Как создается театральная декорация? Виды декораций и техника их создания Какую роль играют театральные декорации в театрально-декорационном искусстве.

Как создается театральная декорация? Виды декораций и техника их создания Какую роль играют театральные декорации в театрально-декорационном искусстве.
Как создается театральная декорация? Виды декораций и техника их создания Какую роль играют театральные декорации в театрально-декорационном искусстве.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»

Реферат

На тему: «Декорации в театре»

Работу выполнила: студентка 1 курса

Воронцова Елена

Слово «декорация» чаще всего употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте.

Главные составные части каждой театральной декорации -- завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги -- куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли -- различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т.д.

Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя.

Сочинив эскизный рисунок декорций, декоратор изготавливает для неё макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

декорация спектакль эскиз драматургия

Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460--420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам.

Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, Карл Гропиус, итальянцы Квальо и И. Гофман. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы -- Перезинотти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники Андреас Роллер, К. Вагнер и др.; только во второй половине XIX века декорационная живопись вступила в России на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) -- вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства -- декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров -- составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля -- декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй ит. д. обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.

Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX--XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.).

Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).

Литература

Э. Змойро. Макет декорации к спектаклю Центрального детского театра «Коньки» по пьесе С. В. Михалкова. 1976.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сценография как искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники. Основные системы и принципы декорации. Сценический свет - один из важнейших компонентов оформления хореографической постановки.

    реферат , добавлен 15.03.2013

    Тенденции развития сценографии. Художественное единство декораций спектакля и техники сцены. Применение объемно-пространственных конструкций. Проблематика театрального пространства. Использование воротов и блоков, веревок на подвесах в современном театре.

    статья , добавлен 20.08.2013

    Основной материал в искусстве режиссера. Творчество художника, участвующего в создании спектакля. Выражение идейно-творческих устремлений актера. Творческая организация сценического действия. Поведение актера на сцене. Приемы режиссерской работы.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2013

    Понятие о декорационном искусстве как средстве выразительности театрального искусства. Основные средства выразительности театрального искусства: роль декораций, костюма, грима в раскрытии образа персонажей, визуально-оптическое оформление спектакля.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2010

    Способы и приемы работы режиссера над художественным оформлением спектакля. Формы сценической выразительности. Основные требования техники безопасности при работе с осветительным и проекционным оборудованием, аппаратурой на сценической площадке.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Актерское творчество и художественная специфика театра. Мизансцена как существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. Значение темпа и ритма в сценическом искусстве. Музыка и свет - одни из самых ярких средств оформления любого спектакля.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Сценическое действие, его отличие от действия в жизни. Взаимосвязь физического и психологического действия. Основные части действия: оценка, пристройка, собственно действие, воздействие. Режисерский этюд по картине "Посещение царевны женского монастыря".

    контрольная работа , добавлен 08.01.2011

    Премьера спектакля "Власть тьмы" в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова. Биография режиссера Темура Чхеидзе. Люди и страсти в постановке БДТ им. Г.А. Товстоногова. Особенности постановки пьесы режиссером Юрием Соломиным в Малом театре.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2012

    Грим 30-х годов ХХ ст. на сцене и в кино. Анализ стиля и макияжа Марлен Дитрих. Способы нанесения макияжа. Подготовка кожи, материалы и средства для проведения процедуры. Влияние цветов и света на грим. Технологические этапы нанесения сценического грима.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2014

    Успех первого "русского сезона" группы артистов балета императорских театров Петербурга и Москвы в мае 1909 г. Балетные постановки Фокина в Мариинском театре. Создание им абсолютно нового вида спектакля, новые подходы к постановке классического танца.

С древних времён важное значение получила декоративная живопись , составляющая особую отрасль искусства , в истории которого её развитие следовало за движением станковой живописи , живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но главным образом элемент её составляют орнаменты в строгом смысле слова, то есть красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи , мавританские арабески Альгамбры , гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декоративной живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля , господствовавших в данное время. У французов вошло в XIX веке в употребление название декоративное искусство (фр. l’art décoratif ) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы , обоев и других предметов роскоши и комфорта, - словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkünste или Kunstgewerbe, а в России - прикладным искусством или художественной промышленностью.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Страна декорация

    ✪ প্লাস্টিক বোতল দিয়ে বাহারি গাছ || Plastic bottle artificial plant for home decoration

Субтитры

Театральная декорация

Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра , имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи , либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации - задник и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю её ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой , натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат падуги - куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли - различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, например, камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д.

Художник , занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором , должен обладать сверхподготовкой, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок декорций, декоратор изготавливает для неё макет , то есть миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углём или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агатарха , жившего приблизительно в 460-420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии , которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке ; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери , ученики последнего Сешан , Деплешен , Фешер и Камбон , Шаперон (англ.) русск. , Тьерри , Рюбе и Шере . Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель , Карл Гропиус,

ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) - вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, то есть созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства - декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров - составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля - декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй и т. д.) обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).

Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации

1953. Бумага, гуашь, акварель, карандаш.

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации
к балету П. И. Чайковского "Спящая красавица".
1953. Бумага, гуашь, акварель, карандаш.

Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).

При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.


А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова

1906.

А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
1906.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX-XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.). Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).

Художники участвуют также в создании кинофильмов, телеспектаклей, эстрадных и цирковых представлений. Зрелищные искусства воспринимаются миллионами зрителей, и потому роль художника здесь очень ответственна.

Для того, чтобы постановка была успешной, важно не только правильно подобрать актеров. Атмосферу на сцене создают также декорации. Можно сказать, что декорациям столько же лет, сколько и театральному искусству, потому что даже при первых постановка использовали различный реквизит.

Жесткие и мягкие декорации

Декорации бывают двух видов:

  • жесткие.

Жесткие конструкции условно делят на плоские и объемные, однако на самом деле разновидностей намного больше. Декорации могут быть обыгрываемыми и использоваться актерами во время выступления. Например, различные лестницы, заборы, столы могут использоваться во время постановки. Не обыгрываемые декорации просто служат статичным фоном и создают атмосферу, антураж.

Жесткие декорации производят в основном из дерева и дюралюминия. Для деревянных конструкций выбирают недорогую, но прочную древесину хвойных пород. В некоторых случаях при производстве декораций уместно использовать легкие металлы.

Мягкие декорации выпускают из тканей, они могут быть гладкими, драпированными, живописными или содержать аппликации. Бархат, холст и тюль - самые популярные материалы на сцене. Также сегодня для производства изделий используют синтетику и нетканые материалы. Они практичны и создают нужный эффект.

Существует множество способов создания театральных декораций, они разрабатывались веками. Сегодня в сценографии не создается ничего принципиально нового - все уже было придумано заранее. Однако в искусстве декорирования появляются новые материалы и технологии.

Декорации на сцене, как правило, многослойные. Это не только фон позади актеров, но и весь необходимый инвентарь. К декорациям относят даже занавес и кулисы.

Требования к инвентарю

Качественные декорации соответствуют нескольким важным требованиям. Важно, чтобы их можно было легко собрать и разобрать без потери свойств материалов. Существуют сложные в изготовлении изделия, однако в идеале декорации должны быть просты в производстве. Тогда при поломке изделие можно будет быстро восстановить.

Декорации нужно хранить, и желательно, чтобы они не занимали слишком много места. Поэтому среди важных качеств конструкций - портативность и мобильность. Также декорации должны быть легкими и прочными. Это не всегда возможно при производстве жесткого реквизита. Однако мягкие декорации соответствуют этим требованиям на 100%. Чтобы сделать их еще легче, для декораций стали использовать современные материалы.

Декорации используются на сцене в течение многих лет. Кроме того, их могут временно размещать на складе и даже перевозить в другие города. Поэтому к изделиям предъявляются такие строгие требования.

Если конструкция не отличается практичностью, то ее эксплуатация потребует регулярных расходов. Декорации придется ремонтировать, разбирать, заказывать перевозку в особых условиях. Не исключено, что такой инвентарь в театрах используют, но в редких случаях, когда альтернативы нет.

Практичные декорации не требуют лишних затрат и не теряют своих свойств в течение многих лет. В некоторых случаях при производстве изделия стоит переплатить и заказать конструкцию из более дорогих материалов, если это продлит срок его службы. Однако с появлением синтетики и нетканых материалов театры могут уже не переплачивать при изготовлении декораций.

Как создают декорации

Декорации создают по предварительному эскизу. Эскизы делают, детально прорабатывая каждую из сцен. При этом учитывают все детали. Главная декорация в сценах - фон, после нее идут предметы для антуража, окружающие участников действа. Сценограф начинает работать с готовыми эскизами, он создает предварительный макет. Макет - еще не декорация, это только модель.

Создав макет, можно определить, насколько точно определен размер изделия. В некоторых случаях приходится вносить коррективы. Именно поэтому декорации создают только после изготовления пробного макета. Рисунок на конструкцию наносит художник, за действиями которого следит режиссер.

После подготовки макета изделие отправляется в специализированный цех, где производят декорации. Здесь создают конечный товар - изделие, которое будет украшать сцену. Макет, который отправляют для производства, обычно является уменьшенной копией декорации. Перед мастерами стоит задача воспроизвести конструкцию в увеличенном размере. Мягкие театральные декорации порой создавать не легче, чем твердые - все зависит от особенностей изделия. Некоторые декорации имеют множество сложных элементов.

Сценическая живопись в античном театре.

Существенной частью театрального перформанса и его пространственного оформления были декорации. Сохранившиеся пьесы ясно показывают, что декорации в театре, несомненно, существовали, для них была характерна та же художественная условность, которая отличала театральное искусство в целом.

Драматические постановки представляли собой агон, условия которого должны были предполагать некое изначальное равенство. Так как пьесы представлялись в течение всего светового дня без больших перерывов для существенной перемены декораций, изменение сцены в одной и той же драме было почти невозможно; разница декораций даже между тремя трагедиями должна была быть незначительной. Создавался общепринятый условный фон, который мог сохраняться не только для представляемых трагедий, но, возможно, и для комедий, что вполне вписывалось в общий художественный контекст. Декорации должны были не только обозначать место действия и в некотором смысле эффектного оттенять фигуры актеров, но и быть простыми и хорошо понятными зрителям.

Истоки сценической живописи (др.-греч. σκηνογραφία) относятся еще ко времени Эсхила. По словам Витрувия, самосский художник Агафарх писал декорации для Эсхиловых пьес и к тому же оставил специальное сочинение об этом: «Впервые в Афинах, в то время как Эсхил ставил трагедию, Агафарх устроил сцену и оставил ее описание» (VII, praef. 11, пер. Ф. А. Петровского). Однако Аристотель приписывает первое употребление декорационной живописи Софоклу (Poet., IV, p. 1449 a 17). Некоторые исследователи пытаются соединить эти два сообщения, в связи с чем относят деятельность Агафарха к концу жизни Эсхила, когда уже и Софокл пользовался славой драматического писателя.

Первоначально стена скены с выходящими на проскений дверями использовалась лишь для выхода актера. Раскрашенных декораций в ранних трагедиях Эсхила почти не было: в «Просительницах» упоминаются только алтарь и изображения или символы богов, в «Прометее» - только скала, к которой прикован титан. В других сохранившихся пьесах основные декорации указываются более или менее определенно. Так, например, в Эсхиловых «Персах», «Агамемноне» и «Хоэфорах» действие происходит перед дворцом (чаще всего в драмах изображался именно фасад дворца), в начале «Эвменид» — перед храмом. У Софокла в «Антигоне», «Эдипе-царе», «Электре» и «Трахинянках» декорации представляют собой дворец, в «Филоктете» - пещеру, в «Эдипе в Колоне» - лесистую местность со священным участком. В пьесах Еврипида действие происходит обычно перед дворцом, иногда перед храмом или деревенским домом («Электра»), а в сатировской драме «Киклоп» - перед пещерой. При этом одна и та же декорация могла быть задействована для представления различного места действия: если в первой из трагедий эсхиловской трилогии «Орестея», в «Агамемноне», фасад скены представлял дворец Агамемнона, то в «Эвменидах» он с таким же успехом изображал храм Аполлона в Дельфах, а затем храм Афины в Афинах, причем в этом последнем случае, видимо, менялась лишь статуя божества. Вообще, скульптурные и архитектурные декорации (статуи богов или одного бога перед дворцом, алтари, гробницы и т. п.) довольно часто использовались наряду с нарисованными. Так, в «Ипполите» Еврипида перед фасадом дворца стояли две статуи - Артемиды и Афродиты. Ипполит, выходя на сцену, увенчивал только статую Артемиды, и его непочтительность к Афродите сразу была видна публике.

В середине V в. до н. э. расписные декорации, нарисованные на досках или плотной материи, прислонялись или подвешивались к стене проскения, которая была сначала деревянной. А впоследствии, когда проскений приобрел форму каменной колоннады, декорации размещались в промежутках между колоннами. Однако и тогда характерной особенностью росписи оставались простота и условность изображений, о чем свидетельствует римский архитектор Витрувий, у которого мы находим наиболее подробные сведения о декорациях в греческом театре: «Сцены бывают трех родов: во-первых, так называемые трагические, во-вторых - комические, в-третьих - сатирические. Декорации их несходны и разнородны: трагические изображают колонны, фронтоны, статуи и прочие царственные предметы; комические же представляют частные здания, балконы и изображения ряда окон, в подражание тому, как бывает в обыкновенных домах; а сатирические украшаются деревьями, пещерами, горами и прочими особенностями сельского пейзажа» (V, 6, 9). Примечательным в этом свидетельстве Витрувия оказывается указание на принцип изображения части вместо целого: вместо здания изображаются лишь его элементы (вместо дворца - колонны, фронтоны; вместо частного здания - ряд окон).