«Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» краткий конспект пожалуйста. Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании Историческая эпоха развития в вымышленном повествовании

«Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» краткий конспект пожалуйста. Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании Историческая эпоха развития в вымышленном повествовании

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин

«Капитанская дочка» 8 класс

Историческая основа повести. Особенности композиции.

Цели : 1. Рассказать об истории создания повести

2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: Электронная презентация, карта России 18 века, раздаточный материал

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с исторической повестью Пушкина «Капитанская дочка». Наш урок будет проходить в соответствии с планом:

  1. Движение Пушкина к прозе
  2. Роман и повесть в русской литературе 30-х годов 19 века
  3. Требования Пушкина к историческому роману
  4. Интерес Пушкина к теме народных восстаний
  5. Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»
  6. Композиция повести
  1. Еще в 3 главе «Евгения Онегина» Пушкин говорит о своем стремлении обратиться к реалистическому повествованию в прозе. Это было в 1824 году в Одессе.

А в 1827 году Пушкин работает над «Арапом Петра Великого». 1830 г.- окончены «Повести Белкина», 1832 – 1833 – работа над «Дубровским». С конца 20-х годов проза занимает в творчестве писателя огромное место, хотя и не означает отказа от стихотворной формы.

  1. Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

Сообщение учащегося об известных романах того времени (Марлинский, Лажечников, В.Скотт)

  1. Пушкин внимательно следит за развитием романа и повести. Он формулирует свои требования к историческому роману: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
  2. В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

Назовите произведения, которые описывают деятельность Петра и его эпоху? («Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)

Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина?

Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

  1. Интерес Пушкина к народному движению неслучаен. В начале 30-х годов 19 века крестьянские волнения вспыхивают с большой силой. Среди них – восстание военных поселян в Новгородской губернии. Пушкин с волнением следит за его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела о Пугачеве. Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта). Он получает разрешение и приступает к работе. Кроме работы в архивах, Пушкин совершает поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской слободе – столице Пугачева. Он беседует с еще оставшимися в живых свидетелями тех событий. В начале 1834 года исторический труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет.

Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он пишет «Дубровского».

Назовите действующих лиц повести «Дубровский»?

Какой конфликт положен в основу произведения?

Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? (В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта.

Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения.

Работа над повестью продолжается несколько лет. В 1836 году она закончена и опубликована в журнале «Современник». Пушкин выступил в повести как ученый-историк и художник, создавший первый реалистический исторический роман.

6. Работа с эпиграфами.

Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести?

Почему Пушкин взял именно эти слова?

От чьего лица ведется повествование?

Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия, никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий)

Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви)

7.Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: 1-2 главы читать; пересказ отрывка «Встреча с вожатым», или сообщение о Емельяне Пугачеве, или составление статьи в энциклопедию «Пугачевский бунт»


История создания повести «Капитанская дочка»

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.
В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.
Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.
По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.
Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.
Каков жанр «Капитанской дочки»? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. И все же «Капитанскую дочку» – небольшое по величине произведение – в литературоведении чаще именуют повестью.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 19» г. Кандалакша

Интегрированный урок

“По страницам повести Пушкина

“Барышня-крестьянка”

Разработала
учитель литературы Котикова Т.М.
ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ ПУШКИНА “БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА”

Оборудование урока. Портрет А.С, Пушкина.
Комплект репродукций картин
русских художников.
Комплект фотографий народного
крестьянского костюма.
Фонограммы произведений М. Глинки.
На столах детей – ножницы, клей,
краски, цветная бумага.
Предметы для сервировки стола.
Фрагменты худ. фильма “Барышня-
крестьянка”

Оформление доски. Тема урока: “По страницам повести А.С.
Пушкина “Барышня-крестьянка”
Эпиграф урока:
писать повести надо вот
эдак: просто, коротко и ясно.
А.С. Пушкин
Новые слова:
пейзаж, фасад, интерьер,
гостиная, дворянство.

План урока.

Слово учителя. Характеристика пушкинской эпохи (первая половина 19 века.)
Беседа на восприятие произведения.
Анализ литературного отрывка.
Инсценирование отрывка повести.
Анализ литературного отрывка.
Групповое задание. Нарисовать пейзаж к повести Пушкина.
Слово учителя. Русский пейзаж на полотнах известных художников.
Анализ литературного отрывка.
Слово учителя. Крестьянское платье на картинах русских художников и фотографиях.
Художественная мастерская. Изготовление деталей крестьянского костюма.
Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма.
Слово учителя. Архитектура дворянских домов, поместий через анализ текста.

Ход урока.

1. Слово учителя литературы.
В “Повестях Белкина” (и в повети “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.
Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы долго жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.
Обратимся сегодня к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.
Что вы знаете о первой половине 19 века?
(-крепостное право, существует два класс: дворянство и крестьяне)
Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.
Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца
Деревня, 1812 г.

Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное.

2. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:
Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”? (беседа на восприятие произведения).
Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских).
Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).
Кто из героев вам понравился больше всего и почему?
Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).

·Какое чувство вызывает у вас финал повести?

3. Работа с текстом.
Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок.
Какие художественные средства использовал автор в описании.

Беседу продолжает учитель ИЗО

Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.

Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)
Что такое пейзаж?

Нарисуйте пейзаж, который вы представляете себе благодаря слову Пушкина (работа выполняется на листах, прикреплённых к доске).

С остальной частью класс работает учитель литературы

Найдите и прочитайте описание крестьянского костюма, который приготовили крепостные девушки для Лизы Муромской.
Назовите детали крестьянского платья.
Кто изготавливал крестьянскую одежду?
Как украшали крестьяне своё платье?

Беседу продолжает учитель ИЗО

Рассказ о крестьянском платье, демонстрация слайдов коллекции русского костюма 19 века из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Групповое задание (3-4 человек)

Изготовьте при помощи цветной бумаги, ножниц, клея и т. д. детали крестьянского женского костюма: головной убор, бусы, ленты, колечки и т.п.

Во время выполнения групповых заданий звучит музыка М.И. Глинки.

Беседу продолжает учитель ИЗО

Подведение итогов групповой работы художников. Оценка работы.
Подведение итогов работы по изготовления деталей крестьянского костюма. .(лучшие работы используются для создания костюма Лизы).

4. Инсценирование отрывков повести.

(Настя отпрашивается в гости в Прилучино. Рассказывает Лизе об Алексее Берестове)
(Свидание Лизы и Алексея Берестова. Декорацией является пейзаж, нарисованный группой детей.)

Найдите в тексте отрывок,где принимает Г.И. Муромский гостей – Берестовых, отца и сына.
Как выглядели гостиные в домах русских дворян? Какая мебель, что украшало залы (просмотр фрагмента фильма “Барышня-крестьянка”).

Беседу продолжает учитель ИЗО

(Рассказ об архитектуре и интерьере дворянской усадьбы 19 века. Демонстрация репродукции картины К.А. Зеленцова “В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях” 1833 г.)

Учитель литературы дает лексическое значение слов “интерьер”, “гостиная”, “фасад”.

Групповое задание (5-6 человек)

Нарисовать детали интерьера гостиной дворянского дома.

Беседу продолжает учитель литературы

Как Муромский принимает гостей? Чем он их угощает?

Групповое задание (2-3 человека)

Сервировка стола званого обеда в дворянском доме 19 века.
Инсценирование отрывков из повести “Барышня-крестьянка” (Берестовы на обеде у Муромских)

Итоговое слово учителя литературы

Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви,счастья,праздника).
Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).
Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства Пушкин звал к этому.

Домашнее задание (вариативное)

Сочинение “Мой читательский опыт после прочтения “Повестей Белкина”.
Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.
Подобрать музыкальное произведение, обосновать его выбор, к понравившемуся эпизоду.

Тема урока: Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании. (По роману А.С.Пушкина “Капитанская дочка”). Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С.Пушкин Цель: Познакомить учащихся с историческими событиями 1773 года, показать причины обращения Пушкина к теме пугачёвского восстания, сомнения в выборе главного героя. Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе. Выяснить, каково отношение народа и историков к Пугачеву. Развить навыки самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями Задачи: повторить известные детям биографические сведения о Пушкине, повторить понятие исторический роман, расширить знания детей об истории пугачёвского бунта. Осуществление учебного проекта. Для формирования навыков поисковой и исследовательской деятельности проект осуществляется в несколько этапов. I этап – класс разделен на 3 группы: - историки занимаются сбором информации об исторической эпохе Екатерины II; - пушкинисты работают над историческим трудом Пушкина “История Пугачевского бунта” и романом “Капитанская дочка”; - художники иллюстрируют текст. II этап – подведение промежуточных итогов: - участники каждой группы представляют отчет о проделанной работе и вырабатывают план дальнейшей деятельности. III этап – работа с компьютером: - размещение информации, собранной на слайдах. IV этап – презентация: - учащиеся наглядно предъявляют результат своей проектной деятельности. Ход урока 1. Организационный момент. Вступление. Учитель истории: – 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории. Учитель литературы: Тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. Сегодня на уроке мы рассмотрим историческую обстановку, узнаем историю создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 1. История создания повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. – История и литература настолько переплетены в этом художественном произведении, что, только изучая эти два источника, мы можем разгадать тайну героя Пушкина. 1) Причины обращения поэта к пугачёвскому бунту. Причины, побудившие Пушкина обратиться к истории Пугачёва, связаны с событиями 14 декабря 1825 года. После того, как Пушкин узнал о восстании декабристов, о чём бы он ни думал, что бы ни писал, мысль о “друзьях, братьях, товарищах” владела им неотступно. Потрясённый вестью о подвиге и гибели друзей, поэт обращается к истории своего народа, к теме народных восстаний. Именно в это время рождаются “Песни о Стеньке Разине”, затем “Послание в Сибирь”. Именно с сосланными в Сибирь декабристами делится поэт возникшим замыслом: “Я хочу написать сочинение о Пугачёве: “ Я отправляюсь на места, перееду через Урал, поеду дальше и приеду просить у вас убежища в Нерчинских рудниках”. Пушкина волнует вопрос, почему все крестьянские бунты и дворянские мятежи потерпели поражение? Можно ли найти другие пути к благоденствию России? Фигура мятежного Пугачёва всё более и более притягивает Пушкина. Он решает посвятить ему исторический труд “История Пугачёва” и художественное произведение. Чтобы выявить причины появления бунтовщика Пугачёва, давайте вспомним, какая обстановка сложилась в России в 60-70-ые годы XVIII века. 2. Обстановка в России. Усиление крепостной зависимости. - Рассматривая царствование Екатерины Второй как эпоху расцвета крепостного права, мы видим, что народный гнев, вылившийся в грандиозное восстание 1773-1774 годов, был ответом на чудовищное экономическое, правовое, моральное подавление народа. Непрерывное усиление крепостной зависимости и рост повинностей на протяжении первой половины 18 века вызывали ожесточенное сопротивление крестьян. Главной его формой было бегство. Беглые уходили в казачьи области, на Урал, в Сибирь, на Украину, в северные леса. Нередко они создавали «разбойные шайки», которые не только грабили на дорогах, но и громили помещичьи усадьбы, уничтожали и документы на владение землей и крепостными. Не раз крестьяне открыто восставали, избивали и даже убивали своих господ, сопротивлялись усмирявшим их войскам. Окончательно утвердившиеся крепостные порядки только в 1762-1769 годах вызвали 120 крепостных выступлений. Какова же была государственная политика в отношении крестьян? Пушкин изобразил в повести ХVII век, царствование Екатерины II, урождённой Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт – Цербстской. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Фёдоровича. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, с помощью гвардии свергнув Петра III, своего мужа, который был убит, а дворяне, служившие в гвардии и оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. Время её правления называли екатерининской эпохой. В этот период Россия расширила свою территорию, вела обширную торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Укрепился аппарат власти, расширился двор, развивалась наука. Положение же крепостных крестьян в это время ещё более ухудшилось: крестьяне нищенствовали, их можно было продавать, как вещи, как скот. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян. По указу императрицы помещики получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, ссылать их на каторгу, творить произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. В такой обстановке после внезапной и таинственной для народа смерти Петра III разнеслись слухи, что император жив, что убит кто-то другой, а император где-то скрывается. Но он появится и спасёт народ, даст крестьянам свободу и землю. 3. Работа с документами. “Исследования по роману “Капитанская дочка ” Учащиеся исследуют историю создания исторического труда А.С.Пушкина. Слайд № 10. На слайде – маршрут поездки А.С.Пушкина по местам пугачевского восстания. Учащиеся по карте изучают путь Пушкина, описывают его встречи с очевидцами событий. Слайд № 11. Приведены выводы учащихся о роли А.С.Пушкина в исследовании эпохи Екатерины II. Учащиеся подводят итоги деятельности поэта как историка. 2) Как Пушкин собирает материал о Пугачёве. Ещё из ссылки в Михайловском в письмах к брату, друзьям он просил прислать ему “Жизнь Емельки Пугачёва” и другие материалы о нём. В последующие годы он много читал о Пугачёве, изучал архивные документы. Но всё это казалось ему недостаточным, хотелось знать больше, лучше. В 1833 году, взяв на службе четырёхмесячный отпуск, он решил объездить места, где происходили крестьянские восстания; посмотреть, где стояли войска Пугачёва, где пылали помещичьи усадьбы, где, может быть, живы ещё были старики – свидетели восстания. слайд 8 Он отправляется в Казанскую и Оренбургскую губернии. В сентябре он посетил Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск – станицу Берды. слайд 9-10 Он работал с увлечением, беседовал со стариками, записывал песни, сказки, рассказы о Пугачёве. “Я сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться…” - писал он жене и поздней осенью был уже в Болдине, приводил в порядок свои записки, писал “Историю Пугачёва”. В конце следующего года “История Пугачёва” вышла в свет. Царь Николай I переделал название. Он считал, что такой преступник, как Пугачёв, не может иметь истории, и велел назвать книгу “История пугачёвского бунта”. Но Пушкин видел в Пугачёве не преступника, а крупного вождя крестьянского движения, показал его руководящую роль в народном мятеже, рассказал о нём, как о человеке умном, талантливом, который умел беспощадно относиться к врагам и великодушно к простым людям 3) Время, изображённое в повести. И вот в бескрайних оренбургских степях появляются воззвания, написанные на простом и понятном народу языке от имени императора Петра III. - Частая повторяемость народных выступлений, ожесточенность повстанцев свидетельствовали о неблагополучии в стране, о надвигающейся опасности. О том же говорило и распространение самозванчества. Самозванцы под именем Петра Федоровича появляются в разных местах под разными обличиями. Разговоры о спасении Петра III начались сразу после его гибели в 1762 году. Об этом люди говорили, передавали из уст в уста слухи как в самом Петербурге, так и далеко от него. До 1773 года объявилось шесть самозванцев Петров III. Проторговавшийся купец Антон Асланбеков выдавал себя за императора в 1764 году в районе Курска, Обояни, Мирополья. Его поддерживали местные однодворцы. Беглый рекрут Иван Евдокимов выдавал себя за Петра III в Нижегородском уезде. Гаврила Кремнев – однодворец села Грязновка Лебединского уезда, действовал в 1765 году в Воронежской губернии и Слободской Украине. С двумя беглыми крестьянами (одного он называл – генералом Румянцевым, другого – генералом Алексеем Пушкиным) он ездил по селам и приводил население к присяге «императору» - к самому себе. Местными жителям он обещал освободить их от податей, выпустить из тюрем колодников. Тогда же в Изюмской провинции объявился еще один «император» - беглый солдат Петр Чернышев. В 1772 году один из Козловских однодворцев утверждал, что Петр III скрывается у донских казаков. Об этом говорили и многие другие. Однако лишь одному из многочисленных самозванцев удалось всерьез потрясти империю. Этим императором назвался яицкий казак Емельян Иванович Пугачёв За ним пошёл народ, восстание охватило огромную территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено, а Пугачёв казнён. 3. Биографическая справка о Емельяне Пугачёве (сообщение учащихся). - Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, скончался в 1762 году, мать – Анна Михайловна в 1771 году. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементей, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице, где у него в 1764 году родился сын Трофим, а в 1768 году – дочь Аграфена. В перерыве между рождением детей Пугачев был командирован в Польшу с командой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев. После отвода войск на зимние квартиры в Елизаветград в 1771 году, Пугачев заболел («…и гнили у него грудь и ноги»). Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, нанял замену – «Глазуновской станицы (на реке Медведице) казака Бирюкова, коему за то дал две лошади с седлами, саблю, бурку, зипун синий, харч всякой и денег двенадцать рублев». Сам же направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру Феодосию с затем Симоном Павловым в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему. После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек. В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать. 4) Работа над повестью. Работа над историей Пугачёва вдохновила Пушкина: он начал писать повесть “Капитанская дочка” - лучшее своё произведение в прозе. Он поменял шесть планов, так ни на одном и не остановившись. Работа над повестью шла трудно, ведь пугачёвщина была темой запретной. В повести Пушкин хотел сделать главным героем дворянинаофицера, перешедшего на сторону восставших. Несколько раз он переделывает сюжет, меняя фамилии героев. Наконец он остановился на одном, который и останется в окончательном варианте текста романа – Гринёв. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик А.М.Гринёв числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в “сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными”. Гринёв в повести Пушкина стал очевидцем, свидетелем и участником событий. Вместе с ним мы пройдём путём испытаний, ошибок и побед, открытий и трудностей, путём познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. В повести Пушкин показал кровавые эпизоды пугачёвщины. Но он не восторгается крестьянским мятежом. Ещё в историческом труде он показал, что жестокость восставших была спровоцирована несправедливостью местных и правительственных властей. На страницах повести появляется башкирец - участник бунта 1741 года. Страницы, где описывается этот человек, нельзя читать без содрогания. Итак, Пушкин закончил повесть за год до своей гибели осенью 1836 года. Он сдал “Капитанскую дочку” в цензуру на разрешение печатать. Он отправил цензору письмо, в котором писал: “Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачёвские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги”. Пушкин имеет в виду историю офицера Шванвича. Отец его, силач, буян и задира, ещё во времена Петра III в трактирной ссоре разрубил щеку Алексею Орлову, любимцу Екатерины II, супруги Петра III. Алексей Орлов возглавил заговор, в результате которого Пётр III был свергнут с престола, а Екатерина стала императрицей. Шванвич думал, что будет казнён, но Орлов не стал мстить обидчику, а остался приятелем с Шванвичем. Через много лет сын Шванвича “имел малодушие пристать к Пугачёву и глупость служить ему со всеусердием”. Рассказывали, что именно Алексей Орлов – теперь уже граф, фаворит императрицы, “выпросил у государыни смягчения приговора” сыну своего прежнего врага, а затем друга. Что в этом “анекдоте” достоверного? Молодой Шванвич, взятый восставшими в плен, присягнул Пугачёву и служил в его штабе. После разгрома мятежа Шванвич бежал, но был пойман и арестован. Его лишили дворянства и чинов, сослали в Сибирь. Он умер, так и не дождавшись смягчения своей участи. Где же “помилование императрицы”, которое так поразило Пушкина, что он положил его в основу романа? Никакого помилования не было. И, конечно, не было сцены с отцом, упавшим в ноги императрицы. Пушкин это знал, но это был “отвлекающий маневр”. Пушкин разъясняет цензору, в чём сюжет “Капитанской дочки”. Он, ссылаясь на это предание, внушает ему, что роман, собственно говоря, и написан ради финального эпизода – встречи Маши Мироновой и Екатерины II и, следовательно, имеет целью прославить царское милосердие. Пушкин вынужден так истолковывать сюжет романа, потому что сюжет “Капитанской дочки” был совсем иной. Об этом мы узнаем на последующих уроках. Учащиеся ищут ответ на вопрос: “Как соотносятся историческая правда и вымысел в романе, каков он – настоящий Пугачев?”. Слайд № 13. Ответ на приведенный в слайде № 5 вопрос М.И.Цветаевой. Слайд № 14. Приводится высказывание А.С.Пушкина о бессмысленности и беспощадности русского бунта. Учащиеся пытаются осмыслить представленное высказывание, связать его с современностью. Слайды № 15, 16, 17, 18, 19. На слайдах изображены иллюстрации художников к роману “Капитанская дочка”. Учащиеся представляют самостоятельно выполненные иллюстрации к роману. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

А. С. Пушкин заинтересовался событиями Пугачевского бунта (судя по его письму к брату) в 1824 году, во время михайловской ссылки; просил прислать известный, даже модный (хотя, как оказалось, полный нелепостей и вздора) роман «Ложный Петр III, или Жизнь и похождения бунтовщика Емельяна Пугачева».

Летом 1832 года {или, как полагают пушкинисты, несколько раньше) Пушкин набросал первый известный нам план повести или романа, в котором угадываются черты будущей «Капитанской дочки». Через некоторое время появился второй, а потом и третий; под ним - дата: «31 янв. 1833», но роман «не шел»... Почему? - Одну из причин видим в том, что Пушкин, скорее всего, не столь хорошо знал эпоху Пугачевского бунта, чтобы писать исторический роман.

Пушкин изучил газеты и книги и вскоре уже знал «все, что было обнародовано правительством касательно Пугачева».

В начале февраля 1833 года Пушкин обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «Историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского», но занимал Пушкина не блистательный полководец, а запрещенный «мужицкий царь» Емелька Пугачев: истинные намерения до поры до времени приводилось скрывать.

Ответ пришел быстро - разрешение было получено. В конце февраля - начале марта Пушкин уже знакомился с материалами

Карта-схема путишествия Пушкина

Секретной экспедиции Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а в апреле приступил к «Истории Пугачева» и всего за пять недель завершил работу. Такая быстрота объясняется тем, что «История» задумывалась, вероятно, как введение к роману, однако стремительно перерастала в самостоятельное исследование, не перечеркивающее замысел романа, но составляющее его выверенную историческую основу.

Б сентябре Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской воины, записывал их рассказы, предання, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.

В октябре приехал в Болдино; привел здесь в порядок бумаги, написал новое предисловие к "Истории Пугачева" и, вернувшись в Петербург, обратился к начальнику III отделения его императорского величества канцелярии генерал-адъютанту А. X. Бенкендорфу с письмом:

«Милостивый государь граф Александр Христофорович!

Хотя я как можно реже старался пользоваться драгоценным мне дозволением утруждать внимание государя императора, но ныне осмеиваюсь просить на то высочайшего соизволения: я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко времени Пугачева, но, нашед множество материалов, я оставил вымысел и написал историю Пугачеащины. Осмеливаюсь просить через Ваше сиятельство дозволения представить оную на высочайшее рассмотрение».

Царь рукопись прочитал, внес 23 поправки, заметил, что название «История Пугачева» лучше заменить на «Историю Пугачевского бунта» (с чем Пушкин согласился: «царское название, признаемся, точнее»), и не только разрешил печатать книгу, но и расходы по изданию отнес на свой счет: Пушкин заимообразно получил ссуду в 20 000 рублей.

В декабре 1834 года «История Пугачевского бунта» вышла в свет. Встретили книгу холодно. Тираж раскупался плохо, а министр народного просвещения Сергей Семенович Увароа «кричал» о ней «как о возмутительном сочинении». В пушкинское время слово «возмутить» имело следующее значение: «волновать, тревожить, беспокоить, побуждать к ропоту, неудовольствию, к мятежу, производить восстание».

Что же так взволновало, встревожило министра? Что «возмутительного» нашел он в «Истории Пугачевского бунта»? В чем вообще значение этого исторического труда великого Поэта России?

Пушкин первым пробил брешь в указе о предании вечном