Все основные темы по музыкальной литературе. «Музыкальная литература» как предмет музыкально-теоретического цикла в учреждениях дополнительного образования

Все основные темы по музыкальной литературе. «Музыкальная литература» как предмет музыкально-теоретического цикла в учреждениях дополнительного образования
Все основные темы по музыкальной литературе. «Музыкальная литература» как предмет музыкально-теоретического цикла в учреждениях дополнительного образования

Музыкальная литература (лат. musica litteris ) - предмет, изучающийся в средних и высших музыкальных учреждениях. Основа предмета - изучение творческой деятельности, а также биографии композиторов , являющихся классиками в мировой музыке.

История возникновения как учебного предмета

Предмет «музыкальная литература» - достояние исключительно отечественной системы музыкального образования. Система музыкального образования в России исторически сложилась как трехзвенная: музыкальная школа - училище - ВУЗ. Каждое звено выполняет определённую функцию: музыкальная школа обеспечивает общее музыкальное воспитание, училище и ВУЗ - профессиональное обучение.

Современная модель музыкального образования окончательно сформировалась к концу 30-х годов XX века, когда произошло расслоение на низшую, среднюю и высшую ступени. В дореволюционной же практике обучения музыке прочное место занимали частные уроки по игре, пению или композиции. При этом музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений учащиеся, как правило, не получали. Лишь отчасти восполнить этот пробел помогали публичные лекции, устраивавшиеся в Петербурге с 1830-х годов. Большую роль в распространении музыкальной культуры сыграли также музыкальные классы при средних и высших образовательных учреждениях, гимназиях, училищах, университетах. Особо необходимо отметить женские закрытые институты, система обучения которых включала не только игру на инструменте, но и сольфеджио, гармонию, педагогическую практику. Подобная схема впоследствии была положена в основу учебного плана консерваторий, где одним из важнейших предметов учебного плана стала история музыки.

Содержание же предмета «музыкальная литература» было разработано выдающимся историком музыки, профессором Московской консерватории Валентином Эдуардовичем Ферманом на рубеже 30 - 40-х годов XX века. Идея заключалась в том, чтобы предварить изучение курса истории музыки таким предметом, который обеспечил бы знание прежде всего музыки. Основную базу было решено сосредоточить в среднем звене системы музыкального образования.

Предмет изучения

Общая цель курса состоит в приобщении учащихся к сокровищнице наследия мировой музыкальной культуры. Если говорить конкретнее - это расширение музыкального кругозора, привитие интереса и любви к музыке, развитие художественного вкуса, развитие активного, осознанного восприятия музыкального произведения.

В отличие от музыкальных училищ и курсов истории музыки в ВУЗах, детских музыкальных школах и т.п, этот предмет направлен по большей части на эстетическое воспитание: научить слушать, воспринимать и понимать музыку; воспитать грамотного слушателя, любителя музыки. В курсе изучения важное место занимает предмет «слушание музыки», который направлен на решение основных задач музыкально-исторического образования в школе. Музыкальная школа предполагает общую музыкальную подготовку. Поэтому наиболее известные педагоги придерживаются мнения, что хронологический характер прохождения материала необязателен. Например, особенность программы Е. Б. Лисянской - слышим, затем говорим - идет от слухового восприятия. Накопление фактов и знаний - это вторичный материал, дополняющий слуховые впечатления.

Курс музыкальной литературы является одним из важнейших в системе музыкальной подготовки учащихся. Это предмет, занятия по которому, наряду со специальностью (фортепиано, гитара, баян, вокал и т. д.) и сольфеджио , проходят в течение всего периода обучения. Синтезирующий по своей природе, он объединяет в себе элементы музыкально-исторических, музыкально-теоретических, эстетических и общегуманитарных знаний. Приобретаемые в процессе занятий навыки необходимы для формирования как музыканта-любителя, так и музыканта-профессионала. Они связаны в первую очередь с воспитанием единства слухового, эмоционального восприятия и логического мышления. Особенностью предмета являются разносторонние связи с другими дисциплинами. На уроках музыкальной литературы происходит углубление и совершенствование знаний, полученных при изучении сольфеджио и специальных предметов. Так, например, на уроках одновременно происходит закрепление навыков: слухового анализа; анализа по нотам; умение на практике применять исполнительские навыки и по сольфеджио.

Литература

  • Бокщанина Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище. - М. : Музгиз, 1961. - 72 с.
  • Гейлиг М. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы в училище. - М. : Музыка, 1966. - 58 с.
  • Голубева Л. О новой концепции курса музыкальной литературы ДМШ // Музыкальное просвещение. - 2007. - № 1 . - С. 39−43 .
  • Лагутин А. Музыкальная литература как предмет школьного преподавания // Вопросы методики начального музыкального образования. - М. : Музыка, 1981.
  • Никифорова В. О преемственности в преподавании музыкально-исторических дисциплин при обучении музыковеда // Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин: Сб. тр. - М. : Гос. Муз. Пед. Ин-т им. Гнесиных, 1985. - С. 34-51.
  • Орлова Е. Методические записки о музыкально-историческом образовании в консерваториях. - М. : Музыка, 1983. - 43 с.

Музыкальная литература – это в первую очередь наука о пении.

Если сольфеджио и уроки пения учат нотам, интервалам, тональности – это называется музыкальной грамотой. На ней вы не только тренируете свой музыкальный слух, но и учитесь правильно прикасаться к своему инструменту, выразительно и красиво играть, исполняя мелодии.

Как играть выразительно и красиво учит музыкальная литература и уроки пения. Зачем нужна музыкальная литература?

Дело в том, что у музыке есть свой уникальный музыкальный язык, язык особенный. В нем нет привычных нам слов, только звуки. Эти звуки не простые, а волшебные, как вокальная студия , которые могут не только заставлять смеяться, но и плакать, а также рассказать целую историю.

Кое-что из музыкальной литературы вы уже знаете. Например, минор и мажор. Грустная музыка чаще всего бывает в миноре, а веселая музыка в мажоре. Быстрая музыка отличается от медленной темпом. Иногда бывает музыка в мажоре, а веселая музыка в миноре. Оказывается да, действительно бывает. Характер музыки зависит, конечно же, от лада (минор и мажор – это лады), а также от многих второстепенных вещей, которые называют средствами музыкальной выразительности. Можар и минор вместе с музыкальными средствами составляют основу музыкального языка.

Музыкальная литература, о которой рассказывают курсы вокала , занимается изучением музыкальной классики. Понять классическую музыку дано не каждому, так как она «элитарная». Это слово происходит от слово «элита», что означает «лучший», «избранный». Только лучшие и избранные люди могут понять классическую музыку. Но восприятие и наслаждение классической музыкой требует подготовки. Литература – это уникальный текст, который мы учимся читать с самого детства. В музыке тоже есть свой уникальный текст и его тоже нужно научиться понимать.

Также музыкальная литература – это отдельная учебная дисциплина, которую изучаются старшеклассники музыкальных училищ и музыкальных школ. В программу обучения музыкальной литературы входят биографии лучших музыкальных композиторов, как зарубежных, так и отечественных, знакомство с их уникальным творчеством, а также изучение отдельных известных сочинений.

Благодаря широкому распостранению музыкальной литературы у каждого начинающего ученика есть возможность с помощью педагога или самостоятельно получить нужную информацию, чтобы увеличить музыкальное образование и сделать обучение более результативным.

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Задонского муниципального района Липецкой области

Методическое пособие
Для музыкальных отделений ДШИ

«Краткий курс музыкальной литературы»

Возраст от 8 до 16 лет

Составитель: преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
Комова Алла Васильевна

г. Задонск
2015

«Краткий курс музыкальной литературы» предназначен для обобщения всего курса данного предмета в ДМШ. Здесь очень сжато представлены все основные сведения о композиторах, их самые известные произведения, кратко рассмотрены основные эпохи в мировой музыкальной культуре, даны основные понятия музыкальных жанров, форм и элементов музыкальной речи.

1. Полифония – это многоголосие. В полифоническом произведении может быть от двух до пяти голосов, каждый из которых развивается самостоятельно, но все они сплетаются в одну музыкальную ткань. Полифония была распространена в период эпохи возрождения (XVI – XVII вв.) Выдающимися музыкантами полифонистами в 1-й половине XVII в. были: немецкие композиторы Георг Фридрих Гендель, Георг Филипп Телеман английский - Генри Пёрсел, французский композитор Жан Баттист Люлли.
В Италии выделялся Антонио Вивальди. Широко известны его скрипичные концерты и сюита «Времена года». Во Франции наиболее известны композиторы - клавесинисты: Жан Филипп Рамо, Франсуа Куперен, Луи Клод Дакен. Очень популярны сейчас сонаты для клавесина итальянского композитора Доменико Скарлатти.
Но «отцом» полифонии по праву считается великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750г.г.) Его творчество велико и многогранно.
Родился Бах в немецком городке Эйзенахе. Там прошло его детство, там он научился игре на органе, скрипке и клавесине. С 15-ти лет он жил самостоятельно: сначала в городе Люнебурге потом, в поисках работы, переезжает в город Веймар, где служил органистом в церкви и написал здесь самые лучшие свои органные произведения: «Токкату и фугу ре минор», органные хоральные прелюдии и фуги. Затем он переезжает в город Кётен.
В Кётене он служит придворным музыкантом у принца Кётенского и здесь написал лучшие клавирные произведения: 1-й том ХТК (хорошо темперированного клавира), 6 английских и 6 французских сюит, инвенции, «Хроматическую фантазию и фугу».
Последние годы Бах прожил в Лейпциге. Здесь он работал руководителем школы певчих (кантором) при церкви святого Фомы и написал много хоровых произведений: «Мессу си минор», «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» и другие лучшие образцы кантат и ораторий. Здесь же он написал 2-й том ХТК.

И.С. Бах стал создателем полифонической музыки. Лучше него полифонию не писал никто. Его трое сыновей стали тоже известными композиторами, но имя Иоганна Себастьяна Баха вошло в историю музыкального искусства на все времена! Его музыка вечна и понятна людям – она живая.

2. Венская классическая школа.

Это творческое направление в музыке конца XVIII – начала XIX веков, сложившаяся в г. Вена (столице Австрийской империи). К нему принадлежат три композитора: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. В их творчестве сформировался сонатно-симфонический цикл. Их произведения совершенны по форме и по содержанию (т.е. классические). Именно поэтому их назвали великими венскими классиками.
Музыка композиторов венской классической школы до сих пор остается непревзойденным образцом сочинения (классический – одно из значений слова – образцовый). Школа – здесь понятие приемственности, т.е. продолжение и совершенствование одним композитором традиций и идей своего предшественника.
Венские классики использовали новый музыкальный склад (способ изложения музыкальной мысли) – гомофоно-гармонический, где существует главный мелодический голос, а остальные голоса сопровождают мелодию (ему аккомпанируют). В их творчестве складывается 8-ми тактовый (квадратный) период. Это связано с использованием австрийских и немецких народных тем. В гармонии преобладают трезвучия главных ступеней T, S, D.

Йозеф Гайдн (1732-1809) был самым старшим из венских классиков. В его творчестве окончательно сформировались жанры сонаты, симфонии, концерта и квартета. Его называют «отцом» симфонии (их у него более 100). В основе его музыки лежат темы народных танцев и песен, которые он с величайшим мастерством разрабатывает. В его творчестве сформировался также состав симфонического оркестра, состоящий из трёх групп инструментов – струнных, духовых и ударных. Почти всю жизнь он прослужил придворным музыкантом у князя Эстергази, создав 104 симфонии, 52 сонаты, концерты и 83 квартета. Но вершиной стали его 12 Лондонских симфоний, оратории «Времена года» и «Сотворение мира», написанные в Лондоне в конце его жизни.

Последователем творчества Гайдна стал немецкий композитор В.А.Моцарт (1756-1791). Его светлая музыка до сих пор современна – яркий пример классицизма. С ранних лет он стал сочинять сонаты, симфонии и оперы. Используя сонатно-симфонический цикл Гайдна, Моцарт развил и обогатил его. Если у Гайдна контраст между главной и побочной партиями выражен не ярко, то у Моцарта главная партия по характеру сильно отличается от побочной и разработка (средний раздел) в связи с этим более насыщена. Музыка Моцарта с потрясающей силой передает и скорбные трагические настроения («Реквием»), и юморичсические образы, и прекрасную природу. Музыка Моцарта отличается красотой и изяществом. Моцарт автор многих опер, самыми известными из которых стали: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». У него около 50-ти симфоний (наиболее известны соль минор №40 и «Юпитер» №41), множество сонат, концертов для клавира, скрипки, гобоя, флейты, дивертисментов.

Людвиг
ван
Бетховен (1770-1827) - третий венский классик.
Великий немецкий композитор родился в г. Бонне. Современник Великой французской революции, он воплотил в своей музыке мятежный пафос, мечту о свободе и счастье человечества. Им создано 9 симфоний (самые известные: до минор №5, №9), ряд увертюр («Кориолан», «Эгмонт», «Леонора»); 32 сонаты («Лунная».№14, «Патетическая» №8, «Аппассионата» №23 и др.) опера «Фиделио», 5 фортепианных концертов, скрипичный концерт и сонаты для скрипки, 16 струнных квартетов. Творчество Бетховена наполнено огромной энергией, контраст между темами очень яркий, музыка его драматична и в то же время жизнеутверждающая и доступна пониманию всех людей.

3. Эпоха романтизма в музыке.

Романтизм – это направление в искусстве, возникшее в начале XIX века, в пору реакции после французской буржуазной революции. Люди искусства не могли в это время правдиво отражать действительность и им приходилось либо уходить в мир фантастики либо отражать внутренний мир человека его чувства и эмоции.

В музыке первым композитором – романтиком стал Франц Шуберт (1797-1828)– великий австрийский композитор – песенник (их у него более 600).
В юности ему пришлось испытать много потерь. Оказавшись в Вене один, он жил у друзей и знакомых и был полон надежд на прекрасное будущее. Его песни в этот период светлые по содержанию (цикл «Прекрасная мельничиха»). Но постепенно он начинает понимать, что жизнь не так уж безоблачна, как ему казалось, что судьба музыканта – это бедность и нужда. В песне «Шарманщик» он нарисовал свой портрет – певца, выброшенного обществом. Мрачные настроения отражены в цикле «Зимний путь», «Лебединая песня». На слова Гёте написаны такие шедевры, как баллада «Лесной царь», «Маргарита за прялкой». «Серенада» Шуберта прочно вошла в репертуар известных певцов. Кроме песен Шуберт написал также 8 симфоний (самая известная «Неоконченная» си минор №8 в двух частях). У него также много небольших фортепианных произведений: музыкальных моментов, экспромтов, экосезов, вальсов.
Умер Шуберт очень рано - в 31 год, но своими произведениями он успел подготовить появление последователей его творчества.

Одним из них стал польский композитор фортепианного жанра Фридерик Шопен (1810 – 1849).
Музыка его гениальна. Несмотря на то, что писал он исключительно для фортепиано, тем не менее открыл целый мир – от тайных глубин человеческих чувств до простых сцен деревенской жизни.
Обращаясь к польским национальным жанрам – мазуркам, полонезам, вальсам он показал их с разных сторон. Например его мазурки могут быть бальными, а могут напоминать незатейливую деревенскую пляску. Полонезы – то блестящие, то трагичные.
Вальсы тоже очень разнообразны по характеру, а его этюды выходят за рамки чисто технического произведения – это уже концертные пьесы – картины. Прелюдии Шопена небольшие по размеру, но очень разные по оттенкам чувств, затронутых в них. Ноктюрны Шопена – это образцы мелодизма и гармонии. Шопен является создателем нового жанра фортепианной музыки – это жанр баллады. Есть у него и сонаты. Траурный марш Шопена знаком всем – это 3-я часть си минорной сонаты.
Фридерик Шопен – любимый композитор многих пианистов. С 1927 года в Варшаве регулярно проводятся всемирные конкурсы пианистов имени Шопена.

Третий романтик зарубежной музыки – Роберт Шуман (1810 – 1856).
Это великий немецкий композитор – мечтатель и выдумщик. Он обладал удивительной способностью изображать в музыке портреты людей, причем часто с юмором. Фортепианный цикл «Карнавал» - наиболее известное его произведение. Он написал много мелких пьес для фортепиано, «Альбом для юношества», «Бабочки», 3 сонаты, «Симфонические этюды» и другие произведения.

4. Русская музыкальная культура.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
Великий русский композитор – родоначальник национальной классической музыки.
Закончив университетский благородный пансион, он много путешествовал по странам Европы, изучая музыку зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии). Вернувшись на Родину, Глинка задался целью создать русскую национальную музыкальную школу и ему удалось это сделать.
Глинка собирал и обрабатывал русские народные песни и свои произведения писал, используя их интонации, облачив их в строгие классические формы.
Глинка автор около 80 романсов и песен, среди которых такие шедевры, как «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок» и другие.
Первая его опера на исторический сюжет «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
От этой оперы пошла ветвь русской исторической оперы (она стала образцом этого жанра). Вторая опера Глинки написана на сюжет сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Она заложила основу для русской сказочной оперы.
Кроме того «Вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде». - писал П.И.Чайковский. Это действительно так. Кроме «Камаринской» Глинка написал две увертюры на испанские темы «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», а его «Вальс-фантазия» - это образец прекрасной лирики в инструментальной музыке.
Подытожив все, что было создано до него русскими композиторами, Глинка поднял отечественную музыку на качественно новую ступень и добился признания русской музыки на мировом уровне.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
Последователь и младший современник Глинки, он вошел в историю русской музыкальной культуры, как создатель социально – обличительных произведений. Среди них опера на сюжет одноименной трагедии Пушкина «Русалка», где композитор передал трагедию простой крестьянской девушки Наташи, брошенной князем, горе её отца. Еще одна опера положена на текст маленькой трагедии Пушкина «Каменный гость». Это тоже социально-психологическая драма. В своих операх Даргомыжский ввел новый принцип сквозного музыкального развития. Он заключался в том, что музыкальные номера: арии, ариозо, дуэты, хоры – плавно и без остановки переходят в речитатив и наоборот, а оркестровая партия часто досказывает то, что не выражено словами.
Даргомыжский автор около 100 романсов и песен. Среди них очень популярны: «Мне грустно», «Старый капрал», «Титулярный советник», «Червяк» и другие.
В своей музыке Даргомыжский опирался на народную песню, но вместе с тем и на интонации живой человеческой речи. «Хочу чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» - это творческое кредо Даргомыжского.

Во второй половине XIX века в России начался подъем национального искусства – литературы, живописи, музыки. В это время и возник кружок единомышленников – музыкантов, названный знаменитым музыкальным критиком Стасовым «Могучая кучка». Его также называют «Великая русская пятёрка» или «Новая русская школа».
В кружок вошли 5 композиторов.
Руководителем его был Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) – яркая фигура, музыкальный талант. Его заслуга в том, что он собирал и обрабатывал русские народные песни. Балакирев создал не очень много произведений. Наиболее интересные из них фантазия «Исламей», 8
русских народных песен в обработке для фортепиано, около 50 романсов.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

– выдающийся ученый химик, педагог, композитор. Автор оперы «Князь Игорь» на исторический сюжет древней русской летописи «Слово о полку Игореве», симфонической картины «В средней Азии», замечательных 2-х квартетов, 3-х симфоний (самая известная 2-я имеет название «Богатырская») и 18-ти романсов. Композитор воплотил в своем творчестве былинный эпос русского народа, а также осветил мир восточной Азии, с его прекрасными мелодиями.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – композитор-трибун, отразивший жизнь и историю русого народа. Его оперы «Борис Годунов», «Хованщина» монументальные народные музыкальные драмы – вершина его творчества; музыкальная комедия по Гоголю «Сорочинская ярмарка» раскрывает живые яркие образы простых людей; цикл «Картинки с выставки», циклы песен «Детская», «Песни и пляски смерти», романсы входят в репертуар мировых театров.

Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) –композитор и музыкальный критик, автор опер-сказок «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка дурачок», романсы, песни, небольшие фортепианные пьесы. Его произведения не столь значительны, как произведения других композиторов «Могучей кучки», но и он внес вклад в копилку русской музыки.

Объединяло всех композиторов «Могучей кучки» то, что они трепетно относились к русской народной песне, стремились обогатить русскую классическую музыку, возвысить ее в мировом масштабе. Все они являются последователями великих русских композиторов-классиков М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского.

Использованная литература:
Баженова Л., Некрасова Л., Курчан Н., Рубинштейн И., «Мировая художественная культура ХХ век: Кино, театр, музыка» издат. Питер 2008 г.
Горбачева Е. «Популярная История Музыки» издат. «Вече» 2002 г.
Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах» издат. Москва, "Советский композитор" 1984 г.
Привалов С. «Зарубежная музыкальная литература. Эпоха романтизма»
издат. «Композитор» 2003 г.
5. Прохорова, И., Скудина, Г. «Музыкальная литература советского периода»
издат. «Музыка» 2003 г.
6. Прохорова, И. «Музыкальная литература зарубежных стран»
издат. «Музыка» 2003 г.

7. Смирнова Э. «Русская музыкальная литература» издат. «Музыка» 2001г.
8. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино издат. ЗАО «Дом Книги,Аванта+"» 2000 г.

13PAGE \* MERGEFORMAT14915

Как сходить на оперу и получить от этого одно лишь удовольствие, а не разочарование? Как не засыпать во время симфонических концертов, а после сожалеть лишь о том, что всё это быстро закончилось? Как вообще понимать музыку, которая, на первый взгляд, кажется совсем старомодной?

Оказывается, всему этому может научиться любой человек. Детей учат этому в музыкальной школе (и очень, надо сказать, успешно), ну а любой взрослый всеми тайнами может овладеть и сам. На помощь придёт учебник музыкальной литературы. И совсем не нужно пугаться слова «учебник». Что учебник для ребёнка, то для взрослого – «книжка сказок с картинками», которая интригует и завораживает своей «интересностью».

О предмете «музыкальная литература»

Пожалуй, один из самых интересных предметов, который проходится учениками музыкальной школы – музыкальная литература. По своему содержанию этот курс чем-то напоминает курс литературы, который изучается в обычной общеобразовательной школе: только вместо писателей – композиторы, вместо стихотворений и прозы – лучшие музыкальные произведения классики и современности.

Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают эрудицию и необычайно расширяют кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).

Музыкальную литературу нужно изучать всем

Исходя из исключительной полезности, курс музыкальной литературы можно порекомендовать пройти и взрослым или начинающим музыкантам-самоучкам. Ни один другой музыкальный курс не даёт такой полноты и фундаментальности знаний о музыке, её истории, стилях, эпохах и композиторах, жанрах и формах, о музыкальных инструментах и певческих голосах, способах исполнения и сочинения, выразительных средствах и возможностях музыки и т.д.

Что именно проходят в курсе музыкальной литературы?

Музыкальная литература является обязательным для изучения предметом на всех отделениях музыкальной школы. Этот предмет проходят в течение четырёх лет, за время которых юные музыканты знакомятся с десятками самых разных художественно-музыкальных произведений.

Первый год – «Музыка, её формы и жанры»

Первый год, как правило, посвящается рассказам об основных музыкальных выразительных средствах, жанрах и формах, различных видах оркестров и ансамблей, о том, как правильно музыку слушать и понимать.

Второй год – «Зарубежная музыкальная литература»

Второй год обычно нацелен на то, чтобы освоить пласт зарубежной музыкальной культуры. Рассказ о ней начинается с самой древности, с момента зарождения, через Средние века к крупным композиторским личностям. Шесть композиторов выделяются в отдельные крупные темы и изучаются по несколько уроков. Это немецкий композитор эпохи барокко , три «венских классика» – Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен, романтики Ф. Шуберт и Ф. Шопен. Композиторов-романтиков довольно много, познакомиться с творчеством каждого из них на школьных уроках не хватит времени, но общее представление о музыке романтизма, конечно же, даётся.

Вольфганг Амадей Моцарт

Если судить по произведениям, то учебник музыкальной литературы зарубежных стран знакомит нас с внушительным списком разнообразных сочинений. Это и опера «Свадьба Фигаро» на сюжет французского драматурга Бомарше, и целых 4 симфонии – 103-я Гайдна (так называемая «С тремоло литавр»), 40-я знаменитая соль минорная симфония Моцарта, симфония №5 Бетховена с её «темой судьбы» и «Неоконченная симфония» Шуберта, из крупных симфонических произведений проходится и увертюра Бетховена «Эгмонт».

Кроме того изучаются фортепианные сонаты – 8-я «Патетическая» соната Бетховена,11-я соната Моцарта с её знаменитым «Турецким рондо» в финале и лучезарная ре мажорная соната Гайдна. Из других фортепианных сочинений книга знакомит с этюдами, ноктюрнами, полонезами и мазурками великого польского композитора Шопена. Изучаются и вокальные произведения – песни Шуберта, его гениальная песня-молитва «Ave Maria», баллада «Лесной царь» на текст Гёте, всеми любимая «Вечерняя серенада», ряд других песен, а также вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Третий год «Русская музыкальная литература XIX века»

Третий год обучения целиком посвящён русской музыке с её древнейших времён и почти до конца XIX века. Каких только вопросов не затрагивают начальные главы, рассказывающие о народной музыке, о церковном певческом искусстве, о зарождении светского искусства, о крупных композиторах классической эпохи – Бортнянском и Березовском, о романсном творчестве Варламова, Гурилёва, Алябьева и Верстовского.

В качестве центральных снова выдвигаются фигуры шести крупных композиторов: , А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Каждый из них предстаёт не только как гениальный художник, но и как уникальная личность. Так, например, Глинку называют родоначальником русской классической музыки, Даргомыжского – учителем музыкальной правды. Бородин, будучи учёным-химиком, сочинял музыку только «по выходным», а Мусоргский с Чайковским, напротив, ради музыки в своё время оставили службу, Римский-Корсаков в юности отправлялся в кругосветное плавание.

М.И. Глинка опера “Руслан и Людмила”

Музыкальный материал, который осваивается на этом этапе, обширный и серьёзный. За год проходится целая серия больших русских : «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Снегурочка», «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского. Знакомясь с этими операми, учащиеся невольно соприкасаются с произведениями литературы, которые положены в их основу. Причём, если говорить именно о музыкальной школе, то эти классические сочинения литературы узнаются раньше, чем они проходятся в школе общеобразовательной – это ли не польза?

Кроме опер в этот же период изучается множество романсов (Глинки, Даргомыжского, Чайковского), среди которых снова находятся те, которые написаны на стихи великих русских поэтов. Ещё проходятся симфонии – «Богатырская» Бородина, «Зимние грёзы» и «Патетическая» , а также гениальная симфоническая сюита Римского-Корсакова – «Шехеразада» по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи». Из сочинений фортепианных можно назвать крупные циклы: «Картинки с выставки» Мусоргского и «Времена года» Чайковского.

Четвёртый год – «Отечественная музыка XX века»

Четвёртая книга по музыкальной литературе соответствует четвёртому году обучения предмета. На этот раз интересы учащихся сосредоточиваются в направлении отечественной музыки XX и XXI века. В отличие от предыдущих выпусков учебников по музыкальной литературе, этот последний обновляется с завидной регулярностью – материал для изучения полностью перекраивается, наполняется информацией о самых последних достижениях академической музыки.

С.С. Прокофьев балет “Ромео и Джульетта”

В четвёртом выпуске рассказывается о достижениях таких композиторов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, а также целой плеяды композиторов самого недавнего времени или современности – В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина, Э.В. Тищенко и др.

Необычайно расширяется круг разбираемых произведений. Все их перечислять не обязательно, достаточно назвать лишь такие шедевры, как любимейший во всём мире Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, прославленные балеты Стравинского («Петрушка», «Жар-птица») и Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка»), «Ленинградская» симфония Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и много других гениальных сочинений.

Какие есть учебники по музыкальной литературе?

На сегодняшний день вариантов учебников по музыкальной литературе для школы не много, но всё же «разнообразие». Одни из самых первых учебников, по которым учились массово – книги из серии учебников по музыкальной литературе автора И.А. Прохоровой. Более современные популярные авторы – В.Е. Брянцева, О.И. Аверьянова.

Автор учебников музыкальной литературы, по которым почти вся страна занимается сейчас – Мария Шорникова. Ей принадлежат учебники для всех четырёх ступеней школьного обучения предмету. Приятно, что в последнем издании учебники снабжены также и диском с записью проходимых произведений в лучшем исполнении – так решается вопрос о поиске нужного музыкального материала для уроков, домашних работ или для самостоятельного изучения. За последнее время появилось множество других отличных книг по музыкальной литературе. Повторюсь, что такие учебники с большой для себя пользой могут читать и взрослые.

Учебники эти быстро разлетаются в магазинах, их не так-то просто достать. Все дело в том, что они издаются очень маленькими тиражами, и мгновенно превращаются в библиографическую редкость. Чтобы вам не тратить своё время на поиски, я предлагаю заказать всю серию этих учебников прямо с этой странички по ценам издателя : просто нажмите на кнопку «Купить» и оформите заказ в появившемся окне Интернет-магазина. Далее выберите способ оплаты и доставки. И вместо часовых обходов книжных магазинов в поисках этих книг, вы получите их всего за пару минут.

Напоминаю, сегодня как-то случайно мы завели разговор о той литературе, которая будет полезна любому начинающему музыканту или просто интересующемуся классической музыкой человека. Да, пусть это учебники, но попробуйте их открыть, а потом оторваться от чтения?

Учебники по музыкальной литературе – какие-то неправильные учебники, слишком интересные для того, чтобы называться просто учебниками. По ним будущие сумасшедшие музыканты занимаются в своих сумасшедших музыкальных школах, а по ночам, когда юные музыканты спят, эти учебники с упоением читают их родители, потому что интересно! Вот!