Летние музейные программы. Программы для детей Игры и мастер-классы

Летние музейные программы. Программы для детей Игры и мастер-классы
Летние музейные программы. Программы для детей Игры и мастер-классы

Вы уже успели отдохнуть и включиться в привычный рабочий режим? Списки дел становятся все длиннее, расписания всевозможных занятий все плотнее. И все же Lil School рекомендует найти время на посещение музеев и художественных галерей вместе с детьми, ведь это очень важно для развития вкуса и художественного восприятия. Мы хотим помочь вам определиться, куда пойти в ближайшее время, и для этого расскажем о детских программах, работающих в музеях и галереях крупных российских и зарубежных городов. Начнем с Москвы и Санкт-Петербурга.

Москва

Третьяковская галерея
Экскурсии в Третьяковке рассчитаны на детей от семи лет, а творческие занятия есть для детей от пяти. Экскурсии проводятся для организованных групп, и кроме обзорного маршрута по музею, можно посетить тематические: «Мир сказки и мечты». «Искусство XX века», «В мастерской скульптора», «В мастерской художника» и др. На творческие занятия можно записываться индивидуально, покупая разовое посещение или абонемент. На занятиях дети рисуют, лепят, слушают музыку и стихи, смотрят отрывки из балетных и оперных постановок.
Экскурсии
Программы для детей 5-6 лет
Для детей 7-9 лет
Для детей 10-12 лет

Государственный музей А.С. Пушкина
Детский центр музея работает более 12 лет. Центр занимается созданием интерактивных детских программ, в которых задействованы разные виды искусства – литература, музыка, театр, изобразительное и декоративно-прикладное. Программы рассчитаны на детей от 5 до 15 лет. С детьми работают музейные педагоги и научные сотрудники, режиссеры, художники, филологи, историки, психологи, театроведы, поэты и писатели.
Тематика детских программ очень разнообразна: в Пушкинском музее можно изучать письменность, прикладное творчество, театральное искусство, искусство речи и даже ходить в студию артистического фехтования.
Выбрать подходящую программу можно на сайте музея .

Московский музей современного искусства ММОМА
В программу детской арт-студии ММОМА входит два курса: «Двухмерная визуализация» и «Основы художественного восприятия». Посещать детскую студию могут дети от 4 до 10 лет, прием осуществляется в течение всего года. В Образовательном центре ММОМА идут курсы по мультипликации, книжной графике, скульптуре, театральному искусству и перформансу.
На сайте музея можно сыграть в образовательную онлайн-игру «PLAYMMOMA» . Игра задумана как увлекательное интерактивное пособие – введение в мир современного искусства. Предназначена для детей от 6 лет, а также их родителей.

Музей русского импрессионизма
Для школьников МРИ разработал экскурсионные программы , которые помогут узнать много нового о зарубежном и русском искусстве XIX и XX веков, научиться понимать язык живописи. Как обещают на сайте музея, экскурсии проходят без занудства и скуки, зато с использованием уникальной мультимедиа зоны. Для самых маленьких посетителей (от 4 лет) есть интерактивная экскурсия по основной экспозиции.
Для детей 4-6 лет в музее работает познавательно-развлекательный клуб «Карапузы и прекрасное» . На занятиях дети выполняют разные задания, играют, ставят творческие эксперименты, слушают музыку и даже танцуют. В музее также проводятся познавательно-развлекательные мастер-классы «Воображаемые авангардисты» .

Санкт-Петербург

Государственный Эрмитаж
Кружки Школьного центра Эрмитажа разработаны для детей разного возраста и рассчитаны на несколько лет обучения. Занятия ведут искусствоведы, историки, востоковеды, археологи и реставраторы. Прием осуществляется в сентябре по итогам собеседования. Дети знакомятся с живописью, изучают тайны ремесел, культуру разных эпох, основы археологии и многое другое.
В Эрмитаже работает старейшая музейная изостудия в России. Программа обучения включает в себя выполнение творческих заданий, а также знакомство с шедеврами изобразительного искусства из коллекции музея. Занятия проходят в помещениях Изостудии и в залах музея.

Музей современного искусства Эрарта
Для детей и школьников в музее есть специальные программы в форме интерактивных занятий и игровых экскурсий на экспозиции. Программы рассчитаны на детей от 6 лет и будут интересны даже самым непоседливым ребятам. Например, на экскурсии «Удивительная жизнь вещей» дети увидят, как обычные предметы, попадая в поле современного искусства, обретают необычные свойства, меняют настроение и характер в зависимости от того, как они изображены или сделаны художником.
Кроме экскурсий есть занятия в форме квестов : игра для детей 6-10 лет «Спасти фантазию, или Волшебная сила искусства» и арт-маршрут «Приключения с Немалевичем». Школьники постарше (11-17 лет) могут поучаствовать в интерактивных занятиях «В поисках смысла ЖИ, или Игра с искусством» и «Секреты современного искусства».

Музей Академии художеств
Для детей в музее есть занятия графикой, лепкой, мозаичным искусством; курс «Четыре вида искусства», цикл занятий «Нескучное искусство». Можно приобретать разовые посещения или абонемент на 1 месяц. Все занятия очень интересные и подходят детям от 6 до 15 лет.
На занятии «Графика» участники занятия создадут гравюру и унесут с собой настоящий печатный оттиск. На курсе «Мозаика» дети поработают с натуральным мрамором и гранитом, морской галькой, смальтой, витражным стеклом, опробуют себя в необычной смешанной технике: живопись цветными цементами с элементами мозаики.
Посмотреть подробную информацию и записаться на занятия можно на сайте музея .

Русский музей
В музее проводятся занятия для детей от 4 до 16 лет и семейной аудитории, в течение учебного года. Программа состоит экскурсий по экспозиции Русского музея и творческих занятий в студиях Михайловского замка. На экскурсиях дети знакомятся с коллекциями музея, историей шедевров; учатся понимать язык художников. В студиях ребята обучаются приемам изобразительной деятельности, занимаясь рисованием, лепкой и художественным моделированием. Можно изучать авангард, русскую живопись, историю дворцов и садов Санкт-Петербурга, современное и народное искусство и многое другое.
Кроме того в музее работает программа дистанционного обучения для школьников и студентов. Есть доступ к курсам «Язык изобразительного искусства» и «Современное искусство», включающим в себя учебные материалы и тестовые задания по истории, основным понятиям изобразительного искусства.

Мастерская Аникушина
Это не только мемориальный музей известного петербургского скульптора ХХ века Михаила Константиновича Аникушина, но и современный центр обучения и творчества. Самые любознательные точно оценят возможность потрогать экспонаты, что позволено не в каждом музее. Здесь же можно узнать о том, как создаются памятники: от появления наброска на бумаге до отправки готовой модели для отливки в бронзе.
Для детей проводятся

Посещение музея можно сделать увлекательным и запоминающимся, если добавить к экскурсии самостоятельное исследование и игры. Для нас работают ориентированные на детей экскурсоводы, а после экскурсии мы предлагаем наш квест. В поисках ответов на вопросы квеста участники внимательно изучают экспозицию и обращают внимание на те экспонаты и детали, которые могли бы остаться незамеченными при обычном посещении музея. Подводя итоги, играем и всех угощаем конфетами!

Средневековье часто называют «мрачным», «темным». Оно ассоциируется с ужасами инквизиции, жестокими войнами. Но эта же эпоха стала временем благородных рыцарей и прекрасных дам, развития поэзии и религиозно-философской мысли, временем создания грандиозных соборов и монастырей. Так какие же они, Средние века? Участники нашей программы смогут...

Приглашаем Вас в путешествие в глубь веков — в древнюю историю России. Мы вспомним всем хорошо известные события и исторических личностей, а также найдем и узнаем то, о чем редко рассказывают даже на уроках истории! Рассмотрим запутанные ветви Древа Государей Российских в Парадных сенях. Узнаем, как рыбачили наши предки в 3 веке до нашей эры. Найдём...

Ю.Н. Уварова, зав. отделом научной популяризации Музеев Московского Кремля

Разработаны новые музейные программы для школьников

Интегрируясь в современную систему образования подрастающего поколения, многие музеи создают новые , которые направлены на расширение аудитории постоянных посетителей музея и превращение музейных экспозиций в сферу увлекательного семейного досуга и дополнительного образования. В Музеях Московского Кремля отделом научной популяризации разработаны и используются на практике несколько новых видов просветительской деятельности , предназначенных для посетителей разного возраста:

  • культурно-образовательные общеобразовательных организаций (далее - ОО) и студентов;
  • программы с элементами театрализации;
  • творческие занятия в Детском центре по различной тематике, адресованные учащимся начальных классов и семейной аудитории;
  • знакомство с экспозицией временных выставок в форме лекционных программ и интерактивных занятий. При разработке содержания и методики проведения программ главными целями являются: углубленное знакомство с музейной экспозицией (по сравнению с обзорной экскурсией) и интерактивная манера подачи материала, предполагающая активное интеллектуальное и эмоциональное участие посетителей.

Для более эффективного контакта с педагогами ОО любого региона Российской Федерации, коллегами из других музеев и родителями учащихся Музеи Московского Кремля регулярно организуют и проводят целый ряд общественных мероприятий :

  • фестиваль-конференцию «Кремль - детям»;
  • научно-практический семинар «Школа-музей»;
  • конкурсы эссе для учащихся по различной тематике;
  • конкурсы детских рисунков и карнавальных костюмов, приуроченные к памятным датам и календарным праздникам.

В этом направлении деятельности есть традиционные проекты, которые существуют уже много лет, но не теряют свою актуальность, например, семинар «Школа-музей». Он организуется для учителей и директоров ОО г. Москвы и проводится один раз в два года в октябре с целью обмена мнениями между сотрудниками музея и педагогами по вопросам интеграции музейных программ в образовательный процесс - взаимодействия музея и школы . Методисты Музеев Московского Кремля представляют новые культурно-образовательные проекты и учебную вспомогательную литературу, участники семинара обсуждают пути взаимодействия и перспективы сотрудничества ОО и музея.

для учащихся

Из новых форм просветительской работы самыми востребованными можно признать культурно-образовательные программы для учащихся разного возраста по различной тематике. Эта форма предполагает несколько составляющих в рамках одной программы: лекция, занятие на экспозиции, интерактивное занятие с участием посетителей, во время которого они выполняют задания и отвечают на вопросы. Занятия могут проходить с использованием реквизита - исторической реконструкции подлинных памятников старины и шедевров из музейной коллекции. Основная цель культурно-образовательных программ - интеграция в образовательный процесс, например, в контексте преподавания учебных предметов, реализации внеурочной деятельности или развития системы работы дополнительного образования, а также расширение кругозора юных посетителей.

Поэтому созданы тематические авторские программы, соотносящиеся с программой учебного предмета «История России» для ОО. Архитектурные памятники и шедевры из собраний Музеев Московского Кремля помогают учащимся более глубоко и серьезно изучить исторический материал и являются превосходными иллюстрациями исторической эпохи и важных событий. Наиболее популярными программами для учащихся 5-7-х классов являются: «Иван Грозный - первый русский царь» и «Смутное время». Оба проекта сочетают короткую лекционную часть и занятия на экспозиции музея.

Культурно-образовательная программа музея «Иван Грозный - первый русский царь»

Культурно-образовательная программа для учащихся 5-7-х классов «Иван Грозный - первый русский царь» позволяет узнать о политических событиях XVI в., парадных церемониях и частной жизни царя Ивана Васильевича и его семьи. Одна из тем программы посвящена изобразительному искусству грозненской эпохи, с шедеврами которого учащиеся знакомятся на примере росписей и икон Благовещенского собора - домашнего храма московских государей. Полученные знания помогает закреплять тетрадь творческих заданий - педагог может использовать ее в классе во время урока. Тетрадь вручается каждому учащемуся и содержит вопросы и задания, карты Кремля и обширный изобразительный материал. Подобные рабочие тетради созданы для нескольких образовательных программ и являются хорошим вспомогательным материалом в учебном процессе.

Культурно-образовательная программа музея «Смутное время»

Авторская культурно-образовательная программа «Смутное время» также предназначена для учащихся 5-7-х классов и посвящена русской истории начала XVII в. События Смутного времени: смерть царя Бориса Годунова, воцарение Лжедмитрия, польская интервенция подробно рассматриваются не только в лекционной части, но и на примере памятников двух соборов Московского Кремля - Успенского и Архангельского. Учащиеся знакомятся с вопросами преемственности и законности власти государя, вспоминают царские династии (Рюриковичей и Романовых), правившие в России, обсуждают причины избрания на царство в 1613 г. Михаила Романова.

В связи с тем, что современные старшеклассники отличаются рациональным мировоззрением и стремятся к получению знаний, полезных для будущей профессии, несколько лет назад была разработана необычная форма образовательной программы для учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля и студентов колледжа - деловая игра «Я - экскурсовод». Содержание программы предполагает знакомство с соборами, территорией Кремля и Оружейной палатой. Цель проекта «Я познакомлю вас с Кремлем» - создание каждым юным участником авторской экскурсии и последующая ее презентация в качестве экзаменационной работы. Программа апробирована и внедрена в образовательный процесс колледжа при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (включена в учебный план 3-го курса). Форма деловой игры способствует активному восприятию музейной экспозиции, знакомит с особенностями работы с посетителями, помогает старшеклассникам определиться в выборе будущей профессии.

Культурно-образовательная программа музея «Ушедший Кремль»

Образовательная программа для учащихся 9-11-х классов «Ушедший Кремль» разработана для будущих искусствоведов, архитекторов, специалистов по регионоведению. Проект имеет исследовательский характер и включает элементы игры-квеста, столь популярной в наши дни среди посетителей разного возраста. Учащиеся в лекционной части узнают о том, каким был Кремль в XVI-XIX вв., как менялся облик кремлевских улиц и площадей и какие сооружения возводились по указам российских государей. На практическом занятии учащиеся должны, ориентируясь по карте, найти, где именно в Кремле находились несохранившиеся дворцы, храмы и монументы, рассказать об истории их создания и причинах утраты. Программа требует от участников аналитического подхода к информации и навыков исследовательской работы. В завершение каждый учащийся представляет доклад с презентацией, посвященный одному из утраченных памятников Московского Кремля. Помимо образовательной задачи, этот проект ставит своей целью воспитание бережного отношения к историческому наследию и понимания важности его сохранности.

Музейные программы для школьников с элементами театрализации

Культурно-образовательные программы с элементами театрализации реализуются в музеях Кремля несколько лет. Разработка такой программы требует подготовки сценария, включения в сюжетную канву исторического персонажа, использования ролевой игры как метода погружения участников в атмосферу заданной эпохи. Большое значение для положительного эмоционального восприятия проекта имеют актерские навыки сотрудника музея, исполняющего роль некоего персонажа, и реквизит, являющийся исторической реконструкцией памятников старины. В настоящее время Музеи Московского Кремля предлагают учащимся среднего и старшего возраста две театрализованные программы, посвященные русской придворной культуре XVII в. - «Во кремлевских во палатах» и «У царицы на пиру». Они проводятся в экспозиции Патриарших палат и знакомят с повседневной жизнью русских государей. Прием театрализации требует от музейных сотрудников чувства меры и деликатности, он не должен заменять интерес к подлинным произведениям музейной экспозиции и служить исключительно развлекательным целям. Главная задача - пробуждение интереса к национальным традициям и создание яркого образа эпохи.

Познавательную функцию программы «Во кремлевских во палатах» выполняют и игровые моменты, включенные в сценарий программы: посетителям не только рассказывают о забытых в наше время деталях женского и мужского костюма знатного человека, но и предлагают померить их и увидеть, как элементы костюма носили в далекие времена. Двух участников программы наряжают боярышней и боярином, поясняют названия и значение составных частей их одеяний и аксессуаров. В результате юные посетители получают представление об особенностях русского средневекового костюма и этикете, принятом при царском дворе.

Программа «У царицы на пиру» также сочетает повествовательную (экскурсионную часть) и игровую, театрализованную. Благодаря красочной реконструкции торжественного застолья и разнообразному реквизиту воссоздается обстановка царского пира во дворце. Учащиеся принимают участие в ролевой игре - изображают различных персонажей - участников застолья. Интерактивное действо помогает им узнать о правилах этикета, парадных церемониях XVII в., законе местничества. Важной целью программы является знакомство с традициями русской национальной культуры и трансформация старинных обычаев в современный контекст. Обе программы включают работу с тетрадью творческих заданий.

Музейные программы для школьников с творческими заданиями

Работа с учащимися 1-4-х классов предполагает широкое использование творческих заданий , игровых моментов, реквизита, применение формы активной беседы и поощрения наиболее активных участников. Относительно новым методом познания музейной экспозиции и закрепления материала является творческое занятие, включенное в структуру образовательной программы. Подобное мероприятие сочетает знакомство с подлинными памятниками музея, повторение материала в виде лекции-беседы и создание предмета художественного творчества в технике, предложенной художником-педагогом. Этот вид работы помогает творчески осмыслить информацию об историческом прошлом и отобразить ее в художественных образах. Он пользуется особенным успехом не только в работе с учащимися, но и у семейной аудитории и в последнее время стал популярной формой семейного досуга.

В Музеях Московского Кремля методистами отдела научной популяризации разработано несколько тематических авторских программ, посвященных истории архитектурного ансамбля царской резиденции и знаменитым коллекциям Оружейной палаты. Программы реализуются в рамках детской студии «Светлица». Программы комбинируют посещение экспозиции и художественное творчество в Детском центре. Учащиеся выполняют несложные задания, используя подготовленные заранее заготовки художника. При этом они опираются на знания и впечатления, полученные во время посещения музея. Таким образом юные посетители, осваивая азы художественного творчества, закрепляют полученные знания и запоминают наиболее значимые исторические события, факты, явления культурной и бытовой жизни. Творческие задания выполняются в разных техниках: рисунок, аппликация, лепка, макетирование, а в качестве образцов используется реквизит и реконструкция подлинных старинных костюмов. Учащиеся узнают об особенностях работы с различными материалами и, создавая собственный «шедевр», ощущают себя настоящими «ремесленниками» - гончарами, строителями, рисовальщиками. Во время коллективных занятий присутствуют элементы взаимопомощи, а активное участие родителей и их эмоциональная поддержка способствуют атмосфере семейственности и дружелюбия.

Культурно-образовательная программа музея «Мы строим Кремль»

Чрезвычайно востребованной стала новая культурно-образовательная программа «Мы строим Кремль» , посвященная истории строительства новой великокняжеской резиденции в эпоху Ивана III. Она направлена на то, чтобы сформировать у учащихся осознанное восприятие красоты архитектурного ансамбля Московского Кремля и понимание его уникальной исторической и государственной значимости. Во время занятия учащиеся с картой Кремля проходят вдоль крепостных стен и башен, запоминают их названия, конструкцию, назначение. Под руководством опытного методиста они представляют картину вражеского нашествия и обороны Кремля в старину. В Детском центре юные посетители «строят» одну из самых красивых и высоких кремлевских башен - Водовзводную.

Музейные программы для школьников и семейной аудитории

Познавательную цель имеет серия программ с творческими занятиями для учащихся и семейной аудитории - «Навстречу праздникам» . В списке праздничных дат есть и старинные, и унаследованные от советского периода: Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, 8 Марта, 23 Февраля. Главная цель проекта - рассказать об истории всеми любимых праздников и помочь учащимся создать своими руками подарок для родителей. Правда, часто не без помощи самих родителей, т. к. посетителями программы являются как классы обучающихся, так и семейные группы. Несмотря на обилие информации и несомненный интерес к национальным традициям, в наши дни далеко не все посетители знают историю появления наряженной елки на Рождество, символику пасхального яйца и значение Масленой недели. Программа «Навстречу праздникам» знакомит учащихся с этими важными понятиями и раскрывает глубокий смысл церковных и календарных праздников, используя форму лекции-беседы с показом красочных слайдов. Повествование о традициях празднования Пасхи включает занятие в экспозиции Оружейной палаты, где посетители могут увидеть прославленные шедевры фирмы К. Фаберже - пасхальные подарки. В Детском центре учащиеся, опираясь на полученные знания и вдохновленные увиденными произведениями искусства, создают свой «шедевр».

Более сложные цели ставит проект , получивший название «Клуб любителей древностей» . Он предлагается семейной аудитории, рассчитан на несколько лет обучения и предполагает последовательное изучение всего комплекса Музеев Кремля, а также истории искусства и различных музейных профессий. Секции клуба - это авторские программы методистов, состоящие из 16 занятий на экспозиции и в учебном классе: «Кремлевские достопамятности», «Мое открытие Кремля», «Я - геммолог», «Юные знатоки искусства». В процессе занятий теоретические знания подкрепляются знакомством с произведениями искусства, архитектурой и рассказом методиста о важных вехах русской истории на экспозиции музея. Обучение в клубе завершается в конце учебного года конкурсом эссе и устных докладов с презентациями о наиболее запомнившихся шедеврах и архитектурных сооружениях. Учащиеся, занимающиеся в студии «Светлица» и посещающие «Клуб любителей древностей», с удовольствием принимают участие в различных конкурсах как интеллектуальной, так и художественной направленности. Например, конкурс «Елке - быть», приуроченный к Рождеству и Новому году, объявляется на лучший тематический арт-объект: елку из необычных материалов или елочную игрушку на кремлевскую тему. В создании конкурсной работы обычно участвует вся семья, а в роли жюри выступают сотрудники Музеев Кремля, которые голосуют за самый оригинальный «сувенир».

Создание научно-популярной и вспомогательной литературы для учащихся связано с подготовкой и выпуском книг семейного чтения по различной тематике об истории русского государства и Московского Кремля, и целый ряд вспомогательной учебной литературы по курсу истории для учащихся 5-9-х классов. Поскольку подобные издания рассчитаны на семейную аудиторию, иллюстративный материал включает рисунки на заданную тему, которые художник создает на основании консультаций с автором книги - сотрудником музея.

Еще одной формой взаимодействия учебных заведений и музея можно считать научно-популярные издания серии «Музей - школе», которые вышли в свет впервые в 2013 г. В настоящее время методистами отдела научной популяризации выпущены вспомогательные материалы к курсу истории 5-8-х классов по следующей тематике: «Московский Кремль в 1812 г.», «Великий московский князь Иван III», «Воцарение Романовых». Издания имеют методический характер и рассчитаны на использование в процессе обучения педагогами и учениками, т. к. содержат не только необходимую информацию, но и многочисленные вопросы и задания по теме.

Музейно-педагогическая программа для дошкольников "Волшебная палитра"

Собственная музейно-педагогическая программа «Волшебная палитра» является частью художественно-эстетического воспитания дошкольников 5-7 года жизни и носит преемственный характер. Программа разработана на основе музейных экспозиций г. Ульяновска.Данная работа будет полезна воспитателям ДОУ, а также музейным работникам, осуществляющими свою деятельность с детьми дошкольного возраста.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый Художник, Музыкант и Поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создавать для этого благоприятную среду, которая основана на доверии и понимании. Задача воспитателя - добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом».
Для достижения данной задачи необходимо формировать личность ребёнка-дошкольника путём приобщения его к эстетическим ценностям искусства, становления его творческих способностей и самовыражения в самостоятельной художественно-творческой деятельности. В полной мере осуществить поставленную задачу можно, если целенаправленно создавать оптимальные условия для укрепления творческого потенциала каждого ребёнка и формирование в нём нравственных начал через восприятие различных видов искусств, имеющих общечеловеческие эстетические ценности. Воспитательным компонентом при этом является эмоционально-положительное отношение ребёнка к объектам эстетического характера и понимание гармонии на примере изобразительного искусства, архитектуры, музыки, природы и человеческих взаимоотношений.
Понимание необходимости практически решить задачи эстетического формирования личности ребёнка-дошкольника, послужило стартовой точкой к созданию собственной программы, основанной на базисных теориях гармонического развития человека с учётом потенциала музейных экспозиций города и учреждений культуры.
Музейная экспозиция как сильное средство педагогического воздействия широко используется в практике работы многих дошкольных учреждений г. Ульяновска. Детские сады тесно сотрудничают с музеями города, в том числе и на договорной основе. Как правило, данное сотрудничество в большинстве своём обращено исключительно к темам краеведческого характера. Между тем, музеи города обладают богатыми ресурсами. Так, Ульяновский областной Художественный музей со своей богатейшей коллекцией художественных произведений недостаточно привлекается к работе с дошкольниками. Именно в этом заключается новизна и актуальность программы.
Музейный компонент, не дублируя общепринятые педагогические программы для детского сада, значительно расширяет их возможности, как в постижении изобразительного искусства, так и в формировании визуальной культуры. Образовательные мероприятия проводятся и в детском саду, и в пространстве музеях города, что даёт возможность использовать методику и принципы музейной педагогики, основанной на диалоге и индивидуальном подходе в учебно-воспитательном процессе.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников формируется в процессе развития художественно-творческих способностей воспитанников, в том числе через интеграцию различных видов деятельности. Поставленные задачи решаются в непосредственно образовательной деятельности, в ходе совместной деятельности взрослого и детей и в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в режимных моментах, а также частично в кружковой деятельности.
Для достижения поставленной цели, мною, в первую очередь, были определены пути осуществления задач формирования эстетической личности, через комплексное воздействие на ребёнка-дошкольника таких смежных видов искусств, как музыка, художественное слово, пластическое движение, драматизация, при приоритетном использовании средств изобразительного искусства и подключение к самостоятельной детской изобразительной деятельности.
Средствами осуществления задач эстетического воспитания были определены:
1. Все виды искусства (изобразительное, архитектура, скульптура, музыкальное, танцевальное, театральное, дизайн, народное искусство).
2. Окружающая действительность, в том числе и природа.
3. Практическая художественно-творческая деятельность дошкольников.

В определении перспектив развития художественно-эстетического воспитания дошкольников основной упор сделан на изобразительную и конструктивную деятельности детей, музыкальное воспитание, на театрально-игровую, и историко-краеведческое образование дошкольников.
С этой целью выделены 4 взаимосвязанных блока:
1 - Блок изобразительно-творческой деятельности «Волшебная палитра», который выделен в отдельную музейно - педагогическую программу с тем же названием;
2 - Блок конструктивно-творческой деятельности «Город мастеров»;
3 - Блок музыкально-ритмической деятельности «Музыкальная мозаика»;
4 - Блок театрально-игровой деятельности «Лицедеи».
Блоки выделены с учётом базисных программных требований и как региональный компонент, так как в решении вопросов художественно-эстетического развития нам помогают культурные и исторические ценности Симбирска-Ульяновска. Каждый из представленных блоков имеет свою цель и задачи обучения. Обучение начинается со второй младшей группы в рамках занятий по изобразительной деятельности, а также в совместной деятельности и в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми. Начиная со старшей возрастной группы часть мероприятий переносится в пространство музея. В подготовительной группе занятия осуществляются только в музеях (Художественный музей, музей « Градостроительство и архитектура Симбирска – Ульяновска, Рериховский центр духовной культуры, областная библиотека для детей и юношества им. С.Т. Аксакова, музей Народного творчества, Выставочный зал) с использованием подлинных экспонатов, макетов и др. музейных материалов. В дошкольном учреждении осуществляется закрепление материала, обобщение на примере иных произведений искусства (постеры, фотографии, вырезки из журналов, открытки и т.п.).
Одним из основных блоков, который разработан в достаточной степени и апробирован совместно с областным Художественным музеем является
БЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Целью музейно-педагогической программы «Волшебная палитра» является формирование творческой личности ребёнка - дошкольника посредством жанров живописи и собственной изобразительной деятельности.
Исходя из цели, выделены задачи эстетического воспитания программы:
- гармонически развивать каждого дошкольника на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства в музейных экспозициях.
- способствовать пробуждению творческой активности и выработке навыков восприятия различных видов искусств.
- способствовать постижению языка изобразительного искусства через освоение его специфики.
- развивать практические умения через использование различных видов изобразительных средств.
Реализация перечисленных задач решается путём комплексного воздействия разных видов искусств на развитие художественно-творческого потенциала ребёнка, а также, их оптимального взаимодействия на овладение ребёнком приёмами изображения в практической деятельности.
Благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса достигается целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов, а эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение как к искусству, так и к жизни.
Обеспечивая полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка-дошкольника, сформирует в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

План работы по музейно-педагогической программе «Волшебная палитра»
С Е Н Т Я Б Р Ь «Прекрасное в обычном» Жанр живописи НАТЮРМОРТ
О К Т Я Б Р Ь «Природа и художник» Жанр живописи ПЕЙЗАЖ
Н О Я Б Р Ь «Учимся смотреть» Жанровая БЫТОВАЯ КАРТИНА
Д Е К А Б Р Ь «Знаменитые люди Симбирского края» А. А. Пластов 31.01.1893г.- 12.05 1972г.
Я Н В А Р Ь «Праздники православного календаря» РОЖДЕСТВО В ДРЕВНЕ-РУССКОЙ ИКОНОПИСИ
Ф Е В Р А Л Ь «Графика» Книжная графика ИЛЛЮСТРАТОРЫ ДЕТСКИХ КНИГ
М А Р Т «Человек и время» Жанр живописи ПОРТРЕТ
А П Р Е Л Ь «Скульптура и её особенности» СКУЛЬПТУРА
М А Й «Застывшая музыка» АРХИТЕКТУРА