Проект на тему любимые мультфильмы. Понятие мультфильма. История мультипликации. Совместная деятельность детей и родителей

Проект на тему любимые мультфильмы. Понятие мультфильма. История мультипликации. Совместная деятельность детей и родителей
Проект на тему любимые мультфильмы. Понятие мультфильма. История мультипликации. Совместная деятельность детей и родителей

МАОУ «Абалакская средняя общеобразовательная школа»

Информационно - исследовательский проект по теме

« Мультфильмы

в жизни детей »

Руководитель: Ушакова С.В.

учитель начальных классов

с.Абалак

2016

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 3

Тип измерения зависимой переменной является скалярным, который измеряется с помощью вопросника с заданными значениями. Независимая переменная соответствует номинальному типу измерения. Влияние телевидения на поведение детей будет измеряться с помощью вопросника типа Ликерта, который состоит из 33 ответов с пятью вариантами ответа, где 5 полностью согласен, 4 согласен, 3 - безразлично, 2 не согласны и 1 категорически не согласен.

Для интерпретации данных мы использовали программу «Статистический пакет для социальных наук». Первое различие заключалось в том, что женщины, как правило, идентифицировали больше, с персонажами телевизионных программ, чем мужчины. Вторая разница была найдена в сравнении между возрастом и поведением, которые подвержены воздействию телевизионных программ.

Глава 1. Влияния мультфильмов на развитие детей

1.1. Как появился жанр - мультипликация …………………... 4

1.2 Особенности содержания отечественных мультфильмов. . . 5

1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов……. 5

1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы……….. 7

Глава 2. Практическая часть

Наконец, различия были обнаружены в отличие от типа программы и поведения, которые изменяются при воздействии телевизионных программ. Это означает, что дети, которые смотрят телевизионные программы с явным насилием, более агрессивны; отождествляются с телевизионными персонажами, а также с детьми, которые смотрят телевизионные программы с явным насилием; больше подражать детям, которые смотрят телевизионные программы с явным насилием, и меньше подражают детям, которые смотрят телевизионные программы с неявным насилием; дети, которые смотрят телевизионные программы с явным и неявным насилием, идентифицируются с жертвой.

2.1. Анкетирование учащихся ……………………………………….. 8

2.2. Конкурс рисунков «Мой любимый герой из Мультляндии»… 9

Заключение……………………………….……………………………… 9

Литература……………………………………………………………… 10

Приложения……………………………………………………………… 11

Введение

Цель исследования - выяснить влияние просмотра мультфильмов на развитие детей.

На протяжении многих лет в различных исследованиях влияния телевидения на детей были сделаны различные выводы; в последние годы они стали более изученными и более глубокими в связи с растущим доминированием телевидения и различных средств массовой информации в современном обществе.

В этом исследовании было установлено, что нет различий в влиянии телевидения между мальчиками и девочками возрастов, охваченных исследованием; однако существуют различия в отношении идентификации персонажей телевидения у детей и девочек; было замечено, что девочки чаще, чем мальчики, идентифицируют своих любимых телевизионных персонажей, получая очень похожие результаты у обоих полов в области агрессии, подражания и идентификации с жертвой, поэтому можно сделать вывод, что оба мужчины так как у женщин телевидение имеет такое же влияние в этих трех областях.

Задачи:

    узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация;

    выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир;

    провести анкетирование обучающихся 1- 4 классов, с целью выявления наиболее любимых и нелюбимых мультфильмов и их героев;

    изучить, как влияют зарубежные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников;

    Что касается влияния в разном возрасте, как и в предыдущих исследованиях, было обнаружено, что у детей младшего возраста большее влияние, у восьмилетних детей больше выявляется с жертвой. Другие изученные области очень похожи во всех возрастах, без различия между возрастом и большим влиянием агрессии, идентификации и подражания.

    В области, где показана самая большая разница, в типе программы; дети, которые указывают как любимую программу, некоторые с явным и необъяснимым насилием показывают более высокие показатели в четырех исследуемых областях. Эти данные являются показателем последствий того, что дети подвергаются воздействию насильственных программ. Аналогичным образом, при анализе наиболее просматриваемых программ было обнаружено, что они в основном раскрывают некоторые виды насилия.

    проанализировать результаты исследований и сделать выводы;

    провести среди учащихся начальных классов конкурс рисунков «Мой любимый герой из Мультляндии», посвященный Году Российского кино.

Актуальность проекта

Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Учащиеся нашего класса любят смотреть мультфильмы. Но наши родители не разрешают нам смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Мы решили изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно телевизионная программа влияет на детей независимо от пола или возраста. Если ребенок подвергается действиям с насилием любого рода, он, скорее всего, будет агрессивным, отождествлять себя с персонажами и, следовательно, подражать поведениям, которые он видит в них, насилию, являющемуся примером, которое он имеет, и воспроизведению эти поведения для решения своих проблем. Поскольку этот возраст имеет решающее значение из-за трудности дифференциации между реальным и вымышленным, вполне вероятно, что повторение этих поведений, поощряемых телевизионными программами, вызовет образец для подражания во взрослую жизнь.

Объект исследования : Отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы, учащиеся 1-4 классов

Гипотеза : мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в общении.

Поэтому важно, чтобы родители были проинформированы о программах, которые видят их младшие дети, чтобы помочь им различать реальность и вымысел, чтобы они поняли, что в реальной жизни проблемы не решаются агрессией и насилие. Детство, насилие и телевидение: использование телевидения и восприятие детьми насилия на телевидении. Психоанализ сказок. Телевизионное насилие и дети. Словарь технических терминов психологии.

Телевидение: их познавательное воздействие на детей разных социально-экономических и этнических групп. Прогнозирование воздействия телевизионного насилия и его использования. Положительные эффекты телевидения на социальное поведение. Влияние жестокого телевидения на детей государственной школы в Боготе, Колумбия. Журнал по общественному здравоохранению. 7.

Методы исследования:

    Подбор материала по теме, изучение специальной литературы, анкетирование, эксперимент, анализ полученных результатов

Срок реализации проекта : Средняя продолжительность (1 месяц)

Основная часть

Глава 1. Изучение влияния мультфильмов на развитие и психику детей.

Пиаже Дж. Психическое развитие ребенка. Дети нарисовали свои прогнозы относительно яиц. Внутри яйца супермаркета и внутри яйца Самородок. Дети начали задавать вопросы о кур и яйцах. Положите ли вы больше яиц «Наггет»? Как узнать, было ли оплодотворено яйцо? Можем ли мы есть яйца всех животных? В какой части вашего тела яйца делают курицу? Откуда берутся яйца? Как курица знает, какие яйца принадлежат ей? Может у Самородка есть цыплята? Что куры едят? Как выходят яичные цыплята? Сколько комнат нужно курице в ее доме? Что нам нужно, чтобы построить курятник?

  • Из чего сделаны яйца?
  • Все снаряды трудны?
  • Как изготовлена ​​оболочка?
  • Из чего он сделан?
  • Почему наша цыплята перестала класть яйца, Самородок?
Студенты делали рисунки, наблюдая за Наггет, нашей курицей.

1.1.Как появился жанр - мультипликация

Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино - вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Анимация (animation) – производное от латинского "anima" – душа - следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").

Наггетт, рисунок Лиама. Дети предсказывали, почему Наггет прекратил откладывать яйца. Карлос сказал: «Может быть, мы пугаем самородок, и поэтому он не клал больше яиц». Фернандо сказал: «Потому что нам нужен член, чтобы он мог быть папой». Виктория сказала: «Потому что курица думает, что мы их заберем». Инес сказал: «Потому что у курицы есть застрявшее яйцо, которое не выходит».

После нескольких обсуждений ученики предложили несколько вещей, которые мы могли бы сделать, чтобы Наггет снова начал класть яйца.

  • Сделайте знаки, которые говорят: «Пожалуйста, не смотрите внутрь клетки».
  • Принесите петуха, чтобы Наггет смог жениться на нем.
Группа студентов решила сделать доски для покрытия дома Наггета, чтобы никто не беспокоил ее, и она могла откладывать яйца.

Мультипликация возникла ещё в 17 веке. Изобретение волшебного фонаря принадлежит голландскому ученому Христиану Гюйгенсу, а датский математик Томас Вальгенштайн впервые ввёл в обиход термин «латерна» магика» (искусство проекции) и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы. Устройство волшебного фонаря очень простое: это деревянный или металлический корпус с отверстием и объективом, в корпусе которого был размещён источник света (в 17 веке – свеча или лампада, позднее – электрическая лампа). Картины волшебного фонаря показывались всегда в совершенно темной комнате. На белой стене или на натянутом белом полотне. Волшебный фонарь помещался за экраном, так что зритель видел перед собой только экран, на котором появляются и исчезают разные картины. Век волшебных фонарей оказался довольно долог. Аппарат для проекции изображений широко был распространен в 17-20 вв.

Другая группа детей рисовала рисунки, чтобы повесить их вокруг школы, чтобы другие дети не стали шуметь возле клетки Неггета. Патрисио писал: «Пожалуйста, не заглядывай внутрь». Дэн написал: «Пожалуйста, молчите». Мы покрыли коробку нашими рисунками и ждали несколько дней, но Наггет все еще не откладывал яйца. Тогда мы решили попробовать что-то еще.

Вся клетка была покрыта работой детей. Мы начали обсуждать, что мы должны попробовать сейчас, и решили, что пришло время ввести петуха в школу. Дети решили, что Самородок должен жениться на петухе, чтобы он мог откладывать яйца. Наконец, мы решили продолжить планы детей и уважать их желания. Однако мы также решили, что в случае, если мы должны организовать свадьбу, дети должны будут научиться планировать и проводить подобное мероприятие.

Приложение 1

Приложение 2

Вопросы анкеты:

Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

Какие у тебя любимые мультфильмы?

Назови мультфильмы, которые тебе не нравятся. Почему?

Какие мультфильмы ты предпочитаешь смотреть отечественные или зарубежные?

Герои каких мультфильмов тебе нравятся, и ты хотел бы быть на них похожим?

Фаза 1: Свадьба петуха и курица

Мы говорим и рассказываем личные истории о свадьбах. Несколько детей в группе поделились своими историями с группой. Затем мы поговорили о том, что нам нужно было сделать, и мы поделились этой работой.

Фаза 2: Свадьба петуха и курица

Команда студентов работала над дизайном свадебного приглашения.

Мы выбрали дизайн Андреа, чтобы сделать приглашения. Мы увидели множество приглашений на выбор и обнаружили, что все приглашения были инициалы жениха и невесты. Дети узнали, что такое логотипы, и разработали свои собственные логотипы. Другая команда отвечала за написание текста приглашения. Дети поняли, что необходимо включить в какое время и где будет происходить событие. Поэтому они пошли с секретарем, чтобы попросить направление школы.

Вопросы анкеты для 3 класса:

1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

2.Какие мультфильмы ты предпочитаешь: зарубежные или российские?

Почему?

3.Назови любимый мультфильм. Почему он тебе нравится?

4.Назови нелюбимый мультфильм. Почему он тебе не нравится?

5.Как часто ты смотришь мультфильм?

А) каждый день.

Девушка спросила школьного секретаря об адресе школы. Шейран записал школьный адрес. Затем они написали текст приглашения на компьютере. Дети, которые были частью этой команды, вернулись в компьютерную лабораторию и исправили текст. Третья команда детей отвечала за выяснение стоимости бумаги, чтобы сделать приглашения. Они опросили человека, ответственного за покупку школьных принадлежностей для школы.

Увидев разные приглашения, мы обнаружили, что приглашения включали карты с инструкциями, чтобы попасть на сайт, где будет происходить событие. Некоторые ученики сделали карты, чтобы включить их в свадебные приглашения Самородок и Петуха. Валерия нарисовала карту, показывающую, как добраться из нашего класса в клетку Саморога.

Б) иногда.

В) по выходным.

Г) редко.

6.Где ты смотришь мультфильм?

А) по телевизору.

Б) по компьютеру.

В) по DVD.

Г) в кинотеатре.

ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МУЛЬТИПЛИКАЦИИ» ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МУЛЬТИПЛИКАЦИИ» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Разработчик Третьякова Ксения Михайловна, воспитатель Городской конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года – 2012»

Другие сделали конверты для приглашений. Они собрали их вместе, вышив стороны тычинкой, а затем обозначили их именами людей, к которым обращались приглашения. Лиам и Виктор сделали конверты. Дети составили список гостей и решили пригласить всех сотрудников и учеников школы.

Тели и Люсетта объявили о большом событии, в то время как все дети были сформированы в Интернете по утрам и пригласили всех принять участие в свадьбе. Во время классных встреч дети говорили о вещах, которые еще нужно было сделать. Выпекайте пирог, чтобы поделиться с нашими гостями после церемонии. Мы нарисовали клетку, где Наггет и Петух собирались пожениться.


Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта? Мой опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание творить. Об этом говорится и в Федеральных государственных требованиях, которые предлагают разнообразные методы, средства, формы образования и развития детей. Наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволили мне сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний и неиссякаемой фантазией. У родителей воспитанников есть потребность развивать творческие способности своих детей. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации, как ее сейчас называют, - анимация. АКТУАЛЬНОСТЬ

Мы сделали свадебный торт. Мы разработали формат для записи подтверждения наших гостей. Команда детей перешла из класса в класс и опросила учителей, чтобы узнать, будут ли они присутствовать на свадьбе. Подтверждение дошкольных учащихся. Эдуардо, Тели и Патрисио выступили с речью для кого-то, кто читал во время церемонии.

Фаза 3: Свадьба петуха и курица

Петух - очень хороший член. Вы, самородок, вы принимаете Петуха как своего мужа? Вы, Петух, вы принимаете Самородок как свою жену? Мои ученики пришли в школу, одетые в лучшую одежду, потому что знали, что умную одежду нужно носить в особых случаях, и это, безусловно, один из тех случаев.


Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. Дети пяти-семи летнего возраста – известные «почемучки». Бесконечные «почему» требуют ответа и служат основанием для формирования собственных представлений, миропонимания и для творческого моделирования картины мира, что незамедлительно воплощается в детских рисунках. Дети очень дорожат своими рисунками, потому как в каждый из них они вложили частичку себя, проявив творчество. Можно делать выставки детских работ, хранить детские рисунки в папках. А можно сделать так, чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить своей собственной жизнью. Многие психологи подтверждают, что мультипликация – это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Учитывая, вышесказанное я предложила на базе нашего детского сада организовать детскую Art - студию авторского мультфильма «Карусель» и реализовать творческий проект «Удивительный мир мультипликации».

Некоторые шестилетние дети предложили сыграть на скрипке, в то время как Панчо и Марсело, носильщики школы, пошли по проходу с невестой и женихом. Церемония продолжилась чтением речи Инес и Эдди, а затем четыре свидетеля подписали свидетельство о браке, которое ранее было разработано детьми.

Панчо и Марсело пошли по проходу с Петухом и Саморозом. Эдуардо произнес речь. Закон о браке: «Мы здесь, чтобы отпраздновать любовь между Наггет и Петухом». Шесть летних детей играют на скрипке на свадьбе. Мы все отлично провели время на свадьбе. После свадьбы прошли дни, и дети терпеливо ждали, чтобы Наггет положил яйцо. но ничего не произошло. Мы провели еще одно групповое обсуждение и решили, что пришло время попробовать что-то еще. Некоторые дети прокомментировали, что, возможно, Самому не понравился его дом и предложил построить новый курятник.


Вид проекта – информационно-творческий. Продолжительность проекта – долгосрочный Участники проекта – воспитатель, родители, воспитанники старших дошкольных групп. Цель проекта - создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников через использование различных техник мультипликации. ИНФОРМАЦИЯ о ПРОЕКТЕ


Образовательные 1. Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации. 2. Познакомить детей с процессом, средствами и техниками анимации. 3. Расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор. Развивающие 1. Развивать творческое мышление и воображение. 2. Формировать художественные навыки и умения. 3. Развивать временные и пространственные отношения в анимации. 4. Развивать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства. 5. Развивать информационную культуру и логическое мышление детей. 6. Развивать навыки художественного вкуса и дизайнерского оформления проекта. Воспитательные ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 1. Поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности. 2. Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве. 3. Прививать ответственное отношение к своей работе. 4. Воспитывать у детей умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для детского сада: 1. Создание условий для развития ребенка как индивидуальности. 2. Обновление содержания образования и качественное изменение воспитательно-образовательного процесса и деятельности ДОУ. 3. Возможность предоставления родителям дополнительных образовательных услуг для развития детей. Для ребенка: 1. Интерес детей к изобразительной деятельности. 2. Умеет передавать творческие замыслы с помощью различных видов искусств и активно включен в процесс творчества. 3. Ребенок получил возможность совместного творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 4. Повысился уровень информационной культуры. Для родителей: 1. Удовлетворение потребности в разнообразных дополнительных услугах для развития детей. 2. Высокая степень информированности родителей о развитии ребенка. 3. Творческая активность родителей через активное включение в проект. Для педагога: 1. Повышение профессионального уровня в сфере 2. информационно-компьютерных технологий. 3. Реализация творческого потенциала. 4. Удовлетворённость собственной деятельностью.


НОВИЗНА ПРОЕКТА Позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (литературное, музыкальное, театральное, изобразительное творчество). Соединение инновационных и оригинальных техник изобразительного и декоративно- прикладного творчества и техники анимационного мультфильма. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Разнообразные технологии создания анимационной мультипликации могут быть использованы в практике детских садов города, родителями, а также студию могут посещать не только воспитанники нашего детского сада, но и воспитанники других детских садов.


Первый этап – организационный (2012 г.) Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации. Второй этап – практический (2012 – 2013 г.г.) Практическая деятельность по проекту в соответствии с тематическим планированием работы Детской Art – студии авторского мультфильма «Карусель». Третий этап – заключительный (2013 г.) Презентация авторских мультфильмов (индивидуальных и групповых). ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


МАТЕРИАЛЫ и РЕСУРСЫ НЕОБХОДИМЫЕ для РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА МАТЕРИАЛЫ и РЕСУРСЫ НЕОБХОДИМЫЕ для РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Цифровые и технические средства: 1. Фотоаппарат и штатив к нему. 2. Компьютер 3. Принтер 4. Сканер 5. Проектор и экран к нему. 6.Микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма). 7. Мультстанок (специальный стол, имеющий верхний ярус с вложенным листом из оргстекла – для персонажей и нижний ярус из фанерного листа). Программные средства: 1. Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма). 2. Microsoft PowerPoint. 3.Paint. 4. Windows Movie Maker.


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА Рисуночная анимация в технике перекладки Техника перекладки позволяет делать мультфильмы быстрее и проще. Им присуще такие особенности, как подробная детализация, некоторая условность движения персонажей и ограниченность одной плоскостью. Пластилиновая анимация в технике перекладки Благодаря своей необычайной податливости пластилин на протяжении многих лет остается одним из самых любимых материалов мультипликаторов. Ребенку очень нравится создавать своих ярких пластилиновых героев. Фигурки можно лепить как объемные, так и плоскостные, как будто это рисунок или барельеф.


Кукольная анимация Используются куклы изготовленные из разных материалов (ткань, дерево, бумага, нитки и т.д.). Фигуры могут сниматься располагая их прямо перед фото- камерой и фотографируются покадровой, причём в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при монтаже создавалась иллюзия движения или снимаются на видеокамеру в реальном времени. Магнитная анимация Герои раскладываются на фоне и двигаются с помощью магнитов, которые располагаются под листом ватмана. Снимаются фотоаппаратом с функцией «видеокамера» и озвучиваются в режиме реальной съёмки или через микрофон. Рисуночная анимация (по принципу диафильма) В основе данной техники лежит принцип диафильма, то есть каждый рисунок представляет собой отдельный кадр. Движение как в настоящем анимационном кино нет, картинка «не оживает», но зато ребенок может озвучить свой мультфильм с помощью микрофона.


Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет: решать вопросы художественного развития дошкольников; расширять границы познания; активно включать детей в процесс творчества; формировать эстетические оценки и предпочтения; активизировать свободу творческого проявления. Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира. Следовательно, анимационная деятельность, как деятельность творческая, играет неоценимую роль в творческом развитии детей. Я считаю, что создание мультфильмов в детском саду – это не только возможно, но и очень полезно для раскрытия талантов детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Приложение 1 Еще десять тысяч лет назад древние художники изображали бегущих людей и животных, показывая их ноги сразу в нескольких положениях. Если бы в их руках оказалась кинокамера, они могли бы снять свои рисунки фаза за фазой, и мультипликация оказалась бы таким же древним искусством, как музыка, рисунок, танец. В 1832 году ученый-художник из Бельгии Жозеф Плато изобрел первый из многочисленных стробоскопов. Фигурки размещались по периметру вращающегося картонного круга. При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. Быть может, не случайно героем первого стробоскопа был ребенок: маленькая девочка прыгала через скакалку. И, наконец, 28 сентября 1892 года в Париже состоялся первый просмотр мультфильма, или движущейся пантомимы. К этому моменту ни кинокамеры, ни кинопленки не существовало. Автор первых «мультиков», игрушечных дел мастер Эмиль Рейно, рисовал каждый кадрик на прозрачной пластинке и склеивал их между собой кусочками ткани. С помощью двух барабанов, системы линз и зеркал эта «кинолента» проецировалась на экран. А как же создавались наши любимые современные мультфильмы? История возникновения мультипликации


1. Поиск замысла будущего фильма. 2. Написание сценария. 3. Разработка и изготовление персонажей. 4. Анимация фильма. 5. Звуковое оформление фильма. 6. Монтаж фильма. 7. Совместный просмотр фильма, его обсуждение и анализ. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА ТРЕБОВАНИЯ по НАПИСАНИЮ СЦЕНАРИЯ Приложение 2 Сценарий должен состоять из следующих частей: Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка.


Первый этап – организационный (2012 г.) Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации. План реализации 1 этапа проекта п/п мероприятия 1. Приобретение цифровых и технических средств: Фотоаппарат и штатив к нему. Компьютер Принтер Сканер Проектор и экран к нему. Микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма). Мультстанок. 2. Изучить и освоить компьютерные программы: Microsoft PowerPoint. Paint. Windows Movie Maker. 3. Разработать положение о Детской Art – студии авторского мультфильма «Карусель»


Образовательная область Тема проектов Количество часов Физическая культура«Заяц – Чемпион» 4 Познание Знакомство детей с историей мультипликации, с различными техниками мультипликации. 4 «На веселой полянке» 4 Художественная литература «Сказки вокруг нас» 4 Коммуникация«Встреча с муравьем Кузей» 4 Безопасность «Буратино в городе дорожных знаков» (правила дорожного движения) 4 «Теремок» (пожарная безопасность) 4 Художественное творчество «Разноцветный мир» 4 Социализация«Подари улыбку миру» 4 Здоровье «В гостях у королевы Витаминки» 4 Приложение 3 Второй этап – практический (2012 – 2013 г.г.) Тематический план работы Детской Art – студии авторского мультфильма «Карусель»