Анализ кантаты “Александр Невский”. С

Анализ кантаты “Александр Невский”. С
Анализ кантаты “Александр Невский”. С

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

Историческая тема занимала особое и важное место в творчестве советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Среди его произведений на подобную тематику заметно выделяется кантата «Александр Невский», написанная для хора, меццо-сопрано и оркестра. В ней композитор продолжает традиции, ведущие от опер «Руслан и Людмила » М. Глинки и «Князь Игорь » А. Бородина.

История создания

Известный советский режиссер Сергей Эйзенштейн в 1938 году обратился к Прокофьеву с предложением написать музыку для его нового фильма, посвященного Александру Невскому. В нем показывался героический подвиг русского князя и его дружины, которые боролись против тевтонских рыцарей-крестоносцев. Композитор с радостью принял это предложение, тем более Сергей Сергеевич сам давно был поклонником режиссерского таланта Эйзенштейна и ему вдвойне было приятнее поработать с таким человеком. Чтобы выполнить заказ, Прокофьев даже отправился в Голливуд, для ознакомления со всеми нюансами музыкального оформления фильмов. Там он встретился со знаменитыми кинорежиссерами: Мамуляном и Диснеем, а также смог набраться опыта и расширить свое представление о возможностях звукового кино. К слову, это уже не первая подобная работа Прокофьева, ведь ранее он уже сочинил музыку к киноленте «Поручик Киже».

Вернувшись в Россию, композитор сразу же принялся за работу, причем он постоянно советовался и тесно сотрудничал с Эйзенштейном. Обычно режиссер показывал Прокофьеву небольшой отснятый фрагмент, чтобы тот сочинил для него музыку. Но иногда Сергей Сергеевич уже заранее сочинял музыкальную часть, а Эйзенштейн затем выстраивал зрительный ряд, подстраиваясь под музыку. Зачастую Прокофьеву приходилось целые дни проводить в студии на Потылихе, где проводились съемки, чтобы самому принимать участие в процессе. Благодаря такому тесному сотрудничеству, работа протекала достаточно быстро. Тексты кантаты были поручены поэту Владимиру Луговскому, но некоторые из них сочинил и сам композитор.

Тема произведения требовала тщательнейшего изучения всех материалов, связанных с этим событием, а также ознакомления с музыкой Древней Руси и католическими гимнами Средневековья. Сергей Сергеевич решил действовать новаторски и преподнести музыкальный вариант не в том виде, в каком он мог быть во времена Ледового побоища, а в современном. То же самое касалось и русской песни. Прокофьев не стал вдаваться в детали, как звучала эта музыка 700 лет назад, а осовременил ее.

На лето Сергей Сергеевич уехал отдыхать на Северный Кавказ, но и там продолжал трудиться над партитурой «Александра Невского», вернувшись осенью в столицу, он успешно завершил музыкальную часть. Уже 1 декабря 1938 года состоялась премьера фильма с гениальной музыкой Прокофьева, который сразу же завоевал любовь у публики. Композитор очень вдохновился этим успехом и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Некоторые части партитуры остались неизменны – это вступление, «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские», остальные же части ему пришлось существенно дорабатывать, а некоторые фрагменты и вовсе вычеркнуть, например музыку к поединку князя с тевтонским магистром.

Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла. Всего в кантату вошло семь разных частей и каждая из них получила свое название.


Интересные факты:

  • Кантата – это вокально-инструментальное произведение, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «кантаре» и означает «петь».
  • Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10000 долларов в месяц. Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.
  • Во время работы над музыкой к кинофильму Прокофьев обращал внимание на все детали, в том числе проводил некую звукорежиссерскую работу. Он подмечал как будет окрашен темброво тот или иной звук, направленный точно в микрофон. Так, сильное прямое звучание могло травмировать пленку и давать довольно резкий тембр. Тогда ему пришла в голову мысль использовать эту особенность для записи музыки, характеризующей вражеский лагерь. Такой тембр как нельзя лучше подошел для изображения крестоносцев. Для этого композитор попросил музыкантов играть фанфарные темы очень близко к микрофону.
  • Создавая киномузыку, композитору пришлось проделывать опыты «перевернутой» оркестровки, чтобы найти оригинальные эффекты.

Содержание


Трудно представить другое такое же значительное произведение в классической музыке, родившееся из киномузыки. Вся структура кантаты выдержана в семичастной форме со строгой логикой внутренних частей. Исследователи отмечают наличие в произведении черт сонатной формы. Причем Прокофьев делает это достаточно тонко, избегая четких схем сонатного цикла, в сопоставлении и развитии двух конфликтных образов. В целом, большое влияние на кантату оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием. Кроме того, Прокофьев широко применяет принцип звукописи и в его музыке отчетливо слышится карканье ворона, военные сигналы, ржание лошадей, треск льда.

«Русь под игом монгольским» - первая часть кантаты. Исследователи отмечают, что она наиболее сжатая и неразвитая из всех. Это своеобразное вступление ко всему циклу. Музыка очень ярко передает пустынное пространство, создавая скорбное настроение. Прокофьев очень тонко сумел подчеркнуть ощущение времени и пустоты с помощью сочетания очень высоких и очень низких звуков, звучащих в унисон. Дикая чужая монгольская тема проводится вместе с печальными напевами широкого дыхания.

«Песня об Александре Невском» – вторая часть, которая является очень знаковой. Она символизирует собой «Тему Руси», выражая ее непобедимую мощь. Хор исполняет мелодию очень близкую к русским былинам. Однако этот напев Прокофьев преобразовал, придав ему динамику и добавив энергию. Особый эпический склад придает звучание арф, имитирующих перебор гуслей.

«Песня об Александре Невском» - слушать

«Крестоносцы во Пскове» – третья часть, пронизанная атмосферой ужаса и горя. Крайние части этого эпизода передают вражеские образы, а средняя – глубокие страдания поверженных людей. В этой части Прокофьев применяет тему католического хорала, в исполнении хора на латинском языке. Грубое, диссонантное звучание только усиливает эффект от этой темы и выделяет средний эпизод, в который возвращается русский напев, только в нем передается уже народный плач. Именно в этом эпизоде впервые сталкиваются два враждующих лагеря.

«Вставайте, люди русские!» - четвертая часть кантаты. Этот хор выполнен в жанре дружинной песни героического склада. Лишь в середине хора возникает лирико-эпическая тема «На Руси родной не бывать врагу», звучащей плавно и светло.

«Вставайте, люди русские!» - слушать

«Ледовое побоище» – пятая картина, которая является центральной и самой грандиозной в кантате. Именно в этом номере сталкиваются две силы, два противоборствующих образа. Вначале этой части показан зимний пейзаж на Чудском озере, тишину которого нарушает лишь зловещее карканье ворон. Вдали уже слышится знакомый сигнал крестоносцев, говорящий о скором приближении врагов. Очень ярко показан эпизод скачки тевтонских рыцарей, который получил название «Скок свиньи» (из-за особенности их построения). Весьма точно Прокофьев сумел подобрать чужеродный звук чтобы показать врагов, он сам назвал его не очень приятным для уха русского человека. Заканчивается пятый эпизод проведением темы «На Руси родной не бывать врагу», приобретающей нежное «рассветное» звучание.

«Мертвое поле» - шестая часть. Это настоящая сольная ария, носящая черты народного плача. Строгий выдержанный напев, глубина и искренние чувства характеризуют эту музыку. Композитор хотел передать в этой части скорбь самой Родины о павших героях, не случайно она воплощена в образе девушки (невесты), оплакивающей отважных героев, до последнего защищающих свою землю.

«Въезд Александра во Псков» - седьмая часть, представляющая собой финальный хор. В этом эпизоде прославляется Русь-победительница, а также проходят светлые темы из второй, четвертой и пятой части. В целом этот хор носит гимнический характер за счет своего торжественного звучания и четырехголосного изложения.

«Въезд Александра во Псков» - слушать

Музыка из кантаты Сергея Прокофьева нашла отражение и в кинолентах других режиссеров:

  • Евангелие от Матфея (1964)
  • Сад наслаждений (1970)
  • Дон Джованни (1970)
  • Любовь и смерть (1975)
  • Уинстенли (1975)
  • Я был хозяином замка (1989)
  • Сталин (1992)
  • Дети революции (1996)
  • Поцелуй Ж. В. (1997)
  • Анна Каренина (1997)
  • Отступник (2015)

Кроме того, музыку кантаты можно встретить в мультсериале «Симпсоны» (2016), компьютерной видеоигре LittleBigPlanet, телесериале «Летающий цирк Монти Пайтона» (1972).

Кантата «Александр Невский» имеет тесную взаимосвязь с традициями русской классики. Это и общая направленность всего сюжета, национальные темы, применение средств звукописи, рисующих пейзажи. Образам природы уделена особая роль, ведь они обозначены буквально во всех сценах - это и унылая картина разоренной страны, морозное утро перед боем, мрачные очертания в «Мертвом поле». Большую работу автор проделал над партитурой, ведь она отличается особой изобретательностью и яркой оркестровой палитрой. Композитор смело использует новые приемы, привлекает дополнительные тембры. Детально проработана хоровая партия, в которой можно отметить удивительное разнообразие тембровых градаций. Отдельно стоит отметить чувство современности, которое присуще кантате «Александр Невский». Все образы XIII века, показанные в произведении, Прокофьев воспроизвел сквозь призму событий конца тридцатых годов. «Прошлое в будущем» – именно такими словами можно охарактеризовать то, что показано в кантате, ведь композитор очень чутко предрек в ней победу своего народа над фашистскими захватчиками. Он показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.

Видео: слушать кантату «Александр Невский»

Анализ кантаты С. Прокофьева "Александр Невский" помогает учителю подробно рассказать ученикам о созданных композитором музыкальных образах. Показать какими средствами музыкальной выразительности пользовался мастер для изображения музыкальных характеристик героев, картин природы, человеческих чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»

Особенности музыкального языка кантаты;

Цели урока

  • образовательные:

Закрепить понятия: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «выразительность и

Изобразительность»;

Оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении

Целостного образа русского народа как защитника Родины;

Провести анализ музыкального языка произведения, используя выразительные средства музыки:

Темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

  • развивающие:

Прививать бережное отношение к истории своего народа;

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Совершенствовать вокально-хоровые навыки.

  • воспитательные:

Пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

Задачи:

  • продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;
  • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
  • формировать умение анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

Оборудование: компьютер, CD диск, портрет С.Прокофьева, презентация.

Семь веков прошло, а люди знают, почитают А Невского, а произведения разных видов искусств помогают донести до потомков его образ, «звать через прошлое к настоящему».

Кантата - вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Кантата «Александр невский» С.С. Прокофьев

Монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра. Создана кантата в 1938-1939 гг. на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текстовая основа поэта В. Луговского и самого композитора.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

«Александр Невский» занимает важнейшее место в творчестве композитора. Прокофьев. Утверждает в этом произведении героико-эпическую национальную тему.

В Основе музыкальной характеристики немцев лежит хорал, созданный Прокофьевым в знакомом баховском стиле. Благодаря гармоническим и оркестровым приемам он приобретает мрачные и жестокие черты.

В музыке русских господствует песенное начало, в оркестровке преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий: печальных, скорбных, величавых, героических, удалых и веселых.

В кантате 7 частей.

1. «Русь под игом монгольским»

2. «Песня об Александре Невском»

3. «Крестоносцы во Пскове»

4. «Вставайте, люди русские»

5. «Ледовое побоище»

6. «Мертвое поле»

7. «Въезд Александра во Псков»

«Русь под игом монгольским» - это вступление. Небольшая оркестровая картина трехчастного строения. Дикая монгольская тема – словно тяжелая пята, придавила русскую землю, и безрадостные широко протяжные напевы.

«Песня об Александре Невском» для мужского хора и альтов. Форма построения – трехчастная репризная. Это начало событий данное в эпическом плане – рассказ о недавней победе русских над шведами («А и было дело на Неве реке»), о готовящемся новом испытании («Не уступим мы землю русскую»). «Кто придет на Русь будет на смерть бит» - это основная мысль этой части.

«Крестоносцы во Пскове» составляет резкий контраст с предшествующим номером. Облик крестоносцев – смесь ханжества и жестокости. Мрачное вступление оркестра меняется «святым» пением. Мелодическая линия хорала слабо развита (в пределах нескольких нот), что показывает зацикленность персонажей на одной мысли.

Второй и третий номера кантаты представляют собой экспозицию противоборствующих сил.

«Вставайте, люди русские» - призывный хор. Русь угнетенная перед нами показана в новом облике – героическом. Хор замечателен своей активностью, ритмической энергией.

Интересный факт: этот хор часто слушали солдаты во время Великой Отечественной войны, как катализатор к бою за свое Отечество.

«Ледовое побоище» - центральный номер кантаты. Он представляет собой грандиозную разработку. Здесь мы слышим новые русские темы.

В начале представлен зимний пейзаж – застывшее озеро в морозной мгле. Появление крестоносцев – звучание тевтонского рога. Музыкальная тема русских – звучание у трубы мелодии «Вставайте люди русские» Наивысшей динамический момент – одновременное сочетание тех и других тем.

«Мертвое поле» - песня для меццо-сопрано и оркестра (единственный сольный номер) – один из лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших. Воплощение в символическом образе невесты, оплакивающей «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Скорбная мелодия песни основана на народных интонациях, подчеркнутых в оркестровом вступлении.

«Въезд Александра во Псков» номер прославляющий Русь. Начало песни – уже знакомая нам мелодия «Песни об Александре невском», но с другим литературным текстом. После оркестрового проигрыша звучит народное ликование («Веселися, пой, мать родная Русь»). Затем появляется средняя часть из «Вставайте, люди русские». Финал заключительного номера звучит очень мощно за счет высокой тесситуры всего хора и динамики (fff).

Вывод: В кантате «Александр Невский», посвященной далёким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.

В своём произведении С. Прокофьев дал яркие музыкальные характеристики персонажам кантаты, используя различные средства музыкальной выразительности.


Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к . Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей.

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» (О. Тихомиров).

Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.

Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.

Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.

Очень своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Вспомните, что происходило в мире в конце 30-х гг.? В Западной Европе - разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра.

Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Сняв определённый эпизод фильма, Эйзенштейн звал Прокофьева. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены. Потом уходил домой и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов.

«Зримость» образов - характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к «Александру Невскому» - под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Об этом хорошо рассказал постановщик фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейн:

«Зал тёмен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру...

По экрану бежит картина.

А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

...Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы.

Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»

В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.

Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма - бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

«Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.

«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами.

Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна, размеренна. Почти каждый слог произносится на один звук; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко.

В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин с их неторопливой «рассказывающей» интонацией. Вместе с тем ей присущи и своеобразные черты, свойственные именно стилю Прокофьева: чёткий заключительный октавный ход в мелодии, чеканный ритм в оркестровом сопровождении (ровное движение восьмыми).

В средней части песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трёхдольный размеры.

Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В репризе возвращается: главная, «богатырская» мелодия хора.

В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основные темы псов-рыцарей.

Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.

Для изображения крестоносцев Прокофьев привлёк средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали песенные мелодии, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе католического хорала.

Те, кто смотрел фильм «Александр Невский», наверняка помнят знаменитый эпизод наступления тевтонских рыцарей. Крестоносцы идут по льду Чудского озера под угрожающий, звериный рёв огромных труб, и от этого рёва стынет кровь в жилах… Этот эффект необычного звучания придумал Прокофьев. Он заставил фанфары играть, «дуть» прямо в микрофон, против всех правил звукозаписи. Ведь струя воздуха искажает звук, давит на мембрану микрофонов, и получаются рёв и треск. Этот звуковой эффект, брак с точки зрения звукооператора, усилил драматургию эпизода, его эмоциональный настрой. Хриплый рёв рыцарских труб - это угроза всему русскому воинству, самодовольство, уверенность в своей безнаказанности. Сергей Эйзенштейн не раз подчёркивал глубокую кинематографичность музыкального мышления Прокофьева.

Вместо ясных диатонических гармоний - устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих, «человеческих» тембров струнных - режущие, завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов.

«Вставайте, люди русские!» - четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.

Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».

С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и «Песня об Александре Невском», этот хор написан в трёхчастной форме). В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.

Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из «Руслана» М. Глинки. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

Пятая часть - «Ледовое побоище» - грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.

В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена английскому рожку и тромбону с сурдиной. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».

Вспомните фильм. Этот эпизод производит очень яркое впечатление. Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Помните их вооружение? Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.

Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

Шестая часть - «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.

Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих - добрых молодцев.

«Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «плачей» (вспомним «Плач Ярославны» из оперы Бородина «Князь Игорь»), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.

Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков».

Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!

В хоровом финале, прославляющем Русь - победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».

Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы... Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».

Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.

Кантата окончена. Замечательный советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев!

Вопросы и задания:

  1. Какое место в творчестве композитора занимает историческая тема? Перечислите произведения, написанные на эту тему.
  2. С каким сочинением Прокофьева связано создание кантаты «Александр Невский»?
  3. Сколько частей в кантате «Александр Невский»? Как они называются?
  4. Как композитор показал в музыке кантаты столкновение двух враждующих лагерей - русского и тевтонского?
  5. Какие вы знаете произведения других русских композиторов на сюжеты из отечественной истории?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Александр Невский:
Русь под игом монгольским, mp3;
Песня об Александре Невском, mp3;
Крестоносцы во Пскове, mp3;
Вставайте, люди русские, mp3;
Ледовое побоище, mp3;
Мёртвое поле, mp3;
Въезд Александра во Псков, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

С.С. Прокофьев,

кантата,Александр Невский”

Кантата Александр Невский возникла на основе музыки к одноимённому фильму Сергея

Эйзенштейна, вышедшего на экраны в 1938 году. Исключительный успех, выпавший на

долю фильма и сравнимый разве что с Чапаевым, позволил Прокофьеву сделать из

киномузыки самостоятельное произведение и перенести его на сцену концертного зала,

практически ничего в ней не меняя, за исключением некоторых деталей оркестровки.

Кадровость, зримость образов - одна из характерных черт музыки Прокофьева вообще и

этого произведения в частности. Слушатель как будто видит происходящее на сцене, даже

если за музыкальными впечатлениями не стоят впечатления от просмотра киноленты.

Кантата Александр Невский - монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и

оркестра. Текст поэта В. Луговского и самого композитора.

Александр Невский занимает важнейшее место в творчестве Прокофьева, утверждая в нем

героико-эпическую национальную тему, которая развивается затем в опере Война и мир, в

музыке к Ивану Грозному, в Пятой симфонии и в некоторых других сочинениях. Эта новая

ценная сторона таланта Прокофьева характерна своим неизменным и глубоким интересом к

народу и его истории.

Прокофьева не увлекает непосредственное обращение к древнему музыкальному материалу.

Музыку крестоносцев, пишет он, ему представлялось более "выгодным" дать "не в том виде,

в каком она действительно звучала во времена Ледового побоища, а в том, в каком мы сейчас

ее воображаем. Точно так же и с русской песней: ее надо было дать в современном складе,

оставляя в стороне вопрос о том, как ее пели 700 лет назад.

Примечателен подход композитора к исторической теме.

Прокофьеву свойственно удивительно верное ощущение исторической эпохи.

Но строгие, как древние фрески, образы старины в Александре Невском проникнуты вместе с тем острым чувством нашей современности. Бездушная железная музыка крестоносцев воспринимается, в сущности, как характеристика современных агрессивных и реакционных сил - кантата писалась в эпоху разгула фашизма в Западной Европе.

В музыке Александра Невского воплотились лучшие черты творчества Прокофьева --

универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы,

проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор

сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими

оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой

конкретности отдельных образов.

В самой структуре кантаты можно проследить черты симфонической поэмы, где первая часть -

пролог, вторая и третья - экспозиция, дающая характеристику двух противоборствующих сил: русских витязей в лице Александра и рыцарей Ливонского ордена. Четвёртая и пятая части - разработка, в которой кульминационным и центральным номером всей кантаты, безусловно, является пятая - сцена битвы на Чудском озере.

Шестая часть - эпизод, плач по погибшим воинам, единственный сольный номер во всём

произведении (меццо-сопрано). И наконец, седьмая часть - финал, реприза, торжество и

триумф одержавших победу русских воинов.

В основе музыкальной характеристике крестоносцев лежит хорал, созданный Прокофьевым

в знакомом баховском стиле. Благодаря особым гармоническим и оркестровым приемам

он приобретает мрачные и жесткие черты. Гармоническая, тембровая и ритмическая стороны

преобладают в нем над мелодией; характерны напряженные диссонирующие сочетания,

остинатный механический ритм; ревущая пронзительная медь (часто с сурдинами), ударные.

В характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические

гармонии; в оркестре преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий печальных и

скорбных, величавых и героических, удалых и веселых. В них ясно ощущается продолжение

эпических традиций Глинки и кучкистов, преломленных, однако, через своеобразие

прокофьевского стиля. Прокофьев в Александре Невском пришел к созданию органичного

современного эпического музыкального стиля на ярко национальной основе.

,Русь под игом монгольским” -- короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи событий. Господствуют архаические попевки с диковатым

всхлипывающим форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых

высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали,

огромных пространств.

В былинной Песне об Александре Невском возникает главная тема России, ее

непобедимости и величия (,А и было дело на Неве реке”).

Хор унисонный (что характерно для эпических повествований) и построен на чередовании

бились мы, как рубились мы!” более оживленна и картинна. Звуки битвы, бряцание оружия,

удары мечей переданы в оркестре сочетанием: сухого pizzicato, форшлагов у деревянных в

сопровождении ударных (барабан, бубен). В то же время гусельные переборы у арф придают

музыке характер эпического рассказа. Мелодия отличается переменностью размера (2/4 и

3/4), соответствующей ритму стиха.

Гармонический склад всей части строго диатоничен.

3-я часть - Крестоносцы во Пскове - составляет резкий контраст с предшествующим и

сама внутренне контрастна (в середине ее проходит русская тема).

В части Крестоносцы во Пскове впервые сталкиваются противоборствующие образы.

Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим

хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные

напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.

Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора.

В оркестровом вступлении Крестоносцев устрашающие диссонансы - словно каменные

глыбы, падающие одна на другую, и одновременно - будто пронзительный крик и стон,

стоящий в завоеванном городе. Эта музыка проходит три раза перед началом каждого из

трех разделов этой части. Господствующая тембровая окраска - медные, часть которых с

сурдинами.

Облик рыцарей - смесь ханжества и жестокости. Мрачное оркестровое вступление сменяется

тихим "святым" пением "Регеgrinus" - хоралом крестоносцев. Но в оркестре - угрожающая

фигура у медных инструментов и контрафагота. Здесь проходит четырехтактная басовая

хроматическая тема (вроде старинного basso ostinato). На нее накладывается трезвучие до-

диез минора с диссонирующим звуком си-диез.

При втором проведении (вторая варьированная строфа) хорал звучит уже фанатически-

исступленно. Начиная с такта 5 до такта 17 все голоса, расположенные в октаву, повторяют

на fortissimo один и тот же, тупой мотив” {соль-диез и фа-диез). В оркестре новые

угрожающие темы - военный сигнал крестоносцев и неумолимо нисходящая хроматическая

Все это вместе сливается в потрясающую симфонию ужаса и разрушения.

4 часть:

Вставайте, люди русские , рожденная русской народной песенностью.

Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны - героической.

Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией (вспомним намерение

Прокофьева дать русскую песню в современном преломлении). Этот xoр был очень любим в

годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической

Как тревожный набат возникает краткое вступление к хору (набатный колокол звучит в

оркестре на протяжении всей первой части хора). Главная мелодия его содержит чеканные

призывные интонации, особенно вторая ее половина.

Характерны внезапные сдвиги из ми-бемоль мажора в до-бе-моль мажор при словах, Живым

бойцам почет и честь”, а также из ми-бемоль мажора в ре мажор при переходе к средней

Прекрасная ре-мажорная тема средней части (хор написан в трехчастной форме),

исполняемая альтами, а затем басами, пластичностью своей напоминает некоторые темы из

глинкинского Руслана; она воплощает образ Родины:, На Руси родной, на Руси большой

не бывать врагу”. Эта тема будет звучать еще в 5-й и 7-й частях Александра Невского.

Центр кантаты -- грандиозная картина Ледового побоища .

Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера.

А далее, постепенно нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им противопоставляются и молодецкая тема,Вставайте, люди русские”, и глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских всадников.Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед).

5-я часть - Ледовое побоище - центральный номер кантаты . Он представляет собой

грандиозную разработку, где непосредственно сталкиваются основные драматические темы,

звучавшие в предыдущих номерах, а также появляются новые русские темы. Ледовое

побоище заставляет вспомнить Сечу при Керженце. Обе картины соревнуются в

живописности, осязаемости передачи батальной сцены, заключающей в себе огромный

драматизм.

Вначале дан сумрачный зимний пейзаж - застывшее озеро в морозной мгле. Дрожащий фон

(струнные), окрашенный глубокими мрачными сопоставлениями трезвучий до минора и

соль-диез минора; зловещие "каркающие" звуки у альтов sul ponticello (прием игры

смычковых у подставки).

Слышится отдаленный звук тевтонского рога - сигнал крестоносцев, знакомый уже по 3-й

части. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, озаглавленный в фильме Скок

свиньи (Свинья - боевое построение тевтонского войска в форме клина). Точный

изобразительный прием - чередующиеся равномерно аккорды у струнных басов sul ponticello

Передает характерное дробное постукивание, конский топот приближающегося отряда.

Прокофьев искал здесь тембр, который он сам характеризовал как неприятный для русского

уха. В музыке к фильму он смело использовал возможности звукозаписи. Сигнал в сцене

Побоища игрался валторной, специально записанной с искажением. В кантате в

аналогичном месте его исполняют английский рожок и тромбон с сурдиной.

Начинается новый, чисто батальный эпизод в ми-бемоль мажоре. Возникает острая

скоморошья тема (близкая Камаринской), отчетливо различимая среди звуков боя.

Затем следует новый раздел: Andante - более высокая ступень драматического напряжения.

Ожесточенной и грозной становится музыка крестоносцев, более уверенной и стремительной

Музыка русских. Появляется новая тема, полная задора и удали. В фильме ее звучание

соответствует эпизоду русской атаки.

Вновь слышится героическая русская тема (из хора, Вставайте, люди русские”).

До сих пор борьба враждебных тем выражалась в поочередном контрастном их

проведении. Кульминационные страницы Побоища представляют собой ряд

одновременных сочетаний этих тем. Каждая из них сохраняет свою тональную и тембровую

окраску. Темы крестоносцев (хоральная и сигнал) звучат в до-диез миноре у медных

инструментов с сурдинами, русские темы (героическая и удалая) - в различных мажорных

тональностях у струнных.

Таким образом, в результате полифонического приема возникают политональные сочетания, создающие огромное гармоническое напряжение, соответствующее драматическому

Ярко изобразительна картина гибели рыцарей: треск льда, темные холодные волны,

заливающие поле битвы.

Суровая траурная музыка выражает трагический характер происшедшего. Заканчивается

картина Ледового побоища нежнейшим рассветным звучанием темы - ,На родной земле

не бывать врагу”, (из среднего раздела 4-й части) - в высоком регистре в сопровождении тремолирующих струнных. Этот лирический, пейзажный конец придает законченность всей картине.

Кроме того, музыкальная цельность огромной и богатой по материалу картины Ледового

Побоища проявляется в рондо-образности ее строения.

Повторяющиеся моменты (повторение не точное, а динамизированное) - музыка крестоносцев; контрастные эпизоды - музыка русских. Наивысший динамический момент - одновременное сочетание тех и других тем.

Шестая часть - Мертвое поле - единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты

народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью

чувства. Это песня для меццо-сопрано и оркестра.

звучит с особой трогательностью после грандиозной сцены битвы. Мертвое поле - один из

лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших, воплощенная в символическом

образе невесты, оплакивающей славных соколов, женихов своих, добрых молодцев.

Естественно, что скорбную мелодию песни Прокофьев основывает на интонациях народных

плачей, что особенно подчеркнуто в оркестровом вступлении.

Прокофьеву удалось создать в Мертвом поле глубоко выразительную и строгую русскую

мелодию, стоящую в ряду классических образцов. Тонко и своеобразно претворены им

народно песенные интонации. Такова, например, воздушная септима (до - си-бемоль),

данная на расстоянии.

В гармоническом языке наряду с оборотами натурального минора (до минор) характерно

выразительное использование ля-бемоль-минорного трезвучия в пределах до минора.

Интересно, что это глубокое и мрачное сопоставление минорной тоники и минорной VI

ступени известно в русской музыке со времен арии Руслана о мертвом поле. В Александре

Невском оно неоднократно применяется Прокофьевым для создания мрачного колорита -

вспомним начало Крестоносцев во Пскове (до-диез - ля) и начало Ледового побоища –

До - соль-диез (ля-бемоль).

В середине песни (от слов, Кто лежит, мечами порубленный”) проходит русская тема из 3-й

части кантаты. Эта горестная взволнованная мелодия представляет собой развитие более

спокойной основной темы.

Горькой печалью пронизана ответная русская тема (у струнных инструментов). Гибкое

тевтонским сигналом. Эта русская тема затем появится в средней части Мертвого поля.

Хорал в репризе варьирован (захватывает более высокий регистр) и усилен поддержкой темы

в оркестре. В самом конце снова звучит музыка вступления и хорал, который постепенно

затихает.

7-я часть - Въезд Александра во Псков. В хоровом финале, прославляющем Русь-

победительницу, соединяются в более мощном звучании знакомые русские темы кантаты:

песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора, Вставайте, люди

русские”. Первая, поистине богатырская тема дается здесь в увеличении, а затем и в двойном

увеличении (уже в самом конце финала). Благодаря четырехголосному хоровому изложению

(вместо унисона) она приобретает гимнический, торжественный характер. Одновременно с

хором мелодия звучит и в оркестре. Вторая тема также дана в замедленном темпе и в более

широком хоровом изложении. Кроме этих двух в финале возникают еще новая веселая

плясовая тема у хора (,Веселися, пой, мать родная Русь”) и скоморошьи наигрыши из 5-й

В Александре Невском чрезвычайно убедительно самим ходом музыкального развития

утверждается победа живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием.

Драматургия кантаты основана на острейшем контрасте этих двух противоположных миров.

Интересно, что в Александре Невском нельзя выделить какую-либо одну сквозную

русскую тему, проходящую через всю кантату. Таких тем несколько. Характеристика

русских многотемна, (характеристика крестоносцев также). По ходу развития в связи с

новыми моментами действия возникают новые темы (например, победный натиск русских

войск в Ледовом побоище выражен появлением задорной, удалой темы). Такой метод

музыкальной характеристики и развития образов типичен для Прокофьева.

Замечательны стройность и цельность композиции всей кантаты. В центре ее находится

Ледовое побоище - драматургическая вершина. В этой части разрабатываются основные

темы произведения. По краям кантаты расположены эпические хоровые части, основанные

на теме песни про Александра Невского.

Александр Невский был для Прокофьева первым опытом воплощения большой

героической темы. Вторично он обращается к ней в опере Семен Котко (по роману

В.П.Катаева,Я сын трудового народа”), но уже на современном сюжете, рассказывающем о

событиях гражданской войны на Украине.

«Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет»

Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.
Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей.
Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.
«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» (О. Тихомиров).
Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.
Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.
Сергей Прокофьев очень своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Вспомните, что происходило в мире в конце 30-х гг.? В Западной Европе - разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.
Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра.
Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

...Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы.
Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»


В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;

II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.

Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.
«Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий.
«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам прийдёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе.
Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна, размеренна.
В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин с их неторопливой «рассказывающей» интонацией.
В средней части песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трёхдольный размеры.
Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В репризе возвращается: главная, «богатырская» мелодия хора.
В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основные темы псов-рыцарей.
Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.
Для изображения крестоносцев Прокофьев привлёк средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали песенные мелодии, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе католического хорала.
«Вставайте, люди русские!» - четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.

Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».
С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.
Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из «Руслана» М. Глинки. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».
Пятая часть - «Ледовое побоище» - грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.
В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».
Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.
Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.
Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.
Шестая часть - «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.
Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.

Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих - добрых молодцев.



«Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «плачей» (вспомним «Плач Ярославны» из оперы Бородина «Князь Игорь»), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков».
Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.
На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!
В хоровом финале, прославляющем Русь - победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».
Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы... Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».