Известные шансонье франции. Французские певцы и певицы, известные всему миру

Известные шансонье франции. Французские певцы и певицы, известные всему миру
Известные шансонье франции. Французские певцы и певицы, известные всему миру

Рожденный на сцене кабаре, шансон и сегодня остается неповторимым национальным способом доверительно и ярко говорить со слушателем о насущном и главном

В начале 2000-х, когда начался взлет FM-станции «Радио Шансон», русского интеллигента коробило использование знакомого и любимого слова не по назначению. За последующие 11 лет легитимизация жанра, прежде честно называвшегося «блатной песней» или попросту «блатняком», свершилась: протесты стихли, «русский шансон» стал одной из непререкаемых реалий культурного ландшафта страны. И все-таки до этого блатного триумфа было целое столетие, на протяжении которого слово «шансон» и для русского уха звучало совсем другой музыкой.

Что само это слово — chanson - и значит попросту «песня», знают все. Менее известно, что современный французский шансон, ставший в XX веке одним из главных символов культуры страны, прослеживает свою родословную со Средних веков. Точкой отсчета считается творчество труверов, поющих поэтов конца XI - начала XIV века, в особенности - великого Гийома де Машо, которого весьма ценил автор «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосер, а современники именовали не иначе как «богом гармонии». Впрочем, тот шансон имел свой, довольно сложный, канон и с нынешним состоит, мягко говоря, в непрямых родственных отношениях.

1. Ницца, февраль 1974-го: Жак Брель на съемках фильма Дени Эру, названного вполне в духе знаменитой песни русского шансонье Высоцкого про «не волнуйтесь, я не уехал»: «Жак Брель жив, здоров и живет в Париже». Брель, бельгиец и тонкий поэт, стал одной из икон французского шансона - уникального жанра, в котором равно востребованы талант стихотворца и предельная харизматическая искренность рок-звезды
2. 1961 год. На сцене Эдит Пиаф - «парижский воробушек», легенда не только шансона, но и галльской культуры вообще. О силе русской любви к Пиаф свидетельствует эпизод фильма «Семнадцать мгновений весны» (1972), где советский разведчик Исаев (Штирлиц) в 1945-м слышит по радио ее песню и предсказывает певице великое будущее
Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM (2)

Шансон, который мы знаем, сформировался в конце позапрошлого века в стенах театриков-кабаре. Тогда там не только танцевали канкан, но и пели. И тогда же оформился главный принцип шансона: это песня, исполняемая автором, как правило, в камерном помещении, песня, в которой музыка неразрывна с текстом, обычно сюжетным. Шансон становился песенным воплощением «идеального галльского характера» - романтического и взрывного, язвительного и максималистского, чуткого ко всякой несправедливости.

Первыми шансонье в нашем нынешнем понимании были Аристид Брюан (1851-1925) и Мистенгетт (1875–1956). Первый, артистический бездельник с Монмартра, пел на парижском арго едкие антибуржуазные песенки, на сцену выходил в эффектном «прикиде»: бархатная куртка, черные брюки, заправленные в высокие сапоги, на шее красный шарф. Таким его и изображал на афишах Тулуз-Лотрек (а сборники его песен иллюстрировал Теофиль Стейнлен, тоже художник не из последних). Псевдоним второй, как ни забавно, изначально был «англоязычным» (Мисс Тенгетт), но, слившись в одно слово, зазвучал франкофонно. Красивая дочь разнорабочего и портнихи, она начинала с юмористических песенок, снималась в кино, выступала на одной сцене с Жаном Габеном, пела в паре с Морисом Шевалье (они 10 лет были любовниками), а в связи с расставанием с ним исполнила песню Mon homme, и песня эта осталась в истории шансона навсегда. Это она изобрела головные уборы из перьев, которыми и поныне славится «Мулен Руж». Мистенгетт умерла в 80 лет, а со сцены ушла в 75.

Эпоха джаза изменила и французскую песню, которую в предвоенном Париже олицетворял Шарль Трене, выступавший в дуэте с джазовым пианистом Джонни Хессом. Манера Трене выглядит чем-то совершенно новым: он привносит во французский мюзик-холл ритмы джаза и гэги из американских комедий. Все еще плоть от плоти мюзик-холла, комик, энтертейнер, после Второй мировой Трене с лег костью завоевывает Америку. И когда в 1990-м Бернардо Бертолуччи в фильме «Под покровом небес» требуется музыкальная краска, характеризующая счастливую предвоенную жизнь, композитор электронного века Рюити Сакамото останавливается на Шарле Трене, на его знаменитой Je chante. После войны шансон становится серьезнее. Ему больше не нужны комикование и красотки в перьях, он хочет честного разговора со слушателем (а точнее, такого разговора хочет слушатель). В шансон приходят настоящие поэты и писатели - Борис Виан, скажем, тоже шансонье не из последних, хотя известен больше как джазмен и прозаик. Из Бельгии приезжает интраверт Жак Брель - единственный нефранцуз, ставший одной из главных икон шансона, большой поэт, писавший и живший на разрыв аорты. Берется за гитару Жорж Брассенс (во время войны бежавший с принудительных работ в Германии, сразу после ставший анархистом). Он сочиняет песни и на чужие стихи - и на чьи: Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго!.. Вообразим не то что нынешнего «русского шансонье», но хотя бы советского барда, кладущего на музыку стихи Тредиаковского или Державина… - нет, не выходит, не представить такой степени исторической непрерывности меняющейся культуры. Все дороги русского шансона, увы, ведут максимум к Есенину.

Мир же шансона французского безмерно разнообразен - и на уровне культурных связей, и на уровне лиц. Еврей Жан Ферра, чей отец погиб в огне холокоста, бескомпромиссный защитник рабочего класса, убежденный коммунист и при этом тонкий стилист. Любимец и автор песен самой Эдит Пиаф, парижский армянин Вахинак Азнавурян, он же Шарль Азнавур - нежный и артистичный. Он вроде бы скорее эстрадник, чем шансонье, но все равно свой, все равно отсюда. Сама Пиаф, «парижский воробушек», легенда и боль Франции… Все они - и многие другие - люди шансона, представители единого стихотворного братства-сестринства, к которому с легкостью примыкают персонажи на поколение младше, кажущиеся поначалу чужими. Второй бельгиец в нашей истории, итальянец по крови Сальваторе Адамо, например. Его обвиняли в попсовости, пока не стало понятно, что Tombe la neige - это не просто заметки фенолога, а песня, мало уступающая великой брелевской Ne me quitte pas. Серж Генсбур, «гениальный хулиган», сыгравший «Марсельезу» в ритме регги, почти урод, «квазимодо», но разбиватель женских сердец, изменивший канон любовного шансона своей фразой Je t’aime... moi non plus («Я тебя люблю… я тоже нет»), близкий по духу и образу жизни (алкоголь и курево без меры) скорее к рокерам, - и он тоже из братства шансона.

Рамки раздвигаются все шире. Сегодняшний шансонье Бенжамен Бьоле использует электронику. Недавно умерший Мано Соло, тончайший поэт, играл панк-рок. В 1970-е никому не приходило в голову причислять к шансону главную рок-легенду Франции Джонни Холлидея - сегодня это кажется естественным. В новом шансоне нет стилистических ограничений, он впитывает в себя драм-н-бейс и босанову, ритмы Латинской Америки (как Доминик А) и Балкан (как группа Têtes Raides). Эмили Симон, например, вообще теперь поет по-английски и исполняет канонический электропоп, но то, что у нее по-французски, это шансон, и точка.

А русский шансон... если кого и вспоминать здесь, результат предсказуем: Окуджава и Высоцкий. И не потому даже, что первый пел о Франсуа Вийоне, а второму переводил песни на французский один из главных шансонье 1970-х, Максим Ле Форестье, - просто именно они по качеству стиха, степени искренности и актуальности, дистанции между автором и слушателем ближе всех к французскому образцу. Но даже они - это все-таки другая история. Шансон, «достояние республики», неотделим от культуры своей страны, в которой философские течения вызревали в бистро, а «новая волна» кино рождалась за барной стойкой. Это исключительно галльский способ говорить про жизнь, любовь, политику, счастье и несчастье. И, как бы ни менялись ритмы и моды, он не исчезнет, пока хоть кто-то на этой планете изъясняется по-французски.

Советские университеты французской песни

В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила две монофонические виниловые пластинки с песнями французских шансонье под общим названием «Под крышами Парижа». Этот сборник был на редкость репрезентативен - здесь были песни Иветт Гильбер, Мистенгетт, Шарля Трене, Жака Бреля, Шарля Азнавура (на фото вверху) и Жоржа Брассенса. В амплуа певцов здесь выступали известные у нас прежде всего как актеры Фернандель и Бурвиль. Не было в Москве 1970-х ни одного интеллигентного дома, где бы не оказалось хоть одной из этих пластинок.

При слове «шансон» некоторые вспоминают блатные песенки 90-х, исполняемые нашими соотечественниками. Однако какой новый мир возникает при воспоминании о французском шансоне! Ностальгия, радость, лёгкая грусть – вот что мы чувствуем, окунаясь в эту трогательную музыку, которую без преувеличения можно назвать бессмертной. В чём же заключается шарм подобных творений? Давайте разберёмся на примере конкретных исполнителей.

Аристид Брюан – считается одним из первых шансонье. В принципе, можно сказать, что предпосылки для формирования описываемого жанра зародились ещё в Средневековье. Тогда популярными были поющие поэты, которые достаточно тонко откликались на злободневные события. Но шансон в привычном для нас понимании подарил миру бездельник с Монмартра – именно так называли Аристида Брюана. На этого человека сложно было не обратить внимания – уж больно он выделялся, выходя в эффектной одежде и распевая антибуржуазные песенки. Таким же эффектным он и красовался на афишах от Теофиля Стейнлена, который, кстати говоря, был очень известным художником. Несмотря на яркость, пел он об уличной бедноте, передавая наиболее полно картину жизни ночного Парижа.

Мистангет – первая женщина-шансонье. Её творческий путь был весьма разнообразен и включал в себя исполнение на первых порах юмористических песенок, затем было кино. Выступать ей доводилось с такими легендами, как Жан Габен, Морис Шевалье. С последним женщину связывали и любовные отношения, после окончания которых она подарила миру композицию «Mon homme ». Этой песне суждено было войти в историю. А её знаменитые головные уборы из перьев увековечены в «Мулен Руж». Да-да, французский шансон имеет нечто общее и с кабаре помимо средневековых мотивов! Вот такое это удивительно явление – поэтический шедевр, в котором упор делается именно на содержание, а не на внешнюю форму.

Шарль Трене – а этот исполнитель привнёс в шансон немного джаза. В предвоенную эпоху сложно было удержаться от такого шага. Трене, к примеру, выступал в дуэте с Джонни Хессом, являвшимся известным джазовым пианистом. Кроме того, Трене привносил в шансон элементы гэги и хороший американских комедий – эта манера, безусловно, была необычна, но разве французский шансон обычен сам по себе? Тем более если зритель воспринимает её с восторгом – к примеру, так была воспринята песня «Je chante ». Чрезвычайно волнующей оказалась и «La Mer », которую в дальнейшем перепевали не раз.

Борис Виан – символизирует послевоенный шансон. Теперь шансон отказывается от задорных и юмористических нот, он предпочитает вести со своим слушателем честный и серьёзный разговор. Парадокс: при отношении шансона к зрителю, сам Виан написал свою первую песню забавы ради. И поначалу его «Дезертира» никто особо не хотел исполнять. Кроме, разве что, Мулуджи. Он и смог усмотреть в творении противоречие, после исправления которого композиция стала популярной. Главная ативоенная песня – как вам такое звание? Она была переведена на множество языков и исполнена множеством исполнителей.

Шарль Азнавур – скорее, относится к эстраде, но в шансоне всё равно «свой». Ирония, меланхолия, ностальгия – все эти темы прослеживались в его творчестве изначально, и изначально они считались принадлежащими к категории «табу». Путь к его признанию был долог и упорен, начиная с песни "Aprеs l"amour", но, в конце концов, успеха добиться удалось. Причём такого, что многим и не снилось. Проблемы людей, их трагедии – вот что волновало исполнителя по-настоящему и отразилось в творчестве.

Эдит Пиаф – вознеслась на вершины популярности благодаря целеустремлённости, трудолюбию, потрясающему драматическому таланту и необычному голосу. Истинная слава пришла к ней с песней «La vie en rose ». Слушать Эдит с одинаковым восторгом могли все – утончённая интеллигенция и обычные рабочие, даже королева Великобритании находилась в восторге от исполнительницы. Для миллионов людей именно голос Пиаф стал символом Франции. Чувствуется в её творчестве и неизменное очарование, которое выгодно выделяет «французского воробушка» из плеяды талантов шансона.

Серж Генсбур – и жизнь, и творчество этого человека наполнены красками. Он буквально изменил французский шансон! Новые образы, невиданные ранее очертания – вот чем обогатился жанр с появлением этого потрясающего человека. Уникальный голос и эксперименты в стиле как нельзя лучше способствовали этому. Парадоксом является то, что, будучи талантливым экспериментатором, Генсбур яростно отрицал свою причастность к поэзии. Но как иначе объяснить частое присутствие в его творчестве каламбуров, необычных рифм, если не талантом в поэтическом мастерстве? Старомодность, условности – со всем этим шансонье боролся как только мог. А вот использование английских речевых оборотов, переделанных на французский лад – это практиковалось.

Французский шансон – это целый мир, который не описать в двух словах, и представителей которого не перечислить в одной статье. Данный жанр воистину многогранен. Стоит лишь послушать что-нибудь из него – и вы сами в этом убедитесь. А чтобы еще и научиться понимать текст песен, приглашаем вас на .

Согласитесь, никто лучше французов не сможет спеть о чувствах и о любви к жизни. У них есть мелодичный язык и Париж, который многие признают самым романтичным городом мира. Во Франции появился особый вокальный жанр — шансон, на русский переводится как «песня».

К сожалению, русскоговорящего человека слово «шансон» скорее пугает. На самом деле, лиричные песни Эдит Пиаф, Шарля Азнавура и Джо Дассена — это и есть шансон в главном его значении.

Мы старательно собрали самые лучшие и трогательные песни, которые напоминают нам о прекрасной и противоречивой любви. Эту музыку можно слушать бесконечно.

Edith Piaf — Non, je ne regrette rien

«Нет, я ни о чем не жалею» написана в 1956 году и стала популярной в исполнении Эдит Пиаф. Текст перекликается с трагической судьбой певицы, но в нем звучит типичная для французов радость жизни и согласие со своей судьбой.

Joe Dassin — Les Champs Élysées

«Елисейские поля» сделала Джо Дассена популярным. Настроение песни вполне соответствует названию, которое происходит от греческого Элизиума, — прекрасного сада. Все возможно на Елисейских полях — случайные незнакомцы становятся влюбленными и гуляют по улицам Парижа.

Yves Montand — Sous le ciel de Paris

Песня «Под небом Парижа» была написана для одноименного фильма. Впервые ее исполнила Эдит Пиаф, после — множество раз пели Жюльетта Греко, Жаклин Франсуа и другие певцы. Париж просто невозможно представить себе без этого легкого вальса.

Danielle Licar & José Bartel — Les Parapluies de Cherbourg

Песня из фильма «Шербурские зонтики». Тем, кто знаком с сюжетом, слова песни понятны даже без перевода — она звучит в момент расставания Женевьевы и Гийома. «Целой жизни мало, чтобы ждать тебя, моя жизнь пропала, если нет тебя. Ты в краю далеком не забудь меня, где бы ни был ты, я тебя жду».

Claude François — Comme d’habitude

Песню «Как обычно» Клод Франсуа написал в 1967 году. Многие знают ее в английской версии под названием «My way» — это одна из самых популярных эстрадных песен середины XX века, которая известна в исполнении Фрэнка Синатры.

Mireille Mathieu — Pardonne moi ce caprice D’enfan

«Прости мне этот детский каприз» — как и во многих французских песнях, здесь говорится о любви. «Прости мне этот детский каприз. Прости меня, вернись ко мне, как прежде».

Dalida & Alain Delon — Paroles, paroles

Летом 1972 года песню «Paroles» на итальянском языке в исполнении дуэта Alberto Lupo и Mina услышал брат и продюсер Далиды и предложил ей записать французскую версию. Далида исполнила ее дуэтом с Делоном. Успех песни превзошел все ожидания и французская версия стала гораздо популярней оригинала. Через несколько недель после выхода, сингл стал лидером продаж во Франции. Более того, название песни (Слова, слова...) стало общеупотребительным выражением разговорной речи.

Yves Montand — Les Feuilles Mortes

Эта песня, больше известная как джазовый стандарт «Осенние листья», на самом деле была написана в 1945 году, и год спустя ее исполнил Ив Монтан. Одна из самых трогательных песен о прошедшей любви.

Edith Piaf — Padam Padam

15 октября 1951 года песня «Padam, рadam» была записана на пластинку. Эдит Пиаф вспомнила о мелодии с пульсирующим мотивом, которую композитор Норберт Гланцберг наиграл ей еще в 1942 году. Она позвонила поэту Анри Конте: «Анри, вот мелодия, сочиненная Норбертом, которая преследует меня повсюду. Моя голова просто гудит от нее. Мне быстро нужен чудесный текст». Конте озарило: «Вот оно! Нет более прекрасной истории для шансона! Слова Эдит просто нужно обратить в поэзию! Padam, рadam — как биение сердца. Padam, этот мотив преследует меня день и ночь, он приходит издалека и сводит меня с ума!»

Joe Dassin — L’ete indien

Это песня лета 1975 года. Несмотря на то, что она больше известна в исполнении Джо Дассена, на самом деле ее написал итальянский певец Тото Кутуньо и дал название «Африка». Для Дассена сменили название, добавили французский текст и выпустили в эфир, песня быстро стала популярной. После ее перевели еще на несколько языков. В России ее знают в исполнении Валерия Ободзинского.

Joe Dassin — Et si tu n’existais Pas

Следующую песню Тото Кутуньо написал специально для Джо Дассена. «Первые такты песни „Если б не было тебя“ появились сразу, а продолжение коллективно искали три месяца», — вспоминает Джо Дассен. Главной идеей песни должно было стать многообещающее допущение: «Если б не было любви...». А вот дальше у поэтов наступил ступор. Оказалось, что если в мире нет любви, то и писать не о чем. Тогда они изменили строчку на «Если б не было тебя», и текст сдвинулся с мёртвой точки.

Charles Aznavour — Une Vie D’amour

Оригинальная версия «Вечной любви» звучит в фильме Тегеран 43, совместно снятом несколькими известными студиями СССР, Франции и Швейцари. После выхода фильма песня стала балладой о трагической любви, которую перевели на несколько языков и она популярна у многих артистов.

Léo Ferré — Avec le temps


В отличие от Шарля Азнавура и Ива Монтана, Лео Ферре менее известен за пределами Франции. Несмотря на это, его песни считаются классикой французской музыки середины XX века.

Serge Gainsbourg & Jane Birkin — Je t’aime moi non plus

Любимцы Франции Серж Генсбур и Джейн Биркин в своем духе: этой песней они возмутили многих моралистов. В некоторых странах композиция была запрещена из-за очевидного сексуального подтекста.

Danielle Darrieux — Il n’y a Pas d’amour Heureux


Невероятно лиричная «Не бывает счастливой любви» на стихи Луи Арагона звучит в фильме «8 женщин». «Ни в чем не властен человек: ни в силе, ни в слабости своей, ни в сердце».

Virginie Ledoyen — Toi Mon Amour, Mon Ami


Еще одна песня из комедии Франсуа Озона «8 женщин». Cначала ее исполняла Marie Laforet, но больше известна версия, которая звучит в фильме.


Yves Montand — Un homme et une femme

Песня из фильма «Мужчина и женщина», без нее тоже нельзя представить себе французскую музыку.

Catherine Deneuve — Toi Jamais

«Ты — никогда», песня вдовы Марселя из фильма «8 женщин» в исполнении Катрин Денев. «Все твои недостатки я люблю, а достоинства хорошо спрятаны. Ты мужчина, а я, я люблю тебя, и это невозможно объяснить».

Salvatore Adamo — Tombe la Neige

Строго говоря, Сальваторе Адамо — бельгийский певец, но песня «Падает снег» стойко ассоциируется с Францией. Автор исполнял её не только с оригинальным французским текстом, но на других языках.

Patricia Kaas — Mon Mec a Moi

Песня 1988 года, которую Патрисия Каас больше десяти лет пела на концертах. К концу ХХ века французкая музыка стала более энергичной, но не потеряла своей лиричности и нежности.

Mylène Farmer — Innamoramento

Вышла в 2000 году на пятом студийном альбоме Милен Фармер. Слова написала сама певица, и критики благосклонно встретили любовную балладу.

Alizee — Moi Lolita

Певица Alizee использует образ набоковской Лолиты, а в словах есть отсылки к творчеству Милен Фармер. Популярна во многих странах, включая Россию. Появляется в саунтреке к фильму Ридли Скотта «Хороший год».

Vanessa Paradis — Joe le taxi

Песня 1988 года про парижского таксиста Джо. Это романтический образ таксиста, который знает все закоулки Парижа, просто не мог не появиться во французской музыке. Песня стала настолько популярной, что в Японии и Китае появились переведенные версии.

Zaz — Je veux

Голос Изабель Жеффруа, больше известной под псевдонимом Zaz, сразу узнается и запоминается. Несколько лет назад на Youtube появилось видео веселой девушки, исполняющей с группой музыкантов на улице свои песни. Теперь она отправляется в мировые турне и известна многим. Изабель в своем творчестве смешивает многие жанры: фолк, джаз, французский шансон. Так что можно сказать, это достойное продолжение жанра, который начинался в середине ХХ века. Это настоящий гимн молодости и радости, рекомендуем посмотреть перевод .

Шансон в переводе с французского языка означает - песня. На первый взгляд, легкомысленный музыкальный жанр имеет достаточно большую историю. Еще в 10 веке появились поэмы и эпические песни (сhanson de geste), воспевавшие храбрых и доблестных рыцарей - защитников Франции. А родоначальниками этого музыкального жанра считаются франко-фламандские композиторы нидерландской школы.

Уже в 16 веке музыка в стиле, который можно считать прообразом классического шансона, создавалась французскими композиторами эпохи Ренессанс такими, как Жанекен, Сермизи, Мулю, Сертон, Котле, Лежен, Гудимель, а в начале 17 века эти композиции постепенно вытиснились песенно-романсными жанрами. В конце 19-го и в начале 20-го веков во Франции появились эстрадные песни, авторами которых являются шансонье – французские эстрадные певцы, исполнители куплетов и жанровых песен в стиле «а ля Монмартр».

После первой мировой войны в моду входят ритмы заокеанских фокстрота и танго. В песнях французских исполнителей также слышны нотки этих зажигательных мелодий. Но французы всегда оставались самобытными, и певцы того времени - Мистенгет, Mорис Шевалье, Жозефина Бекер - работали в стиле ревю – небольшого театрально-циркового представления, близкого к кабаре, британскому мьюзик-холлу или американскому водевилю. 30-40-е годы 20 века ознаменовались появлением Эдит Пиаф, которая по праву считается во Франции основательницей современной эстрадной песни. В песнях Пиаф отражалась жизнь ее самой и жизнь каждого француза, поэтому и сами песни настолько любимы во Франции, да и далеко за ее пределами. Песни Пиаф отличались искренностью, подчеркивались ярким голосом и чувственностью исполнения. Не одно поколение французских исполнителей выросло на таких песнях, как «Non, Je ne regrette rien », «Padam, Padam », «Milord », «La Vie En Rose » (слушать композиции онлайн можно перейдя по ссылке).

После Второй мировой войны на сцену выходит плеяда таких шансонье, как: Жорж Брассенс, Жак Брель, Шарль Азнавуp , Лео Феppе, Боpис Виан, Ив Монтан. В их творчестве соединяются лучшие традиции французской авторской песни: лиричность исполнения, некая интимность и неуловимая музыкальность.

Но о французском шансоне сложно говорить вообще, для того, чтобы его попытаться понять стоит прикоснуться к творчеству самых ярких представителей этого жанра.

Шарль Азнавур сразу после окончания войны, вместе со своим другом и аккомпаниатором Пьером Рошем, в поисках работы обивали пороги парижских ночных клубов и варьете. Иногда им позволяли выйти на сцену, спеть несколько песенок и заработать несколько франков. Иногда получалось продать песню-другую. Друзья сочиняли их в огромной квартире Роша в центре Парижа. Одна из таких песен – «Я пьян» - стала хитом в исполнении Жоржа Ульмера.

Как-то на одном из их концертов в парижском ресторане побывала сама Пиаф. После знакомства с музыкантами, она предложила им выступать в первом отделении своего гастрольного тура. Однако гастроли оказались очень короткими, Пиаф улетела в Америку, а Азнавур и Рош остались в Париже, собирать деньги на дорогу за Океан. С трудом добравшись до США, и найдя там Пиаф, музыканты поняли, что совместных гастролей не будет, и по совету певицы они отправились в Канаду, где их ожидал неожиданный успех. Легендарная певица во многом повиляла на творчество Шарля, он написал несколько песен для нее: «Jezebel », «Compagnons de la Chanson». После разрыва с Пиаф, Азнавур начал сольную карьеру. Его песни исполняют многие талантливые шансонье того времени: Жюльет Греко, Жильбер Беко, Паташу. Песня «J"ai bu », записанная Жоржем Ульмером, была удостоена гран-при, как лучший диск 1947 года. Впоследствии Азнавур написал не один десяток песен, которые стали не только жемчужинами французского шансона, но и всемирно известными хитами, среди них: «Sa jeunesse», «Parce que», «Sur ma vie», «Apres l"amour», «La boheme» , «Comme ils disent », «She » и конечно же бессмертная «Une Vie D’Amour », прозвучавшая в советском фильме «Тегеран-43» и спетая самим Азнавуром на русском языке («Вечная любовь»).

Еще один известный далеко за пределами Франции шансонье - Ив Монтан. Его также можно отнести к открытиям Эдит Пиаф. «Когда он запел, - вспоминала Эдит Пиаф, - я сразу попала под его обаяние. Самобытная личность артиста, впечатление силы и мужественности, красивые артистичные руки, интересное выразительное лицо, проникновенный голос...». Эдит Пиаф передала ему частицу своего таланта. Она научила Ива Монтана той красоте пения, которая сделала его великим. С именем Ив Монтан ассоциируются международные шлягеры «Sous Le Ciel» «De Paris », «Les feuilles mortes », «C’est si bon », «Les grands boulevards », «A Paris » и еще много-много удивительно мелодичных и лиричных песен, характерных для французского шансона 40-х – 60-х годов прошлого века.

Еще одним ярким представителем французского шансона является родившийся в Бельгии Жак Брель. Первые свои записи он сделал в 1953 году. Записал и поехал покорять Париж. Около года Жак ночевал на чердаках и безуспешно обивал пороги концертных залов и кабаре Парижа. Однако несмотря на нещадную критику своих песен, он продолжал писать песни. Ему оказывали поддержку музыкант Брассенс, певица Жюльетт Греко, включившая в свой репертуар его песни, и, конечно же, Жак Канетти, который, не внял голосам скептиков фирмы «Филипс» и все же настоял на записи первого диска Жака Бреля в 1954 году. Среди песен этого альбома выделяется лишь одна - «Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube , чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.




Тема 5. Авторская песня Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. В России Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского. Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914-1957) - «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и др. Собственно, Власов и положил начало туристической песне. Особая судьба у песен Евгения Аграновича, который начал сочинять песни с 1938 года. Песни этого поколения малоотличимы от звучавших по официальным каналам, и часто писались перетекстовкой уже известной мелодии: например, классикой туристской и авторской песни считается «Баксанская» - песня, написанная воинами-альпинистами зимой 1943 года на мелодию известного танго Б. Терентьева «Пусть дни проходят». Но совершенно так же написаны и всенародно известная песня «Синий платочек» (первый вариант текста, написанный профессиональным композитором, вскоре сменился «народным», который и разошёлся по всей стране) и символ блокадного Ленинграда «Волховская застольная» (на мелодию песни «Наш тост»). Чаще всего (хотя и не всегда) исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки - отсюда и название. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ(известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Б. Окуджава, Н. Матвеева и А. Дулов. Насколько известно, клубы самодеятельной песни возникли с подачи тогдашнего КГБ - и чтобы быть в курсе, и чтобы всё-таки слушать настоящие песни… Позднее, в 1960-х - 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Владимир Туриянский, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Вадим Егоров, Александр Лобановский, Арон Крупп, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Мирзаян,Владимир Бережков, Вера Матвеева, Виктор Луферов, Александр Ткачёв, Пётр Старчик, Александр Суханов, Владимир Ланцберг, Вероника Долина, Александр Дольский, Леонид Семаков, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэтАлексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»). Менее известно, что песни собственного сочинения, в том числе и всенародно известные, писали и «чистые» поэты - например, Валентин Берестов, Глеб Горбовский («Когда качаются фонарики ночные…», «У павильона пиво-воды…»), Виктор Соснора («Летел Литейный в сторону вокзала…»). Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников». В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый этап - романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» - пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» - в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта. Особняком, однако, стояли горькие и сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью. С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю. Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам. Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка - распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики. Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ею страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни). Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций (в 1981 году после XXV Московского слёта КСП по линии ВЦСПС было разослано в регионы письмо, запрещающее предоставление любых площадок для сценических выступлений Юлию Киму, Александру Мирзаяну и Александру Ткачёву), издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию (А. Галич), всячески поносили в печати и т. д. В то же время, благодаря «магнитиздату», её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга. О жизни авторской песни в 1979-1990 годах писала регулярная самиздатская газета «Менестрель» Московского клуба самодеятельной песни (с 1979 - гл. ред. А. Е. Крылов, с 1986 - Б. Б. Жуков), распространявшаяся в фото- и ксерокопиях по всей стране. Однако, отношение государства к авторам было далеко не единым. Так, Союз писателей занимал позицию предельно неприязненную - «что это за поющие поэты»; в то же время Союз композиторов многое делал для авторов самодеятельной песни, считая, что их творчество, при всей самодельности их мелодий, компенсирует некоторое пренебрежение массовой песней, появившееся у профессиональных композиторов в 60-е годы по сравнению с довоенным временем (в частности, это мнение звучало в известном документальном фильме 1967 г. «Срочно требуется песня»). При всех мерах запрещения песен по другим линиям, песни С. Никитина, В. Берковского, А. Городницкого, А. Дулова и других регулярно включилась в нотно-текстовые сборники массовой песни, выпускаемые СК. А такому известному автору 70-х и 80-х годов как Евгений Бачурин, Союз композиторов фактически стал продюсером - выпустив его первый виниловый альбом, а вскоре и второй. Также, никакие гонения на авторскую песню не влияли на частоту появления по радио Сергея Никитина. Среди работ профессиональных композиторов интонации авторской песни узнаваемо звучит у Микаэла Таривердиева, Александры Пахмутовой и Андрея Петрова. Власти попытались овладеть авторской песней изнутри, взяв под «крышу» комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной (первоначально - студенческой) песни» (КСП). Но это удавалось им не слишком хорошо. Повзрослевшие «барды»-основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим - настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, В. Долиной, а также бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков). С начала 1990-х гг. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении: например, Михаил Кочетков организовал и вёл телепередачу об авторской песне «Домашний концерт» на телеканале РЕН ТВ, a с декабря 1995 года на коммерческом телеканале «Телеэкспо» он вёл в прямом эфире песенную передачу с участием бардов «Гнездо глухаря» - проект, выросший впоследствии в известное московское бард-кафе с тем же названием; концерты авторской песни и интервью с авторами-исполнителями периодически транслирует телеканал «Культура»; на радио «Эхо Москвы» существует еженедельный концерт авторской песни по заявкам, который ведёт Нателла Болтянская. Наиболее известными авторами 2000-х годов обычно считаются Г. Данской, О. Медведев, Т. Шаов и О. Чикина. Для широкого круга любителей бардовской песни в 2001 году в посёлке Листвянка Иркутской области актёром Евгением Кравклем и его друзьями был достроен и открыт «Театр авторской песни на Байкале». История в других странах Авторская песня не является феноменом лишь русской культуры. Это явление возникло в 1960-е годы одновременно в разных странах. Везде авторы-исполнители (Liedermacher - в ГДР и ФРГ, cantautor - в Италии и Латинской Америке, auteur-compositeur-interprète - воФранции, singer-songwriter - в США) пели песни собственного сочинения под гитару. Везде такие поэты с гитарами были глубоко связаны с местной традицией, но при этом повсюду их песни содержали критику общества и государства - неважно, социалистического иликапиталистического, представляли собой эксперимент с разными жанрами и обладали колоссальной способностью создавать альтернативные аудитории (прежде всего молодёжные). Популярность авторской песни была связана с общемировым всплеском молодёжных общественно-политических движений 1960-х - начала 1970-х годов (смотри, в частности, статью Протесты 1968 года), с появлением новых левых на Западе, а также диссидентского антикоммунистического движения в Центральной Европе. Родоначальником этого направления считают появившиеся в 1930-е годы зонги Бертольда Брехта и Ханса Эйслера. Творчество Эдварда Стахуры и Яцека Качмарского в Польше, Карела Крыла и Яромира Ногавицы в Чехословакии, Вольфа Бирмана в ГДР иФранца-Йозеф Дегенхардта в ФРГ, Жоржа Брассенса во Франции, Луиджи Тенко и Фабрицио Де Андре в Италии, Виктора Хары в Чили, Фила Оукса, Пита Сигера, Тома Пакстона и Боба Дилана в США способствовало формированию в этих странах критически настроенной и демократически организованной публики, воспринявшей ритуалы авторского исполнения, коллективного слушания магнитофонных записей и самостоятельного, любительского пения в компаниях. Также простые, но эмоциональные мелодии, припевы были стимулом к совместному пению на концертах, к этому призывали сами исполнители. На Кубе песни Карлоса Пуэблы и Компая Сегнундо по своему жанру были похожи на авторскую песню в других странах, однако важным отличием было то, что эти исполнители были официально признаны режимом Фиделя Кастро, который использовал их для увеличения своей популярности как на самой Кубе, так и за рубежом. В странах «социалистического лагеря» в результате цензурной политики властей распространение авторской песни приняло форму полуофициальных фестивалей и встреч, концертов на частных квартирах, домашних магнитофонных записей, которые распространялись бесплатно среди друзей и знакомых или покупались на «черном рынке». За пределами «социалистического лагеря» концерты и звукозаписи авторской песни были вполне легальными, но всё же связь между авторской песней и музыкальной индустрией никогда не была сколько-нибудь прочной, а «заградительная политика» теле- и радиокомпаний в США, ФРГ, Италии и Франции, долго не желавших предоставлять эфир авторской песне с её порой острой и непредсказуемой социальной критикой и рискованным, карнавальным юмором, также придавала ей в этих странах определенную ауру «нелегальности». В Чили же после военного переворота 1973 года все публичные исполнения nueva cancion сначала находились под строжайшим запретом, а почти все известные «поэты с гитарой» были вынуждены покинуть страну, самый знаменитый из них, Виктор Хара, был убит почти сразу после захвата власти военными. Лишь после 1975 года nueva cancion вышли из глубокого подполья, но и тогда их авторы были вынуждены использовать эзопов язык. Ни аудитория «поэтов с гитарой», ни их коллеги не приветствовали их профессионализацию и их сближение с миром поп-музыки. Первое публичное выступление Боба Дилана с электрогитарой на фестивале (англ.)русск. в Ньюпорте в 1965 году стало нарушением этого табу и было встречено публикой оглушительным свистом. Жанры и термины Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Иногда термины «авторская песня» и «бардовская песня» употребляют как синонимы. Но, например, Владимир Высоцкий категорически не любил, чтобы его называли «бардом» или «менестрелем». Хроники показывают, что в 1950-х и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» - его, в частности, применяли и сами авторы. Вопрос о названии песенного жанра не сразу заинтересовал любителей авторской песни. Как пишет в своей книге «История московского КСП» Игорь Каримов, аббревиатура КСПиспользовалась ещё в конце 1950-х, но в то время расшифровывалась как «конкурс студенческой песни». На ставшей вехой в истории КСП конференции по вопросам самодеятельной песни в Петушках (май 1967) вопрос обсуждался сфокусированно. Рассматривались варианты «гитарная песня», «любительская песня», «туристская песня» и ряд других. По итогам совещания было выбрано название «самодеятельная песня», а за сочетанием КСП закрепилось значение «Клуб самодеятельной песни». Тогда же, в мае 1967 г., состоялся первый общемосковский слёт КСП. На стыке авторской песни и фолк-музыки в 90-е годы сформировалось движение «менестрелей», связанное с поклонниками ролевых игр и исторической реконструкции. Его представители - Тэм и Йовин, Канцлер Ги, Айрэ и Саруман, Элхэ Ниэннах и другие, исполняют акустические песни собственного сочинения, часто на тематику Средневековьялибо фэнтези (по преимуществу произведений Дж. Р. Р. Толкина). Тема 6. Панорама основных направлений в области мировой эстрады