Тема недели: Русская народная игрушка. Русская народная игрушка из дерева

Тема недели: Русская народная игрушка. Русская народная игрушка из дерева

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.

По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Про советские игрушки мы рассказывали не раз, да и многие наши читатели сами в них играли. Сегодня предлагаю посмотреть на те игрушки, которых вы скорее всего даже не видели. Ведь им всем более 100 лет и в них могли играть наши бабушки-прабабушки и дедушки-прадедушки. Правда при условии конечно, что они были детьми зажиточных родителей, так как подборка будет рассказывать про игрушки из-за океана.

1. Teddy bears или мишки Тэдди

Сейчас они плотно влились в современную жизнь. Практически у каждого американского ребенка есть хотя бы один мишка из этой коллекции.

Происхождение имени не прозаично - говорят, Тедди Рузвельт как-то на охоте пощадил медведя, загнанного собаками и привязанного к дереву, что повлекло за собой множество карикатур. Ну а после этой истории Моррис Мичтом, владелец магазина игрушек, сделал чучело медведя, а уже потом, заручившись разрешением президента об использовании его имени для мягкой игрушки, начал продавать мишек повсеместно. Мичтом не оформил патент на игрушку, поэтому их стали продавать еще соседние фабрики, итого появилось огромное количество совершенно разных мишек Тедди.

Вот пара карикатур на Рузвельта:



(1902)

...ииии Тедди мишки:

Девочка с медвежонком Тедди (1900г.):

Крепкая семья =)

Две девочки играют с мишками (1909г.)

Мишка (1900-е)

Набивка медведя на фабрике(ранние 1900-е):

Ну, я думаю, о плюшевых мишках хватит, потому что об их истории и о том, как они менялись сквозь годы, можно писать бесконечно.

2. Конструктор (Erector set)

Одна из самых популярных игрушек всех времен, тоже с успехом дожившая до нас, мечта любого мальчика.

Первый конструктор был создан в 1901 году Фрэнком Хорнби, английским изобретателем, инженером и политиком, не имеющим инженерного образования. Это изобретение сделало его миллионером.
Это был металлический конструктор, состоящий из гаек, болтов, перекрытий, колесиков и других деталей. В набор также входили отвертка и гаечный ключ. Не существовало каких-либо определенных схем - каждый мог проявить фантазию и сделать все, что заблагорассудится. Можно было создать целый город с мостами, автомобилями, самолетами и даже летающими тарелками.

Выглядело все это так:

А первые цветные детали появились лишь в 1926 году.

3. Лаонел поезда

Трудно себе представить, что поезда фирмы Лайонел начали существовать примерно с 1901 года. Конечно, первый поезд был использован привлечения клиентов через знаменитые витрины Нью-Йорка, но это было незадолго до того, как они появились в домах у покупателей.

Электрический Express, первая модель поезда Джошуа Лайонел Кауэн, был создан в 1901 году путем установки небольшого двигателя под модель железнодорожной платформы. Двигатель был оснащен батареей и электрический экспресс побежал тридцатисантиметровой трассе. К 1953 году Лионель корпорация стала крупнейшим производителем игрушек в мире.

4. Raggedy Ann ("Тряпичная Энн")

В 1914 году газетный карикатурист Джонни Грюэлл сделал для своей дочери Марселлы куклу и назвал ее "тряпичной Энн" в честь двух стихотворений Джеймса Ралли - "Тряпичный человек" и "Маленькая сирота Энн". Через два года у маленькой Энн появился брат - Рэггеди Энди в матросском костюмчике и шляпе. В 1918 году Джонни Грюэлл, будучи, к тому же, еще и писателем, начал придумывать и издавать детские сказки с этими персонажами. В сказке кукла оживала и со своими друзьями помогала девочке.
Постепенно популярность двух реггеди куколок начала нарастать, и многие родители шили их для своих детей. В промышленных масштабах этих кукол начали выпускать лишь в 1935 году. Но у всех куколок Рэггеди есть одна особенность - маленькое сердечко, вышитое на груди, с надписью "я тебя люблю". В 13 лет Марселла умерла из-за неправильной вакцинации от оспы. Родители Марселлы организовали движение против принудительной вакцинации, и в память о маленькой дочке сделали Рэггеди Энн символом этого движения.

Рэггеди Энн ручной работы(около 1930го)

Девочка с куклой:

Современная Рэггеди Энн:

В 50-е появились предметы с логотипом Рэггеди Энн типа посуды и чайных сервизов, а люди начали активно коллекционировать многочисленных кукол и всего, что с ними связано.
Удивительно, как обыкновенная тряпичная кукла стала символом надежды для всей страны. Например, во вторую мировую войну семьи посылали военным этих кукол в качестве талисмана.

Вот так простая кукла стала важной частью американской культуры.

5. TinkerToys

Тоже конструктор, но для самых юных. Состоит из многочисленных деталей, из которых можно сделать все, что угодно:

TinkerToys(1900)

Более поздняя версия:

Cовременный TinkerToys:

А вот то, что из него можно сделать. Признаться, моему удивлению нет предела, первый раз слышу про эту игрушку. Спросила у С. - у него маленький братик, он тоже ничего о ней не знает. Короче, вот:


6. Tiddlywinks

Игра, в которую я сама играла в своем детстве, но до сегодняшнего вечера не знала, как она называется:

Сегодня:

Задача игрока - бросить свою фишку как можно ближе к мишени. Изначально существовал стакан, но сейчас существуют разные правила игры.

Вот примерно так выглядела игра в 1900-х:

Тот самый стакан(по-английски - "a pot")

Эта же игра в 1930-х:

7. Lincoln Logs

Еще один конструктор. Удивительно, как они были популярны тогда =). Деталями этого конструктора являлись зубчатые декоративные бревна для построения небольших крепостей и зданий.
Игрушка была изобретена в 1916 году Джоном Ллойдом Райтом, вторым сыном архитектора Фрэнка Ллойда Райта.
Сами бревна имеют ширину приблизительно два сантиметра в диаметре. По аналогии с реальными бревнами, используемыми в бревенчатых зданиях, бревна Линкольн зазубрены так, что они могут быть установлены под прямым углом друг к другу, чтобы сформировать прямоугольники, напоминающие здания. Дополнительные части игрушек набора включают крыши, трубы, окна и двери, которые придают реалистичность законченному зданию. Позже в наборы были добавлены фигуры животных и человеческих фигур. Наборы игрушек были первоначально сделаны из красного дерева, с крышами разных цветов. В 1970-х, компания представила наборы, сделанные полностью из пластика, но безуспешно, и нони продолжили выпускать комплекты из древесины. Со временем наборы становились все более и более сложными.

Джон Ллойд Райт как-то признался, что назвал свой конструктор в честь Авраама Линкольна, родившегося в бревенчатой хижине в связи с нарастающим патриотизмом во время первой мировой войны.

Lincoln Logs и Джон Ллойд Райт были введены в "Национальный зал славы игрушек" в 1999 году.

Домики тех лет не нашла, поэтому только современные:

Здесь лучше видно структуру:

8. Мелки

Crayola Crayons выпустили свои первые 8 мелков в 1903г и не пожалели. Создатели Эдвин Бинни и Гарольд Смит не могли и представить себе, что вскоре их продукт станет необходимым в каждом классе страны.

9. Radio Flyer Wagon (красная металлическая тележка)

Антон Пазин, итальянский эммигрант, решил назвать свою игрушку так, чтобы поймать дух эпохи. В 1917г радио было новейшим изобретение и все вокруг говорили о нем. Она быстро стала одной из любимейших игрушек того времени и остается популярной до сих пор в американских семьях.

20-е:

50-е:

10. Оловянные игрушки
Несмотря на то, что их многие годы делала Германия, на рубеже веков это начала делать и Америка, что позволило распространиться этим игрушкам по всей стране. Они были сделаны из металла и покрашены. В это время были также популярны механические игрушки. А впрочем, смотрите сами:

Музыкальная шкатулка с куколками из бисквитного фарфора:

Карабкающаяся обезьянка Том(мех., ранние 1900-е):

Умная мартышка/ таблица умножения(ранние 1900-е):

Мычащая корова(1900):

Танцующие балерины(Германия, 1900):

Танцор(ранние 1900-е):

Механическая утка на колесиках(Германия,1900):

Обезьянка-акробатка:

Играет на бильярде:

Лошадко:

Малыш за столом:



Папай:

Джек из коробки:

Замечательная композиция:

Механический афроамериканец. Тоже заводился, как я поняла, просил: "give me a penny".

Мальчик на лошади:

Маленькая швейная машинка:

Прыгающая девочка:

Копилки:














26.05.2008 10:44

Otclick-adv_GiportRu 240x400

История игрушек в России

На первых ступенях развития все народы земного шара давали детям то, что забавляет их самих - изображения птиц, животных или существ в которые они верят.

Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры, отражающее национальные традиции и географические особенности. Детские игрушки - это жизнь в миниатюре, можно сказать фундамент на котором формируется мироощущение ребенка, по этому, именно от них во многом зависит формирование личности.
Люди с древних веков понимали это и давали своим детям именно то, что было близко им самим: мечи, фигурки животных, нарядных кукол и т.д.

Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла, кожи и железа и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие химические материалы.

Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. Мало того, игрушки несли в себе не только воспитательный элемент, но порой и обожествлялись, участвуя во многочисленных обрядах или выступая оберегами. Но подробнее об этом мы расскажем чуть позже. История русских игрушек интересна с первых страниц.

Конечно же, далекое прошлое связано с бесконечными войнами. Мальчики с ранних лет представляли себя сидящими на коне, а в их руке вместо палки должен был сиять меч.

Подобные игрушки много веков не выходили из моды. Первые экспонаты музеев игрушек датированы 12-13 веками, хотя можно с уверенностью сказать, что подобные игрушки были и раньше.

Девочки же в основном играли фигурками изображающими людей и животных, отражающих быт сословия к которому относилась семья. Подобная традиция сохранилась до сих пор, только выглядеть они стали иначе.

Как уже упоминалось ранее, куклы в давние времена далеко не всегда были лишь забавой, порой им отводилась весьма значительная роль. Например, по верованию наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил, но сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках людям виделось присутствие злых сил, терзающих роженицу и младенца.

Мужчине, в этом процессе отводилась активная роль, он всегда присутствовал при рождении и должен был обеспечить защиту от нечистой силы, совершая различные обряды. Эти обряды назывались «кувада». В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами, на которое мужчина садился, делая вид, что высиживает их. При этом отец должен был так же неистово кричать, подражая роженице, чем выманивал злых духов в предбанник.

Чтобы обманутые духи не вернулись, мужчине подкладывались специальные обрядовые куклы - Кувады, которых пеленали и держали как младенца. Считалось, что именно в них вселяются злые духи, спутав их с настоящим ребенком, и по этому Кувад после родов сжигали во время специального обряда очищения.

К концу 19 века люди забыли истоки древнего обряда, а куклы остались и приобрели новую мистическую направленность. Теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от козней злых духов. После эти куклы служили оберегами для детей и дома, пока родители уходили работать. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, что помогало развитию зрения младенца.

Если вы заметили, игрушки до сих пор развешивают вокруг колыбели, только уже не приписывая им мистических свойств.

Большое распространение в те времена получили так же куклы Столбушки. Получили они такое название из-за того, что их основой являлся березовый столбик, одетый в платьице. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, по этому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок на молодежных гуляниях.

По свидетельству этнографов начала 20 века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек.

В давнее время игрушки практически не менялись, но к концу 19, началу 20 века в этой сфере произошел невиданный скачек, связанный в первую очередь с тем, что игрушки стали товаром, нашедшим своего покупателя.

С каждым десятилетием игрушки начали становится все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности.

Опять таки во многом особенности игрушек завесили от того, для какого сословия они были изготовлены. Одновременно с такими вот незамысловатыми коньками, существовали уже и фарфоровые куклы в дорогих нарядах идентичных настоящим, в руках у которых могли быть столь же настоящие веера или зонтики.

В двадцатом же веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. И уж тут можно полноправно говорить о моде на игрушки.

Пятидесятые


В моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.

Шестидесятые


В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы - это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин.

Семидесятые-восьмидесятые


Игрушечная промышленность этого времени достигла своего расцвета. Плюш заменил искусственный мех, а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает место ярким цветам.
Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов, это и Вини Пух, и Котенок Гав, и Буренка из Масленкина, ну и конечно же любимые всеми Дядя Гена и Чебурашка.

Девяностые


Это десятилетние можно смело называть временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась уже чаще чем раз в год. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а так же прыгуны, лизуны, радуги и прочие странные забавы в компании с киндер сюрпризами и вечно умирающим Тамагочи.

И все таки все эти игрушки несомненно были сделаны для чего-то и почему-то: чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. Детство много веков проходило в движении и погружении в собственную фантазию. Будь то это тряпичная кукла или модница Барби с ярко розовым кухонным гарнитуром - суть игры не менялась. Ребенок создавал свой мир, свои истории, учился дружить, любить, ссориться и мириться, а главное все это было неразрывно с настоящими бытовыми тонкостями. Куклы ели, спали, ходили в школу и на работу и ребенок был готов к тому что когда-то игра в дочки матери станет реальностью, мало того, он этого хотел и своим желанием гордился.

А во что сейчас играют дети?

Материал создан на базе информации и фотографий с ресурсов:
www.rustoys.ru , bibliotekar.ru , www.talantik.ru и.др.

Важная роль в процессе воспитания дворянских детей отводилась игрушкам. Их тщательно подбирали согласно возрасту ребенка. Игрушки, начиная с самой первой погремушки, выбирались не ради утех и забав, но и ввиду воспитательных целей. Не удивительно, что в дворянских семьях, а в особенности в семьях высшей аристократии и монархов старые игрушки не выбрасывали, а бережно хранили и передавали по наследству. В результате дети впитывали чувство преемственности, ответственности, нерушимость традиций и порядков и неразрывность связи со своими доблестными предками еще с пеленок.

Погремушки

Начиная с XVI века погремушки для детей знатных семейств изготавливали из серебра и золота, украшали драгоценными камнями, резьбой, чеканкой и гравировкой. Сама погремушка была многофункциональной и сочеталa в себе свистульку и палочку для чесания дёсен. Ручки для дёсен делали из кораллов или перламутра.

Драгоценные погремушки передавали по наследству. Oни были скорее символом рода, нежели игрушкой. Это было характерно и для царской семьи. Так, Николай II был запечатлен на портрете с погремушкой, с которой «играл» сам Александр I. Погремушка передавалась каждому новорожденному наследнику престола династии Романовых.

Погремушка-свисток. Золото, коралл. Лондон, John Ray & James Montague, 1811-1812 гг. Музей Виктории и Альберта, Лондон Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. 1778 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург Цесаревич Николай Александрович с погремушкой. Литография. 1869 г.

Лошадки

Очень популярны были деревянные лошадки-качалки. С помощью такой игрушки детей приучали держатся в седле с самого раннего возраста. Лошадь-качалку изготавливали в основном из дерева, которое или расписывали или обивали ворсистой тканью или кожей. Глаза делали из стекла, а хвост и гриву изготавливали из настоящего конского волоса. Все снаряжение детской лошадки полностью копировало амуницию настоящей лошади.

Лошадка-качалка — наши дни. Продукция компании Сlassic Rocking Horses, Великобритания Принцессы Елизавета и Маргарет на лошадке. 1932 г. Роберт Пекхэм. Лошадка-качалка 1840 г. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Лошадка-качалка. Дерево, кожа, металл. Великобритания, 1800-1850 гг. Музей детства «Виктория и Альберт», Лондон

Солдатики

Очень популярной игрушкой для мальчиков были деревянные и оловянные солдатики. Форма солдатиков копировала форму настоящий армии, и играя с ними ребенок учился отличать форму разных родов войск и разбираться в военных чинах.

Во все времена у мальчишек любимыми игрушками было игрушечное оружие: мечи, сабли, ружья, копья, лук и стрелы и т.д. Они были уменьшенной копией настоящего оружия и изготавливались в соответствии с возрастом ребенка, то есть для самых маленьких клинки сабель, шпаг, рапир делали из дерева, а для детей постарше – уже из металла.

Куклы

Девочки играли с куклами. В богатых семьях на праздники дарили дорогих фарфоровых кукол знаменитых французских и немецких фабрик. Тогда были популярны два типа кукол: кукла-дама, за которой закрепилось название «Модная парижанка» и кукла-ребенок, которую называли на французский манер «Бебе».

Наряды фарфоровых модниц повторяли туалеты взрослых дам. В сундучках хранились веера, перчатки, лорнеты, ювелирные украшения, белье, туалеты для прогулок, пикников, театров, балов, визитов и т.д. Такие фарфоровые куклы считались предметом роскоши, и их вынимали из сундучков по особым случаям. Как правило, девочки играли в такие куклы под наблюдением взрослых, которые во время игр обучали ребенка, правильно подбирать наряды и аксессуары.

Играя с куклой-ребенком, девочки приобретали навыки ухода за ребенком. К таким куклам полагалась коляска, средства по уходу за младенцем, различная одежда и игрушки, а так же выпускались журналы с выйкройками нарядов для кукол Бебе, рассчитанные на то, что маленькая хозяйка сама сможет сшить наряды для своей любимицы.

«Мы с Дмитрием (младший брат Марии) часами рассматривали игрушки наших юных кузин; они не могли наскучить — такими были прекрасными. Особенно восхитительным мне казался подарок президента Франции (Феликса Фора), который он преподнес Ольге (царская семья посетила Францию в 1896 году, тогда их дочери Ольге исполнился всего год), когда она с родителями впервые поехала в эту страну. В футляре из мягкой кожи находилась кукла с полным приданым: платьями, бельем, шляпками, туфлями, полным набором для туалетного столика — все было сделано удивительно искусно, как настоящее.» – Из воспоминаний великой княжны Марии Романовой. «Воспоминания великой княжны. Страницы жизни кузины Николая II. 1890 – 1918».

Кукольный домик

Одним из самых желанных подарков для девочек был кукольный домик. Первоначально миниатюрные домики были увлечением богатых взрослых людей, но вскоре менее затратные комплектации кукольных домиков стали изготавливать и для детей. Такие домики были уникальны и строились по индивидуальному заказу, а их убранство повторяло детали быта семьи. Размер домика, разумеется, был прямо пропорционален статусу семьи, например, для императорских дочерей был изготовлен целый дворец. В домиках был свой штат прислуги в виде фарфоровых или деревянных кукол, куклы, олицетворявшие семью, мебельные наборы, технические новшества на момент заказа, посуда (оловянная, медная, фарфоровая, столовое серебро) и многое другое. Именно с помощью кукольных домиков девочки постигали основы ведения домашнего хозяйства.

Кукольный домик Викторианской эпохи
Кукольный домик изготовленный для семьи Дрю (Drew). Ок. 1860 г. Музей детства «Виктория и Альберт», Лондон Кукольный домик изготовленный для семьи Дрю (Drew). Ок. 1860 г. Музей детства «Виктория и Альберт», Лондон
Кукольный домик американской актрисы Колин Мур, музей Чикаго
Кукольный домик Сары Рот
Кукольный домик 16 века
Кукольный домик королевы Марии

Сервизы

Приглашения на чай или кофе было обязательным в ритме светской жизни того времени. Потому неудивительно, что в детских всегда были целые сервизы из тончайшего фарфора с необходимыми столовыми приборами. Устраивая кукольные чаепития, юные леди познавали этикет, оттачивали свои манеры и учились быть гостеприимными хозяйками. Помимо кукольных чайных и кофейных сервизов изготавливались и столовые сервизы.

Всюду, где живут люди, дети играют... Скачут верхом на палочках «всадники», летят с протянутыми в стороны ручонками «самолеты», прыгают, прижав к голове два пальчика, трусливые «зайцы». Куда более смелые перевоплощения, чем на театральной сцене, наполняют мир детства. Но ребенок не может творить сам. Ему обязательно нужно что-то, что помогало бы ему в его замыслах. И это «что-то» — игрушка.

В науке есть несколько точек зрения на происхождение игры и игрушки. Одни считают, что труд прямо породил игру, другие полагают, что в жизни первобытного человека сам труд нес в себе элементы игры, третьи, отвлекаясь от истории зарождения игры, видят в игрушке начало искусства. Этнографы придерживаются теории, согласно которой игрушки вначале имели культовое значение и только позднее превратились в предмет детской забавы. Существует и более гибкая теория, которая предполагает, что в условиях первобытного существования предметы могли быть многозначными. «Как квалифицировать их — как предметы искусства, или украшения, или культа, или магии, или как игрушки? — этот порой неразрешимый вопрос в реальной действительности мог иметь совершенно иное решение: как то, и другое, и третье», — пишет педагог профессор Е. А. Аркин.

Первообразы игрушек были и есть еще у животных. Наблюдения ученых и путешественников говорят, что животные не только играют, но и используют в игре различные предметы. Так, обезьяны копают палкой землю, бросают пригоршнями песок, раскрашивают глину, прыгают с палкой как на ходулях, украшают себя лоскутами материи и ветками. Но игры эти принципиально отличаются от игр даже самого маленького ребенка.

Ученые задумали научить обезьяну играть подобно человеку, но попытки оказались напрасными. Очень смышленая обезьяна не могла создать из кирпичиков самую примитивную башенку, хотя на ее глазах экспериментатор строил ее не однажды. Но те же кирпичики в руках уже трехлетнего ребенка оживают, вырастая в дома, мосты, крепости, сказочные дворцы. В очень раннем возрасте ребенок через игру и игрушку не только познает мир, но и мысленно преобразует его.

Возможно, первые игрушки нашим далеким предкам дарила сама природа: ракушки, камни, листья и цветы, кости животных или причудливые древесные сучья. Однако об этом можно только догадываться. По аналогии с современностью можно предположить и то, что любой предмет самого серьезного назначения в быту взрослых, попадая в руки ребенка, становился игрушкой. А быть может, первые «настоящие» игрушки стали делать для себя сами дети, а потом взрослые, наблюдая за детьми, поняли необходимость игрушек и стали изготавливать их специально. Археологи нашли только те из игрушек, что не поддались разрушительному действию времени. К тому же таких находок очень мало, чтобы строить версию совершенно достоверную.

Происходили смены цивилизаций, умирали одни и рождались новые. Изменялись дети, и изменялись взрослые. Изменялись игрушки. Но есть среди них общие для всей истории человечества.

Погремушка, мяч, волчок и кукла. Эти игрушки возникли во времена человеческого детства. Пройдя сквозь многогранный калейдоскоп нравов, укладов, привычек, вкусов, религий, они живут и сейчас. Однако при всем их удивительном сходстве есть не менее удивительное глубокое различие в содержании игры с этими игрушками у разных народов.

Ни один малыш не вырастает без погремушки. Археологи извлекли из могил погремушки тысячелетней давности. В Перу при раскопках древнего города Пахатен была обнаружена мумия ребенка, рядом с которой лежала погремушка — морская раковина с песчинками внутри. Отверстие было залито веществом, напоминающим деготь. Археолог Шлиман при раскопках древней Трои нашел чудесную погремушку с металлическими частицами внутри. Погремушки делали из плодов деревьев, спелых головок мака, сплетали из прутьев, лепили из глины... Несомненно, погремушка была связана с культом. Например, бакаири и другие племена Южной Америки украшали свои религиозные пляски шумом погремушки. Она была «оберегой» — ее шум устрашал злых духов. Но только в мире взрослых обладала погремушка этой таинственной силой, для ребенка она была просто игрушкой — радостью и забавой.

Вожак с медведем (Загорск) — из папье-маше...

Таким же двуликим был мяч. У американских индейцев он был священным предметом, до которого нельзя было касаться руками. Он был символом солнца, луны и земли. А эскимосы игрой в мяч встречали чужестранцев. Они же в конце года, также играя, праздновали победу над зловещим мифическим существом Зедна. В Древней Греции мяч также был одновременно и игрушкой и приношением, угодным богам, которым греки приписывали его изобретение. Богиня красоты Афродита говорит Эросу: «Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь себе из рук Гефеста». Мячи, сшитые веревкой из кожи, были найдены при раскопках в Египте. Дошли до нас и австралийские мячи, сделанные из мочевого пузыря животных, из шкурок сумчатых крыс, скрученные из волос.

И еще один пример — волчок. В его сонном гудении, в скользящем движении, долгом и ровном, чудились когда-то предкам неземные звуки. Его и употребляли на праздниках в честь мертвых. Но тот же волчок был одной из любимейших игрушек в Египте, Сиаме, Бирме, у эскимосов и у негров Южной Америки, где его погоняли кнутиком и бежали за ним. Изготовление волчков было простым. У племен Восточной Африки их делали из круглого кусочка тыквенной корки, в которую продевали палочку, у индейцев — из восковой пластинки или пустого плода, насаженного на палочку.

Но нигде среди игрушек не было и нет ничего равного кукле. Ярче всего переплелись в ней та магическая сила, какую вкладывали в нее взрослые, и трогательная привязанность к ней детей. На самых ранних ступенях цивилизации и в эпохи самых высокоразвитых культур она будила в ребенке всю гамму человеческих чувств: любви, покровительства, зависти, власти, добра, жестокости и благородства...

Известный этнограф Андрее говорит: «Я должен был бы перечислить все страны и народы, если бы хотел очертить сферу распространения куклы». Археологи находили ее всюду: в раскопках античных городов и римских катакомб, в египетских гробницах, в языческих захоронениях и в могилах христиан. И служила она одновременно игрушкой, и идолом, и магическим средством. В Древней Греции девушки, выходя замуж, приносили на жертвенный алтарь свою любимую куклу в знак готовности исполнить материнский долг. А девушки на Чукотке, вступая в брак, прятали свои куклы в изголовье. Кукол здесь никому не отдавали, их берегли как талисман материнства. У древних грузинских кукол лицо обозначено крестом в подражание солнцеликим богам. Как и фигурки этих богов, куклы наделены пестро разрисованным телом и головой с символом креста. У эскимосской куклы тоже нет лица, а вместо носа часто пришит птичий клюв — эскимосы боялись, что кукла с лицом может приобрести душу и навредить ребенку.

Свой особый характер у русской народной куклы. Ловко скручены из соломы подбоченившиеся, словно по деревенской привычке, куклы-«стригушки». Лесовики из мха и шишек будто пришли из страны сказок, столько в них загадочной лесной поэзии. «Панки» из Архангельской области с плоскими, едва намеченными лицами — скорее молчаливые идолы, маленькие «каменные бабы», чем куклы. Их простота символична, как язык первобытного искусства, понятный сегодня детям всего мира. Ребенок свободно облекал такую куклу в образы своей фантазии. Он мог представить ее и женщиной, и ребенком, и крестьянкой, и барыней, и человеком вообще. Народные мастера оставляли за ребенком право на творчество, доверяли ему.

Удивительную изобретательность в изготовлении кукол проявляют ее ревнивые покровители — дети. Достаточно намека на человеческую фигурку, чтобы кукурузный початок, свернутый кусочек лыка или простое полено превратились в предмет самых нежных забот, в сущности одинаковых у африканских детей, у индейцев Северной Америки и у крестьянских детей России.

Средние века оставили нам иных свидетелей. В странах Западной Европы — Франции, Испании, Италии, Германии — при королевских дворах появились роскошные куклы, по костюмам которых изучали моды. Известно, что уже в 1391 году принцесса Англии желала иметь кукол, одетых по новейшим модам парижского двора. Есть легенда о том, что во время одной из кровопролитных войн между Францией и Англией министры обоих дворов Версаля и Сент-Джемса выдали свободный пограничный пропуск кукле, костюм и прическа которой служили образцом тогдашней моды. Стоили такие куклы иногда целого состояния. При них были сундучки приданого с одеждой и обувью и даже кукольные дома с мебелью из дорогих пород дерева и посудой из фарфора, стекла и серебра. Даже владелица могла на такую куклу только смотреть. «Каждая нарядная кукла делает одну девочку высокомерной, а сто других — завистливыми», — писал итальянский ученый Колоцца.

Сейчас человечество, наученное осторожности в своих отношениях к прошлому, бережет свою «игрушечную» историю, хранит реликвии далекого детства в музеях Берлина, Цюриха, Нюрнберга, Мюнхена, Парижа, Лондона, Москвы, Ленинграда. Уникальная коллекция игрушек в нашей стране принадлежит Загорску, городу старейшего промысла русской кустарной игрушки.

Древняя легенда связывает появление здесь первой деревянной игрушки с именем основателя знаменитого Троице-Сергиева монастыря игумена Сергия Радонежского, который будто бы дарил детям самоделки. Интересные исторические сведения сохранились в расходных дворцовых книгах XVII века, где упоминается о покупке для царских детей «потешных возков, деревянных коней, птичек». Историк И. К. Снегирев сообщает, что «крестьяне и крестьянки лежащих по Троицкой дороге селений подносили царю и царице хлебы, калачи, пироги, блинки, сыр, квас, пиво, бражку, мед, соты, орехи, репу, бруснику, землянику и другие овощи, а для царевичей — игрушки и потехи».

В народе же долго жило предание о том, что в середине XVIII века появился среди посадских людей глухонемой Татыга и положил начало всему игрушечному производству. Он вырезал из липы большую деревянную куклу и продал ее в лавку купца Ерофеева. Тот выставил ее как украшение, но скоро нашелся неожиданный покупатель. И тогда Татыга получил еще заказ, потом еще, и начался игрушечный промысел в Сергиевском посаде. В середине XIX века он стал крупнейшим в России — здесь жило 1500 кустарей-игрушечников. Чего только не продавалось в монастырских лавочках: и резные крашеные фигурки барынь и гусаров, и разные солдатики — поодиночке, взводами, конные, пешие, и куклы на всякий вкус — пикантные бледнолицые «талии», черноглазые «моргалки», неваляшки, кланяющиеся барышни и франты.

Самые разные стороны жизни нашли в игрушке свое отражение: крестьянский и городской быт с их обычаями и модой, война, религия, искусство и сказочный, фантастический мир.

В начале XIX века появились в посаде совсем новые игрушки — лепные из папье-маше, — тогда и был сделан в России первый шаг на пути к массовой промышленной игрушке. Экзотические собаки и львы с голубыми гривами, забавные зайцы с «писком», петухи «на крику», манящие лакированной поверхностью, словно пестрые ярмарочные вывески, не имели конкурентов ни у нас, ни за границей. Любопытно, как смело и находчиво оживлял кустарь свои игрушки тем, что было под рукой. Вот погонялка с козой, а в руках у погонялки настоящая пушинка, или птичка «с писком», какие бывают только в сказках, а хвост — из настоящих перьев!

В конце XIX века эта мера сочетания реального и условного стала нарушаться. Игрушки обсыпали крупой, опилками, дробленой шерстью, обтягивали кроличьими шкурками — и все ради близости к живой натуре. Игрушка теряла свой присущий только ей «игрушечный» язык и выходила за пределы границ искусства. Особенно губительным было влияние дешевой немецкой промышленной игрушки, которая заполнила в XIX веке все рынки Европы. Сергиевские кустари не выдерживали конкуренции, разорялись, промысел терял прежнее художественное лицо и к концу века пришел в полный упадок. Так погибли в разных местах десятки промыслов. Но что-то осталось. Влечет ощущением естества чистого дерева, не тронутого краской, богородская резьба «в белье». По-прежнему драгоценно сияют тонкие лепестки золота на ярких дымковских игрушках. Несравненна красота белой, как фарфор, глины, из которой лепят и сегодня игрушки в деревне Филимоново Тульской области. И, как когда-то раньше, по-своему удивительны свистульки из села Абашево Пензенской области. Рога козлов и оленей, украшенные бронзой или алюминием, то согнуты полумесяцем, то круто откинуты назад, то величественно, как корона, венчают головы сказочных животных. Их блестящие фантастические морды напоминают маски святочных игрищ.

Но это уже не игрушка. Она лишилась той среды, для которой была рождена, превратившись в музейный экспонат или в памятный подарок. Подарок, дорогой тем, что ощущаешь в нем теплоту ручного труда и почти детскую наивность, чистую и откровенную.

Сейчас дети живут в ином мире. Их увлекают космодромы, ракеты, радиоуправляемые планетоходы, космонавты и куклы, которые могут делать все, что умеют люди. Куклы ходят, бегают, плачут, смеются, плавают, сидят на горшке, поют, разговаривают... Словом, в игрушке наступил век техники, с его прогрессом, с его потоком разнообразной информации, с его трезвой оценкой предметного мира. Не случайно ученых многих стран тревожит нарушение равновесия эмоционального и рационального начал в современном человеке. Особенно опасно утерять остроту эмоционального восприятия в детстве, когда духовная сторона личности только зарождается. Что-то может сделать здесь и игрушка. Народная игрушка стала экспонатом. С ней больше не бегают, не возятся, не играют. Но на нее еще смотрят. Смотрят внимательно, с искренним любопытством и радостью. Смотрят, как без устали клюют богородские «куры на кругу», как в ритме дергаются веревочки. Слушают постукивание деревянных клювов...

Дети, получавшие от игры во всю историю человечества одинаковое наслаждение, слышат самих себя и, может быть, отголоски давних-давних времен.

Галина Дайн, научный сотрудник Загорского музея игрушки, Фото В. Орлова