Сценарий по семейному чтению в библиотеке. Астраханская областная детская библиотека

Сценарий по семейному чтению в библиотеке. Астраханская областная детская библиотека

15 мая в России отмечается Международный день семьи, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. К этому событию в библиотеках ЦБС были оформлены иллюстрированные книжные выставки: «Семья, любовь и верность» (Афонинская сельская библиотека-филиал №16), «Островок семейных сокровищ» (Чернышихинская сельская библиотека-филиал №30), «Святые заступники семьи» (Слободская сельская библиотека-филиал №23). Для читателей проводились обзоры литературы и демонстрировались электронные презентации.

14 мая 2015 года в МБОУ СОШ с. Работки для младших школьников Работкинская детская сельская библиотека - филиал №6 провела познавательно - игровую программу «Семья – корень жизни». Дети не скучали на мероприятии. Игровая часть праздника была наполнена конкурсами: «Собери пословицу», «Кто самый хозяйственный?» и «Шустрый портняжка». Они приняли активное участие в конкурсах загадок о семье, вспоминали прочитанные книги.

15 мая в Большемокринской сельской библиотеке – филиале №31 совместно с сельским домом культуры, была проведена конкурсно - игровая программа «Семья в куче – не страшна и туча». Цель мероприятия: расширить представления детей о семье как величайшей общечеловеческой ценности, показать, что мир в семье - главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.

Мероприятие прошло весело и интересно. В программе ребятам предстояло участие в познавательных и игровых конкурсах: «Нарисуй дом вслепую», «Дом, где будет жить большая и дружная семья», «Поможем Золушке», «Когда мамы дома нет», «Повяжи косынку, «Свет мой, зеркальце, скажи». Работники сельского Дома культуры провели веселую эстафету «Спорт – дело семейное». К мероприятию были подготовлены книжные выставки «Образ семьи в художественной литературе» и «Мы и наша семья», на которых была предоставлена литература о семейном воспитании и увлечениях, где можно отдохнуть с семьёй, как провести свой досуг. Ребята с удовольствием знакомились с рисунками, представленными на стенде «Моя семья».

Семейное чтение. Зачем?

Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Желание возродить традиции семейного чтения возникло в обществе не случайно. Так, если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культа книги в семье уже нет и в странах Европы. Для решения этой проблемы в Европе создаются Фонды общественных инициатив «Германия читает вслух», «Польша читает вслух», в России эту роль взяли на себя библиотеки.

Мнение о семейном чтении и чтении вслух высказывает в своей статье «Семейное чтение. Зачем?» Степичева Т.В., преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: «В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти».

Семейное чтение - это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Есть достаточно рекомендаций, как приохотить ребенка к чтению, как и что читать вслух. Но следует прежде определиться - зачем? Чем привлекательна эта традиция, если за десять лет, которые прошли с момента начала массовой работы библиотек в этом направлении, несмотря на отсутствие явных результатов и единой линии, не пропало желание возрождать семейное чтение?

Один из напрашивающихся ответов - дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению.

А ведь само по себе чтение вслух - занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

Продолжим аналогию с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь - возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Да, программу для просмотра тоже, но сравните - мировая художественная литература и программа передач на сегодня - возможности для выбора несопоставимы.

А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.

Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаенное дыхание - источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому - все это дарите вашим домашним вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

Почему ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он еще не осознает (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне) полезность чтения вслух для развития эмоциональности и образного мышления, для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно (осмелюсь добавить: даже если это вовсе не ребенок, а ваш взрослый и успешный во всех отношениях супруг). Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.

Поэтому, безусловно, стоит найти возможность (может быть, на даче, где нет телевизора, и дождь льет, как из ведра) почитать своим домашним что-нибудь любимое. Обязательно любимое.

Полную версию статьи читайте в Интернет, адрес:

http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/resurs.files/schoollibrary.ioso.ru/index6647.html?news_id=293

Как приучить ребенка к книге.

Уважаемые родители , сам ребенок не возьмет в руки книгу, ему нужна ваша помощь .

Именно родители решают, что, как и сколько они будут читать своим детям-дошкольникам. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова, Чарскую и «Маленького лорда Фаунтлероя» - будет так, дадут «Черепашекниндзя»ирисованногоДиснея - будетиначе,просто посадят перед «видиком» и научат менять кассеты - получится что-тоеще.

Родительский опыт показывает, что самый простой и безотказный рецепт: каждый день читать ребенку вслух, даже когда он уже сам владеет грамотой. Причем делать это с удовольствием: ведь мы хотим привить больше, чем умение, больше, чем привычку, - любовь к чтению .

Приучайте ребенка бережноотноситься к книгам!

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих книжек. Постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге

Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события - усложнение материала должно происходить постепенно:есливы видите,что предложеннаявами книга слишкомтрудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.

Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет.

Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

Пробудите у ребенка интерес к чтению.

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса - час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке. Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Дляэтого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой. Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае, как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что - нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым, кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Как правило, дети-дошкольники родительскому выбору подчиняются, и модифицировать его не в силах. Иногда, весьма редко, встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Это дети с гипердинамическим синдромом, которым просто физически трудно концентрировать внимание на читаемом тексте, да и просто усидеть на месте для них трудно. Но и здесь проблема вполне решаемая. Родителям таких детей можно порекомендовать чтение коротких ритмичных стихов или коротких смешных рассказов. Читать таким детям нужно подчеркнуто громко и выразительно. И не следует заставлять ребенка сидеть смирно во время чтения. Пусть он жестикулирует, вскакивает с места, пусть даже представляет в лицах прочитанное. Главное - хотя бы на короткое время, удержать его внимание.

Станьте для ребенка примером.

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него - вы сами.

Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

1.Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгуичитайтееепонемногукаждыйвечер.Маленькомуребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице). Таким образом можно читать не только детские книги, но и классическую литературу.

2. Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.

Не давите на ребенка.

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию.

Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу.

Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух - по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, а у второклассника 10-15 минут.

Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи! Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот.

Никогда не отговаривайте ребенка от чтения, если он уже заинтересовался чем-то. Читать что-то лучше, чем ничего. Коллекция ссылок:

Уважаемые коллеги!

Чтению подрастающего поколения необходима поддержка – в первую очередь самых близких людей – родителей. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, то ребёнок это улавливает и впитывает. Очень важно, когда ребёнок приходит в библиотеку вместе с родителями, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают её, обсуждают. Такое общение воспитывает больше, чем назидательные слова. «Сдружить» семью вокруг книги – задача библиотеки, для решения которой мы предлагаем вам организовать ряд мероприятий.

Для планирования работы в этом направлении мы предлагаем воспользоваться «СЕМЕЙНЫМ КАЛЕНДАРЁМ».

СЕМЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

МАРТ

8 — Международный женский день (В 1910 г. на Международной конференции социалисток в еткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 г.)

20 — Международный день счастья

АПРЕЛЬ

1 — Именины Домового.

18 — День матери России

5 — День детей.

15 — Международный день семьи (Отмечается с 1994 года по решению ООН)

17 — Международный день детского телефона доверия.

ИЮНЬ

1 — Международный день защиты детей (Учрежден в 1949 году на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин)

8 — Международный день домохозяйки и домохозяина.

9 — Международный день друзей.

21 — Международный день отца.

ИЮЛЬ

6 — Всемирный день поцелуя (20 лет назад утвержден ООН. Придуман в Великобритании)

8 — День Петра и Февронии. Всероссийский день семьи, любви и верности. Считается счастливым для влюбленных. (Отмечается по инициативе депутатов Государственной Думы с 2008 г.)

20 — День друга.

28 — День родителей.

АВГУСТ

1 — 7 — Всемирная неделя поддержки грудного вскармливания.

СЕНТЯБРЬ

10 — День бабушек и дедушек (США)

15 — День почитания старших. День уважения возраста. (Япония)

НОЯБРЬ

7 — Всемирный день мужчин (Возник по инициативе Президента СССР, отмечается в 1-ю субботу ноября)

20 — Всемирный день ребенка (Отмечается по решению ООН с 1954 года. 20 ноября – день принятия в 1989 году Конвенции о правах ребенка)

25 — Международный день борьбы против насилия в отношении женщин.

дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой

Всю работу следует проводить на основе объединения усилий библиотеки, учреждений дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой информации .

Получить дополнительную информацию о читателе-ребёнке и его семье можно путём анкетирования родителей «Семья 21 века и библиотека».

«Семья 21 века и библиотека»

(анкета для родителей)

Уважаемые родители! Эта анкета предназначена для Вас!

Она поможет и Вам, и работникам нашей библиотеки правильно оценить возможности и перспективы воспитания одарённого читателя – вашего ребёнка!

  1. Какое место в жизни Вашей семьи занимают книги и чтение?
  2. Что даёт современному ребёнку чтение книг?
  3. Есть ли в Вашей семье домашняя библиотека?
  4. Как часто Вы её пополняете?
  5. Какую литературу Вы предпочитаете покупать?
  6. Как часто Вы читаете своему ребёнку вслух?
  7. Назовите детских книг , которые, на Ваш взгляд, обязательно должен прочитать Ваш ребёнок.
  8. Назовите любимую книгу Вашего ребёнка.
  9. Как Вы думаете, сохранятся ли в своём виде книги в будущем?
  10. Может ли Интернет заменить книгу?

Ваши пожелания библиотеке:

Вы ответили на вопросы. Большое спасибо! Мы ждём Вас и Вашего ребёнка в библиотеке!

Анкета позволит библиотекарю получить как можно больше сведений о ребёнке, убедить родителей в том, что семья и библиотека совместными усилиями могут воспитать одарённого читателя, обратить внимание родителей на значение домашней библиотеки в воспитании и развитии их детей, узнать, что ожидают родители от общения ребёнка с библиотекой.

Знакомство с возможностями библиотеки следует начать с создания рекламных плакатов-обращений, объявлений, приглашений и их распространением.

Лучший же способ привлечь дошкольников в библиотеку – непосредственно пригласить их родителей. Это можно сделать письмом следующего содержания. Письмо можно вручить в библиотеке или через учреждение, где находится ребенок.

Образец письма родителям дошкольников

Дорогой родитель! (Дорогие родители)

Я бы хотела предложить Вам записать Вашего ребенка (Ваших детей) в нашу библиотеку. И знакомство с ней начать с участия в мероприятиях летнего чтения. То, что Ваш ребенок еще не умеет читать, не означает, что он (она) слишком мал (мала, малы), чтобы принять участие в Программе. Наша серия мероприятий предназначена не только для тех, кто читает сам, но также и для детей, которым книги читают родители, бабушки и дедушки, сестры и братья.

Нам бы хотелось помочь Вашему ребенку развить в себе любовь к книгам и обучению. Исследования показывают, что раннее приобщение к книгам и участие в Программах чтения действительно играют важную роль в жизни ребенка. Пожалуйста, просмотрите приложенный к письму план летних мероприятий. В нём есть даты и все подробности обо всех мероприятиях, которые планируется провести летом для детей в библиотеке.
Мероприятия бесплатные, и в них легко участвовать. От Вас ничего не потребуется, кроме времени, которое Вы потратите, читая своему ребенку и разделяя с ним удовольствие от книги.

Если у Вас возникли вопросы или Вам нужна дополнительная информация, пожалуйста, зайдите ко мне или позвоните мне в библиотеку. Надеюсь на скорую встречу.

С искренним уважением ________________________

(фамилия, должность)

Для взрослых: мам, пап, бабушек, дедушек и опекунов библиотека должна стать одним из немногих мест, где они могли бы свободно обсудить свои проблемы и попытаться найти пути их решения. Им можно предложить памятку «Простые истины» о литературе по семейной педагогике, рекомендательный список «Когда мне книгу читаем мама…», тематическую картотеку «Факультет для родителей». И сделать это во время семейной экскурсии по библиотеке «Книжная вселенная»

И для детей, и для их родителей библиотека должна стать не только местом, где можно взять интересную или нужную книгу, но и пространством для общения и развития. В этом помогут циклы обзоров для родителей «Читаем вместе», «Наука семейных отношений», «Книга + Семья = добрые друзья» и бесед «О доброй традиции замолвите слово», «Семья разумная – семья читающая», «Секреты для взрослых, или Как стать идеальными родителями» и другие. Счастье семьи зависит от каждого её члена. Поэтому беседы о взаимоотношениях в семье необходимо проводить и со взрослыми, и с детьми «Искусство слышать друг друга», «Родителям о детях».

И как всегда свою деятельность по работе с семьями мы должны начать с анализа фондов литературы для семейного чтения и семейной педагогики. А раскрыть всё многообразие имеющейся в библиотеке литературы помогут книжные выставки: «Радость семейного чтения», «Наука семейных отношений», «Здоровая семья – счастливая семья», «Добрые руки семьи» и другие.

Хорошо, если в традицию библиотек войдёт проведение семейных акций «Чтение семейного масштаба», праздников: «Книжная мудрость – семейное богатство» , «Первый бал для Мамы, Папы и Младенца» ( на котором вручить молодым родителям памятку «Как вырастить книгочея»), «Книжки на вырост», «Праздник солнечного детства», праздник, посвященный Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности» , Дней семейного чтения «Счастлива будет ваша семья, если чтением увлечена», «Сказки бабушки моей», в ходе которых и взрослые, и дети смогут поучаствовать в литературных викторинах, конкурсах, весёлых играх «Если бы я был на месте героя». «Вся семья журналам рада – есть в журналах всё. Что надо».

Праздник, посвящённый Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности». На этот семейный праздник следует пригласить детей вместе со своими папами и мамами, дедушками и бабушками, братьями и сёстрами. В программу праздника можно включить музыкальные и драматические номера, исполненные детьми, викторины, чтение стихов, рассказ библиотекаря о Петре и Февронии Муромских. Определённый интерес вызовет у ребят конкурс пословиц и поговорок о семье. Вопросы к конкурсу следует напечатать на лепестках ромашки – символа этого праздника. В завершение праздника участники мероприятия могут одарить друг друга открытками – ласковками , которые они сами сделают, с пожеланиями любви и семейного счастья.

Важно показать, что библиотека – это не только дом, где хранятся книги, но и место, где можно многому научиться, отдохнуть, получить совет, принять участие в библиотечных делах, познакомиться с новинками литературы.

Популярны сегодня и дискуссионные формы работы , такие как «Исповедь пристрастий» (рассказы читателей о роли книги в их семье), дискуссионные трибуны «Семейное чтение: вчера и сегодня», «Семья. Книга. Библиотека», встречи поколений «Свет книг не гаснет в нашем доме», «Любимые книги в моей семье» и другие. Всё это приобщает детей и их родителей к совместной читательской и творческой деятельности.

Часы семейного общения «Любимые книги детства», «Союз семьи и книги», «Семья и книга: объединённые чтением», «Как вырастить чудо-чадо», и посиделки — читаем вслух «Любимые книжки наших мам и пап», «Радость семейного чтения», «Добрые руки семьи», и книжные кают — компании «Для талантливых детей и заботливых родителей», «Мой кроха и я», «Яркие краски детской литературы», «Родителям о детских писателях», проводимые на базе библиотек, помогут родителям наладить ещё более тесные отношения с детьми.

Чтение вслух – наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с читателями младшего возраста. Такое чтение способствует созданию у детей образных представлений, настраивает на особую эмоциональную волну, помогает заинтересовать ребёнка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно, приучает к внимательному слушанию текста. писал: «Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые 2-3 года самый процесс чтения ещё утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное».

Громкие чтения: «Дружите с книгой с малых лет», «Книги для взрослых младшего возраста», «Почитай мне!», «Почитайте вашему ребёнку», «Книжица мала – малышу мила» — это прекрасная возможность привлечь в библиотеку всю семью и наладить контакты с детсадами и т. д.

Хорошо если при библиотеках будут созданы творческие семейные объединения, семейные клубы, семейные гостиные. Заседания таких объединений могут быть самыми разными: «Вместе с бабушкой – в Интернет», «Нам хорошо вместе», «Домашний праздник в библиотеке», «Книжка по наследству», «С книжкиным теплом, под маминым крылом», «Любимые книги моей семьи». На мероприятия рекомендуем пригласить психологов, педагогов, воспитателей, читателей, в семьях которых чтение книг – давняя традиция. Одним из направлений может быть организация встреч-интервью с известными людьми района, города, сельского поселения , которых можно назвать не только успешными, но и активно читающими.

Можно объявить акции «Вместе весело читать», «Мы – семья, а это значит, справимся с любой задачей», «Чтение в подарок маме», в ходе которой предложить детям сделать для мамы книжку – малышку или разучить стихотворение.

А участие в семейных конкурсах «Дом моей мечты», «Книга – семейный раритет», «Лучшая книжная мама» поможет сформировать у детей потребность в чтении и культуру чтения, расширит литературный кругозор.

Главная задача библиотек сегодня – донести до родителей мысль: от того, что сегодня читают или не читают дети, действительно зависит их жизнь, учёба, поведение, нравственный облик, характер и, в конечном счёте, судьба.

Составитель: Л. А. Потокина, методист

Именно с семьи начинается мир для ребенка. Здесь он делает свои первые шаги, выговаривает первые слова, знакомится с первыми книжками. Именно папа и мама листают малышу странички с яркими картинками, рисунками, учат переживать, удивляться, восхищаться первыми литературными героями, их судьбами и приключениями. Если родители и ребенок часто берут в руки книгу, то в семье царит духовное единство, мир и любовь. Читательская атмосфера должна стать семейной традицией. Ведь именно из книги можно брать пищу для души и сердца. Важно, чтобы книжки не превращались просто в источники информации или средства развлечения, а играли общеобразовательную и культурную роль.

Не только воспитатели в садике и учителя литературы в школе должны прививать любовь к чтению. Этим еще на самых ранних этапах развития ребенка должны заняться родители. Чтобы воссоединить усилия родителей и специалистов, во многих населенных пунктах ведется работа в библиотеке семейного чтения. Библиотекари приглашают родителей на различные мероприятия, чтобы повысить интерес детей к книгам. Что ж, предлагаем вам познакомиться с целями совместных занятий с родителями, примерной программой семейного чтения в библиотеке, ожидаемыми результатами. Подобную совместную работу библиотеки и родителей можно назвать комплексной.

Причины, из-за которых следует внедрять семейное чтение в библиотеке

В последнее десятилетие исследователи отмечают формирование следующего отношения к чтению у детей и взрослых:

  • Возрастает количество детей, которые читают только произведения школьной программы.
  • С каждым годом все меньше молодежи проводит свободное время за чтением литературы.
  • Проникновение ребенка-дошкольника в культуру книг происходит все медленнее.
  • У взрослеющих к чтению все слабеет.
  • На круг чтения детей и подростков влияет массовая культура, что приводит к популярности детективов, ужасов, повестей по мотивам телесериалов.
  • Много детей читают только для развлечения.

Важность семейного чтения в школьной библиотеке

Давайте поговорим о пользе. Но для начала выясним, что же это такое - семейное чтение в библиотеке? Мероприятия непрерывного психолого-педагогического процесса совместного чтения детей и родителей с последующим анализом, обсуждением - это и есть понятие семейного чтения. Анализ произведений может быть устным, письменным, игровым. Подобные мероприятия проводились еще во времена египетских фараонов. Исследователи нашли одну запись на папирусе того периода, где написано обращение отца к сыну с просьбой направить свое сердце к книгам.

Во времена античности семейное чтение также широко практиковалось. Один из римских правителей сам написал "Историю Рима" и изучал ее со своим сыном. Применялась такая практика и в Средние века, и в эпоху Просвещения. В XIX веке чтение в семье было распространено в дворянских семьях. Современная практика уже совмещает чтение домашнее с библиотечным. Профессиональные библиотекари приглашают вместе с детьми их родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Разрабатывается целая программа семейного чтения в библиотеке. Для чего это нужно?

Последнее время утрачивается роль чтения в обществе, падает престиж образования и знаний, молодежь ориентируется на некнижные формы культуры. А из книг черпаются общекультурные, эстетические, эмоциональные потребности. Грамотность молодежи с каждым годом падает, а также снижается уровень необходимых навыков чтения и письма. У большинства детей не сформировано осознание ценности и значения книжек, газет, журналов, электронной информации. Поэтому чтение в семейной среде играет особую роль. Совместно прочитанный рассказ или повесть, его обсуждение делают членов семьи более близкими, объединяет их духовно. К сожалению, все меньше семей обзаводятся домашними библиотеками. Таким образом, у нечитающих родителей вырастают безграмотные дети. Повысить детское чтение можно только в тандеме школы, библиотеки и семьи.

Наряду с деловым, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным чтением, семейное занимает особое место. В ходе такого процесса ребенок получает различные навыки и умения, приобретает основу читательской культуры. Ведь семья - это первый и главный посредник между книгой и ребенком. Там формируется интерес к книге, развивается читательский вкус. В России работа библиотеки семейного чтения имеет глубокие корни. Она включает комплексную программу, различные формы работы с детьми и их родителями. Не зря программу для семейного чтения в библиотеке часто называют "Теплый дом".

Именно семью во всем мире рассматривают как социальную ценность. Семейные отношения формируют личность человека. Сотрудники сельских и поселковых библиотек хорошо знают многие семьи и стараются через книгу повлиять на их взаимоотношения. Именно они становятся социальными педагогами, организаторами семейного чтения в библиотеке. В школьной библиотеке это тоже возможно. Девизом такого комплексного подхода к изучению книг можно взять: "Создадим страну читателей!"

Факторы значимости чтения с родителями

Интерес к возрождению семейного чтения в детской библиотеке в последнее время возрастает. Чтение рассматривается в качестве развивающей среды. Его значимость имеет свои факторы:

  • Еще с детства малышам рассказывают сказки, читают маленькие библейские рассказы, затем - мифы, стихи о природе и животных. Это самый древний и проверенный способ воспитания человека еще до того, как он выучит алфавит. Читательскую деятельность и культуру формируют на слушании и говорении.
  • Такое чтение способствует углублению детского внимания, формированию потребности в книгах. Если такую потребность заложить ребенку с детства, то он и в зрелом возрасте будет много читать.
  • Мероприятия семейного чтения в библиотеке - залог раннего и правильного овладения родной речью. Раннее чтение помогает ребятишкам расти коммуникативными людьми. Ведь пассивную речь детей (молчание) нужно развивать.
  • На основе книг формируется эмоционально-эстетическое восприятие мира. Звучащие слова сильно влияют на детей, учат торжествовать, радоваться, грустить, печалиться, шутить, смеяться. Слова дают детишкам яркие, эмоциональные впечатления.
  • В результате совместного чтения развивается способность воспринимать художественные образы. Дети включают воображение, наглядные представления. Они учатся радоваться и печалиться вместе с литературными героями.
  • не только малышам, но и людям старшего возраста. Важно не просто слушать, но и воспринимать и пересказывать прочитанное. Пожилым людям такие занятия помогают легче перенести одиночество и передать детям свой опыт. Также взрослые могут таким образом наблюдать за духовным развитием детей.
  • Совместные чтения в библиотеке помогают социализации подрастающего поколения. Создается почва для обмена мнениями, происходит эмоциональное обогащение.
  • Подобные занятия служат профилактикой старения, стимулируют активную умственную деятельность.

Не зря считается, что библиотека - территория семейного чтения. Она является альтернативой всех видов изучения книг. Эту практику активно внедрила библиотека семейного чтения Ломоносова (городка возле Санкт-Петербурга). Квалифицированные сотрудники этой библиотеки оказывают всяческую помощь семьям в выборе книг. Мероприятий по данной семейной программе здесь проводится множество: различные краеведческие конкурсы, литературные чтения, занятия подросткового клуба "Юнта".

Услуги библиотеки для чтения семьей

Что же может предложить библиотекарь в рамках семейного чтения:


Цели подобных мероприятий

Чего же можно добиться в результате подобных мероприятий в библиотеке? Вот какие цели ставят перед собой библиотекари:

  • приобщить детей и родителей к совместному чтению;
  • развивать творческие способности детей;
  • удовлетворять людей разных поколений;
  • повысить духовное и нравственное развитие семьи;
  • поддержать семейное чтение;
  • ориентировать членов родни на совместное общение в ходе изучения книг;
  • помочь обрести взаимопонимание и общие интересы;
  • увеличить эффективность чтения.

Задачи совместных чтений

Целевая программа развития библиотеки семейного чтения может ориентироваться на выполнение следующих задач:

  • изучать информационные потребности читателей, анализировать и разрабатывать актуальные темы для информирования;
  • ориентировать старших на совместное общение с ребенком в процессе чтения;
  • способствовать дружбе взрослых и детей с книгой, добиваться их взаимопонимания;
  • совершенствовать педагогическую образованность, психологическую и методическую подготовленность родителей;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления после прочитанного;
  • помочь посмотреть детям и родителям на чтение как на средство межличностного общения;
  • развивать творческие способности молодого поколения;
  • координировать деятельность со школами и учителями;
  • использовать все активные библиографические формы и методы работы;
  • изучить и внедрить передовой библиотечный опыт.

Ожидаемые результаты

Правильный подбор библиотеки семейного чтения и занятия там дают следующие результаты:

  • повышается престиж книги в глазах подрастающего поколения;
  • чтение становится любимым занятием;
  • библиотеку уважают и почитают;
  • формируется любовь к чтению у самых маленьких посетителей;
  • возрождаются традиции семейных посиделок за любимыми книгами;
  • развиваются творческие способности детей.

Описание подобных проектов

Перед библиотекарями стоит серьезная задача - организовать такие занятия с родителями и детьми. Нужно создать комфортную атмосферу для подобного интеллектуального общения. Для этого книжный фонд нужно укомплектовать высокохудожественной литературой, где будут книги, периодика, электронные издания.

Организация библиотечного пространства сегодня очень важна. Современная библиотека должна быть разной и многоликой. В ней можно организовать "шумные" и "тихие" зоны, открытые пространства и уединенные места отдыха. Нужно продумать каждый уголок помещения, сделав его привлекательным для посетителей.

Библиотечное пространство делает уютным не только современный дизайн. Важно продумать и организовать интересный читателю фонд. Главное - правильно расставить литературу, чтобы к ней можно было свободно подойти. Самыми эффективными способами привлечения внимания читателей будут различные акции, выставки, вечера, круглые столы. Имидж библиотеки поднимет зрелищная информация.

Примерный план занятий в библиотеке с родителями и детьми

Продумать программу семейного чтения в библиотеке очень важно. Предлагаем вам помесячное примерное планирование подобных мероприятий:

  • В январе можно провести три мероприятия: урок семейной гармонии "Семейные портреты", библиоквест "В поисках страны здоровья", занятие с психологом "Знаем ли мы своих детей".
  • В феврале можно провести интеллектуальный бой "Вам слово, эрудиты", большой книжный фейерверк "Путешествие в мир новой литературы".
  • В марте уместно проведение читательской конференции "Самое главное слово - семья", брейнсторминга "Знаток художественной литературы".
  • Апрель - время для мероприятия-диалога "Традиции хранить и умножать", выставки творческих работ "Из поколения в поколение передаем мы чудные творения", медиа-обзора "CD в помощь обучению".
  • В мае можно провести праздник семейного чтения "Мы семья, а это значит - справимся с любой задачей", дискуссию "Семейное чтение - уходящая традиция или вечная ценность?".
  • В июне школьники с удовольствием примут участие в акции "Читаем всей семьей", в гурман-вечере сказок Пушкина "В синем небе звезды блещут".
  • В июле интересной станет конкурсно-развлекательная программа "Наша семья - книжкины друзья".
  • В августе можно провести выставку творческих работ "Мама, бабушка и я - рукодельная семья".
  • В сентябре можно воплотить в жизнь литературную шкатулку "Закружилась в небе осень", книжную выставку-совет "Семейный Читаймер".
  • В октябре желательно организовать фотоколлаж ко Дню пожилого человека "Когда душа в узоре времени", семейную игротеку "Супер-бабушка".
  • В ноябре проводится мероприятие ко Дню матери "Прекрасен мир любовью материнской", праздник национальной культуры "Природа в произведениях русских писателей и поэтов".
  • В декабре можно организовать день семейного общения в библиотеке "Я с книгой открываю мир", новогоднее конфетти "Сказочный снегопад".

Описание некоторых мероприятий

Многие библиотекари начинают работу по организации семейного чтения с проведения акции "Как пройти в библиотеку". Для этого они развешивают плакаты с приглашением прийти в библиотеку. Для взрослых распространяются специальные агитационные листовки, закладки-приглашения. На центральной площади района или площади иногда развешивают плакат "Кто куда, а я - в библиотеку". Традиции семейного чтения и методы их передачи очень разнообразны.

Под Новый год часто взрослые вместе с детьми наряжают в библиотечном помещении елку, делают символ будущего года, который потом радует посетителей. Очень привлекают детей и взрослых различные выставки: "Любимые книги нашего детства", журнальная выставка "Кроха и я", "Мой ребенок", "Мамочкина школа". Сценариев библиотеки семейного чтения существует очень много. Неплохо было бы провести несколько экскурсий по книжным полкам. В помещении можно поместить специальный ящичек в качестве "Копилки книжных удивлений". В него дети и родители будут опускать записки, в которых зафиксируют интересные факты и события, удивившие их при прочтении книг.

Библиотекарю важно учитывать, что детям интересны произведения авантюрно-приключенческого характера, где присутствуют некие волшебные силы ("Гарри Поттер", "Хоббит"). В какой-то день семейного чтения в библиотеке детям можно предложить сравнить книгу с фильмом, чтобы доказать, что она более интересна, нежели кино. Детей можно заинтересовать чтением с помощью оригинальных парадоксов. Например, они должны дочитать до определенного места и найти ответ на поставленный интригующий вопрос. Часто экспериментируют с проведением дискуссий между детьми и взрослыми по поводу прочитанных страниц.

Семейный конкурс «Всей семьей в библиотеку»»

Цель:

1.Привитие любви к чтению художественной литературы.

2.Привлечь родителей к организации досуга своих детей.

Ход праздника:

Звучит песня

А.Рыбникова и Ю Энтина «Книжкин дом»

Ведущий1. 1
Внимание! Внимание!
Дети и родители
Сразиться не хотите ли?
Кто самый лучший книгочей,
И кто герой любимый чей?

Ведущий 2
Умными словами недаром сказано:
«Всем лучшим книге мы обязаны.
Книги читают и стар и млад
Книге хорошей каждый рад».

Ведущий 1
Книги читаю - значит мыслю
Мыслю – значит, живу, а не кисну.

Ведущий 2
В книжке мудрость, слёзы и смех,
Книжек сегодня хватит на всех.

Ведущий 1
Дети и родители, хотите, не хотите ли, пришла пора начать нашу игру
«Всей семьей в библиотеку».

Ведущий 2 .

Сегодня у нас в гостях семьи, любящие чтение и книгу, большие знатоки литературы. По окончании каждого конкурса жюри подводит итоги. Правильный и полный ответ будет оценен в пять баллов.

Ведущий 1. А кто же из них самая-самая читающая семья, определит наше жюри. (представляет членов жюри) .

Головяшкина Н.В., директор школы

Позднякова С.В., методист

Ведущий 2 . Сегодня в нашем состязании принимают участие семейные команды… (представляет членов команд).

1 команда – семья Старковых: мама Ирина Борисовна, дочь Алина;

2 команда – семья Постниковых: мама Наталья Николаевна, дочь Юлия;

3 команда – семья Белолипецких: мама Ольга Викторовна, дочери Олеся и Елизавета.

4 команда- семья Лебедевич: мама Оксана Борисовна, сыновья Ярослав и Захар

В нашем конкурсе проведем жеребьевку, чтобы определить очередность выступления команд.

Ведущий 1 . Чтобы определить, кто начнет первым, проведем жеребьевку,которая пройдет в необычном литературном ключе. В нашем волшебном сундучке находятся задания с зашифрованными цифрами, то есть с произведениями, в названиях которых есть цифры. Впишите правильный ответ- и узнаете свой порядковый номер.

    Е. Велтистов «Миллион и ……………. (один) день каникул»

    Е. Шварц «…….(Два) брата»

    Ю.Олеша «……(Три) толстяка»

    К. Ушинский «……. (Четыре) желания)

Ведущий 2

1 конкурс называется «Кроссворд». Ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете фамилию первого книгопечатника.

Первый книгопечатник.

    Карточка, где записывают данные читателя и название книги.

    Это требует книга после неряхи-читателя.

    Книга, которая обо всем расскажет.

    Место, где ты возьмешь книгу на дом.

    Мероприятие, состоящее из вопросов и ответов.

    Часть книги.

    Часть книги, где можно узнать о нужном тебе стихотворении, рассказе.

Пока команды разгадывают кроссворд, мы с болельщиками проведем викторину.

Ведущий 1

2 конкурс. Легенды о цветах

Зачитывается легенда – узнать, о каком цветке идет речь.

    Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинками. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. (Ландыши)

    Ее родина – Персия. Существует поэтическая легенда: однажды богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустились на землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная …. (Сирень)

    Латинское название этого цветка «Галактус» происходит от греческих слов «гала» -молоко и «Актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветок. Отсюда символом цветка стала надежда. (Подснежник)

    В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал В Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого Цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. (Тюльпан)

    По одной из легенд Геркулес смертельно ранил владыку загробного мира Плутона, а молодой врач залечил его раны корнями растения, которое и назвал именем врача. Цветок этот считается царем цветов и символом долголетия (Пион)

    Она присутствует в гербе города Родоса. Древний Иран, страну персов, назвали в честь ее Полистаном. По словам Анакреона, родилась она из белоснежной пены, покрывшей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Кто она, царица цветов? (Роза)

    На Востоке существует легенда о жестоком китайском императоре, который однажды узнал о том, что на далеких островах растет цветок-солнце, из которого можно приготовить эликсир молодости. Понятное дело, император сразу же захотел его заполучить, но ему это было не под силу, так как сорвать этот цветок мог только человек с чистым сердцем. Император отправил за цветком сотни юношей и девушек, но молодые люди, покоренные красотой острова, так и остались там жить. Так на этом острове основали страну восходящего солнца, а цветок сделали символом Японии. (Хризантема)

    Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя и не может наглядеться? (Нарцисс)

    Говорят, что вырос этот цветок из маленькой пылинки, которая упала на Землю со звезды в те времена, когда растительность на планете зарождалась. (Астра)

Ведущий 2

3 конкурс «Работа с книгой»

    Энциклопедический словарь юного художника.

А) Дайте определение «Античное искусство»

Б) Что вы можете рассказать о панораме (есть еще диарама) художника Ф.А. Рубо «Бородинская битва».

В) Назовите одну из самых известных картин К.П.Брюллова. Расскажите о ней.

Энциклопедический словарь юного спортсмена .

А) Дайте определение «Запасной игрок»

Б) Расскажите о спортивных соревнованиях конников в России. Кто основатель конного спорта в России?

В) Сёрфинг – что это такое?

Энциклопедический словарь юного натуралиста

А) расскажите о древнейшем спутнике человека (Птица)

Б) Что такое дендрарий?

В) Кто такой И.В.Мичурин?

Энциклопедический словарь юного техника

    Дайте определение «магнитофон»

    Расскажите о борьбе с коррозией.

    Кто такой Андрей Николаевич Туполев.

Ведущий 1

4 конкурс "Встреча по вашей просьбе".

Вы увидите и услышите героя сказки и должны угадать: кто он, из какого произведения, кто автор этого произведения. Свой ответ вы записываете на листочке и быстро отдаете жюри.

Первый герой: "Добрый день! Я так торопилась к вам, что не успела привести в порядок своё платье. Видите, оно кое-где порвано, помято, а пятен-то сколько... Но все это не потому, что я неряха. Просто мне некогда было о нём подумать. Вот эти оборки порвались, когда я в зверинце залезала на дерево. А эти - когда мы бежали в полнейшей темноте, разрывая кусты, к дворцовой, кондитерской. А все пятна я получила уже в кондитерской кухне, когда мы искали заветную кастрюлю. Ух, что там творилось: мы опрокидывали банки, тарелки, блюда, и всё это летело со звоном и громом. Рассыпанная мука вертелась столбом, И вдруг я нашла её - кастрюлю без дна! Правда, ради этого не стоило жалеть платья? Вы меня в таком виде узнали? Да? (Суок, Ю. Олеша, "Три толстяка").

Второй герой: С моим названным братом случилась беда. И, чтобы спасти его, мне пришлось пройти длинный путь. Это было очень трудно, а иногда даже опасно. Многое я повстречала на своём пути, многие мне помогали, но спасти брата я могла только я сама. Один мой друг просил за меня мудрую женщину: "Не можешь ли ты дать девочке что-нибудь такое, что сделает её сильнее всех?" И женщина ответила: "Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат, и люди, и животные? Ведь она прошла босая полсвета. Если она сама не сможет проникнуть в покои королевы и помочь брату, то мы и подавно ей не поможем! А теперь скажите, как зовут меня и моего брата? (Герда и Кай, Г.Х.Андерсен, "Снежная королева").

Третий герой: Добрый день! Ух, как у вас много мальчиков! Интересно, а кто занимается их воспитанием? Правда, это очень трудное дело? Вот мне недавно пришлось заняться одним мальчиком. Какой он был невоспитанный! Знаете, как он сидел? - подогнув под себя ногу. Кофе он пил прямо из кофейника, миндальные пирожки запихивал в рот целиком и глотал не жуя. А в вазу с вареньем залезал прямо руками и обсасывал их. Конечно, я запретила ему так себя вести. И, кроме того, этот мальчик был лишён всяких способностей к арифметике. Вам, наверное, уже ясно, кто я и кто этот мальчик, которого я стараюсь воспитать? (Мальвина и Буратино, А. Толстой "Золотой ключик и Приключения Буратино")

Ведущий 2

5 конкурс . А сейчас настало время представить семейным командам домашнее задание на тему « Читающая семья». Команды поделятся со всеми нами своими мыслями о чтении, расскажут о любимых книгах детства, возможно, порекомендуют их современным школьникам. Очень важным и значимым является тот факт, что выступать будут именно семейные команды. Не могу не привести в связи с этим слова великого Плутарха: «Суть воспитания не приобретение, но употребление книг» , и я думаю, что рассказы наших семей станут ярким тому подтверждением.

(Раздаётся стук в дверь).
Ведущий 1:

Кто там?
Почтальон Печкин: Это я, почтальон Печкин принёс вам телеграммы, только вот отправители неизвестны, узнайте, кто вам прислал телеграммы.

6 Конкурс «Телеграмма»
1. «Пусть с вами дружат люди, птицы, звери!
Желаем вам успехов! Том и... (Джерри.)

2.Пускай исчезнут ябеды, зазнайки!
Привет и поздравленья от... (Незнайки.)


3.Фильм обо мне - отличная картина!
Желаю много счастья!.. (Буратино.)


4. Предпочитайте транспорт пеший,
Ходите в лес! С приветом... (Леший.)


5. Желаю вам, друзья, дороги длинной!
Я вас спасу от гриппа!.. (Чиполлино.)

6.Пусть будет сильным, крепким ваше тело!
Один из черепашек... (Донателло.)

7. Я всем обещаю кусок пирога!
И ножки куриные!.. (Баба Яга.)

8. Пусть падает на землю белый пух!
Побольше вам подарков!.. (Винни Пух.)

9. Побольше ешьте фруктов, овощей!
Железного здоровья вам!.. (Кащей.)»

Ведущий 2. 7 Конкурс «Угадай мелодию»

Многие популярные произведения экранизированы, по ним поставлены мультипликационные или художественные фильмы. А песни, звучащие в них, не менее популярны, чем сами картины. В конкурсе «Угадай мелодию» вы должны отгадать мелодию, назвать героя, который ее поет, или фильм, где звучит эта песня. А также назвать автора и название произведения, по которому поставлены киноленты.

    Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке. (Песня Красной Шапочки из фильма «Красная Шапочка». Шарль Перро «Красная шапочка»)

    Песня о профессиональных секретах пушистых мошенников.

Песня лисы Алисы и кота Базилио из фильма «Приключения Буратино». А.Толстой «Приключения Буратино»)

    Песня о пользе зимнего отдыха в деревне. («Кабы не было зимы» из мульфильма «Зима в Простоквашино». Эдуард Успенский «Зима в Простоквашино»)

    Песня зловредной старушки, способной на плохие поступки. (Песня старухи Шапокляк из мультфильма «Крокодил Гена». Э.Успенский «Крокодил Гена»)

    Песня о дружеской поддержке в длительном путешествии (Песня друзей из мультфильма «Бременские музыканты». Братья Гримм «Бременские музыканты»)

    Песня об идеальной няне. «Леди Совершенство» из фильма «Мэри Поппинс, до свидания». Памела Трэверс «Мэри Поппинс»)

    Песня об бескорыстном подходе к выбору спутника жизни. « Песня Забавы из мультфильма «Летучий корабль» Андрей Белянин «Летучий корабль»)

    Песня об одном из весенних месяцев, проведенных в интересном и любимом ребятами месте города. («Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника» Велтистов Е. «Приключения Электроника»)

    Песня о возможности путешествия в будущее («Прекрасное далеко» из фильма «Гостья из будущего» Кир Булычев « Гостья из будущего»

8 конкурс Вопрос сопернику..

Каждая семья задает по вопросу команде сопернице.

Ведущий 1

9.конкурс. «Сочини рассказ»

Называется девять слов

Путешествие, приключение, остров, пещера, тайна, записка, лодка, книга, клад.

Задание: за пять минут составить приключенческий рассказ из 9 предложений.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» на новый лад

Жюри. Самой читающей семьей сегодня признана семья… Главе семьи вручаются книга…

Ведущий 2.

Ну вот, друзья!
Пора прощанья так быстро подошла!
Мы говорим всем – до свидания!
До новых встреч!

Ведущий 1.

Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались,
С хорошим настроением,
Чтобы вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет!
А это, право, дорогого стоит.
В работе – много творческих побед,
В семейной жизни – мира и покоя!

Вопросы-шутки

    Огородная история о семейном подряде. («Река»)

    Швейная принадлежность, в которой хранится смертельная опасность для долгожителя. (Иголка)

    Дар леса, за которым отправились бедные девушки (Хворост)

    Хвастунишка, который докатился.(Колобок)

    Исходный продукт для варки сказочных щей или каши (Топор)

    Самая дружная коммунальная квартира (Теремок)

Ребята, перед вами сундучок, он не простой, а волшебный, в нем лежат разные сказочные предметы, а какие, вы узнаете.

Горошина - Г.Андерсен - «Принцесса на горошине»

Зонтик - Г.Андерсен - «Оле-Лукойе»

Лимон - Д.Родари - «Приключения Чиполлино»

Туфелька - Ш.Перро - «Золушка»

Корзинка - Ш.Перро - «Красная шапочка»

Мочалка - К.Чуковский - «Мойдодыр»

скорлупа грецкого ореха,

стрела,

тельняшка,

шарик,

шляпа,

сапоги.

Викторина.
1. В какой сказке фрукты и овощи действуют как живые существа?(Дж. Родари «Приключение Чиполлино»)
2. Как зовут дядю милиционера в произведении Сергея Михалкова? (Степан Степанов)
3. В какой сказке девочка зимой идёт в лес за цветами? (С.Маршак «Двенадцать месяцев»)
4. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?
5. В какой сказке дети не узнали голос матери и попали в беду? («Волк и семеро козлят»)

Ведущий 1 . Пока семьи работают, мы с вами почитаем «Сказочные объявления» и отгадаем их адресатов.

1. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… (А.С. Пушкин. «О рыбаке и рыбке»)
2. Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес…
(А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3. Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год. Мой адрес…
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес…
(«Сказка о золотом петушке»)
5. Торговая фирма «Буян» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы…
(«Сказка о царе Салтане…»)