Кого джордж баланчин считал самым изобретательным танцором. Джордж баланчин и его крамольные балеты

Кого джордж баланчин считал самым изобретательным танцором. Джордж баланчин и его крамольные балеты
Кого джордж баланчин считал самым изобретательным танцором. Джордж баланчин и его крамольные балеты

Джордж Баланчин — выдающийся балетмейcтер грузинского происхождения, положил начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом.

"Вы знакомы с Джорджем Баланчиным? Если нет, то скажу вам, что он — грузин и его грузинское имя — Георгий Баланчивадзе. Он обладает личным шармом, он брюнет, гибкий отменный танцор и самый гениальный мастер балетной техники из тех, кого я знаю. Будущее за нами. И, ради Бога, не позволяйте нам потерять его!" — это отрывок из письма американского искусствоведа и импресарио Линкольна Кирстайна своему коллеге в Америке. Именно у него в голове родилась безумная идея о создании американского балета под руководством не кого иного, как Джорджа Баланчина.

Но до этой авантюрной на тот момент задумки Кирстайна путь Баланчина был нелегок и извилист. Родился Джордж Баланчиин (при рождении Георгий Мелитонович Баланчивадзе) 22 января 1904 года в Санкт-Петербурге, в семье известного грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе, одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. Мать Георгия Баланчивадзе — Мария Васильева — была русской. Именно она привила Георгию любовь к искусству и, в частности, к балету.

В 1913 году Баланчивадзе был зачислен в балетную школу при Мариинском театре, где учился у Павла Гердта и Самуила Андрианова. "У нас была настоящая классическая техника, чистая. В Москве так не учили… У них, в Москве, все больше по сцене бегали голые, этаким кандибобером, мускулы показывали. В Москве было больше акробатики. Это совсем не императорский стиль", — говорил Баланчивадзе.

Учеником он был старательным и, окончив школу, был в 1921 году принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став еще в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива "Молодой балет", Баланчивадзе уже тогда начал ставить свои номера, которые исполнял вместе с другими молодыми артистами. Жилось им нелегко — приходилось и голодать.

"1923 год подходил к концу. Из петербургского Мариинского театра мы поехали на гастроли в Германию. Я просрочил дату возвращения. В один дождливый день я получил телеграмму: "Немедленно возвращайтесь домой, не то ваши дела будут плохи". Телеграмму подписывал комендант Мариинского театра. Вот я и испугался, раз он пишет, что мои дела плохи. Испугался и остался", — пишет в своих воспоминаниях Баланчивадзе.

Вскоре в Париже величайший импресарио Сергей Дягилев, открывший миру не только русское искусство, но и много великих имен, приглашает Баланчивадзе и других артистов группы в свою знаменитую труппу "Русский балет". Именно по настоятельной рекомендации Дягилева Георгий адаптировал свое имя на западный манер и стал Джорджем Баланчиным.

Вскоре Баланчин становится балетмейстером "Русского балета". Он поставил для Дягилева десять балетов, в том числе "Аполлон Мусагет" на музыку Игоря Стравинского (1928), который, вместе с "Блудным сыном" на музыку Сергея Прокофьева до сих пор считается шедевром неоклассической хореографии. Тогда же началось многолетнее сотрудничество Баланчина и Стравинского и было озвучено творческое кредо Баланчина: "Видеть музыку, слышать танец".

© photo: Sputnik / Галина Кмит

Но после смерти Дягилева "Русский балет" начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал приглашенным балетмейстером в Лондоне и Копенгагене, затем ненадолго вновь вернулся в новый "Русский балет", который обосновался в Монте-Карло, но вскоре опять ушел из него, решив организовать собственную труппу — "Балет-1933" (Les Ballets 1933). Труппа просуществовала лишь несколько месяцев, но за это время осуществила несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вайля и Анри Соге. Именно на одном из этих представлений Баланчина увидел известный американский меценат Линкольн Кирстайн.

Бостонский миллионер был одержим балетом. У него была мечта: создать американскую балетную школу, и на ее базе — американскую балетную компанию. В лице молодого, ищущего, талантливого, амбициозного Баланчина Кирстайн увидел человека, способного воплотить его мечту в жизнь. Хореограф согласился и в октябре 1933 года переехал в США.

Здесь начался самый длительный и блестящий период его деятельности. Стартовал балетмейстер буквально на пустом месте. Первым проектом Джорджа Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Уорберга 2 января 1934 года Школа американского балета приняла первых учеников. Первым балетом, который Баланчин поставил со студентами, была "Серенада" на музыку Чайковского.

Затем была создана небольшая профессиональная труппа "Американский балет". Она танцевала сначала в "Метрополитен-опера" — с 1935 по 1938 год, затем гастролировала как самостоятельный коллектив. В 1936 году Баланчин поставил балет "Убийство на Десятой авеню". Первые рецензии были уничтожающими. Баланчин оставался невозмутимым. Он твердо верил в успех. Успех пришел после десятилетий напряженного труда: явились и неизменные восторги прессы, и многомиллионный грант от Фонда Форда, и портрет Баланчина на обложке журнала "Тайм". И главное — переполненные залы на представлениях его балетной труппы. Джордж Баланчин стал признанным главой американского балета, законодателем вкусов, одним из лидеров неоклассицизма в искусстве.

В своих танцах Баланчин стремился к классической завершенности формы, к безупречной чистоте стиля. Во многих его произведениях практически отсутствует какой-либо сюжет. Сам балетмейстер считал, что сюжет в балете совершенно не важен, главное лишь музыка и само движение: "Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света… То есть танец выражает всё с помощью только лишь музыки". Поэтому для этого Баланчину были нужны предельно музыкальные, остро чувствующие ритм и высокотехничные танцовщики".

Интересный факт: Джордж Баланчин старался не пропускать выборы — он ценил возможность высказать свое мнение. Любил обсуждать политические вопросы и жалел, что этикет не позволяет говорить о политике во время ужинов. Более того, Баланчин был членом Суда присяжных, к чему относился с большой ответственностью, а его первым заседанием было дело против универмага "Блумингдей". А еще говорили, что Баланчин нередко использовал слоганы из телевизионной рекламы в уроках и репетициях.

© photo: Sputnik / Alexander Makarov

В 1946 году Баланчин и тот же Кирстайн основали труппу "Балетное общество", а в 1948-ом Баланчину предложили руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. "Балетное общество" стало Нью-Йоркским городским балетом. В 1950-1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых — "Щелкунчик" Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.

Но с конца 1970-х у хореографа впервые начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта — Якоба, прогрессирующего дистрофического заболевания коры большого мозга и спинного мозга. Смерть при этом заболевании наступает в 85% случаев, при легкой форме, а при тяжелой излечение невозможно. Умер Джордж Баланчин в 1983 году, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке. Через пять месяцев после его смерти в Нью-Йорке был основан "Фонд Джорджа Баланчина".

Сегодня балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии ХХ века, не порывая с традициями, но смело обновляя их.

© photo: Sputnik / РИА Новости

О своих творческих принципах Баланчин говорил: "Балет — настолько богатое искусство, что он не должен быть иллюстратором даже самых интересных, даже самых содержательных литературных первоисточников… Пятнадцать лет танцовщики вырабатывают каждую клетку своего тела, и все клетки должны петь на сцене. И если красота этого выработанного и вытренированного тела, его движения, его пластика, его выразительность доставят эстетическое удовольствие сидящим в зрительном зале, то балет, на мой взгляд, своей цели достиг".

Среди историй о русских эмигрантах у Сергея Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты — это четыреста двадцать пять сочинений. Цифра, не поддающаяся осмыслению.

В России юбилей Баланчина отметили Мариинский театр, давший балет Баланчина "Драгоценности", и московская галерея "Дом Нащокина", открывающая выставку фотографа Пола Колника, снимавшего спектакли Баланчина в New York City Ballett на протяжении 30 лет.


Фраза "Буду жить до ста лет" фигурирует в книге Сергея Довлатова "Не только Бродский". Среди историй о русских эмигрантах у Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты - это 425 сочинений. Цифра, не поддающаяся осмыслению. Это даже не 150 балетов Ролана Пети, который любит повторять, что он более плодовит, чем Пикассо. Это колоссальное наследие, из которого обывателю известны два-три названия ("Аполлон", "Хрустальный дворец" да, пожалуй, "Блудный сын"), а специалистам - несколько десятков. Показать все, что насочинял Баланчин, не сможет в юбилейный год даже его родной театр New York City Ballett, в 2004 году восстановивший сотню названий.

Георгий Мелитонович Баланчивадзе, получивший фамилию Баланчин благодаря Дягилеву, у которого он поставил свои первые шедевры после того, как в 1924 году уехал на гастроли из России и уже не вернулся, был плодовит и по божьей воле, и потому, что часто вынужден был просто зарабатывать на жизнь. В трудные времена он ставил в Голливуде, делал ревю, обслуживал различные шоу и мюзиклы. Ставил даже в цирке. О чем тоже существует замечательный анекдот, но уже в книге Соломона Волкова "Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным". Балетмейстер заказал Стравинскому польку. "А для кого полька?" - поинтересовался композитор. "Для слонихи", - ответил Баланчин. Уточнив, молодая "балерина" или старая, композитор написал польку с посвящением: "Для молодой балерины слонихи".

Анекдоты, которых о Баланчине не меньше, чем о Дягилеве и Нижинском, Бродском и Барышников

е, - признак того, что великий американский балетмейстер, адаптировавший русскую классику для великой и наивной в отношении балета нации, остался в нашем сознании и нашем восприятии русским эмигрантом. То есть "нашим" - несмотря на все американизмы его балетной речи. Это обстоятельство долгое время мешало ставить его балеты в советской России, это же обстоятельство в постперестроечное время создало культ Баланчина - великого, непостижимого, танцевать которого в силу невероятной сложности трудно, но надо. Чтобы не отстать, чтобы приобщиться к наследию, которое досталось не только любимым балеринам, но и всему миру.

Время трезвого отношения к Баланчину еще не наступило - оно придет, когда его балеты войдут в "ноги" и репертуар хотя бы десятка российских театров, а публика выучит еще пять-шесть названий. Тогда, возможно, священный трепет перед термином "неоклассика Баланчина" сменится спокойным отношением к величайшему из ремесленников XX века, который, по меткому выражению Бежара, "перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика ХIV и Николая II".

Если взглянуть на карту юбилейных торжеств, опубликованную New York City Ballett, то можно увидеть, что только с декабря по февраль более тридцати театров мира прокатывают его балеты. Это сотни названий. В январском календаре есть и Мариинский театр - самый трепетный из российских претендентов на наследие балетмейстера, начинавшего карьеру именно в Петербурге. Сегодня, 22 января, здесь дают "Драгоценности": балет, в котором Баланчин благодарит и воспевает три школы, три страны, его вскормившие: Францию ("Изумруды"), Америку ("Рубины") и Россию ("Бриллианты")

Джордж Баланчин и его крамольные балеты

В 1962 году в Москву приехал «Нью-Йорк-сити-балле» под руководством Джорджа Баланчина. Это были идиллические времена, когда об американском балете можно было снять документальный фильм. Что я и затеял.

Премьера состоялась в Большом. (Потом спектакли шли в Кремлевском дворце съездов.) В зале - вся Москва, это было большое художественное событие. Но начало задерживалось, не было самого Джорджа Баланчина, главного балетмейстера. Он поехал в отель «Украину», чтобы переодеться. И исчез. За кулисами паника, телефон не умолкает, публика нетерпеливо жужжит. Невиданный случай - церемонию открытия провели без виновника торжества. А он появился в антракте и со смехом рассказал, что застрял в лифте!

Баланчин назначил мне прийти для переговоров на следующий день утром. Была репетиция «Серенады». Я увидел уже немолодого, небольшого роста человека с подвижным, но неулыбчивым лицом. Вид утомленный. Волосы подкрашены и слегка подведены губы. Очень красивые кисти рук. В поведении и манере держаться - артистизм, изящество.

Мы говорили о репертуаре гастролей. Он отлично объяснялся по-русски, так как родился и вырос в Тифлисе, его фамилия Баланчивадзе. Сказал он, примерно, следующее: - «Не ждите от нас спектаклей подобных тем, что Большой театр показывает за границей. У нас нет денег, чтобы строить громоздкие и дорогие декорации, нанимать толпы статистов и одевать их в пышные одежды. Отсутствие денег во многом спасает нас от безвкусицы. Современная публика выросла, она в большинстве своем стала интеллектуальной, интеллигентной, и сейчас уже никого не удивит просто пышное зрелище, в котором толпы разодетых фигурантов будут ходить по сцене, иллюстрируя литературную идею. Я ищу аналог музыкальному содержанию непрограммного симфонического произведения, лишенному, как известно, литературно-художественного текста. Текста, но не смысла, сюжета - но не содержания. Это принцип нашего театра».

Это он повторил и позже, когда я снимал интервью. А пока что я нащупывал, не потребуют ли американцы денег за съемки. У нас их не было, а без согласия Баланчина Министерство культуры не разрешало приступать к съемкам - что естественно. Баланчин и не возражал, и не соглашался, пожимал плечами и отфутболил меня к г-ну Кирстайну, финансовому директору и хозяину труппы - что тоже естественно. Прощаясь, Баланчин спросил, не знаю ли я, каким образом можно послать цветы в Хельсинки, там в госпитале лежит его жена. Где в Москве можно заказать корзину и как скоро ее туда доставят? Я очень удивился его вопросу (неужто он не понимает, куда приехал?), кой-чего разъяснил, он тоже удивился и так, удивленные, мы и разошлись.

Когда я вечером рассказал о нашем разговоре Пере Аташевой, она встрепенулась: «Уж не тот ли это Кирстайн, что переписывался с Эйзенштейном и встречался с ним в Нью-Йорке? Узнай!» Оказалось, что тот самый - меценат и знаток искусств, автор нескольких книг по балету. Услышав о мадам Эйзенштейн, он захотел с нею повидаться. Я заехал за Кирстайном, привез его к Пере, они очень радостно встретились. Помню, что мы пили крепкий чай с молоком, с клюквой в сахаре, Кирстайн интересно рассказывал про Эйзенштейна в Америке, многое уточнил и, со своей стороны, расспрашивал Перу и меня. Пера, играя мне на руку, свела разговор к балету и тут я поставил все точки над i. Вдвоем с нею мы склонили его на съемки безо всякой валюты, которую в те времена никто из нас и в глаза не видел. А в министерстве удивились, что все так мирно уладилось.

Кирстайн и Пера очень понравились друг другу, подружились и впоследствии переписывались, а Кирстайн даже сочинил поэму в ее честь, высек ее на бивне какого-то зверя и прислал в Москву с оказией. Но поэма до Перы так и не дошла, среди иностранцев тоже бывают необязательные разгильдяи.

Каждый балет Баланчина я видел по многу раз, особенно мне нравились «Блудный сын», «Агон», «Хрустальный дворец». И хотя Баланчинский балет считался балетом режиссерским, где солисты подавляют свою индивидуальность в угоду ансамблю, - все же яркий и удивительный артистизм Аллегры Кент и Эдуарда Виллеллы пробился сквозь диктат Баланчина и покорил москвичей. Виллелла имел бурный успех в «Блудном сыне», увиденном нами впервые. Он был поставлен еще для Лифаря, с декорациями Руо. При сравнительно небольшом росте Эдуард Виллелла был сложен идеально и танцевал виртуозно. Соблазняющая его Сирена была выше его чуть не на две головы, она обвивалась кольцом у него на груди и медленно - кольцом же - сползала по его туловищу до самого пола. Такого мы еще не видели.

В «Агоне» Стравинского Аллегра Кент вышла с массой танцовщиц в черных купальных костюмах, сама одетая так же, но через две минуты взоры балетоманов сразу отличили ее и уже следили только за нею, хотя до этого даже не слышали ее имени. В ней было что-то от молодой Улановой. Идеальная школа, первоклассная техника, какая-то волнующая терпкость адажио и поражающее чувство позы запомнились на долгие годы.

Однажды, когда в перерыве между репетициями мы в буфете пили чай, Баланчин спросил, откуда можно послать телеграмму в Париж. Ну, это проще, это не цветы в Хельсинки. Ему объяснили и даже вызвались тут же отправить. Он набросал текст на бумажной салфетке и сказал, что это - Кшесинской. «Мне сегодня обязательно надо поздравить Мотю». Боже, для нас тогда Кшесинская была за семью печатями, совсем в другой эпохе и послать ей телеграмму - все равно что послать ее Дантесу… Мы стали расспрашивать, он говорил о ней очень уважительно, но немного посмеиваясь: «Все знали, что счет от шляпницы приносили каждый раз, когда князя не оказывалось дома и гость должен был считать за честь оплатить его».

Перед отъездом труппы в Баку Баланчин приехал на студию, смотрел материал и остался недоволен собою и кем-то из танцоров. Кем же? «Не скажу, а то вы их вырежете». Вообще, он был польщен, что о его театре делают фильм. Знал бы он, в какую мясорубку попала картина вскоре после его отъезда!

Мы закончили монтировать, и я пригласил для комментария Ольгу Васильевну Лепешинскую. Уже сделали первые наброски текста - профессионального, строгого и несколько восторженного, как вдруг разразилась беда: Хрущев в Манеже набросился на художников-абстракционистов. Руководство затрепетало и от нас потребовали, чтобы мы критически отнеслись к хореографии Баланчина - в его репертуаре много бессюжетных балетов. Чем они лучше бессюжетной живописи абстракционистов, которую поносили все газеты? Короче говоря: если мы не подойдем критически к спектаклям американцев (читай: не разругаем их), то картины не будет. А нам очень хотелось, чтобы она была!

И вот мы стали осторожно, но довольно кисло и как-то двусмысленно мямлить что-то про бессюжетность и что это, мол, не то, что мы привыкли видеть, и еще неизвестно, что лучше, и что артисты, мол, хорошо обучены, но вот если бы им русскую школу… И тому подобное каля-маля. Я и Ольга Васильевна смиряли себя, становясь на горло собственной песне. Обругать, правда, не обругали, но и ничего особо хорошего сказать нам не удалось.

И картина вышла. Любители балета, к счастью, не слушали, что мы там несли, а смотрели танец - большие фрагменты из восьми постановок Баланчина.

В том числе и из преступно бессюжетных.

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

РУССКИЕ БАЛЕТЫ В ПАРИЖЕ Русский сезон 1909 г. в Париже *, представлявшийся для многих наших соотечественников не более, как «сравнительно удавшейся антрепризой»,- оказался на самом деле настоящим триумфом. Если не у всех участников было Сознание значительности момента, то

Из книги The Beatles автора Хантер Дэвис

33. Джордж Джордж поселился в длинном одноэтажном, окрашенном в яркие цвета «бунгало» в Эшере. «Бунгало» стоит на частной территории, принадлежащей компании «Нэйшенел Траст», в поместье, как две капли воды похожем на угодья, окружающие дома Джона и Ринго. Через ворота,

Из книги Валентин Серов автора Кудря Аркадий Иванович

Из книги Жизнь и удивительные приключения Нурбея Гулиа - профессора механики автора Никонов Александр Петрович

Крамольные мысли… Постепенно пылкая страсть к Тамаре Федоровне стала затихать, и печальную роль в этом сыграла ее беспричинная ревность. Есть ревность - значит должна быть и причина, - решил я, и возобновил свои поездки в Москву. Во-первых, я действительно подзабросил

Из книги Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным автора Волков Соломон Моисеевич

Вступление. Говорит Баланчин Баланчин: Я не люблю ничего описывать словами. Мне легче показать. Нашим танцовщикам я показываю, и они меня довольно хорошо понимают. Конечно, время от времени я могу сказать что-то удачное, что-нибудь, что мне самому нравится. Но если надо

Из книги Не только Бродский автора Довлатов Сергей

Чайковский и Баланчин: краткая летопись жизни и творчества Цель этих кратких летописей жизни и творчества Чайковского и Баланчина - помочь читателю поместить важнейшие события их жизни в более широкий культурный и общественный контекст.Петр Ильич Чайковский (1840–1893)25

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Джордж БАЛАНЧИН и Соломон ВОЛКОВ Баланчин жил и умер в Америке. Брат его, Андрей, оставался на родине, в Грузии. И вот Баланчин состарился. Надо было подумать о завещании. Однако Баланчину не хотелось писать завещание. Он твердил:- Я грузин. Буду жить до ста лет!..Знакомый

Из книги Вашингтон автора Глаголева Екатерина Владимировна

Балетмейстер Джордж Баланчин Нас на ужин пригласил Джордж Баланчин, он жил тогда на 56-й улице прямо напротив Карнеги-холла, с нами был Лева Волков, наш бывший советский летчик. По дороге к Баланчину Лева рассказывал нам свои впечатления о встрече в домашних условиях с

Из книги Майя Плисецкая автора Баганова Мария

ДЖОРДЖ Джорджу Вашингтону одиннадцать лет. Это угловатый долговязый мальчик с белой веснушчатой кожей и рыжеватыми волосами. В детстве его заставляли носить корсет, чтобы плечи были вывернуты назад, а грудь выпячена вперед, придавая ему благородную осанку.Смерть отца

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Глава 10 Новые балеты После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая стала примой балета Большого театра. Это были годы наивысшего расцвета ее мастерства и таланта. Для нее ставились классические балеты, вот уже сотню лет не сходящие со сцены.В 1961-м состоялась

Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

Глава 12 Новые балеты «Обыватель сплетничал: муж - «балетный композитор», сочиняет балеты под диктовку своей взбалмошной примадонны, «карьеру делает». А по правде - все было как раз наоборот. Было, не побоюсь сказать, может, самопожертвование. Щедрин - профессионал самой

Из книги Русский след Коко Шанель автора Оболенский Игорь Викторович

БАЛАНЧИН ДЖОРДЖ Настоящее имя – Георгий Мелитонович Баланчивадзе(род. в 1904 г. – ум. в 1983 г.) Выдающийся балетмейстер XX века, искусство которого способствовало формированию нового направления в хореографии. Вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй

Из книги Я, Майя Плисецкая автора Плисецкая Майя Михайловна

«Крамольные» мысли Как это и случается, Люлька и Цветков вскоре не могли жить друг без друга. Цветков поручил Люльке разработку конденсатора для авиационной паровой установки.На кафедре авиадвигателей ХАИ было создано конструкторское бюро при содействии Серго

Из книги автора

Жорж Баланчин Вскоре Шанель предстояло познакомиться с еще одним Жоржем. Он покорил Париж в 1929 году, поставив балет «Блудный сын» на музыку Сергея Прокофьева. Оформлением балета занимался художник Александр Шарвашидзе.Настоящими именем и фамилией произведшего фурор

Из книги автора

Глава 42 МОИ БАЛЕТЫ Есть у нас одна танцевальная комбинация, которая называется «Иван Аверьянович». Московская балетная легенда разъясняет:- Жил-был некий танцовщик. Служил в Большом театре. Звали его Иван Аверьянович (и фамилия сохранилась - Сидоров). Танцевал.

Из книги автора

Глава 43 МОИ БАЛЕТЫ (продолжение) Танцую во французском городе Ре ни. Это в Бретани. Танцую «Безумную из Шайо». Два вечера подряд.Какое сегодня число? Второе. А месяц? Апрель. Год, не ошибусь, - 1993-й. Значит, сегодня ровно пятьдесят лет, как я танцую. Танцую «в чине» балерины.

Среди историй о русских эмигрантах у Сергея Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты - это 425 сочинений.

Георгий Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге 9 (22) января 1904 года в семье известного грузинского композитора, зачинателя грузинской оперы и романса, Мелитона Баланчивадзе (1862–1937), которого тогда называли «грузинским Глинкой». Его брат – Андрей Баланчивадзе также талантливый композитор.

В 1914 году Георгий Баланчивадзе поступил в Петроградское театральное училище. Впервые он вышел на сцену в «Спящей красавице» – исполнил роль маленького амура. Впоследствии он вспоминал о школе:

«У нас была настоящая классическая техника, чистая. В Москве так не учили… У них, в Москве, все больше по сцене бегали голые, этаким кандибобером, мускулы показывали. В Москве было больше акробатики. Это совсем не императорский стиль». Тогда, в школе, он познакомился с музыкой Чайковского и полюбил ее на всю жизнь.

Учеником он был старательным и, окончив школу, был в 1921 году принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива «Молодой балет», Баланчивадзе ставил там свои номера, которые исполнял вместе с другими молодыми артистами. Жилось им нелегко – приходилось и голодать.

В 1924 году при содействии певца В.П. Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Баланчивадзе твердо решил, что назад не вернется. Их было четверо – Тамара Джива, Александра Данилова, Георгий Баланчин и Николай Ефимов, им безумно хотелось увидеть мир, они покатили по всей Европе. Дягилев их увидел в Лондоне.

Георгию Баланчивадзе повезло: сам Дягилев, прославленный авангардистский антрепренер, обратил на него внимание. Молодой артист стал следующим, после Брониславы Нижинской, хореографом труппы «Русского балета Сергея Дягилева». Дягилев поменял ему имя на европейский лад – так появился балетмейстер Баланчин.

Он поставил для Дягилева десять балетов, в том числе «Аполлон Мусагет » на музыку Игоря Стравинского (1928), который, вместе с «Блудным сыном » на музыку Сергея Прокофьева до сих пор считается шедевром неоклассической хореографии. Тогда же началось многолетнее сотрудничество Баланчина и Стравинского и было озвучено творческое кредо Баланчина: «Видеть музыку, слышать танец».

Во время одного спектакля Баланчин травмировал колено. Это обстоятельство ограничило его возможности танцовщика, но зато дало ему свободное время для занятий хореографией. Он почувствовал вкус к преподаванию и понял, что это его настоящее призвание. Вернувшись в Париж в 1933 году, он основал свою собственную компанию. Художественными руководителями этой компании были Бертольд Брехт и Курт Вейль. В сотрудничестве с ними Баланчин создавал балет двадцатого века.

Как-то Баланчин в 1935 году нашел в парижской библиотеке дипломную симфонию молодого Жоржа Бизе и между делом, в порядке заполнения вынужденного простоя, поставил простенький, ни на что не претендующий балет «Симфония С», ставший, как выяснилось позже, одним из его шедевров. Когда Баланчина в 1947 году пригласили в парижскую «Гранд-опера», он выбрал эту вещь для своего дебюта под названием «Хрустальный дворец». Успех был грандиозный. После этого в 1948 году Баланчин перенес постановку в Нью-Йорк, и с тех пор она не сходит со сцены Нью-Йорского городского балета.

После смерти Дягилева в 1929 году «Русский балет» начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем в Копенгагене, где был приглашённым балетмейстером. Вернувшись на некоторое время в «Новый Русский балет», который обосновался в Монте-Карло, и поставив несколько номеров для Тамары Тумановой, Баланчин вскоре вновь ушёл из него, решив организовать собственную труппу – «Les Ballets 1933». Труппа просуществовала лишь несколько месяцев, но за это время было осуществлено несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вейля, Анри Соге. Увидев их, известный американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Баланчину перебраться в США для создания Школы американского балета и труппы «Американский балет». Хореограф согласился.

Бостонский мультимиллионер Кирстайн был одержим балетом. У него была мечта – создать американскую балетную школу, и на ее базе – американскую балетную компанию. В лице молодого, ищущего, талантливого, амбициозного Баланчина Кирстайн увидел человека, способного воплотить его мечту в жизнь.

В 1933 году Баланчин перебрался в Соединенные Штаты. Здесь начался самый длительный и блестящий период его деятельности. Стартовал балетмейстер буквально на пустом месте. Первым проектом Джорджа Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Уорберга 2 января 1934 года Школа американского балета приняла первых учеников. Первым балетом, который Баланчин поставил со студентами, была «Серенада » на музыку Чайковского.

Затем была создана небольшая профессиональная труппа «Американский балет». Она танцевала сначала в «Метрополитен-опера» – с 1935 по 1938 год, затем гастролировала как самостоятельный коллектив. В 1936 году Баланчин поставил балет «Убийство на Десятой авеню». Первые рецензии были уничтожающими. Баланчин оставался невозмутимым; он твердо верил в успех. Успех пришел после десятилетий напряженного труда: явились и неизменные восторги прессы, и многомиллионный грант от Фонда Форда, и портрет Баланчина на обложке журнала «Тайм». И главное – переполненные залы на представлениях его балетной труппы. Джордж Баланчин стал признанным главой американского балета, законодателем вкусов, одним из лидеров неоклассицизма в искусстве.

В 1940 году Баланчин стал гражданином США.

В 1941 году он создал для латиноамериканских гастролей американской труппы «Америкен балле караван» два самых знаменитых своих спектакля – «Балле Империал» на музыку П.И. Чайковского и «Кончерто барокко» на музыку И.С. Баха. В 1944 и 1946 годах Баланчин сотрудничал с «Русским балетом Монте-Карло».

В 1946 году Баланчин и Кирстайн основали труппу «Балетное общество». В 1948 году Баланчину предложили руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» стало Нью-Йоркским городским балетом.

Казалось бы, Баланчину, воспитанному на классическом балетном репертуаре, получившему классическое музыкальное образование, Чайковский должен быть ближе, чем, скажем, Пауль Хиндемит. Но круг его любимых композиторов был широк. Он включал Чайковского и Прокофьева, Стравинского и Баха, Моцарта и Глюка, Равеля и Бизе, Бернстайна и Голда, Гершвина и того же Хиндемита, которому он заказал музыку «Четыре темперамента» для открытия «Балетного общества».

Музыка означала нечто большее, чем остов для хореографии. Музыка давала импульс. Пока он не «видел» музыку, он не начинал работать. Никаких заранее заказанных сюжетов он не признавал: музыка решала все. Баланчин читал клавир с листа и сразу видел: его ли это музыка. Его музыкальное образование позволяло ему находить контакт с композиторами и вносить свои коррективы в оркестровки. Быстрота, с которой он ставил свои балеты, во многом зависела от его умения быстро читать клавир.

В 1950-1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых – «Щелкунчик» Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.

По меткому выражению Мориса Бежара, Баланчин «перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II». Он возвращал на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами.

Умер Баланчин в Нью-Йорке 30 апреля 1983 года, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке. Через пять месяцев после его смерти в Нью-Йорке был основан «Фонд Джорджа Баланчина». Ведущие американские газеты, редко между собой в чем-либо соглашающиеся, единодушно причислили Баланчина к трем величайшим творческим гениям двадцатого века; двое других – Пикассо и Стравинский…

Д. Трускиновская

Окончил Петроградское хореографическое училище в 1921 (ученик П. Гердта, С. Андрианова, Л. Леонтьева). Артист Мариинского театра в 1921-24: участвовал в премьере «Танцсимфонии» Ф. Лопухова; среди его партий: Жан («Жавотта» К. Сен-Санса), танец буффонов («Щелкунчик») и др. Одновременно учился в консерватории по классу фортепиано. Первые балетмейстерские опыты относятся к ученическим годам, позже сочинял концертные номера, танцы для драматических («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, «Эуген Несчастный» Э. Толлера) и оперных спектаклей (Малый театр).

В 1923 вместе с В. Дмитриевым, П. Гусевым и Ю. Слонимским организовал группу энтузиастов «Молодой балет», программа выступлений которого состояла в основном из номеров, поставленных Баланчиным. В концертах участвовали А. Данилова, Л. Иванова, О. Мунгалова, В. Вайнонен, П. Гусев, Л. Лавровский и др. Для артистов и поддерживавших их критиков, художников, театроведов основным было страстное стремление критически пересмотреть балетное наследие, жажда перемен в хореографии.

В 1924 Баланчин уехал за границу; в 1925-29 балетмейстер в труппе русского балета С. Дягилева; за это время осуществил 10 постановок: «Песнь соловья» И. Стравинского, «Барабау» В. Риети, «Пастораль» Ж. Орика, «Кошка» A. Core, «Аполлон Мусагет» И. Стравинского, «Блудный сын» С. Прокофьева и др. В дальнейшем - балетмейстер «Русского балета в Монте-Карло » (1932), «Балета 1933» и др.

В 1934 в США организовал балетную школу и труппу, которая с 1948 носит название «Нью-Йорк сити балле ». Баланчин - один из немногих зарубежных хореографов, создавших постоянную труппу со своим репертуаром. Количество его постановок огромно (около 100). Среди них балеты И. Стравинского - «Игра в карты » (1937), «Орфей» (1948), «Агон » (1957) и др., балеты на музыку Чайковского - «Серенада » (1935), «Тема с вариациями » (1947); на музыку М. Равеля - «Вальс » (1951), М. Глинки - «Глинкиана» (1967), И. С. Баха - «Кончерто барокко» (1941), В. А. Моцарта - «Концертная симфония» (1948), Ф. Мендельсона - «Шотландская симфония » (1952); Ж. Бизе - «Симфония, или Хрустальный дворец » (1948); П. Хиндемита - «Четыре темперамента» (1946), «Метаморфозы» (1952); А. Веберна - «Эпизоды» (1959) и др. Большинство его сочинений одноактны, но Баланчин ставил и многоактные балеты - «Щелкунчик» П. Чайковского (1954), «Дон Кихот» Н. Набокова (1965). В 1962 и 1972 труппа «Нью-Йорк сити балле» гастролировала в СССР.

(настоящее имя - Баланчивадзе Георгий Мелитонович)

(1904-1983) русский и американский танцовщик и балетмейстер

Баланчин происходил из известной музыкальной семьи, его отец - Мелитон Баланчивадзе - справедливо считается классиком грузинской музыки, младший брат Андрей являлся известным советским композитором.

Любопытно, что Георгий стал танцовщиком случайно. Его готовили к военной карьере, но однажды он отправился вместе со старшей сестрой на пробы в хореографическое училище. Ей прочили большое будущее балетной артистки. Вместе с ней прошел экзамен и шестилетний Георгий. Его пластика настолько поразила комиссию, что, несмотря на слишком юный возраст, он был принят в училище. Так Баланчивадзе неожиданно для самого себя оказался на артистическом поприще.

В театральном училище его педагогами были известные русские танцовщики С. Андрианов и П. Гердт. Уже на третьем году обучения Георгий выступил в сольной партии на сцене Мариинского театра. Это была небольшая роль обезьяны в балете «Дочь фараона».

Во время революционных событий 1917 года хореографическое училище закрывается. Отец Георгия вместе с семьей уезжает в Тифлис, где его назначают министром культуры только что образованной Грузинской республики, а Георгий остается в Петрограде совсем один. В ожидании возобновления занятий в училище он был вынужден зарабатывать на жизнь тапером в кинотеатрах, а также работать аккомпаниатором. В 1920 году Баланчивадзе возобновил занятия в хореографическом училище и одновременно поступил на первый курс Петроградской консерватории по классу фортепиано. Он считал, что музыкальная подготовка крайне необходима для будущей работы.

После окончания училища он был принят в труппу бывшего Мариинского театра, однако в первые годы ему пришлось танцевать лишь в кордебалете. Его долгое время не допускали до сольных выступлений, поскольку поставленный им на сцене училища дуэт «Ночь» на музыку А. Рубинштейна был оценен как скандальная эротическая выходка. Все объяснялось просто: своеобразная пластика самого Баланчивадзе и подчеркнуто авангардистская стилистика оформления в те годы оказались слишком непривычными для русского зрителя, воспитанного на традициях классического балета, где главным было соблюдение установленных жестов и поз.

Одно время артист даже подумывал о том, чтобы порвать с хореографией, но начавшиеся в Петрограде гастроли известного хореографа К. Голейзовского неожиданно вдохновили его. Предложенная маэстро система переосмысления классической пластики произвела на Георгия сильнейшее впечатление, и вместе с группой молодых танцовщиков он создает небольшую труппу «Петроградский академический молодой балет», подготовив концертную программу из классических и современных номеров. Труппа выступает на различных сценах Петрограда и Москвы, и постепенно к Баланчивадзе приходит известность, его приглашают на постановки в различные театры. К пятилетию революции он ставит пантомиму для хора и солистов на тему поэмы А. Блока «Двенадцать», другие танцевальные номера в разных драматических спектаклях. Одновременно артист начинает понимать, что атмосфера творческого поиска чужда крепнущей в стране власти, и в 1924 году вместе с группой артистов выезжает на гастроли в Европу. В Париже он встречается с С. Дягилевым. Именно по его настоянию Баланчивадзе меняет фамилию на более удобопроизносимую и становится Джорджем Баланчином.

Вскоре он становится ведущим балетмейстером труппы, плодотворно работает с композитором И. Стравинским, который специально для него перерабатывает партитуру своего балета «Песни соловья». Исполнение этой постановки приносит молодому хореографу успех и признание французской публики, что было редкостью в мировой практике.

В труппе Дягилева Баланчин ставил балеты как русских, так и французских композиторов. Наибольшей популярностью пользовался балет С. Прокофьева «Блудный сын» (1928), в котором Баланчин сам исполнял главную роль. К сожалению, эта работа стала последней премьерой «Русских сезонов». Смерть Дягилева оборвала столь плодотворный союз крупнейших мастеров русской культуры XX века.

После распада дягилевской труппы Баланчин несколько лет работает в русском балете Монте-Карло. Но после конфликта с ведущим танцовщиком Л. Мясиным покидает труппу и организует собственный балетный театр. Баланчин оказался в трудных условиях, поскольку в годы экономического кризиса было сложно найти финансовую поддержку, но ему снова повезло. В 1933 году он познакомился с американским бизнесменом Л. Кирстейном, который пригласил танцовщика работать в США.

Принимая приглашение, Баланчин и не предполагал, что этот шаг изменит всю его дальнейшую жизнь. Казалось, все его мечты наконец стали сбываться. Кирстейн взял на себя все организационные проблемы, освободив Баланчина для спокойной творческой деятельности. Уже в 1934 году начала выступать организованная им труппа «Американ бэлет». Это была первая в США постоянно действующая профессиональная балетная труппа.

Одновременно с первыми постановками была открыта и балетная школа. Это позволило Баланчину обновлять состав труппы и одновременно увеличило ее престиж.

Он проработал в США более пятидесяти лет, создал особое направление в мировой балетной культуре, где сочетались традиции классического танца с новыми приемами, отражавшими мировосприятие человека XX века.

В отличие от многих других эмигрантов, Баланчин никогда не страдал ностальгией по прошлому. Возможно, у него на это не оставалось времени (чтобы удерживать труппу на пике популярности, ему приходилось постоянно выпускать новые спектакли). Свою работу он шутливо сравнивал с деятельностью кулинара, который должен все время кормить публику чем-то новым. Вместе с тем Баланчин приложил много усилий для сохранения хореографических шедевров прошлого. Он возобновил на американской сцене все постановки М. Петипа. Сам балетмейстер считал, что должен не просто привлекать публику, но и постоянно воспитывать ее вкус.

Правда, многоактные балетные спектакли не увлекали Баланчина. Более всего ему удавались одноактные балеты, хореография которых напоминала симфоническую музыку. Так, он поставил 27 балетов на музыку различных симфонических произведений П. Чайковского.

Баланчин воспитал целую плеяду американских балерин

и танцовщиков - В. Верди, А. Кента, Г. Кирклендта,

П. Мак-Брайта, С. Фарелла.

Отношения Баланчина с отечественным балетом складывались непросто. Только в 1962 году во время наступившей в России оттепели труппа Баланчина была приглашена на гастроли в СССР. Балетмейстер заявил о своем желании работать с советскими артистами, но его предложение не было принято, и он снова уехал. Потом Баланчин посетил родину в 1972 году, но вновь предложение о совместной работе было проигнорировано.

В конце жизни Баланчин много занимался благотворительностью, организовав специальный фонд для поддержки начинающих балерин и танцовщиков.

Он не только все время искал новое, но и стремился использовать достижения науки и техники. В частности, применял в своих постановках освещение лучом лазера и электронные звуковые эффекты. Для каждого музыкального произведения Баланчин находил свой неповторимый музыкальный и хореографический образ. Одна из последних его постановок - балет И. Стравинского «Пульчинелла».