Выставочный зал музея современного искусства. Выставочная стратегия

Выставочный зал музея современного искусства. Выставочная стратегия
Выставочный зал музея современного искусства. Выставочная стратегия
  • ММСИ считается одним из ведущих культурных центров столицы.
  • В основе выставочной деятельности Московского музея современного искусства – личное собрание Зураба Церетели.
  • Музею принадлежат четыре здания в центре Москвы.
  • На Петровке 25 хранятся работы Казимира Малевича, Марка Шагала, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Павла Филонова, Владимира Татлина и многих других.
  • Здание в Ермолаевском переулке является основным выставочным пространством ММСИ, здесь проходят оригинальные и значимые выставки проекта.
  • Здания на Гоголевском и Тверском бульварах используются для проведения интересных симпозиумов, выставок и творческих встреч.
  • Вся информация в музее доступна на английском языке.

Московский музей современного искусства (ММСИ) — первый в России государственный муниципальный музей, демонстрирующий российское и зарубежное искусство XX и XXI веков. Основанный в 1999 году при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры, ММСИ вот уже более 15 лет считается одним из ведущих культурных центров столицы.

В основе концепции выставочной деятельности Московского музея современного искусства – личное собрание Зураба Церетели, известного скульптора и президента Российской академии художеств, позволяющее проследить основные этапы развития современного русского и зарубежного искусства. Политика музея предполагает постепенную смену тематических экспозиций и организацию специальных проектов, направленных на возможность восприятия различных форм современного искусства посетителями с разным уровнем подготовки.

Музею современного искусства принадлежат четыре здания , расположенные вокруг Бульварного кольца в центре Москвы.

  • Основное здание - на Петровке, 25 . Здесь находится часть постоянной экспозиции музея и проходят временные выставки. Здание оснащено специальным оборудованием для людей с ограниченными возможностями. В последние годы находится на масштабной реконструкции.
  • Пять этажей отданы под нужды музея в доме начала XX века по адресу: Ермолаевский переулок, 17 (ММСИ в Ермолаевском). Именно это здание сейчас является основным выставочным пространством ММСИ.
  • Галерея на , 9
  • Старинное здание Российской академии художеств на Гоголевском бульваре, 10 также построено по проекту Матвея Казакова и служит местом проведения многочисленных международных выставочных проектов, симпозиумов и конференций.

Петровка, 25

На Петровке, 25 выставки проходят регулярно. Это символично, поскольку бывший купеческий особняк, построенный в конце XVIII века, стал в начале XX столетия альма-матер для многих выдающихся деятелей культуры того времени – он словно хранит их тени и голоса. В богатом музейном собрании – работы и Марка Шагала, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Павла Филонова, Владимира Татлина и многих других, чьи произведения были приобретены на аукционах и в галереях Европы и США и возвращены на родину.

В ММСИ на Петровке доступны произведения русских авангардистов, а также работы их зарубежных коллег. Так, в коллекции музея находятся виртуозная графика Фернана Леже, Джорджо де Кирико и , творения Сальвадора Дали и Армана. Здесь нашли свое пристанище произведения художника Нико Пиросмани и работы ведущих художников-нонконформистов 1960–1980-х годов Ильи Кабакова, Оскара Рабина, Анатолия Зверева и др. Музей стремится показать панораму современной культурной жизни и поэтому не остается в стороне от новейших течений, пополняя свою коллекцию творчеством представителей актуального искусства – Виктора Пивоваров, Константина Звездочётова, Дмитрия Пригова и пр.

Выставки на Петровке, 25 постоянно обновляются, и потому здесь можно бывать много раз, познавая новые талантливые работы художников XXI века и прошлых времен. Так, на одной из экспозиций были представлены проекты Антонио Гауди (множество уникальных чертежей и макетов зданий, ставших украшением Барселоны), а на другой – интерактивная инсталляция современной художницы Александры Дементьевой: образцы новейшего технологического способа создания изображения.

Ермолаевский, Гоголевский, Тверской

На площадке ММСИ в Ермолаевском переулке проходят не менее оригинальные и значимые выставки. Под нужды музея в строении начала XX века отдано целых пять этажей, поэтому здание в Ермолаевском является основным выставочным пространством ММСИ. В 2017-м году посетители увидели здесь проект-ретроспективу Валерия Айзенберга «MIGRATIO», демонстрирующий современное искусство России сквозь призму творчества ярчайшего художника 80-х годов, а ещё – юбилейную выставку выдающего фотохудожника Сергея Борисова «Zeitgeist» в интригующих черно-белых тонах, масштабную видеоинсталляцию Александры Митлянской «Между прошлым и будущим» и многое другое.

Старинное здание Российской академии художеств на Гоголевском бульваре, 10 служит местом проведения многочисленных международных выставочных проектов, симпозиумов и конференций.

Галерея на Тверском бульваре, 9 , находящаяся в пространстве бывшей творческой мастерской Зураба Церетели, хорошо помнит ее хозяина, его гостей и царившую здесь атмосферу творчества, поэтому сегодня в ней проходят наиболее значимые и концептуальные события московской культурной жизни.

Миссия музея

Одной из своих задач ММСИ считает организацию обширной выставочной программы, благодаря которой можно увидеть как ретроспективы известных художников XX века, так и произведения начинающих мастеров визуальной культуры, а кроме того, посетить события в рамках фестивалей различного масштаба. Музей активно сотрудничает с молодыми художниками, поддерживая их начинания в двухгодичной Школе современного искусства «Свободные мастерские», расположенной в здании на Петровке, 25. Здесь можно прослушать курс лекций по российскому и зарубежному искусству XX и XXI веков, познакомиться с художественным рынком и новыми технологиями визуальных искусств, попробовать разобраться в актуальных проблемах современной культуры. Помимо прочего, музей предлагает и многочисленные детские программы: например, художественная студия «Фантазия» ждет в гости детей от 5 до 12 лет, проводит детские мастер-классы, экскурсии и учебные курсы.

В день культурного наследия, 18 апреля, мне удалось попасть на экскурсию от проекта «Выход в город» в Усадьбу Губина, более известную как Музей Современного искусства. Бывшая усадьба, а ныне музей находится в центре Москвы, на улице Петровка. Делюсь своим отзывом о посещении Музея Современного искусства на Петровке.

Записавшись на экскурсию в Усадьбу Губина через социальную сеть (от проекта "Выход в город"), была жутко довольна собой. Успела, успела! - радовалась я, предвкушая очередное интересное путешествие в прошлое. Экскурсия начиналась в 16-00, но я, как всегда, умудрилась опоздать. Ну точнее, виновата маршрутка, которая застряла в пробке (по старинной традиции всегда кто-нибудь виноват). Пришлось пересесть с маршрутки на метро, доехать до Цветного бульвара, а там буквально бегом бежать с фотоаппаратом наперевес, до улицы Петровка. В общем, трудный путь пришлось преодолеть - вот какая тяга к знаниям!

Фух, переведя дух, я увидела кучку интеллигентных людей во дворе Музея современного искусства.

Это экскурсия от Выхода в город»?- спросила я.

Да, да, ответа симпатичная тетенька, - кстати, лицо у вас знакомое. Одни и те же лица на экскурсиях.

Сердечко мое кое-как успокоилось после марафонского бега, и я решила осмотреться. Двор музея - это экспозиция из необычных скульптур под открытым небом. Вдалеке дворика виднелось кафе «Март». Во дворик, кстати, можно зайти совершенно бесплатно, без посещения музея.

Не смотря на начало пятого никто экскурсия не начиналась. «Ну вот, зря бежала» - пронеслось в голове. Однако, долго скучать нам не дали - из здания музея вышла местная экскурсовод и повела нас в Усадьбу-музей.

Прежде всего надо отметить, по адресу Петровке 25, находятся несколько объектов:

1) Прекрасно сохранившееся здание архитектора Матвея Казакова;

2) Коллекция современного искусства, которая экспонируется в залах бывшей усадьбы Губина;

3) Дворик усадьбы, где расположены разнообразные скульптуры под открытым небом.

Вход в музей современного искусства Москвы оформлен необычно, мне лично напомнил чем-то вход в пещеру.


Первое на что обращаешь внимание, войдя в здание - это красивейшая массивная деревянная дверь, очень тяжелая.


В бывшие парадные залы, как в классической усадьбе, ведет роскошная лестница. По обеим сторонам лестницы и на потолке размещены изображения в технике гризайль (живопись различными оттенками, имитирующая лепнину). Кстати, в технике гризайль также расписан купол круглого зала в Петровском путевом дворце .

Экскурсовод начала рассказ об истории старинного московского здания.

Здание музея работы Матвея Казакова

Итак, об усадьбе. Здание, в котором располагается Музея современного искусства - это памятник архитектуры Москвы XVIII века. Здание же было построено в 1793 году по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова. В историю оно вошло под названием Усадьба Губина. Много лет назад это здание принадлежало Михаилу Павловичу Губину, богатому уральскому промышленнику. Видимо, и в те времена все, так же все стремились в Москву, ничего не меняется с годами.



Со стороны улицы Петровка здание просто прекрасно. Безупречный стиль Матвея Казакова: четкие линии, благородные колонны. Фасад типичной московской усадьбы выходит на красную линию улицы, в то время как вся остальная территория усадьбы, скрытая от посторонних глаз, находилась за главным зданием. Это было необычным решением для тех времен. Кстати, до конца XIX века за Усадьбой был небольшой пруд, который был засыпан - земля в Москве была всегда дорогой. В 1880 году главный дом сдали под гимназию. Известно, что в ней учились знаменитый поэт-символист Валерий Брюсов и братья Бахрушины.

В 1920 году на месте бывшей гимназии появился Институт физиотерапии и ортопедии. И вплоть до момента появления в этих стенах музея, здесь находилось больничное заведение. За это время внешняя отделка и интерьер сильно обветшали, потребовалась капитальная реставрация. Низкий поклон тем людям, которые по крупицам восстанавливали внешнее и внутреннее убранство усадьбы.

В результате теперь посетитель музея может видеть уникальные росписи потолков особняка, выполненные в классицистическом духе. Элементы интерьера — парадная лестница, оркестровая ниша в бальном зале, керамические печи — до сих пор доносят до нас атмосферу московской старины.


Не смотря на богатую историю внутри интерьеры практически не сохранились, фактически там только стены и росписи потолков. Из-за чего многие экскурсанты были расстроены, ожидая увидеть внутри нечто «старинно-дворянское». Зато в некоторых залах на потолках сохранилась прекрасная роспись в уже упомянутой мной технике гризайль. Выкладываю фото, для того, чтобы все смогли оценить эту красоту.




Экспозиция музея современного искусства

Но вернемся от былого великолепия в современность. В бывшей усадьбе Губина находится Музей современного искусства Москвы. То есть получилось очень необычное сочетание - искусства XX и XXI веков, и стариной архитектуры.

Сразу скажу, что музей лучше посетить с экскурсией, потому что сами Вы вряд ли что-то поймете, если вы конечно не знаток современного искусства.

Очень милая экскурсовод музея провела нам настоящий экскурс в мир современного искусства.

Фишка музея еще в том, что там проходят различные выставки. На момент нашей экскурсии в музее проводилась выставка «Сны для тех, кто бодрствует».

Описание концепции выставки с официального сайта музея (признаюсь, сама бы так не написала): Задача новой, пятой по счету, тематической экспозиции Московского музея современного искусства заключается в том, чтобы проанализировать закономерности зрительского восприятия сквозь призму извечной, актуальной и поныне оппозиции «истинного» и «фантомного» образа. Другими словами — исследовать укорененный в западной культуре конфликт между положительным, рациональным представлением об образе как прозрачном «окне в мир» и прямо противоположным отношением к визуальным подобиям как подозрительным или же откровенно опасным плодам фантазии. Редко выявляясь в столь утрированном виде, эти психологические установки представляются динамической парой: они способны меняться местами в зависимости от точки зрения.

Простыми словами - это выставка-ребус, где современные художники и скульпторы предлагают решить различные загадки, включить образное мышление. Это удивительно и интересно.

В первом зале мы буквально «смотрели в глаза современному искусству», а большой «глаз» искусства смотрел на нас с полотна. Кто-кого, в общем. В гляделки с «искусством» лучше не играть, все равно проиграете. Ощущение странноватое, признаюсь. В небольшой комнате были выставлены «глаза» в разных формах: рисунок, телескоп и т.п.


Во втором зале было еще круче. В бывшем бальном зале выставлены необычные инсталляции, на тему снов, отзывавшим наше сознание в доисторические времена, в пещеру древних людей. Все действо проходило в темном-темном зале, огромные окна бального зала были зашторены.


Сны, для тех, кто бодрствует

Если бы не экскурсовод, я бы ничего не поняла, вот честно. А благодаря ей все уложилось по полочкам в голове.

Для понимания сути экспозиции еще несколько работ.



Среди художников, чьи работы выставлены на текущей выставке: АЕС+Ф, Никита Алексеев, Сергей Братков, Олег Васильев, Франциско Инфанте, Илья Кабаков и многие другие.

Мне еще очень понравился вот такой вот необычный коридор.

Музей современного искусства

Мы провели в музее около часа, но время пролетело незаметно.

Двор с необычными скульптурами

После прогулки по усадьбе экскурсовод предложила нам показать интересные экспонаты во дворе музея. Ну кто ж откажется? Однако, желающих оказалось мало, и из группы в 20 человек во двор вышли всего 5.

Во дворе самым интересным экземпляром является… кусок лестницы. Но это не обычная лестница, это часть лестницы Эйфелевой башни, которую буквально «растащили» по музеям современного искусства мира.

Здесь можно увидеть всем известных героев фильма «Мимино», памятник Высоцкому, композицию «Горожане» и многие другие скульптуры.

Часть лестницы от настоящей Эйфелевой башни




В целом, эта экскурсия была очень интересная. Однако, все те, кто ищут в этой усадьбе сохранившиеся дворянские интерьеры, будут разочарованы. Но те, кто хотят окунуться в мир современного искусства, познакомиться с работами авторов двадцатого века, безусловно, будут вознаграждены массой впечатлений и новых знаний. А я же возьму себе на заметку дворик со скульптурами, где можно скрыться от суеты центра Москвы.

Адрес: Москва, улица Петровка, 25 (метро «Чеховская», «Пушкинская»)

Стоимость билетов: 250 руб. (взрослый), 100 руб. (льготный, для студентов).

Часы работы: пн-ср и пт-вс 12:00-20:00 (касса открыта до 19:30)

Четверг с 13.00 до 21.00 (Касса до 20.30).

Выходной - третий понедельник каждого месяца

Третье воскресенье каждого месяца вход для всех категорий граждан свободный.

Большой выбор экскурсий по Москве, окрестностям и городам Золотого кольца здесь>>>

Московский музей современного искусства

Московский музей современного искусства — первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. С момента открытия музей многократно расширил сферу своей деятельности и получил признание широкой публики. Сегодня музей является одним из самых активных участников художественной жизни столицы.

Музей открыл свои двери 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал Зураб Церетели, Президент Российской Академии художеств. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2000 работ известных художников XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия.

Сегодня музей располагается на четырех площадках в историческом центре Москвы. Основное здание расположено на улице Петровке, в бывшем особняке купца Губина, построенном по проекту архитектора Матвея Казакова. Кроме того, в распоряжении музея находятся три великолепных выставочных пространства: пятиэтажное здание в Ермолаевском переулке, просторное экспозиционное пространство на Тверском бульваре и старинное здание Российской академии художеств на Гоголевском бульваре.

Коллекция

Собрание музея представляет основные этапы развития авангарда. Большая часть коллекции состоит из произведений российских авторов, однако в экспозиции есть и работы зарубежных художников: графические листы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Хуана Миро и Джорджо де Кирико, скульптуры Сальвадора Дали, Армана и Арнальдо Помодоро, живопись Анри Руссо и Франсуазы Жило, инсталляции Юкинори Янага.

Ядро коллекции музея составляют произведения классиков русского авангарда начала ХХ столетия. Многие работы, приобретенные на аукционах и в галереях Европы и США, были возвращены на родину из-за рубежа. Среди них полотна Казимира Малевича, Марка Шагала, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Владимира Татлина, Павла Филонова и Василия Кандинского, скульптуры Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Кроме того, музей гордится своим уникальным собранием работ грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. Внушительный раздел экспозиции посвящен творчеству художников-нонконформистов 1960-1980-х годов: Ильи Кабакова, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Виталия Комара и Александра Меламида, Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Леонида Шварцмана, Олега Целкова и других. Музей поддерживает развитие современного искусства в России и постоянно пополняет свою коллекцию. Сейчас в разделе актуального искусства представлены произведения Бориса Орлова, Дмитрия Александровича Пригова, Валерия Кошлякова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Олега Кулика, Виктора Пивоварова, Константина Звездочетова, Андрея Бартенева и других художников.

Выставочная стратегия

Обширная выставочная программа музея направлена на максимально широкую и разнообразную репрезентацию визуальной культуры XX и XXI веков. Ежегодно музей устраивает множество выставок самого разного масштаба — от дебютных показов начинающих авторов и концептуальных экспозиций до международных фестивалей и огромных ретроспектив крупных художников.

Образование

Мы поддерживаем молодых художников и вовлекаем их в актуальный художественный процесс. С этой целью при музее функционирует Школа современного искусства «Свободные мастерские». Двухгодичная программа обучения реализуется в конкретной практической деятельности в творческих мастерских. В программу курса входят лекции по современному искусству, изучение художественного рынка, изучение новых технологий визуальных искусств, освоение интеллектуальных проблем современной культуры. Так же в музее существует художественная студия «Фантазия» для детей с 5 до 12 лет. Для всех желающих проводятся лекции и мастер-классы с ведущими художниками, кураторами и исследователями искусства.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Детище Зураба Церетели по адресу Петровка 25 – музей современного искусства, вернее – одно из четырех зданий, выделенных московскими властями опекаемому ими президенту Академии художеств. Рассматриваемое отделение занимает историческое здание, причем музейный вход изрядно меняет его внешний вид.

Рассматривая вход в музей, следует отметить массивность, даже громоздкость простого архитектурного элемента. Стилизованные под древность клиновидные каменные глыбы с имитацией наскальных изображений нависают над входом, совершенно нарушая задуманный великим Матвеем Казаковым облик строения конца XVIII века. Дело в том, что из-за соседства с храмом на противоположной стороне улицы архитектор расположил парадную часть здания во дворе и ныне не мог бы узнать свое творение.

Облик территории внутреннего двора здания на улице Петровка 25 музей современного искусства изменил до неузнаваемости. Наглядно это подтверждает слайдер со снимками работ Церетели, размещенными на прилегающей к зданию площади. Характерные для изобразительной манеры скульптора стилизованные изображения его персонажей, да еще в массовом количестве, оставляют неоднозначное впечатление. Кого бы не изображал Зураб Константинович, получается нечто массивное и довольно условное.






А изображают скульптуры Церетели самых разных людей, образы присутствуют и реальные, и вымышленные, и обобщенные. Шостакович еще похож на самого себя, зато Высоцкий почти карикатурен. Дон Кихот со своим оруженосцем вообще собраны из металлолома, хотелось бы верить, что это не творение главного художника страны. Остальные скульптуры представляют абстрактных участников народных игр, музыкантов и горожан старой Грузии.

Парадная лестница особняка, построенного Казаковым для заводчика с Урала Губина, от современных веяний искусства не пострадала. Сохранились серые каменные ступени, классические белокаменные перила, арочный вход и такие же оконные проемы наверху.

Поднимаясь к музейным залам, посетители успевают отдохнуть от гнетущего впечатления, возникающего у многих из них во дворе особняка. Проникающий снаружи солнечный свет не только освещает предстоящий путь, но и поднимает настроение перед осмотром выставочной экспозиции.

При подъеме по лестнице посетителям предстают потолочные и настенные росписи, выполненные в достаточно редко встречающейся живописной технике. Изображены различные воинские символы и атрибуты, растительные элементы и другое по замыслу создателя. Росписи похожи на лепнину или барельефы, что достигается использованием специального приема декорирования.

Рисунок в технике гризайль, означающей использование краски только одного цвета, позволяет за счет различных оттенков получить эффект объемности. Подобная технология применяется не только в росписи стен и потолков красками, но и в гравюрах, витражах, при украшении посуды и окраске тканей.

Целью визита только малой части посетителей исторического здания является заглавное учреждение на улице Петровка 25 – музей современного искусства с его постоянной экспозицией, хотя живописная коллекция Церетели включает много выдающихся работ классиков российского авангарда прошлого века и современности.

Сейчас была представлена выставка: Антонио Гауди. Барселона. Творчество архитектора столицы Каталонии предстало перед россиянами впервые.

Выставочной экспозиции предшествует описание жизненного пути и творческой биографии Гауди, выполненное в хронологической последовательности.

Хотя первоначальной целью нашего обзора выставка великолепного зодчего не являлась, пройти мимо столь значимых экспонатов было бы непростительным, ведь наши читатели еще могут успеть посетить это редчайшее событие. На последующем слайдере приводятся снимки как с выставки, так и по пути к испанским материалам.

Можно посмотреть исторические материалы об известном архитекторе, его рисунки и даже макеты выполненных им тортов – великие мастера часто непредсказуемы в проявлениях их талантов. Кстати, украшения кондитерские можно сравнить с мозаикой, которую Гауди активно применял в своих работах. Главные же экспонаты, безусловно, — макеты построенных им зданий, а также их изображения.







На выставке представлен макет одной из самых значительных работ Антонио Гауди гражданского плана – жилой дом барселонского семейства Мила, после окончания которой Гауди полностью переключился на работу над проектом церкви Искупления Святого Семейства – Саграда Фамилия..

Публика прозвала дом Мила, это своеобразное причудливое строение, Каменоломней (по-испански Ла Педрера) за необычное конструктивное решение в целом, а также за оригинальные построения опорной части и оформления.

Частично открытые внутренности здания показывают его внутреннее устройство, в котором Гауди новаторски применил монолитную железобетонную конструкцию, где стены не являются несущими нагрузку элементами.

Увидеть макет одного из лучших творений архитектора Гауди – знаменитый дом семьи Мила (Каменоломни) можно на Петровке 25 – музей современного искусства организовал выставку его творчества.

Неровные стены постройки похожи на морские волны, а кованые решетки балконов – просто отдельные произведения искусства. Дом имеет два внутренних дворика, куда выходят окна всех квартир помимо сообщения с уличным пространством. Это позволяет обходиться без кондиционеров в самую жаркую погоду.

Крыша Каменоломни украшена множеством архитектурных элементов, среди которых даже ведутся съемки фильмов. В старинном зале особняка – музея над макетом необычного дома поместили некий экран, либо обеспечивающий отражение кровли для осмотра, либо предохраняющий ценный экспонат от обрушения частиц потолочной росписи от незавершенной реставрации.

Старинная колоннада коринфского ордера украшает одно из помещений музея современного искусства. Это то немногое, что осталось от украшений бывшего дворца уральского заводчика.

Далее на нашем слайдере представлены отдельные фрагменты выставочной экспозиции, отражающие основные этапы творчества Гауди. Можно увидеть подлинный набор чертежных инструментов зодчего (готовальню), а также макеты многих зданий Барселоны, построенных по его проектам.