К какому жанру относится произведение камаринская. От народных танцев к симфонической музыке

К какому жанру относится произведение камаринская. От народных танцев к симфонической музыке
К какому жанру относится произведение камаринская. От народных танцев к симфонической музыке

Фантазия на темы песен свадебной и плясовой (1848)

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, тромбон, литавры, струнные.

История создания

Замысел «Камаринской» относится к 1848 году. Глинка, уже прославленный композитор, автор двух великолепных опер, жил тогда в Варшаве. Вспоминались родные края, народные песни, столь отличные от недавно слышанных испанских напевов. «В то время случайно я нашел сближение между свадебною песнею "Из-за гор, гор, высоких, гор", которую я слышал в деревне, и плясовую Камаринскою, всем известною.

И вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем "Свадебная и плясовая". Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ и как может запоздалый пьяный стучать в дверь, чтобы ему отворили. Несмотря на это, Ф.М. Толстой (Ростислав) на репетиции Камаринской (как я впоследствии по совету князя Одоевского назвал эту пьесу) сам говорил мне, что он, объясняя государыне императрице (ныне вдовствующей) Александре Федоровне мою Камаринскую, в последней части этой пьесы, а именно, где сперва валторны держат педаль на Fis, а затем трубы на С, сказал ее величеству, что это место изображает, как пьяный стучится в дверь избы. Это соображение кажется мне приятельским угощением, которым не раз потчуют в жизни». Возмущение композитора понятно, но надо отдать справедливость: музыка действительно так ярка, что дает повод фантазии рисовать самые различные картины народной жизни.

«Камаринская» была написана очень быстро. В начале партитуры значится дата 6 августа, в конце - «19 сентября / 10 октября 1848. Варшава». Впервые исполнена она была в концерте 15 марта 1850 года вместе с двумя .

Музыка

Начало фантазии - мощные унисоны всего оркестра, подготавливаемые нисходящими ходами струнных и фаготов. Они завершаются аккордом tutti на форте-фортиссимо. И после генеральной паузы струнные в унисон, без аккомпанемента запевают старинную народную свадебную песню. Она переходит к деревянным духовым, оплетается подголосками, обогащается, расцвечивается разными оркестровыми красками. Но вновь звучат начальные унисоны, после которых исподволь, словно раздумывая, разворачивается задорная, озорная камаринская. Мелодия звучит поначалу одиноко у скрипок, затем противосложение к ней запевают альты. Далее тема проходит в двойном контрапункте: мелодию ведут вторые скрипки, противосложение переходит к первым. Нарастает звучность, вступают все новые инструменты оркестра. Две основные мелодии фантазии то чередуются, то звучат одновременно, в них подчеркиваются сходные элементы. Звучность то усиливается, то спадает и, наконец, вырастает до гигантских размеров. Внезапно умолкает все, кроме одиноких первых скрипок, интонирующих начало мелодии камаринской. Им отвечает пустая квинта валторн. Еще раз, замедляясь, слышится тот же начальный мотив, и снова в ответ еле слышный отзвук валторн. И вдруг, словно собравшись с последними силами, тема камаринской звучит громко и утверждающе, завершаясь финальным аккордом tutti.

Танец возник в глубокой древности и, как правило, имеет определённую национальную основу. У каждого народа свои танцы, отличающиеся национальным своеобразием. Музыка танцев может дать представление о жизни и обычаях разных народов, их культуре как в далёком прошлом, так и в настоящем.

Лебедев К. Пляска


Танцы лишь позже вошли в творчество композиторов. Музыку старинных танцев, созданных композиторами, в наше время исполняют и слушают, но уже не танцуют.

Танцы каждого народа обладают своеобразной и неповторимой красотой и имеют музыкальные отличия: свой темп, размер, ритмический рисунок. Но есть и некоторые общие черты. Так, для русской камаринской, кавказской лезгинки, итальянской тарантеллы типично быстрое, стремительное движение.

Тарантелла


А для французского менуэта - спокойное, сдержанное. Вальс и мазурка обязательно имеют трёхдольный размер, а кадриль и полька - двухдольный.

Есть танцевальные произведения, предназначенные для концертного или камерного исполнения. Танцевальные пьесы есть в сюитах И.С. Баха, среди фортепианных произведений Шуберта, Шопена, Грига, Чайковского, Скрябина... Концертные пьесы танцевального характера для симфонического оркестра создали Глинка, Глазунов, Равель, Сибелиус. Но начало всему положили народные танцы, народные пляски.

Из русских народных плясок широкое распространение получила камаринская . Ей присущ весёлый, задорный характер. Тонко сумел претворить особенности народного танца в своей фантазии для оркестра "Камаринская" М.И. Глинка. В произведении используются две темы: первая — «Из-за гор, гор высоких». (Фа мажор). Это протяжная русская песня, которая использовалась в свадебных обрядах. Вторая — «Камаринская». (Ре мажор). Бойкая плясовая.

М.И. Глинка. "Камаринская"


Мелодия камаринской привлекала и других композиторов. Чайковский включил в свой "Детский альбом" небольшую пьесу под названием "Камаринская" .

П.И. Чайковский. "Детский альбом". КАМАРИНСКАЯ.

Камерный оркестр "Гнесинские виртуозы"
Художественный руководитель и дирижер Михаил Хохлов

Трепак - ещё один русский народный танец. Как и камаринская. он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, двухдольный размер. Но в трепаке преобладают широкий размах, удаль, лихой задор. К ритму этой пляски обратился Чайковский в своём балете "Щелкунчик" .

Трепак (Русский танец) из балета "Щелкунчик"

Среди украинских народных плясок всеобщей любовью пользуется гопак . Это удалой, жизнерадостный танец в подвижном темпе. Гопак неоднократно встречается в русской классической музыке.

Его можно услышать в опере "Мазепа" Чайковского (по поэме Пушкина "Полтава")

В опере "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (по одноимённой повести Гоголя)

К числу широкоизвестных украинских танцев принадлежит казачок - живая и весёлая пляска. В симфонической фантазии "Малороссийский казачок" Даргомыжский , используя известную народную мелодию, рисует сцену весёлой украинской пляски.

Все названные танцы принадлежат славянским народам и имеют немало общих черт. Значительно отличаются от них танцы народов Кавказа. И самый распространённый их них - лезгинка . Танец этот очень живописен: огненная стремительность чередуется в нём с мягкой грациозностью.

Лезгинка из оперы А.Рубинштейна "Демон" по одноимённой поэме Лермонтова

Богаты и разнообразны танцы народов Европы, многие из которых послужили основой для произведений великих композиторов, особенно богаты яркими и разнообразными темами "Норвежские танцы" Грига, "Венгерские танцы" Брамса, "Славянские танцы" Дворжака, "Испанские танцы" Гранадоса, но это уже тема другого поста...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Глинка «Камаринская», «Вальс-Фантазия» Презентацию выполнила: ученица 4 класса Ларина Елизавета Преподаватель: Суровова Т.В

2 слайд

Описание слайда:

Глинка «Камаринская» Камаринская - русский народный танец (плясовая), популяризованный в одноименной увертюре Михаила Ивановича Глинки (1848 год). В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски. Обе темы абсолютно контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру и фактуре. В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент имеет различные названия: выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки ставятся на пояс («руки в бо́ки»), затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.

3 слайд

Описание слайда:

История создания По утверждению историка-краеведа г. М. Пясецкого, русская народная песня «комаринская» («камаринская») - «ах ты, сукин сын, комаринский мужик, не хотел ты свойму барину служить…» - осталась «памятником измены жителей комарицкой волости борису не только как государю, но и как своему помещику-барину». Существует также версия, что камаринская появилась как выражение радости «людей, сумевших убежать из татарского плена». По ещё одной версии, камаринская отражает реалии смутного времени. Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «из-за гор, гор высоких» и деревенскою плясовою камаринскою, всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фор­тепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «свадебная и плясовая». Позже владимир Одоевский посоветовал глинке назвать произведение «камаринская».

4 слайд

Описание слайда:

Основа Форма произведения - двойные вариации. Используются две темы: Первая - «Из-за гор, гор высоких». F-dur (Фа мажор). Это протяжная русская песня, которая использовалась в свадебных обрядах. После темы идут несколько вариаций: А - струнные играют в унисон. А1 - только деревянные духовые, но уже с подголосками. А2 - только виолончели с подголосками. А3 - тутти. Играют все. Общее «хоровое» звучание. Вторая - «Камаринская». D-dur (Ре мажор). Бойкая плясовая. В вариациях на эту тему скрипки играют пиццикато, а деревянные духовые подражают русским народным инструментам. Развитие тем После проведения двух разделов звучат новые группы вариаций на темы А и В. В теме А особых изменений нет, а вот в теме В множество придумок, смен тональностей, синкоп. Темп идёт с накоплением, всё быстрее и быстрее. Используется тональность темы А - F-dur (Фа мажор) Перед концом увертюры небольшое замедление, тему второго раздела (В) играет одна скрипка, но потом снова играет весь оркестр и всё заканчивается темой В на фортиссимо (ff).

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Вальс-фантазия - музыкальное сочинение М.И.Глинки. Первоначально написано для фортепиано (1839), затем оркестровано (1856). Как и в польских танцах из оперы "Жизнь за царя", Глинка намечает путь симфонизации вальса, по которому пошёл другой великий композитор, Пётр Ильич Чайковский. Вальс-фантазия является одним из самых значительных, известных и исполняемых произведений композитора. Глинка «Вальс-Фантазия»

7 слайд

Описание слайда:

Е. Керн сыграла заметную роль в жизни Глинки и в его творчестве, хотя их роман длился недолго. Их встреча состоялась, вероятно, 28 марта 1839 года. Отношения Глинки с его законной женой в это время совершенно разладились (7 ноября этого же года он навсегда расстался с нею). В доме Керн Глинка нашел дружбу и полное понимание. Он хотел жениться на Е. Керн, но формального развода с женой у него не было. Поэтому Глинка не мог вступить во второй брак. У него мелькала мысль даже уехать с Е. Керн за границу без оформления брака, но против этого возражала мать Глинки. Более того, она настаивала, чтобы Глинка уехал за границу один, надеясь, что так он скорее забудет свое новое увлечение. Случилось так, что весной 1840 года Е. Керн заболела и уехала на юг, где пробыла около двух лет. У самого Глинки бракоразводный процесс длился шесть лет; некоторое время он не мог покинуть Петербург, так как был связан подпиской о невыезде. Время шло. Глинка с увлечением начал работать над оперой «Руслан и Людмила» . В 1842 году Е. Керн возвратилась с юга, но встреча с ней уже не имела для Глинки прежнего значения. В 1843 году Глинка вернул ей ее письма. Их отношения перешли просто в дружеские. В 1844 году Глинка уезжает за границу, не испытывая никакого сожаления по поводу разлуки с нею. Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется подъемом творческой деятельности композитора. Вальс-фантазия одна из вершин этого подъема. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах. На балу произошло решающее объяснение Онегина и Ленского, на балу Онегин вновь встретил Татьяну, и на балах зарождалась любовь Наташи и Андрея Болконского, Анны Карениной и Вронского. О популярности Вальса-фантазии свидетельствует, в частности, такое сообщение в «Северной пчеле», помещенное в одном из номеров за 1840 год: «В новооткрытом музыкальном магазине в доме Энгельгардта [на Невском проспекте; ныне Малый зал Петербургской филармонии] каждый день множество гостей с трудом теснится за роялем Глинки, за его прелестным альманахом, составленным из произведений лучших наших композиторов, за очаровательным его вальсом, который оглашал 2 лета сряду цветники Павловского вокзала

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

У Вальса-фантазии длинная история. Он претерпел довольно много изменений. Автограф первого варианта сочинения - фортепианная пьеса, написанная летом 1839 года, - не сохранился. Вальс был издан тогда же (не позднее июля 1839 года). На титульном листе читаем (по-французски): «Вальс-фантазия, исполненный оркестром г. Германа. Сочинен М. Глинкой и посвящен его родственнику и другу Дмитрию Стунееву». Указание на исполнение оркестром Й. Германа, по-видимому, не случайно: оно должно было служить своего рода «знаком качества» и привлекать покупателей. Й. Герман - дирижер; в 1838 – 1844 годах был дирижером оркестра в Павловске. Начало летним концертам здесь было положено проведением Царскосельской железной дороги и устройством Павловского воксала. Торжественное открытие дороги от Петербурга до Павловска состоялось 22 мая (3 июня н. с.) 1838 года. В XIX веке здания для отдыха пассажиров называлось воксалом; чтобы отличать воксал железной дороги от концертного воксала, концертный зал в Павловске стали называть.Музыкальным воксалом. Поводом для устройства концертов послужили коммерческие соображения - необходимо было усилить работу железной дороги, увеличить число пассажиров; приманкой сделали Павловский воксал с его оркестровыми вечерами. Был учрежден оркестр, и его руководителем стал Й. Герман. Для концертов все время требовался новый репертуар, и он составлялся из произведений порой не оркестровых, которые аранжировал руководитель оркестра. Партитура, сделанная руководителем Павловских концертов, не сохранилась. Быть может, она осталась у Германа, который, вероятно, дорожил замечательным произведением, да и своей работой аранжировщика. Как бы то ни было, партитура была составлена по сохранившимся партиям инструментов. Распорядился ее изготовить В. П. Энгельгардт, друг Глинки, много сделавший для увековечивания памяти композитора, собиравший его автографы и, в конце концов, передавший свое собрание Публичной библиотеке в Петербурге. Изготовленная таким образом партитура имеет на титульном листе такое название (тоже по-французски): «Меланхолический вальс, инструментованный для оркестра по указаниям композитора Германом, дирижером в Павловске». Описанная выше партитура была, таким образом, вторым - оркестровым - вариантом Вальса-фантазии.

В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски. Обе темы абсолютно контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру и фактуре.

История создания

Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «Из-за гор, гор высоких» и деревенскою плясовою Камаринскою, всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фор­тепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая

Позже Владимир Одоевский посоветовал Глинке назвать произведение «Камаринская».

Основа

Форма произведения - двойные вариации. Используются две темы:
Первая - «Из-за гор, гор высоких». F-dur (Фа мажор). Это протяжная русская песня, которая использовалась в свадебных обрядах. После темы идут несколько вариаций:

  • А - струнные играют в унисон.
  • А1 - только деревянные духовые, но уже с подголосками.
  • А2 - только виолончели с подголосками.
  • А3 - тутти. Играют все. Общее «хоровое» звучание.

Вторая - «Камаринская». D-dur (Ре мажор). Бойкая плясовая. В вариациях на эту тему скрипки играют пиццикато , а деревянные духовые подражают русским народным инструментам.

Развитие тем

После проведения двух разделов звучат новые группы вариаций на темы А и В.

В теме А особых изменений нет, а вот в теме В множество придумок, смен тональностей, синкоп.

Темп идёт с накоплением, всё быстрее и быстрее. Используется тональность темы А - F-dur (Фа мажор)

Перед концом увертюры небольшое замедление, тему второго раздела (В) играет одна скрипка, но потом снова играет весь оркестр и всё заканчивается темой В на фортиссимо (ff).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Камаринская" в других словарях:

    КАМАРИНСКАЯ, русская народная плясовая песня шуточного характера. Использована М.И. Глинкой в оркестровом произведении Камаринская … Современная энциклопедия

    Камаринская - КАМАРИНСКАЯ, русская народная плясовая песня шуточного характера. Использована М.И. Глинкой в оркестровом произведении Камаринская. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Комаринская) русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4 … Большой Энциклопедический словарь

    КАМАРИНСКАЯ, камаринской, жен. 1. Русская народная плясовая песня, героем которой является пьяный камаринский мужик. Плясать под камаринскую. 2. Танец, исполняемый под эту песню. Плясать камаринскую. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    КАМАРИНСКАЯ, ой, жен. Русская народная плясовая песня, а также пляска в ритме этой песни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 песня (161) пляска (21) танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    Или Комаринская русская плясовая песня, в скором темпев 2/4. Ею воспользовался М. И. Глинка для своей оркестровой фантазии подтем же названием. В этой же фантазии автор применил и свадебную русскуюпесню. Фантазия окончена в 1848 г., в Варшаве. Н … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Камаринская - знаменитая нар. плясовая песня. Была особенно популярна в инструмент. исполнении, сопровождающем пляску (под тем же назв.). Пляска К. не имела опред. фигур и носила характер импровизац., сольного или группового, муж. перепляса. В муз. отношении,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - («Комаринская»), русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс шуточного характера, в чётном размере. Использована М. И. Глинкой в его оркестровом произведении «Камаринская» … Энциклопедический словарь

Камаринская или Комаринская (дорога) - русский народный танец (плясовая), популяризованный в одноименной увертюре Михаила Ивановича Глинки (1848 год) . В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски. Обе темы абсолютно контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру и фактуре.

Танец

В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент имеет различные названия: выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки ставятся на пояс («руки в бо́ки »), затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки , подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.

История создания

По утверждению историка-краеведа Г. М. Пясецкого , русская народная песня «Комаринская» («Камаринская») - осталась «памятником измены жителей Комарицкой волости Борису не только как государю, но и как своему помещику-барину ». Существует также версия, что Камаринская появилась как выражение радости «людей, сумевших убежать из татарского плена» . По ещё одной версии, Камаринская отражает реалии Смутного времени .

Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «Из-за гор, гор высоких» и деревенскою плясовою Камаринскою, всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фор­тепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая».

Вариант текста Б

Слова Л. Трефолева

И как на улице Варваринской
Спит Касьян, мужик камаринский.
Борода его схохлоченная,
Вся дешевочкой подмоченная.
Свежей крови струи алые
Да покрывают щечки впалые.
Уж ты милый друг, голубчик мой Касьян,
Да а сегодня ты вменинник, значит - пьян.
Двадцать девять дней бывает в феврале,
В день последний спят Касьяны на земле.
А февраля двадцать девятого
Да полный штоф вина проклятого
Влил Касьян в утробу грешную
Да позабыл жену сердечную
И своих родимых детушек,
Близнецов и малолетушек.
Поваливши лихо шапку набекрень,
Он отправился к куме своей в курень,
А кума его калачики пекла,
Баба добрая, красавица была.
Йна спекла ему калачик горячой,
Еще уважила, еще, еще в другой.
С неприятною кручиною
Дремлет-спит жена Касьянова,
Ожидая мужа пьяного.
Она думает, что муж в кабаке,
Ну, а муж её несется в трепаке.
То согнется, то прискокнет в три ноги,
Истоптал свои смазные сапоги.
То руками, то плечами шевелит,
А у гармоньку все пилит, пилит, пилит.
Говорит Касьян, узявшись за бока:
«Ты послушай-ка, приказная строка».
Опозорил благородие:
«Ваше хамово отродие,
За такое поношение
На тебя подам прошение» .

Вариант текста В

Ах, ты, сукин сын, камаринский мужик!
Ты куда это вдоль улицы бежишь?
- А бегу я для похмелки в кабачок,
Без похмелки жить не может мужичок!

В кабаке столбом веселье и содом.
Разгулялся, расплясался пьяный дом!
У кого бренчат за пазухой гроши,
Эй, пляши, пляши, пляши, пляши, пляши!

В развеселом, в разгуляе кабаке
Мужичок несется в пьяном трепаке.
То подскочит, то согнется в три дуги,
Истоптал свои смазные сапоги!

Ах, он, сукин сын, камаринский мужик!
Он на весь кабак орет-кричит!
И руками и плечами шевелит,
А гармонь пилит, пилит, пилит, пилит!

См. также

Напишите отзыв о статье "Камаринская"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Камаринская

Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого – захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров.

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.
Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке.
Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели.
Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик.
Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги.
Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево.
– Э, чег"т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался.
«Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова.
Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился.
– Едет кто то, – сказал он.
Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым.
– Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова.
Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт.
– От генерала, – сказал офицер, – извините, что не совсем сухо…
Денисов, нахмурившись, взял конверт и стал распечатывать.
– Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить?
– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г"ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг"и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг"а не возьмем, они у нас из под носа выг"вут, – заключил он.
В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее.