Понятие " музыкальная фактура". Теория музыки

Понятие
Понятие " музыкальная фактура". Теория музыки

Пространство фактуры

  1. Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».
  2. Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Музыкальный материал:

  1. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. «Весенние воды» (слушание);
  2. Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы «Кармен» (слушание)

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Рассуждать о яркости образов в музыке.
  3. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Известно, что фактура - дословно «изготовление», «обработка» (лат.), а в музыке - музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса - аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая фактура называется гомофонно-гармонической. Гомофония (от греч. Homos - один и phone - звук, голос) – тип многоголосия с разделением голосов на главный и сопровождающие.

Она имеет множество разновидностей. Основные из них:

  1. Мелодия с аккордовым сопровождением;
  2. Аккордовая фактура; это последовательность аккордов, в которых верхний голос представляет собой мелодию;
  3. Унисонная фактура; мелодия излагается одноголосно или в унисон (лат. один звук).

Другой важнейший тип - полифоническая фактура, что значит «многоголосная». Каждый голос полифонической фактуры - самостоятельная мелодия. Полифоническая фактура связана прежде всего с полифонической музыкой. Двух - и трёхголосные инвенции И. С. Баха, написаны в полифонической фактуре.

Такие понятия, как «имитация», «фуга», упоминавшиеся ранее, относятся к полифонической музыке. Сочетание гомофонно-гармонической и полифонической фактуры можно найти в различных произведениях.

Таким образом, фактура - это способ изложения музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т. д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает: ведь factura, как мы уже сказали, есть обработка. Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

Обратимся к романсу С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор. Движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью.

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов.

Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего. Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение.

Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! –
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас! ..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас! ..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева - «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Огромную роль выполняет фактура в тех произведениях, где необходимо передать идею музыкального пространства.

Одним из примеров может служить Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен», которая называется «Утро в горах».

Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.

Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.

Начальное проведение мелодии даётся в высоком регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее проведение мелодии даётся по нисходящей линии – голоса сближаются, динамика нарастает, наступает кульминация.

Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, стремительное движение воды или бескрайнее горное пространство – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Вопросы и задания:

  1. Какие чувства выражены в романсе «Весенние воды» С. Рахманинова? Как эти чувства выражаются в фактурном изложении произведения?
  2. За счёт чего создаётся впечатление музыкального пространства в музыкальном антракте «Утро в горах» Ж. Бизе?
  3. Вспомните, в каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона. С чем это связано?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бизе. Утро в горах. Оркестровый антракт, mp3;
Рахманинов. Весенние воды в исп. Д. Хворостовского, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Дмитрий Низяев

Этим термином в музыкальной теории называют строение музыкальной ткани. Несколько невразумительно звучит, верно? Боюсь, что в одной фразе это понятие точнее и не выразишь. В современном понимании, при четком делении музыки на мелодию и аккомпанемент, фактурой можно назвать тип этого аккомпанемента, его устройство: чередование баса и аккорда, просто фон из длинных аккордов, гитарный перебор, сопровождение, организованное в самых разных ритмах - все это разные фактуры. Так вот, поиск, подбор новой фактуры - тоже один из инструментов аранжировщика. Вы можете облечь мелодию в нежные полупрозрачные одежды, окружить тонкими кружевами, или снабдить острыми активными ритмами, или заковать в броню и поставить на гусеницы - одними лишь средствами фактуры.

Мы, пожалуй, продолжим терзать нашу бедную "елочку", чтобы виднее была разница на одном и том же примере, хорошо? Итак, первая же фактурная формула, которая нам известна (поскольку мы ее слышим по сто раз на дню от нашего убогого радио) - формула "ум-ца" или "ис-та" или "бум-шварк", или как ее только ни называют, короче говоря, чередование баса и аккорда. Что будет с нашей песенкой, если дать ей такое сопровождение? Послушаем (пример ). Кстати, для тех, кто интересовался уроками об аккордах на нашем сайте: ноты набраны мной с таким использованием обращений трезвучий, какое рекомендуется для плавного голосоведения. Вообще, всегда стремитесь к естественности, тогда Ваша музыка будет легче находить поклонников, быстрее запоминаться. Просто будет приятнее!

Но вернемся к нашим баранам. Я умышленно лишил этот пример всяких украшений, чтобы было заметнее то, что с ним можно сделать. Как Вам звучание? Не правда ли, похоже на пьяного слона? Может, это и не годится для детской колыбельной, но запомним, понадобится может быть: вот так, если потребуется, мы будем изображать пьяный крупный скот.

Но это - лишь скелет фактуры. Даже примитивное "ум-ца" вполне может стать разнообразнее, есть целая куча вариаций этого ритма. Посмотрим, как это можно обработать. Для начала, не изменяя тембра, можно внести штриховые краски: пусть бас, как более тяжелое и неповоротливое от природы создание, "ходит" крупными длительностями, тупо и тяжело. Для пущего утяжеления его можно удвоить в октаву снизу. А вот аккорды, соответствующие более подвижным тембрам, мы исполним более стаккатно, легко: (пример ).

Далее, можно варьировать эту фактуру, заполнив все восьмые в такте ровными аккордами. При этом фактура потеряет эти наглые акценты на слабых долях, зато станет динамичнее, устремится вперед. Позволим ей это, увеличив темп (пример ).

Можно затем добавлять какие-либо ритмические дробления в аккомпанирующую формулу и даже совсем изменять ритм - оставаясь в пределах принципа "чередование баса с аккордом": Я попробую просто-напросто вставить в басовую партию в нескольких местах вспомогательные звуки (выбирая их из тех, которые входят в состав того трезвучия, которое "живет" в данный момент) и другие вспомогательные нотки - как бы короткие гаммы перед некоторыми опорными долями. А в аккордовой части фактуры - просто смещу аккорды взад и вперед от их "законных" моментов времени, создам некую джазовую "кривизну", синкопность (пример ). Для тех, кто не в курсе: синкопа - это именно смещение звукового удара, акцента в сторону от сильной доли такта - типично джазовое явление. Ну как, повеселее зазвучало?

Дальше, можно, к примеру, удвоить каждый "бас-аккорд" (пример ), намекая на популярный некогда танец "шейк", и так далее - что позволит Ваша фантазия. Фактура будет приобретать всевозможные танцевальные оттенки до тех пор, пока Вы не изменяете размер и сохраняете хотя бы намек на это самое чередование "ум-ца". Ничего не изменится в характере музыки, если подключить ударную группу. Ведь Вы будете просто вынуждены здесь повторить ту же формулу "бас-барабан - малый барабан (или маленькая тарелочка"хэт")". Музыка утяжелится, но останется танцевальной, причем грубой и тяжелой, как это сейчас модно (пример ). Такой тип фактуры создается очень (я бы сказал, слишком) легко: берете любую музыку и добавляете удары малого барабана на четных долях такта. Этим нынче зарабатывают свой хлеб сотни звезд, но нам с Вами этого не пристало! Слишком легко достигается - значит и цена такой работы - грош. И долговечность, и ценность любого искусства ВСЕГДА прямо пропорциональны затраченному труду, вернее, мучениям. Потому, познакомившись с фактурой "ум-ца", продолжим вооружаться средствами, которые недоступны никаким звездам, о-кей? Значит, двигаемся дальше.

Фактура может быть вывернута наизнанку, то есть роль мелодии поручается басовому голосу, а аккомпанемент перебирается наверх. И тут появляется еще целый набор красок, смотря по тому, каков тип аккомпанемента и какой именно инструмент ведет тему (примеры , ). Слышите? Тремолирующая гитара вызывает ассоциации с фольклором, с балалайкой или домрой, в другом случае сочетание колоколов с литаврами придает мелодии некую величественность, а в третьем - напоминание о, быть может, балетной музыке Чайковского, он обожал пульсирующие флейты и певучие темы виолончели. Вы должны уметь изобразить любой стиль, любую эмоцию - ведь не зря же все эти композиторы на свете жили. Все уже придумано, пользуйтесь!

Какие еще типы фактуры существуют? Аккордовая. В принципе то же самое, только гармонии не раскладываются во времени. Весьма многоликий, между прочим, тип. Вот несколько примеров (отдохнем малость от "елочки", согласны?) - остинато (то есть однообразная пульсация, повторение) создает - в быстром темпе - напряжение, ожидание какой-то развязки (пример ), или - реже - воодушевление, приподнятость (пример ), а в медленном темпе - либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца (пример ), полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения - прекрасное средство для кульминаций (пример ).

Арпеджированное сопровождение - вотчина арфы или гуслей. Если Вы напишете свободное, вне ритма, "блуждание" арфы по звукам трезвучия, получится вроде как шум водопада. Такой прием, кстати, здорово наполняет оркестровую партитуру объемом и широтой размаха, не перегружая при этом ни Ваш слух, ни секвенсор Вашего компьютера (пример ). Такое же арпеджированное сопровождение, но в условиях ритма и размера хорошо служит полноценным аккомпанементом, а не только "подкраской", и даже может совсем заменить собой мелодию. Прекрасный пример тому - первая прелюдия из классического сборника Баха "Хорошо темперированный клавир" (пример ). Это тот удивительный случай, когда фактура аккомпанемента столь точна и полна, что даже в мелодии нужды не возникло. Впрочем, мелодия тоже прекрасно чувствует себя в сопровождении арпеджио, вплетенного в ровный ритм (пример ).

Еще разновидность арпеджио, так называемая "фигурация" - это, по сути, те же аккорды, равномерно разложенные по одной нотке, ровными длительностями. Пользовался этим еще Моцарт, как всегда, весьма остроумно. Фигурация не требует никакого мастерства (ею пользуются при подборе на слух все дети даже сегодня), и в то же время фигурация прекрасно показывает все гармонии, создает ритмическую сетку, "канву" - как нынешняя ритм-гитара. Два классических примера фигурации - "ломаное" движение (пример ) и "прямое" (пример ).

Вот, это наверно, все основные виды фактуры. Но на этом еще рано успокаиваться, потому что наша цель - передать разнообразные эмоции, душевные состояния воображаемого музыкального персонажа, не так ли? И музыкальная фактура имеет свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание. Это, во-первых, расположение музыки по регистрам (то есть на высотной оси) и во-вторых, во времени. Не пугайтесь чересчур строгих определений, на самом деле все очень просто.

Существует условное деление высотного (или частотного, если хотите) диапазона на отрезки или зоны - "регистры", которые так и называются - высокий, средний и низкий. Как можно легко догадаться, звучание этих регистров окрашено эмоционально так же, как окружающие нас в жизни звуки: нижний регистр занимают звуки страшные, угрожающие, мощные, таинственные. Ассоциируйте их, с чем угодно: локомотив, медведь, подземный гул, ракетный двигатель, тьма, смерть и т.п. Стало быть, почти все, что Вы напишете в этом регистре, будет вызывать те же ощущения и у Ваших слушателей. Средний регистр - наиболее близкий звучанию спокойного человеческого голоса, естественно настраивает на отдых, повествует. В этом регистре хорошо писать длинные спокойные мелодии, никого не напрягающие и ничего не требующие. Высокий же регистр - опять подключайте воображение - это птичье пение, это истошный крик, это ветер, колокольчики, напряжение, кульминация, прозрачная дымка - все зависит от тембра, от инструмента, которому Вы поручите ведение темы. Согласитесь, поющая в третьей октаве нежная флейта и заходящаяся истошным визгом дисторшн-гитара - совсем разные сферы! Но чаще всего, если Вы не предпринимаете каких-то специальных необычных мер, работает элементарная закономерность: чем выше звучание, тем больше напряжение. Поэтому самая главная кульминационная нота в почти любой мелодии - самая высокая. Вот пример: миниатюра Грига из сюиты "Пер Гюнт" - шествие гномов. В начале (и в конце тоже) тема этих самых гномов рисует их сказочность, их крошечные шажки, их таинственность (пример ). А в кульминации - заметьте, АБСОЛЮТНО та же фактура, прямо до последней ноты - музыка захватывает верхний регистр, вернее даже охватывает почти весь музыкальный диапазон. И получается - та же музыка, те же ноты, но эмоционально - какая-то оргия нечистой силы, волосы шевелятся от ужаса (пример )! Таким образом, Вам подвластны практически любые эмоции за счет контрастного применения разных регистров, как в сопоставлении, так и одновременно.

Кроме того, величина эмоционального напряжения Вашей партитуры напрямую зависит от густоты, насыщенности фактуры. Проще говоря, чем больше нот у Вас будет одновременно звучать в тех же регистровых рамках, тем музыка будет массивнее, а следовательно, напряженнее. В этой каденции (пример ) я плавно расширяю диапазон, начиная в среднем регистре и постепенно захватывая все более широкие границы вверх и вниз. Начинаем почти во сне, заканчиваем в восторге. Аналогично же работает и насыщенность, плотность фактуры и "по горизонтали", во времени: Чем активнее в среднем движение, чем мельче длительности, чем менее ровен ритмический рисунок, и чем больше возникает синкоп и ритмических противоречий между разными партиями - тем более резкие, активные эмоции это будет вызывать.

Напоследок пара слов о технологии, один совет. Есть глубокие физические причины, по которым красиво и пропорционально звучат только такие сочетания звуков, высоты (или частоты) которых располагаются на шкале возможно ближе к логарифмическому закону. Сейчас поясню. Вы видели когда-нибудь шкалу логарифмической вычислительной линейки? Помните, как у нее расставлены деления - слева широко, а далее все теснее и теснее. По этому же закону располагаются на звуковысотной шкале частоты обертонов. И этому же закону Вам придется следовать, если Вы хотите, чтобы Ваши созвучия были плотными, "вкусными", сочными, вызывали резонанс, так сказать, в позвоночнике слушателей. А именно: Чем ниже в аккорде расположены ноты (причем, это касается не только собственно аккордов, но и аккордовых фигураций, арпеджио, и даже всей фактуры в целом), тем шире должны быть между ними интервалы. Обычно басовые голоса движутся октавами, квинтами или квартами, а верхние - как угодно, хоть хроматизмами. Сами попробуйте, нажмите интервал терции в первой-второй октаве, и сравните с большой и контроктавой - намного тяжелее, даже тупее звучит. Вот. Есть, конечно, исключения: вспомните примеры, где мы с Вами поручали мелодию басам. Но это - особая ситуация, ее никак не назовешь классической. Мелодия оказывается в крайне невыгодных акустических условиях, и, как следствие - аккомпанемент по возможности разрежается, облегчается, сводится к гармоническому неподвижному фону. Общий же закон Вы можете проследить во всех моих примерах - арпеджио, бас-аккорд, фигурация - везде в нижнем конце фактуры используются широкие интервалы.

В качестве тренировки предлагаю Вам взять любую понравившуюся Вам тему и написать вариации с применением всех типов фактуры, о которых мы говорили. Насладитесь тем, как разительно переокрашивается настроение музыки при столь непохожем оформлении.

В современной литературе, наряду с понятием «фактура» употребляются близкие ей понятия «музыкальная ткань», «изложение», «склад». Вместе с тем под складом принято понимать способ композиторского мышления, который отражается в особенностях изложения музыкального материала и выборе того или иного вида фактуры. С фактурой обычно связывают координационное соотнесение компонентов музыкальной ткани, их функциональное взаимодействие, внутреннее функциональное устройство музыкального изложения.

Наиболее полное определение, в котором фактура предстаёт как категория музыкально-звукового пространства, дал В. Назайкинский: «Фактура это трёхмерная музыкально-пространственная конфигурация звуковой ткани, дифференцирующая и объединяющая по вертикали, горизонтали и глубине всю совокупность компонентов» [курсив мой. – М.Ч. ].

Вертикальный параметр фактуры определяется звуковысотными отношениями, распределением звуков в пространстве. Например, начальный аккорд в «Патетической сонате» Л. Бетховена даёт тесное, расположение аккорда, что ассоциируется с чем-то давящим, тяжёлым.

В аккомпанементе Ноктюрна ор. 27 № 2 Des-dur Ф. Шопена эффект прямо противоположный: удаление звуков аккорда в фигурационном движении и в широком расположении привносит ощущение воздуха, пространственного объёма.

Горизонтальная координата определяет жизнь фактурной формулы во времени, её варьирование, которое может быть либо однотипным, либо контрастным, непрерывным или дискретным, а также определяет эпизодичность жизни отдельных фактурных комплексов.

Глубинная координата связана с отношениями фигуры и фона, она определяет разделение по глубине, создаёт перспективу в звучании, планы звучания. Интересный пример образного использования глубинного параметра даёт начало кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»:

Пример 10:

Разреженное пустотное звучание инструментов оркестра ассоциируется с картиной бескрайнего застылого пространства. Такой выразительный эффект в немалой степени создаётся средствами изложения. В примере всего три отличающихся по высоте голоса. Примечательно их рассредоточенное тесситурно-регистровое распределение: крайние голоса располагаются на расстоянии четырёх октав, а интервал удвоения мелодии – октава, звуки которой максимально слиты и вследствие этого звучат пусто, создавая ощущение незаполненного пространства.



Фактура имеет множество разновидностей, которые связаны с различием в складах мышления. Музыкальная наука выделяет следующие разновидности:

1. Монодическая фактура. Она существовала до IX века в Европе и до XVII века в России. В восточной музыке монодийный склад остаётся ведущим и сегодня, чем вызвано развитие монодической фактуры.

· Фактура типа «органум».

· Полифоническая фактура:

а) гетерофония – древние виды народного многоголосия и преломление гетерофонии в ХХ веке, начиная с пластов у Стравинского;

в) контрапунктическая;

г) имитационно-контрапунктическая;

д) комплементарно-сонорная полифония, сверхмногоголосие;

е) ритмическая полифония.

· Аккордово-гармоническая фактура.

· Гомофонная фактура с различными типами фигуративного наполнения.

· Гомофония с участием дублировок.

· Полифонии пластов.

· Пуантилистическая фактура и алеаторика.

· Нефиксируемые записью фактурные комплексы электронной музыки.



На практике часто приходится сталкиваться со смешанным типом фактуры, в которой голоса музыкальной ткани выполняют и полифонические и гомофонные функции. Так, наряду с мелодией здесь может быть помещён подголосок, контрапункт, имитирующий голос, а также бас, гармонические голоса, что свойственно пьесам П. Чайковского, С. Рахманинова.

Развитие фактуры в музыкальном произведении обусловлено его интонационным содержанием. Малая форма, излагающая единое состояние, чаще опирается на один фактурный тип. Если есть контраст, то форма содержит несколько фактурных типов. Формообразующие свойства музыкальной фактуры проявляются в её сменах, изменениях деталей изложения. Изменения деталей изложения расчленяют ткань музыкального произведения и выделяют наиболее важные моменты развития (каденции, кульминации).

Фактура живёт во времени, она внутренне развивается. Если фактурная формула повторяется точно или варьировано, то это является инициативной формулой, которую принято называть фактурной ячейкой . Наличие фактурной ячейки рождает фактурные стереотипы вальса, танго, фольклорных образцов и т.д. Из фактурной ячейки фактура прорастает по-разному. На принципе прорастания фактурной ячейки построен монотематизм .

Если в процессе развития формы происходит смена типа фактуры, то это обычно связано с фактурной модуляцией . Она может происходить по типу сопоставления или перехода. Техника перехода всегда индивидуальна. В случае перехода происходят разрушение прежнего стереотипа и рождение предпосылок к новому. Например, в начальных тактах фортепианной сонаты Л. Бетховена № 18 происходит переход от хорально-гармонического изложения к гомофонно-гармоническому.

Пример 11:

В музыке ХХ века понятие фактурной ячейки обострилось, появились понятия фактурного контраста , фактурного перехода , фактурной репризы , микровариантности , долгого временного дления .

Элементы фактурной техники приобретают самостоятельность, выходят на первый план там, где господствуют сонорность, электронные эффекты, пуантилистические, алеаторные, серийные способы интонационного оформления.

Задания :

1. Определите вид фактуры в следующих произведениях: Г. Пёрселл. «Новый граунд»; И.С. Бах. Инвенции C-dur, a-moll; А. Лядов Прелюдия h-moll; Г. Свиридов. Альбом пьес для детей. «Упрямец». «Парень с гармошкой»; П. Чайковский. Детский альбом. «Шарманщик поёт»; С. Рахманинов. Прелюдия cis-moll.

2. Найдите по два примера с полифонической, гомофонной и смешанной фактурой.

3. Назовите три координаты фактуры, которые обычно используются в анализе, и проиллюстрируйте их на примерах.

Введение

Отличительной чертой музыкальной культуры эпохи Возрождения явилось бурное, стремительное развитие светского искусства, выразившееся в широком распространении в 15-16 веках многочисленных песенных форм- французских chansons, испанских вильянсико. итальянских фроттол, вилланелл, английских и немецких многоголосных песен, а также мадригала. Их появление отвечало жизненным потребностям времени, тем прогрессивным тенденциям в области идеологии, философии, культуры, которые были связаны с интенсивно утверждавшимися передовыми принципами гуманизма. Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература. В эпоху Возрождения широкое развитие получает инструментальная музыка. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров- сольной песни, кантаты, оратории, оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

музыкальный инструментальный фактура песенный

Понятие " Музыкальная фактура"

Рассмотрим, что такое фактура. Фактура-это форма изложения музыкального материала, которая проявляется и в статике (например, то или иное расположение аккорда). Фактура, являясь внутренней содержательной стороной произведения, относится к музыкальной форме, которою в широком общеэстетическом смысле следует понимать как художественно-организованное воплощение идейно-образного содержания в специфических музыкальных средствах. Но понятие музыкальной формы имеет и более специальное значение как сама организация музыкального материала в процессе его развития, иначе говоря формообразование, приведшее к той или иной структуре целого и его составных частей. В таком аспекте музыкальной формы условно обособляется и фактура, как область, в которой рассматривается не процесс развития музыкального материала (в соответствующих структурах), а выразительные средства сами по себе, в их взаимодействии, взаимопроникновении, совокупности и единстве.

В музыкальном движении фактура может в общем сохраняться, выдерживаться в том же или в частично изменённом виде. В других случаях она получает определенное развитие. Так, при повторении или новом проведении того же тематического материала само изменение фактуры обновляет музыкальный образ, а следовательно, создаёт его переосмысление и развитие в соотношении с предыдущим (что особенно характерно для так называемых фактурных вариаций). Фактура может в бесперерывном или прерывистом музыкальном движении существенно изменяться, включая новые приёмы изложения, или контрастно сменяться совершенно другой фактурой. Какого бы ни было фактурное развитие, его, однако, не следует отождествлять с процессом формообразования, как таковым. Вместе с тем, дифференцированные таким образом области- фактура и формообразование- подчиняются в целом музыкальной форме в ее указанном выше широком общеэстетическом значении. Отсюда следует, что фактура всегда является важным компонентом художественного содержания произведения, как средство воплощения музыкального образа.

Компоненты музыкальной фактуры. Средства выразительности музыки весьма разнообразны. К ним относятся- мелодика, гармония, ритм, темп, тембр, динамические оттенки, артикуляция, штрихи, агогика и т. д. В своём сочетании и единстве они создают ту или иную художественную образность или придают ей разные оттенки. Основополагающую композиционную роль играют мелодика, гармония и ритм. В процессе развития музыкальной формы они служат факторами формообразования, в строении звуковой ткани представляют собой основные конструктивные компоненты музыкальной фактуры. Они неразрывно взаимосвязаны в художественном содержание музыкального произведения и могут рассматриваться как самостоятельные специфические области в том или ином научном аспекте. Мелодика непременно включает в себя ритм, как организующее начало всякого движения. Вне ритма она представляет собой лишь абстрагированную мелодическую линию и в качестве таковой может рассматриваться только как схема прямолинейного или гибкого (волнообразного) движения. Такое рассмотрение тоже бывает необходимым, но по существу выразительным средством служит именно ритмизованная мелодика. Мелодическое развитие содержит любые интервалы, но главную роль играет секундовая связь звуков, что имеет, как увидим далее, существенное значение в мелодической фигурации. К понятию гармонии в широком(современном) смысле относятся любые одновременные сочетания (как вертикаль звуковой ткани), состоящие даже из двух разных звуков, то есть так называемые гармонические интервалы. В более узком, специальном смысле под гармонией подразумеваются такие созвучия, которые организованы по вертикали (согласованность звуков), и в этом отношении ей противопоставляется понятие дисгармонии. При большем количестве звуков вводится понятие аккорда, которое относится к разного рода созвучиям, как консонантным, так и диссонантным, но подчиняющимся особым закономерностям и приобретшим основополагающее организационно-гармоническое значение в музыкальном искусстве. Сущность же любого аккорда заключается в том, что он является представителем ладогармонической системы музыкального мышления. В качестве такого он служит организующей силой гармонии и не только по своему звучанию, но и по своей ладовой направленности, то есть выполняет ту или иную функцию с большей или меньшей определённостью. Ритм, как организующий фактор всякого прерывистого движения (чередование звуков, как музыкальных с определенной высотностью, так и немузыкальных), действует в музыке во многих случаях самостоятельно, приобретая иногда главенствующее значение (например, на ударных инструментах). Но в непосредственной связи с мелодикой и гармонией он служит обычно сопутствующим компонентом. Ритмическая организация звуков основана на объединение их в группы, образующие ту или иную систему отсчета во времени. Эта система и представляет собой метр, являющийся своего рода канвой, на основе которой образуется тот или иной ритмический рисунок мелодического и гармонического движения. Рисунок этот может быть простым и совпадать с метрической сеткой (канвой), но чаще бывает свободным, а иногда и очень сложным. Метр и ритмический рисунок могут рассматриваться отдельно в условных аспектах. Соотношение того и другого подчеркиваеться названием метроритм, но мы будем прибегать к общему понятию ритма, включающему обе стороны организации звуков. В медленном темпе звуки объединяются по два (сильный -слабый), в более быстром - по четыре, при большем ускорении- по восемь; такая тенденция к ритмической квадратности в самом восприятии имеет важное значение в музыке. Восьмизвуковое объеденение является пределом. Как выяснилось, фактура представляет собой синтез основных компонентов (иногда очень сложный), и для понимания их роли и взаимосвязей необходимо рассматривать ее с разных точек зрения, в тех или иных условных аспектах, Исходить надо при этом от общего представления об основных типах фактуры- музыкальных складах, об их смешении, взаимопроникновении.

(словарь)

Фактура – характер изложения музыкального материала произведения (его музыкальная ткань).

регистром, диапазоном, принадлежностью к муз.складу и др.

Музыкальный склад – наиболее типичный способ изложения материала.

(монодия, от греч . (греч. poly –много, phon ё- (греч. homos –равный) -

monos –один и ode -пение) звук) – сочетание доста- ведущий голос с гармо-

точно самостоятельных ническим сопровожде-

усложненное одного– крылатому образному опре- Главенство вертикали

лосие - изложение мело-.- делению – разговор уважаю- над горизонталью.

дии парал. интервалами, щих себя и не перебивающих-

аккордами (утолщенная ме- друг друга собеседников). Разновидность -

лодия, мелодический пласт) (Условно) главенство гори- аккордово-гармони-

зонтали над вертикалью. ческий склад – это ак-

кордовая фактура при

Два типа полифонии: отсутствии выразитель-

контрастная (интонационно ного ведущего голоса. индивидуальные голоса), .

имитационная (подражание),

общие мелодические обороты.

гетерофония (промежуточный склад между полифонией и усложненным одноголосием. См ниже с 50-51).

В произведениях инструментальной музыки (ф-но, в частности) гомофонного склада различают 4 типа фактурного преобразования гармонии (можно сказать, 4 типа гармонических фактур), (Ю.Тюлин. Краткий теор. курс гармонии. М.,1960):

- гармоническая фигурация , - всевозможное арпеджирование. (Это фактура большинства лирических пьес, романсов).

- ритмическая фигурация, - повторения аккордов в определенном ритме, обусловленным жанром (Шопен. Прелюдия e moll).

- колористическое наслоение, - дублировка звуков аккорда (от 5-6 ти голосов в гармонической ткани до 16 ти (-cis moll прелюдия Рахманинова, реприза) и более),.

- мелодическая фигурация - мелодизация гармонической ткани введением тематически значимых подголосков. (Шуман. Фантастические пьесы. Отчего?.)

В одной теме может быть смешение типов гарм. фактур (типов фактурного преобразования гармонии).

Средством мелодической фигурации являются неаккордовые звуки.

(Мелодии, построенные только по звукам аккордов, немногочисленны).

4типа неак. звуков.

На сильном времени (такта или метрической

доли) – задержание ,- неак. звук, задерживающий

появление аккордового тона:

Н
а слабом времени –вспомогательный ,


опевающий:

- проходящий , – неак. звук в поступенном

(
гаммообразном) движении:

- предъем , – неак. звук, появляющийся

ранее своего аккорда:

Все неаккордовые звуки - прилегающие (т.е. в секундовом отношении) к аккордовому.

Типы многоголосия русской народной песни

Лит.: Л.С.Мухаринская. В поисках современного образа. Сов.муз..1969.с.93-96.

В.М.Щуров. Основные типы русского народного песенного многоголосия. Тбилиси, 1985.

Н.Вашкевич. Гетерофония. Рукопись. Метод. кабинет.Тверь.1997

Бурдонное (волыночное) пение, пение на выдержанном (педальном) звуке. Ранняя форма многоголосия.

Гетерофония (от греч. heteros-другой; другой звук, разноголосие ), - многоголосие, образуемое подголосками вариантно-орнаментального или мелизматического типа к основному напеву. Гетерофония – древнейший и наиболее устойчивый тип русского крестьянского народно-песенного многоголосия, сохраняющий свое ведущее значение до наших дней.

Гетерофонны практически все многоголосные песни DV диска ИВАН КУПАЛА (1999г). Это народные песни, записанные от фольклорных сельских ансамблей разных регионов России (от Архангельского края до Астраханского), и представленные с музыкальным сопровождением синтезатора (Достойный внимания пример использования народной песни в поп.музыке, пример популяризации фольклора).

Расслоение мелодической линии, «размывание» мелодического контура, «вибрирующее» звучание секундовых «наплывов» – неповторимое красочно-колористическое явление гетерофонного многоголосия русской крестьянской песни. Но колорит - это внешняя сторона. Семантика гетерофонии в ином. Часто гетерофонные «пучки» акцентируют метро-ритм напева. В лирических песнях их диссонантность концентрирует напряженность хореических интонаций. В песнях с драматическим содержанием гетерофонное расслоение «воспринимается как подчеркивание, - отмечает И.И. Земцовский, - как своего рода устный «курсив»» наиболее значимых фрагментов текста.

Свадебная песня «По сеням» (Нелидовский район, запись И.Н.Некрасовой) - пример так называемой «точечной» гетерофонии:

В «Систематизированном сборнике песен» (http://intoclassics.net/news/2010-10-16-19094 ) это песни: «Среди долины ровныя», «Вниз по Волге-реке», «Ивушка».

В учебниках теории подголосочность – это разновидность полифонии, - полифония народнопесенного многоголосия. В противоположность ей, гетерофонию относят к одноголосному складу, вернее, усложненному одноголосию (образующему как бы утолщенную мелодию, мелодический комплекс, мелодический пласт).

Пение с «подводкой» - хоровое двух-трехголоие с верхним контрастно противопоставленным основному напеву солирующим голосом-подводкой, контрапунктирующим основной мелодии (нередко оспаривающим с ней роль ведущего голоса).

Пример подводки – «Вот мчится тройка удалая», сл.Ф.Глинки; «Гулял по Уралу Чапаев-герой».

Пение «второй» (вторить в терцию) – простейшее ленточное терцовое (реже, в сексту) двухголосие.

Примеры вторы – «Тонкая рябина», «Зорка-Венера», «У зари-то, у зореньки», «То не ветер ветку клонит».

Предположительно, последние три типа многоголосия (подголосочность, подводка, втора) появились в нар.песне сравнительно недавно (3 – 4 века назад) и утверждались под влиянием городской песни и практики храмового партесного пения.

Кантовый склад пения, гомофонный, с аккордово-гармоническим резонированием на каждый тон мелодии. Кант – жанр городского фольклора. Кантовое пение развивалось под влиянием западно-европейской музыкальной (изначально, польской) культуры. Для канта типично 3-голосие с парал. в терцию движением верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору. Для канта характерна квадратность структур. Примеры мелодий близких к канту: «Солдатушки, браво ребятушки»,

«Донцы-молодцы», «Взвейтесь, соколы, орлами»,

В конце XIX и в XX веке появились новые формы многоголосия. Стилистически они неоднородны:

Фольклористы отмечают, что в наше время можно услышать исполнение народными певцами старинной песни в двух вариантах: в присущей ей одноголосном звучании и в многоголосном «современном».