Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности «Кукольный театр. Дополнительная образовательная программа «Театр кукол Программа кружка кукольный театр на 21 час

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности «Кукольный театр. Дополнительная образовательная программа «Театр кукол Программа кружка кукольный театр на 21 час

Светлана Пыталева
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности «Кукольный театр»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области «Детский сад

комбинированного вида №34 «Любава»

Утверждаю :

Заведующий МБДОУ «Детский сад №34»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка по

«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР »

на 2017 – 2018 учебный год.

Средняя группа

Воспитатель :

Пыталева С. В.

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная , музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность . В связи с этим, в нашей группе я веду театральный кружок «Сказка» .

Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе , трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир .

Актуальность.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми .

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа) .

Цель : Развивать коммуникативно - творческие способности детей посредством театрализованной деятельности .

Задачи :

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности .

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра .

8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности .

9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Учебный план

Количество занятий – 1 раз в неделю

Продолжительность занятия - 20 минут

Количество раз в месяц - 4 занятия

Возраст детей – 4 – 5 лет

Программа предполагает проведение одно занятия в неделю во второй половине дня 15ч. :15мин. – 15ч. :35мин.

Срок реализации программы – 1 год :

Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей .

Проводятся под руководством педагога.

Формы и методы обучения :

Словесные – объяснение;

Наглядные – показ;

Креативные – творческий подход.

Используются :

Игровые упражнения;

Игры - драматизации;

Сюжетно-ролевые игры.

Ожидаемый результат :

Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание , эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).

Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Формы подведения итогов :

Театрализованные представления для детей;

Участие в конкурсах по театрализованной деятельности .

Перспективное планирование.

Сентябрь

1. Тема. Мы играем в театр .

Цель : развивать активное внимание, воображение; познакомить с правилами поведения в театре ; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль : «кассира» , «билетера» , «зрителя» ); воспитывать дружеские взаимоотношения.

2. Тема. Мы – будущие артисты.

Цель : развивать активное внимание, быстроту реакций, мышление, воображение; воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности ; закрепить с детьми правила поведения в театре ; обыгрывание ролей; воспитывать дружеские взаимоотношения.

3. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры , театр кукол бибабо ).

Цель : познакомить детей с разными видами театров ; углублять интерес к театрализованным играм ; обогащать словарный запас.

4. Тема. Ритмопластика.

Цель : развивать у детей умение пользоваться жестами;развивать двигательные способности : ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

1. Тема. Знакомство с пальчиковым театром театральной деятельности .

Цель : развивать интерес к различной театральной деятельности ; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром театральной деятельности ; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

2. Тема. Чтение сказки «Колобок» .

Цель : учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

3. Тема. Инсценировка сказки «Колобок» .

Цель : учить детей понимать эмоциональное состояние героев; развивать у детей умение пользоваться жестами; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты) ; воспитывать чувство уверенности в себе.

4. Тема. Психогимнастика.

Цель : побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты) ; развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

«Репка» . Работа над речью (интонация, выразительность) .

Цель : познакомить детей со сказкой, воспитывать добрые и гуманные чувства, развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

«Репка» .

Цель театра , развивать речь, умение высказываться.

3. Тема. Просмотр кукольного театра «Репка»

Цель : активизировать познавательный интерес к театру ; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура» ; «театр начинается с вешалки» ; воспитывать любовь к театру .

4. Тема. Театральные этюды . Игры – драматизации.

Цель : развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера; учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно; учить строить диалоги; воспитывать выдержку, терпение.

5. Тема. Выразительные средства общения.

Цель : активизировать использование в речи детей понятия «мимика» и «жест» . Развивать умение согласованно действовать в коллективе.

1. Тема. Чтение русской народной сказки «Теремок» . Работа над речью (интонация, выразительность) .

Цель : продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

2. Тема. Инсценировка р. н. с. «Теремок» (пальчиковый театр ) .

Цель : совершенствовать навыки владения пальчиковым театром ; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

3. Тема. Сказочные этюды. Игры - превращения.

Цель : развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движения; учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно; учить строить диалоги; воспитывать выдержку, терпение.

4. Тема. Новый год пора встречать! (Инсценировка) .

Цель : воспитывать эмоционально положительное отношение к праздникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в подготовке и проведении праздника.

1. Тема. Знакомство с теневым театром .

Цель : продолжать знакомить детей с разными видами театров ; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.

2. Тема. Показ взрослыми р. н. с. «Заюшкина избушка» (теневой театр ) .

Цель : создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности ; обеспечить более яркое восприятие сказки.

3. Тема. Знакомство с настольным театром . Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности .

Цель : продолжать знакомить детей с настольным театром ; навыками владения этим видом театральной деятельности ; воспитывать любовь к театру .

4. Тема. Чтение русской народной сказки «Три поросёнка» . Работа над речью (интонация, выразительность) .

Цель : продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

1. Тема. Инсценировка сказки «Три поросёнка» (настольный театр – для детей своей группы) .

Цель : учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества, учить взаимодействовать с партнером в театральной игре .

2. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности куклами – Би- Ба- Бо и освоение детьми навыков управления этими куклами.

Цель : продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности ; развивать творческий интерес, учить детей управлять куклами – би-ба-бо; воспитывать любовь к театральной деятельности .

«Волк и семеро козлят» . Отработка диалогов .

Цель : развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.

4. Тема. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (куклы би-ба-бо; показ детям младших групп) .

Цель : создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.

1. Тема. Чтение р. н. с. «Лиса и журавль» .

Цель : развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

2. Тема. Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»

Цель : вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

3. Тема. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» .

(пальчиковый театр ) .

Цель : познакомить детей со сказкой, воспитывать добрые и гуманные чувства, продолжать учить детей слушать сказки; развивать внимание, усидчивость.

4. Тема. Драматизация р. н. с «Заюшкина избушка» .

Цель : продолжать участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

1. Тема. Сказка «Теремок»

Цель

2. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок» .

Цель : развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас, развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь.

3. Тема. Знакомство с фланелеграфом.

Цель : дать представление о работе с фланелеграфом и перемещениях картинок. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах.

4. Тема. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибком»

Цель : продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, воспитывать любовь к животным, воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

1. Тема. Репетиция сказки «Под грибком» .

Цель : формировать навык последовательного перемещения персонажей на фланелеграфе, развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи, развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах.

2. Тема. Показ сказки «Под грибком» на фланелеграфе.

Цель : создать радостное настроение у детей, воспитывать нравственность и духовность, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

3. Тема. Сказка «Репка на новый лад» . Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель : развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

4. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад» .

Цель : развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас, развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

5. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей) .

Цель : создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра .

Список литература.

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду . Методические рекомендации. Игры, упражнения, сценарии. «ТЦ Сфера» Москва, 2009.

2. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии. «ТЦ Сфера» Москва, 2010.

3. Варавина Л. А. В гостях у бабушки загадушки. Сценарии развлекательных мероприятий в детском саду. «АРКТИ» , 2008.

4. Власенко А. П. Театр кукол и игрушек в детском саду : кукольные спектакли , эстрадные миниатюры для детей3-7 лет. «Учитель» , 2012.

5. Гордиенко С. А. Играем в сказку. Пальчиковый театр . «Феникс-Премьер» , 2015.

6. Зацепина М. Б. Организация культурно - досуговой деятельности дошкольников . «Педагогическое общество России» , 2004.

7. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам : Театр картинок . Театр игрушек . Театр петрушек . «Просвещение» ,1982.

8. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия.

9. Интернет ресурсы.

Табель посещаемости кружка «КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР »

Группа № 13.

№ Ф. И. ребёнка (месяца)

Присутствует :

Отсутствует .

Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Направление программы :

Коррекция недостатков в речевом развитии детей

Эстетическое воспитание

Развитие общей и мелкой моторики

Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА.

г. Сатка, Челябинская область

Утверждаю

Директор МСКОУ школа – интернат

Е.А. Филиппов

«____»___________________2008г.

Программа кружка

«Кукольный театр»

Срок реализации: 3года

Данилова Оксана Александровна

г. Сатка

2008 год

  1. Паспорт программы.
  2. Пояснительная записка.
  1. Введение.
  2. Актуальность.
  3. Цели и задачи.
  4. Принципы построения программы
  1. Организация процесса.
  2. Тематическое планирование.
  3. Содержание программы.
  4. Список литературы.

Паспорт программы.

  1. Полное наименование программы : Программа кружка «Кукольный театр».
  2. Тип:
  3. Образовательная область:
  4. Направленность деятельности: творческая
  5. Уровень освоения содержания образования: общекультурный
  6. Разработчик: Данилова Оксана Александровна, воспитатель МСКОУ 8 вида
  7. Место реализации программы: МСКОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида.
  8. Адрес, телефон: Челябинская область, г. Сатка, ул. Матросова 8а. Телефон – 4-21-87.

Оснащение программы:

  1. Нормативно-правовая база:
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.
  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных

Учреждений 8 вида

  • Программа развития школы.
  • Воспитательная система школы
  • Программа эстетического воспитания учащихся с проблемами в

развитии.

2. Теоретическое основание:

  • Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии- М. 1973;
  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. Под ред. Пузанова Б.П. – М: Изд.центр «Академия», 2000
  • Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития./ сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микидзе – Спб.: Питер, 2002.

3. Методическая литература:

  1. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» - М.1960
  2. Г.В Генова «Театр для малышей» -М. 1968
  3. О.Емельянова Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Под ред. С.А.Щербакова – ООО «Русский стиль Подмосковья»2001.
  4. Информационная поддержка: Интернет.
  5. Материальные ресурсы:
  • Ширмы
  • Пальчиковые куклы
  • Перчаточные куклы
  • Декорации

Краткое содержание программы

Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Направление программы :

Коррекция недостатков в речевом развитии детей

Эстетическое воспитание

Развитие общей и мелкой моторики

Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности .

Возрастные рамки : 7-11лет

Сроки реализации программы: 3 года

Уровень реализации программы: специальное (коррекционное) учреждение

Формы реализации программы: групповая

Способ освоения содержания материала: копирование действий, элементы творчества

Ожидаемые конечные результаты: научить показывать спектакли, развить творчество, воспитать интерес к театральной деятельности.

Пояснительная записка

Введение.

Кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик-побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

Актуальность.

В воспитании подрастающего поколения важную роль играет его эстетическое воспитание, осуществляемое в первую очередь средствами различных видов искусства. В первую очередь это касается младшего школьного возраста, когда у большинства детей интересы еще окончательно не сформировались, а склонности к отдельным видам искусства не успели проявиться.

Дети, с ограниченными возможностями здоровья, – сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей: в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Они не могут самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них снижена ориентировочная деятельность, познавательная активность, весьма узок круг интересов, нарушена мелкая моторика рук, наблюдается недостаточность внимания, нарушение памяти, низкий уровень развития мышления. У детей не сформированы коммуникативные навыки, слабо выражен интерес к занятиям. Что дает такому ребенку игра в кукольный театр? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает ребенку возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития ребенка процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для ребенка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу, и дает детям игра в кукольный театр.

Главное в работе с детьми – воспитание, но не как обучение различным навыкам, а как развитие творческих способностей. А творчество ребенка лучше всего проявляется в игре. Поэтому игра является основным способом привлечения детей к театральному искусству. Причем не «игровые технологии», а именно Игра, когда взрослый руководитель « играет в театр» так же самозабвенно, как дети. И тогда начинается совместный поиск, возникает взаимопонимание и происходит маленькое чудо – дети и взрослые становятся соавторами театрального действа.

Поэтому одной из форм работы с детьми с ограниченными возможностями была выбрана тема: «Кукольный театр как средство развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья» .

Цель программы: знакомство со спецификой кукольного театра; раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Учебные задачи:

  • Объяснить назначение кукольного театра, познакомить с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
  • Познакомить с различными видами кукол.
  • Формирование практических навыков художественно-творческой деятельности на самореализацию.
  • Раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке, введением их в мир театра в мир игры.
  • Развивать художественно-творческие способности и склонности ребят, познавательные процессы.
  • помочь адаптации ребенка в обществе.

Коррекционные задачи:

  • Коррекция недостатков в речевом развитии детей
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности .

Воспитательные задачи:

  • воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • воспитание творческой индивидуальности.

Межпредметные связи:

Развитие речи: закрепление знаний о построении предложений, умений участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Чтение: закрепление умений читать и пересказывать короткие тексты.

Трудовое обучение: закрепление умений, получаемых на уроке при работе с картоном и бумагой, для изготовления декораций.

Математика: пространственная ориентировка, счет.

Работа с родителями: Показ спектаклей к празднику 8 Марта, на родительском собрании в конце года.

Принципы построения программы.

1. Принцип создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

2. Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся.

3.Принцип преемственности и систематичности.

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, последовательности занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

5.Принцип наглядности.

6. Индивидуальный подход к детям.

7.Принцип повторяемости действий для закрепления в памяти.

Организация процесса.

Объект: ученики 1, 2 -4 «б» класса МСКОУ школы – интерната 8 вида.

Предмет: процесс развития творческих способностей детей

Место проведения: МСКОУ специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа- интернат 8 вида, 1 класс, 3 человека.

Программа рассчитана на 3 года:

первый год (2008-2009 уч.год) по два занятию в неделю в групповой форме

второй год (2009-2010уч. год)

третий год (2009-2010уч. год) по два занятия в неделю групповой форме

Первый год обучения

В первый год взяты подготовительные занятия и работа с пальчиковыми куклами.

Продолжительность занятий: 30 – 35 минут.

Ожидаемый результат: к концу 1 года дети

должны знать:

  1. Назначение кукольного театра.
  2. Некоторые виды кукол.
  3. 2-3 русских народных сказки
  4. Правила поведения в театре.
  5. Правила работы с пальчиковыми куклами

должны уметь:

  1. Соединять действия пальчиковой куклы со своей ролью.
  2. Показывать короткие спектакли.

Тематический план занятий по теме: «Кукольный театр»

1 год обучения.

1 четверть - 8 занятий

2 четверть - 14 занятий

3 четверть - 20 занятия

4 четверть - 18 занятий

1 четверть –8 занятий

Подготовительные занятия – (14 часов)

Цель : развитие мелкой моторики рук, развитие речи, развитие

творчества,

« Наши руки не для скуки» - 1 час

«Игры на песке» - 1 час

« Рисунки на песке» - 1 час

« Поварята» - 1 час

«Домашние животные» - 1 час

« Веселые пальчики» -1 час

« Пальчиковые куклы» - 1 час

2 четверть –14 занятий

« В гости к Красной шапочке» - 1 час

«Зачем нужен кукольный театр?»- 1 час

«Устройство театра, его элементы – театральный зал, сцена, их назначение».– 1 час

« Виды кукол» - 1 час

«Кто-кто в теремочке живет?». - 1 час

«Знакомство с куриным семейством». - 1 час

Работа с пальчиковыми куклами – 46 часов.

Цель:

Сказка «Репка». Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Репка». Распределение ролей. Определение характера героев. - 1 час

Сказка «Репка». Разучивание ролей. -1 час

Сказка «Репка». Отработка чтения каждой роли за столом- 1 час

Сказка «Репка». Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 1 час

Сказка «Репка». Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Репка». Репетиция спектакля -1час

3 четверть - 20 занятий

Сказка «Репка». Репетиция спектакля- 2 часа

Сказка «Репка». Показ спектакля- 1 час.

Сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Кот, петух и лиса». Распределение ролей. Определение характера героев. - 1 час

Сказка «Кот, петух и лиса». Разучивание ролей. -2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Отработка чтения каждой роли за столом- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Изготовление декораций.- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Репетиция спектакля- 4 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Показ спектакля- 1 час.

4 четверть - 18 занятий.

Сказка «Теремок» Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Теремок» Распределение ролей. Определение характера героев.-1 час

Сказка «Теремок» Разучивание ролей. -2 часа

Сказка «Теремок» Отработка чтения каждой роли за столом- 2 часа

Сказка «Теремок» Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 2 часа

Сказка «Теремок» Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Теремок» Изготовление декораций.- 2 часа

Сказка «Теремок» Репетиция спектакля- 4 часа

Сказка «Теремок» Показ спектакля- 1 час.

Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.- 1 час

Название темы

Цели

Задачи

Методы

Практические вопросы

Теоретические вопросы

Дидактические материалы,

оборудование

Словарная работа

Подготовительные занятия:

  • « Наши руки не для скуки»
  • «Игры на песке»
  • « Рисунки на песке»
  • « Поварята»
  • «Домашние животные»
  • « Веселые пальчики»
  • « Пальчиковые куклы»
  • « В гости к Красной шапочке»
  • « В гости к Красной шапочке»
  • «Зачем нужен кукольный театр?»
  • «Устройство театра, его элементы – театральный зал, сцена, их назначение».
  • « Виды кукол»
  • «Кто-кто в теремочке живет?».
  • «Знакомство с куриным семейством».
  • развитие мелкой моторики рук,
  • развитие речи,
  • развитие творчества,
  • развитие внимания и мышления.

Словесные:

беседа, разучивание коротких стихотворений, диалог, вопросы, объяснения.

Практические,

игровые.

Элементы кукловождения, игры на песке, пальчиковые игры, игры с куклами.

Виды кукол,

устройство театра, назначение,

пальчиковые игры.

Пальчиковые куклы, ширма, ящик с песком, игрушки, иллюстрации.

Актер, сцена, театр,

театральный зал, перчаточные куклы, пальчиковые куклы.

Работа с пальчиковыми куклами

  • Сказка «Репка»
  • Сказка «Кот, петух и лиса»
  • Сказка «Теремок»
  • Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.

развитие коммуникативных и творческих способностей детей средствами детского кукольного театра, развитие познавательной сферы детей.

Словесные:

беседа, разучивание ролей, диалог, вопросы, объяснения.

Практические,

игровые.

Разучивание ролей, отработка чтения каждой роли за столом, изготовление декораций, кукловождение за столом, за ширмой, показ спектаклей.

Кукловождение. Распределение ролей. Репетиции.

Второй год обучения

Во второй год взяты теоретические и практические занятия с перчаточными куклами.

Занятия проводятся с 15 сентября 2009 по 15 мая 2010 года, по плану 2 часа в неделю.

Продолжительность занятий: 30 – 35 минут.

Ожидаемый результат: к концу 2 года дети

должны знать:

  1. Некоторые моменты из истории возникновения кукольного театра.
  2. Элементы техники кукловождения.
  3. Технику обращения с перчаточной куклой
  4. Правила поведения в театре.

должны уметь:

  1. Соединять действия перчаточной куклы со своей ролью.
  2. Интонацией передавать настроение, чувство, характер персонажа.
  3. Работать в группе
  4. Выступать перед зрителями

Тематический план занятий

ПРОГРАММА КРУЖКА

КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА «ПЕТРУШКА»

(1 КЛАСС)

Программа составительская

(составлена учителем начальных классов МОУ СОШ №9

Мудраковой Еленой Ивановной)

Пояснительная записка

В результате процессов, происходящих в современном обществе, складывается новый социальный заказ, а именно - формирование творческой, социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности. В связи с этим встают и новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества.

Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость. Посещение учащимися кружка художественного творчества имеет большое значение для формирования детского самосознания. Постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Общение с искусством является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности.

В настоящий момент актуальным, на наш взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение занятий театрального кружка способно эффективно повлиять на воспитательно – образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.

Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Но именно он поможет воплотить ребёнку свои идеи, творчество, фантазии. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира. Дети почти всегда быстро улавливают предложенные театром условия игры, чему способствует особая подвижность детского воображения. Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.

Каждый учитель- режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”. Мы предлагаем свою программу воспитания и обучения через школьный театр кукол. Школьный театр кукол позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная идея театра –художественно- эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Представленная программа рассчитана на 66 часов первом классе. Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Это способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности школьника к деятельности учебной.

Цели программы:


  1. Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.

  2. Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.

  3. Посредством кукольного театра воздействовать на учащихся, развивая их художественный вкус и нравственные начала.
Задачи:

  1. Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.

  2. Формирование представлений о театральном искусстве.

  3. Организация досуга ребят.

  4. Обучение технике работы с куклами.

  5. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.

  6. Эстетическое воспитание ребят.

  7. Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.

  8. Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде.
Количество учащихся в учебной группе : от 15уч-ся

Возраст учащихся, школьные классы : младший школьный возраст, первый класс.

Срок реализации программы : 1 год.

Продолжительность одного занятия : 35 минут.

Формы деятельности : кружковые занятия.

Методы :

Беседа


- рассказ

Индивидуальная работа

Групповая работа

Коллективная работа.

Средства :

Иллюстрации и литература

Прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).

Ожидаемые результаты :


  1. Овладение детьми, занимающихся в кукольном театральном кружке, красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.

  2. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

  3. Показ спектаклей в школе, детском саду
Содержание программы :

  1. Введение.«Здравствуйте, куклы!». (5 ч.)

  2. Постановка теневого театра «Репка». (8 ч.)

  3. Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба». (5 ч.)

  4. Постановка кукольного театра «Теремок». (11 ч.)

  5. Постановка кукольного театра «Заюшкина избушка». (11 ч.)

  6. Постановка настольного кукольного театра «Колобок». (8 ч.)

  7. Постановка кукольного спектакля «Козлята и волк». (16 ч.)
Учебно-тематический план программы

Число

№ занят

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

1.

    Введение.
«Здравствуйте, куклы!»

Театр кукол

Магический мир театра.

Моя волшебная ручка.

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы.

Просмотр кукольного спектакля.



Знакомство с кукольным театром.

История кукольного театра.

Разновидности кукольного театра.

Беседа. Показ слайдов.

Беседа на тему: «Особенности театра кукол».

Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальное оформление).


Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые, куклы настольного и теневого театра).
Беседа о ширме, работа за ней.

5 ч.
1 ч.

6.
9.
11.
13.

  1. Постановка теневого театра «Репка».
Волшебный мир теней.

Давайте познакомимся.

Репетиция по эпизодам.

Творческий отчет.



Знакомство с теневым театром.

Прослушивание сказки. Основные понятия: сказка, действующее лицо.

Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Репка». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп).

Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.

Занятие сценическим движениям, установка мизансцен, пластического и речевого поведения героев сказки.

Показ теневого спектакля «Репка».


8 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

14.
16.


  1. Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба».
Мальчик-пальчик, где ты был?

Давайте познакомимся.

Без труда не выловить и рыбку из пруда.
Отработка спектакля.
Творческий отчет.

Знакомство с пальчиковым кукольным театром. Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами.

Прослушивание сказки. Распределение ролей. Первичная работа с куклами-персонажами.
Куклы в действии. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.

Показ сказки «Курочка Ряба».


5 ч.
1 ч.
1 ч.

19.
20.

24.
26.
28.
30.

    Терем, терем, теремок.
Постановка кукольного театра «Теремок».

Моя волшебная рукавичка.

Давайте познакомимся.
Волшебный фонарь.

Здравствуйте, сказочные герои.

Говорят герои.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Репетиция по эпизодам.

Творческий отчет.



Ознакомление детей с перчаточными куклами. Отработка навыка работы с ними.

Прослушивание сказки «Теремок». Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка и т.д.
Просмотр мультфильма.

Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Теремок».


Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).
Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за ширмой.

Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы.


Показ спектакля «Теремок».

11 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.

32.
34.

36.
37.
42.

  1. Постановка кукольного спектакля «Заюшкина избушка».
Давайте познакомимся.

Волшебный фонарь.


Здравствуйте сказочные герои.
Говорят герои.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.


Репетиция по эпизодам.

Творческий отчет.

Прослушивание сказки «Заюшкина избушка».

Просмотр мультфильма.
Распределение ролей.

Работа со словами текста сказки. Отработка чтения роли каждой куклы.

Заучивание слов (ударение, интонация, темп).
Работа за ширмой. Соединение действий кукол со словами пьесы.
Занятия сценическим движением кукол, установка мизансцен, пластичного и речевого поведения героев сказки.
Показ спектакля «Заюшкина избушка»


11 ч.
1 ч.
2 ч.
3 ч.

43.
45.
49.
50.

  1. Постановка настольного кукольного театра «Колобок».
Театр на столе.

Давайте познакомимся.


Роль моего героя.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Творческий отчет.



Знакомство с настольным кукольным театром.
Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана.

Распределение ролей. Знакомство с куклами сказки. Первичная отработка навыка работы с ними.

Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы.
Показ настольного кукольного тетра «Колобок».


8 ч.

1 ч.
3 ч.

52.
53.
55.
57.
58.
60.
61.
63.
65.

    Постановка спектакля «Козлята и волк».
Слушаем сказку.

Волшебный фонарь.


Роль моего героя.

Говорят герои.

Что могут куклы?

Репетиция по эпизодам.

Творческий отчет.

Дарить радость людям.

Итого:

Прослушивание и выразительное чтение сказки.

Просмотр фильма.
Распределение ролей, работа со словами текста сказки.

Заучивание слов (ударение, интонация, темп).

Обучение соединению действий кукол со словами роли.
Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Работа за ширмой.

Отработка спектакля.

Показ кукольного спектакля «Козлята и волк».
Итоговое занятие. Просмотр слайдов, видео зарисовок о том, как мы работали.


16 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.

66 ч.


Литература:

  1. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Т. Кукольный театр дошкольникам. М.,

  2. Смирнова Н.И. И оживают куклы. М., 1980.

  3. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство кукольного театра.

  4. Как развивать и воспитывать детей в игре? (из книги Л.В. Артемовой «Чем хороши театрализованные игры?»

  5. Ларина Л.А. Кукольный театр - форма искусства и средство воспитания.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 п.им.Кирова

Труновского района Ставропольского края

Принята Утверждена

решением педагогического совета Директор МКОУ СОШ №4 ___________ В.В.Кузьминский

протокол №__ от «__» ______ 20___г. приказ №__ от «__» _____ 20___ по школе

Программа внеурочной деятельности

Кружок «Я и кукольный театр»

Составитель:

учитель начальных классов

Н.А.Смолина

2013 г.

Пояснительная записка

Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.

Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является организация кукольного Театра. Программа «Я и кукольный театр» по времени реализации является годичной.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.

Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Задачи:

    Формировать интерес к театру кукол.

    Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.

    Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.

    Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.

    Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

    Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.

    Совершенствовать артистических навыков детей.

Принцип построения программы.

На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Формы и методы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, практических занятий, лекций, тренингов, игр, бесед.

Результатом театральной деятельности детей будут представления кукольного театра для школьников, родителей, детей.

Для развития театрализованной творческой деятельности программой предусмотрено знакомство с разновидностями театров, историей возникновения, посещения театра кукол, обсуждение спектакля, знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Ребятам предоставляется возможность в выборе произведения, изготовлении кукол, распределении ролей. Отрабатывают чтение каждой роли и интонации.

Режим занятий . Занятия проводятся 1 раз в неделю, т.е. количество часов в неделю 1; 34 часа в год. В реализации программы участвуют ребята 1-4 классов. В группе 15 человек.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В конце года обучения ученик будет знать:

    Сценой в кукольном театре, является ширма.

    Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

    Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

    Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

    Правильно одевать на руку куклу.

    Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

    Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

    Изготавливать с помощью взрослого кукол.

    Правильно управлять куклой и говорить за нее, с нужной интонацией.

    Самостоятельно поставить небольшой спектакль.

Результатом освоения программы является: творческое и духовное развитие участников процесса, и воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

    Репетиций.

    Кукольный спектаклей (в школе, в детском саду).

Условия реализации программы.

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Форма проведения кружка разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.

Учебно-тематический план


Содержание
(Раздел, тема)


Характер
деятельности
учащихся


УУД


Оценка
результатов

предметных
межпредметных

Дата проведения занятия


1


Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).


Рассказ с элементами беседы.

Игра.
Экскурсия в
театр.
Обыгрывание
ситуаций.


Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
Формирование правильного поведения в театре.


Диагностика «Культура поведения в театре».


2


Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
Культура и техника речи.


Беседа.
Практическая деятельность.
Артикуляционная гимнастика.


Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на уроках труда мальчиками- старшеклассниками, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю).
Учить детей самостоятельно

"Окошко"
широко открыть
рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно".
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот

"Месим тесто"
улыбнуться

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) и
т.д.


3


Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.


Инсценировка.
Ролевая игра.


Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.


4


Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы учителем.


Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины
вы представляете при чтении.
Чистоговорки, скороговорки.


Работа над дикцией.


5


Распределение ролей.


Ролевая игра.
Пальчиковые игры.


6


Инсценировки.
Пальчиковые игры.


Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.


7


Обыгрывание.


Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.


8



Изготовление
ручных кукол, бутафории и
декорации.


Практическая деятельность.


Дать вторую жизнь вещам.


9


Обучение работе над ширмой, за ширмой



это плавно, без

Обыгрывание.
Артикуляционная гимнастика




10


Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.


Репетиции.



Продолжить репетировать
эпизоды спектакля.


11


Рассказ с элементами беседы.
Обсуждение.
Прослушивание
и подбор музыки.




12


Игра.
Инсценировка.




13


Репетиция пьесы.


Практическая деятельность.



Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.


14


Генеральная репетиция, звуковое оформление
спектакля.



Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь


15


Показ пьесы
ученикам начальных классов, воспитанникам детского сада, родителям учащихся,
населению в ДК


Выступление.




16


Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год.


Беседа.

Игра.


17


Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
Культура и техника речи.


Беседа.
Практическая деятельность.
Артикуляционная гимнастика.


Беседа о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма).
Самостоятельно
делать артикуляционную гимнастику:
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.
"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."


18


Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, закрепить представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.


Инсценировка.
Ролевая игра.


Вспомнить и инсценирование сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Зайкина избушка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.
Развивать память, воображение, общение детей


19


Выбор пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы учителем.


Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении.
Чистоговорки, скороговорки.


Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
Работа над дикцией.


20


Распределение ролей.


Ролевая игра.
Пальчиковые игры.


Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.


21


Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.


Инсценировки.
Пальчиковые игры.


Формирование умения вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.
Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.


22


Отработка чтения каждой роли.


Обыгрывание.


Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи.


Презентация «Мастерская кукол».
Изготовление
ручных кукол, бутафории и
декорации.


Практическая деятельность.


Дать вторую жизнь вещам.
Развивать воображение и фантазию детей.
Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе.


Продолжать обучение работе над ширмой, за ширмой.


Практическая деятельность: надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать
это плавно, без
скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Обыгрывание.
Артикуляционная гимнастика


Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями.
Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.
Развивать внимание, согласованность действий.


25-26


Работа над ширмой,

за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.


Репетиции.


Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Продолжить репетировать
эпизоды спектакля.


27-28


Музыкальное оформление спектакля


Рассказ с элементами беседы.
Обсуждение.
Прослушивание
и подбор
музыки.


Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.
Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.


29


Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.


Игра.
Инсценировка.


Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.
Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.


30-31


Репетиция пьесы.


Практическая деятельность.


Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.


32


Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.


Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь.


33


Показ пьесы

ученикам начальных классов.


Выступление.


Формирование четкой и грамотной речи.
Добиваться выразительности действия.
Формирование сплоченности коллектива.


Реакция зрителя

на спектакли.


34


Итог занятий. Обсуждение всех представленных
спектаклей.


Беседа.
Игра.


Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.

Список литературы, рекомендуемой и используемой для учителя

1. «Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.
2. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство, 1986.
3. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.
4. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство, 1973.
5. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство, 1973.
6. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.
7. Федотов А. «Секреты театра кукол» - М; Искусство, 1963.
8. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.
9. Альхимович С. «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г.