Проектирование предмета музыкальной среды в доу. "организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста в условиях реализации фгос"

Проектирование предмета музыкальной среды в доу.
Проектирование предмета музыкальной среды в доу. "организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста в условиях реализации фгос"

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

Болданкова Ирина Геннадьевна музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад № 9 "Золотой ключик"

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя гру ппа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)

Старшая груп па.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Ручные знаки (5ст.)
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная гру ппа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
--Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

МБДОУ №19

Консультация для воспитателей

«Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с целью эффективной оздоровительной работы образовательной области «Музыка»

Музыкальный руководитель Петрова М.В.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как разнообразие игрушек не является основным условием их развития.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая "среду обитания" для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности .

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду . Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.

Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Б.М.Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:

ладовое чувство , которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;

музыкально-слуховое представление (включает в себя память и воображение). Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии;

чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицировани ем .

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ альной предметно-развивающей среды, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Огромное зна чение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-твор ческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны ми музыкально-дидактическими материалами.

Требования к проектированию музыкальной среды:

● Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

● Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).

● Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

● Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.

Критерии качества музыкальной среды :

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:

  1. восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей ;
  2. воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
  3. пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;
  4. пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
  5. музыкально-творческая деятельность пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Качество структуры

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес . Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу действиям руки, росту ребенка .

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка.

Рекомендации по оборудованию музыкальной предметно-развивающей среды (статья Е.Ю.Матвиенко "Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ" - сборник "Опыт лучших - детям. Об инновациях в дошкольном воспитании"):

Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования :

С хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

С фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

С одним фиксированным звуком (дудки):

Шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия : диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

Куклы-неваляшки;

Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;

Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

Атрибуты к музыкальным подвижным играм;

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

Ширма настольная с перчаточными игрушками;

Магнитофон и набор программных аудиозаписей;

Поющие и двигающиеся игрушки;

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

Металлофон;

Шумовые инструменты для детского оркестра;

Книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

Фланелеграф или магнитная доска;

Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

Арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

Ширма настольная и набор игрушек;

Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

Портреты композиторов;

Иллюстрации из «Музыкального букваря»;

Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;

Атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

Ширмы: настольная и ширма по росту детей;

Музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные;

Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.):

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

Портреты композиторов;

Иллюстрации по теме «Времена года»;

Картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

Музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные);

Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;

Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель ности. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Созданная «по законам красоты» среда спо собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте тического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмо ционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также доста точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий (музы кально-дидактические игры должны быть разно образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку), демонстрационного материала, атрибутов.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкаль ном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с ро дителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.


Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

    восприятие музыки

    воспроизведение музыки

    музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.

Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.

Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа

Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)

Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, муз. инструменты, транспорт)

Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении муз. руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)

Магнитофон

Атрибуты к музыкально –дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».

Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.

Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики. колокольчики, поющие волчки.

Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.

Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.

Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.

Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя группа

Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)

Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;

Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;

Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)

Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).

Магнитофон

Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».

Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.

Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.

Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.

Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки Б и М)

Пять съемных резинок, нотный стан.

Ручные знаки (4 ст.)

Старшая группа.

Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)

Альбомы с рисунками к песням («Муз. букварь»)

Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)

Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)

Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) см.стр.156 «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» стр. 115 «Волшебные картинки»

Игрушечный микрофон.

Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.

Магнитофон.

Муз.-дид. игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки» стр.76, на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок» стр.90; на различение жанров муз. произведений: песню, танец, марш «Три кита» стр.93.

Неозвученные инструменты6 балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт.разной величины).

На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.

Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке лючи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)

Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)

Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)

Платочки, маски, ленточки, элементы ряженияю

Нотный стан, ноты.

Ручные знаки (5ст.)

Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная группа

Фланелегшраф, ноты.

Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.

Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.

Ребусы с названиями нот в словах

Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.

Картинки с муз. жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.

Иллюстрации к муз. сказкам

Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования

Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)

Магнитофон.

Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми кА в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.

Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.

Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.

Муз.-дид игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)

Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.

Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики,колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старш. группе)

Лесенка 7 ступенек, ручные знаки

Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 мал. и 4 бол.)

Платочки, маски, ленточки, кокошники.

Портреты композиторов.

Татьяна Жукова

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда , а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой , умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей.

Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях в музыкальном зале , а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах , стремятся сделать её интересной и насыщенной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.

Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях : исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах ; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам , делятся на певцов, музыкантов и зрителей .

При организации предметной среды , а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов . Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многое компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами.

На наш взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования , изготовленного руками воспитателей, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды , постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности , мотивацию, а затем и потребность в ней.

При изготовлении пособий мы стараемся использовать чистые цвета, предметы разных размеров , из разнообразных материалов. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам. Так, например, для изготовления музыкальной шкатулки достаточно взять мыльницу, наполнить её пуговицами, различными по размеру и фактуре, оклеить её клейкой лентой. Получившийся инструмент позволяет :

Научить ребёнка сравнивать отдельные звуки, контрастные по тембру и окраске звучания;

Воспитать желание использовать звучащие предметы в различных видах деятельности.

Так же легки в исполнении «шуршунчики» , «скрипунчики» и т. д. (полотняные мешочки, заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов : крупой, семечками, песком, крахмалом и др.)


Появлению в музыкальных уголках нового пособия «Музыкальные варежки » , вызвало у наших детей неподдельный интерес и способствовало решению задач по развитию ритмического восприятия.

Инструмент «Мишкины штанишки» (пластмассовые плечики с прикреплённой к ним разноцветной шуршащей упаковкой для цветов, которая нарезана мелкой полоской) помогает решать следующие задачи :

Обучение детей самостоятельно и плавно выдыхать через рот;

Развитие навыков правильного дыхания через нос, увеличения объёма лёгких;

Побуждение детей к желанию имитировать звуки природы, развивать воображение (шуршание листьев, дуновение ветра) .


В своей практике мы также используем пособия, разработанные педагогом-музыкантом Е . Ю. Матвиенко «Весёлые кубики» . Кубики мы изготовили из квадратных картонных коробок, украшенных самоклеющейся цветной бумагой. Главное, чтобы кубик был лёгким и не травмоопасным. Изображения на кубиках также выполнили из самоклеющейся цветной бумаги в виде аппликаций. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним.


Игра в «Кубик-оркестр» позволяет чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи и музыки , развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах .


Игра «Ритмический кубик» помогает развить у старших дошкольников слуховое внимание, ритмичность; использовать «звучащие жесты» - хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. ; закреплять навыки прямого счёта; вызывать положительные эмоции от игры.

Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности. Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголках для театрализованной деятельности представлены разные виды театров . Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов , и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки. Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей с участием детей старших возрастных групп. Большую помощь в этом оказывают наши родители.

Театр Смешарики.


Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что организация музыкальной предметно-развивающей среды требует соблюдение следующих принципов :

1. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;

2. принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу , действиям руки, росту ребёнка);

3. принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).

Соблюдение этих принципов помогает сформировать у наших воспитанников творческую активность, умение мыслить креативно, расти творчески развитыми людьми.

Консультация для воспитателей

«Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании»

Прежде чем преступить к рассмотрению данной проблемы, давайте немного пофантазируем.

Попробуем представить себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть ее: неинтересно, делать нечего.

Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий, но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребенок будет ее заниматься? Конечно, нет. Он займется тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создает творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий поход.

Итак, мы подходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (далее – музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

В понятие «предметно-пространственная музыкальная среда» мы включаем те предметы и специальное оборудование, которые сопровождают ребенка в процессе его жизнедеятельности в детском саду и дома и способствуют более успешной реализации его музыкального развития.

К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «музыкальный интеллект» - способность исполнять и воспринимать музыку; знания и навыки (Л. Ермолаева –Томина).

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести:

1 Информационный, позволяющий развивать интеллект

2.Социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями.

3. Эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Для ребенка дошкольного возраста среду можно представить, как совокупность нескольких главных функциональных зон:

1. Среда семьи.

2. Среда дошкольного учреждения.

3. Среда социума.

Говоря о музыкальном развитии дошкольников, предметная среда представляется как музыкально-образовательная, которая состоит из предметного и музыкального компонентов и социального.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т.е непосредственно музыкой.

Все остальное, в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон…) , относится к предметному компоненту.

Социальный компонент представлен окружающими ребенка сверстниками и взрослыми. А взрослые являются организаторами педагогического процесса.

Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна:

1. Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)

2. Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.

3. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

4. Стимулировать развитие творческих способностей.

5. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.

6. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

7. Обеспечивать наличие материалов и оборудования, необходимых для музыкального развития ребенка.

8. Предусматривать создание специальной музыкальной зоны в группе.

Виды оборудования для музыкальной среды группы:

1. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, треугольник, кастаньеты, маракасы, деревянные ложки, трещотки, свистульки). Приемы игры на таких инструментах не сложны.

2. Музыкально-дидактические пособия, игры.

3. Методические пособия для педагога (тетрадь с текстами песен и движений).

4. Технические средства обучения:

Магнитофон;

Видеомагнитофон;

Телевизор;

Диапроектор.

5. Различные атрибуты для проведения занятий (платочки, флажки, цветы…).

6. Комплекты кукол для кукольного театра.

7. Костюмы для театрализации.

8. Портреты композиторов, детские рисунки на тему музыкальных произведений.

9. Аудио- и видеотеки по принципу библиотек, что даст возможность родителям периодически пользоваться готовыми записями для музыкального воспитания в семье.

Все перечисленное должно хранится в определенном месте, доступном для детей. Следует усложнять содержание музыкальной среды по возрасту.

Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую направленность.

Предметная музыкальная среда должна создаваться не только в саду, но и дома, в семье.