Осенние народные праздники на руси. Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла и их художественные элементы. Осенние народные праздники - презентация

Осенние народные праздники на руси. Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла и их художественные элементы. Осенние народные праздники - презентация
Осенние народные праздники на руси. Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла и их художественные элементы. Осенние народные праздники - презентация

1. Наиболее значимые народные праздники осеннего цикла

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Конгрегация привела блуждающего человека и человека в маска. Только пожилые люди и нищие могли участвовать в этом празднике, который уже является одной ногой в подземном мире. Бабушки и дедушки на празднике были Веле, которые несли души из подземного мира в подземный мир, из которого они могли вернуться на землю с птицами и новой жизнью. Шиви попросил своих дедушек и бабушек позвонить мертвым на праздник, который должен был снабдить их силой, необходимой для поездки в Вираджу. Пища для мертвых.

Остальная часть общины приготовила пир, в котором они не присутствовали, и на закате они сожгли огонь на захоронениях. В этот день милостыни были даны нищим, чтобы помнить души умерших. Журиц в Задушке на кладбище в Каменец-Подольском. В этот день некоторые действия были запрещены, например, наливая воду после мытья посуды из окна, чтобы не ошеломить бездушную душу там и сжечь в духовке, потому что таким образом души иногда возвращаются домой. В ту ночь нужно было открыть окна и двери. Также было возможно поставить закуска для предков в печи - на главном месте коттеджа.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Вспышка вспышки. Кроме того, на закате был освещен погребальный костер, чтобы мертвые, которые все еще были Святой Рощей, могли отправиться с солнцем в страну Велес, Нави. После крещения польских языческих местных обычаев их постепенно уменьшали и запрещали. Но не все было уничтожено из памяти, и мы похороним в земле. Славянские привычки были глубоко укоренены в нас и были частью этого, поэтому то, что невозможно было противостоять даже серьезным запретам, было воспринято и адаптировано к христианству.

И потому что наши обычаи прекрасны и важны для формирования души человека. Один из них - Дзогченский день - современный аналог нацистов. Католическая церковь, неспособная бороться с этим важным праздником, была вынуждена принять осенний праздник. Усилия Церкви в Славонии связывали славянский праздник предков в день Всех Святых и искусственно перемещали их туда, где оно сегодня.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

И вот Дзяды стали Веслами, празднуемыми на следующий день после Всех Святых. Еще одна вещь, которую нужно добавить. Память предков продолжает разрушаться, хотя и не церковью, а самими собой. Обратите внимание на то, что означает слово «дедушка». И наши предки - наши предки. Он разрушает нас, придавая новый смысл словам, требующим уважения! Другое слово - «деревенщина», хотя сельский житель - каждый гамбургер, потому что из деревни все приходят.

Церковь изменила традицию поклонения предкам. 1 ноября верные поклоняются святым Церкви, чуждым их предкам, а не их предкам, как и должно быть. 2 ноября упоминается мертвым. Вы можете упомянуть покойного друга или даже незнакомца, в то время как близким следует поклоняться, как те, из которых мы! Он не отрицает нашу веру ни в чем. Почему бы вам не позволить это, так как все они возвращают своим предкам в тот день? В конце концов, 4-я заповедь требует от нас почитать наших отца и мать?

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Итак, на Празднике Мертвых, как и в преддверии Преданий, самая важная часть ритуалов того дня - находиться на могиле умершего и воздать им честь, которая дала нам мир, который заставлял нас жить. Размещение серых званий. Также исчез обычай, связанный с лампами для курения, цветами, а также пищей и дымом от свечей и палочек для ладана.

Почитание - это своего рода благодарность за вашу жизнь. Сегодня вся эта раса - это способ сохранить память о них, их жизни и о связях, которые связывают нас с ними. Они создали и сформировали наши качества и навыки. Часто они не хотели, но они сделали нас такими, какие мы есть. Праздник мертвых - это благодарность им!

Девичий праздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этот день девушки - невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи "кузьминские вечеринки", готовились специальные ритуальные блюда, проводились смотрины невест.

2. Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Они отправились в лучший мир. Он также служит для сохранения коллективной памяти народа, его истории и обучения поведения гражданина, который является частью государства на основе поведения поведения умерших. Львовское кладбище. Именно поэтому он отмечает память национальных героев и заставляет людей осознавать богатое прошлое государства. Вот почему на могилах национальных героев и их памятников, в повстанческих могилах, в местах особой национальной памяти зажигается много огней!

Как видно из вышесказанного, современный «Праздник мертвых» происходит от Дня языческого Дедушки и является только его трансформацией. Наша душа подсознательно поклоняется и поклоняется предкам. Вы должны это сделать, потому что мы исходим от них, и мы должны много.

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Преданность мертвым не беспокоит нас в современных убеждениях поляков, поэтому необходимо позаботиться об этом обычае, потому что это является общим для нас, несмотря на религиозные различия. А также то, что для нас самое главное, и кто-то хороший, однажды не только упомянул, но и поклонялся своим дедам - ​​мертвым предкам.

Хорошо, что Церковь не привела к исчезновению этого обычая, и даже несмотря на сокращение праздника до одного, оно распространилось на весь мир, где такие торжества отсутствовали. Жаль, что он не заботится о нем четыре раза в год, как и раньше. С другой стороны, давайте позаботимся о памяти предков каждый день не только во время Всех Святых и Седла. Это важный праздник для единства нации в том, что все мы вместе в то же время склоняем голову над предками, через которые мы находимся и будем. Хотя в этот день мы размышляем о единстве.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

Важно отметить, что по описанным выше причинам нам нужно удалить непоследовательный бесполезный религиозный Хэллоуин. Это иностранный обычай для нас. Пока это весело, это не имеет никакого отношения к почитанию умерших предков, и, самое главное, оно не лежит в кругу славянских привычек, потому что оно прослеживает их память.

Автор: Син был отправлен в «Свободные СМИ». Если вы заинтересованы в дальнейшем распространении независимой информации, раскрывая то, что молчит, неудобно или скрывается, вы можете добавить свой кирпич и поддержать «Свободные СМИ» в финансовом отношении. Пожертвование также является формой «положительной энергии» - благодаря знаниям, которые вы получаете здесь. Гражданство, как и наш портал, не имеет доходов от подписки, не спонсируется или не выкупается богатыми корпорациями для реализации их скрытых целей.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

Вы будете очень благодарны за поддержку и безразличие! Мнения, выраженные авторами и комментаторами, являются их личными взглядами и не обязательно отражают взгляды администрации «Свободных СМИ». Если материал нарушает ваши авторские права, ознакомьтесь с имеющейся информацией, а затем, если статья или комментарий нарушают закон или правила, сообщите нам об этом.

Официальные государственные и церковные праздники, отмечаемые в Швейцарии: 1 января, Новый год, Пасха, Пятидесятница, 1 августа Конфедерации праздников, Рождество. В некоторых кантонах есть церковные и светские праздники, такие как: Корпус-Кристи, Успение, Всех Святых, День труда. Наиболее активны кантоны Люцерн и Тичино.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

Швейцарцы празднуют традицию, поэтому в течение года существует множество местных фестивалей, в том числе Базель, Люцерн и Золотурн. Христианство является доминирующей религией в Швейцарии, отсюда традиция празднования церковных праздников. Католики живут во время Рождества, как в Польше, и они готовятся к празднествам в Адвенте до Рождества. В Швейцарии принято приглашать бедных или одиноких людей на ужин в канун Рождества. После еды пели песни, посещают Святую Мессу и подают подарки. Традиция была проведена здесь для рождественских ярмарок; Самый большой в Цюрихе, где пятнадцатиметровая рождественская елка украшена хрустальными украшениями и 140 праздничными шале.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

На Пасху швейцарцы не кормят заполненные пищей клетки, они не знают Лунного Понедельника, имеют возможность провести отпуск. В некоторых районах Женевского озера насчитывается 23 крупных яйца, каждая весом 15 кг и высотой 1 метр. Туристы и жители города удивляются роли гигантских яиц. Они трансформируются в различные формы цыплят, кроликов, пингвинов и других. Пасху особенно ждут дети, потому что в воскресенье перед завтраком они ищут яйца, которые ночью якобы скрывали пасхальный кролик.

После велосипедного фестиваля в конце октября власти общины Грейдиште организуют осенний праздник в пятницу, 4 ноября. Жители в соседних районах и не только приглашаются на фольклорные шоу, призы в «природные» гонки, конкурсы для студентов и дегустационные продукты. Эти два проекта нацелены на продвижение местных кулинарных продуктов, но также побуждают местных жителей ездить на велосипеде. Цель мероприятия - способствовать достижению одной из целей создания велотрека, а именно устойчивого развития района посредством альтернативного туризма, на основе принципа минимизации воздействия туристической деятельности на природную среду.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По севернорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в "малую птицу с большим шорохом", чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо ("рябчиково наследство") поделила между всеми птицами и животными.

Таким образом, район станет известен тем, кто находится в непосредственной близости от него как резервуар высококачественной сельскохозяйственной продукции по доступным ценам производителей. Велосипед по коммуне будет сделан безопасно на велотреке, построенном в проекте. Трасса имеет ширину 1, 0 м и 29 пересекающихся платформ длиной 8 м и шириной 1, 0 м, расположенную прибл. 200 м друг от друга. Мероприятия, предлагаемые проектом, приведут к устойчивому развитию общины Грейдиште и улучшению качества жизни ее жителей, - заявили местные власти.

Среди самых красивых мест. Коммуна Грейдиште расположена на равнине Бэргаган, являющейся частью румынской равнины. Этот рельефный блок был предметом исследования нескольких известных румынских геологов и географов, в рамках многочисленных исследований, проведенных здесь.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Продвижение туризма в Румынии. Градисте имеет большой туристический потенциал не только через большое количество археологических объектов, расположенных в этом районе, но и через туристические пансионаты, которые начали происходить в последние годы. Первоклассные археологические памятники.

Семь целей в коммуне Грэдиштей включены в список исторических памятников в округе Калараши. Две другие цели классифицируются как архитектурные памятники: церковь «Святитель Николай» в селе Богата; и церковь Св. Николая в центре деревни Раса. Праздничные места назначения в октябре.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: "Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда"; "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся"; "У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает".

В летописях этот день именовался "Ставровым днем" (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".

В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна ("мяли куделю"). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца".

С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых "капустниками", "капустками", "капустницами", "капустенскими вечерами". Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, одев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест - "капустниц".

Покров Богородицы (Покров день) - народное название богородичного праздника православной церкви - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.

На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года.

Церковному богослужению присвоено в этот день особое "величание": "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный". В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.

В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком, пославшим на них "громы-молнии", "огненные и каменные стрелы", "град величиною с человеческую голову", "ливень-дождь". Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.

Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: "Какова погода на Покров - такова и зима"; "Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы" (воронежск.); "Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме"; "Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму"; "Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша" (пермск.); "Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная"; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: "Покров - первое зазимье"; "На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима"; "С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы"; "Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима"; "Покров кроет землю, то листом, то снегом".

Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается". Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: "Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же"; "Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе"; "От первого снега до санного пути шесть недель" (Пинежье).

Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником: "Придет Покров, девке голову покроет"; "Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест"; "Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб"; "Если снег выпадет на Покров - счастье молодым"; "Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)"; "Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)".

Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: "Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися" (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из "вороженного" льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.

После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу ("Покров - конец хороводам, начало посиделкам"), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: "Зазимье пришло - засидки привело"; "С Покрова пряхи по ночам засиживаются".

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимались новые на следующий год. Устанавливались различные сроки: "От Покрова до Евдокей"; "От Покрова до Крещенья"; "От Покрова до Егорья". После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.

К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: "Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает"; "На Покров последний сбор плодов". Во многих местах начинались Покровские ярмарки: "Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке"; "Подожди до Покрова: весь долг выплачу".

Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября.

В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже - в течение трех дней) девушки устраивали "кузьминскую вечеринку" ("ссыпчину", братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая в разных размеров чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).

После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые "поцелуйные". Так, играя в "Прялицу", играющие становились в круг, и во время исполнения песни: "Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…" парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре (печорск.).

Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись "на промысел" - воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, логично вписывался в осенний свадебный период, когда происходят смотрины невест (говорили: "Подкузьмила девка парня!"), знакомства молодежи (в народной терминологии - "жениханье"), совместные игры и ухаживания, создавая прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения кузьминок - свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша), что укладывалось в созданный народом образ святых, как покровителей брака и "свадебных кузнецов".

Бы сказать о значении хоровода для воспитания, но ограничимся такой оценкой: хоровод - это прекрасное средство, способствующее социализации ребенка, постепенному вхождению его в социум со знанием его требований к личности, с умениями и навыками общения. Посиделки, вечорки. В осенне-зимний период в праздники (капустки, святки и др.) и в обычные дни проводились посиделки - одна из форм общения...










Такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Глава 1. Теоретическая часть 1.1 Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими...








Обжи́нки день народного календаря славян и обряд завершения жатвы. К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника. Обжинки характерна прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южнах славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна





Выжанка На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (добровольнами помощниками). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезаннах колосьев, связывая их лентой завивают «бороду»





Осени́на день народного календаря восточнах славян, выпадающий на 21 сентября. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собраннай урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу.


Возжигание огня Считалось, что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь». Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева.


Почитание женщин Рано утром женщина и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсянам хлебом и киселём. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.


Похорона мух В этот день в некоторых местах проводится обряд «похорона мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых и Земли на время наступающей зимы.