Интересные истории из жизни паустовского. Интересные факты о паустовском

Интересные истории из жизни паустовского. Интересные факты о паустовском
Интересные истории из жизни паустовского. Интересные факты о паустовском

В биографии Паустовского интересных фактов из жизни известно немало. Константин Георгиевич – великий русский советский писатель. Его повести и рассказы вошли в список обязательной литературы для средней школы. Поэтому среднестатистическому школьнику Паустовский известен, прежде всего, как «писатель о природе».

Интересные факты о Паустовском Константине для детей

  • Константин Паустовский появился на свет 19 (31) мая 1892 года. Событие это произошло в семье Георгия Максимовича, железнодорожного статистика, и Марии Григорьевны Паустовских. Будущий писатель был третьим из четверых детей. Интересно отметить, что семья была многонациональной.
  • В национальных корнях Паустовских выделялись представители нескольких народов: украинцев, поляков и турков. К примеру, родословная Константина Григорьевича по отцовской линии уходит вглубь веков, и связана с фамилией славного предводителя казаков – гетмана Сагайдачного. Казаком был и родной дед писателя, который во время русско-турецкой войны попал в плен и по возвращении привез жену – молодую турчанку.
  • Родная бабушка писателя по материнской линии была далека от востока, но в ней присутствовало то же свободолюбие и ревностное отношение к своему происхождению. Она была полькой, исправной католичкой, которая со времени подавления польского восстания в 1863 году так и не сняла траур. Естественно, она воспитывала во внуке неприязнь к русским угнетателям, а во время службы в церкви запрещала говорить на русском.
  • Часто одно незначительное событие предвосхищает яркое будущее. Таким событием в жизни Паустовского стала учёба в Киевской гимназии: он получал новые знания вместе с Александром Вертинским и Михаилом Булгаковым. Тот период ознаменовался и появлением первых лирических произведений будущего писателя. Однако, как и многие другие авторы, он не любил их, называя «очень нарядными и плохими».
  • Биографию Паустовского можно условно поделить на две части. Первый период – это годы странствий. Второй – пора созерцания, когда появилась возможность перенести полученный опыт на лист бумаги. В это время он открывал для себя другие земли – необъятность родного языка, и задавал другие вопросы, не менее мучительные – исследование творческого процесса.
  • В 20-е годы ему как журналисту одесской газеты «Моряк», приходилось много путешествовать по югу России: Крым, Одесса, Кавказ. Однажды даже побывал в северной Персии. Затем, в 30-е годы корреспондентская деятельность в периодических изданиях «Правда» и «30 дней» позволила ему «проникнуть» и ощутить жизнь в самых глубинах необъятной Родины. Березники, Петрозаводск, Новгород, Старая Русса, Псков, Михайловское, поездки по Волге и Каспию – по материалам этих поездок он напишет немало рассказов, повестей и очерков.
  • В 1935 году Ялтинская киностудия приступила к съемкам художественного фильма «Кара-Бугаз». Константин Паустовский и Иван Попов стали авторами прекрасного сценария к нему.
  • Но не только киноиндустрия волновала писателя. Он много работал и для театра. Например, его перу принадлежит пьеса о жизни и творчестве Пушкина – «Наш современник», которая с успехом шла на сцене Малого театра. Кроме того, в провинциальных театрах России неоднократно шёл интересный спектакль Паустовского «Поручик Лермонтов».
  • Удивительно, но факт остается фактом: Паустовскому удалось в достаточно тяжелое и непростое время становления Советской власти, процветания доносов и репрессий остаться в стороне, не написать ни одного слова, восхваляющего власть, не вступить в партию, не поставить подпись ни под одним письмом, клеймящим кого-нибудь.

Самые популярные материалы апреля для класса.

21.05.2018

Константин Георгиевич Паустовский - из тех писателей, произведения которых надо читать уже во взрослом возрасте. Несмотря на кажущуюся простоту и достаточную легкость слога, они таят в себе особый смысл и глубинную мудрость. Паустовский в своем творчестве почти не касался злободневных тем. Его рассказы и повести о другом - о вечных ценностях. О каких интересных фактах из жизни Паустовского мы можем узнать из его биографии?

  1. Самым любимым предметом маленького Кости, когда он учился в школе, была география.
  2. Когда Константин пошел в шестой класс, отец оставил мать с детьми. И шестиклассник начинает репетиторствовать, чтобы помочь матери прокормить семейство - детей было четверо.
  3. Получив начальное и среднее образование, Паустовский поступает Московский университет. Но тут началась Первая мировая война.
  4. После начала войны будущий писатель бросает учебу и устраивается на работу вожатым трамвая, а затем санитаром на фронтовых поездах.
  5. Однажды юному Паустовскому в период его работы вожатым попался вредный пассажир. Садясь в транспорт, он постоянно доставал из кармана сторублевую купюру (в то время это были очень крупные деньги) и уверял, что у него больше ничего нет. А сдачи, конечно, вожатому было не набрать. Константин начал копить мелкие монеты и вскоре сумел проучить «зайца»: когда тот в очередной раз предложил вожатому сто рублей, то получил в ответ целую гору мелочи. С тех пор «заяц» превратился в законопослушного пассажира.
  6. У Паустовского было два брата. Обоих ждала трагическая судьба: они погибли на фронте в один день. Писатель узнал об этом совершенно случайно, из обрывка газеты, оказавшегося в его руках.
  7. Паустовский тоже воевал - он служил в полевом санитарном отряде.
  8. Во время Великой Отечественной войны писатель нес службу военного корреспондента.
  9. Кем только не поработал Паустовский- и рабочим на металлургических заводах, и на заводах Новороссийска, и в рыболовецкой артели.
  10. Творчество Паустовского вдохновляло известную актрису Марлен Дитрих. Однажды она при личной встрече даже опустилась перед писателем на колени, и это запечатлел фотограф. Паустовский долго хранил снимок.
  11. Константин Паустовский мог бы стать нобелевским лауреатом. Однако этой награды в итоге был удостоен Михаил Шолохов. Случилось это в 1965 году.
  12. Паустовский бесстрашно защищал писателей, на которых были гонения по политическим причинам. Он оказывал им посильную помощь - так, Паустовский стал одним из первых, кто подписал просьбу о выделении квартиры опальному Солженицыну.
  13. Паустовский не состоял в партии. Он не боялся демонстрировать свою аполитичность, никогда не поддерживал тех, кто в угоду властям травил писателей и вообще представителей интеллигенции, не согласных с позицией правящей партии.
  14. В пожилом возрасте Паустовский уехал из Москвы в Тарусу. Там он стал выпускать собственную газету. Писатель публиковал статьи о тех, кто оказался неугоден правительству. Конечно, так долго продолжаться не могло, и местные «властители от культуры» однажды изъяли все экземпляры одного из выпусков, а саму газету запретили.

Судьба Константина Паустовского была не из легких - он пережил революцию, две войны, период молчаливого запрета на всяческое вольнодумство. Но в его творчестве нет ни тоски, ни отчаяния, ни неизбывной печали. Они светлы и полны любви - к людям, к природе, ко всему живому.

Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) стал классиком русской литературы ещё при жизни. Его произведения были включены в школьную программу по литературе как образцы пейзажной прозы. Романы, повести и рассказы Паустовского пользовались огромной популярностью в Советском Союзе и были переведены на многие иностранные языки. Только во Франции было издано больше десятка произведений писателя. В 1963 году по опросу одной из газет К. Паустовский был признан самым популярным писателем СССР.

Поколение Паустовского прошло тяжелейший естественный отбор. В трёх революциях и двух войнах выжили только самые крепкие и сильные. В автобиографической «Повести о жизни» писатель как бы вскользь и даже с какой-то меланхолией пишет о расстрелах, голоде и бытовых лишениях. Он и попытке своего расстрела в Киеве уделил едва две страницы. Уж в таких условиях, казалось бы, не до лирики и природных красот.

Однако Паустовский видел и ценил красоту природы с детства. А уж познакомившись со Средней полосой России, он прикипел к ней душой. В истории русской литературы хватает мастеров пейзажа, однако для многих из них пейзаж — лишь средство для создания у читателя нужное настроение. Пейзажи же Паустовского самостоятельны, в них природа живёт собственной жизнью.

В биографии К. Г. Паустовского есть лишь одна, но очень большая неясность — отсутствие премий. Писателя весьма охотно издавали, он был награждён орденом Ленина, но вот ни Ленинской, ни Сталинской, ни Государственной премий Паустовский удостоен не был. Объяснить это идеологическими гонениями сложно — рядом жили писатели, вынужденные заниматься переводами, чтобы хоть на кусок хлеба заработать. Талант и популярность Паустовского признавали все. Возможно, дело в чрезвычайной порядочности писателя. Союз писателей был той ещё клоакой. Нужно было интриговать, вступать в какие-то группы, кого-то подсидеть, кому-то льстить, что для Константина Георгиевича было неприемлемо. Впрочем, он никогда не высказывал никаких сожалений. В истинном призвании писателя, писал Паустовский, «нет ни ложного пафоса, ни напыщенного осознания писателем своей исключительной роли».

Марлен Дитрих целовала руки своему любимому писателю

1. К. Г. Паустовский родился в семье железнодорожного статистика в Москве. Когда мальчику было 6 лет, семья переехала в Киев. Затем уже самостоятельно Паустовский объездил почти весь юг тогдашней России: Одессу, Батуми, Брянск, Таганрог, Юзовку, Сухуми, Тбилиси, Ереван, Баку и даже побывал в Персии.

Москва конца XIX века

2. В 1923 году Паустовский окончательно осел в Москве — Рувим Фраерман, с которым они познакомились в Батуми, устроился работать редактором в РОСТА (Российское Телеграфное Агентство, предшественник ТАСС), и замолвил словечко за друга. Написанная во время работы редактором одноактная юмористическая пьеса «День в Росте» была, скорее всего, дебютом Паустовского в драматургии.

Рувим Фраерман не только написал «Дикую собаку Динго», но и привёз Паустовского в Москву

3. У Паустовского были двое братьев, в один день погибших на фронтах Первой мировой войны, и сестра. Сам Паустовский также побывал на фронте — он служил санитаром, но после гибели братьев был демобилизован.

4. В 1906 году семья Паустовских распалась. Отец поссорился с начальством, наделал долгов и сбежал. Семья жила тем, что распродавала вещи, но потом иссяк и этот источник дохода — имущество описали за долги. Отец тайком передал сыну письмо, в котором призывал того быть сильным и не пытаться понять того, чего тот понять пока не может.

5. Первым напечатанным произведением Паустовского был рассказ, опубликованный в Киевском журнале «Рыцарь».

6. Когда Костя Паустовский учился в выпускном классе Киевской гимназии, ей как раз исполнялось 100 лет. По этому случаю гимназию посетил Николай II. Он пожал Константину, стоявшему на левом фланге строя, руку, и спросил его фамилию. Присутствовал Паустовский и в театре в тот вечер, когда там на глазах Николая убили Столыпина.

7. Самостоятельные заработки Паустовского начались с уроков, которые он давал, будучи гимназистом. Он также работал кондуктором и водителем трамвая, браковщиком снарядов, подручным рыбака, корректором, и, конечно же, журналистом.

8. В октябре 1917 года 25-летний Паустовский был в Москве. В ходе боёв он и другие жильцы его дома в центре города отсиживались в дворницкой. Когда Константин выбрался в свою квартиру за сухарями, его схватили революционные рабочие. От расстрела молодого человека спас только их командир, накануне видевший Паустовского в доме.

9. Первым литературным наставником и советником Паустовского был Исаак Бабель. Именно у него Паустовский научился безжалостно «отжимать» из текста лишние слова. Бабель сразу писал короткими, будто топором вырубленными фразами, а затем долго мучился, убирая лишнее. Паустовскому, с его поэтичностью, сокращать тексты было легче.

Исаака Бабеля за пристрастие к краткости называли скупым рыцарем литературы

10. Первый сборник рассказов писателя «Встречные корабли» вышел в 1928 году. Первый роман «Блистающие облака» — в 1929. Всего из-под пера К. Г. Паустовского вышли десятки произведений. Полное собрание сочинений опубликовано в 9 томах.

11. Паустовский был страстным любителем рыбалки и большим знатоком рыбной ловли и всего, что с ней связано. Он считался первым рыбаком среди писателей, а рыболовы признавали его вторым после Сергея Аксакова писателем среди рыболовов. Однажды Константин Георгиевич долго слонялся с удочкой по Мещёре — не клевало нигде, даже там, где по всем приметам рыба была. Неожиданно писатель обнаружил, что вокруг одного из небольших озёр сидят десятки рыбаков. Паустовский не любил вмешиваться в процесс, но тут не выдержал и сказал, что рыбы в этом озерце быть не может. Его подняли на смех — о том, что здесь рыба должна быть, писал

Сам Паустовский

12. Писал К. Г. Паустовский только от руки. Причём делал он это не по старой привычке, а потому, что считал творчество делом интимным, а машинка для него была как бы свидетелем или посредником. Перепечатывали рукописи секретари. При этом писал Паустовский очень быстро — солидного объёма повести «Колхида» была написана всего за месяц. Когда в редакции спросили, как долго писатель работал над произведением, этот срок показался ему несолидным, и он ответил, что работал пять месяцев.

13. В Литературном институте сразу после войны шли семинары Паустовского — он набрал группу из вчерашних фронтовиков или побывавших в оккупации. Из этой группы вышла целая плеяда известных писателей: Юрий Трифонов, Владимир Тендряков, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов и. др. По воспоминаниям студентов, Константин Георгиевич был идеальным модератором. Когда молодёжь начинала яростно обсуждать произведения своих товарищей, он не прерывал дискуссию, даже если критика становилась чересчур острой. Но стоило автору или критикующим его коллегам перейти на личности, как дискуссия безжалостно прерывалась, а нарушитель вполне мог покинуть аудиторию.

14. Писатель чрезвычайно любил порядок во всех его проявлениях. Одевался всегда опрятно, иногда с неким шиком. Идеальный порядок всегда царил и на его рабочем месте, и в его доме. Один из знакомых Паустовского попал в его новую квартиру в доме на Котельнической набережной в день переезда. Мебель была уже расставлена, но огромная груда бумаг валялась посередине одной из комнат. Уже на следующий день в комнате стояли специальные шкафы, а все бумаги были разобраны и рассортированы. Даже в последние годы жизни, когда Константин Георгиевич тяжело болел, он всегда выходил к людям чисто выбритым.

15. Все свои произведения К. Паустовский читал вслух, в основном, самому себе или членам семьи. Причём читал он практически абсолютно без всякого выражения, довольно неторопливо и монотонно, ещё и замедляясь в ключевых местах. Соответственно, ему никогда не нравилось чтение его произведений актёрами на радио. А уж голосовую экзальтацию актрис писатель и вовсе не переносил.

16. Паустовский был прекрасным рассказчиком. Многие из знакомых, слушавших его рассказы, впоследствии жалели, что не записывали их. Они ожидали, что Константин Георгиевич скоро издаст их в печатном виде. Часть из таких рассказов-баек (Паустовский никогда не делал акцент на их правдивости) действительно появилась в произведениях писателя. Однако большая часть устного творчества Константина Георгиевича потеряна безвозвратно.

17. Писатель не хранил свои рукописи, особенно ранние. Когда кто-то из поклонников в связи с намечавшимся изданием очередного сборника раздобыл рукопись одного из гимназических рассказов, Паустовский внимательно перечитал своё произведение и отказался включать его в сборник. Рассказ показался ему слишком слабым.

18. После одного случая на заре своей карьеры Паустовский никогда не сотрудничал с кинематографистами. Когда было принято решение экранизировать «Кара-Бугаз», киношники настолько исказили смысл повести своими вставками, что автор пришёл в ужас. Благо, из-за каких-то неурядиц фильм на экраны так и не попал. С тех пор Паустовский категорически отказывался от экранизаций своих произведений.

19. Кинематографисты, впрочем, на Паустовского не обижались, и в их среде он пользовался большим уважением. Когда в конце 1930-х годов Паустовский и Лев Кассиль узнали о бедственном материальном положении Аркадия Гайдара, они решили помочь ему. К тому времени авторских отчислений за свои книги Гайдар не получал. Единственным способом быстро и серьёзно поправить материальное положение писателя была экранизация его произведения. На клич Паустовского и Кассиля откликнулся режиссёр Александр Разумный. Он заказал Гайдару сценарий и снял фильм «Тимур и его команда». Гайдар получил деньги как сценарист, а затем ещё и написал одноимённую повесть, окончательно решившую его материальные проблемы.

С А. Гайдаром на рыбалке

20. Взаимоотношения Паустовского с театром были не столь острыми, как с кино, но идеальными их тоже назвать сложно. Заказанную Малым театром пьесу о Пушкине («Наш современник») Константин Георгиевич в 1948 году написал достаточно быстро. В театре она прошла с успехом, но Паустовский был недоволен тем, что режиссёр постарался сделать постановку динамичнее в ущерб глубокой прорисовке характеров.

21. У писателя было три жены. С первой, Екатериной, он встретился в санитарном поезде. Обвенчались они в 1916 году, расстались в 1936, когда Паустовский встретил Валерию, ставшую его второй супругой. Сын Паустовского от первого брака Вадим посвятил всю жизнь сбору и хранению материалов об отце, которые впоследствии передал в Музей-центр К. Г. Паустовского. Брак с Валерией, длившийся 14 лет, был бездетным. Третьей женой Константина Георгиевича стала известная актриса Татьяна Арбузова, которая ухаживала за писателем до самой смерти. Сын от этого брака Сергей прожил всего 26 лет, а дочь Арбузовой Галина работает хранительницей Дома-музея писателя в Тарусе.

С Екатериной

С Татьяной Арбузовой

22. Константин Паустовский скончался в Москве 14 июля 1968 года в Москве. Последние годы его жизни прошли очень тяжело. Он давно страдал астмой, с которой привык бороться с помощью самодельных полукустарных ингаляторов. Да ещё и стало серьёзно шалить сердце — три инфаркта и куча менее серьёзных приступов. Тем не менее, до конца жизни писатель оставался в строю, по мере сил продолжая профессиональную деятельность.

23. Всенародную любовь к Паустовскому демонстрировали не миллионные тиражи его книг, не очереди на подписку, в которых люди стояли ночами (да, такие очереди появились не вместе с Айфонами), и не государственные награды (два ордена Трудового Красного Знамени и Орден Ленина). В небольшой городок Таруса, в котором Паустовский прожил много лет, для того, чтобы проводить великого писателя в последний путь, съехались десятки, а то и сотни тысяч человек.

24. Так называемая «демократическая интеллигенция» уже после смерти К. Г. Паустовского поднялась сделать из него икону оттепели. Согласно катехизису адептов «оттепели», с 14 февраля 1966 года по 21 июня 1968 года писатель занимался только тем, что подписывал разного рода петиции, воззвания, характеристики и писал ходатайства. Перенёсший три инфаркта, страдающий тяжелейшей формой астмы Паустовский в последние два года жизни, оказывается, был озабочен московской квартирой А. Солженицына — — Паустовский подписал ходатайство о предоставлении такой квартиры. Кроме того, великий певец русской природы дал положительную характеристику творчеству А. Синявского и Ю. Даниэля. Очень волновала Константина Георгиевича также возможная реабилитация Сталина (подписал «Письмо 25»). Также он переживал о сохранении места за главным режиссёром Театра на Таганке Ю. Любимовым. За всё это Советская власть не давала ему своих премий и заблокировала присуждение премии Нобелевской. Выглядит всё это очень логично, но налицо типичное передёргивание фактов: на Нобелевскую премию польские писатели выдвинули Паустовского ещё в 1964 году, а советские премии можно было присудить и раньше. Но для них нашлись, видимо, более ушлые коллеги. Больше всего это «подписанство» похоже на использование авторитета смертельно больного человека — ему всё равно уже ничего не сделают, а на Западе подпись писателя имела вес.

25. Кочевая жизнь К. Г. Паустовского наложила отпечаток и на увековечение его памяти. Дома-музеи писателя действуют в Москве, Киеве, Крыму, Тарусе, Одессе и посёлке Солотча Рязанской области, где также жил Паустовский. В Одессе и Тарусе установлены памятники писателю. В 2017 году было широко отмечено 125-летие со дня рождения К. Г. Паустовского, по всей России было проведено более 100 мероприятий.

Кто не знает Константина Паустовского, одного из столпов классической русской литературы? Творивший во времена СССР, он прославился своими рассказами и повестями, которые были переведены на множество языков. А наши дни некоторые произведения Паустовского входят в обязательную школьную программу. Его лиричные произведения и удивительный талант заставляют воображение работать на полную катушку, и, когда читаешь его описание сельского пейзажа, буквально чувствуешь дуновение свежего ветерка…

  • Писатель за свою жизнь стал очевидцем двух революций и трех войн. Все эти исторические события нашли отражение в его творчестве.
  • Бабушка Паустовского была турчанкой, и до принятия христианства ее звали Фатимой.
  • Когда он учился в шестом классе, его отец ушел из семьи. Мальчику пришлось заниматься репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь и учебу.
  • Знакомые в шутку называли писателя «доктором Паустом».
  • По результатам соцопроса, проведенного в 1960-е годы, Паустовский был самым популярным писателем в СССР.
  • Он не был партийным функционером, не входил ни в один политический совет и не поддержал ни одного воззвания, где за антисоветские настроения клеймили его коллег-литераторов.
  • Благодаря заступничеству Паустовского, к тому моменту уже неизлечимо больного, своего поста не лишился глава Театра на Таганке Юрий Любимов. Он также поддержал призыв Солженицына об отмене цензуры (факты о Солженицыне).
  • Паустовский мог стать Нобелевским лауреатом – польские академики сочли, что он достоин награды, и выдвинули его кандидатуру. Руководство СССР, однако, пригрозило Швеции санкциями, если премию вручат Паустовскому. В результате престижную награду получил Шолохов. Литсекретарь Паустовского вспоминал, что накануне объявления имени Нобелевского лауреата нескольких странах Европы уже были готовы к публикации однотомники писателя в «Нобелевской» серии. Ему даже довелось подержать в руках пробные экземпляры этих книг.
  • Всемирное признание пришло к писателю в 1950-х годах, когда он получил возможность выезжать за границу и объездил всю Европу.
  • Во время московских гастролей Марлен Дитрих, звезда Голливуда и признанный секс-символ, сообщила, что мечтает о встрече с Паустовским. Когда пожилой писатель вышел на сцену, Дитрих встала перед ним на колени и покрыла поцелуями его руки. Как поясняла сама актриса, ее до глубины души потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». В своей автобиографии она посвятила этой встрече с кумиром целую главу.
  • В последние годы жизни Паустовский перебрался из столицы в Тарусу на Оке, где начал выпуск собственной газеты. На ее страницах были собраны материалы о писателях, неугодных советскому руководству, а также не прошедшие цензуру творения молодых авторов – например, Окуджавы. Когда «Тарусские страницы» заметили местные чиновники, они изъяли весь не раскупленный тираж газеты и уничтожили его.
  • Сын писателя, Алёша, выбросился из окна московского Дома писателей.
  • Паустовский был трижды женат – его первой супругой стала фронтовая медсестра и родственница знаменитого археолога, за ней последовала сестра известного польского художника, а последней стала актриса театра им. Мейерхольда.
  • До того, как всерьез посвятить себя литературе, Паустовский перепробовал множество профессий – был вагоновожатым, санитаром на тыловом поезде и даже рыбаком на Азовском море.
  • Он рассказывал, что огромное влияние на его творчество оказали произведения Александра Грина.

Константин Паустовский — один из столпов классической русской литературы, писатель-прозаик, из-под пера которого вышли пронзительные, берущие за душу произведения. Некоторые его повести входят в обязательную школьную программу, и, пусть в юности лирика Паустовского порой и может показаться скучноватой, но в более зрелом возрасте, перечитав творения классика, начинаешь понимать, за что ему и по сей день благодарны потомки.

  1. Отцом будущего писателя Константина Паустовского был железнодорожный статистик, имевший украинское, турецкое и польское происхождение.
  2. В гимназии любимым предметом Паустовского была география.
  3. Учебу будущего литератора в Московском университете прервало начало первой из мировых войн. Он оставил занятия и устроился на работу – был кондуктором и вожатым столичного трамвая. Затем Паустовский работал санитаром на военных поездах.
  4. Во время работы кондуктором Паустовский проучил пассажира, который регулярно не оплачивал проезд – он предлагал расплатиться за билет сторублевой купюрой, зная, что ему не смогут дать сдачи. Когда пассажир в очередной раз сел в трамвай Паустовского и протянул крупную купюру, тот спокойно отсыпал ему заранее заготовленную гору мелочи. Мужчина был поражен и после этого случая стал исправно покупать билеты.
  5. Оба брата Константина Паустовского погибли в один день на разных военных фронтах.
  6. После возвращения с полей сражений писатель успел поработать на нескольких металлургических заводах в Днепропетровске и Новороссийске, а также в рыболовецкой артели на Азовском море (см. ).
  7. Паустовский был награжден орденом за свои заслуги в развитии литературы СССР.
  8. В первый год ВОВ Константин Паустовский полтора месяца служил на юге военным корреспондентом. Затем его с семьей эвакуировали в Алма-Ату для написания новой пьесы для столичного театра.
  9. В 1965 году Паустовский едва не стал нобелевским лауреатом, однако в итоге награду получил Михаил Шолохов. По неподтвержденным данным, власти СССР угрожали Швеции экономическими санкциями, поэтому награждать Паустовского передумали.
  10. Выдающаяся актриса Марлен Дитрих называла Константина Паустовского одним из своих любимых писателей. Во время личной встречи артистка подарила литератору несколько фотографий – на одном из снимков Дитрих стояла перед Паустовским на коленях на сцене Центрального дома литераторов.
  11. Паустовский стал одним из 25 писателей, поставивших подпись под письмом к генсеку Леониду Брежневу против реабилитации Иосифа Сталина. Он также поддержал прошение о выделении жилья Александру Солженицыну.
  12. Писатель, страдавший от астмы и перенесший несколько инфарктов, был похоронен на кладбище в Тарусе. Он является почетным гражданином этого города.
  13. Незадолго до смерти Паустовский заступился за Юрия Любимова — он горячо просил не оставлять Театр на Таганке без главного режиссера. Приказ об увольнении Любимова так и остался не подписанным.
  14. За свою работу Паустовский награжден тремя орденами, тремя медалями и почетной польской наградой.
  15. Имя Константина Паустовского носит малая планета под номером 5269, которая была открыта советским ученым в 1978 году.