Триада белой акации гроздья душистые. Белой акации гроздья душистые

Триада белой акации гроздья душистые. Белой акации гроздья душистые
Триада белой акации гроздья душистые. Белой акации гроздья душистые

Очень благодарна за такой подробный и интересный пост! Мы эту старую мелодию учили в музучилище на уроках музыкальной литературы именно в теме "песни революции и гражданской войны", но с оговоркой, что это переделано из "мещанского романса" Белой акации. Возможно, что это было даже раньше, в музыкальной школе. Так что в голове он так и засел в качестве переделанной уже революционной песни "Смело мы в бой пойдём за власть советов". А вот от стилизации Баснера-Матусовского я с самого начала была в восторге. Очень тонко и очень точно это сделано. И Сенчина его пела очень хорошо. Да и весь фильм Басова мне очень нравился.(книги тогда мне были недоступны Булгакова, кроме "мастера" в журнальном ещё варианте и с купюрами). Вообще на принципах похожести некоторых популярных песен было много всего... У нас в консерватории однажды моя приятельница ЗАВАЛИЛА целый курс, правда. потом ей самой за это влетело. Наши "духовики" поступали в консерваторию обычно после армии и особой старательностью во всём, что не касалось игры на инструменте. не отличались и лекции часто пропускали. А моя приятельница, молодой ещё педагог, была человеком и с характером и с юмором. На экзамене по истории музыки нужно было много чего отгадать или напеть в разных темах
.И вот представьте: идёт отвечать первый студент, в себе не очень уверенный, со шпаргалками, как это водилось. Всё ответил, а педагог говорит: ну, тебе простой вопрос дополнительный. напой мне начало песни "Орлёнок". Парень напел... А теперь - говорит, - напой песню "Каховка". Парень поёт прежнюю мелодию орлёнка...со словами Каховки... Она:?"Иди, учи" Два!!!" Следующему задаёт сначала напеть Каховку...Тот поёт. -А теперь Орлёнка Тот поёт слова Орлёнка на мотив Каховки... "Иди! Два!" В коридоре началась паника, уже никто ничего не соображает...По консерватории история разошлась мгновенно, хохотали все, кроме тех, кто завалился... Потом педагога ректорат заставил исправить двойки на тройки..
.Сейчас эта музыковед давно Доктор наук и профессор, а тогда была молодым преподавателем, но студенты её боялись и предмет УЧИЛИ. Я её очень любила,хотя характер у неё был трудный, но поскольку у меня - не легче, мы дружили
А в заключении байки - финал. На каком-то капустнике неожиданно выскочил из зала контрабасист прямо на сцену и с завыванием продекламировал: "Встать за дверью! Чей стон раздаётся?И конца тому стону нет... Этот стон у нас ПЕСНЕЙ зовётся, то студенты сдают Исанбет!" (Исанбет - её фамилия, она была дочерью нашего татарского знаменитого драматурга)
На это его завывание громче всех захохотала именно сама Юлдус, моя ехидная, но умная приятельница и прекрасный профессионал. А Вам улыбок и хорошего настноения!

Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город молчал, и молчали дома.


Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума.
Сад весь умыт был весенними ливнями,
В темных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными,
Как же мы молоды были тогда!
Годы промчались, седыми нас делая.
Где чистота этих веток живых?
Только зима, да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.
В час, когда ветер бушует неистовый,
С новой силою чувствую я,
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя.
Белой акации гроздья душистые
Неповторимы, как юность моb.

Перевод

All night the Nightingale was whistling to us,
The city was silent, and silent house.
The night drove us crazy.
White acacia clusters of fragrant
The night drove us crazy.
The entire garden was washed by spring showers,
In dark ravines, there was water.
God, how naive we were
How young we were then!
The years have passed, making us gray.
Where the purity of these branches alive?
Only winter, but this Blizzard white
Remind them today about.
When the wind rages violently,
With the new power I feel,
White acacia clusters of fragrant
Done, as my youth.
White acacia clusters of fragrant
Unique as the youth моb.

Иллюстрация из интернета. Коллаж Владимира ПАСТУХОВА

Романс можно послушать в исполнении камерно-вокального ансамбля педагогов на странице в списке концертных номеров, расположенного после списка "избранных".

Вокруг истории создания этого романса до сих пор не утихают споры. Михаила Матусовского ли стихи, автор музыки Вениамин Баснер или кто-то другой? Воспетая в романсе акация чья: Одесская, Московская, Киевская? Существует много версий, но ни одна не выдерживает критики.

Приступая к съёмкам телефильма "Дни Турбиных", Владимир Басов обратился к своему любимому поэту – песеннику Михаилу Матусовскому с просьбой написать запоминающиеся слова романса специально к этому фильму. Да еще такие, чтобы подчеркивали лейтмотив настроения героев пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» и местами его же романа «Белая гвардия», чтобы зритель сразу же мысленно перенесся в события гражданской войны и в терзаемый бесконечной сменой властей многострадальный Киев-город…

Матусовский предложил Басову один из самых любимых ими романсов «Белой акации гроздья душистые», который, родившись в далеком 1902 году, с успехом пережив несколько переделок текста, дожил до Октябрьской революции. Слова первоисточника, скорее всего, написаны поэтом А. А. Пугачевым и положены на музыку композитором А. Зориным (настоящая фамилия - А. М. Цимбал).

Впервые слова этого романса были опубликованы в 1902 году в сборнике «Цыганские ночи» без указания имен авторов слов и музыки, а поэтому до сих пор не прекращаются споры об авторстве этого произведения. Летом 1903 года петербургская «Нотопечатня В. Бесселя и Ко» в серии «Цыганские песни Н. П. Люценко» издала уже клавир романса «с вокальными партиями для тенора и сопрано» в сопровождении фортепиано.

Романс становился все более популярным. Его текст и ноты публиковались с подзаголовком «известный цыганский романс в редакции Вари Паниной и музыкальной обработке Зорина», но при этом, по-прежнему, оставался безымянным.

В годы Первой мировой войны мелодию известного романса использовал народ, создав и полностью заменив текст, солдатскую патриотическую песню, которая начиналась такими словами:

Слышали, деды, - война
началася,
Бросай свое дело, в поход
собирайся.
Мы смело в бой пойдем за
Русь Святую
И как один прольем кровь
молодую

Добровольцы армии царского генерала А. И. Деникина, переделав и дополнив куплеты этой песни, сделали ее гимном своей Добровольческой армии, который в 1919 году распевали и в захваченном ими Киеве.

Текст ее с разными словами пели по разные стороны баррикад, и белые, и красные. Причем, естественно, каждый на свой лад.

Слышали деды - война началася,
Бросай свое дело, в поход
собирайся.
Мы смело в бой пойдем
за власть Советов
И как один умрём
В борьбе за это.

Много времени прошло… минула Великая Отечественная Война. И только в середине 70 годов власти разрешили экранизацию этого «идеологически вредного» произведения. Владимир Басов внимательно прочёл и произведение Булгакова «Белая гвардия». Режиссёр проникся его настроением, неповторимой атмосферой Города. Тогда и обратился он к поэту М. Матусовскому.

Приступая к съёмкам, В. Басов вспомнил, что во времена, когда происходит действие в фильме; был популярным романс «Белой акации гроздья душистые». Мелодия за все эти годы изменилась до неузнаваемости. Стал маршевым и ритм романса, который лёг в основу революционной песни «Смело мы в бой пойдём».

Режиссер захотел, чтобы темы этих двух песен прозвучали в картине как отзыв, эхо, как отдаленное воспоминание тех лет. Следующее рождение нового-старого романса началось сразу после премьеры телефильма.

Однажды Людмила Сенчина приехала на дачу Вениамина Баснера с просьбой написать для нее мелодии нескольких новых песен. Композитор предложил ей новую полную версию «Белой акации». Здесь первый и четвёртый куплеты романса.

Целую ночь соловей нам
насвистывал,
Город молчал и молчали дома.

Ночь напролет нас сводили с ума.

В час, когда ветер бушует
неистово,
С новою силою чувствую я:

Невозвратимы, как юность моя.

С тех пор триумфальное шествие романса «Белой акации гроздья душистые» началось по всей стране. В любом уголке тогдашнего отечества нашего можно было услышать грустные и проникновенные строки романса о юности и любви, о цветущей акации и великом Городе... Романс этот уже пережил всех своих создателей и стал поистине народным.

Романс изложен в благоприятной для пения тональности ми-минор. Мелодия его очень удобно поётся на два голоса: может исполняться дуэтом женских голосов - сопрано, альт, а также красиво звучит он и в исполнении сопрано и тенора. Особую гармоническую красоту мелодии придают почти интуитивно подстраиваемые во время пения терции во втором голосе в запеве и широко и красиво звучащие сексты в припеве.

Рецензии

Большое спасибо за отзыв, Павел. Этот романс можно и послушать
там же, у меня на странице, в исполнении ансамбля преподавателей
нашей ДШИ (ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ). Этот концерт состоялся в Зале
Союза художников на Охте (в Питере). Там звучал не только этот
романс. И не только в этом питерском зале... Мы вели активнейшую
концертную деятельность. Ваш отзыв навёл меня на воспоминания..., за
что мои Вам благодарность и признательность -

ЦЕЛУЮ НОЧЬ СОЛОВЕЙ НАМ НАСВИСТЫВАЛ
Романс из к/ф "Дни Турбиных", 1976

Музыка В. Баснера
Слова М. Матусовского

Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город молчал и молчали дома...
Ночь напролет нас сводили с ума.

Сад весь умыт был весенними ливнями,
В темных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными,
Как же мы молоды были тогда!

Годы промчались, седыми нас делая...
Где чистота этих веток живых?
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.

В час, когда ветер бушует неистово,
С новою силою чувствую я:
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя!
Белой акации гроздья душистые
Неповторимы, как юность моя...

Из песенника 1990-х годов

Создано под влиянием популярного романса начала 20 века "Белой акации гроздья душистые" <1902> Whole night NIGHTINGALE U.S. whistling
Romance of k / f " Days of Turbin " , 1976

Music V. Basner
Words M. Matusovsky

The whole night we Nightingale whistled
City silent and silent house ...
Acacia clusters of fragrant
Night long we demented .

The garden was full Umyt spring rains ,
In dark ravines standing water .
God, as we were naive ,
As we were young then!

Years have flown , gray us making ...
Where the purity of these branches of the living?
Yes only winter snowstorm this white
Today resemble them.

In the hour when the wind is raging furiously
With renewed power , I feel:
Acacia clusters of fragrant
Unrecoverable , as my youth !
Acacia clusters of fragrant
Unique, as my youth ...

Songwriter of the 1990s

Created under the influence of popular romances of the early 20th century " White acacia clusters of fragrant "