Книжный иллюстратор Алексей Лаптев (1905—1965). Алексей Михайлович Лаптев - художник-график, книжный иллюстратор, поэт Иллюстрации алексея лаптева

Книжный иллюстратор Алексей Лаптев (1905—1965). Алексей Михайлович Лаптев - художник-график, книжный иллюстратор, поэт Иллюстрации алексея лаптева
Книжный иллюстратор Алексей Лаптев (1905—1965). Алексей Михайлович Лаптев - художник-график, книжный иллюстратор, поэт Иллюстрации алексея лаптева

График, член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил среднюю школу в Москве. Учился в Москве: в школе-студии Ф.И.Рерберга (1923–1924); Испытательно-подготовительном отделении Вхутемаса (1924); Вхутемасе - Вхутеине (1924–1930), сперва на текстильном факультете, затем на графическом у Д.А.Щербиновского, П.И.Львова (рисунок) и Н.Н.Купреянова (литография). В 1920-х - член волейбольной команды Вхутемаса.
Жил в Москве. Занимался станковой и книжной графикой. Прекрасно владел всем техническим «арсеналом» рисунка: использовал прессованный уголь, соус, сангину, тушь, акварель, пастель, мел и другие материалы.
С 1925 работал художником-иллюстратором в журналах; рисовал для журнала «Пионер» (1927–1929). В 1929 начал работать в области книжной графики («Первый выгон» Г.Замчалова). В 1930–60-х сотрудничал в различных издательствах Москвы: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник», «Детская литература» и других. Иллюстрировал учебники по заказу Учпедгиза.
Плакат 1929г.
Выполнял портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции; создал несколько автолитографий на историко-революционную тему. В 1935 по заданию оргкомитета Всесоюзной выставки «Индустрия социализма» совершил поездку на Урал; результатом стал цикл рисунков «Заводы Красноуральска» (1936). В 1937–1939 и 1940 ездил в творческие командировки по колхозным деревням; создал серии рисунков «Колхозы Украины» и «Сальские степи». В 1941 был командирован на Каспий, где выполнил серии зарисовок с изображением рыбацких поселков и степных пейзажей («Каспийская сюита», «Под Астраханью»).
В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Член бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ», агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками. Выезжал на Калининский и Юго-Западный фронты; создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943), за который в 1944 был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР.
В послевоенные годы выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, шествовал над молодежным клубом «Родина», помогавшим в охране памятников культуры. Зарисовывал памятники древнерусского зодчества для предполагавшейся выставки «Шедевры русской архитектуры»
(изданы в альбоме «Памятники древнерусского зодчества в рисунках А.М.Лаптева» М., 1969)

Создал циклы рисунков «Углич», «Колхозная серия» (1947), портретов знатных рабочих заводов Москвы (1958), путешествий по Чехословакии (1958) и Италии (1956–1962).
Работал в скульптуре малых форм. Выполнял деревянные игрушки («Жеребенок», «Каранд`Аш», обе - 1948). В начале 1950-х увлекся скульптурой из корней («Санчо-Панса и ослик», «Дон-Кихот»)
В 1948–1954 создал обширный цикл иллюстраций к роману М.А.Шолохова «Поднятая целина», для чего предпринял поездку на Дон (несколько изданий, одно из них: Шолохов М.А. Собрание сочинений. М.: Молодая гвардия. 1956–1960, т. 6–7). В конце жизни работал над серией иллюстраций к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (не завершена, издана - 1971).
С 1926 - участник выставок (1-я выставка «Ассоциации графиков» в Москве). Член Союза художников СССР. Экспонировался на выставках: выставка-смотр произведений молодых художников (1936), произведений московских художников (1939, 1942, 1947), рисунка, иллюстрации и плаката (1940), живописи, графики, скульптуры (1941), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943), «Героическая оборона Москвы в 1941–1942 годах» (1944), Всесоюзная художественная выставка (1946), «30 лет советских вооруженных сил. 1918–1948» (1948), 1-я Всесоюзная выставка графики и плаката (1950), книги и книжной графики Детгиза (1951), «Н.В.Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве; «Военная доблесть русского народа» в Свердловске (1943) и других. Экспонент многочисленных передвижных выставок советского искусства в союзных республиках и городах РСФСР. Участник ряда зарубежных выставок: международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), «Современное искусство СССР» в Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке (1933), «Советская графика» в Бухаресте, Хельсинки, Праге, Будапеште (1950), советского изобразительного искусства в Дели, Калькутте, Бомбее (1952), «Советское и классическое русское искусство» в Берлине, Дрездене, Галле, Будапеште (1953–1954), XXVIII международной биеннале в Венеции (1956). Провел персональные выставки в Москве (1940, 1949).
Автор учебных пособий по рисунку: «Как рисовать лошадь» (М., 1953), «Рисунок пером» (М., 1962).
Творчеству художника посвящено издание «Алексей Михайлович Лаптев» (серия «Мастера советского искусства»; М., 1951).

Автор воспоминаний: «В пути…: записки художника» (М., 1972)
Мемориальная выставка произведений Лаптева была организована в 1966 в Москве.
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственном Русском музее и других.
Тверская областная картинная галерея "Дворец в городе Калинине, построенный в XVIII в. архитектором Казаковым" 1942г.


Биография http://artinvestment.ru/auctions/14850/biography.html
*Земля Советская. Литературно-художественный ежемесячный журнал №2. М. 1929г. 64с обложка, увеличен. Художник обложки М.Шегаль. Рис. в тексте А.Лаптев, Г.Щегаль, Храповский.
* Рудерман М. Эстафета. Рис. и макет А.Лаптева М.-Л. Гиз 1930г. 16с литографированной обложке. 17*22 см. т.50000 экз. 20к. Агитационные тексты стихотворений примыкают к близким по духу стихам Маршака и Натана Венгрова. Конструктивистское по духу построение макета и шрифтовые приемы Алексея Лаптева с полным взаимопроникновением текста и иллюстраций максимально эффективно решает поставленную соцзаказом Пятилетки агитзадачу)
*Рудерман М. Эстафета. Рис. А.Лаптева Изд. 2-е. М. Мол.гвардия 1931г. 16с т.30000 экз. 20к.
* Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо. Рис. А.Лаптева М. Гиз 1930г. 15с т.100000 экз. 12к.
http://www.book-illustration.ru/read-chitat-detskie-knigi.html
*Гурьян О. Все вместе. Рис. цв. А.Лаптева М.-Л. Гиз 1930г. 11с. 11х13см т.75000 экз. 6к.
* Зак Софья. Летчик и кот. Рис. А. Лаптева Изд. 2-е. М. Гиз 1930г. 15с. т.50000 экз. 12к.
http://rgdbarch.elpub.ru:8080/xmlui/handle/123456789/22855#page/0/mode/2up
*Коваленский А. Ай, ай, скорей доставай. Рис. А.Лаптева М.-Л. Гиз 1930г. 16с т.75000 экз. 12к.
*Барто А. Про войну. Рис. А.Лаптева М.-Л. Гиз 1930г. 15с т.75000 экз. 12к.
*Барто А. Про войну. Рис. А.Лаптева Изд. 2-е. М. Гиз 1930г. 15с т.75000 экз. 12к.
*Федорченко Софья. В лесу. Рис. А.Лаптева М.-Л. Гиз 1930г. 16с т.75000 экз. 12к.
* Чумаченко А. Город под дождем. Рис. А.Лаптева М.-Л. Гос. из-во 1930г. 88с
http://rgdbarch.elpub.ru:8080/xmlui/handle/123456789/22866#page/0/mode/2up
*Александрова З. Колхозная весна: Поэма. Рис. А.Лаптева М. Мол.гвардия 1932г. 14с т.50000 экз. 45к.
*Май. Сборник подготовлен и оформлен сквозной ударной бригадой детского сектора изд-ва Мол.гвардия. Цв. илл. С.Боим, Б.Суханов, А.Лаптев, Д.Моор, К.Кузнецов М. ОГИЗ Мол.гвардия 1932г. 12с (Для дошкольного возраста)
* Мурзилка № 12 декабрь 1937г. Орган Цк ВЛКСМ. М. Детгиз 1937г. 24с обложка, энц. Ответ.редактор А.Н.Дудина. Обложка: рис. В.Житенев Елка на Манежной площади в Москве. - Н.Саконская Двенадцатое декабря. Стихи. Рис. А.Лаптева (Стихи о первых выборах в Верховный Совет, после принятия новой Конституции в 1936г.) - О.Иваненко Изобретатель. Рассказ. Рис. Л.Радиной - С.Маршак Двадцатилетний. Рис. Е.Бургункера - Сказка про бычка. Украинская сказка. Рис. А.Лаптев - Л.Воронкова Галилей. Рис. В.Вакидина - Памяти тов.Кирова. - Золотые яблоки. Миф о Геракле. Рис. С.Прусова - Е.Тараховская Десять лет. Стихи. Рис. В.Житенев - Мурзилкина газета (Стихи 11-летней Веры Миндель Сталину.) - И.Рахтанов Ледовое побоище. - Задняя обложка: Мурзилка на Северном полюсе. Илл. Л.Смехов
* Иваненко Оксана. Лесные сказки. Рис.ч/б А.Лаптева. М.-Л. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1937г. 60с переплет, увеличен. квадрат.
* Дуров В. Мои звери. илл. А.Лаптева Детиздат М.-Л. ЦК ВЛКМ 1937 г. 178с переплет, уменьшен.

*Барто А. Стихи. рис. А.Лаптева М.-Л. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1937г. 66с переплет, обычный.
* Мурзилка № 1 январь 1938г. М. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1938г. 24с обложка, энц. Обложка: В.Житенев Восхождение на пик Ленина. - Передовица: Быть такими как Ленин.(В основном о Сталине..) - В.Сафонова Музей Ленина. Гравюры М.Полякова - Н.Забила Домик над озером. рис. Е.Бургункер - Рассказы о Ленине, со слов рабочих совхоза села Горки Ленинские. Рис. А.Лаптев Ильич в горках. Ильич и рыболов. Как старик печку Ленину чинил. Как Ильич корзинки учился плести. Главный работник.- Агния Барто Письмо. Лолита. Рис. Р.Барто- Я.Тайц Рассказ. Рис. Г.Корвин Рис. Л.Смехова Зимние развлечения в мурзилкином зоопарке. - Мурзилкина газета. Стихи десятилетней Инны Лисичкиной о Ленине и Сталине. - Л.Алпатов Орлан. Рис. Г.Туганов- Задняя обложка: Вот что видят наши ребята во сне. Рис. Л.Смехов
* Мурзилка № 7 июль 1938г. М. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1938г. 24с обложка, энц. Обложка: А.Лаптев В колхозе. - М.Горький Пепе. рис. Б.Дехтерева - Соловеюшка. Детская песенка. - И.Кипнис Про мальчика Береле. Пер. с еврейского. Рис. Е.Бургункера - Е.Тараховская 16 попугаев. Рис. М.Храпковского - Н.Найденова Как я медведя испугала. Рис. Н.Радлова - Н.Артюхова Саша-дразнилка. рис. Е.Эндриксон - М.Андриевская Приключение трех имен существительных. Грамматическая задача. Рис. Л.Смехова - Мурзилкина газета.- Хитрый мужик. Русская народная сказка. Рис. М.Храпковского - М.Андриевская Мурзилка поймал вора. Рис. М.Храпковского - М.Пустынин Мурзилка-рыболов. Рис. Н.Радлова
* Мурзилка № 8 август 1938г. М. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1938г. 24с энц. обложка: Н.Машкова Уборка урожая. - Миша Стельмах Вождю... Сияй наш Сталин, светлой славой... - Н.Григорьев Случай в горах. Рис. А.Изаксон - Письмо Лебедеву-Кумачу от Лели Гениной. - Песенка про Мишку. - А.Аи Поступлю в кавалерию. Стихи. Рис. А.Лаптева - Я.Тайц Веревочка. Рис. Н.Толстова - Широка страна моя родная. Рис. В.Житнева В разворот. - З.Александрова Дозор. Рис. М.Михаэлис - Мурзилкина газета. Н.Плавильщиков Знаешь ли ты?- В.Лифшиц Рыболов. Рис. Н.Радлова- Мурзилка - канатный плясун. Рис. М.Храпковского
* Житков Б. Рассказы. Серия: Школьная библиотека. Рис. А.Лаптева М.-Л. Детиздат 1938г. 48с переплёт, обычный.
* Счастливое детство. Сборник рассказов и стихов. М.-Л. ДетЛит 1938г. 140с переплет, увеличен. К XXлетию ВЛКСМ. В.Гусев, К.Паустовский, Р.Фраерман, Г.Замчалов, Л.Кассиль, Л.Квитко, С.Маршак, Джамбул, А.Письменный, Е.Благинина, А.Барто, Н.Саконская, Н.Кауричев, Я.Тайц, С.Гехт, С.Михалков, Л.Квитко, Г.Рыклин, Г.Кубанский, Л.Соболев. С ч/б В.Щеглова, Е.Афонасьевой, В.Ермолова, Д.Шмаринова, К.Ротова, А.Лаптева, В.Ладягина. С цветным фронтисписом ` Сталин в окружении детей `, худ. цв. форзацы.
* Шатилов Б. В лагере. Худ. А.Лаптев М. ДетЛит 1938г. 48с переплет, увеличен.
* Барто Агния. Стихи. ч/б рис. А.Лаптева. М.-Л. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1939г. 64с переплет, обычный.

*Лаптев А. Разрисуй. Картинки для раскраски со стихами. Для дошкол. возраста. Ил. и текст А.Лаптева М. Сов.график 1943г.
*Лаптев А. Разрисуй! Картинки для раскраски со стихами. Для дошкол. возраста. М. Союзпечать 1944г.
* Крылов И.А. Басни. Илл. А.Каневский, А.Лаптев, Г.Ечеистов М. ГИХЛ 1944г. 224с т.100000 экз.переплет, обычный.
*Загадки. Для младш. возраста. Ил. А.Лаптев М. Всекохудожник 1945г. (6-я тип. ОГИЗа)
*Трутнева Е. Зоопарк. Рис. А.Лаптева. М. Сов.график 1945г. 16с т.500000 экз. 60к.
*Гернет Н. Разрисуй! Рис. А.Лаптева. М.-Л. Детгиз 1945г. 24с т.50000 экз. 2р.50к. Перед загл. авт.: А. Лаптев. Текст Н. Гернет.
*Маршак С. Где обедал воробей? Илл. А.Лаптева. М. Всекохудожник 1946г. 16с т.500000 экз. 1р.
*Лаптев А. Веселые картинки. Рис. и текст А.Лаптева. М. Советский график 1947г. 12с обложка, энц.
*Лаптев А. Патефон Рис. и текст А.Лаптева М. Сов.график 1947г. 12с т.25000 экз. 5р.
*Лаптев А. Патефон Рис. и текст А.Лаптева М. Сов.график 1947г. 10с т.100000 экз. 15р.
*Михалков С. Стихи для детей. Детгиз 1947г. 184с переплет, энц. Обложка, титул и шмуцтитулы В.Конашевича Содержание: Песня пионеров Советского Союза. Рис. А.Ермолаева - Быль для детей. Разговор с сыном. Рис. В.Высоцкого Карта. Десятилетний человек. Комсомольский билет. Партийный билет. Красноармеец Петров. Три товарища. Почетный пассажир. Посылка. Мой друг. Сторонка родная. Школа. Светлана. Веселый турист. Находка. Про мимозу. Про сома. Если. Кораблики. Песенка друзей. Рисунок. А что у вас? Под Новый год. Рис. А.Ермолаева - Граница.Приезд героя. Зенитчики. Данила Кузьмич. Бараны. Рис. В.Щеглова - Хороший человек. Холодный сапожник. Часы. Одна рифма. Рис. В.Коновалова Велосипедист. Рис. И.Семенова - Дядя Степа. Фома. Рис. И.Шабанова - Чудаки. Про Янека.(Из Ю.Тувима) Рис. И.Семенова Мы с приятелем. Пес. В цирке. Рис. Н.Радлова - Всадник. Рис. В.Лебедева - Мой щенок. Трезор. Рис. В.Лебедева - Любимые вещи. Рис. Д.Дубинского - Как старик корову продавал. Где очки?(Из Ю.Тувима) Птичий двор.(Из Ю.Тувима) Рис. В.Конашевича - Овощи.(Из Ю.Тувима) Азбука.(Из Ю.Тувима) Птичье радио.(Из Ю.Тувима) Андрюшка. Елка. Мой телефон. Рис. И.Семенова - Басни. Медвежий зарок. Заяц и черепаха. Полкан и Шавка. Рыбьи дела. Слон-живописец. Винтик. Рис.А. Лаптева.
* Крылов И. Басни. Рис. А.Лаптева М. Детгиз 1947г. 80с переплет, энц.
* Крылов И. Басни. Для младшего возраста. Серия: Золотая библиотека. Переплет и титул С.Телингатера. Рис. А.Лаптева М.-Л. Детгиз 1948г. 150с переплет, 125х200мм На фронтисписе мелованной бумаги цветной портрет Крылова.
* Лаптев А. Веселые картинки. ч/б рис. А.Лаптева М. Советский график 1948г. 32с обложка, энц. т.25000 экз. 10р.
*Лаптев А. Забавные малыши. Рис. и текст А.Лаптева. М. Советский художник 1948г. 16с т.100000 экз. 2р.50к. http://blagoroden-don.livejournal.com/1243142.html
*Недогонов А. Флаг над сельсоветом: Поэма. Худ. А.Лаптев. М. Гослитиздат 1949г. 96с т.75000 экз. 1р.50к.
*Лаптев А. Веселые картинки. Рис. и текст А.Лаптева. Изд. 2-е. М. Советский график 1949г. 32с т.25000 экз. 3р.
* Лаптев А. Забавные малыши. Рис. и текст А.Лаптева. М. Советский художник 1949г. 16с 214х283 мм
1950е гг. http://horoshkovaok.livejournal.com/142614.html
1960е гг. http://horoshkovaok.livejournal.com/142990.html
1970е гг. http://horoshkovaok.livejournal.com/143189.html
и переиздания http://horoshkovaok.livejournal.com/143390.html

ЛАПТЕВ Алексей Михайлович (1905-1965). Художник-график и книжный иллюстратор, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Его творчество представлено в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее и других музеях.

А.М. Лаптев родился и жил в Москве. Вот как вспоминал он о своих первых художественных экспериментах:

«Когда это началось? Память сохраняет едва заметные следы. Листочки писчей бумаги, нарезанные мамой помельче для экономии. Я рисую лошадок, их живая очередь движется быстро. Словно целые табуны скачут передо мной. Рисовать мне нравится. Этому научила меня мама. Сколько мне лет? По-видимому, года три. После смерти отца из Москвы мы переехали на родину отца к его родным в деревню. Я, помню, выбежал там на лужайку с незатейливой, но очень пахучей травкой, и удивительная картина предстала моим глазам. Зацепив верёвками амбар, мужики тянули его, другие подкладывали брёвна перед ним. Получались катки, по которым амбар медленно двигался. Дружные их усилия объединял напев протяжной хоровой песни “Дубинушка”. Эти детские воспоминания с ранних лет несут образы звуков, красок, запахов и форм навечно любимых.

Мама всю себя посвятила нам. Домашние игры для моей старшей сестры и младшего брата стали лучшим препровождением времени. А я был увлечён рисованием. Однажды мама приобрела книгу “Русские сказки” Афанасьева. Эта книга оставалась в нашей семье источником неуёмного детского творчества. Сестра прочитывала вслух эти замечательные произведения русского народа, и затем мы с ней безудержно рисовали иллюстрации к прочитанному. Когда теперь, спустя много лет, я бываю на выставках детских рисунков, то невольно вспоминаю своё раннее детство и те слишком скромные возможности, какими мы располагали с сестрой. Мы рисовали только графитными карандашами на маленьких, часто линованных листках, вернее, клочках бумаги. Красок и хорошей рисовальной бумаги мама приобрести не могла. Но сказочные образы жили вместе с нами. Мы просиживали допоздна при свете керосиновой лампы со стеклянным зелёным абажуром и серию за серией рисовали иллюстрации к сказкам.

Не только мир сказок привлекал моё воображение. По вечерам я бесконечно рисовал увиденное днём во дворе или летом в деревне. Нам выписывали журнал “Светлячок”. Там всё казалось занятным, интересным. Но более всего меня привлекали иллюстрации, особенно Алексея Никаноровича Комарова. Его рисунки пером были проникнуты таким тёплым чувством симпатии к различным зверушкам, юмором и задором. Это был особый изобразительный мир, где сказочные персонажи любимых с раннего детства зверей и зверушек действовали и жили, смеялись, прыгали, бегали, разговаривали между собой.

Рисовать запоем я стал очень рано. Рисунки лет трёх уже были довольно умелыми. С натуры я рисовал, помню, когда мне было лет семь. Рисование по воображению (куда входили и иллюстрации) и натурное рисование шли рядом.

Несказанно радовался, когда что-либо получалось. Я любил свои рисунки и играл в них, как в игрушки. На своей кровати я раскладывал свои произведения и подолгу рассматривал их. Индейцы скакали за кем-то в погоню, казаки с шашками наголо летели на конях, гремели выстрелы, переживания сопровождались эмоциональными восклицаниями – шла игра.

Рисунки накапливались, они уходили в архив к маме (она тщательно всё собирала). Любопытно, что я почти никогда не делал перерисовок с картинок. Это было мне как-то неинтересно. По-видимому, меня очень занимал сам процесс рождения образа ниоткуда. Мама не всегда могла купить нам краски, ввиду вечных материальных затруднений. Возможно, именно это обстоятельство заложило во мне очень раннюю привычку именно рисовать и любовь к штриху, к линии. Когда несколько позднее я всё-таки получил краски, то даже не знал, что с ними делать. Думается, что у ребёнка с ранних лет должны быть в его арсенале и карандаши, и краски, чтобы гармонически развивалось его стремление к передаче видимого и воображаемого, а также к цветности живой природы.

Сейчас я задаю себе вопрос: что побуждало меня и побуждает детей вообще рисовать безостановочно и с таким рвением? По-видимому, сам процесс воплощения на бумаге своих представлений и наблюдений. Жизнь интересовала не только чем-то особенно броским и запоминающимся. На одном из ранних рисунков изображено старое ведро, брошенное на лужайке. Увидев его, я с интересом сел и рисовал. Только теперь я понимаю, что могло быть толчком для этого. Ведро — единственный предмет на широкой ровной луговине - подчёркивал пространство простора лужайки. На протяжении всей своей жизни я постоянно убеждался, что даже самый невзрачный объект может быть интересным для изображения. Фактически не осознавая того, я тогда сам себе выбрал путь: уметь рисовать всё ».

С 1925 года А.М. Лаптев работал художником-иллюстратором в журналах, потом в области книжной графики, сотрудничал с разными издательствами Москвы: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник», «Детская литература» и др. С 1956 года - художник журнала «Весёлые картинки».

А.М. Лаптев одним из первых проиллюстрировал стихи А.Л. Барто («Про войну», 1930), а также придумал графические образы того самого носовского Незнайки и его друзей, которые известны во всём мире.

Он не только иллюстрировал детские книги, но и писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, создавал автолитографии на историко-революционную тему, сочинял стихи для детей, делал из глины, дерева и бумаги игрушки, продолжающие художественную традицию народного творчества, работал в скульптуре малых форм. В годы Великой Отечественной войны Алексей Михайлович оставался в Москве и был членом бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ» и агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками и создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943).

Также А.М. Лаптев проиллюстрировал произведения русской и советской классики: «Мёртвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Поднятую целину» М.А. Шолохова и др.

В послевоенные годы Алексей Михайлович выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, его зарисовки опубликованы в книге «Памятники древнерусского зодчества в рисунках А.М. Лаптева». В качестве автора и художника Алексей Михайлович создал книги для детей: «Патефон», «Забавные малыши», «Веселые картинки», «Как я рисовал в зоопарке», «Футы-нуты», «Забавные картинки», «Лесные диковины», «Малыши», «Раз, два, три…» и др., подготовил учебные пособия «Как рисовать лошадь» и «Рисунок пером».

Работы А.М. Лаптева экспонировались на персональных выставках в Москве (1940, 1949). Он принимал участие в выставках советского искусства в городах СССР и за рубежом: в США, Индии, странах Европы. В 1966 году в Москве была организована мемориальная выставка произведений А.М. Лаптева.

Творческому пути художника посвящена книга «Алексей Михайлович Лаптев» (серия «Мастера советского искусства»; 1951), а в 1972 году вышли его воспоминания «В пути… Записки художника».

Алексей Михайлович Лаптев- художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Жил в Москве. Учился в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923) в Москве, у П. И. Львова и Н. Н. Купреянова в ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе (1924-1929/1930). С 1925 работал художником-иллюстратором в ряде журналов. Сотрудничал с книжными издательствами Москвы. Автор книг-учебных пособий для художественных ВУЗов. В 1944 отмечен дипломом I-й степени Комитета по делам искусств при СНК СССР за цикл рисунков «Военная серия» 1942-1943. Участник выставок: в т.ч. многих республиканский, всесоюзных, зарубежных; персональные: 1938, 1949 – Москва. Член Союза Художников. Награжден медалями СССР. Автор иллюстраций к произведениям классической русской и советской литературы, в т. ч. книг для детей. Работал в области станковой графики на современные и исторические темы, а также в скульптуре малых форм. Сотрудничал в журнале "Весёлые картинки" с момента его основания. Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями. Последний раз одна из книг А. М. Лаптева была переиздана в 2010 году.
Это ему Незнайка впервые позволил себя нарисовать. И портрет получился настолько схож с оригиналом, что все последующие «портретисты» лишь повторяли и обыгрывали созданный А. М. Лаптевым образ.

Выполненные пером и акварелью рисунки А. М. Лаптева не просто украсили первые две части носовской трилогии, они, как точно заметил в рецензии на «Приключения Незнайки и его друзей» Юрий Олеша, подчеркнули «её лёгкость, её радостный, летний, мы бы сказали, полевой колорит». Кроме того, Ю. Олеша заметил, что вся книжка напоминает хоровод: «целый хоровод приключений, шуток, выдумок». Эта ассоциация возникла у рецензента, без сомнения, благодаря иллюстрациям А. М. Лаптева. Они многофигурны и невероятно подвижны. Изображения постоянно «меняют места, конфигурацию, врезаются в текст, пересекают его по диагонали» (Л. Кудрявцева), не давая нашему глазу оторваться от великолепного, яркого, разнообразного хоровода забавных и милых коротышек. Иллюстрации Алексея Михайловича «нежные, лиричные, хрупкие… с трогательной теплотой и вместе с тем подкупающей «серьёзностью», всамделешностью» (А. Лавров) подробно, шаг за шагом, рисуют мир маленьких человечков. И эти существа у Лаптева хотя и напоминают детей (они по-детски одеты, у них детские повадки), «но никак не дети, не пародия, не шарж на ребёнка, и не куклы, а сказочные человечки» (Л. Кудрявцева).

Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Биография

Художник график, известный детский иллюстратор и оформитель книг. Член Союза художников СССР. Член-корреспондент АХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Жил и работал в Москве, окончил среднюю школу. Учился в Московской школе-студии Ф. И. Рерберга в 1923–1924 годах, на подготовительном отделении ВХУТЕМАСа (1924), ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе (1924–1930), сначала на текстильном факультете, затем на графическом у Д. Щербиновского, П. И. Львова и известного графика Н. Н. Купреянова. После окончания ВХУТЕМАСа, в основном занимался станковой и книжной графикой. Много работал в технике сангины, туши, акварели, пастели; использовал уголь, соус и другие материалы.

С 1925 года постоянно работал художником-иллюстратором во многих журналах. Позже в 1929 году начал работать в области книжной графики, в 1930–60-х сотрудничал с различными издательствами Москвы: ГИЗ, ДЕТГИЗ, ГОСЛИТИЗДАТ, «Молодая гвардия», «Советский график», «Детская литература» и других.

Во время Великой Отечественной войны Алексей Михайлович оставался в Москве и был членом бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические плакаты «Окна МОССХ» и агитационные листовки. Участвовал в выпуске «Окон ТАСС», работал в издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками и создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943). Работал в детском журнале «Весёлые картинки» с момента его основания. Иллюстрировал книги для детей: «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Басни» И. А. Крылова (1944–1945).

Также Алексей Лаптев проиллюстрировал произведения русской и советской классики: «Мёртвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Поднятую целину» М. А. Шолохова и многие другие.

Работы А. М. Лаптева экспонировались на персональных выставках в Москве (1940, 1949). Он принимал участие в выставках советского искусства в городах СССР и за рубежом: в США, Индии, странах Европы. В 1966 году в Москве была организована мемориальная выставка произведений А. М. Лаптева.

Произведения художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алексей Михайлович Лаптев— художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.


Жил в Москве. Учился в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923) в Москве, у П. И. Львова и Н. Н. Купреянова в ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе (1924—1929/1930). С 1925 работал художником-иллюстратором в ряде журналов. Сотрудничал с книжными издательствами Москвы. Автор книг-учебных пособий для художественных ВУЗов. В 1944 отмечен дипломом I-й степени Комитета по делам искусств при СНК СССР за цикл рисунков «Военная серия» 1942-1943. Участник выставок: в т.ч. многих республиканский, всесоюзных, зарубежных; персональные: 1938, 1949 - Москва. Член Союза Художников. Награжден медалями СССР. Автор иллюстраций к произведениям классической русской и советской литературы, в т. ч. книг для детей. Работал в области станковой графики на современные и исторические темы, а также в скульптуре малых форм. Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями. Последний раз одна из книг А. М. Лаптева была переиздана в 2010 году.

Это ему Незнайка впервые позволил себя нарисовать. И портрет получился настолько схож с оригиналом, что все последующие «портретисты» лишь повторяли и обыгрывали созданный А. М. Лаптевым образ.

Выполненные пером и акварелью рисунки А. М. Лаптева не просто украсили первые две части носовской трилогии, они, как точно заметил в рецензии на «Приключения Незнайки и его друзей» Юрий Олеша, подчеркнули «её лёгкость, её радостный, летний, мы бы сказали, полевой колорит». В той же самой рецензии, строчку из которой мы только что процитировали, Ю. Олеша заметил, что вся книжка напоминает хоровод: «целый хоровод приключений, шуток, выдумок». Эта ассоциация возникла у рецензента, без сомнения, благодаря иллюстрациям А. М. Лаптева. Они многофигурны и невероятно подвижны. Изображения постоянно «меняют места, конфигурацию, врезаются в текст, пересекают его по диагонали» (Л. Кудрявцева), не давая нашему глазу оторваться от великолепного, яркого, разнообразного хоровода забавных и милых коротышек. Иллюстрации Алексея Михайловича «нежные, лиричные, хрупкие… с трогательной теплотой и вместе с тем подкупающей «серьёзностью», всамделешностью» (А. Лавров) подробно, шаг за шагом, рисуют мир маленьких человечков. И эти существа у Лаптева хотя и напоминают детей (они по-детски одеты, у них детские повадки), «но никак не дети, не пародия, не шарж на ребёнка, и не куклы, а сказочные человечки» (Л. Кудрявцева).

Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Н. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки

Лаптев А. Забавные малыши. Рис. и текст А. Лаптева. М. Советский художник, 1949

Гоголь Н. Мертвые души

Раз, два, три

А. Чехов. Рассказы

И. Крылов. Басни

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей

Разные книги...

Полностью