Е тиличеевой. Советские композиторы - детям

Е тиличеевой. Советские композиторы - детям

Программное содержание. Учить детей согласовывать движения с ха­рактером и формой программных музыкальных произведений; выразитель­но воплощать образы игры.

Задачи. Совершенствовать навыки восприятия музыки; воспитывать вни­мание, выдержку, ориентировку в пространстве, развивать творческую ак­тивность.

Но однажды приехали в лес звероловы, чтобы поймать зверей для зоопар­ка. Устроили звероловы свой лагерь на опушке и осторожно вошли в лес. Идут они по лесу, останавливаются, к шорохам лесным прислушиваются. Зашли в самую чащу и залегли в кустах. А в лесу тихо-тихо. Лишь кукушка кукует, да птицы щебечут. Но вот вышли из берлог своих медведи. Идут они по лесу, переваливаются. К кустам подошли... выскочили тут ловкие звероловы из кус­тов, накинули на медведей большие сети и всех их поймали. Отправили медве­дей в свой лагерь, а сами опять спрятались. Вновь тишина наступила.

Вдруг выскочили из чащи волки. Они большими прыжками пересекали поляну, останавливались и протяжно выли. Выбежали звероловы из кустов и волков всех поймали. Их тоже отправили в лагерь, а сами вновь в кустах затаились около красивой поляны. Долго они ждали. В лесу было тихо-тихо. Но вот на поляну выпрыгнули зайчики. Они кружились на зеленой траве и оказались совсем близко от кустов. А звероловы уже тут как тут. Всех зай­чиков поймали и привели в свой лагерь. Там звероловы посадили всех зверей в клетки, погрузили клетки на большой грузовик и повезли в зоопарк».

Методика разучивания. На первом занятии дети слушают образный рас­сказ и музыку к игре. Проводится распределение ролей по желанию детей (все движения персонажей разучиваются предварительно в образных упраж­нениях). Педагог следит за ходом игры, не останавливая ее. После заверше­ния игры дает пояснения и вновь проводит игру. Если в действиях детей име­ются неточности, на последующих занятиях педагог вновь проводит ряд образных упражнений. В дальнейшем, при совершенствовании игры, можно перемежать образный рассказ со слушанием музыки, использовать музы­кальные загадки, рассказ сюжета одним из детей, исполнение игры по под­группам (артисты - зрители) с оценкой движений товарищами. Разученную игру рекомендуется использовать как спектакль, включив ее в сценарий ве­чера досуга или праздника.

Тиличеева Е. Н.

Елена Николаевна (р. 4(17) XI 1909, Москва) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1952. В 1937 окончила Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова (ранее занималась у Р. М. Глиэра). В 1937-41 и 1943-47 преподавала в Муз. уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова в Москве, в 1941-43- в Томском муз. уч-ще. Преимуществ. внимание в творчестве уделяет музыке для детей. Автор разнообразных по тематике и содержанию песен и хоров для детей школьного и дошкольного возрастов. Многие её произв. прочно вошли в репертуар детских хор. коллективов, многочисл. радиопостановки с музыкой Т. составили сб. "Играйте вместе с нами" (М., 1954). Важным методич. материалом для музыкально-воспитат. работы являются сб. Т. "Маленькие песенки" (1961, 1968), а также песни, помещённые в сб-ках "Музыкальный букварь" (М., 1961, 1973) и "Школа хорового пения" (вып. 1-2, М., 1966-71, вып. 1, 1973).
Сочинения : для солистов, хора и орк. - оратория Памяти погибших героев (сл. С. И. Близкого, 1942), кантаты (для детей) Спасибо, родная страна (сл. Л. В. Некрасовой, 1959), Ленин (сл. М. И. Ивенсен, 1960), Пионерский салют героям (сл. Я. А. Халецкого, 1974); для орк. - симфония (1937); камерно-инстр. ансамбли - соната (1938) и пьесы (для детей) для скр. и фп., струн. квартеты (1946, 1956); хoры (a cappella) Родина (1976), Вечерняя песня (1978), Прекрасны вы, поля земли родной (сл. М. Ю. Лермонтова, 1979), хоры с фп., в т. ч. на сл. С. А. Есенина; для голоса и орк. - Новогодние песни (сл. Е. Ф. Трутневой, 1949); для голоса и фп. - романсы на слова рус. и сов. поэтов, циклы песен для детей, в т. ч. О весне (сл. А. А. Кардашовой и Н. П. Найдёновой, 1945), Мишин день на даче (слова Т., 1946), Радуга (слова народные, 1948), Зима (сл. Л. В. Некрасовой, 1947), Календарь (сл. С. Я. Маршака, 1947), Наш день (слова народные, 1953); музыка к драм. спектаклям, радиопостановкам. Литература : Карышева Т., Творчество, посвященное детям, "МЖ", 1969, No 20; её же, Елена Николаевна Тиличеева, в сб.: Они пишут для детей, вып. 1, М., 1975; Викторов В., Искусство Елены Николаевны Тиличеевой, "Дошкольное воспитание", 1978, No 3. Т. И. Карышева.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Тиличеева Е. Н." в других словарях:

    Род. 17 ноября 1909 в Москве. Композитор. В 1937 окончила Моск. конс. по кл. композиции А. Н. Александрова. Преподаватель муз. школы Таганского р на Москвы (1937 1941) и Муз. училища им. M. M. Ипполитова Иванова (1937 1946). Соч.: оратория… …

    - (род. 1888) современный композитор, испытавший влияние Чайковского, затем Дебюсси, Метнера и отчасти Скрябина. До 1924 издано свыше 20 опусов его сочинений (струнный квартет, романсы, пьесы для фортепиано, в том числе 5 сонат). Александров,… … Большая биографическая энциклопедия

    Андрей Яковлевич Аболин латыш. Andreis Āboliņš … Википедия

    Происходил из старинного дворянского рода. Вступив в 1795 г. в Пажеский корпус, он 2 го августа 1802 г. был выпущен из камер пажей в корнеты Александрийского гусарского полка, а 21 го августа того же года переведен, с чином прапорщика, в… … Большая биографическая энциклопедия

    - (5.3.1803 28.6.1867). Мичман Гв. экипажа. Воспитывался в Морском кадет. корп., куда поступил 25.6.1812, гардемарин 23.6.1817, унтер офицер 16.2.1820, произведен в мичманы и определен в 1 фл. экипаж 23.2.1820, переведен в Гв. экипаж 15.3.1823,… … Большая биографическая энциклопедия

    - (25.3.1796 1870 или 1871). Отставной капитан, бывший адъютант вел. кн. Константина Павловича. Отец статс секретарь, поэт Юрий Александрович Нелединский Мелецкий (6.9.1752 13.2.1829), мать княж. Ек. Ник. Хованская. Армии унтер офицер (1812),… … Большая биографическая энциклопедия

    Анатолий Николаевич (p. 13 (25) V 1888, Москва) советский композитор, пианист, педагог. Нар. арт. СССР (1971). Доктор искусствоведения (1941). Занимался по теории музыки у Н. С. Жиляева и С. И. Танеева (1907 10), в 1916 окончил Моск.… … Музыкальная энциклопедия

    Музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтич. содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной Д. м. свойственны программность, элементы… … Музыкальная энциклопедия

    Николай Павлович Тиличеев (1810(1810) после 1850) директор Демидовского лицея в Ярославле в 1848 1850 годах. Биография Родился в 1810 году; происходил из дворян Тульской губернии. Образование получил домашнее. В 1827 году… … Википедия

Задачи:

формирование навыка ритмичной ходьбы, развитие слухового внимания, умения начинать и закан­чивать движения под музыку.

1. Зашагали ножки - топ, топ, топ!

Ну-ка, веселее - топ, топ, топ.

Вот как мы умеем - топ, топ, топ.

2. Зашагали ножки - топ, топ, топ!

Прямо по дорожке - топ, топ, топ.

Топают сапожки - топ, топ, топ.

Это паши ножки - топ, топ, топ.

Под пение воспитателя дети маршируют по комнате и в конце музыки останавливаются - стоп.

2 . ЛАДОШЕЧКА

На мелодию русской народной песни "Я на горку шла"

Задачи:

Это упражнение способствует установлению теплых, до­верительных отношений между воспитателем и ребенком.

1. Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

2. На - ладошечку, моя крошечка,

Ты погладь меня по ладошечке.

Воспитатель предлагает показать свои ладошки, дети про­тягивают их. Воспитатель на первый куплет гладит ладошки детей двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ла­дошки детям, и они поглаживают. Надо успеть поприветство­вать всех детей!

3. ДА-ДА-ДА!

Слова Ю. Островского, музыка Е. Тиличеевой

Упражнение развивает у детей слуховое внимание, коор­динацию движений, чувство ритма.

1. Ручками мы хлопнем - да-да-да-да!

Ножками мы топнем - да-да-да-да!

2. Ручками помашем - да-да-да-да!

Ножками попляшем - да-да-да-да!

Дети выполняют движения по тексту, на заключение бе­гут и присаживаются на корточки.

Слова И. Плакиды, музыка Т. Ломовой

Упражнение развивает координацию движений, чувство ритма. Способствует повышению эмоционального тонуса, со­зданию хорошего настроения.

1. Где же, где же наши ножки, Дети сидят на корточках,

Где же наши ножки? обхватив колени.

Где же, где же наши ножки -

Нету наших ножек.

Вот, вот наши ножки, Встают и топают ножками.

Вот где наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки.

2. Где же, где же наши ручки, Прячут ручки за спину.

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки -

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки, Показывают ручки,

Во-от наши ручки, вращая кистями.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки!

3. Где же, где же наши детки - Закрывают глазки ладошками.

Где же наши детки?

Где же, где же наши детки -

Нету наших деток.

Вот, вот наши детки, Открывают глазки,

Во-от наши детки! приплясывают и

Пляшуг, пляшуг наши детки, хлопают в ладоши.

Маленькие детки!

5. ЧОК ДА ЧОК!

Слова и музыка Е. Макшанцевой

Упражнение формирует элементарные плясовые навыки у малышей, расширяет их двигательный опыт, развивает уме­ние координировать движения с музыкой.

1. Чок да чок - танцуют дети. Выставляют ножки

Чок-чок-чок, чок-чок-чок! на пятку.

Чок да чок - танцуют дети,

Выставляя каблучок.

Припев: Побежали наши дети Дети бегут по кругу

Все быстрее и быстрей, друг за другом.

Заплясали наши дети

Веселей, веселей!

2. Хлоп да хлоп - танцуют дети. Дети хлопают в ладоши

Хлоп да хлоп - пустились в пляс, по два хлопка справа и слева.

Хлоп да хлоп - танцуют дети,

Очень весело у нас!

Припев.

3. Приседают наши дети, Дети делают полуприседания,

Приседают дружно враз. ручки на поясе.

Приседают наши дети -

Вот как весело у нас!

Припев. Дети бегут по кругу друг за другом.

4. Чок да чок - танцуют дети. Повторить движения

Дети подпевают воспитателю.

Возле елочки зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Из-за корочки подрались,

Очень громко разорались:

Кар-кар-кар!

Воспитатель:

Друг утенка - воробей

Хлеб унес от голубей.

Съел горбушку всю до крошки,

А на ужин будут мошки.

Погладим, дети, воробышка.

Игра «Прилетела птичка» (с. 10)

Воспитатель. У утенка самый веселый друг - котенок. (Показывает котенка.)

В доме все летит вверх дном -

Кот играется с клубком.

Отдохнет потом слегка -

Выпьет миску молока.

Воспитатель. Другой друг утенка - мышонок. (Показывает мышонка.)

Мышка, знают все давно,

Ест и крошки, и зерно.

Но известно на весь мир,

Как мышата любят сыр.

Мышки играют с котенком.

Игра «Кот и мыши» (см. приложение, с. 112)

Воспитатель. Но как только начинает идти дождик, утенок и его друзья спешат домой.

Игра «Солнышко и дождик» (с. 20)

Воспитатель. Вот сколько у утенка друзей. Давайте их назовем.

Воспитатель показывает игрушки, дети их называют.

Занятие 9

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки: кот, котенок, белка.

Воспитатель показывает детям игрушечного кота.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам сегодня пришел. (Гладит кота.)

Котичек-коток -

Серенький лобок.

Ласков Вася да хитер,

Лапки бархатные,

Ноготок остер.

У Васютки ушки чутки,

Усы длинны,

Шубка шелковая.

Ласкается кот, выгибается,

Хвостиком виляет,

Глазки закрывает,

Песенку поет.

К. Ушинский

Мы тоже котику песенку споем.

Песня «Котенька» (см. приложение, с. 111)

Воспитатель. У кота Василия есть маленькие ребятки - серые котятки. (Показывает котенка.)

Котятки, котятки,

Малые ребятки!

А кто у вас больший?

А кто у вас меньший?

Мы все подрастем,

За мышами пойдем.

Русская народная потешка

Пошли котята искать мышей. Старшие котята шли большими шагами, а маленькие котятки - маленькими.

Упражнение «Ноги и ножки» (с. 15)

Воспитатель. Мышки услышали, как большие котята топали, и все попрятались. Встретили котята утенка. (Показывает утенка.) Он угостил их рыбкой.

Воспитатель. Кот Василий стал учить котят ловить мышеи. Он велел им ходить неслышно, чтобы не вспугнуть мышку.

Попадешься, мышка - не прогневайся!

Глазки-то большие,

Лапки, что стальные,

Зубки-то кривые,

Когти выпускные!

К. Ушинский

Воспитатель. Научились котята мышек догонять, и пошли с котом на прогулку. На опушке леса они увидели расшалившихся белочек, которые прыгали с ветки на ветку. (Показывает белочку.)



Упражнение «Белочки» (с. 24)

Воспитатель. Белочки научили котят танцевать.

Воспитатель. Котята плясали целый день. Вот начался дождик, и котята побежали домой.

Не ходите под дождем,

Не мочите лапки.

Поскорей домой пойдем

И наденем тапки,

Теплые тапочки

На кошачьи лапочки.

Песня «Дождик» (см. приложение, с. 107) Дети выходят из зала, подражая движениям кота.

Занятие 10

КОТ ВАСИЛИЙ

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки: кот, мышка, малыш в колыбельке; барабан для каждого ребенка; запись колыбельной песни.

Воспитатель показывает кота-игрушку и ведет с ним диалог.

Воспитатель. Здравствуй, Васенька! Кот. Мяу!

Воспитатель. Иди сюда, мой хороший, мой красивый. (Гладит кота.) Мы про тебя сейчас песенку споем.

Песня «Котенька» (см. приложение, с. 111)

Воспитатель инсценирует стихотворение «Кот Василий» А. Крылова.

Кот Василий, где ты был?

Я мышей ловить ходил...

Почему же ты в сметане?

Потому что был в чулане...

Долго ль был там?

Полчаса...

Ну и что там?

Колбаса...

А откуда же сметана?

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскорей,

Как ты там ловил мышей.

Там сидел я возле кваса...

Нюхал жареное мясо,

Только глянул на творог -

Вижу - мышка на порог!

Я - за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок.

Опрокинулся горшок,

На меня упало сало...

Где же мышка?

Убежала...

Игра «Кот и мыши» (см. приложение, с. 112)

Воспитатель показывает мышку. Воспитатель



Воспитатель

И достали барабан,

Заиграли - трам-там-там!

Тра-та-та, тра-та-та!

Не боимся мы кота!

Мы кота-воркота

Завернем за ворота.

Русская народная потешка

«Марш» Е. Тиличеевой (сборник «Музыка и движение», с. 23)

Воспитатель. Кот Василий недоволен, что мыши над ним смеются. Но хозяйка нашла ему работу.

Уж ты, котенька-коток,

Котик, серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Русская колыбельная песенка

Котик и говорит: «Сначала молочком напоите да пирожком угостите». Напекла хозяйка для Василия пышки.

Пальчиковая игра «Пышка»

Воспитатель:

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

Покушал котик и стал качать колыбельку, петь песенку малышу.

Песня с движениями «Колыбельная»

Воспитатель. Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной (кассета «Колыбельные»). Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.

Занятие 11

КОТ И КОШКА

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки: кот, кошка, утенок; барабан для каждого ребенка; запись колыбельной мелодии.

Воспитатель играет на барабане.

Воспитатель

Палочки сожми в руках,

Бей по коже на боках.

«Трам-тарарам-бан-бан!» -

Отзовется барабан.

«Марш» Е. Тиличеевой (с. 30)

Воспитатель

Бам-бам-бам! Бам-бам-бам! -

Барабан расскажет нам

Про котеюшку-кота,

Про Тимошку-воркота.

Песня «Котенька» (см. приложение, с. 111)

Воспитатель ведет диалог с котом-игрушкой.

Воспитатель

Котик, котик, милый котик,

Котик - бархатный животик,

Мягонькие лапки,

Коготки - царапки.

Хочешь, котик, молочка?

А сметанки, творожка?

Маслица топленого?

Мяу! Мяу!

Сала несоленого?

Мяу! Мяу!

Позвать котику мышку-пищалку?

Мур! Мур! Мур!

А собачку-рычалку?

Чур! Чур! Чур!

А. Богдарин

Не хочет котик играть с собачкой. Она громко лает, котика пугает. Лучше наш котенька поиграет с мышками. Притворился котик, что спит. Мышки сразу выбежали из норки.

Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите! Кота Ваську не будите.

Как проснется серый кот -

Разобьет ваш хоровод!

Шевельнул ушами кот -

И исчез весь хоровод.

Русская народная потешка

Игра «Кот и мыши» (см. приложение, с. 112)

Воспитатель. Набегался котик, наигрался, прибежал к ребяткам и просит:

Мяу-мяу! Накормите!

Мяу-мяу! Угостите!

Пышки-лепешки

Дайте немножко!

Мы не жадные. Кушай, котик, пышку, угощайся!

Воспитатель. Наелся котик, еще краше стал. Собрался в гости к своей знакомой кошечке.

У Тимоши, у кота

Шапка с мехом хоть куда.

Шубка полосатая,

Мордочка усатая.

Распушив атласный хвостик,

Поспешает к Муре в гости.

(Показывает игрушку кошку.)

А у Муры востры ушки,

Шляпа с бантом на макушке,

Капельные усики,

Туфельки малюсеньки.

Мура свой помадит ротик,

К ней идет Тимоша-котик.

Встретились хорошечки,

Ходят по дорожечке

Мимо свинок, мимо кур

И беседуют: «Мур-мур...»

Дети, к кому в гости пошел котик? Дети отвечают.

Утенок увидел, как котик и кошечка гуляют по дорожке, и очень удивился. (Показывает утенка.)

Пальчиковая игра «Утенок» (с. 23)

Воспитатель. Утенок очень любил танцевать. Он пригласил кота и кошечку поплясать вместе с ним.

Топы-топы, лапочки,

Мягонькие тапочки.

Пляшет кот и пляшет кошка.

Спляшем, деточки, немножко!

Танец «Веселая пляска» (см. приложение, с. 113)

Воспитатель

Очень весело плясали,

Но танцоры все устали.

Видно, надо отдыхать.

Будем, дети, крепко спать.

Дети ложатся на спину на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание любой колыбельной мелодии. Воспитатель на фоне музыки читает стихотворение.

Дремлет хвостик, дремлют лапки,

Спи, мой котенька, на лавке.

Ты на ушко мне мурлычь,

Чтоб не снились волк и сыч,

Чтобы мышки не скребли,

Чтоб приснились корабли,

Сказочные, яркие

Корабли с подарками.

Отдохнули, подремали, А потом ребята встали.

Воспитатель. Посмотрите, дети, котик спит. Пойдемте тихонько, чтобы он не проснулся.

Дети тихо уходят из зала.

Занятие 12

УТКИ - БЕЛЕНЬКИЕ ГРУДКИ по мотивам стихотворения 3. Александровой

ОБОРУДОВАНИЕ

Две-три игрушечные уточки; барабан для каждого ребенка; запись голоса утки.

Воспитатель. Кончается осень. На улице холодно. Падает первый снег.

Стихотворение с движениями «Падает снежок»

Падает снежок, Поднимают руки вверх и
Белый холодок, медленно опускают их, де-
И летят снежинки на дорожку. лая мягкие взмахи кистями-
Милый мой дружок, Вытягивают вперед то одну
Маленький дружок, руку, то другую.
Подставляй скорее ты ладошки. Вращают кистями рук.
Пусть летает снег,
Пусть летает снег,
В воздухе кружится и порхает, Вытягивают руки вперед и
А как на ладошки
Наши упадет, поворачивают ладони то
вверх, то вниз.
Сразу тот снежок растает. Прижимают ладони друг к
другу на последнем слове.

Воспитатель

Снег посыпал в ноябре,

Значит, все в порядке.

Будет горка во дворе,

Выноси лопатки.

Е. Авдинко

Покажем, что мы будем делать зимой.

Стихотворение с движениями «Снежный дом»

Воспитатель. Посмотрите, какой домик мы слепили из снега. (Играет на барабане.)

Барабанит барабан:

«Приходите, гости, к нам!»

«Марш» Е. Тиличеевой (с. 30) Воспитатель

Пришли в гости утки -

Беленькие грудки.

Вышли утки на снежок,

На высокий бережок,

Серенькие утки,

Беленькие грудки.

Пальчиковая игра «Утенок» (с. 23)

3. Александрова

Танец «Веселая пляска» (см. приложение, с. 113 )

Воспитатель

Закружился хоровод,

Проломился тонкий лед.

В пруд нырнули утки -

Беленькие грудки!

Подплыли утки к нашему ледяному дому. Давайте накормим уток пышками-лепешками.

Угощайтесь, утки -

Беленькие грудки.

Пальчиковая игра «Пышка» (с. 30)

Воспитатель. Поклевали уточки пышки и поплыли по пруду.

Снова ожил старый пруд,

Там кораблики плывут -

Это наши утки -

Беленькие грудки.

Скоро станет совсем холодно, пруд замерзнет, покроется крепким льдом. Не смогут зимой плавать утки. Полетели уточки на юг, в теплые страны, туда, где нет холодной зимы.

До свиданья, утки -

Беленькие грудки!

Занятие 13

ЗАЙЧИК В ГОСТЯХ У РЕБЯТ

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка зайчик; погремушки для каждого ребенка; бубен; запись колыбельной песни.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на улицу. На земле лежит снег, быстро темнеет, холодно. Это пришла зима.

Здравствуй, зимушка-зима!

Замела ты все дома,

Елки в шапки нарядила,

Белой шалью двор укрыла,

Снег в сугробы намела.

Все бело - зима пришла!

А. Берлова

Дети зиме радуются: можно снеговиков лепить, на санках кататься, снежный дом построить.

Воспитатель. Зайчику в лесу холодно да голодно. (Показывает зайчика.)

Стежки-дорожки

Вьюгой замело.

Хочется, хочется

Зайчику в тепло.

Д. Новиков

Песня «Заинька» М. Красева (сборник «Песни для детского сада», с. 37 )

Действие сопровождается показом игрушки.

Прыгает заинька,

Прыгает беленький.

Зайка прыг! Зайка скок!

Холодно заиньке,

Холодно белому.

Как быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой?

Голодно заиньке,

Голодно белому.

Кто б меня накормил,

Прыгать больше нету сил!

Ах, ты, наш заинька!

Ах, ты, наш беленький!

Приходи в детский сад,

Погости ты у ребят!

Л. Некрасова

Воспитатель

Беленький, беленький

Сыплется снежок.

Бедненький, бедненький

Зайка, мой дружок.

Д. Новиков

Дети, покажем, как падает снег.

Воспитатель

Бедного заиньку

В гости пригласим,

Сладкой морковкой

Зайку угостим.

Зайка как услышал, что его дети ждут, быстро поскакал в детский сад.

Воспитатель. Прибежал зайка в детский сад, а ребята стали его горячим, чаем угощать.

С малиновым вареньем,

С рассыпчатым печеньем,

С кренделями, с булками,

С пряниками, с бубликами.

Отогревайся, длинноухий!..

Д. Новиков

Пальчиковая игра «Пышка» (с. 30)

Воспитатель. Зайка обогрелся, повеселел. Стал рассматривать игрушки. Понравились ему игрушки не простые, а музыкальные. В лесу таких игрушек нет. Давайте зайчику скажем, как они называются.

Воспитатель загадывает загадки и играет на соответствующем инструменте, дети его называют.

Ладошкой ударять мы будем,

Ответит очень звонко... (бубен).

Загремела возле ушка

Громко наша...

(погремушка).

Научим, дети, зайчика играть на погремушке и на бубне.

Воспитатель

Поиграй-ка с ребятишками,

Зайка, заинька, зайчишка!

Игра «Заинька» (см. приложение, с. 110)

Воспитатель

А теперь пора игру кончать,

Надо ребятишкам отдыхать.

Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на покой.

А у наших у ворот

Зайки водят хоровод.

Русская народная детская песня

Танец «Веселая пляска» (см. приложение, с. 113)

Воспитатель

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам - под осинку,

А деткам - на перинку.

Русская народная колыбельная песня

Песня с движениями «Колыбельная» (с. 31)

Воспитатель

Вот и заинька наш спит,

Сладко носиком сопит.

Баю-баю, баиньки!

Спи ты крепко, заинька!

Дети тихо уходят из зала под запись «Колыбельной», стараясь не разбудить зайчика.

Занятие 14

ЗАЙКИН ДОМ

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки: зайчик, несколько маленьких зайчиков, волк; фланелеграф; картинка для фланелеграфа ледяной дом; бубен; погремушки для каждого ребенка; запись любой колыбельной мелодии.

Воспитатель. Ребятки, какое сейчас время года? Зима Снег идет каждый день.

Вечером зимним

Падают звезды,

Падают с неба

На город морозный.

Тают неслышно

Звезды-снежинки

И на ладошке

Блестят, как слезинки.

В. Степанов

Стихотворение с движениями «Падает снежок» (с. 34)

Воспитатель. В лесу живет зайчик. Скажите, ребята, какого цвета зимой стала шубка у заиньки?

Дети отвечают.

Летом зайка носил серую шубку, а зимой надел белую. Но холодно зайке зимой в лесу.

Жил-был зайчик,

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

В. Хорвал

Песня «Заинька» (с. 38)

Воспитатель

Бедный зайка!

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно,

Волка нет.

И дают морковку

В. Хорвал

Покажем, как зайчик поскакал к ребятам.

Упражнение «Зайчики» (с. 39)

Воспитатель. Накормили ребята зайчика морковкой. (Кормит зайчика.) Зайка рассказал о своем житье-бытье.

Зайцу холодно зимой.

Про себя решил косой: -

Вот придет весна, потом

Я себе построю дом.

И. Краснобаева

Не надо, зайка, ждать весны. Мы для тебя сейчас построим дом из снега.

Стихотворение с движениями «Снежный дом» (с. 35)

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе ледяной домик.

Воспитатель. Посмотри, заинька, какой красивый дом получился. Все зайчики будут жить в новом доме. (Ставит перед домом зайчиков.)

Начинается веселье.

Скоро будет новоселье.

На праздник зайка всех зовет,

Пышки для гостей печет.

Пальчиковая игра «Пышки» (с. 30)

Воспитатель

Зайка праздник начинает.

Для гостей оркестр сыграет.

Песня «Бубен и погремушки» (см. приложение, с. 115)

Воспитатель

Надоело заиньке стоять,

Зайка хочет поплясать.

Воспитатель. Услышал про новоселье волк. Пришел он в гости, угостился пышками и стал с зайчиком играть.

Игра «Зайцы и волк»

(на мотив песни «Маленькая елочка» М. Красева, сборник «Песни для детского сада», с. 38)

Маленьким заинькам Дети-«зайцы» прыгают на
Холодно зимой, обеих ногах по всему залу.
Прыгают заиньки
Под большой сосной.
Лапкой о лапочку Стоя на месте, хлопают
Хлопают они, ладонями друг о друга.
Очень холодные Встряхивают опущенными
Наступили дни. кистями рук («дрожат»).
Слушают зайчики: Приставляют ладошку то
Это волк идет. к одному уху, то к другому-
Но в сугробе зайчиков Грозят пальчиком.
Серый не найдет. Из сугроба длинные «Зайцы» приседают. Между
ушки торчат. ними ходит воспитатель с
Я поймаю маленьких, игрушечным волком.
Догоню зайчат. Дети-«зайцы» убегают от
«волка» на места.

Воспитатель

Входит вечер на порог,

В небе звезды он зажег.

В доме тихо, тихо-тихо.

Задремала мать-зайчиха.

И. Пивоварова

Быстро, зайчики, в кровать!

В новом доме будем спать!

Песня с движениями «Колыбельная» (с. 31)

Воспитатель укладывает зайчиков спать. Дети на цыпочках уходят из зала под запись «Колыбельной».

Занятие 15 БЕЛКИНА ПОМОЩНИЦА

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки: зайчик, белочка, волк, Дед Мороз; корзинка, в которой лежат орех, шишка, желудь, ягодка, грибок; фланелеграф; картинки для фланелеграфа: елка, елочные игрушки (грибок, ягодка, орех, шишка, желудь, шарик, фонарики), ледяной дом; бубен; погремушки для каждого ребенка.

Воспитатель показывает игрушки зайчика и белочку.

Воспитатель. Жили в лесу друзья - белочка и зайчик. Белочка умеет прыгать, и зайчик тоже хорошо прыгает. Летом они часто прыгали и играли на полянке. Давайте и мы так попробуем.

Мы сегодня белочки,

Мы сегодня зайчики,

Прыгаем и скачем,

Никогда не плачем.

Воспитатель. Однажды белочка сплела из ивовых прутьев корзинку.

Зачем тебе корзинка? - удивился зайчик.

Эта корзинка не простая, она - моя помощница, - ответила белочка.

Как это? Почему корзина помощница.

А вот сам увидишь, - загадочно сказала белочка и стала собирать в корзинку шишки и орехи.

Далеко еще зима,

Но не для потехи

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи...

Знает маленький зверек:

Запасаться надо в срок.

В. Степанов

Полна корзинка у белочки. Давайте поглядим, что белка насобирала.

Воспитатель достает из корзинки ягоды, орехи, шишки, грибы, желуди. Дети их называют.

Зайцу было не понятно, зачем белочка все это собирала. Сам он никогда никаких запасов на зиму не делал. Зато под теплым, летним солнышком веселился со своими братишками-зайчишками, песни пел да на инструментах играл.

Песня «Бубен и погремушки» (см. приложение, с. 115)

Воспитатель. Прошло лето.

За ним миновала осень. Наступила зима.

Все укутал пухлый снег,

Словно теплый, белый мех.

В. Фетисов

Стихотворение с движениями «Падает снежок» (с. 34)

Воспитатель. Белочка в своем дупле сидит, орешки из корзинки достает и грызет их - вот так.

Дети стучат зубами, показывая, как грызут орешки.

Зайчик сменил шубку. Какого цвета он стал? Дети отвечают.

Правильно, белого. Белый снег, белый зайчик. Когда волк идет, зайка сразу прячется в снегу. (Показывает волка.)

В лесу волку холодно!

В лесу волку голодно!

Вот и воет на луну

Зимней ночью: «У-у-у, у-у-у, у-у-у!»

Игра «Зайцы и волк» (с. 42)

Воспитатель. Скоро Новый год наступит. (Показывает Деда Мороза.)

Посмотри, декабрь настал,

И пришли морозы,

Дед Мороз нарисовал

Нам на окнах розы.

А. Берлова

Воспитатель. Стали звери в лесу готовиться к новогоднему празднику. Выбрали елочку самую пушистую, самую стройную. Хотели ее украсить, а игрушек-то нет. Белочка принесла свою корзинку и стала на веточки вешать шишки и орехи золотые, ягодки разноцветные, грибочки да желуди. Вот корзинка и пригодилась. Дед Мороз повесил шарики и фонарики.

Воспитатель. Для Деда Мороза зверюшки построили! ледяной дом около елки.

Стихотворение с движениями «Снежный дом» (с. 35)

Воспитатель. Белочка из своей корзинки достала пирожки с ягодами и пышки.

Игра «Пышка» (с. 30)

Воспитатель. Кушает зайчик пышки и приговаривает: «Ну, и корзинка у белочки! Настоящая помощница: в ней и Белкина еда, и игрушки для елки, и пирожки для всех».

Потом звери встали в хоровод и заплясали около своей нарядной елочки.

Новогодний хоровод (по выбору)

Занятие 16 ЧУДО-ЕЛКА по стихотворению А. Богдарина

ОБОРУДОВАНИЕ

Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: большая елка из бархатной бумаги, белка, ежик, зайчик, птичка, мышка, кошка, собачка, светлячок, Дед Мороз, игрушки для елки (снежинка, бусы, яблоко, флажки, ягоды рябины, пирожок, рыбка, косточка, фонарики); игрушка волк; бубен; погремушки для каждого ребенка.

Воспитатель

Снова в гости к нам придет

Развеселый Новый год,

И подарков целый воз

Приготовит Дед Мороз.

Посмотрите, дети, елочка готовится к празднику. (Показывает елку из бархатной бумаги.) Прилетели снежинки, опустились на елочку. (Прикрепляет к елке снежинку.)

Стихотворение с движениями «Падает снежок» (с. 34)

Воспитатель

Приходите к нам, зверюшки,

Приносите нам игрушки -

Будем праздник приближать:

Будем елку наряжать!

Ребята, позовем к нам зверей. Сыграем в оркестре, чтобы они нас услышали и прибежали.

Песня «Бубен и погремушки» (см. приложение, с. 115)

Воспитатель. Первыми прибежали белочка и зайчик.

Воспитатель. За ними и другие звери пришли. Стали зверюшки наряжать елочку.

Воспитатель прикрепляет к елке украшения и выкладывает изображения зверей, рассказывает стихотворение.

Белка вышла из дупла -

Белка бусы принесла.

Ежик - яблоки-шары,

Зайцы - флаги из коры,

Птицы - ягоды рябинки,

Мыши - хлебные крупинки,

Рыбу в банке кот принес,

Кость из будки - старый пес...

Только свечек нет у елки -

Не блестят ее иголки.

Помогайте, светляки!

Зажигайте огоньки!

Вот как елочку украсили!

Воспитатель. Около елочки появляется Дед Мороз.

Дружно елку нарядили -

Дед Морозу угодили.

Он подарки раздает,

Он от радости поет.

Песня с движениями «Дед Мороз» (см. приложение, с. 115)

Воспитатель

Ай да звери - молодцы!

Ай да детки - умницы!

Дед Морозу угодили:

Чудо-елку нарядили.

Вот так елка!

Чудо-елка!

Замечательная!

А теперь пора играть,

Словно зайчики, скакать.

Игра «Зайцы и волк» (с. 42)

Воспитатель

А под елкой хоровод

Веселится и поет,

Потому что наступает

Славный праздник

Новый год.

Новогодний хоровод (по выбору)

Занятие 17 ПОДАРКИ ДЕДУШКИ МОРОЗА

ОБОРУДОВАНИЕ

Украшенная елка; игрушки: Дед Мороз, белка, мишка, птичка, зайчик, волк; подарки Деда Мороза: шишки, бочонок меда, ягоды рябины и малины, валенки, пирожок; погремушки для каждого ребенка.

Дети встают вокруг украшенной елочки. Под елкой стоит Дед Мороз.

Воспитатель

В январе настает

Долгожданный Новый год -

С санками, с коньками,

Со снеговиками.

А. Берлова

На праздник мы с вами елочку нарядили. Вот она какая красивая!

Пальчиковая игра «Елочка» (с. 45)

Воспитатель. На новогодний праздник собираются гости из леса.

Упражнение «Лесные гости»

Воспитатель

Ну-ка, елочка, светлей

Заблести огнями,

Чтобы лапы у зверей

Заплясали сами.

М. Клокова

Новогодний хоровод (по выбору)

Воспитатель

Дед Мороз под

Новый год

Всем подарки раздает.

Белочкам-малышкам

Подарил он шишки.

Действие сопровождается показом игрушек.

Рада белочка подарку, прыгает вместе с зайчиками.

Упражнение «Белочки и зайчики» (с. 43)

Воспитатель. Зайчики и белочки так громко прыгали, что разбудили спящего в берлоге мишку.

У-о-о! - взревел медведь. -

Как же тут не зареветь?

Я такие видел сны...

Разбудили до весны!

Дед Мороз подарил мишке бочонок душистого меда и погремушку. Мишка сразу заиграл на погремушке.

Игра «Тихие и громкие погремушки»

(на мотив украинской народной песни «Ой, лопну обруч»)

Воспитатель

А для птичек Дед Мороз

Сладки ягодки принес:

Ягодку-рябинку

И вкусную малинку.

Песня с движениями «Птичка»

Т. Попатенко (сборник «Музыка в детском саду. Первая младшая группа», с. 14)

Дед Мороз для заиньки

Приготовил валенки,

Чтоб он ножки не студил,

В теплых валенках ходил.

Заглянул опять в мешок,

Достал волку пирожок,

Пирожок-то вкусный,

С мясом, не с капустой.

Волк сегодня добрый, никого не обижает, даже с зайцами играет.

Игра «Зайцы и волк» (с. 42)

Воспитатель

Никого Дед не забыл,

Всем подарки подарил.

А затем Дед Мороз

Пощипал ребят за нос.

Песня с движениями «Дед Мороз» (см. приложение, с. 115)

Воспитатель. Вот и кончается праздник. Сейчас Дед Мороз поедет дальше, будет других детей веселить. Звери в лес уйдут. Только снежок будет падать на наши ладошки.

Стихотворение с движениями «Падает снежок» (с. 34)

Занятие 18 ПТИЧЬЯ ЕЛКА

ОБОРУДОВАНИЕ

Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: елка, дятел, воробей, синица, снегирь, кормушка; погремушка для каждого ребенка; игрушка кошка.

Воспитатель. Дети, какой праздник мы с вами недавно отмечали? Кто к нам на елку приходил? (Дети отвечают.) Мы с вами около елочки плясали, играли, хороводы водили, очка, наверное, тоже хотела бы с нами потанцевать.

Были бы у елочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на елочке игрушки -

Разноцветные фонарики, хлопушки.

К. Чуковский

Давайте расскажем, какие игрушки висят на елке.

Пальчиковая игра «Елочка» (с. 45)

Воспитатель

А недавно у ворот

Постучался Новый год.

Дети, за руки беритесь,

Заводите хоровод.

Новогодний хоровод (по выбору)

Воспитатель. В зимнем саду тоже есть елка.

У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

3. Александрова

Садитесь, дети, на санки,

Игра повторяется.

Воспитатель. Приехали мы к елочке. Посмотрим, какие птицы к ней прилетят.

Воспитатель рассказывает стихотворение и выкладывает на фланелеграфе изображения птиц.

Тут и дятел, и синицы,

Снегири и воробей -

Все хотят повеселиться

Возле елочки своей.

Не блестят на ней игрушки

И не светится звезда,

Но зато для птиц кормушки

Мы повесили туда!

3. Александрова

(Прикрепляет к елке изображение кормушки.)

Птички прилетели к кормушке, стали зернышки клевать и благодарить за угощение. Ребята, скажите мне, какие птички прилетели.

Дети называют птиц.

Песня с движениями «Птичка» Т. Попатенко (с. 50)

Воспитатель

Прилетают птичьи стаи

К нам на елку в зимний сад,

И в саду не умолкая

Колокольчики звенят.

3. Александрова

Птички поют, как колокольчики. Погремушки им отвечают.

Воспитатель. Узнали про елку в саду лесные звери и тоже пришли к ней.

Воспитатель. Птички рады гостям. Только кошку они не хотят привечать, потому что она часто охотится на птичек.

Игра «Кошка и птички»

Воспитатель. Вот какая киска! Хотела птичек поймать! Мы с вами еще к птичьей елке придем. А теперь нам пора домой. Садитесь на саночки. Поехали!

Дети встают парами, образуя саночки, и уходят из зала.

Занятие 19 МОРОЗ И ПТИЧКИ

ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации: дети катаются на санках, звери зимой, птицы зимой; игрушка кошка.

Воспитатель. Сейчас зима. На улице холодно. Сильные морозы на дворе. А ребятишки мороза не боятся. Когда на улице очень холодно, они дома в тепле сидят да над морозом потешаются.

Песня с движениями «Дед Мороз» (см. приложение, с. 115)

Воспитатель. Чуть мороз отпустит - детишки уже на санках с гор катаются, смеются, веселятся, мороза не

боятся. (Показывает иллюстрацию детей, катающихся н а санках.)

Игра «Санки» (с. 52)

Воспитатель. Лесным зверям мороз тоже не страшен - у них есть теплая меховая шуба. (Показывает иллюстрацию «Звери зимой».) Не может мороз через шубу пробраться, как ни старается, а заморозить зверей не получается. Звери тоже над морозом смеются, на свои ноги надеются: всегда убежать от холода могут.

Упражнение «Лесные гости» (с. 49)

Воспитатель. Птицам в мороз плохо: нет у них теплого меха, чтобы согреться, нет жучков-червячков, чтобы покушать. (Показывает иллюстрацию «Птицы, зимой».) Что же делать? Надо птицам помогать.

Но птицы! Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Их надо кормить,

Им будет легко Пережить холода.

Е. Благинина

Вот и сейчас к нашему окошку прилетела птичка-синичка.

Желтая птичка стучится в окошко,

Птичка с дорожки устала немножко.

Из леса дальнего к нам прилетела,

Сильно озябла и есть захотела.

Девочка-крошка открыла окошко,

Сыплет с ладошки крошки лепешки.

В этой лепешке много тепла -

Бабушка внучке ее испекла.

Д. Новиков

Пальчиковая игра «Лепешки»

Воспитатель

Бабушка добрая внучке сказала:

Крошки последние падают в снег -

Значит, лепешки хватит на всех.

Д. Новиков

Воспитатель. Угощают ребята птичек хлебными крошками и зернышками и предостерегают: «Берегитесь, кошки! Она у нас за птичками охотится!» Вот и кошка появилась.

Воспитатель показывает игрушку кошку и ведет с ней диалог:

Кошка, кошка! Хочешь пышку?

Мяу! Лучше дайте мышку!

Кошка, кошка! Хочешь кашки?

Мяу! Мне по вкусу пташки!

А. Усачев

Игра «Кошка и птички» (с. 54)

Воспитатель. Не поймала кошка птичек, ушла недовольная. А дети повесили на дерево около детского сада кормушку и каждый день на прогулке кормили птичек. Теперь птицам мороз тоже не страшен. Видит Мороз, что никто его не боится, и не стал так сильно морозить, не стал ледяного холоду напускать. Еще один месяц пройдет, и весна настанет.

Занятие 20 танюшка

ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации: девочка сидит на кроватке, катается на горке на санках, кормит у окошка голубей; погремушки для каждого ребенка; игрушка кошка; запись колыбельной мелодии-

У дедушки, у бабушки

Была внучка Танюшка.

Утром просыпалась,

Всем сразу улыбалась.

Воспитатель показывает иллюстрацию девочки, сидящей на кровати.

Стихотворение с движениями «Потягушечки»

Воспитатель

Ладушки-ладушки,

Печет лепешки бабушка

На завтрак милой Танюшке.

Воспитатель

Танюшка поела

И на стульчик села:

Где мои игрушки,

Игрушки-погремушки?

Игра «Тихие и громкие погремушки» (с. 50)

Воспитатель

Танечка, гулять пора.

На дворе нас ждет игра.

Но на улице мороз,

Отморозить можно нос.

Теплее одевайся,

На прогулку собирайся.

Песня с движениями «Дед Мороз» (см. приложение, с. 115)

Воспитатель показывает иллюстрацию «Дети катаются на cai ках с горки».

Воспитатель

Покатились санки вниз.

Крепче, Танечка, держись,

Ты смотри, не упади -

Там канавка впереди.

Игра «Санки» (с. 52)

Воспитатель

Видит, Танюшка,

Летает пичужка.

Подлетел к ней голубь.

Прилетел голубь с неба,

Просит голубь корку хлеба: -

Дайте крошек! Есть хочу...

Или к вам не прилечу!

А. Усачев

У Танюшки с собой хлеба нет. Голубь обиделся и улетел

Стихотворение с движениями «Леталочка»

Воспитатель. Пришла Танюшка домой, раскрыла окошко, позвала голубей. (Показывает иллюстрацию «Девочки кормит голубей».)

Гули-гули-гули-гули...

Таня кормит голубей.

Стаи легкие вспорхнули

И летят навстречу ей.

Гули-гули-гули-гули...

Таня сыплет им пшено.

Кошка вертится на стуле,

Просит выпустить в окно.

3. Александрова

Песня с движениями «Птичка» (с. 50)

Воспитатель

Вот окошко распахнули,

Вышла кошка на карниз.

Гули-гули-гули-гули

В небо синее взвились.

Гули-гули-гули-гули

Кошку ловко обманули.

3. Александрова

Воспитатель

Птичек Таня накормила

И покушала сама,

А потом легла в кроватку.

Нашей Тане спать пора.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под запись «Колыбельной». Воспитатель рассказывает на фоне музыки.

Выплыл месяц. Спать пора...

Все ложатся до утра.

Наши детки в спаленке,

Котик - на завалинке,

Птичка - в мягоньком гнезде,

Рыбка сонная - в воде.

Закрывают очи.

Всем - спокойной ночи!

Занятие 21 ВКУСНАЯ КАША

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки: кукла, гусь, цыплята, птичка, собака, кошка; Школьные кровать, стол с посудой, платье и туфли., воспитатель показывает куклу, лежащую в кроватке.

Потягушки-потягушки,

Просыпается Танюшка.

Воспитатель

Танюшка поднимается,

Умывается, одевается.

Игра «Плескалочка»

Воспитатель одевает куклу.

Воспитатель. Посмотрим, что бабушка сварила Танюшке на завтрак. (Усаживает куклу за стол, ставит блюдо с лепешками и тарелку с кашей.) Бабушка лепешек напекла и каши наварила.

Пальчиковая игра «Лепешки» (с. 55)

Воспитатель

Каша из гречки.

Где варилась?

Сварилась, упрела,

Чтоб Танечка ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила...

3. Александрова

Песня с движениями «Варись, варись, кашка»

Е. Туманян (сборник «Музыка в раннем детстве», с. 12)

Варись, варись, кашка, Водят указательным паль
В голубенькой чашке, цем по ладошке другой руки
Варись поскорее, («варят кашку»).
Булькай веселее!
Проигрыш. Сжимают и разжимают
пальцы и произносят:
«Буль! Буль!..»
Варись, кашка, сладка «Варят кашку».
Нз густого молока,
Из густого молока,
Да из мелкой крупки...
(Говорком.) Грозят пальцем.
у того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки! Щелкают зубами.
А. Рождественская

Воспитатель

Прилетела птичка,

Милая синичка,

Песня с движениями «Птичка» Т. Попатенко (с. 50 )

Воспитатель

И желтые цыплятки,

Малые ребятки,

Каши хотят,

Громко пищат.

Как пищат цыплятки?

Дети отвечают: «Пи-пи-пи...»

Зовет Танюшка цыплят кашу кушать.

Воспитатель:

Серый гусь на дорожке

Просит каши хоть ложку.

Поклевал гусь гречки

И поплыл по речке.

Упражнение «Гусь»

Воспитатель

И собачка прибежала,

Хвостиком повиляла: -

Дайте Жучке кашки

В голубенькой чашке.

Песня «Собачка» М. Раухвергера (сборник «Музыка в детском саду. Первая младшая группа», с. 77)

Воспитатель

К нам пришла собачка,

Умная собачка,

С детками играет,

Очень громко лает!

Гав! Гав!..

Н. Комиссарова

Дайте кашки киске

В голубенькой миске.

Киска кашку всю слизала

И за птичкой побежала.

Игра «Кошка и птички» (с. 54)

Всех Танюшка угостила.

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке,

И Таня доела

Последние крошки! 3. Александрова

Игра «Тихо - громко» Е. Тиличеевой (сборник «Музыка в детском саду. Первая младшая группа», с. 19)

Занятие 22 АЛЕНУШКА И ЛОШАДКА

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки: кукла-малышка, цыпленок, птичка, лошадка-качалка; игрушечные коляска, тазик, полотенце, стол, тарелка с оладышками, голубая чашка, ложка.

Действие сопровождается показом игрушек. Воспитатель показывает куклу-малышку в коляске.

Воспитатель

А у нас есть девочка,

Звать ее Аленушка.

Девочка-припевочка,

Круглая головушка.

Целый день «уа-уа» -

Вот и все ее слова.

Е. Благинина

Упражнение «Наша дочка»

Воспитатель

Как проснется солнышко,

Встанет и Аленушка,

Потянется-потянется,

Маленькой не останется.

Стихотворение с движениями «Потягушечки» (с. 57)

Воспитатель

Аленка просыпается,

Аленка умывается.

(Умывает из тазика куклу.)

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.

Ой, с гуся вода,

С Аленушки худоба!

Е. Благинина

Игра «Плескалочка» (с. 60)

Воспитатель

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки

Мы для нашей лапушки.

Пальчиковая игра «Лепешки» (с. 55)

Мы и сами поедим,

И цыпляток угостим.

Пальчиковая игра «Цыпа-цыпа» (с. 61)

Воспитатель

Воробушки прилетели,

Стихотворение с движениями «Леталочка» (с. 58)

Воспитатель. Приехала однажды к Аленушке в гости лошадка.

Каляда-калядка,

Ехала лошадка -

С вороною холкой,

Золотою челкой,

Такая благородная,

Но очень уж голодная!

Так и бьют копыта:

Приятного аппетита!

Покажем, как лошадка скакала.

Упражнение «Еду к бабе, к деду»

Воспитатель

Прискакала к Лене нашей

Попросила каши.

Давайте, дети, сварим кашу для лошадки.

Воспитатель

Просит лошадка:

Ты не жмурься,

А ложку возьми

Да себя и меня покорми:

Аленке - ложечка,

И мне немножечко!

Аленке - ложечка,

И мне немножечко!

(Кормит лошадку.)

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Аленушка сама кашки поела и лошадку накормила. I хлопала Аленка, радуется, что лошадка теперь сыта.

Игра «Тихо - громко» (с. 63)

Воспитатель. Сытая лошадка стала детей катать.

Лошадка может звонко ржать,

Упрямо гривой машет,

За вожжи трудно удержать

Уже лошадку нашу.

3. Александрова

Игра «Прокати, лошадка, нас!» В. Агафонникова и К. Козыревой (сборник «Музыка в детском саду. Первая младшая группа», с. 113)

Воспитатель. Покатала лошадка ребяток и ускакала домой. Попрощаемся с ней. (Говорит вместе с детьми.) До свидания, лошадка!

Занятие 23 ЛОШАДКА

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки: кукла, лошадка-качалка; голубая чашка, ведерко, «трава»; флажки для каждого ребенка.

Воспитатель показывает куклу.

Воспитатель. Жила-была девочка, такая хорошая, такая пригожая.

Упражнение «Наша дочка» (с. 64)

Воспитатель. Утром просыпалась, поднималась, потягивалась.

Стихотворение с движениями «Потягушечки» (с. 57)

Воспитатель. У девочки была подружка лошадка. Как захочет девочка лошадку увидеть, захлопает в ладоши, лошадка услышит и прибегает к ней. Давайте и мы, ребята, похлопаем.

Игра «Тихо - громко» (с. 63)

Воспитатель показывает лошадку-качалку.

Воспитатель. Лошадка храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей - челка, на ногах - щетка, шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. (К. Ушинский.)

Покатай нас, лошадка!

Игра «Прокати, лошадка, нас!» (с. 66)

Воспитатель. Девочка умеет скакать, как лошадка. Она Других ребят научила так бегать.

Прыг-скок! Прыг да скок!

Поскакал сынок!

По дорожке прямо, прямо

Ускакал сынок от мамы.

До калитки доскакал

И обратно прибежал: -

М. Дружинина

Упражнение «Еду к бабе, к деду» (с. 65)

Воспитатель. Лошадка набегается, устанет, и ребята наиграются, тоже устанут. Значит, надо хорошо покушать, Для ребят вкусную кашу сварят.

Песня с движениями «Варись, варись, кашка» (с. 60)

Воспитатель. Лошадку накормят травкой, напоят водичкой.

Песня «Игра с лошадкой» И. Кишко (сборник «Учите детей петь», с. 41)

Воспитатель сопровождает действие показом.

Накормлю лошадку

Свежею травою,

Напою лошадку

Чистою водою.

А теперь достану

Вожжи с бубенцами,

Запрягу лошадку

И поеду к маме.

Ты иди, лошадка,

Выше, выше ножки.

Мы с тобой поедем

Прямо по дорожке!

Н. Кукловская

Воспитатель. Лошадка поест и поедет за подаркам 1 для ребят. Что привезла нам лошадка?

Дети отвечают.

Флажки разноцветные. (Показывает флажки, дети называют их цвет.)

Горит на солнышке флаж

Задача музыкального букваря - ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней.

Ранее изданный музыкальный букварь (8-е издание 1972 года и более ранние) преследовал более узкую цель, направленную главным образом на развитие музыкального слуха и подготовку детей к обучению пению по нотам.
Новый букварь отличается широким музыкально-эстетическим подходом, хотя в нем частично сохранился материал прежних изданий.
Букварь предназначен для детей дошкольного возраста. Он может быть использован в старших группах детского сада, в подготовительных классах общеобразовательной школы, в дошкольных группах музыкальной школы, а также в домашних условиях.

Содержание:
Методические указания
I часть. Музыка - язык чувств
Е. Тиличеева - Солнышко
Е. Тиличеева - Дождик
Е. Тиличеева - Гроза
Е. Тиличеева - Мама поет
Е. Тиличеева - Мы шагаем на парад
Е. Тиличеева - Человек идет
Е. Тиличеева - В кино
Е. Тиличеева - Зимний лес
Е. Тиличеева - Зарядка
Е. Тиличеева - Обойдутся без меня
Е. Тиличеева - О чем плачет дождик
Е. Тиличеева - Осень бродит по лесам
Е. Тиличеева - Что у осени в корзине
Е. Тиличеева - Грустная песня
Е. Тиличеева - Жарко
Е. Тиличеева - Дождик, лей!
II часть. О чем рассказывает музыка?
И. Арсеев - Пограничник
И. Арсеев - Трубы звонкие трубят
И. Арсеев - Весенние листочки
И. Арсеев - Слон и Моська
И. Арсеев - Красная Шапочка и Серый Волк
И. Арсеев - Три медведя
И. Арсеев - Машин день
И. Арсеев - Утро
И. Арсеев - День
И. Арсеев - Ночь
III часть. Как рассказывает музыка?
Е. Тиличеева - Птенчики
Е. Тиличеева - Качели
Е. Тиличеева - Эхо
Е. Тиличеева - Часы
Е. Тиличеева - Труба
Е. Тиличеева - Колыбельная
Е. Тиличеева - Гармошка
И. Арсеев - Считалочка
Е. Тиличеева - Бубенчики
Е. Тиличеева - Наш дом
Е. Тиличеева - Лесенка
Е. Тиличеева - Высокая лестница
Петушок. Обработка русской народной песни (Обработка И. Арсеев)
Е. Тиличеева - Я иду с цветами
Е. Тиличеева - На лыжах
Е. Тиличеева - На рассвете
Е. Тиличеева - Снегири
Е. Тиличеева - Буду летчиком
И. Арсеев - Труба и эхо
И. Арсеев - Мальчики пляшут
И. Арсеев - Девочки танцуют
И. Арсеев - Солдаты маршируют
И. Арсеев - Дедушка и внук
И. Арсеев - В гости
И. Арсеев - Пешком
И. Арсеев - На велосипеде
И. Арсеев - На машине
И. Арсеев - Поезд
И. Арсеев - Волчок
И. Арсеев - Папа и мама разговаривают
И. Арсеев - Петух и кукушка
И. Арсеев - Балалайка и гармошка
Страница содержит «Музыкальный букварь» ноты для фортепиано и голоса.
Ноты «Музыкальный букварь» подойдут для игры на таких клавишных инструментах как пианино или фортепиано, рояль, синтезатор и других.
Если вы не обладаете достаточными навыками для игры «Музыкальный букварь», то подайте заявку на поиск легких нот или аккордов для фортепиано (пианино) и голоса.
Вы можете скачать похожие ноты, midi, аккорды или табы, посмотреть видео уроки, заказать поиск или аранжировку нот и аккордов для любого инструмента и многое другое!