Секрет вечной молодости Софии Ротару: никакой жареной картошки, десертов и мясных блюд. София Ротару: «Если бы президент России подарил мне российский паспорт — я бы не отказалась 70 летие софии ротару

Секрет вечной молодости Софии Ротару: никакой жареной картошки, десертов и мясных блюд. София Ротару: «Если бы президент России подарил мне российский паспорт — я бы не отказалась 70 летие софии ротару
Секрет вечной молодости Софии Ротару: никакой жареной картошки, десертов и мясных блюд. София Ротару: «Если бы президент России подарил мне российский паспорт — я бы не отказалась 70 летие софии ротару

«Ротару давно не поет, потому что она не может этого делать физически с 1974 года. Современная техника позволяет Ротару записывать песни по нотам. Есть у нее своя засекреченная студия в Киеве. Потом на концертах крутятся пленки. С телевидением вообще нет проблем - там всегда фонограмма. Обман страшнейший…», - рассказывал о Софии Ротару известный композитор Евгений Дога.

Но спустя много лет сама певица это прокомментировала так:

«Обо мне всегда ходило много легенд. Композитор Евгений Дога постарался. Я первой исполнила его песню «Мой белый город». Потом он предлагал мне еще пару своих песен, но они мне не подошли, и я достаточно деликатно отказалась брать их в свой репертуар. Наверное, композитор обиделся и в порыве гнева дал интервью, где обвинял меня чуть ли не во всех смертных грехах. Что, мол, у меня на Украине есть подпольная студия, где я напеваю несколько нот, а потом с помощью мощной аппаратуры их «вытягивают» в целую песню! Я промолчала, и все подумали, что мне нечего ответить. А я считала ниже своего достоинства опровергать бредни…»

Фото: fortuna - rotaru . com

Так кто же на самом деле София Ротару - беспардонная «фанерщица» или блестящая певица и кумир нескольких поколений советских зрителей?

Песни «Я же его любила» и «Я назову планету»

Видео: youtube . com /София Ротару

Много лет София Ротару считалась в СССР певицей №2. Первое место прочно удерживала, да удерживает и поныне, Алла Пугачёва, что, конечно, правда. И шлягеров у Примадонны появлялось больше, чем у Ротару, да эпатажа со скандалами София Михайловна всегда сторонилась, что, увы, не добавляло популярности.

При том, что Ротару на эстраде появилась раньше Пугачёвой и в начале 70-х годов была весьма популярна, ей не удалось удержать «пальму первенства». Подвёл Ротару голос. Вернее - его временное отсутствие.

В начале 70-х София Ротару и аккомпанировавший ей ансамбль «Червона рута», руководил которым муж певицы Анатолий Евдокименко, гастролировали по стране как сумасшедшие. Подчас они выступали по нескольку раз в день без выходных вообще. Толпы шли слушать уже знаменитую украинскую певицу. Но это не прошло бесследно для Ротару:

«Одно время у меня на голосовых связках от перенапряжения появились узелки - как полипы. Лечатся они операционным путем. Через это прошли практически все наши звезды, и не по одному разу. После операции мне строго-настрого наказали молчать два месяца и ни в коем случае не петь. А я не послушалась, и начались осложнения. После повторной операции я месяц вообще не говорила. Год не работала. Из-за этого, наверное, и пошли слухи, что Ротару больше не сможет петь и работает только под фонограмму…» - вспоминает Народная артистка СССР.

Именно в то время, в 1973 году, София Ротару блестяще пела песню композитора Евгения Доги на стихи Григория Водэ «Мой белый город», за которую проголосовали телезрители и она вышла в финал конкурса «Песня-73». Но к декабрю того года Софии Ротару петь сама уже не могла - врачи запретили.

На всех первых «Песнях года» артисты пели «живьём», безо всяких фонограмм, поскольку считалось, что только так можно «по-настоящему» оценить талант вокалиста. Аккомпанировал на съёмках всем певцам оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Юрия Силантьева. И когда в Музыкальной редакции ЦТ решили, что Ротару будут снимать под фонограмму, то дирижёр Силантьев очень долго возмущался, пока ему не сказали, что финал «Песни-73» без Ротару невозможен, поскольку Леонид Ильич Брежнев будет главным зрителем программы.

Так и сделали - все артисты в «Песне-73» пели сами и только Ротару лишь открывала рот под свою «плюсовую» фонограмму. Кстати, в результате это оказалось даже лучше, поскольку в те годы качественно записать живое исполнение в концертной студии «Останкино» не могли - были отвратительные микрофоны, которые певцы постоянно «заплёвывали», а София Ротару появилась в эфире в новогодний вечер 31 декабря 1973 года с хорошим звуком.

Песня «Мой город» на конкурсе «Песня-73», Останкино, 1973 год

Видео: youtube . com /yangol1

Потом, спустя несколько лет, композитор Евгений Дога снова рассказывал о Софии Ротару:

«В своё время я её умолял поберечь голос. Но муж певицы Толик создал «Руту» и начал жену здорово эксплуатировать. По четыре концерта в день. Бедная женщина после них не могла даже кушать. Соломинкой стала. И всё оправдания: «Вот мы хотим машину купить, дом, дачу…» Жажда денег Толика сгубила великолепную певицу…»

Ну, кто действительно жаждал денег в этой истории - пусть останется на совести композитора Доги, но то, что ничего Ротару не сгубило - факт. Да, был период, когда со связками случились серьёзные проблемы, но потом певица стала внимательнее к ним относиться, беречь, и больше подобное не повторилось.

Видео: архив Пятого канала

В жизни советской артистки Ротару было всё - холодные ночи в продуваемых аэропортах, гостиницы без горячей воды, но с полчищами тараканов, длинные гастрольные переезды в машинах-полуразвалюхах, неотапливаемые сельские клубы, где зимой изо рта валил пар… Только очень стойкая и смелая женщина смогла всё это выдержать. А ещё - любящая женщина. О том, как любила София Ротару своего мужа Толю - Анатолия Евдокименко - до сих пор ходят легенды.

София Ротару на обложке Журнала «Украина», 1965 год

В 1965 году, служа в армии в уральском Нижнем Тагиле, молодой парень Толя Евдокименко из города Черновцы увидел на обложке журнала «Украина» красивую девушку, которая оказалась его землячкой. Демобилизовавшись, он разыскал Соню и стал за ней ухаживать. Выяснилась и ещё одна подробность - они оба жить не могли без музыки. Два года Соня проверяла юношу на прочность, а потом согласилась выйти за него замуж.

Свадебная фотография Софии Ротару и Анатолия Евдокименко

Фото: из личного архива Софии Ротару

К тому времени, София Ротару уже была не только гордостью Черновцов, но и всей Украинской ССР, ведь слава о великолепно поющей девушке из села Маршинцы давно разлетелась по стране. Для Центрального телевидения ещё в 1966 году о Ротару был снят небольшой музыкальный фильм «Соловей из села Маршинцы». Тогда София Ротару пела в основном только народные молдавские и украинские песни.

Видео: архив Пятого канала

Первой советской эстрадной песней в репертуаре Ротару стала песня «Мама», . Познакомившись с Евдокименко, который грезил музыкой и был готов для Сони на всё, Ротару предложила попробовать «осовременить» некоторые народные песни, сделав к ним иные аранжировки в стиле популярных тогда ВИА.

Получилось это отлично, и вот так коллектив, который Евдокименко стал собирать, постепенно оформился в настоящий ансамбль, а в 1971 году и Ротару, и коллектив, получивший название «Червона рута», получили официальное приглашение на работу в Черновицкую филармонию. Так началась профессиональная жизнь Ротару, её мужа и их ансамбля на сцене.

15 лет София Ротару и «Червона рута» блистали на советской эстраде, пока в 1986 году в один день всё на закончилось. В одном из интервью София Ротару на вопрос журналиста, было ли ей когда-нибудь по-настоящему страшно, ответила:

«Когда меня предали. Это было связано с коллективом «Червона рута», который Толик в своё время организовал. Это был пик популярности, когда нас носили на руках, когда на концертах машины поднимали. Ребятам показалось, что они могут рассчитывать на успех и без меня, что я неправильно к ним отношусь, не тот репертуар, что они получают мало денег… Когда мы с Толиком уехали на родину, они собрались и решили, что мы им не нужны. Они ушли со скандалом и с именем «Червона рута»…»

Видео: архив Пятого канала

И это София Ротару смогла пережить. При поддержке мужа, она вновь вышла на сцену, активно работала с популярными композиторами Владимиром Мигулей и Владимиром Матецким, и совершенно не предполагала, что впереди не только развал СССР, не только новые рыночные условия жизни, но и вообще другая жизнь, где уже её помощь будет нужна супругу.

Видео: архив Пятого канала

В 1997 году муж Софии Ротару тяжело заболел. Сначала врачи сказали, что это рак мозга, но потом выяснилось - инсульт. Пять лет Ротару привозила к своему Толе разных мировых светил медицины, но ему становилось всё хуже и хуже. После нескольких последующих инсультов Анатолий Евдокименко перестал говорить и двигаться, а в 2002 году умер в Киеве на руках своей любимой и верной жены Софии Ротару. Она рассказывала потом, что пережить эту трагедию ей помогли сын, невестка и внуки.

Впрочем, железный характер Софии Ротару ей иногда и многое портил. Так случилось в 1985 году на съёмках «Песни-85», когда она вопреки просьбам телережиссера решила быть ближе к зрителю и ушла со сцены в партер. В итоге, весь первый куплет песни «Аист на крыше» оказался в браке - операторы могли снимать Ротару только со спины или общим планом всего зала.

Видео: архив Пятого канала

Ещё при СССР о непростых взаимоотношениях Софии Ротару и Аллы Пугачёвой появлялось много сплетен, но с распадом страны «столкновения» певиц случались довольно часто: в 1999 году на концерте в честь Дня Милиции в последнюю секунду Софию Ротару вычеркнули из списка участников. Причина - скандал Пугачёвой.

Через 5 лет за бортом того же праздника оказалась сама Алла Борисовна. После того, как узнала, что праздничную программу будет завершать не она, а София Ротару, Пугачёва хлопнула дверью.

В 2006 году скандальный характер продемонстрировала уже Ротару. София Михайловна не захотела участвовать в концерте, посвящённым , узнав, что Алле Пугачёвой предложили гонорар, а ей - нет. Но в итоге организаторы скандал смогли погасить и обе певицы выступили в разных частях этого концерта в центре Киева.

Видео : youtube.com/ София Ротару

Но в 2009 году на юбилейном концерте Аллы Борисовны две звезды изобразили великое примирение. Обнявшись, они исполнили хит группы «t.A.T.u.» «Нас не догонят». Что это было? Эпатаж? Просто шоу? Думаю, что нет. Ведь, действительно, никто Софию Ротару и Аллу Пугачёву догнать уже никогда не сможет.

И присоединения Крыма к России, София Ротару, в отличие от некоторых других украинских артистов, не стала сжигать мосты.

Видео: youtube.com/София Ротару

София Ротару часто приезжает в Россию, даёт концерты, а на вопрос ожного из журналистов, получила ли она как многолетняя жительница Крыма гражданство России, ответила:

«Когда жители Крыма получали российские паспорта, мне по закону это не полагалось, так как я имела прописку в Киеве. Но, с другой стороны, если Президент России Владимир Владимирович Путин подарит мне российский паспорт, как Депардье, я бы не отказалась».

Видео: архив Пятого канала

Иван Цыбин

икона советской эстрады, сохранившая свой статус в нынешнее время практически неизменным. «Газета.Ru» — о причинах ее успеха.

Если географически и политически Советский Союз уже давно мертв,

то в поп-культуре он продолжает существовать как ни в чем не

бывало — в лице таких фигур, как Эдита Пьеха, отметившая на днях

80-летие,

В одной только биографической информации о Ротару, кажется,

вся история страны — родилась в деревне Маршанцы в Черновицкой области Украины в молдавской семье; в начале 90-х ходила шутка,

что на переговорах в Беловежской Пуще лидеры России и Украины

задались вопросом, «как будем делить Ротару».

Ее карьера стала развиваться в момент, когда советские идеологи наконец позволили расцветать цветам национальных культур.

Семидесятые



Многими считается, что реальный разгон слава Ротару начала с музыкального фильма «Червона рута» 1971 года, в котором Ротару сыграла главную роль и название которого затем было взято ею

для своего ансамбля.

На самом деле за звание взлетной площадки ее карьеры может

поспорить и Фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Болгарии

за три года до этого, — она завоевала там золотую медаль, исполняя песни на украинском и румынском языках.

А первый успех пришел лет за десять до того и состоял из

множества ступеней — областные, затем республиканские конкурсы художественной самодеятельности, дирижерско-хоровое отделение Черновицкого музучилища, за неимением вокального.


Источник: Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»

2017 год. София Ротару выступает на международном музыкальном фестивале «ЖАРА» в Баку

Залогом успеха Ротару стало внятное и даже в лучшем смысле слова расчетливое смешение национального и космополитического

репертуаров: так, она с самого начала творческой деятельности продолжала сотрудничество с композитором Владимиром Ивасюком

из Львова, однако при этом пела песни Арно Бабаджаняна, Давида Тухманова, Юрия Саульского, Раймонда Паулса, Владимира

Матецкого; тексты для них писали Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие не нуждающиеся в представлении поэты.

И дело не только в том, что сотрудничество с высшей кастой

советского поп-композиторства и поэтического цеха служило

пропуском на большую сцену.

Такая всеядность позволяла ей органично вплетать песни советских окраин на разных языках в свою программу и умело пользоваться —

по крайней мере, декларативным — курсом советских властей на поддержку национальных культур.

И таким образом нравиться всем: и чиновникам Москонцерта, и

жителям российских столиц, и своим землякам с обеих сторон

украинско-молдавской границы.

Интересно, что при этом у вроде бы в карьере обласканной властями певицы не обошлось без опалы.

Точнее, обошлось — в 1975 году у нее возник конфликт с местным Черновицким обкомом Компартии Украины, в связи с чем она и ее

ансамбль перебазировались в Ялту.

О его причинах ничего определенного не известно до сих пор —

сама Ротару говорила, что переселилась в Крым в связи с

открывшейся астмой. Возможной причиной была усилившаяся

доля репертуара на украинском языке и сотрудничество с авторами

с Западной Украины.

Интересно, что встряска и стресс придали новый импульс ее карьере: пластинки певицы (сначала — лонгплеи) стала выпускать фирма «Мелодия», а сама она была приглашена в Мюнхен для записи диска

на фирме «Ариола». Затем у нее прошли масштабные гастроли по Западной и Восточной Европе.

Восьмидесятые



Десятилетие перехода от застоя к перестройке стало для нее

пиком карьеры — именно в этот момент она, с помощью радио и телевидения, стала постоянно присутствовать в жизни страны,

приходя практически в каждый дом и звуча из каждого окна.

И спусковым крючком этой популярности вновь, как и в случае с

«Червоной рутой», стало кино — точнее, два фильма с ее песнями

и участием. В 1980-м вышел «Где ты, любовь?», своего рода

переложение сюжета «Приходите завтра» на более современные

реалии.

Картина была вполне автобиографична — в ней молодая девушка приезжала на конкурс самодеятельной песни с композицией

Раймонда Паулса, одноименной названию фильма, и уезжала главным его триумфатором.

Картина оказалась мегапопулярна — «Мелодия» выпустила

пластинку с песнями из фильма, а песни на стихи лучших советских

поэтов распевала вся страна.

Годом позже вышла другая картина — «Душа», автобиографичная мелодрама о потере певицей голоса и переоценке ценностей.

В роли музыкантов в ней снялись участники «Машины времени»,

песни написали Андрей Макаревич и Александр Зацепин, а

партнером Ротару стал находившийся тогда на пике популярности

Михаил Боярский.

Вторая картина завершила формирование персональной мифологии

вокруг нее, а триумфальные гастроли в Канаде — статус

настоящей экспортной звезды, выражаясь языком торговли, годящейся и для внутреннего потребления, и на экспорт.

Однако, кажется, именно эта звездность и этот статус стали

причиной фактической второй опалы — ей запрещали зарубежные

гастроли (запросов на которые становилось все больше).

Доходило до смешного — представителям немецкого концертного агентства однажды в ответ на приглашение прислали бумагу:

«Такая здесь не работает».

Тем не менее Ротару активно участвовала в «Песнях года»,

продолжала сотрудничество как с топовыми русскоязычными

Однако закончилась — неудавшаяся, надо признать, — опала только с началом перестройки.

Поворотным моментом в этом смысле можно признать начало сотрудничества с Владимиром Матецким, которое повлекло (или, наоборот, было причиной) смену имиджа — вместо шансонье с фольклорными корнями Ротару превратилась в диско- и

рок-вокалистку. Точнее, она до сих пор была идеальным оппонентом

для рок-музыкантов Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории, однако, начав со вполне романтичной «Лаванды»,

она со временем стала исполнять быстрые вещи — те самые,

по которым ее помнят до сих пор: «Луна, луна», «Было, но прошло»,

«Только этого мало».

Последняя была совсем смелым экспериментом — полное

ностальгической грусти стихотворение Арсения Тарковского было превращено Матецким в настоящий рок-боевик.

Они работали вместе долгих 15 лет — до конца тех самых 90-х,

которые заслуженных артистов решительно сдавали в утиль, а на их место выдвигали новых.

Девяностые - наши дни



Причем стоит заметить, что Ротару так и не стала архивной

звездой -— как поколение эстрадных звезд поколением старше,

тихо и достойно ушедших на пенсию, в преподавание и

«Старые песни о главном».

Она, начинавшая свой трудовой путь с помощи матери-торговки на колхозном рынке, обладала каким-то потрясающим, как говорят

в наши дни, маркетинговым чутьем: каким-то удивительным образом

в нужные моменты времени угадывала конъюнктуру и время, когда надо бы сменить имидж или сделать что-то новое.

Так, например, именно она в свое время — еще в начале 90-х —

заметила у новых поп-звезд тренд на выступление с подтанцовкой

и пригласила не самую известную тогда труппу «Тодес» выступать

вместе с ней.

Руководитель театра танца Алла Духова говорила, что именно эти концерты стали первым шагом к будущей известности танцтруппы.

При этом ей совсем не свойственна страсть к беспрерывному

обновлению и забвению старого репертуара — она совсем не чуралась юбилеев, ностальгических переизданий и т.п. В 2012-2013 годах она закатила большой юбилейный тур, приуроченный к 40-летию творческой деятельности.

Скорее наоборот — аккуратно и плотно перемешивая старые хиты с новыми, она представляла свои песни как часть одного, никогда не прерывавшегося (и по большому счету — не испытывающего влияния времени) процесса.

Причем, похоже, в ее случае это не концепция, а философия — потому что и ее биография, и ее высказывания говорят о том, что для нее это способ жизни.

Еще одной особенностью ее философии остается ее политическая позиция. Хотя правильнее было бы сказать, гуманитарная — киевлянка по прописке и ялтинка по фактическому месту жительства, в 2004 году она раздавала на Майдане еду представителям обоих противостоящих лагерей.

А позже, на волне большого пришествия украинских музыкантов в политику, даже пыталась баллотироваться в Раду от блока Литвина: после присоединения Крыма не приняла российское гражданство (по ее словам, из-за регистрации в Киеве) и особо отметила, что является гражданкой Украины.

При этом фактически она и ее песни остаются частью жизни разделенных граждан некогда единой страны.

Неформалы 80-х считали ее песни примером советского эстрадного официоза — сейчас же они звучат как последнее воспоминание о той утопии единства страны и дружбы народов, к которой Советский Союз хотя бы пытался приблизиться и окончательное крушение которой мы наблюдаем сейчас.

И именно поэтому есть риск, что многие руководители стран, делящих между собой эту певицу, так и останутся мелкими политическими деятелями эпохи Софии Ротару.

Легенда украинской эстрады, певица София Ротару отмечает сегодня, 7 августа, юбилей. Артистке исполняется 70 лет.

Родилась будущая артистка в селе Маршинцы Черновицкой области в 1947 году.

В детстве Ротару, помимо того, что очень любила петь, активно занималась спортом и легкой атлетикой, и даже стала чемпионкой школы по многоборью.

Училась София Михайловна в Черновицком музыкальном училище на дирижерско-хоровом отделении.

После окончания училища Ротару стала преподавать и, в том же 1968 году, вышла замуж за Анатолия Евдокименко. В августе 1970 году у пары родился сын Руслан.

С Анатолием, который был единственным ее мужем, София прожила 35 лет. В 2002 году супруг артистки скончался от инсульта.

С самого начала творческого пути, Софии Ротару пророчили великое будущее на большой сцене. Она побеждала на многочисленных всеукраинских и международных конкурсах.

Настоящая слава и всенародная любовь к Софии Ротару пришли после исполнения песен известного композитора Владимира Ивасюка. Композиция "Червона рута" в ее исполнении до сих пор остается хитом.

Всего репертуар Софии Ротару насчитывает более 500 песен на русском, украинском, болгарском, сербском, молдавском, польском, итальянском, немецком, испанском и английском языках. За свою сольную карьеру певица выпустила 21 альбом.

Легендарная певица имеет немало почетных званий и наград. Она является Народной артисткой СССР, Народной артисткой Украины, Заслуженной артисткой Молдавской РСР, а также Героем Украины. Кроме того, в списке Ротару – звания Почетного гражданина Черновцов, Ялты и Кишинева.

Отметим, что ровно 10 лет назад, на 60-летний юбилей певицы, президент Украины Виктор Ющенко (2005-2010) наградил Софию Ротару орденом За заслуги ІІ степени за "весомый личный вклад в развитие украинского музыкального искусства, высокое исполнительское мастерство и многолетнюю плодотворную деятельность".

Кроме того, что София Ротару - великая артистка, она еще и счастливая мать известного музыкального продюсера Руслана Евдокименко, и бабушка Анатолия и Софии.

Если географически и политически Советский Союз уже давно мертв, то в поп-культуре он продолжает существовать как ни в чем не бывало — в лице таких фигур, как , отметившая на днях 80-летие, или София , которой 7 августа исполняется 70.

В одной только биографической информации о Ротару, кажется, вся история страны — родилась в деревне Маршанцы в Черновицкой области Украины в молдавской семье; в начале 90-х ходила шутка, что на переговорах в Беловежской Пуще лидеры России и Украины задались вопросом, «как будем делить Ротару».

Ее карьера стала развиваться в момент, когда советские идеологи наконец позволили расцветать цветам наци льных культур.

Семидесятые

Многими считается, что реальный разгон слава Ротару начала с музыкального фильма «Червона рута» 1971 года, в котором Ротару сыграла главную роль и название которого затем было взято ею для своего ансамбля. На самом деле за звание взлетной площадки ее карьеры может поспорить и Фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Болгарии за три года до этого, — она завоевала там золотую медаль, исполняя песни на украинском и румынском языках.

А первый успех пришел лет за десять до того и состоял из множества ступеней — областные, затем республиканские конкурсы художественной самодеятельности, дирижерско-хоровое отделение Черновицкого музучилища, за неимением вокального.

Фоторепортаж: София Ротару попала в реанимацию

Is_photorep_included10821205: 1

Залогом успеха Ротару стало внятное и даже в лучшем смысле слова расчетливое смешение национального и космополитического репертуаров: так, она с самого начала творческой деятельности продолжала сотрудничество с композитором Владимиром Ивасюком из Львова, однако при этом пела песни Арно Бабаджаняна, Владимира Матецкого; тексты для них писали , и другие не нуждающиеся в представлении поэты. И дело не только в том, что сотрудничество с высшей кастой советского поп-композиторства и поэтического цеха служило пропуском на большую сцену.

Такая всеядность позволяла ей органично вплетать песни советских окраин на разных языках в свою программу и умело пользоваться — по крайней мере, декларативным — курсом советских властей на поддержку национальных культур.

И таким образом нравиться всем: и чиновникам Москонцерта, и жителям российских столиц, и своим землякам с обеих сторон украинско-молдавской границы.

Интересно, что при этом у вроде бы в карьере обласканной властями певицы не обошлось без опалы. Точнее, обошлось — в 1975 году у нее возник конфликт с местным Черновицким обкомом Компартии Украины, в связи с чем она и ее ансамбль перебазировались в Ялту. О его причинах ничего определенного не известно до сих пор — сама Ротару говорила, что переселилась в Крым в связи с открывшейся астмой. Возможной причиной была усилившаяся доля репертуара на украинском языке и сотрудничество с авторами с Западной Украины. Интересно, что встряска и стресс придали новый импульс ее карьере: пластинки певицы (сначала — лонгплеи) стала выпускать фирма «Мелодия», а сама она была приглашена в Мюнхен для записи диска на фирме «Ариола». Затем у нее прошли масштабные гастроли по Западной и Восточной Европе.

Восьмидесятые

Десятилетие перехода от застоя к перестройке стало для нее пиком карьеры — именно в этот момент она, с помощью радио и телевидения, стала постоянно присутствовать в жизни страны, приходя практически в каждый дом и звуча из каждого окна. И спусковым крючком этой популярности вновь, как и в случае с «Червоной рутой», стало кино — точнее, два фильма с ее песнями и участием. В 1980-м вышел «Где ты, любовь?», своего рода переложение сюжета «Приходите завтра» на более современные реалии. Картина была вполне автобиографична — в ней молодая девушка приезжала на конкурс самодеятельной песни с композицией Раймонда Паулса, одноименной названию фильма, и уезжала главным его триумфатором.

Картина оказалась мегапопулярна — «Мелодия» выпустила пластинку с песнями из фильма, а песни на стихи лучших советских поэтов распевала вся страна.

Годом позже вышла другая картина — «Душа», автобиографичная мелодрама о потере певицей голоса и переоценке ценностей. В роли музыкантов в ней снялись участники «Машины времени», песни написали и , а партнером Ротару стал находившийся тогда на пике популярности . Вторая картина завершила формирование персональной мифологии вокруг нее, а триумфальные гастроли в Канаде — статус настоящей экспортной звезды, выражаясь языком торговли, годящейся и для внутреннего потребления, и на экспорт.

Однако, кажется, именно эта звездность и этот статус стали причиной фактической второй опалы — ей запрещали зарубежные гастроли (запросов на которые становилось все больше).

Доходило до смешного — представителям немецкого концертного агентства однажды в ответ на приглашение прислали бумагу: «Такая здесь не работает».

Тем не менее Ротару активно участвовала в «Песнях года», продолжала сотрудничество как с топовыми русскоязычными авторами, так и с молдавскими поэтами — например, Георгием Виеру, написавшим для нее песни «Romantica» и «Melancolie». Однако закончилась — неудавшаяся, надо признать, — опала только с началом перестройки.

Поворотным моментом в этом смысле можно признать начало сотрудничества с Владимиром Матецким, которое повлекло (или, наоборот, было причиной) смену имиджа — вместо шансонье с фольклорными корнями Ротару превратилась в диско- и рок-вокалистку. Точнее, она до сих пор была идеальным оппонентом для рок-музыкантов Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории, однако, начав со вполне романтичной «Лаванды», она со временем стала исполнять быстрые вещи — те самые, по которым ее помнят до сих пор: «Луна, луна», «Было, но прошло», «Только этого мало». Последняя была совсем смелым экспериментом — полное ностальгической грусти стихотворение было превращено Матецким в настоящий рок-боевик. Они работали вместе долгих 15 лет — до конца тех самых 90-х, которые заслуженных артистов решительно сдавали в утиль, а на их место выдвигали новых.

Девяностые - наши дни

Причем стоит заметить, что Ротару так и не стала архивной звездой -— как поколение эстрадных звезд поколением старше, тихо и достойно ушедших на пенсию, в преподавание и «Старые песни о главном».

Она, начинавшая свой трудовой путь с помощи матери-торговки на колхозном рынке, обладала каким-то потрясающим, как говорят в наши дни, маркетинговым чутьем: каким-то удивительным образом в нужные моменты времени угадывала конъюнктуру и время, когда надо бы сменить имидж или сделать что-то новое.

Так, например, именно она в свое время — еще в начале 90-х — заметила у новых поп-звезд тренд на выступление с подтанцовкой и пригласила не самую известную тогда труппу «Тодес» выступать вместе с ней.

Руководитель театра танца Алла Духова говорила, что именно эти концерты стали первым шагом к будущей известности танцтруппы.

При этом ей совсем не свойственна страсть к беспрерывному обновлению и забвению старого репертуара — она совсем не чуралась юбилеев, ностальгических переизданий и т.п. В 2012-2013 годах она закатила большой юбилейный тур, приуроченный к 40-летию творческой деятельности. Скорее наоборот — аккуратно и плотно перемешивая старые хиты с новыми, она представляла свои песни как часть одного, никогда не прерывавшегося (и по большому счету — не испытывающего влияния времени) процесса. Причем, похоже, в ее случае это не концепция, а философия — потому что и ее биография, и ее высказывания говорят о том, что для нее это способ жизни.

Еще одной особенностью ее философии остается ее политическая позиция. Хотя правильнее было бы сказать, гуманитарная — киевлянка по прописке и ялтинка по фактическому месту жительства, в 2004 году она раздавала на Майдане еду представителям обоих противостоящих лагерей.

А позже, на волне большого пришествия украинских музыкантов в политику, даже пыталась баллотироваться в Раду от блока Литвина. При этом в нынешнее время она всячески воздерживается от какого-либо вовлечения в дурнопахнущие российско-украинские пропагандистские войны, причиняющие страдания обоим народам: после присоединения Крыма не приняла российское гражданство (по ее словам, из-за регистрации в Киеве) и особо отметила, что является гражданкой Украины.

При этом фактически она и ее песни остаются частью жизни разделенных граждан некогда единой страны.

Неформалы 80-х считали ее песни примером советского эстрадного официоза — сейчас же они звучат как последнее воспоминание о той утопии единства страны и дружбы народов, к которой Советский Союз хотя бы пытался приблизиться и окончательное крушение которой мы наблюдаем сейчас. И именно поэтому есть риск, что многие руководители стран, делящих между собой эту певицу, так и останутся мелкими политическими деятелями эпохи Софии Ротару.