В л боровиковский самое интересное. Женские образы в портретах художника боровиковского

В л боровиковский самое интересное. Женские образы в портретах художника боровиковского

Биография Владимира Боровиковского

Боровиковский Владимир Лукич, русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Выходец из казачьего рода.

Родился в Миргороде 24 июля 1757, в семье казака Луки Боровика. Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца учился иконописи. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко.

В 1787 он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым.

Эти картины обратили особенное внимание императрицы. На одной из картин была изображена Екатерина II, объясняющая свой Наказ греческим мудрецам, на другой- Петр I - пахарь и Екатерина II - сеятельница. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств.

В 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург, но его путь в Академию художеств был закрыт по возрасту. Он некоторое время он живет в доме Н. А. Львова, знакомится с его друзьями - Г.Р.Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. С 1792 берет уроки у австрийского живописца И.Б.Лампи, работавшего при дворе Екатерины II.

Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого, который впоследствии стал его учителем. От своего учителя, Боровиковский перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому.

В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году - советника Академии Художеств.

В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы.

В числе его работ - великолепный портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, митрополита Михаила, князя Лопухина - Трощинского и огромный портрет Фет - Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой в Академии Художеств.

Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит яркое выражение черты сентиментализма в своих портретах. В противовес официальному сословному портрету, он разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.

К примеру портрет О. К. Филипповой, жены друга Боровиковского - архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора. Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада, с бледной розой в руке. Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой - все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого - почти детская нежность и мечтательная задумчивость.

Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея - слияние человека с природой.

Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа - белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.

Боровиковский занимался и религиозной живописью, в период с 1804 по1811гг, участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге («Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий»).

Боровиковский сохранял свое блестящее мастерство и зоркость глаза на протяжении долгого времени, но в 1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, а имя Боровиковского отошло в сторону, уступая место молодым талантам.

Он был одинок в старости, избегал всяческого общения, отказывался отвечать на письма. Он увлекся мистицизмом, но и здесь он не нашел того, что искал.

В конце жизни Боровиковский больше не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.

В последние годы жизни, Боровиковский активно работал как педагог, устроив у себя дома частную школу. Он воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов , перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) - русский художник, мастер портрета.

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720-1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями - Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний - гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Владимир Лукич Боровиковский завершает плеяду крупнейших художников - портретистов 18-го века. Старший сын украинского мелкопоместного дворянина, добывал средства на существование вместе с отцом - иконописью и первые уроки получил у него. Впервые он обратил на себя внимание в Кременчуге, где выполнял в соборе росписи к приезду царицы ЕкатериныII. Это дало ему возможность отправиться учиться в Петербург, где он брал уроки у Левицкого.
Боровиковский был мастером религиозной живописи, однако, славу ему принесли портреты высочайших особ и петербургской знати. У него много камерных, интимных портретов, и даже в парадные портреты он вносит нотки камерности, даже сентиментальности.

Боровиковский написал Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке. Портрет понравился, и художник написал его вариант. Так возникли два почти одинаковых портрета ЕкатериныII, один из которых - с Румянцевским обелиском на фоне - находится в Русском музее, а другой - с Чесменской колонной - в Третьяковской галерее.
Портрет Екатерины интересен новизною замысла. Императрица изображена не в блеске царских регалий, как у большинства художников XVIII века, и не мудрой законодательницей, как в знаменитой картине Левицкого, а "казанской помещицей"(как она любила себя называть), совершающей утреннюю прогулку по своей усадьбе - Царскосельскому парку. Ей 65 лет, из-за ревматизма она опирается на посох. Ее одежда подчеркнуто неофициальна: одета в пальто, украшенном кружевным жабо с атласным бантом и кружевной чепец. Лицо написано обобщенно, смягчая возраст императрицы, на нем выражение снисходительной доброжелательности. У ног ее резвится собака. И хотя Екатерина представлена почти в домашней обстановке, поза ее полна достоинства, а жест,которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен. Екатерина не была в восторге от портрета и не выкупила его, однако, Боровиковский внес этим портретом еще один штрих в образ великой русской императрицы.
Следует сказать, что портрет Екатерины нашел своеобразное отражение в русской литературе. Он невольно вспоминается при чтении "Капитанской дочки" Пушкина. Пушкин несомненно воспользовался картиной Боровиковского при описании встречи Марьи Ивановны с императрицей: "Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: "Не бойтесь, она не укусит". И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось леи сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую."

Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. Твердая осанка, исполненная выразительности. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. Рука его демонстративно указывает на бумаги и рукописи, лежащие на столе, они говорят о деятельности Державина в Сенате и о занятии поэзией. Портрет парадный, в нем Боровиковский возвеличивает неповторимую личность Державина, значительность его фигуры.

На портрет изображена Екатерина Николаевна Арсеньева, дочь генерал-майора Н.Д.Арсеньева. Это очень радостный портрет. В уютном уголке сада, на фоне зелени парка, изображена веселая юная девушка с яблоком в руке. Она очаровательна и жизнерадостна, подвижна и целеустремленна. Чувствуется, что девушка полна ощущения счастливой молодости, легкости бытия. Художник показал ее яркий, дерзкий характер, умение свободно, полной грудью вдыхать прелесть природы и саму жизнь.
Весь облик девушки очень русский: круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, узкие, чуть раскосые глаза.
Колорит картины гармонично объединяет образ девушки и окружающую ее природу.

Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая, изображена в возрасте 23 лет. На фоне пейзажа — колосьев, березок и васильков, символизирующих сельскую простоту, легким певучим силуэтом рисуется нежная фигура юной женщины в простом белом платье с локонами, небрежно ниспадающими на плечи. Тихая дремлющая природа навевает ей сладкие грёзы, приятные мечты, а может быть, легкую грусть. Томная полуулыбка скользит по чуть припухлым губам, тяжелые веки слегка приподняты над задумчивыми, чуть грустными глазами, небрежно опустилась нежная рука. Бледный колорит картины еще более усиливает впечатление мягкой задумчивости, придает образу поэтическую одухотворенность.

Красота Лопухиной в свое время пленила императора ПавлаI, была его фавориткой, а когда она вышла замуж, он устроил должным образом судьбу молодой четы.

Известно, что сам Боровиковский не был равнодушен к обаятельной Лопухиной и свои чувства сумел передать в портрете. Известно также, что через год после написания портрета она умерла от чахотки.

Поэт Яков Полонский написал такие строки под впечатлением от портрета:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз, и той улыбки нет, что молча выражали

Страданья, тень любви, и мысли, тень печали, но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела и будет этот взгляд, и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать, уча его любить, прощать, страдать, молчать.

На семейном портрете графиня Анна Ивановна Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. Все трое позируют перед нами, демонстрируя свою любовь друг к другу, а равно их общую любовь к умершему сыну и брату - это его портрет в миниатюре в руках у младшей сестры.
Картина Боровиковского - трогательное и поучительное зрелище семейных добродетелей. Если же пристальнее вглядеться в лица изображенных, чувствуется наблюдательность художника. Графиня Безбородко была не только нежной и заботливой матерью, но и рачительной хозяйкой, властной, несколько грубоватой, в это время уже немолодой женщиной. У ее старшей дочери Любови худощавое, болезненное лицо. У младшей - Клеопатры - лицо некрасивое, своенравное и полное живости. Дальнейшая жизнь этой молодой девушки сложилась не совсем обычно. Одна из богатейших невест в России, имевшая приданое в десять миллионов, она вскоре вышла замуж за князя Лобанова-Ростовского. Супруги не сошлись характерами и разъехались. Клеопатра Ильинична была настолько расточительна, что под конец жизни не только истратила все свое огромное состояние, но объявила себя несостоятельной в пяти миллионах.
И все-таки при пристальном взгляде на картину, большой любви и нежности между матерью и дочерьми нет, скорее они демонстрируют эту любовь, но все смотрят не друг на друга, а в разные стороны.

В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Павел на картине в торжественном одеянии, в котором он желал себя видеть на парадном портрете. Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозданного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Далматик из белого бархата - древняя одежда византийских императоров. Это именно парадный портрет, говорящий о положении человека, о чем говорят и все его аксессуары. Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка.

Всемогущий князь, Александр Борисович Куракин, любимец Павла I изображен в парадной одежде, в горделивой позе, торжественной обстановке. Фаворит любил пышность. Недаром его прозвали "бриллиантовым князем". Его дом по установленному там штату и церемониалу напоминал императорский двор в миниатюре. Его наряды поражали роскошью. Один из его парадных кафтанов был так густо расшит золотом, что однажды буквально спас жизнь своему владельцу: попав в пожар, Куракин не получил сильных ожогов только благодаря "золотой броне" своего кафтана. Спесив и важен был Куракин до чрезвычайности и не зря недруги за глаза звали его "павлином". Это был опытный царедворец, хитрый и изворотливый, стихией которого были придворные интриги.
Портрет Куракина - один из самых блестящих парадных портретов в русской живописи. Нарядная одежда, украшенная золотым шитьем. разнообразные ленты и сверкающие бриллиантами звезды орденов, брошенная на кресло мантия, колонны и драпировки, Михайловский замок на фоне - все это создает в портрете обстановку чрезвычайной пышности. А надо всем этим великолепием доминирует лицо Куракина - хитрое и властное, с любезной и горделивой улыбкой.

В начале XIXвека Боровиковский создал одно из своих лучших произведений - портрет сестер Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных. Они принадлежали к богатому и знатному княжескому роду. Особенно процветали Гагарины при Павле I, когда родной брат княжон Гагариных женился на фаворитке императора Лопухиной.
Художник представил сестер Гагариных музицирующими. Младшая играет на гитаре, одном из любимых инструментов того времени, старшая сестра держит нотный лист.
Позы молодых девушек изящны и немного изнеженны, жесты легки и грациозны. Одежды, по моде того времени несколько напоминающие античные хитоны, падают плавными классическими складками, более мелкими у младшей сестры и более крупными, монументальными у старшей.
Изысканны цветовые сочетания в картине: голубовато-белое и серое платья, коричневая гитара, лилово-розовая шаль, голубое небо и темная зелень деревьев. Лица девушек объединены семейным сходством и общим настроением "нежной мечтательности". В то же время можно заметить, что у младшей княжны лицо менее правильное, но живое и насмешливое, а у старшей - более классическое, но чуть расплывшееся, с большими томными глазами.

Боровиковский отлично владел техникой миниатюрной живописи: особенно это чувствуется в очень тонкой моделировке лица изображенного. Фигура легко и непринужденно вписана в круг, линии сочетаются в мягком ритме.
Близкими к миниатюрам по своему характеру были небольшие портреты, написанные масляными красками на металлических пластинках, картоне или дереве. Боровиковский много работал в этом жанре, в котором он написал камерный портрет молодых девушек - Лизаньки и Дашеньки.
Девушки одеты и причесаны по моде, бытовавшей в дворянском кругу. Лиза и Даша - дворовые девушки князя Львова, превосходные плясуньи.
Перед нами идиллическое, несколько манерное изображение двух юных грациозных девушек, прильнувших друг к другу с чувством "чистой и нежной дружбы", которую часто воспевали поэты той поры. Это настроение подчеркивают и светлые тона, и гармоничный, музыкальный ритм линий, и тонкая моделировка лиц, и мягкая живописная манера.

Перед нами портрет известного чиновника, министра Дмитрия Прокофьевича Трощинского. Судьба этого человека сложилась необычно. Сын войскового писаря, учившийся грамоте у дьячка, он к концу жизни дослужился до поста министра и был назначен членом Государственного совета, достигнув вершины служебной лестницы.
Трощинский был человеком "отличною твердостью и редким в делах государственных искусством одаренным". Написанные им документы и указы по ясности мысли и четкости изложения стоят в ряду лучших произведений делового слога того времени. Характер у него, по-видимому, был нелегкий. По словам одного из современников, Трощинский всегда "казался "старее своего возраста, "имел вид несколько угрюмый. Друзьям был друг, а врагам враг".
Портрет работы Боровиковского может служить своеобразной иллюстрацией к этой словесной характеристике, настолько художник проник в характер Трощинского. На портрете у Трощинского широкое лицо с неприветливым взглядом и твердыми очертаниями рта.В нем угадывается ясный ум и настойчивая воля. Чувствуется и угрюмая настойчивость человека, вышедшего "из низов", который ничего не получил "по праву рождения", а всего добился сам. Есть в Трощинском и важность сановника, гордое сознание собственной значительности и властность крупного чиновника, привыкшего распоряжаться людьми.

Перед нами опальный перс Муртазы-Кули-Хан, о котором Екатерина II так писала в одном из своих писем: "Приблизительно около месяца у нас гостит персидский принц Муртаза-Кули-Хан, лишенный братом своим Ага Магометом владений и спасшийся в Россию. Это человек добродушный и предупредительный. Он попросил осмотреть Эрмитаж и был там сегодня в четвертый раз; он провел там три или четыре раза подряд, рассматривая все, что там находится, и смотрит на все как настоящий знаток, все, что наиболее прекрасно в каком бы то ни было роде, поражает его и ничто не ускользает от его внимания". Возможно, Екатерина смогла увидеть в персидском госте больше, чем Боровиковский, но и положение их было неравное. Императрицу Муртаза-Кули-хан старался расположить в свою пользу, а перед художником позировал чуждый и непонятный ему человек, восточный властелин, привыкший скрывать свои чувства. И все же Боровиковский подметил выражение грусти и пресыщенности на его умном и тонком лице. Но живописца прежде всего увлекла экзотичность облика персидского принца - его бледное лицо и черная борода, выхоленные руки с розовыми ногтями, величавая поза и, наконец, роскошное одеяние с причудливым сочетанием атласа, парчи, сафьяна, меха и драгоценностей.
Красота и изысканность цветовой гаммы, торжественность и монументальность композиции делают портрет Муртазы-Кули-Хана одним из лучших образцов парадного портрета в русском искусстве.

А вот еще один шедевр Боровиковского - портрет Скобеевой. Дочь кронштадского матроса, она еще девочкой попала в дом Д.П.Трощинского, который воспитал ее как дворянку и сделал своей любовницей. Уезжая на ревизию в Сибирь, Трощинский отправил молодую женщину в свое смоленское имение, подальше от соблазнов светской жизни. Вряд ли он мог предположить, что там его возлюбленная познакомится с местным помещиком Скобеевым и выйдет за него замуж, приобретя тем самым права дворянства.
Работая над этим портретом. Боровиковский повторил некоторые приемы, найденные ранее. Поза женщины. ее белое платье, жемчужный браслет, яблоко в руке - все это как бы "скопировано" с портрета Арсеньевой. Однако такая одинаковость остается почти незаметной: столь различны образы. Вместо веселой, легкомысленной Арсеньевой перед нами энергичная женщина с крупными чертами лица, густыми черными бровями, строгим и решительным взглядом. Ощущается ее внутренняя собранность, незаурядный характер, ясная, целенаправленная воля.

Боровиковский Владимир 1825г
Боровиковский Владимир Лукич - , русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди - иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794, "Торжковская крестьянка Христиния", около 1795, - оба в Третьяковской галерее).
За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 - советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу ("Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке", 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. - Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801-02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) - энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].
Александр Федорович
Бестужев
Анна Сергеевна
Безобразова
Архангел Михаил
1815г
Третьяковская
галерея Москва
Архистратиг Михаил
1794г
Варвара Андреевна
Томилова
Великая княжна
Елена Павловна
1799г
Эрмитаж
Графиня
Вера Николаевна
Завадовская
Графиня
Екатерина Михайловна
Рибопьер
Дарья Александровна
Валуева
Дарья Семеновна
Баратова
Дети с
ягненком
Екатерина Гавриловна
Гагарина
Екатерина Николаевна
Давыдова 1796г
Пушкинский
музей Москва
Епископ Русской
Православной Церкви
Жермен де Сталь
1812г 68х88см
Третьяковская
галерея Москва
Иван Дунин
1801г
Иван Михайлович
Яковлев
Иван Михайлович
Яковлев
Иисус во гробе Иисус Клеопатра Ильинична
Лобанова-Ростовская
Княжна
Лопухина
Лабзина Анна
Евдокимовна
Лазарев Минас
Лазаревич
Лизанька и Дашенька
1794г 26х31см
Третьяковская
галерея Москва
Лопухина
Екатерина Николаевна
Мария Николаевна
Яковлева
1796г
Марфа (Мария)
Дмитриевна
Дунина
1799г
Третьяковская
галерея Москва
Михайловский
замок
Нарышкина
Елена Александровна
1790г
Русский музей
Санкт–Петербург
Наталья Петровна
Голицына
Оленина
Елизавета Марковна
Портрет русского
поэта
Евгения
Баратынского
1820г

1800г
Русский музей
Санкт–Петербург
Пётр Андреевич
Кикин
1815г
Покров
Пресвятой Богородицы
Портрет
А. и В. Гагариных
1802г 69х75см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
А. И. Безбородко
с дочерьми
1803г
Портрет
А.Г. и А.А. Лобановых
-Ростовских
1814г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Адама Адамовича
Менеласа
Портрет
Александра Дмитриевича
Арсеньева
1797г 58х74см
Эрмитаж
Портрет
Александра Семеновича
Хвостова
1801г 56х71см
Портрет
Алексея Алексеевича
Константинова
1806г
Портрет
Алексея Ивановича
Васильева
1800г
Портрет
Великого князя
Константина Павловича
1795г 52х67см
Портрет
Великой княжны
Александры Павловны
67х76см
Портрет
Великой княжны
Марии Павловны 1800г
Портрет
Г.С. Волконского 1806г
Портрет
Гаврилы Романовича
Державина
1811г
Пушкинский
музей Москва
Портрет
генерал-адъютанта
графа
Петра Толстого
1799г 59х72см
Портрет
графа
Александра Куракина
1802г 259х175см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет графа
Г.Г. Кушелева
1801г
Портрет графа
Разумовского
1800г 63х49см
Портрет
Д.А. Державиной
1813г 284х284см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
Д.П. Трощинского
1899г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Дмитрия Левицкого
1796г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Е. Темкиной
1798г
Портрет
Е.А. Архаровой
1820г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Е.И. Неклюдовой
1798г
Портрет
Е.Н. Арсеневой
1796г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Екатерины Александровны
Новосильцевой
Портрет
Екатерины Васильевны
Торсуковой
1795г
Портрет
Екатерины Кропотовой
Портрет
Елены Александровны
Нарышкиной
1799г
Портрет
Елены Павловны
Портрет
Императора
Павла I
1800г 33х49см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
Императрицы
Екатерины II
1794г
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
Императрицы
Елизаветы Алексеевны
1795г
Портрет
императрицы
Елизаветы Алексеевны
1814г
Портрет
Императрицы
Марии Федоровны
71х82см
Портрет
Карагеоргия
1816г
Портрет
Княгини Н.И. Куракиной
1795г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
князя А.Б. Куракина
1799г Русский
музей Санкт–Петербург
Портрет
Кошелева
Портрет
М.И.Лопухиной
1797г
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
Марты Арбеневой
1798г
Портрет
Муртазы-Кули-хана,
брата Аги Мухомеда,
персидскиого шаха
1796г 189х284см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
неизвестной с ребенком
Портрет
Николая Шереметева
Портрет
Ольги Кузьминичны
Филипповой
Портрет
Павла I
1796г
Портрет
Павла Семеновича
Масюкова
Портрет
писателя Александра
Лабзина
1805г 65х79см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
русского поэта
Гаврилы Державина
1795г
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
С.А. Раевской
1813г
Пушкинский
музей Москва
Портрет
Ф.А. Боровского
1799г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Христофора фон
Бенкендорфа1797г 68х56см
Портрет
Юрия Лисянского
1810г
Потрет
княгини
Маргариты Ивановны
Долгорукой
Прасковья
Бестужева
1806г
Родзянко
Екатерина Владимировна
Самборский
Андрей Афанасьевич
1790г
Св. блгв. вел. кн.
Александр Невский
Третьяковская
галерея Москва
Торсуков
Ардальон Александрович
1795г
Христина,
крестьянки из Торжка
1795г
Третьяковская
галерея Москва
Царица Александра
и архидьякон
Стефан
1815г
Яковлев
Николай Михайлович

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной». Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера - А. Г. Венецианова. В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.). В. Л. Боровиковский - автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801-1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, - портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть. Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма. В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

    Род. в г. Миргороде, нынешней Полтавской губернии, 24 июля 1757 г., ум. 6 апреля 1825 г. Отец его, старожил Миргорода, значковый товарищ Лука Боровик (одинаково писавшийся Боровиком и Боровиковским, также как Лукой и Лукьяном, ум. в 1775 г.)… … Большая биографическая энциклопедия

    Владимир Лукич Боровиковский Портрет работы Бугаевского Благодатного Дата рождения: 1757 Дата смерти: 1825 Национальность: укр … Википедия

    - (1757 1825) российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (М. И. Лопухина, 1797). С 1800 х гг. испытал влияние классицизма (А. Б.… … Большой Энциклопедический словарь

    Боровиковский (Владимир Лукич) художник исторической, церковной и портретной живописи, родился в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в… … Биографический словарь

    Русский и украинский художник портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства… … Большая советская энциклопедия

    - (1757 1825), русский и украинский художник. Портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди иконописцев; с конца 1788 в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австрийского художника И … Художественная энциклопедия

    Боровиковский Владимир Лукич - (1757—1825), художник. С 1788 жил в Петербурге. Учился живописи у Д. Г. Левицкого и австрийского художника И. Б. Лампи Старшего (с 1792). Академик живописи с 1795, советник Петербургской АХ с 1802. Автор многочисленных портретов… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1757 1825), художник. С 1788 жил в Петербурге. Учился живописи у Д. Г. Левицкого и австрийского художника И. Б. Лампи Старшего (с 1792). академик живописи с 1795, советник Петербургской АХ с 1802. Автор многочисленных портретов… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1757 1825), живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера («М. И. Лопухина», 1797). Суховато сдержанные работы Боровиковского 1800 х гг.… … Энциклопедический словарь

    Боровиковский, Владимир Лукич - В.А. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797. Третьяковская галерея. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757 1825), российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритма с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь