Конспект урока литературы "Тарас Бульба". Историческая основа повести

Конспект урока литературы
Конспект урока литературы "Тарас Бульба". Историческая основа повести

Доклад 7 класс.

Литературный критик А.И. Герцен говорил: «...Рассказы, с которыми впервые выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу Малороссии, - картин, полных веселости, изящест­ва, живости и любви. Повесть «Тарас Бульба» входит в гого­левский сборник под названием «Миргород». «В «Миргороде» он столкнул норму, высокую возможность народного героиз­ма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», - писал литератур­ный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Буль­ба» близок к фольклорному: создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал докумен- тально-исторические материалы (летописи, мемуары, иссле­дования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует все же от­дать фольклорным источникам.

В центре внимания писателя эпоха национально- освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных.

Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Ук­раине. В те далекие времена Украина была захвачена поль­скими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жи­тели Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Тарас Бульба «был соз­дан для бранной тревоги». У него был очень тяжелый харак­тер. Об этом свидетельствовало все: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса было два взрос­лых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», - говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвез Тарас своих сыновей в Сечь.

Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ре­месла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить те­легу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропало, - все это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукра­шивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суро­вости и фубости войны. Историзм мышления Гоголя, сказав­шийся в отмеченном Белинским умении художника сжато, в рамках небольшой по размеру повести выразить содержание целой эпохи, проявляется и в том, что автор «Тараса Бульбы» стремится объяснить все стороны изображаемой им эпохи ею самою, ее особенностями и условиями. Тут сказывается га вы­сокая объективность художника-историка, только при наличии которой он и имеет право на свое, субъективное отношение к людям и событиям излюбленной им эпохи. Гоголь рисует все величие и героику народной освободительной войны и цели­ком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский оха- растеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «ис­черпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный об­раз: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...». Гоголь взял историю украинского на­рода в момент ее высокого подъема, в такую минуту, когда, по­добно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни чело­века, проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.

Повесть проникнута высокой поэзией нерасторжимого братства русского и украинского народов. Сам главный герой представляет собою живое воплощение этого братства. Явля­ясь эпическим образом широкого обобщающего историческо­го значения, Тарас Бульба вбирает в себя многие лучшие чер­ты исторических деятелей национально-освободительных движений разных периодов украинской истории- доблест­ных воинов, умных политиков, страстных патриотов, ведших украинский народ по единственно возможному для него пути спасения своей национальности: по пути неразрывного союза с Россией и русским народом. Только в этом союзе украин­ский народ и мог надеяться на сохранение национальной са­мобытности. Речь Богдана Хмельницкого, обращенная к каза­кам, дала материал Гоголю для речи Тараса Бульбы, которую тот произносит перед боем. Перед Украиной стояла тогда ис­торическая дилемма - либо быть покоренной шляхетской Польшей и султанской Турцией, либо перейти под власть Рос­сии. Польша была в государственном отношении феодально отсталой, королевская власть не смогла преодолеть разброд, преобладали центробежные силы. Польская шляхта являлась жестоким врагом украинского народа. Московское государст­во достигло к тому времени централизации. Исторический пафос «Тараса Бульбы» заключается в утверждении союза Украины с Москвой как единственного пути, возможного для украинского народа. Патриотизм Тараса, любовь его к Украи­не неотделимы от его сознания братства с народом русским, великим заступником украинского народа.

Сам народ Украины, крестьянин, угнетаемый барами, тер­пящий двойной гнет - от польских и «своих» панов, возму­щенный низким предательством верхушки отечественной шляхты, шедшей на «полонизацию», подобострастничавшей перед польскими магнатами в угоду своекорыстным классовым интересам, - сам народ Украины всей душой стремился к сою­зу с русским народом. И Тарас Бульба выражает это народное стремление. Запорожское казачество славно сражалось и за не­зависимость и честь украинского народа, и за целостность и мо­гущество русского государства. Это усиливает мотив братства русского и украинского народов в «Тарасе Бульбе». Характер борющегося народа - главное, что влечет автора. Историче­ское действие, совершаемое народом, основательно, глубоко, и характеры людей, участвующих в этом историческом действии, глубоки и основательны. «...Стой, стой!..» прервал кошевой, дотоле стоявший, углубивши глаза в землю, как и все запорож­цы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли гроз­ную силу негодования............... Тут уже не было волнений легко­мысленного народа: волновались все характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упор­но и долго хранили в себе внутренний жар...».

Вопросы по докладу:

1) Какие исторические события легли в основу повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

2) Являются ли главные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» лицами историческими или это вымышленные персо­нажи? Что важно для писателя?

3) Как в повести «Тарас Бульба» изображен народ?

4) Почему повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» надо счи­тать исторической?

Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели:

Углубить знания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя;

Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»;

Определить идейную составляющую произведения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение предыдущей темы

Прием «Островки»

Заполни «островки», вставив подходящие слова и словосочетания.

«Песня про (…) купца Калашникова» - это историческая __________, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов выбирает для произведения форму _____________, чтобы добавить сюжету достоверности.

Писатель показывает суровую эпоху царя ______________________________. Во времена его правления страна была разделена на две части - ________________________ и _____________________________. На территории ________________________находились старинные государственные учреждения, которые, по мнению ______________________________, мешали ему править. На территории________________________________ эти учреждения не имели силы. Представителей царской свиты, преданных царю и располагавшихся на этой территории, называли ____________________. Они имели полную власть на обоих уделах и особые отличия: одежду _____________________цвета и прикреплённые к седлам ___________________ головы, которые являлись символом________________________, и мётлы, которые обозначали, что всех изменников __________________из Московского государства. _________________________ были любимцами царя и могли безнаказанно совершать грабежи и убийства.

  1. Беседа

Ребята, как вы думаете, почему во время изучения «Песни про (…)купца Калашникова» мы сначала поговорили об исторической основе произведения?

Верно, поэтому и изучение повести «Тарас Бульба» мы тоже начнем со знакомства с эпохой, о которой писал Гоголь.

4. Краткое сообщение учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя (два докладчика, реализация индивидуального домашнего задания)

1. Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали его Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

2. Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

В Петербурге Гоголь пишет свои первые повести. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызывают всеобщее восхищение. Гоголь становится известным писателем.

Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" «Нос». Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть «Тарас Бульба», запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда казаки, защищая свою суверенность, действовали цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

  1. Работа по теме урока. Лекция учителя, исторический комментарий к повести

Сегодня нам предстоит узнать, какая историческая основа у повести «Тарас Бульба» и кто такие запорожские казаки. Лекцию вы должны будете представить в тетради в виде схемы.

Начнем издалека. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси.

Распад Киевской Руси

Учитель показывает на карте (слайд)

Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей.

Середина XIII в. – монгольское нашествие

Распад Киевской Руси

Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.

1596 год - в Брест-Литовске заключена уния

(т.е. объединение) православной и

Католической церкви

Украинское население отказывается

Принимать католичество

Поляки начали преследования тех, кто

Отказывался принимать унию

Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.

Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство».

Жизнь «казацкой республики»

  • казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов;
  • не признавали распоряжений польского короля;
  • самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;
  • женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести - XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.

Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

  1. Закрепление материала

Прием «Телеграмма»

На бланках телеграммы написать послание, коротко рассказав о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

Середина XIII в. – монгольское нашествие распад Киевской Руси 1569 год - Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую 1596 год - в Брест- Литовске заключена уния (т.е. объединение) православной и католической церкви украинское население отказывается принимать католичество поляки начали преследования тех, кто отказывался принимать унию

К концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту * в качестве своего главного врага. * Шляхта, шляхтичи – польские дворяне.

конец XVI века - на Украине вспыхивают восстания. Главная сила в них - украинские казаки*. * Казаки – вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его закону.

Казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик селились на южных границах Польши, на реке Днепр

Центр днепровского казачества – Запорожская Сечь* * Называлась она так, потому что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). с воеобразная «казацкая республика»

Жизнь «казацкой республики» казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов; н е признавали распоряжений польского короля; с амостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции; женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести - XV век. С обытия, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.

Идея произведения Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.


Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Я ИДУ НА УРОК

Анна ПОПОВА,
г. Белогорск,
Амурская обл.

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Главный герой повести - выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени

Цели урока. Дать учащимся понятие об исторических особенностях эпохи, о нравах, обычаях и традициях Запорожской Сечи. Проанализировать образ главного героя, опираясь на 1-ю и 2-ю главы.

Оформление. Карта, схема, иллюстрации к повести, декорация около доски: плетень, около него подсолнухи, ветка яблони с плодами.

Ход урока

Под музыку «Славянского танца № 2» А.Дворжака звучит текст повести со слов “Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы…” до слов “...его вышибло из народной груди огниво бед”.

Учитель литературы. Прежде чем ступить на тропу познания, вслушаемся в одно русское слово, само по себе излучающее поэзию: Родина - это и твой род, родные, родители, прародители - твоя история. Это и твой родной дом, где впервые для тебя, как и для Н.В. Гоголя, забьёт родник творчества. Это и необъятные просторы родной земли - России. России, в чьём имени и синие росы, и утреннее небо, и сила русичей, как издавна называют русский народ. К истории Родины обращались многие писатели, поэты. Что двигало ими? Почему так важно знать и любить своё прошлое? Этот проблемный вопрос предстоит решить на уроке. (Читается эпиграф.) А теперь в путь познания.

Учитель истории. Никто точно не знает, откуда пошло слово “казак”. Большинство учёных считают, что оно тюркского происхождения и означает “вольный человек”. Другие полагают, что оно берёт своё начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зак” - “межа”, “граница”, “рубеж”, то есть “казак” - “защитник границы”.

Первое появление этого слова в документах относится к 1444 году.

Появление же вольного казачества учёные относят к XVI веку.

Степи, простиравшиеся от низовьев Днепра до Дона и Волги, в XVI веке обезлюдели. На Руси и в соседнем Польско-Литовском государстве эта территория была названа Диким полем. Постепенно на его окраинах начинают селиться русские люди. (Работа с картой.) Лесостепные земли, богатые травами, зверьём, реки с несметными запасами рыбы манили к себе людей. Эти люди, называвшие себя казаками, жили в укреплённых городках, построенных по берегам рек и на островах. Опасность набегов вынуждала казаков объединяться в военные общины. Такие общины почти одновременно появились на Днепре, Дону и Волге.

В 40-е годы XVI века днепровские казаки основали Запорожскую Сечь.

(Театральная заставка. Инсценирование эпизода встречи Тараса Бульбы с сыновьями.)

Учитель литературы. Узнали героев повести? Давайте понаблюдаем, какими средствами писатель создаёт образ далёкой эпохи. (Учащиеся зачитывают описание светлицы, костюмов, обычаев и нравов того времени.) Как описание светлицы помогает понять характер главного героя, его привычки, привязанности? (Ответы учащихся.)

Учитель истории. Вы, наверное, обратили внимание на своеобразный наряд героев? Прослушайте небольшое сообщение из истории костюма.

Сообщение ученика. Казаки носили широкие шаровары на учкуре, то есть на шнуре, который их поддерживал, и бешметы. Поверх бешмета надевался чекмень - приталенный кафтан, широкие рукава которого были стянуты в манжеты. Головным убором чаще всего служила шапка из бараньего меха -“трухменка”, суконный верх которой свисал в виде клина.

Запорожцы предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове оставляли лишь прядь волос - чуб.

Вооружение казаков было разным, ружья и пистолеты применялись в бою наряду с луками и стрелами.

Учитель истории. В начале XVI века западные и юго-западные земли Руси - Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) были захвачены Речью Посполитой. Началось насильственное ополячивание этих земель, некогда входивших в Киевское государство. Повсеместно насаждались польские законы, польский язык, нравы и обычаи. Дворяне размежевались на богатых “магнатов” и мелкопоместную “шляхту”.

Поляки-католики во главе с королём Сигизмундом III в 1596 году силой навязали православной Украине “унию” - соединение Православной и Католической Церквей под властью Римского папы. После этого началось открытое преследование православных.

Работа со схемой

Казак

Казаки делились на городовых и низовых. Запорожские казаки жили вольной, но вместе с тем довольно суровой жизнью. Большую часть времени они проводили в походах. Военная добыча, которую они захватывали, являлась одним из источников их существования. Казаки действовали из засад, атаковали лавой. Каждого казака с детства обучали верховой езде, владению саблей и пикой, меткой стрельбе из ружья и лука. Главным идеалом юношей становилась свобода родной земли.

Учитель литературы. В центре повествования главный герой - Тарас Бульба. На доске записана лишь часть темы: «Главный герой повести - Тарас Бульба». Но в чём видит он смысл жизни? Каким изображает его писатель, что выделяет в его внешности и поступках? Это предстоит выяснить и сформулировать краткое выражение основного вывода, доформулировать тему урока.

Найдите описание Тараса. При чтении выделите ключевые слова и детали, помогающие понять характер героя.

Заполнение таблицы

Работа с иллюстрациями

  • Что вы видите на иллюстрациях?
  • Что главное в герое подчёркивает художник?
  • Как относится к нему автор?

По мнению Тараса, мужчина должен быть мужественным, выносливым, верным. Для него мужчина только тогда становится мужчиной, когда он побывал в бою: “В тогдашний век было стыдно и бесчестно думать о женщине, о любви, не изведав битвы”. Тарас - символ Малороссии. Все качества, которыми Гоголь наделяет своего героя, присущи и товарищам Тараса. Они присутствуют во всём русском народе, они типичны.

Сделайте вывод: каких людей хотел показать Гоголь, создавая образ Тараса Бульбы? (Ответы учащихся.)

Допишем тему урока: «Тарас Бульба - выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени».

Учитель истории. Своеобразие повести в широком изображении Запорожской Сечи, в создании героических характеров, в показе народа как активной силы, определившей исход битвы против панской Польши.

Учитель литературы. Вернёмся к проблемному вопросу, который мы ставили в начале урока.

Почему так важно знать и любить своё прошлое? (Ответы учащихся.)

Подтверждением могут служить слова замечательного человека, талантливого литератора и историка и государственного деятеля Н.М. Карамзина (открывается вторая половина доски) : “История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся.)

Одним из показателей человеческой духовности и культуры является память о прошлом, в котором мы черпаем опыт жизни.

Подведение итогов урока. Мотивированное выставление оценок.

Домашнее задание. Дать нравственную оценку главного героя повести.

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия — захват новых рынков. — (Новейший
словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.
Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в
XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.
Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были
украинцами — родственным русскому народом.

Серая и невыразительная действительность жизни на Украине в первой половине XIX века совсем не вдохновляла воображение великого таланта, бурлившего в душе Николая Васильевича Гоголя. Писателя, украинца в душе, больше интересовало прошлое. Его полностью охватили времена, когда Украина жила бурной, наполненной историческими событиями, жизнью. Это были часы зарождения вольного украинского казачества, когда жизнь каждого казака без остатка была переполнена борьбой за свободу, отечество и веру христову.

Так возникла идея написания небольшого, но емкого эпического произведения из жизни украинского казачества конца XV века. Гоголь пишет яркую историческое повествование «Тарас Бульба». Вся суть художественных образов и действующих лиц, выведенных на страницах произведения - это настоящие, почти былинные казаки-герои, возвышающие душу читателя.

Гоголь - исследователь украинской древности

Будучи художником и поэтом, Гоголь, как никто, сумел воодушевиться песнопениями и сказаниями народа Украины. Именно такая среда повлияла на формирование духа украинского казачества. С другой стороны, Гоголя сполна можно назвать историком-исследователем украинской «давныны». И это занятие для него было очень органичным. Еще юношеские исторические опыты писателя Гоголя показывают, насколько глубоко и проникновенно его интересовали почти мистические образы того же пана Данилы в повести «Страшная месть» или пана Чуба в сказочной повести «Ночь перед Рождеством».

Будучи образованным человеком своего времени, Гоголь добросовестно изучил все первоисточники, повествовавшие о великом прошлом. А это были и труды ученых, и народные произведения, и записи современников. Но, в первую очередь, его интересовала Запорожская Сечь. Вот так источник для исторического, героического и художественного осмысления прошлого своей родины. Гоголь, романтик по душе, не мог пройти мимо такой глубокой исторической темы.

Идея написания повести

По словам самого Гоголя, замысел написания «Тараса Бульбы» возник в одночасье. Незадолго до этого Николай Васильевич закончил писать «Вечера на хуторе близ Диканьки» - программное этническое произведение о жизни простых людей милой ему Украины. После этого он берется за написание исторического цикла под названием «Миргород». Часть первая этой эпопеи как раз и состояла из двух повествований - «Тарас Бульба» и «Старосветские помещики». Их напечатали в 1835 году. Такая вот историческая основа повести «Тарас Бульба».

Главным героем задуманной повести становится пожилой уже казак, отец двух прекрасных сыновей, полковник войска запорожского - Тарас Бульба. Именно в нем автор олицетворяет лучшие качества запорожского казака конца XV века. Сама же повесть по жанру, без сомнения, историческое произведение. В ней присутствует широкая многоплановость как бытовых, так и батальных сцен с описанием огромного количества действующих лиц.

Сюжет повести

Историческая основа повести «Тарас Бульба» подтверждается и самим сюжетом этого литературного шедевра. Повествование начинается весело и красиво. В дом к родителям приезжают два бывших бурсака. Отец бурсаков, бывалый казак Тарас Бульба, с ходу устраивает уже взрослым сыновьям испытание, проверяя их поведение в бою. Будучи настоящим казаком, отец стремится, чтобы и сыновья переняли от него храбрость и воинственность. Поэтому сразу по приезду сыновей они все вместе отправляются в Запорожскую Сечь, несмотря на запреты матери.

Читая-перечитывая сцены перемещения Тараса Бульбы и его сыновей до Сечи, понимаешь, что Гоголь просто отдыхал душой, когда писал это произведение. Какое колоритное описание степи, природы, жизни, быта и настроения казацкого товарищества! Размах творческой жилки Гоголя в этой небольшой по объему повести грандиозный. В образах действующих лиц повести автор сумел воплотить весь эпохальный момент войны и истории всего народа Украины.

Осада крепости

Историческая основа повести «Тарас Бульба» достаточно точно раскрывается в эпизодах, где описана осада крепости Дубно. Именно в этих сюжетах проверяется историческая особенность «Тараса Бульбы» и главных действующих лиц повести. Поначалу Тарас Бульба вместе со своими сыновьями сражаются отважно. Отпрыски ведут себя очень смело, но уже на подходе главное испытание их характеров. Славный казак Тарас гордится своими сыновьями. Да и сам он верен своему главному предназначению защитника родной земли и веры православной.

Образ Тараса Бульбы

Тарас Бульба в истории запорожского казачества очень органичен. Он наделен конкретными историческими чертами и полностью соответствует сути героя эпохи Гетманщины в Украине. Исторические события в повести «Тарас Бульба» раскрывают все особенности характера этого необыкновенного казака. В постоянной и напряженной борьбе и в поступках Бульбы, как в зеркале, отражаются времена славного былого Украины.

Казацкий полковник Тарас Бульба. Исторические личности, подобные ему, вышли на авансцену в то время, когда на всей территории Приднепровья шли ожесточенные освободительные войны. Это было грандиозное время, когда борьбу с ненасытными ляхами и неудержимыми монголо-татарами вело одно украинское казачество - главная военная и духовная сила Гетманщины.

Образ запорожского казачества

Художественной доминантой повести является романтизированный Гоголем образ жизни запорожского казачества. С этой точки зрения как бы ставится под сомнение сама историческая основа повести «Тарас Бульба». Но это далеко не так. Историческое проникновение в сюжет повести приводит к осознанию того, что Гоголь в данном случае выступает как слагатель новой оригинальной былины о неповторимых характерах и славных подвигах наших далеких предков-казаков.

Духовная основа образа Тараса Бульбы величественна, прежде всего, своей глубокой и осознанной жертвенностью. Тарасу по судьбе выпадает пронести четвертную жертву за честь своего казацкого рода, которая в своей масштабности перетекает в жертву за нацию и веру. Сюжетная суть этой жертвенности очень жестокая: отец собственной рукой убивает сына Андрея, совершившего предательство. Тот же отец принимает геройскую смерть другого сына-богатыря Остапа, а затем и смерть дорогой жены и матери его сыновей. На наших глазах отец, муж и воин Тарас превращается в тот дух, который всей своей силой противостоит врагам родной земли и веры.

Исторические личности

Гоголь не ставил перед собой цель описать конкретные исторические личности в повести. Он был увлечен не ними, а общим образом героев освободительного движения Украины в конце XV века. Историческую основу повести Тарас Бульба» автор подчеркивает в главе двенадцать: «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкою силою».

Именно в строках повествования «Тараса Бульбы» отражено мощное и безудержное стремление народа Украины отстоять свою независимость и волю. Через исторические века Николай Васильевич Гоголь обращается ко всем братьям-славянам со страниц своей бессмертной повести.

Тарас Бульба - истинный патриот своей земли

Настоящий дух патриотизма пронизывает всю повесть, подчеркивая драматические события. Тарас Бульба - герой, которому не свойственны колебания. Он - воин-патриот и считает своим высшим долгом служение отчизне. Он мужественный и бесстрашный защитник своей земли и веры. Даже последние мгновения жизни Тараса переполнены истинной любовью к своим собратьям по борьбе и вере.