящая красавица» состоялась в Мариинском театре 3 января 1890 года, а под редакцией хореографа Константина Сергеева получила второе дыхание 25 марта 1952 года.Спустя двенадцать лет была экранизирована.

Dornröschen
ГДР, 1965 год.
Режиссёр: Katja Georgi
Мультфильм.

Снова Штаты.
The Magic Land of Mother Goose
США, 1967 год.
Режиссёр: Herschell Gordon Lewis
В роли: Linda Appleby
Что-то сюрреалистическое.

Fairy Tales for Old Children
США, 1968 год.
В роли: Jane Powell
Эпизод сериала "The Red Skelton Show".
Все сказки в гости к нам.

Спросонья: Prince of a Guy (США, 1968 год, Melody McCord, эпизод сериала "Bewitched"), Grimms Märchen von lüsternen Pärchen (ФРГ, 1969 год, Ingrid van Bergen, порно), Dornröschen (ГДР, 1971 год, Juliane Korén, балет), Once Upon a Brothers Grimm (США, 1977 год, Joanna Kirkland), Big Apple Birthday (США, 1978 год, Rep Gurst), Fairy Tales (США, 1978 год, Fred Deni, порно), American Ballet Theatre: The Sleeping Beauty (США, 1979 год, Cynthia Gregory, балет).

Jak se budí princezny
Чехословакия-ГДР, 1978 год.
Режиссёр: Václav Vorlícek
В роли: Libuse Svormová

Dornröschen
ГДР, 1980 год.
Режиссёр: Dieter Bellmann
В роли: Marie Gruber

Sleeping Beauty
США, 1983 год.
Режиссёр: Jeremy Kagan
В роли: Bernadette Peters
Эпизод сериала "Faerie Tale Theatre".

Boszorkányszombat / Бал сказок
Венгрия, 1984 год.
Режиссёр: János Rózsa
В роли: Enikö Eszenyi
Случается, что принц целует не ту Спящую Красавицу. От этого бывают неприятности.

В том же году мы устроили свой бал сказок.
Сказки старого волшебника
СССР, 1984 год.
Режиссёр: Наталья Збандут
В роли: Анна Исайкина

Sleeping Beauty
США, 1987 год.
Режиссёр: David Irving
В роли: Tahnee Welch

Чтобы не возникало сомнений, что актриса красавица:

Sípová Ruzenka
Чехословакия-Германия-Италия, 1990 год.
Режиссёр: Stanislav Párnicky
В роли: Dana Dinková

Into the Woods
США, 1991 год.
Режиссёр: James Lapine
В эпизодической роли: Maureen Davis
Бродвейские постановки на экране.

Sleeping Beauty
США-Япония, 1995 год.
Режиссёр: Toshiyuki Hiruma, Takashi Masunaga
Мультфильм.

Несколько балетных экранизаций:
The Sleeping Beauty
Великобритания, 1995 год.
В роли: Viviana Durante

Törnrosa
1999 год.
Режиссёр: Mats Ek, Gunilla Wallin
В роли: Vanessa de Lignière

La belle au bois dormant
Франция, 2000 год.
Режиссёр: Pierre Cavassilas
В роли: Aurélie Dupont

Спросонья: Sov sødt / Сладкий сон (Дания, 2000 год, Tina Guldmann, эпизод крисмас сериала "Pyrus i alletiders eventyr"), House of Genius (США, 2002 год, голос Jennifer Hale, эпизод мультсериала "House of Mouse"), Jack Milton: Fairy Tale Detective (США, 2003 год, Jennifer Jarrett), Märchenland Reinhardswald (Германия, 2003 год, Natalie Schalkewitz, документалка), DysEnchanted (США, 2004 год, Sarah Wynter), Dornröschen (Германия, 2004 год, Ramona Drews, ужас-ужас), Märchen-, Sagen- und Symbolfiguren: Märchenland Reinhardswald (Германия, 2005 год, Sarah Weber), Sesame Street (США, 2006 год, Leslie Carrara).

Blanche-Neige, la suite / Белоснежка. Брачный сезон.
Великобритания-Бельгия-Франция-Польша, 2007 год.
Режиссёр: Picha
Голос: Cécile De France
Принц поцеловал Красавицу, но он уже был женат на Белоснежке, на что Красавице наплевать.

Shrek the Third
США, 2007 год.
Режиссёр: Chris Miller
Голос: Cheri Oteri
Хотя сама С. Красавица в тетралогии о Шреке упомянута мельком, сюжет первой и четвёртой частей строятся именно на "кто-то должен поцеловать и расколдовать принцессу".

Disney Princess Enchanted Tales: Follow Your Dreams
США, 2007 год.
Голос: Erin Torpey
Две мульт-истории, в которых Аврора и Жасмин извлекают из мироздания вечные ценности.

Dornröschen - Ab durch die Hecke!
Германия, 2007 год.
Режиссёр: Dominic Müller
В роли: Josefine Preuß
Эпизод сериала "Die ProSieben Märchenstunde". В том же сериале, годом раньше, наша героиня мелькнула в эпизоде "Rapunzel oder Mord ist ihr Hobby" в исполнении Annette Frier.

The Sword, the Wand and the Stone
Новая Зеландия, 2008 год.
Режиссёр: Marama Killen
В роли: Daan Bolder
Не знаем, что за фильм и про что. Есть персонаж по имени Талия.

Sleeping Beauty
США, 2008 год.
Голос: Elisa Paganelli
Мультфильм. Эпизод сериала "Super Why!"
Сп. Красавица появляется ещё в трёх эпизодах.

Granny O"Grimm"s Sleeping Beauty
Ирландия, 2008 год.
Режиссёр: Nicky Phelan
Мультфильм. Номинация на "Оскар".
Бабушка О"Гримм рассказывает свою версию сказки. Страшную.

Dornröschen
Германия, 2008 год.
Режиссёр: Arend Agthe
В роли: Anna Hausburg

Dornröschen
Германия, 2009 год.
Режиссёр: Oliver Dieckmann
В роли: Lotte Flack

Вроде ничего не пропущено. Немцами началось и немцами (на сегодняшний день) окончилось.

Убедительно доказывает, что зло бывает чертовски привлекательным.

В детстве Джоли много раз пересматривала диснеевский мультфильм «Спящая красавица» . Большинству девочек нравилась его главная героиня - белокурая принцесса Аврора, которая уколола палец о веретено и погрузилась в волшебный сон. Но Анджелину в этой сказке завораживал образ Малефисенты - колоритной могущественной злодейки с эффектным головным убором в виде рогов. «Я очень боялась ее, но все равно любила», - признается актриса.

Много лет спустя, когда в Голливуде решили экранизировать историю знаменитой колдуньи, Джоли стала основной претенденткой на роль Малефисенты. По замыслу авторов, красота героини должна покорять зрителей с первого взгляда, а кто с этим справится лучше, чем самая желанная женщина мира. В новом фильме сюжет о Спящей красавице (ее играет актриса Эль Фаннинг) уходит на второй план, в центре сценария - биография волшебницы, которая в юности вовсе не была злой и мстительной. Сердце бывшей феи Малефисенты ожесточили предательство близких и вынужденная борьба за любимое королевство.

На съемках ежедневно по четыре часа актрисе накладывали грим. Внешность Анджелины подверглась значительной трансформации. Звезде пришлось носить специальные силиконовые накладки на нос, скулы и уши, чтобы черты лица выглядели более резкими. Изменился и цвет ее глаз: Джоли надевала золотистые контактные линзы, раскрашенные профессиональным художником. Но главным испытанием стали 30-сантиметровые черные рога, крепившиеся на шлем с помощью магнитов. Первое время актриса не справлялась с тяжелой конструкцией и постоянно задевала ею декорации и съемочную аппаратуру. Рога ломались, художникам приходилось делать новые - для съемок было создано в общей сложности около 20 шлемов из различных материалов.

По сценарию в одном из эпизодов Малефисента встречается с 4-летней принцессой Авророй, и девочка при этом совершенно не боится злой колдуньи. Поиски ребенка стали для съемочной группы настоящей проблемой: при виде Анджелины в черной мантии и с рогами на голове малыши начинали кричать и плакать. В итоге роль принцессы стала дебютом Вивьен Джоли-Питт - младшей дочери актрисы и ее гражданского супруга Брэда Питта . Девочка оказалась единственной, кто не испугался зловещей волшебницы. В сцене крестин Авроры снялись и старшие дети звездной пары - Пакс и Захария, изображавшие принца и принцессу из дальних стран.

Еще три красавицы колдуньи: кто на свете всех милее?



Формально главную роль в этой картине играла звезда «сумеречной саги» Кристен Стюарт , но и зрителям, и критикам фильм запомнился благодаря Шарлиз Терон. Бессердечная мачеха, вскоре после свадьбы убивающая своего супруга-короля, она меняет роскошные костюмы в каждой сцене и носит перстни в виде хищных когтей, которыми вырывает сердца у птичек и душит юных девушек, чтобы забрать у них молодость. «Больше всего мне понравилось орать на людей, - шутила потом Шарлиз. - Наконец-то на работе можно было разрядиться».

Немецкие сказочники в фильме изображены шарлатанами, которые не верят в волшебство и пугают легковерный народ с помощью трюков и фокусов. Это продолжается до тех пор, пока они не встречают настоящую колдунью - Зеркальную королеву, помешанную на идее вечной молодости. Роль главной злодейки предназначалась для Умы Турман , но та от съемок отказалась, освободив место итальянской диве Монике Беллуччи. «Судьба моей героини - предупреждение для тех, кто отождествляет себя со своим отражением в зеркале», - заявляла актриса.

Британская звезда обожает авторское кино и редко снимается в блокбастерах, однако ради роли Белой колдуньи в трилогии «Хроники Нарнии » она сделала исключение. Главной причиной стали дети актрисы: незадолго до съемок Суинтон как раз начала читать сказки своим близнецам и поняла, что в ее фильмографии нет ни одной картины для семейного просмотра. «Я создала совершенно новый образ, - говорила она. - Моя колдунья не кричит и не угрожает, как обычные злодеи. Даже темные дела она творит спокойно, элегантно и с достоинством».

0 0 0

Ворон Малефисенты. Ворон помог колдунье осуществить её проклятие, именно он нашёл коттедж, где скрывалась Аврора, посредством волшебства, озарявшего лес. К концу фильма становится чрезмерно фанатичным в служении своей госпоже, в частности, пытаясь рассказать ей о побеге Филиппа, превращается в камень благодаря волшебству Мэривезы.

0 0 0

Персонаж сказки, принесший весть юной фее, о том, что принцесса уснула беспробудным сном.

Queen Leah

0 0 0

Мать Авроры и жена короля Стефана.

Часто упоминается как Королева Беатрисс во французском варианте мультфильма. Высокая, изящная, светловолосая, она очень похожа на Аврору по внешности. Несмотря на то, что в фильме она практически не разговаривает, а её роль в развитии сюжета минимальна, она предстаёт, перед нами, как человек с добрым сердцем и открытой душой. Королева, кажется, очень предана своему мужу, это видно по её обращению к нему, после того, как их дочь была проклята Малефисентой. Думается, что она была бы любящей матерью для своей дочери, только, если бы судьба предоставила ей шанс побыть с ней.

King Stefan

0 0 0

Отец Авроры. Несомненно, Стефан - превосходный монарх, и его королевство, кажется, процветает. Но, когда крещение Авроры обращается в проклятье для неё, он впадает в уныние и приказывает сжечь все прялки. Его приказ выполнен, но только эти три феи знают, что это не остановит Малефисенту. Поэтому ему приходится отдать свою дочь на воспитание трём добрым феям, соглашаясь на жизнь Авроры в лесу, Стефан проявляет себя не только как хороший отец, но и как великолепный монарх, ибо люди королевства не должны жить без будущей королевы.

King Hubert

0 0 0

Является отцом Принца Филиппа и лучшим другом Короля Стефана. Два короля давно мечтали о воссоединение королевств, рождение Авроры послужило поводом к помолвке её с принцем Филиппом. Хьюберт мал ростом, но очень весёлый и часто попадает в комичные ситуации и недоразумения.

0 0 0

В версии сказки братьев Гримм предсказала королеве скорое рождение дочери.

Maleficent

0 0 0

В мультфильме Уолта Диснея - злая колдунья, которая наложила проклятье на Аврору. Малефисенту часто называют одной из самых величайших злодеек Диснея и небезосновательно. Она облачена в чёрно-фиолетовую робу, похожую на языки пламени, обладает колоссальной колдовской силой. Неудивительно, что король Стефан не пригласил её на крестины Авроры. Однако, его решение ввергло королевство в печаль на целых 16 лет. В конце фильма Малефисента превращается в огромного дракона. Пытается убить Филлиппа, но благодаря волшебству фей её ранили мечом, она упала с выступа, и от неё осталась только тень. Её прототипом стала фея Карабосс.

0 0 0

Жена короля, людоедка. Персонаж сказки Шарля Перро.

Menestrel

0 0 0

Персонаж, не играющий никакой роли, только добавляющий в сюжет комичности. В самом мультфильме, он просто подаёт вино двум королям, а позже показывает план замка. Его лютня, на которой он играет, позволяет ему подносить королевское вино и воровать его. От неминуемого наказания его спасает приезд принца Филиппа.

Merryweather

0 0 0

Третья добрая фея, очень жизнерадостный и добрый персонаж, готовая подчас вступить в волшебную дуэль не только с Флорой, но и Малефисентой. С тёмными волосами и яркими синими глазами, она изображается в более юном свете, чем её пожилые «сёстры». Любимые цвета: синий. Подарком Мэривезы для Авроры должно было стать счастье, но из-за проклятья Малефисенты ей приходится изменить свой дар. Принцесса, уколов палец о веретено прялки, не умрет, а будет спать до тех пор, пока поцелуй истинной любви не разрушит заклятье.

0 1 0

Протагонист сказки, разрушающий чары спящей Принцессы.

В мультфильме Уолта Диснея - единственный сын короля Хьюберта обручён с принцессой Авророй со дня её рождения. Их отцы верят, что брак между их детьми объединит королевства. Прошли годы, принц встречают «Дикую Розу» на опушке леса, принимая её за обычную крестьянку и влюбляется в неё, они обещают друг другу встретиться вечером около коттеджа. Когда он приходит в условленное время, Малефисента похищает его и сажает в темницу в своем замке. Добрые феи приходят на помощь Филиппу, наделяя его мечом и щитом - оружием, которое поможет ему победит зло. Принц пробивается к замку через тернии колючек и побеждает Малефисенту в обличье дракона. Он находит свою возлюбленную в самой высокой башне замка и пробуждает её с помощью поцелуя истинной любви.

0 0 0

Маленькая собачка принцессы. Персонаж сказки.

0 0 0

Благородный, белый конь принца Филиппа. На первый взгляд можно подумать, что он второстепенный персонаж, но его роль в фильме не менее важна. Он несёт принца Филиппа в лес, где он встретил Аврору, показывает доблесть при бое с драконом.

0 4 1

Основная протагонистка сказки. Принцесса проклятая на вечный сон.

В мультфильме Уолта Диснея - единственная дочь короля Стефана. Аврора при рождении была награждена двумя волшебными дарами: голоса и красоты. Однако в день своего шестнадцатилетия она уколет палец о веретено прялки и заснёт на 100 лет, и проснется только от поцелуя истинной любви. Для того, чтобы уберечь девочку от проклятия Малефисенты, три добрые феи прячут её в лесной чаще. Аврора вырастает очень красивой застенчивой девушкой с добрым и открытым сердцем, которое помогло ей завоевать дружбу лесных зверьков. Она очень сдержанна, узнав о том, что ей не суждено увидеть своего возлюбленного, она проявляет стойкость, несмотря на то, что жизнь потеряла для неё смысл. Ей не нужны королевские почести, для неё важно обычное человеческое счастье.