Как Айзек Азимов стал самым известным и богатым писателем-фантастом в мире. Подробная биография

Как Айзек Азимов стал самым известным и богатым писателем-фантастом в мире. Подробная биография
Как Айзек Азимов стал самым известным и богатым писателем-фантастом в мире. Подробная биография

Айзек Азимов - великий писатель-фантаст, выдуманные миры которого завораживали не одно поколение читателей. Этот талантливый человек написал больше полутысячи книг и рассказов, пробуя себя в разных жанрах: от любимой научной фантастики до детективов и фэнтези. Однако мало кто знает, что в творческой биографии Азимова нашлось место не только для литературной деятельности, но и для науки.

Детство и юность

Родился будущий писатель в Белоруссии, в местечке под названием Петровичи, что неподалеку от Могилева, 2 января 1920 года. Родители Азимова, Юда Аронович и Хана-Рахиль Исааковна, трудились мельниками. Мальчика назвали именем покойного деда со стороны матери. Сам Айзек впоследствии будет утверждать, что изначально фамилия Азимовых писалась как Озимовы. Еврейские корни очень почитались в семье Айзека. По его собственным воспоминаниям, на русском языке родители с ним не говорили, первым языком для Азимова стал идиш, а первой литературой - рассказы .

В 1923 году Азимовы иммигрировали в Соединенные Штаты и поселились в Бруклине, где вскоре открыли собственный кондитерский магазинчик. В школу будущий писатель отправился в пять лет. По правилам детей принимали с шести, однако родители Айзека переправили дату рождения сына на 1919 год, чтобы мальчик пошел в школу на год раньше. В 1935-м Азимов окончил десятый класс и начал учиться в колледже, который, к сожалению, через год закрыли. После этого Айзек отправился в Нью-Йорк, где поступил в Колумбийский университет, выбрав химический факультет.


В 1939-м Азимову присвоили степень бакалавра, а спустя еще два года юноша стал магистром химии. Айзек сразу же продолжил обучение в аспирантуре, однако через год изменил планы и переехал в Филадельфию, где работал химиком в военной судоверфи. 1945 и 1946 годы Айзек отдал службе в армии, после чего возвратился в Нью-Йорк и продолжил учиться. Аспирантуру Азимов окончил в 1948-м, но не остановился на достигнутом и отдал документы на так называемый постдокторат на отделение биохимии. В то же время Азимов начал преподавать в Бостонском университете, в котором проработал в итоге долгие годы.

Книги

Тяга к писательству проснулась в Айзеке Азимове рано. Первая попытка написать книгу была в 11 лет: Айзек описывал приключения мальчишек из маленького городка. Сначала творческого задора хватило ненадолго, и Азимов забросил недописанную книжку. Однако некоторое время спустя решил дать почитать первые главы своему товарищу. Каково же было удивление Айзека, когда тот с восторгом потребовал продолжения. Пожалуй, в этот момент Азимов осознал силу писательского таланта, дарованного ему, и начал относиться к этому дару более серьезно.


Первый рассказ Айзека Азимова «В плену у Весты» был опубликован в 1939-м, однако не принес писателю особой известности. Зато следующее короткое произведение под названием «Приход ночи», опубликованное в 1941-м, произвело фурор в среде поклонников фантастического жанра. Это был рассказ о планете, ночь на которой приходит один раз в 2049 лет. В 1968 году рассказ даже назовут лучшим из когда-либо опубликованных в этом жанре. «Приход ночи» впоследствии будет неоднократно включен в многочисленные антологии и сборники, а также переживет две попытки экранизации (к сожалению, неудачных). Сам писатель назовет этот рассказ «водоразделом» в литературной карьере. Интересно, что при этом «Приход ночи» не стал любимым рассказом Азимова в собственном творчестве.


После этого рассказы Айзека Азимова станут долгожданными для поклонников. В мае 1939-го Айзек Азимов приступил к написанию первого повествования о роботах под названием «Робби». Спустя год появляется рассказ «Лжец» - история о роботе, который умел читать мысли людей. В этом произведении Азимов впервые опишет так называемые три закона роботехники. По словам писателя, впервые эти законы сформулировал писатель Джон Кэмпбелл, хотя тот, в свою очередь, настаивал на авторстве Азимова.


Звучат законы следующим образом:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Тогда же появилось и слово «роботехника» («robotics»), вошедшее впоследствии в словари английского языка. Интересно, что по сложившейся в среде фантастов традиции до Азимова произведения о роботах рассказывали о восстании искусственного интеллекта и о бунтах, направленных против людей. А после выхода первых рассказов Айзека Азимова роботы в литературе начнут подчиняться тем самым трем законам, став более дружелюбными.


В 1942 году писатель приступает к серии фантастических романов «Основание». Айзек Азимов изначально задумывал эту серию самостоятельной, но в 1980-м «Основание» будет объединено с уже написанными рассказами о роботах. В другом варианте перевода на русский язык этой серии дадут название «Академия».


С 1958-го Айзек Азимов станет уделять больше внимания научно-популярному жанру, однако в 1980-м вернется к фантастике и продолжит цикл «Основание». Пожалуй, самыми заметными историями Айзека Азимова, помимо «Основания», стали произведения «Я робот», «Конец вечности», «Они не прилетят», «Сами боги» и «Империя». Сам же писатель выделял рассказы «Последний вопрос», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган», считая их наиболее удавшимися.

Личная жизнь

В 1942 году Айзек Азимов встретил первую настоящую любовь. Романтичности этому знакомству придавал и тот факт, что состоялось оно в День святого Валентина. Избранницей писателя стала Гертруда Блюгерман. Влюбленные поженились. Этот брак подарил писателю дочь Робин Джоан и сына Дэвида. В 1970-м супруги развелись.


Айзек Азимов с Гертрудой Блюгерман (слева) и Джанет Джеппсон (справа)

Айзек Азимов недолго оставался в одиночестве: в этом же году писатель сошелся с Джанет Опал Джеппсон, которая работала психиатром. С этой женщиной Азимов познакомился в 1959-м. В 1973 году пара расписалась. Детей от этого брака у Азимова нет.

Смерть

Писатель ушел из жизни 6 апреля 1992-го. Причиной смерти Айзека Азимова врачи назовут сердечную и почечную недостаточность, осложненную вич-инфекцией, которой писателя случайно заразили в 1983-м во время операции на сердце.


Смерть Айзека Азимова потрясла поклонников, которым в наследство остались лишь книги великого писателя.

Библиография

  • 1949-1985 - «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо»
  • 1950 - «Я, Робот»
  • 1950 - «Камешек в небе»
  • 1951 - «Звезды как пыль»
  • 1951 - «Основание»
  • 1952 - «Космические течения»
  • 1955 - «Конец Вечности»
  • 1957 - «Обнажённое солнце»
  • 1958 - «Лакки Старр и кольца Сатурна»
  • 1966 - «Фантастическое путешествие»
  • 1972 - «Сами боги»
  • 1976 - «Двухсотлетний человек»

Айзек Азимов (1920-1992) - подлинная легенда «золотого века» американской фантастики. Почти всю свою жизнь он посвятил литературе: свыше четырехсот книг, включая специальные исследования и научно-популярные работы, вышло из-под его пера. Дело, конечно, не в количестве, есть среди фантастов и более плодовитые. Но, в отличие от большинства своих коллег, Азимов не следовал избитым клише - он фонтанировал оригинальными идеями, каждая из которых была способна породить целое направление в научной фантастике.

И это все - о нем

Как ни банально это звучит, уже биография Азимова похожа на увлекательный роман. Он появился на свет в Советской России, в местечке Петровичи под Смоленском. Произошло это судьбоносное событие 2 января 1920 года, а уже в 1923 семья Озимовых (так изначально звучала фамилия его родителей) эмигрировала в Соединенные Штаты. Литературная карьера Азимова началась шестнадцатью годами позже, с рассказа «Затерянные у Весты», опубликованного в журнале «Amazing Stories». С тех пор публикации посыпались одна за другой, и вскоре Айзек стал одним из активнейших деятелей американского фэндома, завсегдатаем форумов и конвентов, душой общества, обаятельным и куртуазным. Занятия литературой не мешали и научной карьере. Вчерашний эмигрант, он сумел блестяще окончить среднюю школу, затем - химический факультет Колумбийского университета, стремительно получить ученую степень и к 1979 стать профессором в своей альма-матер.

Майкл Уэлан, мастер фантастической живописи, проиллюстрировал множество книг Азимова. Эти работы украшают нашу статью.

Однако главные достижения Айзека Азимова, несомненно, лежат в области литературы. Здесь, правда, не обошлось без некоторой доли везения. Первым же человеком из мира научной фантастики, с которым лично познакомился юный Айзек, был Джон Вуд Кэмпбелл. Легендарный редактор журнала Astouding SF сыграл неоценимую роль в становлении американской фантастики «золотого века», лично выпестовал целое поколение блестящих писателей - от Роберта Хайнлайна до Генри Каттнера и Кэтрин Мур. Кэмпбелл не только обладал поразительным нюхом на таланты, но и буквально засыпал своих любимчиков целым градом идей, многие из которых нашли воплощение в повестях и рассказах тех, кого мы сегодня называем классиками НФ. Разумеется, Джон Кэмпбелл не мог пройти мимо Азимова, хотя лишь девятый из предложенных Айзеком рассказов увидел свет на страницах его журнала. Как и многие товарищи по цеху, писатель на всю жизнь сохранил признательность Кэмпбеллу - человеку, благодаря которому американская фантастика всего за несколько лет сделала гигантский эволюционный скачок.

О творчестве Айзека Азимова написана уйма статей и книг - в том числе, двухтомник воспоминаний самого писателя. Одно перечисление его литературных наград заняло бы несколько страниц убористым шрифтом. На счету Азимова пять «Хьюго» (1963, 1966, 1973, 1977, 1983) и две «Небьюлы» (1972, 1976) - самых авторитетных премий в мировой фантастике. Однако куда важнее то, что его многочисленные книги до сих пор переводятся и переиздаются во всем мире - в том числе, произведения, созданные более полувека назад.

Я, робот

Первое, что приходит на ум, когда звучит имя Айзека Азимова, - образ робота в мировой фантастике. Нет, разумеется, роботов придумал не Азимов. Слово это родом из чешского языка, впервые его использовал Карел Чапек в своей знаменитой пьесе «R.U.R.», назвав так искусственных людей, предназначенных для самой черной, тяжелой и неквалифицированной работы. Сам же образ искусственного человека, живого, но лишенного души, пришел к нам из историй о Големе и чудовище Франкенштейна. Однако именно Азимов предложил идеальный способ раз и навсегда обезопасить человечество от самой возможности «бунта машин». Если в журнальной фантастике 1920-х годов обезумевший андроид был одним из главных врагов человечества (наряду с жукоглазыми монстрами и маньяками-учеными), то с приходом «святого Айзека» робот из лукавого раба превратился в незаменимого помощника и верного наперсника человека. А всего-то понадобилось ввести Три Закона, зашитых, так сказать, в BIOS позитронного мозга каждой разумной машины!


Думаю, не лишним будет еще раз напомнить эти Законы. Согласно Первому, робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Согласно Второму - должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. И, наконец, согласно Третьему, робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам. Позитронный мозг физически не способен нарушить ни один из этих принципов - именно на них базируется его структура.

Первый рассказ Айзека Азимова, посвященный роботам, появился в 1940 году на страницах одного из журналов научной фантастики. Рассказ назывался «Странный приятель», или «Робби», и повествовал о судьбе необычного робота - трогательного и очень человечного. За этим произведением последовало второе, третье, четвертое… А уже в 1950 цикл рассказов Айзека Азимова «Я, робот» вышел отдельной книгой, которая определила развитие темы разумных машин на многие годы вперед.

Основание и основатели

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» - писала Анна Ахматова. Интерес Айзека Азимова к роботам был вызван причинами вполне прозаическими. При всех своих достоинствах Джон Вуд Кэмпбелл, долгое время остававшийся главным издателем Азимова, отличался радикальными взглядами и полагал, что из любого конфликта с инопланетянами представитель «высшей» человеческой расы непременно должен выходить победителем. Эти рамки были слишком узки для Айзека, более того - противоречили его убеждениям. И писатель нашел блестящий выход: отныне в произведениях, которые он предлагал Кэмпбеллу, вообще не было инопланетян, а значит, отсутствовал и соответствующий конфликт. Однако это не значит, что Азимов полностью отказался от космической тематики. Напротив, произведения, действие которых происходило на далеких планетах, выходили из-под его пера одно за другим. Только вот населяли эти миры не «маленькие зеленые человечки», а все те же люди, потомки земных переселенцев.


Самым знаменитым азимовским циклом, начало которому было положено в этот период, стало «Основание» (также известное в русских переводах как «Фонд» и «Академия»). В романах, созданных под влиянием книги Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», нарисована едва ли не самая впечатляющая история будущего в научной фантастике XX века. Первая Империя человеческой расы пала под собственной тяжестью. Наука и искусства хиреют, армия разваливается, провинции объявляют себя независимыми государствами, связь между ними теряется - словом, наступают новые Темные Века. Конечно, оптимист Азимов не теряет веры в прогресс: рано или поздно мир вновь станет единым и над всеми мирами взовьются штандарты Второй Империи. Но можно ли просчитать, как будет развиваться ситуация, и сократить Темные Века до минимума? За это берется великий математик Хари Сэлдон, изобретатель науки психоистории, создатель Основания - сообщества, которому предстоит стать зародышем Второй Империи человечества.


Картины гибели и распада величайшей Империи, талантливо нарисованные писателем, впечатляют. Но главная находка Азимова в этом цикле, безусловно, сама психоистория. «Не пытаясь предопределять действия отдельных личностей, она сформулировала определенные математические законы, по которым развивалось человеческое общество», - так объясняет ее суть герой романа. Тысячелетиями создание такой науки остается мечтой власть имущих. Сегодня на смену оракулам и гадальщикам, пифиям и авгурам, картам Таро и кофейной гуще пришло старшее дитя Прогресса - всемогущая Наука. Что только ни используют, чтобы предсказать примерное направление развития общества - хотя бы на несколько месяцев вперед, до ближайших выборов… Увы, уверенно прогнозировать будущее социологи с политологами так и не научились…
Что же до «Основания», то судьба этого цикла сложилась вполне счастливо. В 1966 на 24-м «Уорлдконе» «Основание» получило премию «Хьюго» как «лучшая фантастическая серия всех времен». При голосовании романы Азимова обошли и популярнейшую «Историю будущего» Роберта Хайнлайна, и «Властелина колец» Джона Р. Р. Толкина, имя которого уже успело прогреметь в англоязычном мире.

Стальные пещеры

Фантастический детектив - жанр совершенно особый. Он сочетает черты традиционного детективного романа и фантастики, и поэтому зачастую подвергается критике с обеих сторон. Ценителей детективного жанра раздражают фантастические допущения, поклонников фантастики стесняет неизбежная для детектива жесткая структура. Однако писатели упорно возвращаются к этому направлению, вновь и вновь принуждают когорты неуловимых преступников и гениальных сыщиков браться за дело. И одним из общепризнанных классиков фантастического детектива опять-таки принято считать непревзойденного и многоликого Айзека Азимова.

Романы «Стальные пещеры», «Обнаженное солнце» и «Роботы Утренней Зари» о полицейском Элайдже Бейли и его напарнике Р. Дэниеле Оливо - в некотором смысле продолжение цикла «Я, робот». Детектив сам по себе сродни запутанной шахматной партии, Азимов же добавил в это уравнение дополнительное неизвестное - роботов. Один из них, уравновешенный и сдержанный сыщик Дэниел Оливо, становится главным героем всех романов трилогии. Другие роботы неизменно попадают под подозрение или становятся ключевыми свидетелями в делах, которые предстоит распутать парочке следователей. Ход, надо заметить, остроумнейший. Поведение мыслящих машин жестко определено Тремя Законами - и, тем не менее, роботы то и дело оказываются замешаны в преступлениях со смертельным исходом. Да еще сложная внешнеполитическая обстановка требует найти виновного в рекордно короткие сроки…


Список фантастических детективов Азимова трилогией не ограничивается. Однако именно она вошла в анналы, стала неизменным примером для подражания. Причем не только в США и Англии, но и в России. Впервые «Стальные пещеры» вышли на русском в 1969, в одном из томов детлитовской «Библиотеки приключений», с предисловием Аркадия и Бориса Стругацких - и сразу трехсоттысячным тиражом. Далеко не каждый современный автор бестселлеров может похвастаться подобным успехом. И, в целом, заслуженно: хотя за минувшие годы свои силы в области фантастического детектива попробовали сотни писателей, произведения Азимова по-прежнему остаются идеальным образчиком жанра.

Начало вечности

Еще одно направление, в котором американский писатель оставил отчетливый след - хроноопера, литература о путешествиях во времени. Машина времени - дежурная тема НФ с незапамятных времен. В современной фантастике существует астрономическое число вариаций на эту тему, в том числе, множество классических: «И грянул гром…» Рэя Брэдбери, «Патруль Времени» Пола Андерсона, «Да не опустится тьма» Спрэга Де Кампа… Но «Конец Вечности» Айзека Азимова занимает в этом ряду одно из самых почетных мест. Насколько легко по текстам Брэдбери угадывается поэт, настолько же легко в авторе «Конца Вечности» опознается ученый-естественник. Дотошно и безжалостно-логично исследовав ситуацию с путешествиями во времени, Азимов сконструировал организацию, которая неминуемо должна была возникнуть в мире, где отправиться в прошлое или будущее не сложнее, чем съездить к тетке в Саратов.

Вечность - своего рода тоталитарное государство, которое существует вне основного временного потока и использует машину времени для исправления истории. Главная ее цель - сохранить общество в неизменности, застраховать обывателей от глобальных катастроф и потрясений. И в то же время, сохраняя статус-кво, Вечность лишила человечество будущего, фактически заморозила прогресс цивилизации на тысячелетия. Увы, именно глобальные потрясения, войны и катастрофы заставляют общество двигаться вперед. Полный покой ведет цивилизацию к загниванию и смерти…


Далеко не все писатели разделяют скептицизм Айзека Азимова. Более полувека Вечность снова и снова возрождается в романах других авторов, под новыми именами: Патруль Времени (у Пола Андерсона), Пескоцентр (в «Береге Динозавров» Кейта Лаумера), и так далее, и тому подобное. Большинство из этих организаций, впрочем, не столько корректирует историю человечества, сколько следит за ее неприкосновенностью. Слишком велик страх перед анархией, которая воцарится во времени, переполненном путешественниками без виз. Если одна бабочка, раздавленная в прошлом, аукнется в настоящем изменением политического строя в Америке, как способен искорежить историю очередной янки, заявившийся ко двору короля Артура с пулеметом наперевес?.. Именно этот страх раньше других почувствовал Айзек Азимов - и блестяще обыграл в своем романе.

Классики и современники

Проект памятника Азимову (работа Майкла Уэлана)

Бесспорно, этим вклад Айзека Азимова в копилку идей и сюжетов научной фантастики не ограничивается. Он придумал планету, жители которой видят звезды лишь раз в несколько тысячелетий и первым отправил своих героев в микромир, он выдвинул предположение, что неандертальцы владели телепатией и в ироническом ключе описал развитие счетно-вычислительных систем, он еще в 1950-х заговорил об угрозе ядерной войны и о контактах с жителями параллельного мира…

Сегодня в США и Англии ежегодно выходит несколько тысяч фантастических романов, и добрую треть этих произведений можно отнести к НФ. Но для того, чтобы разобраться, о чем предпочитают писать «научные фантасты», совсем не обязательно читать все эти книги. Если вас интересует, какие идеи активно развивают ныне западные беллетристы, перечитайте собрание сочинений Азимова. Уверяю вас: все разнообразие современной НФ отражается в его произведениях, как океан в капле воды.

АЙЗЕК АЗИМОВ: БИОГРАФИЯ

американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик


Введение


Айзек Азимов (англ. Isaac Asimov, имя при рождении Исаак Юдович Озимов; 2 января 1920 - 6 апреля 1992) - американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях - от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла.

Некоторые термины из его произведений - robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) - прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.


БИОГРАФИЯ


Азимов родился (по документам) 2 января 1920 года в местечке Петровичи Казалось, в жизни нет вещей, которые не интересуют этого человека: «роботехника», биография Энштейна, Солнечная система, история греческих мифов, развитие капитализма в Англии, возникновение Соединенных Штатов Америки, религия, парниковый эффект, проблема старения, СПИД, перенаселение планеты - этот список еще можно продолжать.

Многогранный писатель и ученый Айзек Азимов родился в очень своеобразном месте Петровичи Смоленской области. «Своеобразие» этого небольшого населенного пункта заключалось в том, что здесь спокойно обитали русские, евреи, украинцы, белорусы и поляки. Поэтому в Петровичах, помимо православной церкви, имелись костел и три синагоги. Петровичане разговаривали на смешанном языке с особым акцентом, гордились принадлежностью к мещанскому сословию, а также особым здоровым микроклиматом своего селения.

В этом месте, в небогатой еврейской семье, 2 января 1920 года на свет появился будущий писатель-фантаст, получивший свое имя в честь деда - отца матери. Отец Айзека Азимова, Юда Озимов (именно такой была настоящая фамилия писателя, буква «а» - всего лишь опечатка американских чиновников), в ранней молодости работал на семейной крупорушке - приспособлению по очистке гречки. После революции он стал бухгалтером сельпо. Юда Озимов в глазах своего старшего сына имел неоспоримый авторитет, что и неудивительно. Для своего времени этот человек был образован, много читал русской и европейской классики, руководил любительским еврейским драмкружком, где часто исполнял главные роли. В 1919 году он женился на любимой девушке Хане-Рахили Берман. Ее семья состояла из матери Тамары (отец девушки умер рано) и четырех братьев. Источником доходов семьи Берманов были кондитерская лавка и подсобное хозяйство: огород, домашний скот и птица. Согласнотогдашнему обычаю, молодожены могли жить в родительском доме только один год, за который они должны были подготовиться к самостоятельной жизни - «стать на ноги». Родители Айзека обычай исполнили, ушли из дома и сняли маленькую комнатку, а уже через год они переселись в более просторную квартиру. Однако их жизнь в Петровичах была недолгой. Уже летом 1923 года по приглашению старшего брата Рахили семья Азимовых переезжает в Америку. На этом связь писателя со своей малой родиной прекращается, но к чести Айзека Азимова, он никогда о ней забывал. Практически в каждом своем интервью он говорил, что родился на Смоленской земле, там же, где и первый космонавт Юрий Гагарин. Более того, с присущей ему скрупулезностью и дотошностью отыскал родные Петровичи на карте Европы и узнал их точное географическое положение, о чем и написал в своей автобиографии «Пока свежа память». А в 1988 году, будучи уже известным человеком, отправил небольшое письмо в родное селение, где оно до сих пор хранится в краеведческом музее. Земляки запомнили «великого популяризатора века» подвижным малышом с вьющимися белыми волосами, бегавшим голышом в жаркое лето.

Приехав в Америку, родители писателя обосновались в Бруклине, где Юда Азимов открыл небольшой кондитерский магазин. За прилавком этого магазина юному Айзеку приходилось работать довольно часто, особенно после рождения младшего брата. Что такое трудолюбие и исполнительность Айзек узнал не понаслышке, так как вставал он в шесть утра, разносил газеты, а после школы помогал отцу в кондитерской. «Я работал по десять часов семь дней в неделю», - так впоследствии говорил о своем детстве писатель. Однако неверно предполагать, будто детские годы Айзека Азимова были наполнены постоянным трудом и ничем более. В пять лет способный ребенок самостоятельно научился читать, а в семь имел формуляр в местной библиотеке. Страсть к чтению и небольшое количество книг в доме привели к тому, что Айзек «стал сочинять рассказы сам». В это же время он открывает для себя жанр научной фантастики, ставший для него «любовью всей жизни». Правда знакомство с этим жанром произошло не сразу: когда девятилетний Айзек увидел необычную обложку журнала «Amazing Stories», отец не разрешил читать журнал, сочтя его неподходящим для сына. Вторая попытка оказалась куда более удачной: слово «наука» в названии журнала «Science Wonder Stories» помогли Айзеку убедить отца, что этот журнал достоин внимания.

Само собой разумеется, способному Азимову было легко учиться. Он спокойно перескакивал через классы, в результате чего окончил начальную школу в 11 лет, а основной курс - в 15 со всевозможными отличиями и одним единственным замечанием за постоянную болтовню на уроках. После школы, по желанию родителей, Азимов пытается стать медиком несмотря на то, что он не выносит вида крови. Он решает поступить в престижный Колумбийский университет, но дальше собеседования дело не идет. Эту неудачу Айзек Азимов объяснил в своей автобиографии просто: он болтлив, неуравновешен и не умеет производить на людей хорошее впечатление. Тогда молодой Азимов поступает в юношеский колледж в Бруклине, но по непредвиденным обстоятельствам (колледж неожиданно закрывается) через год становится слушателем Колумбийского университета, который заканчивает в девятнадцать лет по специальности биохимия.

В это же время он знакомится с редактором журнала «Astounding» Джоном В. Кэмпбеллом. Несмотря на то, что Кэмпбелл отверг несколько рассказов Азимова и поражал его своими правыми взглядами, отсутствием веры в равенство людей, он сохранял свое очарование для писателя вплоть до 1950 года. И этому есть объяснение. Придирчивость Кэмпбелла дала свои результаты: первый опубликованный им рассказ Азимова «Направление» получил третье место в читательском голосовании. Более того, этот человек помог писателю сформулировать известные и по сей день «Три Закона Роботехники», хотя сам Кэмпбелл признавался, что всего лишь «вычленил «Законы» из того, что написал Айзек Азимов». В благодарность фантаст позже посвятил ему сборник «Я, робот». Также Кэмпбелл подсказал писателю сюжет для рассказа «Приход ночи» (или «И ночь пришла»), благодаря которому литературный талант Азимова был признан как читателями, так и критиками.

В 1968 году Ассоциация американских фантастов определила лучшие произведения, опубликованные до учреждения премии «Небьюла», и в этом списке «Приход ночи» занял первое место из 132 произведений. Сотрудничая с Кэмпбеллом, Айзек Азимов создал фантастическую серию «Основание», повествующую о Галактической Империи. Рассказы из этого цикла обеспечили молодому Айзеку славу писателя-фантаста.

Однако влияние Кэмпбелла распространялось не только на творческую деятельность Азимова. В 1942 году, во время Второй мировой войны, он познакомил писателя с Робертом Хайнлайном, служившим в Нэви Ярд (Филадельфия). Вскоре Азимов получил от коменданта Нэви Ярда официальное приглашение с предложением должности младшего химика. Назначенное жалованье было приличным, и это позволило Айзеку жениться на Гертруде Благерман, с которой он познакомился за несколько месяцев до этого приглашения. Через некоторое время к Айзеку Азимову и Роберту Хайнлайну присоединился писатель Спрэг де Камп, а в таком творческом союзе и служить и работать было очень неплохо. Правда работа в Нэви Ярд продолжалась недолго - Азимова все же призвали в армию, и ему пришлось служить клерком в подразделении, готовившем испытание атомной бомбы в Тихом океане. Именно впечатления, полученные во время службы, способствовали формированию антивоенных взглядов писателя и отрицанию им ядерного оружия.

Демобилизовался Айзек Азимов в июле 1946 года, после чего вернулся в Колумбийский университет, где продолжил работу над докторской диссертацией по химии. Как аспирант, он должен был вести семинары в своем университете. И вот на одном из таких занятий кто-то из студентов признался, что ничего не понимает в написанных Азимовым уравнениях. «Чепуха, - ответил Азимов. - Следите за тем, что я говорю, и все станет ясно, как божий день». Эти слова были достойны будущего «популяризатора века». А через некоторое время он внес свой «первый вклад» в публицистику. ОпубликованнаяКэмпбеллом статья «Эндохронические свойства ресублимированного фиотимолина» являлась злой пародией на докторскую диссертацию по химии, а кроме того, была подписана настоящим именем писателя. Перед защитой диссертации Азимова охватил страх - что с ним будет, если его профессора прочтут эту статью? Но к удивлению и счастью писателя, научный сарказм профессорам понравился, а на защите один из них спросил: «Что Вы, мистер Азимов, можете сказать нам об изменении термодинамических характеристик вещества, называемого фиотимолин?». Мистер Азимов ответил жалкой улыбкой, а через пять минут стал доктором наук.

Конец 40-х - начало 50-х годов - в этот период начинается активная жизнь Айзека Азимова как писателя и как ученого. Он преподает в Бостонском университете, много пишет, занимается исследованиями в области биологии и математики. А еще в 1950 году повзрослевший Азимов расстается с Кэмпбеллом и издает свой футурологический роман «Камешек в небе» (или «Булыжник в небе»). Роман приносит писателю успех и полное отцовское прощение за провал на экзаменах в медицинскую школу. Последующие произведения Айзека Азимова «Звезды как пыль» и «Космические течения» этот успех подтверждают, закрепляют, и Азимов входит в Большую Тройку писателей-фантастов вместе Робертом Хайнлайном и Артуром Кларком. В конце же 50-х годов Айзек Азимов открывает истинное будущее своей профессии, написав научно-популярную книгу для подростков «Химия жизни». «Однажды, придя домой, я признался себе в том, что мне нравится писать публицистику… не просто со знанием дела, не просто для заработка - но гораздо более того: с удовольствием…» - такими словами объяснит писатель свой интерес к научно-популярной литературе. С этого момента он увлекается зоологией, историей, природоведением, математикой и работой с подростковой аудиторией. В это же время оставляет преподавательскую деятельность и с головой уходит в творчество, занимаясь популяризацией различных областей науки. В результате, его называют «великим популяризатором века», а первая престижная премия «Хьюго»-63 была присуждена именно за «научно-популярные статьи». Теперь Азимов работает много и упорно, печатается в нескольких журналах сразу, ведет ежемесячную научную колонку в журнале «Fantasy&Science Fiction», редактор которого назвал его «добрый доктор». Кстати, этот титул писатель носил с гордостью всю оставшуюся жизнь.

Желая приблизить науку до самых широких слоев американцев, популяризовав ее, он интересуется всем и сразу, подтверждая свое мнение, что неисследованная жизнь не стоит любви. Поэтому он занимается «исследованиями» и составляет аннотации к пьесам Шекспира, «Потерянному раю» Мильтона, «Дон Жуану» Байрона, Библии. Он читает лекции, пишет статьи, выступает на конференциях и сам отвечает на письма. «Трудиться и учиться» - этот принцип, заложенный в него с детства, руководил им в течение всей жизни. Однако этот принцип и страсть к творчеству однажды сослужили ему плохую службу.

Его брак с Гертрудой Благерман, от которого у него были сын и дочь, распался из-за чрезмерной занятости писателя. Вину за эту неудачу Азимов целиком и полностью брал на себя, а в своей автобиографии вспоминал о многих счастливых мгновениях, которые удалось пережить супругам в молодости. После официального развода он женился на Джанет Опил Джепсон, психиатре по профессии и детской писательнице, с которой его объединяли духовные интересы и давнее знакомство. Второй брак принес писателю согласие и душевную гармонию. А в 80-е годы совместно с Джанет Айзек выпускает серию детской научной фантастики о роботе Норби. Он по-прежнему много работает, оставаясь кабинетным писателем и не выезжая из Нью-Йорка. Трудно поверить, но Айзек Азимов не уезжал из этого города дальше, чем на 400 миль. Он называл себя «типичным городским жителем» и в одном интервью признался, что «просто отравился бы свежим воздухом». И это говорил человек, родившейся в месте с особым здоровым микроклиматом! Более того, Азимов, описывающий в книгах космические пространства, страдал акрофобией (боязнь высоты), поэтому никогда не выходил на террасу своей квартиры на 33-м этаже. Все свое время он работал и мог с легкостью сказать, сколько книг он опубликовал на данный момент.

За свою жизнь Айзек Азимов выпустил более 400 книг, книг, посвященных добру и равенству наций. В его произведениях не было скучных нотаций и нравоучений, все они были пропитаны легкостью и хорошим чувством юмора. Как-то в интервью одной советской газете он сказал: «Неважно, гражданин ты США или Советского Союза, главное, что ты человек!». Эти слова прошли через все его творчество.

Умер Айзек Азимов 6 апреля 1992 года в госпитале Нью-Йоркского Университета от почечной и сердечной недостаточности. По воле покойного его тело было кремировано, а пепел - развеян.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу. Но при этом произошёл интересный случай. Написав 2 главы, Айзек пересказал их своему другу. Тот потребовал продолжение. Когда Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента Айзек понял, что он обладает писательским даром, и стал серьёзно относиться к своей литературной деятельности.

азимов литературный публицистический писатель

Большинство написанных Азимовым книг являются научно-популярными, причём в самых разных областях: химия, астрономия, религиоведение, ряде других. В своих публикациях Азимов разделял позицию научного скептицизма <#"justify">Знания не могут принадлежать отдельному человеку, даже тысячам людей.

·На самом деле, дата его рождения точно не известна из-за отсутствия записей и разницы между григорианским и еврейским календарём. Предполагаются даты вплоть до 19 октября <#"justify">Награды писателя


Премия «Хьюго <#"justify">Библиография


Научно-фантастические романы

Транторианская империя <#"justify">Экранизации произведений, театральные постановки


Конец вечности (1987)

Гандахар (1988)

Двухсотлетний человек (1999)

Я, робот (2004)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Годы жизни: с 02.01.1920 по 06.04.1992

Легендарный американский писатель-фантаст, один из гениев XX века. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях - от астрономии и генетики до истории и литературоведения).

Айзек Азимов (настоящее имя Исаак Озимов) родился 2 января 1920 года в России, в Петровичах - местечке, расположенном совсем недалеко от Смоленска. Его родители, Иуда и Анна, эмигрировали в Штаты в 1923 году, привезя с собой Айзека и его младшую сестру. Семья обосновалась в Бруклине, где отец в 1926 году купил кондитерскую лавку. Религиозному воспитанию в семье уделяли довольно мало времени, и Айзек рано стал атеистом - чего он никогда не скрывал и никому не навязывал. В 1928 году отец Азимова добился натурализации, что означало, что Айзек тоже стал гражданином США. Получив среднее образование, Азимов, по желанию родителей, пытался стать медиком. Это оказалось ему не по силам: при виде крови ему становилось плохо. Затем Айзек сделал попытку поступить в самый престижный колледж Колумбийского Университета, но не прошел дальше собеседования, написав в автобиографии о том, что он болтлив, неуравновешен и не умеет производить на людей хорошее впечатление. Он был принят в юношеский колледж Сет Лоу в Бруклине. Через год этот колледж закрылся и Азимов оказался-таки в Колумбийском Университете - правда, как простой слушатель, а не студент элитного коллежда. 25 июля 1945 года Айзек Азимов женился на Гертруде Блюгерман, с которой он познакомился за несколько месяцев до этого.

Среди наиболее известных произведений писателя - романы "Стальные пещеры" (1954), "Конец вечности" (1955), "Обнаженное солнце" (1957), "Сами боги" (1972), грандиозный цикл "Основание" (или "Академия", 1963-1986), а также серия рассказов, в которых впервые сформулированы знаменитые три закона роботехники.

Утверждается, что Айзек Азимов придумал идею цикла "Основание" (Академия), сидя в метро, когда его взгляд случайно упал на картинку, изображающую римского легионера на фоне звездолетов. Якобы, именно после этого Азимов решил описать галактическую империю с точки зрения истории, экономики, психологии и социологии.

По слухам, роман Основание (Академия) произвёл огромное впечатление на Осаму бен Ладена и даже повлиял на его решение создать террористическую организацию «Аль-Каида». Бен Ладен уподобил себя Хари Селдону, который управляет обществом будущего путём заранее запланированных кризисов. Более того, название романа в переводе на арабский звучит как Al Qaida и, таким образом, могло стать причиной возникновения названия организации бен Ладена.

  • Из Петровичей в Нью-Йорк
  • Необычный ребенок
  • О науке прошлого и будущего
  • Гении работают в тишине

Айзек Азимов прожил достаточно спокойную жизнь, без больших потрясений, но, как говорил он сам, «это компенсировалось очаровывающим литературным стилем», ему присущим. Автор, не обладающий ложной скромностью, считал, что его книги не производили фурор, хотя здесь с Азимовым можно не согласиться - книги не выводили людей на улицы, не провоцировали революции, но они затягивали и поглощали читателей, они ошеломляли. Безудержной фантазией автора, наполненностью, правдоподобием придуманных им миров, а также простотой, с которой писатель объяснял сложные научные термины.

История успеха, Биография Айзека Азимова

Из Петровичей в Нью-Йорк

Несмотря на то, что Айзек Азимов родился в России, в деревне Петровичи Смоленской области, он не был ни русским, ни россиянином. Точную дату рождения он не знал, в качестве такого дня выбрал 2 января 1920 года, отмечая свои именины во второй день Нового года. Не знал он и русского языка, в семье было принято говорить на идише; хотя родители Юда Аронович и Анна-Рахиль Исааковна использовали русский при разговорах, в которые не хотели посвящать детей. С трёх лет Азимов уже жил среди американцев - в 1923 году семья эмигрировала в США, а пятью годами позже Азимовы получили гражданство.

Жизнь в России в послереволюционные годы была крайне тяжёлой: нехватка еды, эпидемии - обстановка на грани выживания, да и Айзек был крошечным малышом - чуть больше двух килограммов при рождении, поэтому родители не сильно надеялись, что он выживет. Но он был не просто стойким, а оказался единственным выжившим ребёнком в районе, когда там вспыхнула эпидемия пневмонии. Спасаясь от новой революционной действительности, Азимовы решили эмигрировать в США, когда брат Анны-Рахиль, который уже обосновался в Нью-Йорке, предложил им помощь.

Необычный ребенок

Азимовы жили в Бруклине очень бедно до тех пор, пока на отложенные деньги не открыли собственный бизнес - кондитерский магазин. Айзек научился читать и говорить по-английски раньше Юды Ароновича: он попросил своих старших друзей-школьников показать буквы, а затем начал читать все вывески подряд: «Когда мой отец обнаружил, что его сын - дошкольник умеет читать и, более того, научился этому по собственной инициативе, он был изумлён. Наверное, тогда он в первый раз начал подозревать, что я был необычным ребёнком. (Он думал так всю его жизнь, что не мешало без колебания критиковать меня за мои многие ошибки.) И так как мой отец думал, что я необычный, его понимание дало повод мне самому думать о моей необычности» . Действительно, Айзек считал себя вундеркиндом.

Он прекрасно учился и проявлял своё «эго размером с Эмпайр-стейтбилдинг» (102-этажного небоскрёба на острове Манхэттен), восхищаясь равно как своими достоинствами, так и недостатками. Среди его врождённых способностей были почти фотографическая память, быстрый ум и сообразительность. Азимов понимал всё быстро и основательно. Он не думал скрывать от одноклассников свой блестящий ум, и от того, что выпендривался, да при том был слабым и самым младшим в классе, стал «козлом отпущения». Только с возрастом Азимов научился не выставлять себя на первый план, но ему уже не было нужды самоутверждаться - он доказал свою необычность большим количеством написанных книг на совершенно разные темы, став одним из самых знаменитых писателей-фантастов.

Кондитерский магазин - колыбель для фантаста

Первая работа в жизни Айзека Азимова была в кондитерском магазине его отца. Магазин работал по 16 часов в день без выходных, и именно там Азимов узнал, что такое распорядок дня и как жить согласно с ним. Работа в магазине сделал его дисциплинированным на всю жизнь - уже став знаменитым писателем, Азимов начинал день в 6 утра, чтобы в 7.30 уже сидеть за работой над новой книгой.

В магазине кроме кондитерских изделий продавались журналы с фантастическими рассказами, там будущий автор-фантаст впервые узнал, что такое фантастика. Он читал журналы запоем, а в 11 лет написал свой первый фантастический рассказ. Страстный читатель, он записал историю для того, чтобы прочитать самому, а в 16 получил в подарок от отца свою первую печатную машинку. Она была подержанная, но дала возможность 18-летнему Айзеку напечатать первый рассказ, который он отправил в журнал. Первый опус редактор не принял, но второй рассказ «В плену у Весты» вышел в журнале пятью месяцами позже - 21 октября 1938 года - эту дату Азимов запомнил на всю жизнь, помнил и гонорар - 64 доллара за историю из 6400 слов.

«Мне улыбнулось удача, потому что при рождении я получил эффективный мозг, работающий без устали. Он способен ясно мыслить и превращать мысли в слова. В этом совершенно нет никакой моей заслуги. Я получил счастливый билет, выиграв на генетическом тотализаторе.»

Превращение зоолога в писатели

К моменту первой публикации рассказа, Азимов уже закончил школу и поступил в колледж. Первоначальной специализацией Азимова в колледже была зоология, но отказавшись анатомировать бездомную кошку, он перешёл на химический факультет. Карьера в науке была успешной: 1941 год - степень магистр по химии, 1948 - степень доктора по биохимии. В 7-летнем промежутке Азимов проработал три года химиком на Военно-морской верфи в Филадельфии, где его коллегой была другая будущая знаменитость - Роберт Хайнлайн. Не пройдёт нескольких десятилетий как Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова и Артура Кларка назовут «Большой тройкой» писателей-фантастов.

После Второй Мировой войны Азимов был зачислен в армию, где дошёл до звания капрала благодаря хорошему владению печатной машинкой, а в 1946 году он едва избежал участия в испытаниях ядерной бомбы на атолле Бикини.

В течение десятилетия, следующего после получения докторской степени, Айзек Азимов работал в Медицинской школе Бостонского университета и писал романы, а в 1958 году он принял решение быть только писателем - к тому времени его авторские гонорары уже превышали зарплату учёного. Он престал читать лекции на постоянной основе, но продолжал дружить с Университетом: «Каждый год я даю лекцию, которая открывает курс биохимии. Бесплатно, конечно. Это некоторое введение, которое я стараюсь сделать занятным. Эту лекцию посещают и секретарши, и студенты. Надеюсь, что им нравится, мне - точно» .

О науке прошлого и будущего

Карьера писателя-романиста Айзека Азимова началась в 1950 году и закончилась в 1958 выходом научно-фантастического романа «Обнажённое солнце». Первым его романом был «Песчинка в небе» 1950 года, но годом ранее он, профессор биохимии Бостонского университета, написал со своими коллегами учебник для колледжа «Биохимия и метаболизм человека», которая выдержала три издания. Тогда-то Азимов и понял, что он может хорошо объяснять научную информацию - шаг за шагом, доступным языком. А если он может объяснять науку, то также можно объяснять и Библию, и историю, и всё на свете! Поэтому постепенно количество фантастических книг, написанных Азимовым, уменьшалось, а количество научно-популярных работ возрастало, но в 1982 году он вернулся к художественной литературе и выпустил роман «Академия на краю гибели». Роман вошёл в цикл «Foundation», названия которого в переводе на русский имеет разные варианты «Академия», «Основание», «Фонд», и получил за него премию Хьюго в 1983 и номинацию на премию «Небьюла» в 1982 году. В следующие 10 лет до самой кончины Азимов опубликовал ещё несколько предысторий и продолжений существующих романов, связывая их в единую, увлекательную историю.

Писатель считал, что его наиболее яркий вклад в литературу и науку - это цикл «Foundation», а также, три закона робототехники, которые писатель формулировал постепенно, вводя их в разных рассказах, которые позже объединил в сборник «Я, Робот».

Однако в этом Азимов скромничал. Оксфордский словарь английского языка приписывает Айзеку Азимову изобретение слов «позитронный мозг», «психоистория» и «робототехника», хотя писатель утверждал, что «робототехника» - обычный результат словообразования от слова «робот», аналогичный словам «механика» и «гидравлика».

Гении работают в тишине

На двери кабинета Айзека Азимова висели две таблички: «Соблюдайте тишину, пожалуйста» и «Гений работает». Тишина была необходимым условием для Азимова, он, несомненно, был трудоголиком и нуждался в большой концентрации внимания. Со словом «гений» нескромный Азимов не соглашался: «Я один из самых разносторонних писателей в мире, и величайший популяризатор многих дисциплин» . Действительно, от исследования Библии и последствия развития разных областей наук до Шекспира и истории Франции - таков диапазон книг Азимова.

Был ли он самым плодовитым писателем в мире? Сам Азимов отвечал: «Нет, есть другие авторы, наиболее известный из них Жорж Сименон, но он пишет только романы» . И правда, среди книг французского писателя нет работы под названием «Введение в использование логарифмической линейки», «Энергия жизни. От искры до фотосинтеза», «Строительный материал Вселенной: Вся Галактика в таблице Менделеева», а у Азимова есть. Средний объём книги Азимова - 70 000 слов, количество книг - около 500, получается, что только для своих книг он написал 35 миллионов слов - но объём и количество это не самое главное в работе писателя - «И самое приятное в том, что всё, что я пишу, печатается» .

К своему 65-летию Айзек Азимов не только не замедлил темп, он стал писать даже быстрее, чем раньше. Его первая 100-ая книга, которая вышла в январе 1950 года, заняла у писателя 237 месяцев, то есть почти 20 лет. Над 200-ой книгой, появившейся из печати в марте 1979 года, он работал 113 месяцев, то есть около 9,5 лет. 300-сотая книга «Опус 300» была завершена за 69 месяцев, то есть менее чем за 6 лет.

От печатной машинки Азимов отрывался всегда с большой неохотой. Да и когда он не мог добраться до клавиш, он брал ручку, бумагу и мог запросто сочинить короткий рассказ. Из всех движений он предпочитал прогулки, а больше всего - прогулки в помещении: «У меня есть агрегат, на который я встаю на полчаса и совершаю все движения, имитирующие движения спортсмена на беговых лыжах, но всё это происходит в тепле и комфорте моих апартаментов» . Отправляясь на такую лыжную пробежку, Азимов мог взять с собой книгу: он читал и перечитывал Чарльза Диккенса, Марка Твена, П.Г. Вудхауза и Агату Кристи.

Почти всю свою жизнь Айзек Азимов провёл в своём кабинете, который держал в необыкновенной чистоте и порядке, печатая на машинке свои тексты - 90 слов в минуту, и с большой неохотой отрывался от дела, говоря, что он «действительно счастлив только работая». На вопросы о том, как получается быть таким плодотворным, Азимов отвечал: «Я не прикладываю усилий к тому, чтобы написать более поэтично или в высоком литературном стиле. Я просто пытаюсь писать ясно и, к счастью, обладаю способностью думать ясно, поэтому я пишу так, как думаю, и это сразу имеет хорошие очертания».

Секреты мастерства Айзека Азимова

Черновики Азимов создавал на печатной машинке, затем набирал текст на компьютере и делал исправления только один раз: «Это не из-за высокого самомнения» - объяснял он: «Я столько должен ещё написать, что, если буду засиживаться над одной книгой, то не успею сделать всё» . Над каждой книгой он работал от начал до конца, не прибегая к услугам ассистентов.

Любовь к выбранному делу и поразительная работоспособность в сочетании с невероятным интересом к жизни во всех аспектах её проявления - это те факты, которыми писатель объяснял своё мастерство: «Всё что я делаю - это продолжаю писать. Мне скоро будет 65, а я чувствую себя ребёнком, который пытается рассказать что-то Дедушка Времени. Но я чувствую, что если продолжать писать, это мастерство навсегда останется с тобой, также как у людей, которые держат себя в хорошей физической форме - в 65 лет они могут делать то, чего я не мог в 20» . Но, как и любой талантливый творческий человек, Азимов мучился мыслью, что он никогда не напишет лучше того, что уже сделано. Несмотря на то, что многие десятилетия издательства не отвергали ни одного произведения, писатель был преследуемым ночным кошмаром: «Мне снятся мои издатели, которые собрались вместе и говорят о том, что Азимов исписался. Затем они тянут соломинку, чтобы выбрать того, кто принесёт мне эту плохую новость» . 

«Как стать действительно плодовитым автором? Самое первое требование состоит в том, что человек должен иметь страсть к процессу написания. Я имею в виду; что он должен иметь страсть к тому, что происходит между размышлениями о книге и её завершением.»

О самолётах, политике и религии

В своей нелюбви отрываться от пишущей машинки Азимов доходил до крайностей. Он мог поехать на горный курорт, уступив требованиям жены, и все дни провести в номере, печатая новый роман. Но путешествовал он мало, считая, что если в результате крушения поезда, есть шанс выжить, то полёты - это предприятие несправедливое, потому что в случае падения самолёта ты умрёшь. По иронии судьбы, именно он, Айзек Азимов, который писал фантастические произведения о битвах межпланетных кораблей, о путешественниках во времени и в гиперпространстве и в отдалённых туманностях, никогда в жизни не садился в самолёт.

Несмотря на огромное пристрастие к работе, его занятие не стало препятствием для общения с миром: Азимов был очень популярной персоной, у него было много друзей, он был любящим отцом своих двоих детей и оставался очень близок с родителями до самой их кончины.

Азимов давал много интервью, был президентом Американской гуманистической ассоциации, и всегда утверждал, что он гуманист и рационалист, выступая против предрассудков и псевдонауки. Что касается религии, то в интервью 1982 года на вопрос «Вы атеист?» Айзек Азимов ответил: «Бесспорно, я - атеист. Я долго думал над этим. Я считал себя атеистом многие годы, но однажды почувствовал, что это интеллектуальная безответственность говорить об атеизме, потому что это предполагает наличие знания, которого в действительности нет. Лучше говорить не «атеист», а гуманист и агностик. Поэтому я решил, что я создание одновременно и эмоциональное и здравомыслящее. Эмоционально я атеист. Я не имею доказательства того, что Бога не существует, но я также не могу доказать, что он существует, поэтому не хочу тратить на это своё время».

Однако в своей автобиографии Айзек Азимов рассуждал о религии: «Если бы я не был атеистом, я бы верил, что Бог спасает людей, оценивая их жизненные заслуги, а не произносимые слова. Я думаю, что этот Бог предпочёл бы честного и добродетельного атеиста, а не церковника, вещающего по телевизору, каждое слово которого «Бог, Бог, Бог», а деяние - грязь, грязь, грязь».

Не скрывал Азимов и свои политические взгляды. Он был либералом, выступал против участия США в войне во Вьетнаме. В телевизионных интервью не скрывал своё мнение по поводу самых высших чиновников страны. Например, президента Ричарда Никсона он называл «жуликом и лжецом», а о героях американской контркультуры 60-х он говорил, что они оседлали эмоциональную волну, которая, в конце концов, оставит их на берегу «духовной страны без людей», откуда не будет возврата.

Писатель ушёл из жизни 6 апреля 1992 года в возрасте 72 лет, в официальном сообщение говорилось о том, что причиной смерти стали сердечная и почечная недостаточность. Через 10 лет после кончины из вышедшей автобиографической книге «It’s Been a Good Life» стало известно, что болезнь развилась на фоне вируса СПИД, который в кровь писателя занесли в 1977 году во время операции на сердце.

Кроме интереснейших научно-фантастических романов и захватывающих научно-популярных книг, Айзек Азимов оставил землянам своё послание о дружбе, ненависти и любви: «История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .