Артист богатырев биография. Рудольф Нуреев, Юрий Богатырёв и другие скрытые геи из мира советских звезд

Артист богатырев биография. Рудольф Нуреев, Юрий Богатырёв и другие скрытые геи из мира советских звезд
Артист богатырев биография. Рудольф Нуреев, Юрий Богатырёв и другие скрытые геи из мира советских звезд

Он был замечательным артистом, сыграв сотни ролей в кино. Красноармеец Егор Шилов из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», Серж Войницев из «Неоконченной пьесы для механического пианино» – лучшие из них. Окружающие относились к нему нежно, порой со снисхождением. Человек тонкий, ранимый, Богатырев долго скрывал мучительную тайну в душе: он любил женщин, но только как богинь. Эта непохожесть на других сводила его с ума.

Уже в детстве Юра Богатырев был не такой, как все мальчики, выделяясь грациозностью, изяществом и даже некоторой изнеженностью. Ему не нравились грубые мужские игры и драки. Зато он с удовольствием играл с девочками в куклы, шил их из старых лоскутков, придумывал им имена и наряды. Его мама Татьяна Васильевна рассказывала, что сын любил наряжаться в ее платья, надевал шляпки и вуали, примерял бусы и кольца. Родители не придавали большого значения не мальчишескому поведению ребенка. Списывали странности на тонкость натуры, мягкость характера.

Возмужав, он превратился в очень высокого, статного юношу с выразительной внешностью – большие глаза, чувственные губы. И, как все, влюбился в девушку. С Нелли Якубовой они вместе занимались в кукольном театре-студии «Глобус».

– Благодаря своей одаренности Юра всегда оказывался в центре внимания – импровизировал на фортепиано, великолепно танцевал, хорошо пел, – вспоминает Нелли.

Покорял Богатырев и галантностью: подавал руку, вставал, когда в комнату входила женщина, умел говорить красивые комплименты...

И в Щукинском училище, куда поступил после школы, он активно ухаживал за девушками. Его маме очень нравилась однокурсница Юры – Наталья Гундарева. Она даже говорила, что лучшей невестки не найти. Парень лишь отшучивался. Между тем от материнского внимательного глаза не ускользнуло, что настоящая влюбленность его не посещала никогда. Это ее беспокоило. И она твердила сыну: пора жениться.

– На ком?– уходил от разговора Богатырев. – Все девчонки пьют, курят.

Поступив на службу во МХАТ, он уже снимался в кино. Отношения с коллегами внешне казались дружелюбными. Однако его окружали завистники. Богатырев стал одним из богатых актеров своего времени. Интриги, подлость, лицемерие вызывали в нем приступы отчаяния и бессилия. Душу он раскрывал подругам. Нет, его с ними не связывали интимные отношения, это были просто близкие люди, способные понять и пожалеть. Елена Соловей вспоминала, что он напоминал ей ребенка, беззащитного и ранимого. Теплые отношения его связывали с Ией Саввиной. Героинями его умозрительных романов становились жены его друга и покровителя – режиссера Никиты Михалкова: сначала Анастасия Вертинская, потом и Татьяна.

Лучшие дня

– В Юру были влюблены все, а он переживал лишь платонические увлечения, – говорит Наталья Варлей. – Женщину он воспринимал как божество.

На его холостяцкой квартире собиралось множество приятелей-мхатовцев. Любившие выпить актеры могли приехать к Богатыреву посреди ночи. Юрий расплачивался за такси, покупал водку и пил с ними. Его безотказностью бессовестно пользовались. Но и сам артист не прочь был провести время за бутылкой, пытаясь выйти из депрессивного состояния. Лишь самые близкие знали, что по-настоящему мучает Богатырева.

– Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в него как-то очень болезненно… – говорит режиссер Александр Адабашьян.

– Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Нынешние звезды этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами – это модно, практично – они ведь дружны между собой…

Своими душевными страданиями делился он и с Натальей Гундаревой. Та его уговаривала: «Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все».

Юрий располнел, все больше и больше выпивал, глотал несовместимые с алкоголем антидепрессанты. В его квартире поселился администратор МХАТа Василий Росляков. Они даже не скрывали от общих знакомых, что их связывают трогательные отношения. Потом появился бармен Саша Ефимов.

Один из друзей Рослякова, сменивший Богатырева в его постели, рассказывал, что Вася еще долго страдал из-за размолвки с артистом. В его комнате висел портрет Юры в рамке. Но об интимных подробностях их взаимоотношений он никому не рассказывал.

Между тем Богатырев все же женился. Его официальной супругой стала соседка по коммуналке – актриса Надежда Серая. Она попала в сложную жизненную передрягу. После развода с мужем-режиссером ей грозило выселение из Москвы, срочно требовался штамп в паспорте о браке. Друзья Богатырева думали, как помочь коллеге, ведь у нее к тому же росла маленькая дочь. Они и подвигли его на женитьбу. Богатырева все знали как человека доброй души. Он не мог оставить в беде женщину с ребенком. Правда, Надежда рассказывала, что их связывали не просто формальные отношения. Он ей тоже изливал свои страдания.

В тот день было все как всегда. Юрий Георгиевич получил большой гонорар за «Очи черные» и устроил вечеринку. Внезапно почувствовал себя плохо. По словам медиков, роковую роль сыграло сочетание шампанского и антидепрессантов.

Юрий Богатырев: биография, личная жизнь, нетрадиционная – обо всем об этом мы поговорим в своей статье. Жизнь этого выдающегося человека была слишком короткой для актера. В его возрасте многие выходят только на пик своей карьеры. Сам артист сделал огромный вклад в советский кинематограф и развитие творчества в СССР.

Многих читателей интересует нетрадиционная личная жизнь Юрия Богатырева, которая была тесно связана с его биографией, это все оказало большое влияние на него. Сам актер был скрытным и стеснялся своей ориентации.

Нетрадиционная личная жизнь сегодня никому не мешает, но для биографии Юрия Богатырева это был совершенно серьезный удар. Он не понимал, что ему делать со своими чувствами.

Сам артист жил с мужчинами и знакомыми по творческой деятельности не скрывая этого. Был женат, но брак не носил официального характера, а только должен был принести выгоду.

В настоящее время Юрий Богатырев является частью истории советского кинематографа, который приложил огромное количество усилий для достижения своей цели. Его природный талант был по достоинству оценен многими критиками. Съемки и работа с известными актерами того времени открыли для него самые хорошие перспективы и даже его нетрадиционная ориентация не мешала работать в Советском Союзе. Конечно же, смерть от алкоголизма не является самым приятным исходом, но все же Богатырев оставил необычайно большой вклад.

Юрий Богатырев – известный актер

Современники вспоминают актера с огромной любовью. Они знали, насколько он любил свою работу, может быть если бы не отсутствие на то время ролей, он бы не начал пить. Большая часть его биографии полна интересными историями, которые стали для него важными факторами в становлении личности.

Биография

В 1947 году в городе Рига появился на свет Юрий Богатырев. Отец артиста был военнослужащим, они постоянно переезжали. Уже через несколько лет они переезжают в столицу Советского Союза, Москву. Отсюда и начинается его становление в карьере. Начиная со школьных годов, он занимается творческой деятельностью, выступает на различных мероприятиях и принимает активное участие во всех постановках в школе.

Все это давало ему некоторое удовлетворение. Уже с детства было понятно, что у него имеются некоторые отличительные черты, то есть не как у всех мальчиков. Он был слишком мягким, женственным, но в тоже время общительным. Конечно же, это создавало некоторые сложности.

На протяжении 8 классов его талант в отрасли изобразительного искусства был замечен его учителям. После того как мальчик повзрослел, ему предложили стать художником. Именно это направление было ему по душе. В 1964 году поступил в художественное училище. Его специальность – художник по ковровым изделиям. Это давало ему определённые преимущества перед другими талантами.

Он не переставал заниматься актерской деятельностью. На протяжении всего обучения он посещал творческие кружки, участвовал в театральных постановках. Так небольшое хобби переросло в карьеру и настоящую профессию. Нетрадиционная ориентация Юрия Богатырева, не мешала ему работать в театре, и ни в коем случае никто не упрекал за его личную жизнь. Для режиссёров было самое главное сыграть роль, все остальное второстепенное. Столь короткий период времени для жизни был дан Юрию и он смог доказать, что можно сделать все для кино, и при этом остаться ни на кого не похожим.

В 1965 году актер начинает активно заниматься развитием театра «Глобус». Вместе со своей труппой он ставит кукольные постановки. Постоянные поездки по различным местам, открывали для него совершенно новые ниши этого искусства.

Он знакомился с новыми людьми. В результате Юрий решается бросить учебу в художественном училище и поступает в театральный институт. Данное решение ему далось очень легко, так как он решил посвятить свою жизнь именно этому. Театральная труппа ездила по многим городам и поселениям. Постановки собирали необычайно большое количество зрителей.

Талантливый молодой человек понимал, какую радость он приносит зрителям и хотел продолжать развиваться в этом плане. В будущем он думал, что его фильмы будут смотреть миллионы человек по всему миру и именно так и случилось.

Поступление в Щукинское училище стало для него хорошим этапом, он обучался с самыми знаменитыми актерами. На курсе он считался самым лучшим, поэтому всегда его ставили в пример. Столь важное значение он уделял учебе, что иногда его было очень сложно переубедить. К нему постоянно приходили предложения о том, чтобы сняться в театральных постановках или творческих мероприятиях, от которых он ни в коем случае не отказывался. Его сокурсниками были Варлей и Райкин, что уже говорит о его подготовке.

Обучение прошло с успехом. Он всегда был тем человеком, на которого все ровнялись. Участие в театральных постановках во время обучения проходили с невероятным аншлагом. Можно сказать, что именно его природный талант, некоторая часть характера открывали перед зрителем совершенно другого человека. Уже тогда многие преподаватели пророчили ему большое будущее. Закончив театральное училище, он занялся активной творческой деятельностью.

Первые роли были эпизодическими, то есть не первого плана, но все-таки Юрий Богатырев пытался и добивался своей цели. Человек такого профиля с огромным талантом смог найти дорогу и проложить карьеру. Сегодня о нем вспоминают только добрым словом. Райкин всегда считал Богатырева талантом, который просто невозможно превзойти. Таки люди рождаются очень редко и они действительно достойны, чтобы выступать на сцене.

Карьера

Выступление в театре «Современник» стало для него некоторым этапом в жизни, который нужно было переждать. Первое время он не мог получить достойной роли, так как все места были заняты, поэтому участвовал только в эпизодах. Но в последствие карьера стала развиваться.

Ему начали предлагать более важные роли. Такие спектакли и постановки как «Двенадцатая ночь» открыли для зрителей совершенно новые возможности о его таланте. Он продолжал далее участвовать в жизни театра «Современник» но всему этому пришел конец, когда в 1977 переходит в МХАТ, куда его долгое время приглашали. Основным человеком, который повлиял на него, стал .

Богатырев участвовал в спектакле «Двенадцатая ночь»

Роль Егора Шилова стала для него самым важным этапом в его кинематографической карьере. Он уделял особенное внимание постановке и сделал такой рывок в своем актерском таланте, что многие стали называть его одним из самых выдающихся актеров Советского Союза. На самом деле в кино он начал сниматься задолго до этого, и его фильмами были «Чайка», «На дне» и так далее. Талант был настолько сильным, что его приглашали практически все режиссеры, работающие по всему Союзу.

Актер снимался в фильме «Чайка»

Карьера на телевидение развилась таким быстрым образом, что ему иногда приходилось отвергать предложения от известных киностудий. Работа на то время с самыми известными личностями приносила ему необычайно большое удовольствие.

Съемки в самых важных картинах того времени приносили немалый доход, но в последствии начало сокращаться количество предложений.

Большое количество новых актеров, создали некоторое воздействие на самого Юрия Богатырева. По его словам некоторые начали его даже притеснять из-за ориентации. В общем, предложений сняться в фильмах, было мало, и он начал выпивать.

На сегодняшний день никого не удивишь нетрадиционной личной жизнью Юрия Богатырева и его биографией, но на то время это было чуждо советскому народу. Его воспринимали хорошо только в коллективе, так как многое понимали, что это только природное влечение. Многие фанаты и зрители презирали его за это. В последнее время открывается большое количество фактором из его жизни, о которых до этого никто не знал.

Личная жизнь

На сегодняшний день артист Юрий Богатырев оставил большой вклад в искусство, но нетрадиционная личная жизнь и короткая биография также не остаются без внимания. Многие фанаты его упрекали в этом, но нужно понимать, что человек не мог совладать со своими природными увлечениями. Может быть, именно притеснение его личности стало причиной пьянок и смерти в столь молодом возрасте.

В его жизни все-таки был один брак и штамп в паспорте. Для того чтобы помешать выселению из страны, он помог своей соседке, с которой расписался, но никаких сексуальных и личных связей у них не было. В общем, он всегда любил только представителей мужского пола. Рассматривая нетрадиционную ориентацию Юрия Богатырева, можно сказать, что его биография и личная жизнь не интересовали никого среди артистов. Многие его знакомые вообще об этом даже и не думали. Он запомнился всем добрым, отзывчивым человеком.

Личная жизнь и нетрадиционная ориентация Юрия Богатырева оставила неизгладимый отпечаток в его биографии. Снимаясь в фильмах о его личных и сексуальных увлечениях, знали практически все коллеги по цеху. Некоторые его презирали, другие, наоборот, поддерживали. Его связи были практически на виду, он никогда не скрывал всего этого. Но конец своей жизни провёл очень печально. После того как начался спад в карьере, его поглотил алкоголь. Несмотря на свой молодой возраст – 40 лет, он уже мог целыми сутками пить не работая. В результате это и привело к трагическим последствиям.

После очередной съемки он получил гонорар и созвал всех своих знакомых. Была вечеринка, после которой ему стало плохо и он уснул, после проснувшись, выпил антидепрессанты, которые несовместимы с алкоголем, начались сердечные боли. По приезду врачей, он уже находился в тяжелом состоянии. Они не знали, что Юрий принимал какие-то таблетки, и ввели ему дополнительный препарат, который и привел к летальному исходу. Вот таким печальным образом закончилась жизнь таланта, которому аплодировали миллионы.

Юрий Богатырев – советский артист, художник. Родился в марте 1947 года, он известен по съёмкам в картинах «Свой среди чужих, чужой среди своих» и многих других.

Юрий Богатырев родился в 2 марта 1947 года в советской Прибалтике, городе Риге. Он происходил из семьи военного моряка, поэтому с детства родителям приходилось много переезжать. Вскоре они приехали в Ленинград, а затем в Москву.

Мальчик оказался особенным с самого детства, поскольку его не интересовали традиционно мужские забавы, но он с удовольствием шил платье для кукол, импровизировал, создавал свои кукольные постановки, а также увлекался рисованием.

В его арсенале было мало подручных средств, но по-настоящему творческого человека это остановить не способно, и в ход шли старые занавески, платья — из них он создавал настоящие шедевры.

Детство и первые шаги в искусстве

Надо сказать, что уже в детстве было заметно, что мальчику ближе гуманитарные дисциплины и что натура он творческая. В нём проснулась большая тяга к рисованию, что повлияло на выбор учебного заведения. После окончания школы он избрал профессию, связанную с этими навыками, поступив в художественно-промышленное училище, где, как предполагалось, он должен был стать мастером по созданию ковров. Частично это предполагало занятия рисованием, а не только получение технических навыков.

Фото: Юрий Богатырев в молодости

Студенты обязательно выезжали на пленэры, рисовали этюды, и в одной из таких поездок он познакомился с ребятами, будущая профессия которых была связана с кукольным театром. Это вновь всколыхнуло в нём воспоминания из детства, позволило почувствовать почти забытое увлечение. Сдружившись со студентами, он ставил спектакли, импровизировал. Молодой человек окончательно понял, что ему по душе актерская профессия.

Обучение и первый успех в театре

В 1966 году, то есть в возрасте 19 лет, он, оставив учебу в художественно-промышленном училище, поступил в театральное училище имени Щукина, а в 1971 году его пригласили в московский театр «Современник». Поступил он легко, несмотря на то, что не занимался подготовкой, да и к идее поступления пришёл спонтанно после общения на пленэре со студентами театрального вуза.

Как вспоминают педагоги, всем было понятно, что на курс попал талантливый и, фактически, уже сформированный актёр. Руководителем курса был знаменитый артист Юрий Васильевич Катин-Ярцев. Он вспоминал, что как только увидел талантливого студента, то испытал чувство беспокойства, ведь было очевидно, что студент слишком беззащитен перед миром, что он очень мягкий и даже в чём-то ранимый, а таким людям в жизни приходится нелегко, ведь живут они далеко не в тепличных условиях.

И в то же время в Юрии была потрясающая грустная ирония, он умел с юмором относиться к себе и к людям. Отличался студент и прекрасными физическими параметрами, что еще больше контрастировало с его мягкостью. У него были большие широкие плечи и мощные руки, которые студенты в шутку называли «вторые ноги».

В 70-ых годах он одновременно работал в театре «Современник» и во МХАТе, поскольку оба прославленных столичных театра считали его достойным появиться на их сцене. Пользовался большой популярностью спектакль «Тартюф» по Мольеру с его участием.

Всенародная слава с подачи Никиты Михалкова

Юрий Богатырев считал, что его «крестным отцом» является Никита Михалков. Собственно, это действительно так: после съемок в его картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» актер, как это принято говорить, проснулся знаменитым. Но до этого был тоже удачный фильм «Спокойный день в конце войны», правда, не сравниваемый по популярности с картиной Михалкова. Однако это позволило убедиться в том, что Юрий Богатырев очень органичен как киноактер, его очень любила камера, он выглядел в меру мужественным, очень выразительным, фотогеничным и казался настоящим героем, образцом мужчины. В полной мере это проявилось в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», действие в котором происходит сразу после революции в небольшом городе на юге России. Чекист, который был сыгран Богатыревым, сразу стал эталоном мужественности, он сумел пройти через обстрелы, бандитские разборки, предательство со всех сторон и доказать свою преданность. Это потрясающе глубокая драматическая роль, которая удалась артисту идеально.

Вообще, творческий союз с Никитой Михалковым - это попадание в десятку, хотя, к сожалению, совместных картин было не так много. Из других ролей, которые также произвели фурор, стоит отметить роль в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» — чеховская классика.

Актер для детей и молодёжи

Да, именно молодежная аудитория прежде всего оценила созданные образы. Поэтому режиссёры, понимая это, часто приглашали уже вполне состоявшуюся звезду для участия в детских проектах, телеспектаклях. 1976 году он снялся в сериале для молодёжи «Два капитана» по повести известного писателя Каверина. Можно сказать, что Юрий Богатырев стал кумиром молодых людей и образцом мужественности, но с умением подчеркнуть в своих героях доброе начало, сострадание, милосердие.

У Никиты Михалкова также были картины, закрепившие успех актера на отечественном олимпе, в частности, «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Родня» и другие.

Критики считают, что одной из самых культовых ролей стала роль Филипка в фильме «Объяснение в любви» — жизненная мелодрама, которая показывает все тяготы отечественной истории, разруху, коллективизацию, революцию. Фильм охватывает полувековой период, в нем прекрасно передана атмосфера тех времён, и на фоне трагических событий разворачивается любовь двух героев. Но и здесь всё не так просто, ведь журналист, которого исполнил Юрий Богатырев, влюблён в прелестную домохозяйку, которая ради скуки изменяет мужу. Это трагическая, философская драма, многие называют ее главной в богатой фильмографии артиста.

Снялся он и в «Дон Сезар де Базан» с — последняя роль за такую короткую, но яркую жизнь. Он сыграл испанского короля, и кроме Анны Самохиной в картине приняли участие , Игорь Дмитриев. Это тоже одна из наиболее интересных работ, где артист предстаёт в новом амплуа.

Трагическая судьба

Формально актёр был женат, его избранницей была актриса Надежда Серая, но, как она сама признается, это не брак в полном смысле слова, а просто желание доброго и понимающего артиста помочь с регистрацией в столице талантливой начинающей актрисе. Эта версия подтверждается и тем, что о заключенном союзе Юрий не сообщил никому, даже своим родителям, да и проживать вместе с Надеждой после заключения брака он не стал.

Как вспоминают близкие, артисту завидовали очень многие. Завидовали нехорошо, чёрной завистью, желая зла. Причины, надо сказать, для этого имелись. Юрий успешно снимался, в том числе и у таких именитых режиссеров, как Никита Михалков. Он был одним из самых высокооплачиваемых артистов того времени, внешне он казался абсолютным здоровяком, которому неведомы болезни. Он был очень добрый, ранимый, постоянно одалживал коллегам и знакомым деньги, а они не всегда могли их вернуть, что тоже раздражало их. Некоторые завидовали тому, что у всенародно любимой звезды не было семьи, он казался им свободным, как птица, в то время как они были связаны детьми и женами.

Да, так могут думать только те, кто не знал всего происходящего в биографии этого замечательного человека и ориентировался исключительно на внешние атрибуты. У него не стеснялись занимать деньги, он вынужден был покупать водку своим спившимся коллегам, которые запросто могли завалиться к нему ночью, причём не имея средств даже оплатить такси. Юрию было тяжело отказать людям, он не мог быть грубым, но внутренне страдал. В конце жизни он начал терять форму, у него появился лишний вес, что его весьма разочаровывало.

К тому же, чувствовалось, что в стране приближаются перемены, которые пойдут не на пользу многим актёрам. В основном останутся на плаву те, кто сумеет приспособиться к новым реалиям, молодые, сильные и здоровые, и в любом случае Юрий не вписывался в эти критерии. Возможно, он понимал, что заканчивается целая эпоха страны и его жизни. Он начал принимать антидепрессанты. Другие источники утверждают, что он сам принимал алкоголь, во многом этому способствовала и специфичная театральная атмосфера.

Личная жизнь

В его личной жизни были прекрасные женщины: Елена Соловей, Ольга Яковлева, которыми он искренне восхищался, боготворил их, но это были платонические отношения. Елена Соловей вспоминает, что при всей своей физической мощи Юрий так и остался большим ребенком. Он обижался легко, но вскоре забывал обиду, был бы абсолютно незлопамятным человеком. Строить отношения с противоположным полом ему было тяжело.

Также долгое время актёр придерживался вегетарианской диеты, поскольку считал, что есть мясо неэтично. Сохранились воспоминания Ии Саввиной, которая буквально заставила есть его мясо, которое он должен был поглощать с аппетитом по сценарию фильма, но пытался уговорить режиссёра заменить мясо яблоками.

Женщины, видя в нём такую ранимость, подсознательно испытывали к нему материнские чувства и стремились взять под свою опеку. Например, Ия Саввина, у которой день рождения был в один день с Юрием, старалась праздновать эти даты совместно, она убеждала артиста пересмотреть рацион и включить в него мясные блюда.

Что касается его брака с Надеждой, то до сих пор неизвестно, был ли брак действительно фиктивным, но получилось так, как получилось: молодые так и не начали жить вместе, постепенно отдалились друг от друга, а после смерти артиста Надежда не претендовала на наследство.

Личная жизнь Юрия Богатырева покрыта мраком, он сознательно не афишировал ее, да и прожил он относительно мало, всего лишь 41 год. Многие близкие считают, что он был человеком со странностями и приписывают это его нетрадиционной сексуальной ориентации. Например, Александр Адабашьян утверждает, что артист крайне болезненно переживал свою непохожесть, он тяжко реагировал на то, что он не такой как все. Возможно, это тоже стало причиной его депрессии, пристрастия к алкоголю.

В любом случае доподлинно неизвестно, был ли артист гомосексуалистом и пытался это скрыть или просто был застенчивым, с неудавшейся личной жизнью. Александр Адабашьян поясняет, что даже если это и правда, то в те времена было непринято говорить об этом в отличие от дней сегодняшних, когда в погоне за вниманием публики многие звёзды бравируют своей нетрадиционной ориентацией.

Трагическая смерть

Умер великий человек и талантливый самородок очень рано, когда ему был всего лишь 41 год. Несмотря на то, что внешне он был пышущим здоровьем, у него было слабое сердце, плюс он принимал антидепрессанты, которые выписал врач.

Однажды ночью у него случился приступ, а врачи скорой помощи сделали укол, не поинтересовавшись, принимает ли пациент какие-либо медицинские препараты. Он скоропостижно скончался в ночь на 2 февраля в 1989 году, до 42-го дня рождения не дожив всего лишь месяц. Похоронили артиста на Ваганьковском кладбище, где и сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, могила его находится в ухоженном состоянии, на ней практически всегда видны цветы от поклонников, не забывающих его творчество.

Вышла книга воспоминаний о знаменитом артисте

В издательстве "Центрполиграф" вышла книга журналистки Натальи БОБРОВОЙ "Юрий Богатырев: не такой, как все". Друзья, возлюбленные, подруги, жена, мать и врачи артиста откровенно рассказывают о его жизни и смерти, проблемах со здоровьем, алкоголем, противоречивых отношениях с женщинами. О том, как машина МХАТа каждый вечер отвозила артиста на подмостки, а потом снова возвращала под надзор врачей. Близкие запомнили Юрия БОГАТЫРЕВА как щедрого и отзывчивого друга, "человека без кожи", талантливого актера и художника.

С любезного разрешения издательства мы публикуем сегодня отрывки из книги.

ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ ВО МХАТе %фото.право%

Богатырева любили и ненавидели. Любили за щедрость, открытость, удачливость. И за них же ненавидели.

Вспоминает Наталья Варлей : "В Юру, по-моему, были влюблены все. А у него самого были исключительно платонические увлечения. Все знали, что он влюблен в Олю Яковлеву . Этакий "рыцарь под балконом". Он ходил на все ее спектакли - настолько был потрясен ее игрой. Это была не столько влюбленность мужчины в женщину - Яковлева была для него таким театральным божеством."

Вспоминает Нелли Игнатьева : "Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен. …От того, с чем Юра столкнулся во МХАТе, он первое время просто приходил в ужас. Он даже иногда рыдал: "Я не могу, я не вынесу!". Он не мог выносить алкоголь в таком количестве. Ведь среди мхатовцев, увы, пьянство доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: "Кто не пьет - тот продаст". Напомню, что тогда водку ночью продавали по бешеным ценам. И вот эти спившиеся актеры, у которых не было денег (у Юры они были, ему особо не на что было тратить их - только, пожалуй, на такси и немного на одежду), ночами ловили таксистов с водкой, на этом же такси приезжали к Юре с бутылкой, и Юра шел расплачиваться и за такси, и за водку! И потом вместе с ним начинали пить… Он приходил ко мне и плакал, рассказывая это. Он робел сказать: "Нет! Не хочу!" %фото.лево%

ЧУЖИЕ НЕВЕСТЫ

Ему везло на партнерш - талантливых, стильных, умных, красивых. Он обожал Елену Соловей, Светлану Крючкову, Екатерину Райкину…. И завидовал "по-белому" тогдашнему супругу Анастасии Вертинской Никите Михалкову. К тому же, он очень любил их сына Степу. - Я мечтал бы иметь такого сына, - как-то признался матери. Однажды Михалков даже пошутил: - Юра, женись на моей Насте. Ты ведь так Степку любишь. Но у Богатырева уже прошел запал: предмет его обожания завязал роман с Олегом Ефремовым. И он ответил другу: - А ты сам почему больше не живешь с ней? Ну и мне не надо, я ее понял! …Отвергнутый артист все-таки переживал. Иногда в компании, выпивая, заводился: - Нет, все-таки она красивая баба. Вот в "Тартюфе" я с ней играю - хороша! И пытал очередного гостя: - Ты не женат? Хочешь я тебя на Вертинской женю? …А маме больше всех нравилась его однокурсница Наталья Гундарева. Она советовала: - Юра! Женись на Наташе! Мне так она нравится! А он всерьез отвечал: - Опоздал. Уже вышла замуж. А потом… Характер крутой: как что не по ней - так и вышибет из квартиры. %фото.право%

Еще в Щукинском училище Богатырев познакомился с Надей Целиковской - младшей сводной сестрой знаменитой актрисы, будущим искусствоведом. Они стали встречаться. Тогда он впервые всерьез задумался о возможной совместной жизни с женщиной. - Но Надя поставила Юре свои условия - бросить сниматься, - говорит Татьяна Васильевна Богатырева, мать артиста. Такой жесткий ультиматум ему не подошел. Но их отношения развивались несмотря ни на что. Надя стала писать о Богатыреве, изучать его творчество. Он же всегда говорил друзьям, что она его жена. Никто, правда, не видел штампа у него в паспорте.

ЗАКОННАЯ ЖЕНА

Штамп в паспорте у Богатырева все-таки появился: он вступил в брак с соседкой по общежитию "Современника" Надеждой Серой. Все эти годы законная жена Юрия Богатырева упорно молчала. Но, видимо, время пришло, и она рассказала о совместной жизни с артистом:

"Мы с Юрой жили через стенку. У него была огромная комната, метров двадцать пять, без балкона, с окнами во двор. А подружились мы с Юрой очень просто. Однажды то ли на Первое, то ли на Девятое мая все обитатели коммуналки, естественно, сидели по комнатам и отмечали праздник. Я же старалась никого не отягощать своим присутствием. Вари (дочери Надежды от первого брака. - Прим. ред .) там еще не было - она жила у моих родителей в Минеральных Водах. И вот я вышла в коридор по каким-то своим делам - сигаретку ли стрельнуть, к телефону ли. И вдруг смотрю - стоит Юра Богатырев и плачет. Уткнулся в стенку и плачет. Мне стало так страшно! У человека, должно быть, горе! Я решила - подойду и спрошу. Скажет: "Надя, не ваше дело", - я спокойно повернусь и уйду. А вдруг ему нужна помощь?

Юра, ради бога, извините, - я ни разу к вам ни с чем не обращалась за эти несколько месяцев. Но сейчас увидела, что вы плачете. И я подумала: а вдруг вам нужна какая-то помощь? И вот выяснилось, что Юра плакал в коридоре, потому что он проводил племянника - закрыл за ним дверь и заплакал. Ему стало жалко мальчика, который учился на моряка, служил уже на Севере и ему было там тяжело. Потом, уже позже, я узнала, что действительно такая черта в характере у Юры была: когда он выпьет, на него нахлынут воспоминания... иногда это кончалось слезами. С этих пор мы как бы подружились. %фото.лево%

Мы провели с Юрой много дней и ночей за беседами-разговорами. Все эти ночные бдения, слезы, переживания - все это привело нас к близости. И в прямом, и в переносном смысле. Наши отношения зашли далеко и прямо в постель. Как у классика говорится: она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним. Вообще-то я на это не надеялась - никогда и речи не было, что у нас возможен роман. Хотя какие-то разговоры были - но, скорее, шутливые… Юра даже намекал: "Надо бы, чтоб ты мальчика родила…" Однажды ко мне приехала подруга Надя из Минеральных Вод, очень красивая женщина. Часов в десять вечера я зашла в ванную - мы уже собирались ложиться спать. А Юрина комната - рядом. Выхожу из ванной, а в это время мимо проходят Юра с Севой Шиловским и с Васей Росляковым . Василий схватил меня крепко под мышку и говорит: - Серая отрава, пошли пить водку! - Не могу - у меня подруга приехала. - Сейчас и подругу принесем. - Ну, давайте посидим, выпьем. Сидим, разговариваем, выпиваем. И вдруг за столом Юра говорит: - Надя! Я прошу тебя стать моей женой! Причем это прозвучало как-то не очень официально. Было, скорее, похоже на шутку. Я отвечаю: - Да? Ну ладно, я подумаю! На что Сева Шиловский сказал: - Это надо же! Посмотрите на нее! Тут толпы баб за Юрой бегают, которые мечтают замуж! Он ей делает предложение, а она, видите ли, еще и подумает! Я говорю: - Ну ладно, в таком случае я согласна.

Мы ничего не афишировали - даже нашу свадьбу. Расписывались в загсе на Плющихе - приехали туда на такси. Гуляли в общежитии. Сами готовили стол. Собралось человек восемь-десять. Мы никого не ставили в известность. Поэтому многие потом считали, что Юра не был женат. %фото.право%

Но на своих выступлениях Юра очень часто говорил, что он женат. Правда, не уточнял, что у него жена - актриса. Он называл меня то учительницей, то инженером, то еще как-то. Мои мама и папа, конечно, все знали. Но ни Татьяна Васильевна, ни Варя тогда не должны были знать. При живом папе я не могла объяснить девятилетней девочке, что у меня появился другой муж - она и так ужасно страдала при том, что Юра обожал Варю. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка - с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего афишировать. О нас знали лишь несколько человек. У нас с Юрой никогда не было общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь. Я понимаю: в том, что меня считали "фиктивной женой", во многом я сама виновата. После смерти Юры, на второй день, я приехала на улицу Гиляровского. И увидела его маму в обмороке - оказывается, у ее сына есть жена! Кто такая? Она ведь ничего не знала! Да мы с Юрой уже не жили - много лет прошло! Ну не сказал он ей об этом, пожалел - мама тогда была больна. Так получилось. И когда Юру похоронили, все его друзья - и Вася Росляков, и Зина Попова - стали настаивать: надо открыть правду. А Татьяна Васильевна говорит: "Никакая ты не жена!" Я подтвердила: "Да, я "фиктивная жена!" Потому что ради Юры не хотела больную женщину еще больше расстраивать. Я поехала. Подписала все документы, отказалась от всех прав на имущество, квартиру. Попросила только на память недописанную Юрой картиночку астрологического Змея. И мне ее дали".

Ангел-хранитель

В конце 80-х годов Юрий Богатырев встретил журналистку и переводчицу Клариссу Столярову, своего ангела-хранителя.

"Некоторые пагубные наклонности Юры, которые иногда проявлялись публично, - вспоминает Кларисса , - привели к тому, что как-то он пришел на спектакль в очень плохом состоянии. И мне стоило большого труда привести его в форму - помогли компрессы, душ… И он вышел играть. Первый раз нам удалось привести его в чувство. Но в следующий раз мы уже не сумели ничего исправить. Он просто не мог выйти на сцену. У нас за кулисами началась паника. Артисты стали в замешательстве предлагать разные варианты. Даже ко мне обратились. Спектакль пришлось отменить. Скандал был серьезный - зрители очень возмущались по поводу отмены. У Богатырева могли быть крупные неприятности. Я поняла, что это дело надо срочно замять. На следующий день я уложила его в больницу. А когда в МХАТе появились журналисты и пристали к директору-распорядителю Леониду Иосифовичу Эрману с вопросом, что происходит в главном театре страны, тот отослал их всех ко мне: "Вы там сами разбирайтесь со своим Богатыревым". Я объяснила репортерам, что артист внезапно заболел. На Новый, 1989-й, год Юра выписался из больницы. И вот он спрашивает: - Ты где хочешь встречать Новый год - у меня или у тебя? - Юра, мне очень трудно куда-то ехать. Давай лучше у меня… … Этот Новый год стал рубежом в наших отношениях. Если раньше я могла сказать, что наши отношения чисто дружеские, ничего больше, то в эту ночь произошли серьезные изменения… Если раньше Юра мог меня поцеловать чисто дружески, то сейчас меня уже целовал не друг, а мужчина, который не только дружеские чувства ко мне питал. И Юра начал вести разговоры о том, что нам придумать, чтобы быть рядом. В январе 1989 года в Москве проходил фестиваль немецких театров. … Я была чрезвычайно занята, работала на нем и днем и вечером. И получилось так, что мы с Юрой почти не виделись. Он на это время остался один… И опять почувствовал себя очень одиноким. … Я переводила до поздней ночи, по четырнадцать - восемнадцать часов в сутки… И, конечно, мне было недосуг. Один раз он меня застал по телефону дома: - Как здоровье? - Ничего, спасибо… Фестиваль продолжался целый месяц. И вот наступил этот страшный день - 2 февраля. Мне позвонили ночью - я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще были врачи "Скорой помощи"… Я была в шоке. Врачи были в смятении - ведь они ошиблись. Чем бы я могла помочь? Сейчас остается только предполагать. Я могла что-то посоветовать врачам - ведь, кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств он пострадал по той самой схеме, с какой он лег в больницу: транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он принимал вечером… Плюс, конечно, алкоголь."

БОЛЕЗНЕННАЯ НЕПОХОЖЕСТЬ

В самые тяжелые моменты жизни человека даже самые близкие люди зачастую не могут понять, что и почему с ним происходит, бессильны поддержать, помочь.

Александр Адабашьян :

Говорить об этом трудно, это больное.

Это связано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. Свою "непохожесть" Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами - это модно. Престижно, практично - они ведь дружны между собой…

А Юра это "открытие" в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины.

Но, думаю, дал бы Бог ему здоровья побольше - кончились бы и его вегетарианство надуманное, и пьянка… Если бы он сжился наконец со своей, скажем, "странностью"…

Но это было сильнее его. Это не было ни распущенностью, ни модой, ни чем-то еще, это было действительно отклонение, с которым он пытался бороться, победить которое никак ему не удавалось.

Как его уговаривала Наташа Гундарева: "Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое - и все".

Одно время у Богатырева жил администратор МХАТа Василий Росляков. По словам общих знакомых, их связывали действительно трогательные отношения. Василий был на два года моложе Богатырева, весьма образованный молодой человек с несколькими высшими образованиями. Он не надолго пережил Богатырева - несколько лет назад умер от СПИДа в одной из московских клиник.

Потом квартировал на улице Гиляровского и некий бармен Саша Ефимов. Как-то Татьяна Васильевна, мать артиста, позвонила из Ленинграда - он подошел к телефону. Она, удивившись его присутствию, спросила:

А ты кто такой, Саша?

Тот невинно ответил:

А Юра мне ключи оставил - он на гастролях.

Через год после смерти Богатырева он покончил жизнь самоубийством. Почему? Эту тайну он унес с собой.

Юрий Георгиевич Богатырёв. Родился 2 марта 1947 года в Риге - умер 2 февраля 1989 года в Москве. Советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1988).

Отец - Георгий Андрианович. Мать - Татьяна Васильевна.

Отец был военным моряком. В 1953 году его перевели служить в Москву, куда переехала и вся семья.

В 1963-1966 годах учился в Художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина на коврово-ткацком отделении, которое не окончил.

Занимался во Всероссийской мастерской эстрадного искусства на отделении разговорного жанра.

В 1966-1971 годах студент Театрального училища имени Б. В. Щукина, курс Ю. В. Катина-Ярцева.

В 1971-1977 годах служил в МДТ «Современник», в 1977 году был приглашён в МХАТ и некоторое время служил в двух театрах. Одной из лучших его театральных ролей считается Клеант в спектакле «Тартюф» по пьесе Мольера.

Работы Юрия Богатырёва в театре:

Московский театр «Современник»:

1971 - «Свой остров» Р. Каугвера (постановка Г. Б. Волчек) - Янус;
1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня (постановка: А. А. Алова, В. Н. Наумова) - Священник;
1971 - «Валентин и Валентина» М. М. Рощина (постановка В. В. Фокина) - Карандашов;
1971 - «Большевики» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек) - Курский;
1972 - «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова (постановка О. Н. Ефремова) - Треугольников;
1972 - «Вечно живые» В. С. Розова (постановка О. Н. Ефремова) - Марк Александрович;
1973 - «Как брат брату» Д. Рейб (постановка: А. Вайды) - Сержант;
1973 - «Белоснежка и семь гномов» Л. Е. Устинова, О. П. Табакова (постановка О. П. Табакова, Г. Б. Волчек) - гном Суббота;
1973 - «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (постановка Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза, В. В. Фокина) - Работник отдела кадров;
1974 - «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек, М. И. Микаэлян (постановка: Г. Б. Волчек, О. И. Даля) - Водяной;
1974 - «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина (постановка: В. В. Фокина) - Алфёров;
1974 - «Балалайкин и К°» по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (постановка Г. А. Товстоногова) - Кшепшицюльский;
1974 - «Четыре капли» В. С. Розова (постановка В. В. Фокина) - Сёмин;
1975 - «Двенадцатая ночь» Шекспира (постановка П. Джеймса) - герцог Орсино;
1975 - «Эшелон» М. М. Рощина (постановка: Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза) - Автор, ведущий рассказ;
1976 - «Вишнёвый сад» (А. П. Чехова (постановка Г.Б. Волчек) - Ермолай Алексеевич Лопахин.

МХАТ (после раздела театра - МХТ имени А. П. Чехова):

1977 - «Мятеж» по роману Д. А. Фурманова (постановка: В. Н. Шиловского) - Дмитрий Андреевич Фурманов;
1978 - «Дни Турбиных» М. А. Булгаков (постановка: Л. В. Варпаховского) - Алексей Васильевич Турбин;
1978 - «Эльдорадо» А. А. Соколова (постановка О. Н. Ефремова) - Евгений;
1981 - «Возчик Геншель» Г. Гауптмана (постановка: В. П. Салюка) - Зибенгар;
1981 - «Путь» А. О. Ремеза (режиссёр В. Ю. Саркисов, постановка А. А. Васильева) - Илья Николаевич Ульянов;
1981 - «Тартюф» Мольера (постановка А. В. Эфроса) - Клеант;
1981 - «Так победим!» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Р. А. Сироты) - член ЦК РКП(б);
1982 - «Живой труп» Л. Н. Толстого (постановка А. В. Эфроса) - Виктор Михайлович Каренин;
1983 - Старый Новый год М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова) - Полуорлов;
1983 - «Чайка» А. П. Чехова (постановка О. Н. Ефремова) - Борис Алексеевич Тригорин;
1984 - «Попытка полёта» Й. Радичкова (постановка М. Киселова) - Учитель Киро;
1985 - «Юристы» Р. Хоххута (постановка Г. Флеккенштайна) - Хеммерлинг;
1986 - «Чокнутая» («Зинуля») А. И. Гельмана (режиссёр Н. Л. Скорик, постановка О. Н. Ефремова) - Фёдор Иванович;
1987 - «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова, Н. Л. Скорика) - Юрик (1987), Табак (1988).

Всесоюзная известность пришла к Юрию Богатырёву благодаря кино. Начал он сниматься в 1966 году.

Но первая действительно успешная роль, прославившая его, была в 1974-м, в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» , в котором он сыграл Егора Шилова. Сам актёр называл режиссёра фильма своим «крёстным отцом» в кино, а для Михалкова Богатырёв стал своеобразным талисманом.

Никита Михалков впервые увидел Богатырёва в спектакле «Подросток» в Щукинском училище в роли Версилова и пригласил в свой дипломный фильм «Спокойный день в конце войны». А первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» принёс удачу обоим. Для фильма мягкому, доброму и немного неуклюжему Богатырёву пришлось специально похудеть, научиться держать по-мужски кулаки, впервые оседлать лошадь. Вместе с он совершил прыжок со скалы, и их чуть не унесло потоком горной воды.

Юрий Богатырёв в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Юрию Богатырёву были подвластны перевоплощения в самых разных героев. В 1979 году вышел фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Актёр видел себя и в роли Обломова, но сыграл, как сам признавался, полную свою противоположность – Штольца.

В 1978 году Юрий Богатырёв сыграл одну из лучших своих ролей в кино - Филиппка в картине Ильи Авербаха «Объяснение в любви». Запомнился и как Серж Войницев из «Неоконченной пьесы для механического пианино».

Юрий Богатырёв в фильме "Несколько дней из жизни И. И. Обломова"

Юрий Богатырёв в фильме "Мертвые души"

Юрий Богатырёв в фильме "Очи чёрные"

Юрий Богатырёв в фильме "Дон Сезар де Базан"

Всю жизнь Юрий Богатырёв увлекался живописью. В 1989 году должна была состояться первая персональная выставка его картин в Москве, но прошла она лишь после его смерти. Большая часть его живописи исчезла.

Друзья считали его бессеребреником и идеалистом. Деньги у него не задерживались. В последние годы актёр пристрастился к алкоголю, потерял форму, и его стали меньше приглашать в кино. Друзья объясняли это переживаниями актёра по поводу своей гомосексуальности.

У Юрия Богатырёва развилась депрессия, он начал принимать антидепрессанты.

В роковой для него день Юрий Георгиевич получил большой гонорар за фильм «Очи черные» и устроил вечеринку. Внезапно почувствовал себя плохо. По словам медиков, роковую роль сыграло сочетание шампанского и антидепрессантов.

Вечером 1 февраля 1989 года актёр принял перед сном лекарство, а ночью у него случился сердечный приступ. Была вызвана бригада «скорой помощи». Богатырёву был введён клофелин, несовместимый с принятыми накануне антидепрессантами. Это вызвало шок и мгновенную остановку сердца.

Юрий Богатырёв скоропостижно скончался на другой день, 2 февраля 1989 года, не дожив месяца до своего 42-летия.

Рост Юрия Богатырёва: 187 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Богатырёва:

Актер Юрий Богатырев был нетрадиционной сексуальной ориентации, из-за чего очень страдал.

Уже в детстве он был не такой, как все мальчики, выделяясь грациозностью, изяществом и некоторой изнеженностью. Ему не нравились грубые мужские игры и драки. Зато он с удовольствием играл с девочками в куклы, шил их из старых лоскутков, придумывал им имена и наряды.

Его мама Татьяна Васильевна рассказывала, что сын любил наряжаться в ее платья, надевал шляпки и вуали, примерял бусы и кольца. Родители не придавали большого значения не мальчишескому поведению ребенка. Списывали странности на тонкость натуры, мягкость характера.

Но были у него и романы с девушками. Так, он был влюблен в Нелли Якубову, с которой они вместе занимались в кукольном театре-студии «Глобус».

"Благодаря своей одаренности Юра всегда оказывался в центре внимания – импровизировал на фортепиано, великолепно танцевал, хорошо пел", – рассказывала Нелли.

В Щукинском училище он также активно ухаживал за девушками. Его маме очень нравилась его однокурсница . Она ему говорила, что лучшей невестки не найти, но Юрий отшучивался.

От материнского внимательного глаза не ускользнуло, что настоящая влюбленность его не посещала никогда.

Своими душевными страданиями делился он и с Натальей Гундаревой. Та его пыталась утешить: "Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все".

Какое-то время он жил с администратором МХАТа Василием Росляковым . Они и не скрывали от общих знакомых, что их связывают трогательные отношения. Потом у него появился бармен Саша Ефимов.

Однако был в его жизни и брак - официальной супругой стала актриса Надежда Серая , соседка по коммуналке. Она попала в сложную жизненную передрягу: после развода с мужем-режиссером ей грозило выселение из Москвы, срочно требовался штамп в паспорте о браке. Богатырев согласился помочь.

Фильмография Юрия Богатырёва:

1966 - Такой большой мальчик - эпизод
1970 - Спокойный день в конце войны - немецкий солдат
1972 - На дне - полицейский пристав
1974 - Свой среди чужих, чужой среди своих - Егор Петрович Шилов
1974 - Таня - Андрей Тарасович
1975 - Раба любви - Владимир Максаков
1975 - Там, за горизонтом - Дмитрий Жерехов
1976 - Два капитана - Михаил Васильевич Ромашов
1976 - Когда-то в Калифорнии - Твинг
1976 - Мартин Иден (телеспектакль) - Мартин Иден
1977 - Неоконченная пьеса для механического пианино - Сергей Павлович Войницев (Серж)
1977 - Объяснение в любви - Филиппок
1977 - Нос - Николай I
1977-1979 - Открытая книга - Андрей Дмитриевич Львов
1979 - Несколько дней из жизни И. И. Обломова - Андрей Иванович Штольц
1979 - Последняя охота - Сергей
1979 - Отпуск в сентябре - Анатолий Саяпин
1980 - Мой папа - идеалист - Борис Петров
1980 - Мятеж - Дмитрий Фурманов
1980 - Глубокие родственники - Юрик
1980 - Странный отпуск
1980 - Восьмой день творения
1981 - Две строчки мелким шрифтом - Тишков
1981 - Родня - Станислав Павлович
1981 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 5 - Томас Вулф
1981 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 6 - Никитин
1981 - Театр по Салтыкову-Щедрину
1981 - Великие имена России. Станиславский - рассказчик-комментатор
1981 - И с вами снова я - царь Николай I
1982 - Время для размышлений - Андрей
1982 - Старинный детектив - друг Дюпена, Семсон
1982 - Возчик Геншель - Зибенгар
1982 - В. И. Ленин. Страницы жизни - Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина
1982 - Нежданно-негаданно - Илья Петрович, нотариус
1982 - Полёты во сне и наяву - озвучил роль скульптора
1983 - Карантин - дедушка
1983 - Уникум - Павел Егорович Перебереев
1983 - Кое-что из губернской жизни - Ломов, Шипучин, Ять, любовник Ниночки
1983 - Человек из страны Грин - Урбан Футроз
1984 - Мёртвые души - барин Манилов
1984 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 10 - полковник Ролинг
1984 - Чужая жена и муж под кроватью - Бобыницын
1984 - Злой мальчик
1985 - Повесть о первой любви (в к/ж «Ералаш» № 50) - писатель Михал Михалыч
1987 - Очи чёрные - предводитель дворянства
1987 - По привычке (в к/ж «Фитиль» № 301)
1987 - Первая встреча, последняя встреча - майор Гей
1987 - Кувырок через голову - Стурис
1987 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 - прокурор
1987 - Доченька - Ипатов
1988 - Презумпция невиновности - Григорий Степанович Козинец
1988 - Полёт птицы - Разлогов
1989 - Дон Сезар де Базан - Карл II (король Испании)