Повесть о Ходже Насреддине. Возмутитель спокойствия

Повесть о Ходже Насреддине. Возмутитель спокойствия
Повесть о Ходже Насреддине. Возмутитель спокойствия

Леонид Соловьев

Повесть о Ходже Насреддине

Возмутитель спокойствия

Памяти моего незабвенного друга Мумина Адилова, погибшего 18 апреля 1930 года в горном кишлаке Нанай от подлой вражеской пули, посвящаю, благоговея перед его чистой памятью, эту книгу.

В нем были многие и многие черты Ходжи Насреддина - беззаветная любовь к народу, смелость, честное лукавство и благородная хитрость, - и когда я писал эту книгу, не один раз мне казалось в ночной тишине, что его тень стоит за моим креслом и направляет мое перо.

Он похоронен в Канибадаме. Я посетил недавно его могилу; дети играли вокруг холма, поросшего весенней травой и цветами, а он спал вечным сном и не ответил на призывы моего сердца...

И сказал ему я: "Для радости тех, что живут со мною на земле, я напишу книгу, - пусть на ее листы не дуют холодные ветры времени, пусть светлая весна моих стихов никогда не сменяется унылой осенью забвенья!.." И - посмотри! - еще розы в саду не осыпались, и я еще хожу без клюки, а книга "Гюлистан", что значит "Цветник роз", уже написана мною, и ты читаешь ее...

Эту историю передал нам Абу-Омар-Ахмед-ибн-Мухаммед со слов Мухаммеда-ибн-Али-Рифаа, ссылавшегося на Али-ибн-Абд-аль-Азиза, который ссылался на Абу-Убейда-аль-Хасима-ибн-Селяма, говорившего со слов своих наставников, а последний из них опирается на Омара-ибн-аль-Хаттаба и сына его Абд-Аллаха, - да будет доволен аллах ими обоими!

Ибн-Хазм, "Ожерелье голубки"

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Тридцать пятый год своей жизни Ходжа Насреддин встретил в пути.

Больше десяти лет провел он в изгнании, странствуя из города в город, из одной страны в другую, пересекая моря и пустыни, ночуя как придется - на голой земле у скудного пастушеского костра, или в тесном караван-сарае, где в пыльной темноте до утра вздыхают и чешутся верблюды и глухо позвякивают бубенцами, или в чадной, закопченной чайхане, среди лежащих вповалку водоносов, нищих, погонщиков и прочего бедного люда, с наступлением рассвета наполняющего своими пронзительными криками базарные площади и узкие улички городов. Нередко удавалось ему ночевать и на мягких шелковых подушках в гареме какого-нибудь иранского вельможи, который как раз в эту ночь ходил с отрядом стражников по всем чайханам и караван-сараям,разыскивая бродягу и богохульника Ходжу Насреддина, чтобы посадить его на кол... Через решетку окна виднелась узкая полоска неба, бледнели звезды, предутренний ветерок легко и нежно шумел по листве, на подоконнике начинали ворковать и чистить перья веселые горлинки. И Ходжа Насреддин, целуя утомленную красавицу, говорил:

Пора. Прощай, моя несравненная жемчужина, и не забывай меня.

Подожди! - отвечала она, смыкая прекрасные руки на его шее. - Разве ты уходишь совсем? Но почему? Послушай, сегодня вечером, когда стемнеет, я опять пришлю за тобой старуху. - Нет. Я уже давно забыл то время, когда проводил две ночи подряд под одной крышей. Надо ехать, я очень спешу.

Ехать? Разве у тебя есть какие-нибудь неотложные дела в другом городе? Куда ты собираешься ехать?

Не знаю. Но уже светает, уже открылись городские ворота и двинулись в путь первые караваны. Ты слышишь - звенят бубенцы верблюдов! Когда до меня доносится этот звук, то словно джины вселяются в мои ноги, и я не могу усидеть на месте!

Уходи, если так! - сердито говорила красавица, тщетно пытаясь скрыть слезы, блестевшие на ее длинных ресницах. - Но скажи мне хоть свое имя на прощание.

Ты хочешь знать мое имя? Слушай, ты провела ночь с Ходжой Насреддином! Я - Ходжа Насреддин, возмутитель спокойствия и сеятель раздоров, тот самый, о котором ежедневно кричат глашатаи на всех площадях и базарах, обещая большую награду за его голову. Вчера обещали три тысячи туманов, и я подумал даже - не продать ли мне самому свою собственную голову за такую хорошую цену. Ты смеешься, моя звездочка, ну, дай мне скорее в последний раз твои губы. Если бы я мог, то подарил бы тебе изумруд, но у меня нет изумруда, - возьми вот этот простой белый камешек на память!

Он натягивал свой рваный халат, прожженный во многих местах искрами дорожных костров, и удалялся потихоньку. За дверью громко храпел ленивый, глупый евнух в чалме и мягких туфлях с загнутыми кверху носами - нерадивый страж главного во дворце сокровища, доверенного ему. Дальше, врастяжку на коврах и кошмах, храпели стражники, положив головы на свои обнаженные ятаганы. Ходжа Насреддин прокрадывался на цыпочках мимо, и всегда благополучно, словно бы становился на это время невидимым.

И опять звенела, дымилась белая каменистая дорога под бойкими копытами его ишака. Над миром в синем небе сияло солнце; Ходжа Насреддин мог не щурясь смотреть на него. Росистые поля и бесплодные пустыни, где белеют полузанесенные песком верблюжьи кости, зеленые сады и пенистые реки, хмурые горы и зеленые пастбища, слышали песню Ходжи Насреддина. Он уезжал все дальше и дальше, не оглядываясь назад, не жалея об оставленном и не опасаясь того, что ждет впереди.

А в покинутом городе навсегда оставалась жить память о нем.

Вельможи и муллы бледнели от ярости, слыша его имя; водоносы, погонщики, ткачи, медники и седельники, собираясь по вечерам в чайханах, рассказывали друг другу смешные истории о его приключениях, из которых он всегда выходил победителем; томная красавица в гареме часто смотрела на белый камешек и прятала его в перламутровый ларчик, услышав шаги своего господина.

Уф! - говорил толстый вельможа и, пыхтя и сопя, начинал стаскивать свой парчовый халат. - Мы все вконец измучились с этим проклятым бродягой Ходжой Насреддином: он возмутил и взбаламутил все государство! Я получил сегодня письмо от моего старинного друга, уважаемого правителя Хорасанской округи. Подумать только - едва этот бродяга Ходжа Насреддин появился в его городе, как сразу же кузнецы перестали платить налоги, а содержатели харчевен отказались бесплатно кормить стражников. Мало того, этот вор, осквернитель ислама и сын греха, осмелился забраться в гарем хорасанского правителя и обесчестить его любимую жену! Поистине, мир еще не видывал подобного преступника! Жалею, что этот презренный оборванец не попытался проникнуть в мой гарем, а то бы его голова давным-давно торчала на шесте посредине главной площади!

Красавица молчала, затаенно улыбалась, - ей было и смешно и грустно. А дорога все звенела, дымилась под копытами ишака. И звучала песня Ходжи Насреддина. За десять лет он побывал всюду: в Багдаде, Стамбуле и Тегеране, в Бахчисарае, Эчмиадзине и Тбилиси, в Дамаске и Трапезунде, он знал все эти города и еще великое множество других, и везде он оставил по себе память.

Теперь он возвращался в свой родной город, в Бухару-и-Шериф, в Благородную Бухару, где рассчитывал, скрываясь под чужим именем, отдохнуть немного от бесконечных скитаний.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Присоединившись к большому купеческому каравану, Ходжа Насреддин пересек бухарскую границу и на восьмой день пути увидел вдали в пыльной мгле знакомые минареты великого, славного города.

Хрипло закричали измученные жаждой и зноем караванщики, верблюды прибавили шагу: солнце уже садилось, и надо было спешить, чтобы войти в Бухару раньше, чем закроют городские ворота. Ходжа Наперед дин ехал в самом хвосте каравана, окутанный густым тяжелым облаком пыли; это была родная, священная пыль; ему казалось, что она пахнет лучше, чем пыль других, далеких земель. Чихая и откашливаясь, он говорил своему ишаку:

Ну вот мы наконец дома. Клянусь аллахом, нас ожидают здесь удача и счастье.

Караван подошел к городской стене как раз в ту минуту, когда стражники запирали ворота. "Подождите, во имя аллаха!" -закричал караван-баши, показывая издали золотую монету. Но ворота уже сомкнулись, с лязгом упали засовы, и часовые стали на башнях около пушек. Потянуло прохладным ветром, в туманном небе погас розовый отблеск и ясно обозначился тонкий серп молодого месяца, и в сумеречной тишине со всех бесчисленных минаретов понеслись высокие, протяжные и печальные голоса муэдзинов, призывавших мусульман к вечерней молитве.

Купцы и караванщики стали на колени, а Ходжа Насреддин со своим ишаком отошел потихоньку в сторону.

Этим купцам есть за что благодарить аллаха: они сегодня пообедали и теперь собираются ужинать. А мы с тобой, мой верный ишак, не обедали и не будем ужинать; если аллах желает получить нашу благодарность, то пусть пошлет мне миску плова, а тебе - сноп клевера!

Он привязал ишака к придорожному дереву, а сам лег рядом, прямо на землю, положив под голову камень. Глазам его открылись в темно-прозрачном небе сияющие сплетения звезд, и каждое созвездие было знакомо ему: так часто за десять лет он видел над собой открытое небо! И он всегда думал, что эти часы безмолвного мудрого созерцания делают его богаче самых богатых, и хотя богатый ест на золотых блюдах, но зато и ночевать он должен непременно под крышей, и ему не дано в полночь, когда все затихает, почувствовать полет земли сквозь голубой и прохладный звездный туман...

Между тем в караван-сараях и чайханах, примыкавших снаружи к зубчатой городской стене, загорелись костры под большими котлами и жалобно заблеяли бараны, которых потащили на убой. Но опытный Ходжа Насреддин предусмотрительно устроился на ночлег с наветренной стороны, чтобы запах пищи не дразнил и не беспокоил его. Зная бухарские порядки, он решил поберечь последние деньги, чтобы заплатить утром пошлину у городских ворот.

Он долго ворочался, а сон все не шел к нему, и причиной бессонницы был вовсе не голод. Ходжу Насреддина томили и мучили горькие мысли, даже звездное небо не могло сегодня утешить его.

Он любил свою родину, и не было в мире большей любви у этого хитрого весельчака с черной бородкой на меднозагорелом лице и лукавыми искрами в ясных глазах. Чем дальше от Бухары скитался он в заплатанном халате, засаленной тюбетейке и порванных сапогах, тем сильнее он любил Бухару и тосковал по ней. В своем изгнании он все время помнил узкие улички, где арба, проезжая, боронит по обе стороны глиняные заборы; он помнил высокие минареты с узорными изразцовыми шапками, на которых утром и вечером горит огненный блеск зари, древние, священные карагачи с чернеющими на сучьях огромными гнездами аистов; он помнил дымные чайханы над арыками, в тени лепечущих тополей, дым и чад харчевен, пеструю сутолоку базаров; он помнил горы и реки своей родины, ее селения, поля, пастбища и пустыни, и, когда в Багдаде или в Дамаске он встречал соотечественника и узнавал его по узору на тюбетейке и по особому покрою халата, сердце Ходжи Насреддина замирало и дыхание стеснялось.

Вернувшись, он увидел свою родину еще более несчастной, чем в те дни, когда покинул ее. Старого эмира давно похоронили. Новый эмир за восемь лет сумел вконец разорить Бухару. Ходжа Насреддин увидел разрушенные мосты на дорогах, убогие посевы ячменя и пшеницы, сухие арыки, дно которых потрескалось от жары. Поля дичали, зарастали бурьяном и колючкой, сады погибали от жажды, у крестьян не было ни хлеба, ни скота, нищие вереницами сидели вдоль дорог, вымаливая подаяние у таких же нищих, как сами. Новый эмир поставил во всех селениях отряды стражников и приказал жителям бесплатно кормить их, заложил множество новых мечетей и приказал жителям достраивать их, - он был очень набожен, новый эмир, и дважды в год обязательно ездил на поклонение праху святейшего и несравненного шейха Богаэддина, гробница которого высилась близ Бухары. В дополнение к прежним четырем налогам он ввел еще три, установил плату за проезд через каждый мост, повысил торговые и судебные пошлины, начеканил фальшивых денег... Приходили в упадок ремесла, разрушалась торговля: невесело встретила Ходжу Насреддина его любимая родина.

Рано утром со всех минаретов опять запели муэдзины; ворота открылись, и караван, сопровождаемый глухим звоном бубенцов, медленно вошел в город.

За воротами караван остановился: дорогу преградили стражники. Их было великое множество - обутых и босых, одетых и полуголых, еще не успевших разбогатеть на эмирской службе. Они толкались, кричали, спорили, заранее распределяя между собой наживу. Наконец из чайханы вышел сборщик пошлин - тучный и сонный, в шелковом халате с засаленными рукавами, в туфлях на босу ногу, со следами невоздержанности и порока на оплывшем лице. Окинув жадным взглядом купцов, он сказал:

Приветствую вас, купцы, желаю вам удачи в торговых делах. И знайте, что есть повеление эмира избивать палками до смерти каждого, кто утаит хоть самую малость товара!

Купцы, охваченные смущением и страхом, молча поглаживали свои крашеные бороды. Сборщик повернулся к стражникам, которые от нетерпения давно уже приплясывали на месте, и пошевелил толстыми пальцами. Это был знак. Стражники с гиком и воем кинулись к верблюдам. В давке и спешке они перерубали саблями волосяные арканы, звучно вспарывали тюки, выбрасывали на дорогу парчу, шелк, бархат, ящики с перцем, чаем и амброй, кувшины с драгоценным розовым маслом и тибетскими лекарствами.

От ужаса купцы лишились языка. Через две минуты осмотр окончился. Стражники выстроились позади своего начальника. Халаты их топорщились и отдувались. Начался сбор пошлин за товары и за въезд в город. У Ходжи Насреддина товаров не было; с него полагалась пошлина только за въезд.

Откуда ты пришел и зачем? - спросил сборщик. Писец обмакнул в чернильницу гусиное перо и приготовился записать ответ Ходжи Насреддина.


Тридцать пятый год своей жизни Ходжа Насреддин встретил впути. Больше десяти лет провел он в изгнании, странствуя изгорода в город, из одной страны в другую, пересекая моря ипустыни, ночуя как придется -- на голой земле у скудногопастушеского костра, или в тесном караван-сарае, где в пыльнойтемноте до утра вздыхают и чешутся верблюды и глухо позвякиваютбубенцами, или в чадной, закопченной чайхане, среди лежащихвповалку водоносов, нищих, погонщиков и прочего бедного люда, снаступлением рассвета наполняющего своими пронзительнымикриками базарные площади и узкие улички городов. Нередко уда-"валось ему ночевать и на мягких шелковых подушках в гаремекакого-нибудь иранского вельможи, который как раз в эту ночьходил с отрядом стражников по всем чайханам и караван-сараям,-разыскивая бродягу и богохульника Ходжу Насреддина, чтобыпосадить его на кол... Через решетку окна виднелась узкаяполоска неба, бледнели звезды, предутренний ветерок легко инежно шумел по листве, на подоконнике начинали ворковать ичистить перья веселые горлинки. И Ходжа Насреддин, целуяутомленную красавицу, говорил: -- Пора. Прощай, моя несравненная жемчужина, и не забывайменя. -- Подожди! -- отвечала она, смыкая прекрасные руки на егошее.-- Разве ты уходишь совсем? Но почему? Послушай, сегоднявечером, когда стемнеет, я опять пришлю за тобой старуху.-- Нет. Я уже давно забыл то время, когда проводил двеночи подряд под одной крышей. Надо ехать, я очень спешу. -- Ехать? Разве у тебя есть какие-нибудь неотложные дела вдругом городе? Куда ты собираешься ехать? -- Не знаю. Но уже светает, уже открылись городские воротаи двинулись в путь первые караваны. Ты слышишь -- звенятбубенцы верблюдов! Когда до меня доносится этот звук, то словноджины вселяются в мои ноги, и я не могу усидеть на месте! -- Уходи, если так! -- сердито говорила красавица, тщетнопытаясь скрыть слезы, блестевшие на ее длинных ресницах.-- Носкажи мне хоть свое имя на прощание. -- Ты хочешь знать мое имя? Слушай, ты провела ночь сХоджой Насреддином! Я -- Ходжа Насреддин, возмутительспокойствия и сеятель раздоров, тот самый, о котором ежедневнокричат глашатаи на всех площадях и базарах, обещая большуюнаграду за его голову. Вчера обещали три тысячи туманов, и яподумал даже -- не продать ли мне самому свою собственнуюголову за такую хорошую цену. Ты смеешься, моя звездочка, ну,дай мне скорее в последний раз твои губы. Если бы я мог, топодарил бы тебе изумруд, но у меня нет изумруда,-- возьми вотэтот простой белый камешек на память! Он натягивал свой рваный халат, прожженный во многихместах искрами дорожных костров, и удалялся потихоньку. Задверью громко храпел ленивый, глупый евнух в чалме и мягкихтуфлях с загнутыми кверху носами -- нерадивый страж главного водворце сокровища, доверенного ему. Дальше, врастяжку на коврахи кошмах, храпели стражники, положив головы на свои обнаженныеятаганы. Ходжа Насреддин прокрадывался на цыпочках мимо, ивсегда благополучно, словно бы становился на это времяневидимым. И опять звенела, дымилась белая каменистая дорога подбойкими копытами его ишака. Над миром в синем небе сиялосолнце; Ходжа Насреддин мог не щурясь смотреть на него.Росистые поля и бесплодные пустыни, где белеют полузанесенныепеском верблюжьи кости, зеленые сады и пенистые реки, хмурыегоры и зеленые пастбища, слышали песню Ходжи Насреддина. Онуезжал все дальше и дальше, не оглядываясь назад, не жалея обоставленном и не опасаясь того, что ждет впереди. Ю А в покинутом городе навсегда оставалась жить память онем. Вельможи и муллы бледнели от ярости, слыша его имя;водоносы, погонщики, ткачи, медники и седельники, собираясь повечерам в чайханах, рассказывали друг другу смешные истории оего приключениях, из которых он всегда выходил победителем;томная красавица в гареме часто смотрела на белый камешек ипрятала его в перламутровый ларчик, услышав шаги своегогосподина. -- Уф! -- говорил толстый вельможа и, пыхтя и сопя,начинал стаскивать свой парчовый халат.-- Мы все вконецизмучились с этим проклятым бродягой Ходжой Насреддином: онвозмутил и взбаламутил все государство! Я получил сегодняписьмо от моего старинного друга, уважаемого правителяХорасанской округи. Подумать только -- едва этот бродяга ХоджаНасреддин появился в его городе, как сразу же кузнецы пересталиплатить налоги, а содержатели харчевен отказались бесплатнокормить стражников. Мало того, этот вор, осквернитель ислама исын греха, осмелился забраться в гарем хорасанского правителя иобесчестить его любимую жену! Поистине, мир еще не видывалподобного преступника! Жалею, что этот презренный оборванец непопытался проникнуть в мой гарем, а то бы его головадавным-давно торчала на шесте посредине главной площади! Красавица молчала, затаенно улыбалась,-- ей было и смешнои грустно. А дорога все звенела, дымилась под копытами ишака. Извучала песня Ходжи Насреддина. За десять лет он побывал всюду:в Багдаде, Стамбуле и Тегеране, в Бахчисарае, Эчмиадзине иТбилиси, в Дамаске и Трапезунде, он знал все эти города и ещевеликое множество других, и везде он оставил по себе память. Теперь он возвращался в свой родной город, вБухару-и-Шериф, в Благородную Бухару, где рассчитывал,скрываясь под чужим именем, отдохнуть немного от бесконечныхскитаний.

Проезжая по дороге на Анкару, возле города Сиврихисар вдруг видите памятник, знакомого по восточным детским сказкам – мудреца, балагура, уважаемого Ходжу Насреддина. Он стоит на земном шаре в огромной чалме, верхом на персональном транспорте ослике и вонзает длинную палку в землю. Внизу надпись «Дюньянын меркези бурасыдыр», что означает «Центр мира здесь». Таким нехитрым способом определил эту точку мудрый старик, сказав: «Если не верите, можете убедиться в моей правоте, измерив площадь во все стороны». Сиврихисар, город в окружении острых вершин скал, переводится как «крепость с заостренными стенами» сам по себе интересен.

Узкие улочки города приведут вас к старой крепости, вы увидите Мавзолей Алемшаха, много мечетей разных веков. Но здесь вы не найдете дом Ходжи Насреддина. Он в пятнадцати километрах, в деревне Хорту. Сама деревушка типичное восточное поселение с глухими глинобитными стенами домов. Правда, они расписаны картинами, иллюстрирующими анекдоты из жизни знаменитого шутника Ходжи Насреддина. На площади небольшой памятник с надписью: «Здесь в 1208 году родился Ходжа Насреддин и жил до 60 лет». Домик, сложенный из неотесанных камней обветшал, но еще держится. В нем, как ни странно, два этажа. Наверху веранда. Так интересно представить, что именно в нем произошел случай в духе Насреддина. Однажды ночью в дом забрались воры. Жена будит Насреддина, а тот говорит: «Помолчи, вдруг хоть они что-нибудь у нас найдут». Раз в год в начале июня в Сиврихисар проходит праздник, посвященный великому хитрецу, на котором показывают веселые представления. В Турции Ходжу Насреддина чтят. Он любимец турок. Но своим земляком его считают многие народы Средней Азии и Ближнего Востока. А может он был «юмористом Востока» успевшем объехать многие страны и бывшим везде своим.

  • Рубрики

    • (98)
    • (116)
  • Новости

      Одно дело видеть животных в зоопарке, окруженных клеткой, совсем другое – наблюдать за ними в естественных условиях. Это непередаваемые ощущения! Такая возможность появилась теперь на юго-востоке Турции, в Газиантепе. Там открылся сафари-парк, где туристы путешествуют по территории диких животных на специальных транспортных средствах с открытым верхом, окрашенных в природные цвета.

      Невозможно себе представить, что из такого сыпучего материала, как песок, можно создать бесподобные скульптуры со множеством мелких деталей. И, тем не менее, это так. Песчаной скульптурой увлекаются во многих странах. Но в Турции, начиная с 2007 года, проводят Международный фестиваль скульптур из песка. Это интересное событие проходит в одном из туристических центров – Анталии в летнее время или поздней весной. ...

    Ходжа Насреддин — фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни в конкретных местах (напр. в г. Акшехир, Турция).

    На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.

    На территории мусульманской Средней Азии и Ближнего Востока, в арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Закавказья и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй.

    Литературный персонаж Насреддина эклектичен и совмещает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно.

    Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл.

    Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой, тем не менее, неизменно находит неординарный выход из положения.

    Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин-эфенди виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи — притворное невежество и логика абсурда.

    Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи.

    Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», состоящая из двух романов: «Возмутитель спокойствия» и «Зачарованный принц». Эта книга переведена на десятки языков мира.

    Аналогичные персонажи у других народов: Хитрый Пётр у южных славян, Джоха у арабов, Пулу-Пуги у армян, Алдар Косе у казахов (наряду с самим Насреддином), Омирбек у каракалпаков, также встречается в эпосе казахов (особенно южных) ввиду родства языков и культур, Ахмет-акай у крымских татар, Мушфике у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин у уйгуров, Кемине у туркмен, Тиль Уленшпигель у фламандцев и немцев, Хершеле из Острополя у евреев-ашкеназов.

    Как триста лет назад, так и в наши, дни анекдоты о Насреддине пользуются очень большой популярностью среди детей и взрослых во многих азиатских странах.

    Несколько исследователей датируют появление анекдотов о Ходже Насреддине 13 веком. Если принять, что этот персонаж существовал в действительности, то жил он в том же 13 веке.

    Крупный российский тюрколог академик В. А. Гордлевский полагал, что образ Насреддина вышел из анекдотов, созданных у арабов вокруг имени Джухи и перешёл к сельджукам, а позднее к туркам как его продление.

    Другие исследователи склоняются к тому, что оба образа имеют лишь типологическое сходство, объясняемое тем, что почти у каждого народа в фольклоре имеется популярный герой-острослов, наделяемый самыми противоречивыми свойствами.

    Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» (Saltukname), книге датируемой 1480 годом и чуть позднее в 16 веке писателем и поэтом «Джами Рума» Ламии (ум. 1531 г.).

    Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине («Насреддин и его жена» П. Миллина, «Чётки из черешневых косточек» Гафура Гуляма и др.).

    В России анекдоты о Ходже впервые появились в 18 веке, когда Дмитрий Кантемир, молдавский господарь, бежавший к Петру I, издал свою «Историю Турции» с тремя «историческими» анекдотами о Насреддине.

    В русской традиции самое распространённое имя — Ходжа Насреддин. Другие варианты: Насреддин-эфенди, молла Насреддин, Афанди (Эфенди, Эпенди), Анастратин, Несарт, Насыр, Наср ад-дин.

    В восточных языках существует несколько различных вариантов имени Насреддина, все они сводятся к трём главным:
    * Ходжа Насреддин (с вариациями написания имени «Насреддин»),
    * Мулла (Молла) Насреддин,
    * Афанди (эфенди) (Средняя Азия, в особенности у уйгуров и в Узбекистане).

    Персидское слово «ходжа» (перс. waga «хозяин») существует почти во всех тюркских и арабском языках. В начале, оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии, представителей сословия «белой кости» (тюрк. «ак суюк»). Со временем «ходжа» стало почётным титулом, в особенности так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мактебе, а также благородных мужей, купцов или евнухов в правящих семействах.

    Арабское мусульманское личное имя Насреддин переводится как «Победа Веры».

    Мулла (молла) (араб. аль-муллаа, тур. molla) имеет несколько значений. У шиитов мулла — лидер религиозной общины, теолог, специалист в толковании вопросов веры и права (у суннитов эти функции выполняет улема).

    В остальном исламском мире в более общем значении, как уважительный титул, может иметь значения: «учитель», «помощник», «владелец», «защитник».

    Эфенди (афанди, эпенди) (араб. Afandi; перс. от древнегреч. aphthentes «тот, кто может (в суде) защищать себя сам») — почётный титул благородных особ, вежливое обращение, со значениями «хозяин», «уважаемый», «господин». Обычно следовало за именем и давалось преимущественно представителям учёных профессий.

    Наиболее разработанным и, по оценкам некоторых исследователей, классическим и оригинальным является образ Ходжи Насреддина, существующий и поныне в Турции.

    По найденным документам в то время там действительно жил некий Насреддин. Его отцом был имам Абдулла. Насреддин получил образование в городе Конья, работал в Кастамону и умер в 1284 году в Акшехире, где по сей день сохранилась его могила и мавзолей (Hoca Nasreddin turbesi).

    На надгробии имеется скорее всего ошибочная дата: 386 год Хиджры (т. е. 993 г. н. э.). Возможно неверна она потому что сельджуки появились здесь только во второй половине 11 века. Высказываются предположения, что у великого шутника и могила «непростая», а следовательно дату нужно читать задом наперёд.

    Другие исследователи оспаривают эти даты. К. С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина к 8-11 вв. Существует также ряд других гипотез.

    — Памятники
    * Узбекистан, г. Бухара, ул. Н. Хусаинова, дом 7 (в составе архитектурного ансамбля Ляби-Хауз)
    * Россия, г. Москва, ул. Ярцевская, дом 25а (рядом с м. Молодежная) — открыт 1 апреля 2006 г., скульптор Андрей Орлов.
    * Турция, обл. Сиврихисар, с. Хорту



    Весь день небо было затянуто серой пеленой. Стало прохладно и безлюдно. Унылые безлесные степные плоскогорья с выгоревшей травой нагоняли тоску. Клонило ко сну...

    Вдали показался пост ТРФ — турецкого эквивалента нашей ГАИ. Инстинктивно приготовился к худшему, ибо по прошлому водительскому опыту знаю: встречи с подобными службами особых радостей не приносят.

    С турецкими «хозяевами дорог» мне еще не приходилось сталкиваться. Такие ли они, как и наши? На всякий случай, чтобы не дать времени дорожным блюстителям порядка придумать предлог, дабы придраться к нам, остановились сами и «атаковали» их вопросами, памятуя, что лучшая защита — это нападение.

    Но, как убедились, здесь совсем иной «климат», и здешние «гаишники», в которых водители привыкли видеть своих извечных противников, совсем не собирались останавливать нас и вовсе не были противниками автомобилистов. Даже наоборот.

    Полицейские любезно ответили на наши вопросы, надавали кучу советов и вообще проявили живейший интерес к нам и особенно к нашей стране. Уже несколько минут беседы убедили меня: это простые, бескорыстные и добрые парни, добросовестно выполняющие свой служебный долг, что в то же время не мешает им быть отзывчивыми, веселыми и улыбчивыми. Гостеприимные полицейские пригласили нас в свой пост выпить по стаканчику чая и продолжить разговор там...

    После этой мимолетной встречи мне показалось, что и небо вроде просветлело, и теплее стало, и природа улыбнулась... И словно промелькнула тень того веселого человека, который, как считают турки, когда-то здесь жил.

    Мы приближались к городу Сиврихисар. Окрестности очень живописные — скалистые горы, ощетинившиеся к небу острыми зубьями. Издали я было принял их за древние крепостные стены. По-видимому, город и назван «Сиврихисар», что в переводе означает «крепость с заостренными стенами». У въезда в город, слева от шоссе, неожиданно увидели памятник — на осле восседает старик в широкополой шляпе, вонзивший длинную палку в земной шар, на котором написано: «Дюньянын меркези бурасыдыр» («Центр мира здесь»).

    Я ждал этой встречи и поэтому сразу догадался: это легендарный Насреддин-ходжа...

    Вспомнился анекдот. Насреддину был задан коварный вопрос, на который, казалось, невозможно было ответить: «Где находится центр поверхности Земли?» — «Здесь,— ответил Ходжа, воткнув свою палку в землю.— Если не верите, можете убедиться в моей правоте, измерив расстояния во все стороны...»

    Но почему этот памятник установлен именно здесь? Сворачиваем в город и в отеле, который так и называется «Насреддин-ходжа», узнаем, что, оказывается, одна из соседних деревень является — ни больше, ни меньше — родиной любимца турок.

    Это еще больше разожгло наше любопытство. Сразу же едем в указанную деревню. Сегодня она тоже называется — Насреддин-ходжа. А в то время, когда там родился Насреддин, ее имя было Хорту.

    В трех километрах от трассы, ведущей в Анкару, придорожный указатель заставил нас свернуть круто на юго-запад.

    Вдоль главной улицы деревушки — побеленные глухие торцовые стены глинобитных домиков, расписанные цветными картинами-иллюстрациями к анекдотам о Насреддине. На центральной площади, которую, как и главную улицу в этой маленькой деревушке, можно так именовать лишь условно, установлен небольшой памятник. На постаменте надпись, свидетельствующая, что здесь в 1208 году родился Насреддин и жил до 60 лет. Умер в 1284 году в Акшехире...

    Староста указал нам узкую кривую улочку, где одной машине не проехать,— именно там был домик Насреддина. Хибарки тесно ютятся, прижавшись друг к другу. Вросшие в землю стены без окон, словно придавленные непосильным грузом времени слепые старцы, напудрились побелкой, которая, вопреки их чаяниям, не скрыла возраста, а, напротив, еще более проявила морщины. Такие же жалкие и вызывающие сострадание кривые двери, ворота покосились и сморщились от старости и болезней... Некоторые дома были в два этажа; вторые этажи костлявыми лоджиями нависли над кривыми крутоулочками.

    Жилище Насреддина отличается от других тем, что домик построен не сразу за воротами, у «красной линии», а в глубине малюсенького дворика «пятачка», у задней границы участка. Стиснутый с обеих сторон соседями обветшавший домишко, сложенный из неотесанных камней, тем не менее вмещал несколько комнатушек и открытую веранду на втором этаже. В нижнем этаже — хозяйственные помещения и для традиционного личного транспорта Востока — неизменного осла. В пустом дворике без единого деревца сохранилась лишь допотопная ось от тележки с деревянными сплошными кривыми колесами.

    В доме давно уже никто не живет, и он пришел в полное запустение. Однако, говорят, в знак благодарной памяти славному Насреддину в его родной деревне построят новый, достойный его добротный дом на главной площади. А то селянам стыдно, что у их прославленного земляка такая развалюха... И, верно, повесят на том доме мемориальную доску с надписью: «Здесь родился и жил Насреддин-ходжа».

    Такой запущенный вид его дома нас немало удивил: популярность Насреддина-ходжи достигла поистине мировых масштабов. С ростом его популярности росло и число претендентов, считавших Насреддина своим земляком. «Своим» его считают не только турки, но и многие их соседи на Ближнем Востоке, Кавказе, в Средней Азии...

    Могила Насреддина находится в городе Акшехире, километрах в двухстах южнее родной деревни. Любопытно, что дата смерти на могильной плите лукавого весельчака и шутника, как считают, умышленно указана также в шутливом духе, в его манере — задом наперед (так Насреддин-ходжа зачастую ездил на своем осле) — то есть 386, вместо 683, что соответствует 1008 году по нашему летосчислению. Но... получается тогда, что умер он раньше, чем родился! Правда, такого рода «неувязки» не смущают поклонников любимого героя.
    Я поинтересовался у жителей Насреддина-ходжи, не осталось ли здесь случайно кого-либо из потомков Великого шутника. Оказалось, потомки есть. Не прошло и пяти минут, как соседи, не колеблясь, представили нам прямых потомков Насреддина, которых мы и запечатлели на фоне исторического жилища...