Реформация и королевская власть в Англии XVI в. Глава III

Реформация и королевская власть в Англии XVI в. Глава III
История нового времени. Шпаргалка Алексеев Виктор Сергеевич

12. РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ

12. РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ

Непосредственным поводом к началу Реформации в Англии послужил отказ папы римского разрешить Генриху VIII развод с его первой женой Екатериной Арагонской. А причиной этого послужило то, что она являлась теткой германского императора Карла V. Так как папа не желал в тот момент обострять с ним отношения, то совершенно закономерно, что он отклонил просьбу английского короля. В ответ на отказ папы Генрих VIII издал в 1534 г. акт о супрематии (что в переводе с латинского языка означает «верховенство»). Король объявлялся главой английской церкви, в результате этого все католические догматы и обряды сохранялись, но место папы занимал король. Епископат стал опорой абсолютной монархии. В 1536 и 1539 гг. были закрыты монастыри и конфисковано монастырское имущество: здания, золотая и серебряная утварь и, самое главное, обширные монастырские земли.

Овцеводство и производство сукна издавна были основными занятиями англичан и важным источником доходов королевской казны. Англичане называли сукно «наиболее драгоценным продуктом королевства». Цены на шерсть непрерывно росли. Для выпаса овец требовались обширные пастбища. Поэтому землевладельцы захватывали общинные пустоши и выгоны, запрещали крестьянам пасти там скот. Недовольствуясь этим, они разными способами старались отобрать у крестьян их наделы: силой сгоняли крестьян с земли, разрушали их дома, сносили целые деревни. Насильственный сгон крестьян с земли получил название огораживаний.

Захватив крестьянские земли, дворяне разводили на них огромные стада овец. Для обработки полей и ухода за скотом они нанимали сельскохозяйственных рабочих – батраков. «Новые дворяне» забросили рыцарские доспехи и сели за счетные книги. Некоторые из них заводили ткацкие, кожевенные и другие предприятия. Десятки тысяч людей, согнанных с земли, пополняли ряды бродяг и нищих. Правительство издавало против них жестокие законы, предусматривавшие в виде наказания битье кнутом, клеймение раскаленным железом и даже смертную казнь. Большинство этих людей пополнило ряды реформацион-ного движения в Англии.

Больших успехов Англия добилась в правление умной, осторожной, прекрасно образованной Елизаветы I. При ней окончательно оформилась независимая от Рима английская церковь, получившая название англиканской. В 1559 г., когда она взошла на трон, организационное устройство церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англичане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англичане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

Но, несмотря на это, все же в результате рефор-мационного движения в Англии был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

РЕФОРМАЦИЯ

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Реформация

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк девятый Классовая борьба в Англии и переселение в Америку. Отношение колонистов к метрополии. Конфедерация Новой Англии. Индейские племена и голландские колонисты. Захват территории Нового Амстердама. Луизиана. Аграрный вопрос В эпоху Вальтера Ралея и в ближайшие

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава IV ПРАВЛЕНИЯ МАЛЬКОЛЬМА КАНМОРА И ДАВИДА I - БИТВА ПОД СТЯГОМ - ИСТОКИ ПРИТЯЗАНИЙ АНГЛИИ НА ГОСПОДСТВО В ШОТЛАНДИИ - МАЛЬКОЛЬМ IV ПО ПРОЗВАНЬЮ ДЕВУШКА -ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ФИГУР - ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕВ ПРИЗНАЕТ ВЕРХОВЕНСТВО АНГЛИИ, НО ОБРЕТАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

8. КАК НАЧАЛАСЬ РЕФОРМАЦИЯ Ну а теперь давайте взглянем, что же в описываемое время творилось за границей. Затянувшиеся войны за Италию сделали жизнь в этой стране совсем не уютной. Вторгались французы, испанцы, города переходили из рук в руки, Богатые магнаты пытались

автора Зуев Ярослав Викторович

5.1. Реформация Считается, начало Реформации было положено немцем Мартином Лютером, хоть и до него, конечно, звучали упреки в адрес католического духовенства, лишь для виду соблюдавшего заветы Христа, а на деле погрязшего во всех тяжких. «95 тезисов» Лютера поставили вопрос

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

5.6. «Последняя любовь президента», или Реформация в Англии Надо сказать, что идеи Реформации с величайшей легкостью пересекли Ла-Манш. Тому было несколько веских причин. Во-первых, влияние итальянского банковского капитала в Британии было велико и в прежние времена,

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Реформация Реформация была следствием падения авторитета папства и пробуждения национального самосознания народов Европы. В 1303 г. французский король Филипп IV арестовал папу Бонифация VIII и перенес резиденцию пап в город Авиньон на Роне. В 1377 г. папский престол вернулся

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

РЕФОРМАЦИЯ Истоки Возрождения и Реформации были во многом общими. Новым культурным запросам отвечали гуманистическое движение и расцвет ренессансного искусства. Но на повестку дня встали такие вопросы, как освобождение народов Европы от духовного диктата Рима и

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Реформация

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских князей и даже от империи Габсбургов. В экономическом отношении разные кантоны Конфедерации

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1533 Реформация в Англии Инициатором Реформации на острове стал король Генрих VIII. Причина резкого поворота эксцентричного короля – поначалу обличителя Лютера и защитника католической веры – к Реформации была весьма прозаична – он захотел развестись с надоевшей ему

Из книги История Франции в трех томах. Т. 1 автора Сказкин Сергей Данилович

автора

II.6. Реформация

Из книги Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г. автора Воробьева Любовь Михайловна

Реформация в Ливонии Учение Лютера победило и в Ливонии. Оно нашло поддержку среди немецких колонистов, поскольку стало катализатором давних враждебных отношений между католическими епископами и орденом.Мы помним, что епископ Альберт был вынужден основать

Тест по истории Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях 7 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

1.

Реформация в Англии была проведена «сверху» — по воле короля.

1) верно
2) неверно

2. Главой англиканской церкви является

1) архиепископ Кентерберийский
2) король Англии
3) Папа Римский

3. Установите соответствие между именами правителей и событиями, относящимися к их правлению.

Правители

А) Генрих VIII
Б) Елизавета I
В) Мария Тюдор

События

1) гибель «Непобедимой армады»
2) попытка контрреформации
3) закрытие монастырей

4.

Пуритане, кальвинисты

1) пуритане отрицали учение Ж. Кальвина
2) пуритане были последователями кальвинизма
3) кальвинисты враждебно относились к пуританам

5.

В конце XVI в. Англия стала сильной морской державой. Реформация способствовала укреплению королевской власти. Елизавета I чувствовала себя столь сильной, что ни разу не созвала парламент.

1) на самом деле Елизавета неоднократно созывала парламент
2) на самом деле Реформация ослабила королевскую власть
3) на самом деле Англия не смогла добиться господства на морях

Вариант 2

1. Верно ли следующее утверждение?

В англиканской церкви сохранялось немало остатков католицизма.

1) верно
2) неверно

2. В 1588 г. к берегам Англии отплыла «Непобедимая армада». Она

1) разгромила английский флот под командованием Ф. Дрейка
2) попала в бурю и была разбита о скалы
3) была разгромлена английской эскадрой, которой командовала сама королева Елизавета I

3. Установите соответствие между именами правителей и событиями, явлениями, относящимися к их правлению.

Правители

А) Елизавета I
Б) Мария Тюдор
В) Генрих VIII

События, явления

1) казни английских протестантов
2) начало английской Реформации
3) расцвет английского абсолютизма

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. Установите связь между понятиями.

Пуритане, англиканская церковь

1) пуритане были верны учению англиканской церкви
2) пуритане отрицали многие установления англиканской церкви
3) англиканская церковь видела в пуританах своих союзников

5. Прочитайте текст и найдите ошибку в описании.

К концу XVI в. Англия так и не стала могучей морской державой. Зато она сумела добиться значительных успехов в хозяйстве. Реформация укрепила королевскую власть, в стране утвердился абсолютизм.

1) на самом деле Англия стала сильной морской державой
2) на самом деле абсолютизм в Англии не сложился
3) на самом деле успехи во внешней политике сочетались с хозяйственным кризисом

Ответы на тест истории Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях 7 класс
Вариант 1
1-1
2-2
3-312
4-2
5-1
Вариант 2
1-1
2-2
3-312
4-2
5-1

Начало Реформации в Англии связано с именем анг-лийского короля Генриха VIII(1509-1547 гг.), который превратил-ся в одного из самых яростных противников папства. Заседавший при нём «парламент Реформации» принял целый ряд законов, пол-ностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве), провозглашавший короля главой английской церк-ви.

Реформация в Англии приняла необратимый характер после восшествия на престол королевы Елизаветы в 1559 г. В начале её правления парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви и принял Акт об унификации, согласно которому все англи-чане обязывались совершать богослужения в соответствии с прави-лами реформированной церкви.

Англиканская церковь

Обновлённая церковь получила название англиканской . Она за-няла промежуточное положение между католицизмом и протестан-тизмом. Являясь полностью независимой от Рима и перейдя с латы-ни на английский язык , англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Сохранялась, в ча-стности, ведущая роль епископов в церковной организации, в связи с чем англиканскую церковь называют епископаль-ной.

Закрытие монастырей

В Англии были закрыты тысячи монастырей, ко-торые владели почти четвертью всех обрабатывае-мых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший ог-ромные социальные последствия. Таким образом, Ре-формация превратилась в мощнейший фактор преоб-разования всего английского общества .

Распространение грамотности

Важнейшим следствием Реформации в Англии стало массовое рас-пространение грамотности. Библия была переведена на английский язык, а поскольку у англичан того вре-мени практически не было других книг, Священное Писание превратилось в их главное чтение. Преди-словие к английскому переводу Библии призывало ве-рующих к независимому изучению Слова Божия. Материал с сайта

Пуритане

По-скольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католицизма, в Англии под влиянием кальвинизма зароди-лось движение пуритан . Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», поскольку пуритане требовали пол-ного очищения своей веры от католического наследия. Пуританст-ву суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории британских

В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте – во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в. Идеологом ранней английской бюргерской Реформации был Джон Виклеф . Виклеф отрицал пиетет папства и требовал секуляризации земель.

В Англии XVI в. Реформация началась сверху, исходила от короля. Главной целью королевской Реформации являлось освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли.

Английская буржуазия была заинтересована в «дешевой и простой» церкви. Богатые церковно-монастырские земли не давали покоя светским феодалам. Весь этот комплекс причин положил начало английской Реформации.

Поводом к Реформации послужил отказ папы Римского расторгнуть брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской, что позволило бы королю вступить в новый брак с фрейлиной королевы Анной Болейн.

Екатерина Арагонская приходилась теткой Карлу V Габсбургу, католическому оплоту в Германии. Поэтому неудивительно, что папа был на ее стороне, и развод не санкционировал. Развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской был оформлен английским парламентом, после чего Генрих женился на Анне Болейн. В 1534 г. Генрих VIII издает «Акт о супрематии», которым король объявляется главой Английской церкви. Отношения с Ватиканом были решительно разорваны. «Акт» Генриха VIII не был проявлением борьбы с католицизмом, он знаменовал, в первую очередь, борьбу с папой. В «Акте» специально оговаривалась неприкосновенность всех католических догматов и обрядов. Менялся глава церкви – место папы занял король. Католический епископат оставался опорой складывающейся в это время в Англии новой формы монархии – аболютизма. Новая английская церковь, отрицая главенство папы, уже перестала быть абсолютно католической, но еще не стала протестантской. Она получила название англиканской, и англиканство, на первых порах, заняло среднее положение между католицизмом и протестантизмом.

В 1536-39 гг. в Англии закрываются монастыри и конфисковывается монастырское имущество. Из церквей изымаются драгоценные украшения. Начинается секуляризация церковных земель.

Генрих VIII был связан со многими английскими и европейскими гуманистами – Томасом Мором, Эразмом Роттердамским, Мартином Лютером и др. Отход Лютера от принципов гуманизма и переход на реформационные позиции дал Эразму Роттердамскому, не принявшему, как и многие гуманисты, Реформацию, повод для горького афоризма: подобно тому, как курица высиживает цыплят, гуманизм высидел Реформацию. Генрих VIII и Томас Мор выступили резко против новых принципов Лютера, и началась длительная богословская полемика. Томасу Мору принадлежит ряд богословских трудов, направленных против Реформации.


Секуляризированные у духовенства земли недолго удержались в королевской казне, вскоре они стали предметом торговли и спекуляции. Часть из них была подарена королевским фаворитам. Тем не менее секуляризация церковных земель имела огромные социальные последствия. Эти земли приобрели новые собственники – выходцы из среднего и мелкого дворянства и буржуазии, и тем самым оформился новый социальный слой английского общества.

Новые владельцы секуляризированных земель, чтобы повысить свои доходы, лишали крестьян их наделов, повышали ренту – причем до такой степени, что сами держатели вынуждены были покидать свои владения.

При Эдуарде VI англиканская церковь более приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении). Но в это время в государственной и политической жизни Англии происходят серьезные изменения. В 1553 г. на престол восходит дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, католичка Мария Тюдор . Ее супругом был испанский король Филипп II. В Англии начинается католическая реакция. Королева восстановила католицизм. Началась кровавая борьба с протестантами и преследование их. Мария Тюдор получила прозвище Марии Кровавой. Однако королева не решилась возвратить монастырям земли и прочее имущество, секуляризированное при Генрихе VIII.

Мария Тюдор правила недолго, и после ее смерти власть в Англии переходит к дочери Генриха VIII и Анны Болейн, Елизавете I. Правление Елизаветы Тюдор (1558-1603 гг.) было временем расцвета Англии. В истории этот период получил название «Век Елизаветы». На английский королевский трон претендовала еще одна династия – Стюартов, в лице Марии Стюарт. Борьба умной и властной Елизаветы с красавицей Марией Стюарт, бывшей французской королевой, закончилась победой Тюдоров. Мария была захвачена в плен и казнена по приказу королевы Елизаветы.

Идя навстречу интересам буржуазии Елизавета восстанавливает протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1559 г. Парламент подтверждает королевское верховенство над английской церковью. Королева назначает епископов и оставляет им земельные владения, а также сохраняет право заседать в Парламенте. Правление Елизаветы явилось расцветом классического абсолютизма в Англии.

В 1571 г. был выработан англиканский символ веры, состоящий из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догматами в нем присутствовал и кальвинистский догмат об абсолютном предопределении, а также догмат о Св. Писании как единственном источнике веры. Признавалось католическое учение о единоспасающей силе Церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденном правительством.

В конце XVI в. был издан ряд довольно суровых законов против католиков. Например, за отказ признать верховенство королевской власти над английской церковью полагались суровые наказания.

Также как и в ряде других стран, в Англии было запрещено появляться иезуитам.

К концу XVI в. англиканская церковь становится национальной и превращается в опору абсолютизма. По-прежнему церковь возглавляется королем, которому духовенство подчиняется как часть государственного аппарата абсолютной монархии.

Антиабсолютистские настроения усиливающейся в Англии буржуазии принимают религиозно-церковную форму пуританизма . Пуритане порывают с господствующей англиканской церковью и создают свои церковные общины.

К концу XVI в. в английском пуританизме выделились два направления: пресвитерианское (крупная буржуазия и дворянство) и индепендентское (мелкая буржуазия, джентри и крестьянство). Пресвитериане пытались установить в Англии единую кальвинистскую церковь. Индепенденты требовали, чтобы каждая община верующих была независимой, имела самоуправление. Они стремились освободить церковь от опеки короля и стать полностью самостоятельными. В XVII в. пуритане-индепенденты соединили религию с политикой. Во время буржуазной революции, организованной ими во главе с их вождем Кромвелем, был казнен английский король Карл I (1649).

Правительство Елизаветы преследовало пуритан, но процесс был необратим, и число пуритан возрастало. Реформационное движение в Англии все больше набирало силу. Об этом свидетельствовало и углубление противоречий между буржуазией и абсолютизмом.

Протестантизм получил распространение во всей Европе, хотя и в форме различных вероучений: лютеранства, кальвинизма, анабаптизма, цвинглианства и англиканства. В истории европейской культуры английская Реформация занимает особое место. Как явление неоднозначное и во многом противоречивое, она оценивается зачастую необъективно, с впадением в некоторые крайности, обозначившиеся в традиционной «школьной» историографии. Одна из этих крайностей – сведение сложного социокультурного процесса к событиям жизни короля Генриха VIII (развод с Екатериной Арагонской и брак с Анной Болейн). Противоположная точка зрения, согласно которой Реформация в Великобритании является величайшим поворотным моментом современной истории, характерна прежде всего для британских историков. Например, Джеймс Фроуд писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англо-саксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества», а Дэвид Гум утверждал, что «английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом». Объективная оценка английской Реформации находится где-то между этими крайними точками, не лишенными, впрочем, субъективности и эмоциональности.

Характеризуя Реформацию в Англии, можно сказать, что, во-первых, она была движением скорее политическим, нежели теологическим (как в случае с Лютером), во- вторых, она была «островной» – имела четко ограниченные рамки распространения, не выходя за пределы Англии, и, в-третьих, это была не народная, а аристократическая реформа, осуществляемая «сверху». Именно этим объясняется и «половинчатость» данной реформы, ее гораздо менее радикальный характер, нежели на континенте. В частности, это можно увидеть, анализируя важнейший документ английской Церкви – «39 статей» (1571 г.).

Данный документ является суммарным изложением веры Церкви Англии. Статьи соответствуют умеренному курсу правления Елизаветы I, поэтому характеризуются вероучительной широтой и полиинтерпретативностью. Они сформулированы достаточно пространно и неопределённо, однако их анализ позволяет достаточно четко выявить основные особенности Реформации в Англии.

«39 статей» являются частью «Книги общих молитв», которая также содержит изложение всех богослужений и треб Англиканской церкви. Однако исследователи указывают на ряд противоречий между текстами «39 статей» и другими разделами «Книги общих молитв». Принято говорить о большей традиционности «Книги общих молитв» и о протестантском радикализме «39 статей». Возможно, это связано с конкретными историческими реалиями: статьи рождались в полемике не только с католиками, но и с крайними течениями материковой Реформации, что отражало две культурные тенденции: унификацию на общеевропейский манер и выделение культуры Англии как уникальной. С точки зрения современного человека, большинство статей посвящены малоактуальным для современного богословия вопросам (целибат духовенства, власть римского епископа, присяга в суде и т.д.), но совершенно не касаются фундаментальных вопросов, относящихся к систематической теологии (например, эсхатологии). Эти особенности документа хорошо отражают специфику английской Реформации в целом – она не была «реформацией богословской», подобно лютеровской.

По своему характеру английская Реформация менее радикальна, чем европейская. И дело не столько в обособленном, островном положении Великобритании (которое делало контакты протестантов более редкими), сколько в религиозности и традиционности сознания широких масс населения. Для английской Реформации, инициированной «сверху», факт возможного противодействия со стороны населения в случае радикальной смены культурного курса был определяющим. Поэтому правительство нашло некий срединный курс, реформируя часть внешних элементов религиозной составляющей (брак священников, уменьшение количества таинств, отмена иконопочитания, причастие мирян под двумя видами и пр.), не касаясь фундаментальных доктрин, носящих не столь явный для массы подданных характер.

Особенно важным в аспекте рассматриваемой проблемы является отношение к церкви. «39 статей» подчёркивают, что христианское учение основано исключительно на Священном Писании, то есть последовательно развивает в этом отношении тезис, весьма существенный для протестантов в их борьбе с католической церковью.

В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы.

Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ей в самом широком объеме. Епископы всецело зависели от короны, светские лорды большей частью были нового происхождения и вели себя очень покорно за полученные земли из бывших монастырских имений.

Рядом с этой королевской реформацией в Англии происходила и реформация народная. Уже в первой половине XVI в. здесь были отдельные протестанты, не желавшие признавать королевского главенства в делах веры и находившие, что англиканская церковь недостаточно «очищена» от католицизма. При Елизавете эти люди уже начали составлять особую религиозную партию пуритан. Пуритане объявляли основой религии личную веру каждого и отрицали священную монополию духовенства. Они отрицали обряды и утварь, иконы, скульптуры – всё, что противоречило идеалу мирского аскетизма. Пуритане отрицали иерархический епископальный строй. Организационные принципы пуританской церкви, получившей название пресвитерианской, строилась таким образом, что во главе общины стоял пресвитер (старейшина), избранный из среды наиболее почитаемых людей. В сущности это были большей частью кальвинисты, но в конце царствования Елизаветы среди пуритан появились и сектанты, восставшие против всякой государственной церкви (кальвинистической) и требовавшие независимости отдельных религиозных общин, без всякого принуждения принадлежащих к тому или другому исповеданию. Впоследствии их стали называть индепендентами.

Итоги реформации в Англии оказались очень серьезными для ее общественно-политического и религиозного устройства. Раздав конфискованные у монастырей земли новой знати и буржуазии, король тем самым создал в их лице себе опору. Таким образом, в стране сформировался слой людей, заинтересованных в продолжении реформ и закреплении существующего положения. Новые дворяне хотели сохранить за собой полученные земли, и поэтому все они единодушно поддержали воцарение Елизаветы I, дочери короля от Анны Болейн, которая взяла курс на сохранение тех изменений, который осуществил ее отец.

Ещё одним результатом реформации стало создание новой, англиканской, церкви, которая существует и поныне. Умеренный характер преобразований способствовал ее сохранению и даже распространению, в то время как более радикальные течения теряли число своих сторонников.

Реформация в Англии сыграла определяющую роль в развитии капитализма в стране. Дело в том, что новая религия провозглашала главной целью необходимость материального обогащения и накопления экономических средств. Эта идеология полностью соответствовала чаяниям предпринимателей и буржуазии. Отныне их стремление к увеличению своих доходов получило догматическое обоснование. О дальнейшем углублении реформационных идей говорит факт распространения пуританского течения, которое ратовало за углубление реформ.

Список использованных источников

1. История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Л.Т. Мильская, В.И. Рутенбург, М.А. Барг и др. – М: Наука, 1993. – Т. 3. От средневековья к новому времени (конец XV – первая половина XVII в.). 653 с.
2. Кареев Н. И. Учебная книга по новой истории [Электронный ресурс]. –URL:http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutnewtime/479-reformation-in-england
3. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учеб. по спец. «История» / В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева и др.; под ред. Е. Е. Юровской и И. М. Кривогуза. – М.: Высшая школа, 1998. 415 с.
4. Норт, Дж. История Церкви / Джеймс Норт. – М.: Протестант, 1993. 413 с.
5. Соколов, В. Реформация в Англии / В. Соколов. – М.: Б.И., 1881. 548 с.

Доклад на тему “Реформация в Англии” обновлено: 21 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру