Версаль в творчестве бенуа. Путешествие во времени или переселение душ? Бенуа и его "Последние прогулки короля" Версальские темы в творчестве александра бенуа

Версаль в творчестве бенуа. Путешествие во времени или переселение душ? Бенуа и его
Версаль в творчестве бенуа. Путешествие во времени или переселение душ? Бенуа и его "Последние прогулки короля" Версальские темы в творчестве александра бенуа
Акварельный мир искусства Александра Бенуа

Творчество Александра Николаевича Бенуа до сих для России остается закрытым, т.к. большая часть его работ находится за пределами России. В основном те, кто интересуется искусством знают его литературные труды, посвященные как русским, так и зарубежным художникам. Однако Александр Бенуа был крайне разносторонней личностью - он и живописец, и график, и театральный декоратор, и режиссер-постановщик, и историк искусства. И это неудивительно, ведь он родом из семьи, которая подарила миру множество художественно одаренных людей.

Бенуа А.Н. Китайский павильон в Версале. Ревнивец 1906

В 1794 году в Россию из Франции прибыл кондитер Луи-Жюль Бенуа (1770-1822). Его сын Николай Леонтьевич - отец Александра Бенуа, стал известным архитектором. Александр лишь несколько месяцев в 1887 году занимался в вечерних классах Академии художеств, затем учился на юридическом факультете Петербургского университета. Он был художником-самоучкой, но непрерывно работал над собой, называя себя "продуктом художественной семьи ". Технику акварельной живописи ему преподавал старший брат Альберт Бенуа, тоже известный художник.

Бенуа А.Н. Версаль

Бенуа А.Н. Версаль. У Курция 1898

В 1894 году Александр Николаевич Бенуа начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника "История живописи XIX века". В 1896 году впервые попал в Париж, и его французские впечатления были настолько сильны, что на свет появилась целая серия акварельных рисунков из истории Франции. Фантастический, сказочный мир. Поездки в Париж станут регулярными для художника и на свет появится его знаменитая серия работ под общим условным названием "Версаль", включающая в себя работы 1896-1922 годов.

Бенуа А.Н. Танец. Павильон Версаля

Бенуа А.Н. Сцена в саду

Бенуа А.Н. На прогулке

Бенуа А.Н. Весенний день в Трианоне 1921

Бенуа А.Н. Прогулка в парке Версаля

Бенуа А.Н. Прогулка короля 1906

"Версаль для Александра Бенуа - воплощение гармонического единства человека, природы и искусства. В "гармонии внешних форм жизни" художник видит не поверхностное наслоение, а выражение "культуры человеческого достоинства", то есть начало этическое. Главный герой картин Бенуа незрим. Это художник, творец Версальского ансамбля. Он - преобразователь природы, режиссер жизни. Он установил тот торжественный лад, которому подчиняется быт эпохи. Еще вернее сказать, что в версальских картинах два героя. Второй - это сам Бенуа, философ и мечтатель, типичный художник "Мира искусства", в котором суетность и хаотичность мещанского быта рождают тягу к красоте, гармонии, величию.

Циклы работ, посвященные Версалю XVII века - резиденции короля Людовика XIV - написаны на основе многочисленных натурных наблюдений. Под влиянием старинных мемуаров, дневников, картин, гравюр, рисунков, стихов и особенно музыки XVII - начала XVIII века в душе художника, по его словам рождаются "смутные, слегка щемящие воспоминания", он прозревает прошлое. "Версальская серия" - возможность напомнить о том, как много поколений уже видел на своем веку Версальский парк, и тем самым сказать о бессмертии искусства и быстротечности человеческой жизни. Но искусство ни что иное, как одно из проявлений величия человеческого духа ".

А. П. Гусарова "Мир искусства"

Бенуа А.Н. Ненастный день в Версале

Бенуа А.Н. Прогулка

Бенуа А.Н. Свадебная прогулка 1908

Бенуа А.Н. Аллея Версаля

Бенуа А.Н. Кормление рыб

Бенуа А.Н. Маски

Бенуа А.Н. Купание маркизы

Бенуа А.Н. Маскарад при короле

Бенуа А.Н. Итальянская комедия 1905

Бенуа А.Н. Версаль

Бенуа А.Н. В парке Версаля

Бенуа А.Н. Комединты. Музыкальный фарс

Стилистически акварельные работы очень похожи на работы Константина Сомова и это неудивительно, именно вместе с ним Александр Николаевич Бенуа создал знаменитое художественное объединение "Мир искусства»" и основал одноименный журнал. Мирискуссники вошли в историю русской живописи как пропагандисты века XVIII, века костюма, любви, века красоты. За этот уход в прошлое Бенуа неоднократно ругали, как и ругали все его художественное объединение. Так Илья Ефимович Репин довольно едко говорил о Бенуа: "недоучка, дилетант, никогда не учившийся серьезно форме "...

Бенуа А.Н. Медный всадник 1916

Бенуа А.Н. Петр Великий думающий о строительстве Санкт-Петербурга

Бенуа А.Н. Петербург

Бенуа А.Н. Парад при Павле I 1907

Бенуа А.Н. Аллеи Летнего сада

Бенуа А.Н. Летний сад

Бенуа А.Н. Эрмитаж Петра Великого

Бенуа А.Н. На улицах Петербурга

Бенуа А.Н. Большой каскад Петергофа

Бенуа А.Н. Петергоф 1900

В 1916-1918 годах Бенуа создает иллюстрации к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник" и цикл работ, посвященных Петербургу и пригородам. В 1918 году художник возглавил картинную галерею Эрмитажа, стал ее хранителем. В 1926 году Александр Николаевич Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже.

Пейзажная серия акварелей А.Н.Бенуа

Бенуа А.Н. Французские Альпы 1928

Бенуа А.Н. Итальянский пейзаж

Бенуа А.Н. Итальянский двор

Бенуа А.Н.Люксембургский сад

Бенуа А.Н. Набережная Рей в Базеле 1902

Бенуа А.Н. Зимний пейзаж

P.S. Все изображения кликабельны и большая часть увеличивается до большого размера.


Бенуа Александр Николаевич (1870 - 1960)
Прогулка короля 1906
62 × 48 см
Акварель, Гуашь, Карандаш, Перо, Картон, Серебро, Золото
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Последние прогулки короля» – цикл рисунков Александра Бенуа, посвященный прогулкам короля Людовика-Солнца, его старости, а также осени и зиме в Версальском парке.
✂…">


Версаль. Людовик XIV кормит рыб

Описание старости Людовика XIV (отсюда):
«...Король стал печальным и угрюмым. По словам мадам де Ментенон, он сделался «самым неутешным человеком во всей Франции». Людовик начал нарушать законы этикета, установленные им самим.

В последние годы жизни он обрёл все привычки, подобающие старику: поздно вставал, ел в постели, полулёжа принимал министров и государственных секретарей (делами королевства Людовик XIV занимался до последних дней своей жизни), а потом часами сидел в большом кресле, подложив под спину бархатную подушку. Тщетно доктора повторяли своему государю, что недостаток телодвижений наводит на него скуку и сонливость и является предвестником близкой кончины.

Король уже не мог сопротивляться наступлению дряхлости, да и возраст его приближался в восьмидесяти.

Всё, на что он соглашался, ограничивалось поездками по садам Версаля в маленькой управляемой коляске».



Версаль. У бассейна Цереры



Прогулка короля



«Источником вдохновения для художника становится не королевская пышность замка и парков, а именно «зыбкие, печальные воспоминания о королях, которые всё ещё бродят здесь». Это похоже на некую почти мистическую иллюзию («я подчас дохожу до состояния, близкого к галлюцинациям»).

Для Бенуа те тени, что безмолвно скользят по версальскому парку сродни, скорее, воспоминаниям, чем фантазии. По его собственному утверждению, перед глазами проносятся образы событий, что здесь происходили когда-то. Он «видит» самого создателя сего великолепия, короля Людовика XIV в окружении свиты. Причём, видит его уже страшно старым и больным, что удивительно точно отражает былую действительность».



Версаль. Оранжерея



Версаль. Сад Трианона

Из статьи французской исследовательницы:

«Образы «Последних прогулок Людовика XIV», безусловно, вдохновлены, а иной раз и позаимствованы из текстов и гравюр времени «короля-солнца».

Однако подобный взгляд – подход эрудита и знатока – отнюдь не чреват ни сухостью, ни педантизмом и не вынуждает художника заниматься безжизненными историческими реконструкциями. Равнодушный к столь дорогим сердцу Монтескью «жалобам камней, мечтающих истлеть в забвеньи, Бенуа не запечатлел ни обветшания дворца, ни запустения парка, которые еще, безусловно, застал. Исторической точности он предпочитает полеты фантазии – и вместе с тем его фантазии исторически точны. Темы художника – течение времени, «романтическое» вторжение природы в классицистический парк Ленотра; его занимает – и забавляет – контраст между изысканностью парковых декораций, в которых «каждая линия, любая статуя, малейшая ваза» напоминают «о божественности монархической власти, о величии короля-солнца, о незыблемости устоев» – и гротескной фигурой самого короля: сгорбленного старика в каталке, которую толкает ливрейный лакей».




У Курция



Аллегория реки



Аллегория реки

Несколько лет спустя Бенуа нарисует столь же непочтительный словесный портрет Людовика XIV: «скрюченный старик с отвислыми щеками, с плохими зубами и лицом, изъеденным оспой».

Король в «Прогулках» Бенуа – одинокий старик, оставленный придворными и цепляющийся за духовника в предчувствии близкой смерти. Но выступает он скорее не в роли трагического героя, а в роли стаффажного персонажа, статиста, чье почти эфемерное, призрачное присутствие подчеркивает незыблемость декораций и сцены, с которой уходит некогда великий актер, «безропотно вынесший бремя этой чудовищной комедии».



Король прогуливался в любую погоду... (Сен-Симон)

При этом Бенуа как будто забывает, что Людовик XIV был главным заказчиком версальского спектакля и вовсе не заблуждался относительно роли, которую сам себе назначил сыграть. Поскольку история представлялась Бенуа неким подобием театральной пьесы, то неизбежна была и смена ярких мизансцен менее удачными: «Людовик XIV был превосходным актером, и он заслужил аплодисменты истории. Людовик XVI был лишь одним из «внуков великого актера», попавшим на сцену, – и потому очень естественно, что он был прогнан зрителями, причем провалилась и пьеса, недавно еще имевшая громадный успех».

Цикл рисунков Александра Бенуа, посвященный прогулкам короля Людовика-Солнца, его старости, а также осени и зиме в Версальском парке, пожалуй, один из самых запоминающихся -- и грустных, и красивых -- в творчестве художника.


А. Бенуа. "Последние прогулки короля". 1896-1898 (есть и более поздние рисунки)

"Версаль. Людовик XIV кормит рыб"

Описание старости Людовика XIV отсюда :
"...Король стал печальным и угрюмым. По словам мадам де Ментенон, он сделался «самым неутешным человеком во всей Франции». Людовик начал нарушать законы этикета, установленные им самим.
В последние годы жизни он обрёл все привычки, подобающие старику: поздно вставал, ел в постели, полулёжа принимал министров и государственных секретарей (делами королевства Людовик XIV занимался до последних дней своей жизни), а потом часами сидел в большом кресле, подложив под спину бархатную подушку. Тщетно доктора повторяли своему государю, что недостаток телодвижений наводит на него скуку и сонливость и является предвестником близкой кончины.
Король уже не мог сопротивляться наступлению дряхлости, да и возраст его приближался в восьмидесяти.
Всё, на что он соглашался, ограничивалось поездками по садам Версаля в маленькой управляемой коляске".

"Версаль. У бассейна Цереры"

Также помещаю сюда другие рисунки Бенуа, на которых король не появляется, но есть просто Версаль.
"Бассейн Флоры в Версале"


Из статьи "Версаль в творчестве Бенуа "

Александр Бенуа впервые побывал в Версале в молодости, еще в 1890-х.
С тех пор он остался одержимым поэтикой старинного королевского дворца, «божественным Версалем», как сам его называет. «Я вернулся оттуда одурманенный, практически больной от сильных впечатлений».

Из признаний племяннику Евгению Лансере: «я упоён этим местом, это какая-то невозможная болезнь, преступная страсть, странная влюблённость».

"Король Людовик XIV в кресле"

За всю жизнь художник создаст более шестисот масляных полотен, гравюр, пастелей, гуашей и акварелей, посвящённых Версалю.
Когда Бенуа было 86 лет, то он жаловался на слабое здоровье лишь с той точки зрения, что оно не позволяет «прогуливаться по парадизу, в котором некогда жил».

А это настоящий прижизненный портрет старого Людовика-Солнце, нарисованный А.Бенуа. Только не нашим художником, а Antoine Benoist (1632-1717), который работал при дворе. Нашему Бенуа он не был родственником, и даже не однофамильцем (другое написание), однако я уверена, что такой умница, как Александр знал о нем и быть может ощущал какое-то духовное родство благодаря магии имени.

"Прогулка короля"

"Источником вдохновения для художника становится не королевская пышность замка и парков, а именно «зыбкие, печальные воспоминания о королях, которые всё ещё бродят здесь». Это похоже на некую почти мистическую иллюзию («я подчас дохожу до состояния, близкого к галлюцинациям»).
Для Бенуа те тени, что безмолвно скользят по версальскому парку сродни, скорее, воспоминаниям, чем фантазии. По его собственному утверждению, перед глазами проносятся образы событий, что здесь происходили когда-то. Он «видит» самого создателя сего великолепия, короля Людовика XIV в окружении свиты. Причём, видит его уже страшно старым и больным, что удивительно точно отражает былую действительность".

"Версаль. Оранжерея"

"Версаль. Сад Трианона"

Из статьи французской исследовательницы (там интересный ракурс вообще):

"Образы «Последних прогулок Людовика XIV», безусловно, вдохновлены, а иной раз и позаимствованы из текстов и гравюр времени «короля-солнца».
Однако подобный взгляд - подход эрудита и знатока - отнюдь не чреват ни сухостью, ни педантизмом и не вынуждает художника заниматься безжизненными историческими реконструкциями. Равнодушный к столь дорогим сердцу Монтескью «жалобам камней, мечтающих истлеть в забвеньи, Бенуа не запечатлел ни обветшания дворца, ни запустения парка, которые еще, безусловно, застал. Исторической точности он предпочитает полеты фантазии - и вместе с тем его фантазии исторически точны. Темы художника - течение времени, «романтическое» вторжение природы в классицистический парк Ленотра; его занимает - и забавляет - контраст между изысканностью парковых декораций, в которых «каждая линия, любая статуя, малейшая ваза» напоминают «о божественности монархической власти, о величии короля-солнца, о незыблемости устоев» - и гротескной фигурой самого короля: сгорбленного старика в каталке, которую толкает ливрейный лакей".

"У Курция"

"Аллегория реки"

"Несколько лет спустя Бенуа нарисует столь же непочтительный словесный портрет Людовика XIV: «скрюченный старик с отвислыми щеками, с плохими зубами и лицом, изъеденным оспой».
Король в «Прогулках» Бенуа - одинокий старик, оставленный придворными и цепляющийся за духовника в предчувствии близкой смерти. Но выступает он скорее не в роли трагического героя, а в роли стаффажного персонажа, статиста, чье почти эфемерное, призрачное присутствие подчеркивает незыблемость декораций и сцены, с которой уходит некогда великий актер, «безропотно вынесший бремя этой чудовищной комедии»."

"Король прогуливался в любую погоду... (Сен-Симон)"

"При этом Бенуа как будто забывает, что Людовик XIV был главным заказчиком версальского спектакля и вовсе не заблуждался относительно роли, которую сам себе назначил сыграть. Поскольку история представлялась Бенуа неким подобием театральной пьесы, то неизбежна была и смена ярких мизансцен менее удачными: «Людовик XIV был превосходным актером, и он заслужил аплодисменты истории. Людовик XVI был лишь одним из «внуков великого актера», попавшим на сцену, - и потому очень естественно, что он был прогнан зрителями, причем провалилась и пьеса, недавно еще имевшая громадный успех»".

"Аллегория реки"

"Король" (тут еще не в кресле)

"Прогулка в саду Версаля"

"Пруд в Версале"

"Фантазия на Версальскую тему"

Анатолий Луначарский, будущий советский "министр культуры", ругался на цикл, увидев рисунки на выставке в 1907 году:
... хуже всего то, что г. Бенуа, по примеру многих, выбрал себе особую специальность. Теперь очень принято среди живописцев и молодых поэтов находить и защищать свою оригинальную индивидуальность, облюбовав какой-нибудь, иногда до смешного узкий и нарочитый род сюжетов. Г-н Бенуа облюбовал Версальский парк. Тысяча и один этюд Версальского парка, и все более или менее хорошо сделаны. И все-таки хочется сказать: "Ударь раз, ударь два, но нельзя же до бесчувствия". Ибо г. Бенуа вызвал в публике род специального психического оглушения: Версаль перестал действовать. "Как хорошо!" -- говорит публика и широко, широко зевает.

И действительно, определить, кем же был этот гениальный человек, не просто: круг интересов Александра Бенуа очень широк. Он и художник, занимающийся станковой живописью, график и декоратор.

Детство
Александр Николаевич Бенуа появился на свет 3 мая 1870 года в Петербурге - городе, к которому на протяжении всей своей жизни питал «нежное и глубокое чувство». Причем в культ родного города были включены и его окрестности - Ораниенбаум, Павловск и главное - Петергоф. Позднее в своих мемуарах Бенуа напишет: «В Петергофе начался мой роман жизни» - в первый раз он попал в это «сказочное место», когда ему еще не было и месяца, и именно там впервые стал «осознавать» окружающее.
В доме, где рос маленький Шура, царила совершенно особая атмосфера. С детства Бенуа был окружен талантливыми, неординарными людьми. Его отец Николай Леонтьевич и брат Леонтий - были «блестящими мастерами архитектуры», оба окончили Академию художеств с золотой медалью, что, по словам самого Бенуа, было «редчайшим случаем в жизни Академии». Оба были «виртуозами рисунка и кисти». Свои чертежи они населяли сотнями человеческих фигурок, и ими можно было любоваться, как картинами.
Отец Бенуа участвовал в строительстве храма Христа Спасителя в Москве и Мариинского театра в Петербурге. Самым грандиозным его проектом считаются придворные конюшни в Петергофе. Брат Леонтий позднее занял должность ректора Академии художеств. Другой брат, Альберт, писал чудесные акварели, которые в 1880-х и 1890-х годах раскупались нарасхват. Выставки его картин посещала даже императорская чета, в Обществе акварелистов его поставили председателем, а в Академии ему дали вести класс акварели.
Рисовать Бенуа начал чуть ли не с пеленок. Сохранилось семейное предание
о том, что, получив в восемнадцатимесячном возрасте в руки карандаш, будущий художник захватил его пальцами именно так, как это считалось правильным. Родители, братья и сестры восхищались всем, что бы ни сделал их маленький Шура, и вечно хвалили его. В конце концов, в возрасте пяти лет Бенуа попробовал сделать копию с «Больсенской мессы» и испытал стыд и даже своего рода обиду на Рафаэля за то, что тот ему не дается.
Помимо Рафаэля - перед копиями огромных полотен в зале Академии мальчик прямо-таки цепенел, - были у маленького Бенуа еще два серьезных увлечения: папины путевые альбомы, в которых пейзажи чередовались с зарисовками молодцеватых военных, моряков, гондольеров, монахов всевозможных орденов, и, без сомнения, - театр. Что касается первых, разглядывание «папочкиных альбомов» было большим праздником как для мальчика, так и для отца. Каждую страницу Николай Леонтьевич сопровождал комментариями, и сын знал его истории во всех подробностях. Что же касается второго, то, по словам самого Бенуа, именно «страсть к театру» сыграла едва ли не важнейшую роль в его дальнейшем развитии.
Образование
В 1877 году Камилла Альбертовна, мать Бенуа, всерьез задумалась об образовании сына. А надо сказать, что к семилетнему возрасту этот любимчик домашних еще не умел ни читать, ни писать. Позднее Бенуа вспоминал о попытках близких научить его азбуке: о «кубиках-складушках» с рисунками и буквами. Картинки он складывал с охотой, а буквы его только раздражали, и мальчик не мог понять, почему М и А, поставленные рядом, образуются слог «МА».
Наконец мальчика отправили в детский сад. Как во всякой образцовой школе, там, помимо других предметов, преподавали и рисование, которое вел художник-передвижник Лемох.
Однако, как вспоминает сам Бенуа, из этих уроков он не почерпнул никакой пользы. Уже подростком Бенуа не раз встречался с Лемохом в доме своего брата Альберта и даже получал от бывшего учителя лестные отзывы в свой адрес. «Вам следовало бы серьезно заняться рисованием, у вас заметный талант», - говорил Лемох.
Из всех учебных заведений, которые посещал Бенуа, стоит отметить частную гимназию К. И. Мая (1885-1890-е годы), где произошло его знакомство с людьми, составившими позднее костяк «Мира искусства». Если же говорить о художественной профессиональной подготовке, то так называемого академического образования Бенуа не получил. В 1887 году, еще будучи гимназистом-семиклассником, он в течение четырех месяцев посещает вечерние классы Академии художеств. Разочаровавшись в методах преподавания - обучение кажется ему казенным и скучным, - Бенуа начинает заниматься живописью самостоятельно. Он берет уроки акварели у своего старшего брата Альберта, штудирует литературу по истории искусств, позднее копирует в Эрмитаже картины старых голландцев. После окончания гимназии Бенуа поступает на юридический факультет Петербургского университета. В 1890-х годах он начинает рисовать.

Ораниенбаум

Картина «Ораниенбаум» стала одним из первых произведений «русской серии» - здесь все дышит спокойствием и простотой, но при этом полотно притягивает взгляд.
Впервые вниманию публики работы Бенуа были представлены в 1893 году на выставке русского Общества акварелистов, председателем которого являлся его старший брат Альберт.
В 1890 году родители Бенуа, желая вознаградить сына за успешное окончание гимназии, предоставляют ему возможность отправиться в путешествие по Европе.
Из своего путешествия Бенуа привез более сотни фотографий картин, приобретенных в Берлинском, Нюрнбергском, Гейдельбергском музеях. Свои сокровища он наклеил в альбомы большого формата, и впоследствии по этим фотографиям учились Сомов, Нувель и Бакст, Лансере, Философов и Дягилев.
После окончания университета в 1894 году Бенуа
парке» - уходят тогда из рук коллекционера и долгое время хранятся в частных коллекциях.

Версальская серия

Под впечатлением поездки во Францию Бенуа в 1896-1898 годах создает цикл акварелей: «У бассейна Цереры», «Версаль», «Король прогуливается в любую погоду», «Маскарад при Людовике XIV» и другие.
совершает еще несколько поездок за границу. Он снова путешествует по Германии, а также посещает Италию и Францию. В 1895-1896 годах картины художника регулярно появляются на выставках Общества акварелистов.
М. Третьяков приобретает для своей галереи три картины: «Огород», «Кладбище» и «Замок». Однако лучшие работы Бенуа - картины из цикла «Прогулки короля Людовика XIV в Версальском», «Прогулка в саду Версаля».
С осени 1905-го до весны 1906 года Бенуа жил в Версале и мог наблюдать парк при любой погоде и в разное время суток. К этому периоду относятся натурные этюды маслом - небольшие картоны или дощечки, на которых Бенуа писал тот или иной уголок парка. Выполненное на основе натурных набросков акварелью и гуашью, это полотно Бенуа стилистически принципиально иное, чем фантазии раннего версальского цикла. Их краски богаче, пейзажные мотивы разнообразнее, композиции смелее.
«Версаль. Оранжерея»
Картины «версальской серии» экспонировались в Париже на знаменитой выставке русского искусства, а также в Петербурге и Москве на выставках Союза русских художников. Отзывы критики не были лестными, в частности отмечалось злоупотребление мотивами французского рококо, отсутствие новизны тематики и полемической заостренности.

Любовь к Петербургу
К образу любимого города художник обращается на протяжении большей части своего творческого пути. В начале 1900-х годов Бенуа создает серию акварельных рисунков, посвященную пригородам столицы, а также старому Петербургу. Эти эскизы были выполнены для Общины Святой Евгении при Красном Кресте и изданы в виде открыток. Сам Бенуа входил в редакционную комиссию общины и ратовал за то, чтобы почтовые карточки, помимо благотворительной, служили и культурной и просветительской цели.
Современники называли открытки общины художественной энциклопедией эпохи. Начиная с 1907 года почтовые карточки выпускались тиражом до 10 тысяч экземпляров, а наиболее успешные выдерживали несколько переизданий.
Вновь к образу Петербурга Бенуа возвращается во второй половине 1900-х годов. И снова художник пишет картины близкой его сердцу исторической тематики, в том числе «Парад при Павле I», «Петр I на прогулке в Летнем саду» и другие.

Композиция представляет собой своеобразную историческую инсценировку, передающую непосредственное ощущение минувшей эпохи. Подобно спектаклю в театре марионеток, разворачивается действо - марш солдат в мундирах прусского образца перед Михайловским замком и площадью Коннетабля. Облик императора перекликается с фигурой бронзового всадника, которая видна на фоне стены недостроенного замка.
А предыстория их создания такова. В начале 1900-х годов у российского книгоиздателя Иосифа Николаевича Кнебеля возникает замысел выпустить брошюры «Картины русской истории» в качестве школьного пособия. Кнебель делает ставку на высокое полиграфическое качество репродукций
(кстати, их размер практически соответствовал оригиналам) и привлекает к работе лучших современных художников, в том числе Бенуа.

Бенуа еще не раз в своем творчестве обратится к образу Петербурга и его пригородов. Видим мы его и на картине «Петр на прогулке в Летнем саду», где Петр в окружении свиты прогуливается по этому чудесному уголку построенного им города. Петербургские улицы и дома появятся на иллюстрациях к произведениям А. Пушкина, а «петербургские Версали» - на полотнах, написанных в период эмиграции, в том числе «Петергоф. Главный фонтан» и «Петергоф. Нижний фонтан у каскада».

На этом полотне художник мастерски изобразил величие фонтанов Петергофа и красоту парковых скульптур. Завораживающи струи бьющей в разные стороны воды и пленителен чудный летний день - все вокруг как бы пронизано лучами невидимого солнца.

С этой точки и написал свой пейзаж художник, верно определив его композицию и сделав акцент на изображении Нижнего парка в неразрывной связи с заливом, который воспринимается как продолжение всего ансамбля.
«Петергоф — русский Версаль», «Петр пожелал у себя устроить подобие Версаля» — эти фразы слышались постоянно в то время.
АРЛЕКИН

Нельзя обойти вниманием еще один персонаж, к которому Бенуа неоднократно обращается в 1900-х годах. Это Арлекин.
Хочется отметить, что маски комедии дель арте - типичные образы художественных произведений начала ХХ века. Если говорить о
Бенуа, то в период между 1901 и 1906 годами им создано несколько картин с подобными персонажами. На картинах перед зрителем разыгрывается представление: главные маски застыли на подмостках в пластичных позах, из-за кулис выглядывают второстепенные персонажи.
Возможно, обращение к маскам не только дань времени, так как представления с участием Арлекина, которые Бенуа довелось увидеть в середине 1870-х годов, можно отнести к одним из самых ярких его детских впечатлений.

БЕНУА В ТЕАТРЕ
В первое десятилетие ХХ века Бенуа удается воплотить в реальность свою детскую мечту: он становится театральным художником. Впрочем, сам он шутливо относит начало своей театральной деятельности к 1878 году.

Возвращаясь к 1900-м годам, стоит отметить, что первой работой художника на театральном поприще стал эскиз к опере А. С. Танеева «Месть амура». Хотя по-настоящему первой оперой, к постановке которой Бенуа созданы эскизы декораций, его подлинным театральным дебютом, следует считать «Гибель богов» Вагнера. Ее премьера, состоявшаяся в 1903 году на сцене Мариинского театра, прошла под овации зрительного зала.
Первым балетом Бенуа по праву считается «Павильон Армиды», хотя несколькими годами ранее он работал над эскизами декораций к одноактному балету Делиба «Сильвия», который так и не был поставлен. И здесь стоит вернуться к еще одному детскому увлечению художника - его балетомании.
По словам Бенуа, все началось с импровизаций его брата Альберта. Стоило двенадцатилетнему мальчику услышать бодрые и звучные аккорды, раздававшиеся из комнаты Альберта, как он, не в силах противостоять их призыву.
БАЛЕТОМАНИЯ И ДЯГИЛЕВСКИЕ СЕЗОНЫ

Ярмарка». Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Петрушка». 1911 год.
Бумага, акварель, гуашь. 83,4×60 см. Музей Государственного Академического Большого театра, Москва

Музыку к балету художник предлагает написать мужу своей племянницы Н. Черепнину, ученику Римского-Корсакова. В том же 1903 году партитура к трехактному балету была завершена, и вскоре «Павильон Армиды» был предложен Мариинскому театру. Однако постановка его так и не состоялась. В 1906 году сюиту из балета слышит начинающий балетмейстер М. Фокин и в начале 1907 года на ее основе ставит одноактный учебный спектакль под названием «Оживший гобелен», в котором Нижинский исполняет роль раба Армиды. Бенуа приглашают на репетицию балета, и зрелище его буквально ошеломляет.
Вскоре было принято решение ставить «Павильон Армиды» на сцене Мариинского театра, но уже в новом варианте - один акт с тремя картинами - и с Анной Павловой в главной роли. Состоявшаяся 25 ноября 1907 года премьера проходит с огромным успехом, и солистов балета, в том числе Павлову с Нижинским, а также Бенуа и Черепнина вызывают на сцену на бис.
Бенуа не только пишет либретто, но и создает эскизы декораций и костюмов к постановке «Павильона Армиды». Художник и балетмейстер не устают восхищаться друг другом.
Можно сказать, что именно с «Павильона Армиды» начинается история «Русских балетных сезонов» Дягилева.
После триумфального успеха оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», показанной в Париже в 1908 году, Бенуа предлагает Дягилеву включить в следующий сезон и балетные постановки. Состоявшаяся 19 мая 1909 года в театре Шатле премьера «Павильона Армиды» имела ошеломительный успех. Парижане были поражены как роскошью костюмов и декораций, так и искусством танцоров. Так, в столичных газетах за 20 мая Вацлав Нижинский был назван «парящим ангелом» и «богом танца».
В дальнейшем для «Русских сезонов» Бенуа оформляет балеты «Сильфида», «Жизель», «Петрушка», «Соловей». С 1913 года и до самой эмиграции художник работает в различных театрах, в том числе в МХАТе (оформляет два спектакля по пьесам Мольера), в Академическом театре оперы и балета («Пиковая дама» П. И. Чайковского). После эмиграции во Францию художник сотрудничает с европейскими театрами, в том числе Гранд-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала.
«Ярмарка» и «Комната арапа».
Эскизы декораций к опере Игоря Стравинского «Петрушка»
Эскизы декораций к балету Игоря Стравинского «Петрушка» считаются одним из высших достижений Бенуа как театрального художника. В них ощущается близость выразительным средствам лубка и народной игрушки. Помимо декораций художник создает эскизы костюмов к балету - при этом тщательно изучая исторический материал, - а также принимает участие в написании либретто.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА

Эскиз иллюстрации к «Медному всаднику» A. С. Пушкина. 1916 год. Бумага, тушь, кисть, белила, уголь.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Немаловажное место в творчестве Бенуа, как, впрочем, и других мастеров «Мира искусства», занимает книжная графика. Его дебютом в области книги становится иллюстрация к «Пиковой даме», подготовленная для трехтомного юбилейного издания А. Пушкина. За ней последовали иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Гофмана, «Азбуке в картинках».
Надо сказать, что пушкинская тема является довлеющей в творчестве Бенуа как книжного графика. К произведениям Пушкина художник обращается на протяжении более чем 20 лет. В 1904, а затем в 1919 годах Бенуа выполняет рисунки к «Капитанской дочке». В 1905 и в 1911 годах внимание художника вновь приковано к «Пиковой даме». Но конечно, самым значимым из произведений Пушкина для Бенуа является «Медный всадник».
Художником выполнено несколько циклов иллюстраций к пушкинской поэме. В 18991904 годы Бенуа создает первый цикл, состоящий из 32 рисунков (включая заставки и концовки). В 1905 году, находясь в Версале, отрисовывает заново шесть иллюстраций и выполняет фронтиспис. В 1916 году начинает работу над третьим циклом, по сути, перерабатывает рисунки 1905 года, оставляя в неприкосновенности лишь фронтиспис. В 1921-1922 годах создает ряд иллюстраций, дополнивших цикл 1916 года.
Следует отметить, что с рисунков, выполненных тушью, в типографии изготавливались оттиски, которые Бенуа раскрашивал акварелью. Затем оттиски вновь поступали в типографию, и с них делали клише для цветной печати.
Иллюстрации первого цикла были опубликованы Сергеем Дягилевым в номере «Мира искусства» за 1904 год, хотя изначально предназначались для «Общества любителей изящных изданий». Второй цикл полностью так и не был напечатан; отдельные иллюстрации были размещены в различных изданиях 1909 и 1912 годов. Иллюстрации последнего цикла, вошедшие в издание «Медного всадника» 1923 года, стали классикой книжной графики.
в Немецкой слободе» Монс, дочери немецкого винодела. Живописец создал свое произведение на основании описаний, найденных в архивах Преображенского полка. Доподлинно известно, что известную куртизанку очень не любили в Москве, считая ее причиной ссылки царицы Евдокии и ссоры Петра с царевичем Алексеем, впоследствии казненным. По названию Немецкой слободы (Кукую) она получила одиозное прозвище - Кукуйская царица.
ЭМИГРАЦИЯ
Послереволюционные годы - тяжелый период для Бенуа. Голод, холод, разруха - все это никак не соответствует его представлениям о жизни. После ареста в 1921 году его старших братьев Леонтия и Михаила в душе художника прочно селится страх. По ночам Бенуа не может заснуть, он постоянно прислушивается к скрипу щеколды на калитке, к звуку шагов во дворе, и ему кажется, что вот-вот «явятся архаровцы: вот они направляются на этаж». Единственной отдушиной в это время является работа в Эрмитаже - в 1918 году Бенуа был избран заведующим Картинной галерей.
В начале 1920-х годов он не раз задумывается об эмиграции. Наконец в 1926 году выбор сделан, и Бенуа, отправившись в командировку от Эрмитажа в Париж, в Россию уже не возвращается.

Купальня маркизы. 1906 год. Бумага на картоне, гуашь. 51 х 47 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пб.: Аквилон, 1922. 22 с., л. ил.; 600 нум. экз., из которых 100 экз. именных, 500 экз. (1-500). В иллюстрированной цветной издательской обложке. Oblong. 24,4x33,8 см. Полиграфия данного альбома подверглась резкой критики современников!

"Все течет, все меняется, все должно меняться, все не может не меняться. Однако через все изменения в человеческом художественном творчестве проходит одна живительная струя та самая, что придает ему характер подлинности, это искренность. Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней под­сказке или тому, что принято называть «вдохновением». Но только пока это соответствие существует, рождается подлинное искусство и рождается красота; когда же оно заме­няется суетным желанием поразить и удивить новизной или, что еще хуже, желанием «быть по моде», то искусство и красота исчезают, а на место их является унылая под­делка, а то и попросту уродство".

Александр Николаевич Бенуа

(из последней книги воспоминаний)




В конце 1896 года Бенуа, Бакст и Сомов отправляются в Париж. Там уже Лансере и Якунчнкова. Вскоре к ним присоединяются Обер и Остроумова, поступившая в мастерскую Уистлера. Наездами появляются в Париже Дягилев, Нурок, Нувель. Но Бенуа не привлекают и французские академии. По пейзажным этюдам, рисункам, наброскам, выполненным в Париже и Бретани, видно, как быстро идет самостоятельное формирование художника. Здесь мы впервые встречаемся с наблюдательным рисовальщиком и акварелистом, обладающим собственным почерком. Поверх широко проложенной акварели смело использован карандашный штрих, свободно лепящий форму и обостряющий характер образа; это придает листу прозрачность, напоенность воздухом, какую-то особую непринужденность. Параллельно со штудированием природы начинается изучение культуры и искусства Франции. В Лувре он впервые оценивает Делакруа и Коро, Домье и Курбе. На выставках современного искусства в галерее Дюран-Рюэля его внимание привлекают импрессионисты: он открывает для себя Моне и Дега. Особенно близко Бенуа сходится с Люсьеном Симоном, Рене Менаром и Гастоном Ла Тушем; эти парижане, связанные с традиционными формами живописи, гораздо сильнее, нежели непонятные большинству импрессионисты, пользовались в то время широкой известностью. Но многое в современном французском искусстве ему не по душе. Оп разочарован «болезненными фантазиями» Гюстава Моро, «туманной живописью» Эжена Карьера, кошмарами Одилона Редона. С символистами ему уже не по пути: «Символисты и декаденты потерпели банкротство, обещали кучу, дали какие-то поскребушки». Бенуа вместе с друзьями посещает старинные кварталы Парижа, Национальную библиотеку, осматривает музеи, дворцы, соборы, ездит в Севр, Сен-Клу, Шантильи, Шартр. «Иногда одно его слово, сказанное мимоходом, открывало целый незнакомый мне мир»,- пишет об этих прогулках Остроумова-Лебедева. При этом знаменательно, к примеру, что именно эпоха Людовика XIV, служившая для Уайльда символом подавления творческой индивидуальности в искусстве, оказывается в центре интересов Бенуа. С особой силой пленяет его Версаль. Прежде всего, сам дворец - величественный памятник классицизма XVII века, воплощение «колоссального стиля» Ардуена Мансара. Подстегнутое чтением книг, повествующих о быте и правах резиденции Людовика XIV, «философическое» воображение художника населяет старый парк образами минувшего. В 1905 году А.Н. Бенуа живет с семьей в Версале:

А.Н. Бенуа

Дневник 1905 года

13 октября. Несмотря на два дурных отеля, совершили сегодня переезд в Версаль rue de la Paroisse. Проклятые тяжелые книги. - Дети были в восторге. Перед самым уходом получил «Слово» со своей статьей о Теляковском и «Нашу Жизнь» - с двумя Димиными. Это приободрило. Завтракал у Juveu (Жювё) со Степаном. До этого были у него. - Обедали уже у себя, в Версале. Квартира уютная, и вони от мясных <лавок> нет. Такое впечатление, что хотелось бы здесь век прожить. Успел убрать книги в гигантский плакард. Послал просьбу о деньгах барону Вольфу, письма - Врангелю, Аргутинскому, Жене и Кате.

14 октября. Утром чуть не поссорились из-за денежных счетов. Атя потешная. Стоит заговорить на эту тему, как она вся начинает трепетать, вкривь и вкось понимать слова и проч. Убирался. Днем с детьми на фуаре и в парке. Солнце и холод. Красиво. - По возвращении домой чудное впечатление испорчено письмами с родины. - Добужинский пишет о недоразумениях с Красным Крестом (интриги Рериха и глупость Курбатова очевидны), Франк - о том, что в «Руси» появился несочувственный отзыв об «Азбуке», а особенно злой - в «Зрителе» (Арцыбушева). О последнем возмущается и Добужинский. Что это означает? Неужели последствие моего ухода из «Руси»? Или и здесь Рерих? Во всяком случае - российская нелепость. До очевидности ясно, что мне пора домой. На друзей нечего полагаться. К тому же какая-то путаница выходит с «Просвещением». - Объяснение с Атей. Слезы: «Я во всем виновата». - Подкрепившись грогом, я повеселел. Все лотерея и судьба! Авось вывезет. Ну и не вывезет, так как-нибудь все кончится. Умер профессор Трубецкой.

15 октября. Был в церкви. Наш консьерж там швейцаром. - Напившись кофе, пошел работать в парк и, несмотря на холод, сделал недурной этюд у Bassin de Bacchus [Бассейна Бахуса]. - К завтраку приехал Степан. Бакст «захворал». - Совершили все вместе громадную прогулку в Petit Trianon [Малый Трианон]. Встретили Щербатова с женой, но он (сделал вид? что) не узнал. - Дома разбирали коллекцию. Чувствую себя сегодня бодрее. Плюю на Петербург и буду отдыхать от интриг и дрязг в работе, в живописи. А там, что Бог даст.

16 октября. Утром сделал (неудачно) этюд аллеи с Термами. Не слишком холодно. Дети мешают. Днем дремал, не заходил к M.de Nolhac" у, к которому у меня письмо от Бенуа. Вывешено, что прием в среду. - Переодевшись в грязное, сделал еще этюд той же аллеи с Термами, и опять неудачно. Напрасно накрахмалил бумагу. Мне это теперь не нравится.

25 октября. Утром кончил сцену в спальне графини. Днем был у de Nolhac"а – Директора Версаля, снес ему иконографический материал по Елизавете. Был любезен и обещал показать много интересного. - От Ратьковых телеграмма, что они в Париже. Придется ехать. Досада за потерянное время.- Рисовал в парке до заката. Кончил Wells"а «L"Homme invisible» [«Человек-невидимка»]. Безумное впечатление.

4 декабря. Очень дурная погода, провел весь день на аукционе. Шла мелочь и гравюры. Довольно дешево, но я без гроша. - С полчаса, несмотря на стужу, рисовал «Пирамиду» для затеянной картины «Зимний сон» (спор с Арлекином). Régnier местами очень хорош, но зачастую мямлит. Совершенно не понимаю, что означает приложенный дневник. Очевидно, это мистификат. Но причем здесь de Nolhac и ссылка на его издания. Во всяком случае, это вносит дисгармонию. - Сюжет: отравленная жизнь одного очень симпатичного и влюбленного в короля куртизана, который из-за вздорного случая не пользуется расположением Людовика XIV. Масса тонкостей. Скептический культ королевства. Общее с Франсом, но без его плебейской подкладки.

5 декабря. Снова рисовал «Пирамиду» и высидел часа два на аукционе. Пропустил хорошую миниатюру: «Дама времен Louis XIV», на меди, за 8fr. 50. - Кончил Régnier, продолжаю Michelet. - У него «Collier de la Reine» [«Ожерелье королевы»] в совершенно ином освещении. «Хорошенькая» Valois [Валуа] обелена, а представитель церкви Роган выставлен эскроком. - Достается сильно и королеве. Намек на лесбиянство, на любовников. - Ожерелье осталось у нее! Вот и верь историкам и истории. По вечерам сочиняю свое «Министерство».

6 декабря. Утром сделал эффект дождя у дворца (с Аполлоном).

9 декабря. Начал (в первый раз с утра) картину масляной краской. - Неприятное завязание и невозможность соблюсти контуры. Все же подмалевок дал тот эффект, который хотел. - Днем рисовал фигуры для второй картины. Вечером в Версаль, в XVII в. Очень взнервлен. Удачно импровизировал на рояле. - Кончил свои статьи о Министерстве Искусств. - Сознаю, что они теперь несвоевременны. Но, вообще, я потерял всякую связь собственного настроения с настроением русского общества.





В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины. Возникает серия акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». Позднее было написано более 40 живописных и графических работ, созданных мастером в разные годы, посвященных Версалю - выдающемуся памятнику французской архитектуры и садово-паркового искусства XVII столетия. Бенуа, по его собственным словам, был «упоен Версалем» и «совершенно переселился в прошлое». В серии акварелей и гуашей «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-1898), а также во «второй версальской серии» (1905-1907) и в работах, выполненных в 1922 году, уже после того, как художник навсегда покинул Россию, он придерживается четкого, несколько суховатого пластического языка, который отличает французскую пейзажную и архитектурную графику XVII века. Эта серия надолго закрепила за Александром Бенуа, с детства проявлявшим повышенный интерес к искусству русского и западноевропейского классицизма и барокко, славу «певца Версаля и Людовиков». В произведениях «версальской серии» природа и история предстают в неразрывном единстве. Архитектурные сооружения, скульптуры и аллеи знаменитой резиденции французских королей выглядят как безмолвные свидетели безвозвратно ушедшей великой эпохи, хранящие память о создателях и владельцах ансамбля Версаля. Наряду с этюдами, написанными с натуры, художник выполнял жанровые живописные работы, воссоздающие не просто характерные сцены далекой исторической эпохи, но саму ее неповторимую атмосферу. Высокое мастерство исполнения позволило Бенуа представить образ Версальского парка как образ целой эпохи, выработавшей свой этикет, моду и величественный стиль, сохранивший привлекательность для художника, жившего и работавшего в тревожный, наполненный катастрофами и потрясениями двадцатый век.



В сентябре 1921 года в Петрограде возникло новое частное издательство «Аквилон», которое вскоре стало лучшим среди издательств, специализировавшихся на выпуске [библиофильской литературы, хотя и просуществовало всего чуть более двух лет. Владельцем «Аквилона» был инженер-химик и страстный библиофил Вальер Морисович Кантор, а идейным вдохновителем, техническим руководителем и душой издательства - Фёдор Фёдорович Нотгафт (1896-1942), юрист по образованию, ценитель искусства и коллекционер. Аквилон в римской мифологии - северный ветер, летящий с быстротой орла (лат. aquilo). Эту мифологему и использовал М.В. Добужинский в качестве издательской марки. Относясь к книге как к произведению искусства, сотрудники «Аквилона» стремились к тому, чтобы каждое их издание представляло собой образец органичного сочетания художественного оформления и текста. Всего «Аквилон» выпустил 22 книги. Их тиражи составляли от 500 до 1500 экземпляров; пасть тиража была именной и нумерованной в раскрашивалась в последующем художником от руки. В основном издания имели небольшой формат. Для воспроизведения иллюстраций использовались техники фототипии, литографии, цинкографии, гравюры на дереве, зачастую они помещались на вклейках, напечатанных иным, чем сама книга, способом. Бумага подбиралась благородных сортов (верже, мелованная и др.), и иллюстрации отличались высоким качеством полиграфического исполнения. Ф.Ф. Нотгафту удалось привлечь к сотрудничеству многих «мирискусников», в том числе М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, А.Н. Бенуа. Художники сами выбирали книги для иллюстрирования - в соответствии с собственным вкусом и пристрастиями. Характеризуя деятельность «Аквилона», Э.Ф. Голлербах писал: «Не напрасно промчался над северной столицей “с градом и дождём шумящий” “Аквилон” (Крылов) - это был поистине золотой дождь. “Золото, золото падало с неба” на полки библиофилов (но, увы, - не в кассу издательства!)». В 1922 году 5 книг издательства были представлены на Международной книжной выставке во Флоренции: «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина и «Тупейный художник» Н.С. Лескова с иллюстрациями М.В. Добужинского, «Шесть стихотворений Некрасова» с иллюстрациями Б.М. Кустодиева, «В. Замирайло» С.Р. Эрнста. Созданные специально для любителей изящной литературы, книги издательства «Аквилон» до сих пор остаются распространённым предметом коллекционирования. Вот их список:

1. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Рисунки М. Добужинского. «Аквилон». Петербург,1921 год. 48 страниц с иллюстрациями. Тираж 1000 экз. В том числе 50 именных, 50 раскрашенных от руки (№№I-L). Остальные нумерованы (№№1-900).

2. Эрнст С. «В. Замирайло». «Аквилон» Петербург, 1921 год. 48 страниц с иллюстрациями. Тираж 1000 экз., в том числе 60 именных. Обложка отпечатана в двух видах – зеленая и оранжевая.

3. Пушкин А.С. «Скупой рыцарь». Рисунки М. Добужинского. «Аквилон», Петербург, 1922 год.

36 страниц с иллюстрациями. Тираж 1000 экз. (60 именных и 940 нумерованных). Два экземпляра раскрашены художником вручную для членов семьи. Три варианта обложки – белая, голубая и оранжевая.

4. «Шесть стихотворений Некрасова». Рисунки Б.М. Кустодиева. «Аквилон». Петербург,1921 год (на обложке проставлен 1922 год). 96 страниц с иллюстрациями. Тираж 1200 экз. Из них 60 именных, 1140 нумерованных. Существует один экземпляр раскрашенный Кустодиевым от руки.

5. Лесков Н.С. «Тупейный художник. Рассказ на могиле». Рисунки М. Добужинского. «Аквилон». Петербург, 1922 год. 44 страницы с иллюстрациями на отдельных листах (всего 4 листа). Тираж 1500 экз.

6. Фет А.А. «Стихотворения». Рисунки В. Конашевича. «Аквилон». Петербург, 1922 год. 48 страниц с иллюстрациями. Тираж 1000 экз.

7. Лесков Н.С. «Штопальщик». Рисунки Б.М. Кустодиева. «Аквилон». Петербург, 1922 год.

44 страницы с иллюстрациями. Тираж 1000 экз.

8. Анри де Ренье. «Три рассказа». Перевод Е.П. Ухтомской. Рисунки Д. Бушена. «Аквилон». Петербург, 1922 год. 64 страницы с иллюстрациями. Тираж 500 экз., в том числе 75 именных и 10 раскрашенных от руки (в книге указано 25).

9. Эрнст С. «З.И. Серебрякова». «Аквилон». Петербург, 1922 год. 32 страницы (8 листов иллюстраций). Тираж 1000 экз.

10. Эдгар По. «Золотой жук». Рисунки Д. Митрохина. «Аквилон». Петербург, 1922 год. 56 страниц с иллюстрациями. Тираж 800 экз. (в том числе были именные экз.; один из них, раскрашенный Митрохиным от руки – собственность Нотгафта Ф.Ф.).

11. Чулков Г. «Мария Гамильтон. Поэма». Рисунки В. Белкина. «Аквилон». Петербург, 1922 год.

36 страниц с иллюстрациями. Тираж 1000 экз.

12. Бенуа А. «Версаль» (альбом). «Аквилон». Петербург, 1922 год. 32 страницы (8 листов иллюстраций). Тираж 600 экземпляров, в том числе 100 именных и 500 нумерованных.

13. Добужинский М. «Воспоминания об Италии». Рисунки автора. «Аквилон». Петербург, 1923 год.

68 страниц с иллюстрациями. Тираж 1000 экз.

14. «Русь». Русские типы Б.М. Кустодиева. Слово – Евгения Замятина. «Аквилон». Петербург, 1923 год. 24 страницы (23 листа илл.). Тираж 1000 нумерованных экз. Из остатков репродукций было изготовлено не для продажи 50 экземпляров без текста.

15. «Праздник игрушек». Сказка и рисунки Юрия Черкесова. «Аквилон». Петербург, 1922 год. 6 страниц с иллюстрациями. Тираж 2000 экз.

16. Достоевский Ф.М. «Белые ночи». Рисунки М. Добужинского. «Аквилон». Петербург, 1923 год. 80 страниц с иллюстрациями. Тираж 1000 экз.

17. Вейнер П.П. «О бронзе». Беседы о прикладном искусстве. «Аквилон». Петербург, 1923 год. 80 страниц (11 листов илл.). Тираж 1000 экз.

18. Всеволод Воинов. «Гравюры на дереве». 1922-1923. «Аквилон». Петербург, 1923 год. 24 страницы гравюр. Тираж 600 нумерованных экз.

19. Радлов Н.Э. «О футуризме». «Аквилон». Петербург, 1923 год. 72 страницы. Тираж 1000 экз.

20. Остроумова-Лебедева А.П. «Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах». «Аквилон». Петербург, 1923 год. 8 страниц текста и 20 листов иллюстраций (ксилографии). Тираж 800 экз.

21. Петров-Водкин К.С. «Самаркандия». Из путевых набросков 1921 года. «Аквилон». Петербург, 1923 год. 52 страницы с иллюстрациями. Тираж 1000 экз.

22. Кубе А.Н. «Венецианское стекло». Беседы по прикладному искусству. «Аквилон». Петербург, 1923 год. 104 страницы с иллюстрациями и 12 иллюстрированных листов (фототипии). Тираж 1000 экз.

Альбом «Версаль», где акварели художника сопровождаются его же текстом, - «крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции. Первоначально предполагалось напечатать 1000 экземпляров: 600 на русском языке и 400 на французском, - однако был осуществлён тираж только русского варианта. Расходился альбом довольно медленно. Причиной тому стали, во-первых, высокая цена, во многом обусловленная сложностью типографского воспроизведения иллюстраций (альбом печатался более полугода), во-вторых, отзывы критиков, посчитавших издание неудачным и упрекавших типографов за низкое качество печати, «неприятный» формат и набор текста в два столбца. Альбом вышел на плотной бумаге. Иллюстрации были отпечатаны в технике фотолитографии в четыре краски. В издание включены 26 акварелей художника; помимо этого, вступительную статью и список рисунков сопровождают заставки и концовки - они отпечатаны в технике цинкографии. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом короля Франции и владельца Версаля Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству») и иллюстрированную обложку. Версаль был одной из любимых тем художника. В основе данной работы - многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям. В акварелях Бенуа версальский пейзаж по своей эстетике представлен как русский пейзаж. Искусствоведы сумели разглядеть в нём ассоциации и с левитановским «Над вечным покоем», и с размышлениями Пушкина «о равнодушной природе», и с иронически интерпретированной идеей сказки о спящей царевне, которую уже никто не разбудит. Подтверждение тому находим и в письмах художника, где он не раз говорит о своей неразрывной связи с парковым ансамблем, называя его «мой родной, мой милый Верст». Версаль для Бенуа - олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства. В статье, предваряющей альбом, он так формулирует эту важную для него мысль: «...Версаль - не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой... монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединённым человеческим усилиям для общих целей.