Философские символы драм М. Метерлинка: «Слепые», «Смерть Тентажиля", "Синяя птица"

Философские символы драм М. Метерлинка: «Слепые», «Смерть Тентажиля", "Синяя птица"

На берегу моря на сваленных деревьях сидели слепые и напряженно прислушивались, чтобы услышать шаги поводыря, который имел отвести их в приют. Они не знали, что поводырь сидел у них мертв, "лицо его светлее и нерухомише всего, что вокруг". Стояла темная ночь. Слепые ждали поводыря. Море волновалось, угрожая людям гибелью. И постепенно они потеряли надежду.

Нетрудно понять смысл метерлинкивських символов: остров - это и жизнь человека, и Земля во Вселенной, слепые - это человечество, не находило выхода; священник-поводырь - вера, которой больше не было у людей; ожидание чьи-то шаги - иллюзии жизни; неотвратимость морского прилива - неизбежность смерти.

По мнению Метерлинка, смерть находилась всегда среди людей, но они не знали этого, не видели; только некоторые, самые уязвимые, чувствовали ее присутствие. Приближение смерти может почувствовать только мудрый старец, а увидеть - малое дитя. В пьесе младенец заплакал: очевидно, увидел смерть. Однако этот образ мог символизировать и новую веру, которая родилась. Ведь сказал поводырь молодой слепой: "Царству старых, видимо, приходит конец".

Символ всегда многозначный, часто он не подвергался конечном расшифровки. Однако общая идея произведения поняла: человек слеп, одинокая, беззащитная перед смертью. Мастерство Метерлинка в воплощении этой идеи оказалась прежде всего в создании своеобразных диалогов. В них реплики действующих лиц - многозначные повторения, а паузы между репликами, то есть молчание, дополняла воображение зрителя. Именно молчание нагнетало ужас и отчаяние. Приобрела большое значение и палитра цветов: ночная темнота леса, темный, однообразный одежда слепых, черный плащ священника.

В пьесе «Слепые» присутствуют все признаки символистской драмы: действие происходило в условных обстоятельствах; не было конкретных признаков действия и времени, поэтому произведение приобрело вне часовости; персонажи, лишенные индивидуальных черт, стали олицетворением страха, безнадежности, беспомощности - это уже не характеры, а символы. Эта пьеса - иллюстрация к размышлениям о Неизвестное. Метерлинку удалось создать мир, который жил по законам его философии.

Не вдаваясь в анализ подробно другие пьесы Метерлинка первого периода творчества, отметим, что принцип их построения, приемы создания эмоционального напряжения, лейтмотивы и характерные персонажи варьировались, но оставались неизменными по своей сути. Это следовало из понимания драматургом истинного задача искусства - показать "трагизм жизненной повседневности", а также с сформулированного им драматургического принципа "статического театра". Под этим термином он понимал театр, в котором главное не события, а внутреннюю жизнь героя, его духовные борения и стремление идеала. К тому же все это было передано не только словом, но и красноречивым молчанием и умолчанию, потому что чаще всего люди говорили о несущественном, второстепенное, а их истинные чувства и мысли оставались невысказанными Эти идеи драматурга нашли свое воплощение в драматических произведениях других писателей, а не символического, а реалистического типа художественного мышления, были созвучны и формальным исканиям Ибсена, и позже открытием Чехова.

В начале 90-х годов Метерлинк пересмотрел свою символистскую концепцию. Он писал, что ему показалось "честным и разумным сбросить смерть с трона" и на этот трон "поднять любви, мудрости и счастья". Поэтому в следующих пьесах он изменил свои философские позиции.

В качестве примера, можно привести драму "Смерть Тентажиля" (1894), где сказочная ситуация расшифровала мистическую тайну, и поэтому действие из сферы мистически-символической перешла в сказочно-романтический. Уже с первых реплик персонажей автор нагнетал чувство неуверенности, таинственности, страха. Игрена, сестра малого Тентажиля, говорила мальчику: "Твоя первая ночь на нашем острове будет беспокойная, Тентажиля. Вокруг нас уже ревет море, деревья стонут. Поздно. Месяц скрывается за тополями, что со всех сторон обступили дворец... Мы, кажется, здесь же, хотя надо быть все время настороже. Здесь ждут приближения малейшего счастья. Будущему я не доверяю... ". Далее говорилось, что парня привезли по приказу королевы, тайной лица, нельзя было увидеть. Неизвестное встал в образе злой старой королевы, которая душила добрых людей. Она старая и бесконечно мощная. Вероятно, она боялась потерять власть - свой трон, поэтому и приказала привезти возможного, а следовательно, и опасного для нее преемника - внука Тентажиля.

Уже в первом действии (все 5 действий очень короткие) ключевыми словами, задали тон, создали тревожный настрой, были такие, как "тени", "коридоры без окон", "что-то скрывается", "хотела бежать, и не могла", "мертвые деревья", "черный замок", "свежий воздух не доходит", "что нет травы", "подслушивать", "мы живем здесь, чувствуя непреодолимое бремя на душе» и т. д. Этими эмоционально значимыми лексическими средствами усилилось волнующее напряжение, которое росло от действия к действию. Сестры и их маленький братик бессильны перед королевой, которая "живет в своей высокой башни и сводит в могилу одного за другим, и никто не решается ответить ударом на удар. Она подавляет нашу душу, словно могильный камень, и никто не осмеливается его сбросить". Никакие усилия, крепкие железные двери, покорность и мольбы не могли защитить Тентажиля. Несчастный ребенок умер.

Если обратиться к названию пьесы лауреата Нобелевской премии Сэмюэля Беккета "В ожидании Годо", где также шла речь об ожиданиях чего невероятно таинственного и опасного, содержание пьесы Метерлинка о Тентажиля можно было бы определить "В ожидании смерти". Они вообще во многом похожи, эти два таких разных произведения - символический и модернистский. И прежде всего - своей загадочностью, нарастающим нервным напряжением, своим пессимизмом, и трагизмом. Не случайно драматургию бельгийца называли "драматургией смерти".

Метерлинк для создания соответствующего эмоционального настроя использовал известные романтические клише, образы и слова, заимствованные романтизмом с готической поэтики XVIII в., Которые в драматическом произведении благодаря наглядности, актерской игре, декорациям и освещению сцены, музыке и шумовым эффектам - приобрели особую эмоциональной силы и влияния. Все это и многое другое обеспечило успех ранним пьесам драматурга, как и их поэтичность, какая-то волшебная нежность и меланхоличность.

Пьесы предвоенного периода, в частности "Синяя птица", формально перекликались с пьесами, написанными в 80-90-е годы XIX в. Однако существенно изменился их общее настроение, они стали светлее, их герои потеряли свою беспомощность и пассивность, у них появилась конечно, благородная цель и надежда на ее осуществление.

"Синяя птица" - это философская пьеса-сказка, аллегорический и символический произведение о смысле бытия и всемогущество человека. Синяя птица - это символ счастья, истины, добра. Сюжет драмы - поиски героями загадочного птицы; конфликт - борьба добра и зла, света и тьмы, преодоление героями всего стояло на пути достижения цели.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем раскрывается новаторство С. Малларме?

2. Проследите этапы становления драматургии М. Метерлинка. Дайте их общую характеристику.

3. Раскройте признаки и особенности "театра смерти" М. Метерлинка.

4. Какая философия "театра надежды" драматурга?

Морис Метерлинк

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Священник.

Первый слепорожденный.

Второй слепорожденный.

Третий слепорожденный.

Самый старый слепой.

Пятый слепой.

Шестой слепой.

Три слепые старухи, погруженные в молитву.

Самая старая слепая.

Юная слепая.

Слепая помешанная.

Старый-старый, первобытный северный лес под высоким звездным небом. Посредине, окутанный ночным мраком, сидит дряхлый священник в широком черном плаще. Он запрокинул голову, прислонился к высокому дуплистому дубу и застыл в мертвой неподвижности. С лица не сходит восковая желтизна, синие губы полураскрыты. Немые остановившиеся глаза уже не смотрят по сю, видимую сторону вечности, они словно налились кровью от неисчислимых, незабываемых мук и слез. Прямые и редкие пряди строгих седых волос падают ему на лицо, а лицо у него светлее и неподвижнее всего, что его окружает в чутком безмолвии угрюмого леса. Исхудалые руки он сложил на коленях. Справа шесть слепых стариков сидят на камнях, пнях и сухих листьях. Слева, отделенные от стариков деревом с обнаженными корнями и обломками скалы, сидят лицом к ним шесть женщин, тоже слепых. Три из них глухими голосами все время молятся и причитают. Четвертая необычайно стара. Пятая в позе, свидетельствующей о тихом помешательстве, держит на коленях спящего ребенка. Шестая поразительно молода; распущенные волосы закрывают ей стан. На женщинах, как и на стариках, широкие, мрачные и однообразные одежды. Почти все они, поставив локти на колени и закрыв лицо руками, чего-то ждут; должно быть, они давно уже отвыкли от ненужных жестов и не поворачивают голов на неясные тревожные звуки, которые раздаются на этом острове. Высокие кладбищенские деревья - тисы, плакучие ивы, кипарисы - простирают над ними свою надежную сень. Недалеко от священника в ночной темноте цветут высокие асфодели. На сцене необычайно темно, несмотря на лунный свет, который кое-где пытается хотя бы на мгновение пробиться сквозь листву и прорезать мрак.

Первый слепорожденный. Он еще не вернулся?

Второй слепорожденный. Ты меня разбудил!

Первый слепорожденный. Я тоже спал.

Третий слепорожденный. И я.

Первый слепорожденный. Он еще не вернулся?

Второй слепорожденный. Не слышно ничьих шагов.

Третий слепорожденный. Пора бы вернуться в приют.

Первый слепорожденный. Нужно узнать, где мы.

Второй слепорожденный. После его ухода захолодало.

Первый слепорожденный. Нужно узнать, где мы.

Самый старый слепой. Кто знает, где мы?

Самая старая слепая. Мы шли очень долго; мы, должно быть, далеко от приюта.

Первый слепорожденный. А! Женщины напротив нас?

Самая старая слепая. Мы сидим против вас.

Первый слепорожденный. Подождите, я сейчас приду к вам. (Поднимается и идет ощупью.) Где вы?.. Подайте голос, чтобы я услышал, где вы!

Самая старая слепая. Здесь. Мы сидим на камнях.

Первый слепорожденный (идет вперед и натыкается на ствол дерева и обломки скалы). Что-то нас отделяет...

Второй слепорожденный. Лучше не трогаться с места!

Третий слепорожденный. Где вы сидите?.. Не хотите ли к нам?

Самая старая слепая. Мы не смеем подняться!

Третий слепорожденный. Почему он нас разъединил?

Первый слепорожденный. Я слышу, как женщины молятся.

Второй слепорожденный. Да, это молятся три старухи.

Первый слепорожденный. Теперь не время молиться!

Второй слепорожденный. Вы помолитесь потом, в спальне.

Три старухи продолжают молиться.

Третий слепорожденный. Я хочу знать, кто сидит со мной рядом.

Второй слепорожденный. Кажется, я рядом с тобой.

Ощупывают предметы вокруг себя.

Третий слепорожденный. Мы не можем коснуться друг друга!

Первый слепорожденный. Однако мы друг от друга близко. (Продолжает ощупывать вокруг себя предметы и задевает палкой пятого слепого, тот глухо стонет.) Рядом с нами тот, кто не слышит!

Второй слепорожденный. Я не всех слышу; недавно нас было шестеро.

Первый слепорожденный. Я начинаю отдавать себе отчет. Расспросим женщин; нужно знать, что предпринять. Слышу, как три старухи все молятся, - разве они вместе?

Самая старая слепая. Они сидят рядом со мной на камне.

Первый слепорожденный. Я сижу на опавших листьях!

Третий слепорожденный. А где красивая слепая?

Самая старая слепая. Она рядом с теми, кто молится.

Второй слепорожденный. А где помешанная с ребенком?

Юная слепая. Он спит, не будите его!

Первый слепорожденный. О, как ты далеко от нас! А я думал, ты напротив меня.

Третий слепорожденный. Мы узнали почти все, что нужно; поболтаем теперь в ожидании его прихода.

Самая старая слепая. Он велел нам ждать его молча.

Третий слепорожденный. Мы ведь не в церкви.

Самая старая слепая. Ты не знаешь, где мы.

Третий слепорожденный. Мне страшно, когда я молчу.

Второй слепорожденный. Не знаете, куда священник ушел?

Третий слепорожденный. Мне кажется, он нас покинул надолго.

Первый слепорожденный. Он одряхлел. Кажется, он тоже слепой. Он не хочет в этом признаться из страха, как бы кто-нибудь другой не занял его место у нас, но я подозреваю, что он почти ничего не видит. Нам бы нужно другого проводника. Он нас не слушает, а нас много. Он да три монахини - вот и все зрячие в нашем приюте, и все они старше нас!.. Я уверен, что он заблудился и теперь ищет дорогу. Куда он пошел?.. Он не смеет бросать нас...

Самый старый слепой. Он ушел далеко. Кажется, женщин он предупредил.

Первый слепорожденный. Он только с женщинами и говорит!.. А мы-то что же?.. В конце концов, надо будет пожаловаться.

Самый старый слепой. Кому ты пожалуешься?

Первый слепорожденный. Пока еще не знаю. Посмотрим, посмотрим... Но куда он ушел?.. Я обращаюсь с этим вопросом к женщинам.

Самая старая слепая. Он устал от долгой ходьбы. Кажется, он на минутку присел вместе с нами. Ему не по себе уже несколько дней. После смерти доктора он стал всего бояться. Он всех сторонится. Почти все время молчит. Не знаю, что с ним случилось. Он непременно хотел выйти сегодня. Говорил, что хочет посмотреть на остров при солнечном свете в последний раз до наступления зимы. Зима будет, кажется, долгая и холодная; с севера уже приплывают льдины. Он очень беспокоился - говорил, будто вследствие сильных дождей река разлилась и прорвала все плотины. Еще он говорил, что его пугает море, оно что-то уж очень волнуется, а береговые скалы невысоки. Он хотел сам посмотреть, но ничего нам не рассказал... Теперь он, должно быть, пошел за хлебом и водой для помешанной. Он сказал, что уходит далеко... Подождем.

Юная слепая. Перед уходом он долго держал мои руки. Его руки дрожали, словно от страха. Потом он поцеловал меня...

Первый слепорожденный. О! О!

Юная слепая. Я опросила его, что случилось. Он сказал, что ничего не знает. Сказал, что царству стариков, видимо, приходит конец...

Первый слепорожденный. Что он хотел этим сказать?

Юная слепая. Я не поняла. Он сказал, что идет к большому маяку.

Первый слепорожденный. Разве здесь есть маяк?

Юная слепая. Да, в северной части острова. Думаю, что это недалеко. Он говорил, что огонь маяка виден отсюда- пробивается меж ветвей. Сегодня он был как-то особенно грустен. Мне кажется, все эти последние дни он часто плачет. Не знаю, почему, но и я плакала, сама того не замечая. Я не слыхала, как он ушел. Я больше его не расспрашивала. Я почувствовала, что он улыбнулся печальной улыбкой; я почувствовала, что он закрыл глаза и что ему трудно говорить...

1890 – пьеса «Слепые» (Les Aveugles). Одноактная драма воспроизводит ожидание слепых своего поводыря и их размышления о том, что они воспринимают, ужас от ощущения своей беспомощности и невозможности распознать происходящее в мире. Человечество здесь предстаёт слепым, беспомощным, недалёким, эгоистичным, неспособным понять мир и обречённым на страдание.

Действие сведено к процессу ожидания. Не случайно критики назвали ее «драмой ожидания» - настолько точно она соответствовала программным требованиям теории «статического театра». В обеих пьесах «непрошенной гостьей» становится Смерть - одна из трансформаций неотвратимой судьбы в театре Метерлинка.

Мотив пассивного, «слепого» ожидания, где «слепота» истолкована как символ самосознания человечества, звучит в пьесе «Слепые», вызывающей отдаленные ассоциации со знаменитой картиной П. Брейгеля. Несколько слепых стариков и женщин, образовав полукруг, сидят в лесу и ждут своего поводыря, старого полуслепого священника, который вывел их из приюта на прогулку и, оставив одних, ушел, чтобы принести хлеба и воды. Он долго не возвращается, и они не знают, что с ним случилось. К слепым прибегает приютская собака, которая приводит их к месту, где, застыв в неподвижности, сидит мертвый священник. Все их попытки возвратить его к жизни ни к чему не приводят: священник уже давно мертв. Слышится шум шагов. Ребенок, сын одной из слепых женщин, спавший у нее на коленях, просыпается с плачем. Его поднимают над головами, чтобы он увидел, чьи это шаги слышны рядом. Голос ребенка срывается в крике. Слепые взывают о милосердии, но никто им не отвечает.

Несмотря на неопределенность заключительной сцены, оставляющей открытым вопрос, чье появление возвестил крик испуганного ребенка, смысл пьесы достаточно ясен. В ней, выражен пессимистический взгляд на человечество, блуждающее в поисках высшей цели, словно в ночном лесу толпа слепых мужчин и женщин, и не находящее ничего, кроме Смерти, которая подстерегает всех и каждого.

Философскую основу художественных взглядов Метерлинка составил идеализм в его мистическом варианте. Метерлинк на место Бога поставил безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром и враждебное человеку. Перед лицом всесильного Неизвестного люди - только слабые существа. Будучи вместилищем Неизвестного, они должны жить "без дела, без мысли, без света" и - без слова, ибо нельзя выразить словами невыразимое: "Истинная жизнь создается в молчании". В пьесе "Слепые" воспроизводится "трагедия каждого дня" - вторжение Неизвестного в обыденную жизнь: священник, который вывел слепых на прогулку, внезапно умирает, теперь они не смогут найти дорогу обратно в приют. Но цель пьесы не рассказать о трагедии беспомощных слепых. Всё здесь имеет символический смысл. Слепые - это утратившее нравственные ориентиры человечество; мертвый священник - церковь, уже не способная утешить людские страдания; океан – образ смерти. Каждая из слепых символизирует определённую сторону человеческой жизни: юная слепая – искусство и красоту; сумасшедшая – вдохновение; зрячий ребёнок – новое, нарождающееся мистическое мировоззрение; маяк на берегу океана – науку.

В произведениях драматурга формируется эстетика и поэтика «новой драмы», противопоставившей себя развлекательным, мелодраматическим пьесам. Тексты «новой драмы» злободневны, выводят новые социальные типажи, подчеркивают драматизм человеческого существования, острый конфликт между «ложью» и «правдой», бытием и сознанием. Пьесы М. Метерлинка «Непрошенная», «Слепые» обращены к изображению трагизма повседневности, скрытого ужаса перед существованием, который проявляет себя в статичности сценического слова и действия, пафосе «молчания». Данные пьесы полны недосказанности, намеков, почти лишены драматического действия, их персонажам присуще чувство смятения перед непознаваемым роком. В диалоге метерлинковских пьес, как это бывает в поэтической речи, важным становится не столько рациональный смысл слова, сколько общий ритм словосочетаний, гипнотические паузы.

В пьесах Метерлинка огромную роль играют паузы, молчание, разнообразные звуки, которые слышны лишь в тишине – шорохи, шелесты и т. д. Пытаясь уйти от этой тишины, герои Метерлинка заводят самые глупые, бессмысленные разговоры, люди часто говорят просто для того, чтобы что-нибудь говорить, чтобы не молчать. Эти бессвязные диалоги должны дать ощущение абсурдности, бессмысленности и ужаса человеческого существования. За словами нужно уловить что-то более значительное, поэтому в пьесах Метерлинка большую роль играет подтекст, как и у Чехова.

Наиболее пессимистичны ранние пьесы 1890-х годов. «Слепые» (1890) – несколько слепых мужчин и женщин сидят в лесу и ждут проводника, который куда-то ушёл, они живут в приюте для слепых и вот вышли на прогулку. Проводника всё нет, тревога слепых нарастает, они ведут друг с другом разговоры, чтобы заглушить эту тревогу и чувство полнейшего одиночества, которое их охватывает в тишине, в тишине они полностью теряют связь с миром. Они говорят о своём одиночестве, о том, что не понимают, что такое мир, что такое они сами. В конце концов их охватывает ужас: их бросили, они в панике начинают шарить руками вокруг, и один из них натыкается на остывший труп проводника – старого священника, который, оказывается, умер и всё время сидел между ними, пока они его ждали. Затем они слышат чьи-то странные шаги, среди них есть один зрячий ребёнок, увидев кого-то он отчаянно кричит от страха: пришёл кто-то страшный, видимо, это Смерть.

Слепые – это символ современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы, потерявшего религиозную веру (недаром их умерший проводник – священник). И теперь человечество способно только брести наугад, но в результате его ожидает гибель.



Драма «Слепые» – символическое изображение человеческой жизни. Священник-поводырь привел в лес слепых мужчин и женщин, теперь они сидят друг против друга, не зная, что проводник умер, а его труп здесь же рядом с ними. Сгущается ночной мрак, бушует море, слепые все ждут возвращения священника. Замерзающие, голодные люди постепенно начинают терять надежду на спасение. Собака, прибежавшая из приюта, подводит их к трупу, тогда слепые убеждаются, что помощи ждать неоткуда. Слышатся таинственные шорохи, шаги, невнятные звуки, заливается плачем зрячий младенец на руках у слепой матери.

Слепые становятся символом человечества, вечно блуждающего в потемках, умирающий поводырь – это религия, которой больше нет у людей. Среди них – смерть, но они не знают и не видят этого, лишь немногие, самые чуткие, ощущают ее близость.

В пьесе нет традиционного драматургического сюжета, развивающегося по обычным законам театрального действия. Персонажи представляют собой не «характеры», социально-психологические типы, а типы мировосприятия, отношения к жизни

Название этой пьесы созвучно её содержанию и персонажам: ведь все они являются слепыми, помимо священника, да и тот на протяжении всего действия мертв. Их слепота имеет духовный характер. Священник, который ушел за водой и кого они ожидают, - Мессия, без которого они не смогут спастись. Слепота общевства.

Всего в пьесе задействованы 11 действующих лиц. Священник , дряхлый старик, проводник слепых. Это центральный образ в пьесе, потому что о нем рассуждают слепые, говорят о нем, ожидают его прихода как избавления от гибели. В день, когда разворачивается действие пьесы, он отправился на прогулку с обитателями приюта. Во время отдыха Священник тихо отдает душу Богу, оставив своих незрячих подопечных одних на лесной поляне. В пьесе Священник исполняет роль проводника и спасителя, того, от чьего прихода зависит жизнь покинутых людей. Поэтому слепые с нетерпением ожидают возвращения своего проводника.



Кроме этого, в пьесе есть трое слепорожденных . Они недовольны тем, что покинули приют, недовольны Священником, даже друг другом («Зачем ты меня разбудил? »). Можно интерпретировать их роль так: это духовно слепые люди, не желающие что-либо поменять в себе.

В пьесе есть сходные по сути персонажи: Самый старый слепой и Самая старая слепая . Они представлены как носители мудрости и опыта среди мужской и, соответственно, женской половины слепых.

Еще одно действующее лицоЮная слепая – «поразительно молода, распущенные волосы закрывают ей стан ». Она носительница светлой надежды, терпимости, милосердности и снисходительности к своим товарищам. К ней, словно к свету, тянутся все остальные слепые. Юная слепая вместе с ребенком помешанной слепой участвуют в финальной сцене пьесы.

В пьесе «слепота» истолкована как символ самосознания человечества. Физически слепые люди слепы душой, они не могут ничего изменить самостоятельно, вынуждены пассивно ожидать перемен. В этом, на мой взгляд, состоит проблема, раскрываемая в произведении . Иначе говоря, народ показан как толпа незрячих людей – он беспомощен, слеп и нуждается в руководстве.

Пьеса имеет открытый финал . Остается непонятным, чье появление ребенок на руках юной слепой встретил криком. На мой взгляд, в конце пьесы к заблудившимся людям приходит сама Смерть, подстерегающая всех и каждого. Слепые слышали именно её шелест платья о «мертвые листья ». Об этом свидетельствует и отчаянный крик ребенка, и возглас самой старой слепой: «О, смилуйся над нами! »

Во-первых, трагизм Метерлинка выражается в трагизме повседневного существования человека. Слепые влачат жалкое и очень трудное существование на одиноком острове, в приюте. Их окружают такие же старики, как они сами. Слепые сами осознают свое безысходное положение, неотвратимость страданий и смерти. Так, например, самый старый слепой восклицает: «Теперь очередь за нами!». Во-вторых, на первый план выступают понятия подтекста и настроения. Действие пьесы, по сути, статично и происходит только в одном месте. Герои многократно заявляют о своих настроениях, чувствах, переживаниях:

Самая старая слепая. Да, да, нам страшно!

Юная слепая. Нам давно уже страшно!

В-третьих, пьеса имеет открытый финал, который оканчивается криком ребенка в темноте. Нам остается лишь догадываться, кто посетил заблудившихся людей.

«Непрошенная»

Непрошенная – это смерть, пришедшая в семью к роженице. Вечером вся семья ожидала Сестру милосердия, но вместо нее пришла Смерть:

«Внезапно слышится лязг оттачиваемой косы»,

«Отец. <…> Да не толкайте дверь! Вы же знаете, что она скрипит.

Служанка. Да я до нее не дотрагиваюсь, сударь.

Отец. Нет, вы ее толкаете, вы как будто хотите войти в комнату!»

Дед-слепой – отец роженицы, которая лежит в другой комнате. Он незрячий, но чутко чувствует, что происходит вокруг: чувствует состояние присутствующих («Я уверен, что моей дочери хуже », «Я слышу, что вам страшно »), в состоянии предугадать, что скоро произойдет: «Должно быть, мне не долго осталось жить... ». Кроме этого, среди своих зрячих родственников Дед – единственный способен «увидеть» душой присутствие Смерти: «Мне показалось, что с нами еще кто-то сидит...»

Отец – муж роженицы. Он более мягок, чем его брат («В самом деле, в первый раз после ее мучительных родов я чувствую, что я дома, что я среди своих »), с уважением и почтительностью относится к причудам Деда («В его годы это простительно »). Ох хозяйственный («Утром я велел ее заправить ») и беспокоится за здоровье своей жены («моя жена очень хочет ее видеть »).

Дядя – брат Отца. Более решителен, чем брат, не боится давать оценку людям («Нехорошо это с ее стороны»). Не столь почтительно обращается с Дедом («Вы бредите!»).

Три дочери (Урсула, Женевьева, Гертруда) – дружные сестры (они выходят из комнаты вместе, держась за руки, целуются). Урсула – самая обходительная с Дедом, она больше, чем ее сестры, дружит с ним. Дед доверяет ей больше, чем всем остальным.

Сестра милосердия – в пьесе не произносит ни единого слова. Этот персонаж является лишь вестником смерти жены. Одета во все черное.

Сформулируйте кратко проблему, раскрываемую в произведении : Не все люди могут ощутить присутствие смерти, а лишь те, кто сам уже недалек от нее. Смерть неизбежна, как бы человек ни пытался избежать ее.

М. Метерлинк оставил финал пьесы открытым: мы так и не узнаем, что случится с Дедом, ушла Смерть или осталась наедине с Дедом. В конце пьесы Дед явственно ощутил, что смерть сидит с родственниками за одним столом. То, что он «видел» ее, а остальные нет, и его слова о возможной скорой кончине доказывают, что Смерть, кроме роженицы, заберет и Деда. Под конец пьесы Дед забеспокоился, ему стало страшно, он не хотел оставаться наедине со Смертью, но это все равно случилось: в суматохе все родственники убегают, а Дед остается один. Итак, встреча смерти и человека неизбежно состоялась наедине.

Черты «новой драмы» :

Символизм

Противопоставление традиции (одноактная пьеса, открытый финал, статичность времени и места)

Установка на «жизнеподобие» (точное описание быта того времени, вплоть до мелочей: нужно подлить масла в лампу, нужно пригласить плотника, садовника)

+ «четвертая стена»: актеры ни разу не обращаются к зрительному залу, полностью абстрагируются от него

Диалог преобладает над действием (в пьесе почти нет ремарок, она построена на беседе)

Укажите, черты какого направления вам представляются определяющими в данном произведении:

Символизм:

На первом плане внутренние переживания героев

Двоемирие –Дед перестает воспринимать окружающую действительность такой, какой ее видят члены семьи. Он душой ощущает иной мир, мистический.

Символика света: действие пьесы разворачивается в вечернее время суток. Это время, когда пробуждаются мистические мрачные силы. Сумерки, сменяющие день, подобны черной полосе в жизни. Так и здесь, радость рождения младенца сменяется горем смерти роженицы. Кроме этого, порой зеленый цвет (цвет оконных стекол в глубине) символизирует смерть.

Мистический мир – в обыденную жизнь людей вторгается смерть – представитель мистического мира.

«Непрошенная » воспроизводит ожидание рядом с комнатой роженицы. Все ждут известий от врача, и лишь слепой старик чувствует приближение Смерти. Метерлинк создаёт мир людей, живущих своей обыденной жизнью, и мир вне их, который непонятен, угрожающ по отношению к человеку. Потому трагично само существование человека, обречённого внезапной смерти, внезапному страданию, горю, утратам.

Поистине ключевым произведением стала для творчества М. Метерлинка Синяя птица (1908). Увлекательная сказка для детей и одновременно философская сказка для взрослых, исполненная символом и аллегорией, в значительной степени располагает к разночтению.

В противовес «театру молчания» с его мертвенной неподвижностью все здесь прибывает в поиске, дерзании, движении. Ожившие волей драматурга силы природы разыгрывают спектакль, предназначенный для того, чтобы объяснить смысл жизни.

В масштабах необозримого времени прошлому соответствует время всеобщего наивного зрения, настоящие - это царство слепоты, из которого человечество выходит медленно, но неизбежно, и, наконец, будущее - это час соединения Души света и трех высоких радостей. В этом смысле лучшее творение Метерлинка можно назвать пьесой надежды.

Действие пьесы начинается и заканчивается в хижине дровосека. Это значит, что теперь Метерлинк обращает наши взоры не к туманному Неизвестному, а к реальным людям с их нуждами, страхами и потребностями.

Тильтиль и Митиль - дети бедного человека. В сопровождении душ животных (Кот, Пес) и самых насущных вещей (Вода, Хлеб, Сахар, Молоко, Огонь) они переживают множество приключений, странствуя в поисках Синей Птицы, которая должна излечить больную девочку. После долгих поисков Тильтиль и Митиль находят Синюю Птицу у себя дома, узнают ее синеву в синеве невзрачной горлицы, но она улетает из рук детей.

Символ Синей Птицы многолик и многозначен, но это, несомненно, образ полета, высоты и недосягаемости, чья сказочная синева все-таки подсказана цветом родного неба, простирающегося над всеми людьми.

1. Символика света . Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила свет: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой» . Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным. 2. Символика алмаза . Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки. «Большой алмаз, он возвращает зрение».

3. Символика образов детей. Также центральными символами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков. Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейского общества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются в костюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденности как залога всеобщности они оказались символом человечества.

4. Символика других персонажей . Другие персонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку . Тилетта символизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детей недруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит с Ночью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинные друзья - Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес на растерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в «истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митиль любит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный из путешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своим видимым обликом.

Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себе ничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности. Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые («молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. В нем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемые им, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, он символизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всячески угодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, и у Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом, Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает их Митиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощает исключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти на смерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянно делаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать им правду о предательстве кошки.

5. Символика Души Света . Стоит обратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим, что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образ аллегорический. Но ведь Душа Света - исключение. Это не просто спутник детей, это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света - поводыря невидящих .

Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детям на их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно-обнаженной форме несет свою мораль - вернее, свою часть общей морали,- каждый преподносит свой особый конкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевного воспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которых символизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующие обыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митиль либо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливым примером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можно извлечь житейский урок.

Душа Света движет внутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапу их пути. Ее задача в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих из одного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобы вселять надежду, не дать угаснуть вере.

6. Символика времени. Сон и сновидение - это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия» детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени как особой категории реальности - единство и непрерывность его потока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».

7. Символ Синей птицы . Наконец следует сказать о главном символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица - символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело - ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий». Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.

Старый северный лес под высоким звездным небом. Прислонясь к стволу старого дуплистого дуба, дряхлый священник застыл в мертвой неподвижности. Синие губы его полураскрыты, остановившиеся глаза уже не смотрят по эту, видимую сторону вечности. Исхудалые руки сложены на коленях. Справа от него на камнях, пнях и сухих листьях сидят шесть слепых стариков, а слева, лицом к ним - шесть слепых женщин. Три из них все время молятся и причитают. Четвертая - совсем старуха. Пятая, в тихом помешательстве, держит на коленях спящего ребенка. Шестая поразительно молода, её распущенные волосы струятся по плечам. И женщины, и старики одеты в широкие, мрачные, однообразные одежды. Все они, поставив руки на колени и закрыв лицо руками, чего-то ждут. Высокие кладбищенские деревья - тисы, плакучие ивы, кипарисы - простирают над ними свою надежную сень. Темнота.

Слепые перегова­риваются между собой. Они обеспокоены долгим отсутствием священника. Самая старая слепая говорит, что священнику не по себе уже несколько дней, что он стал всего бояться после того, как умер доктор. Священник беспокоился, что зима может оказаться долгой и холодной. Его пугало море, он хотел взглянуть на прибрежные скалы. Юная слепая рассказывает, что перед уходом священник долго держал её за руки. Его била дрожь, словно от страха. Потом он поцеловал девушку и ушел.

«Уходя, он сказал «Покойной ночи!» - вспоминает кто-то из слепых. Они прислушиваются к рокоту моря. Шум волн неприятен им. Слепые вспоминают, что священник хотел показать им островок, на котором находится их приют. Именно поэтому он привел их поближе к берегу моря. «Нельзя вечно дожидаться солнца под сводами дортуара», - говорил он Слепые пытаются определить время суток. Некоторым из них кажется, что они чувствуют лунный свет, ощущают присутствие звезд Наименее чуткими оказываются слепорожденные («Я слышу только наше дыхание […] Я никогда не чувствовал их», - замечает один из них). Слепым хочется вернуться в приют. Слышится далекий бой часов - двенадцать ударов, но полночь это или полдень, слепые понять не могут. Ночные птицы злорадно хлопают крыльями над их головами. Один из слепых предлагает, если священник не придет, возвращаться в приют, ориентируясь по шуму протекающей невдалеке большой реки. Другие собираются ждать, не трогаясь с места. Слепые рассказывают друг другу, откуда кто приехал на остров, юная слепая вспоминает свою далекую родину, солнце, горы, необыкновенные цветы. («У меня нет воспоминаний», - говорит слепорожденный.) Налетает ветер. Ворохами сыплются листья. Слепым кажется, что кто-то касается их. Их охватывает страх. Юная слепая ощущает запах цветов. Это асфодели - символ царства мертвых. Одному из слепых удается сорвать несколько, и юная слепая вплетает их себе в волосы. Слышится ветер и грохот волн о прибрежные скалы. Сквозь этот шум слепые улавливают звук чьих-то приближающихся шагов Это приютская собака. Она тащит одного из слепых к неподвижному священнику и останав­ливается. Слепые понимают, что среди них мертвец, но не сразу выясняют, кто это. Женщины, плача, становятся на колени и молятся за священника. Самая старая слепая упрекает тех, кто жаловался и не хотел идти вперед, в том, что это они замучили священника. Собака не отходит от трупа. Слепые берутся за руки. Вихрь крутит сухие листья. Юная слепая различает чьи-то далекие шаги. Крупными хлопьями падает снег. Шаги приближаются. Ребенок помешанной начинает плакать. Юная слепая берет его на руки и поднимает, чтобы он увидел, кто идет к ним. Шаги приближаются, слышно, как под чьими-то ногами шуршат листья, слышен шорох платья. Шаги останав­ливаются рядом с группой слепых «Кто ты?» - задает вопрос юная слепая. Ответа нет. «О, смилуйся над нами!» - восклицает самая старая. Снова молчание. Затем раздается отчаянный крик ребенка.