Мастер-класс. Акварельный пейзаж пошагово

Мастер-класс. Акварельный пейзаж пошагово
Мастер-класс. Акварельный пейзаж пошагово

Когда при Берге произносили слово “родина”, он усмехался. Он не понимал, что это значит. Родина, земля отцов, страна, где он родился, - в конечном счете не все ли равно, где человек поя-вился на свет. Один его товарищ даже родился в океане на грузовом пароходе между Америкой и Европой.

Где родина этого человека? - спрашивал себя Берг. - Неужели океан - эта монотонная равнина воды, черная от ветра и гнетущая сердце постоянной тревогой?

Берг видел океан. Когда он учился живописи в Париже, ему случалось бывать на берегах ЛаМанша. Океан был ему не сродни.

Земля отцов! Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому еврейскому городку на Днепре, где его дед ослеп за дратвой и сапожным шилом.

Родной город вспоминался всегда как выцветшая и плохо написанная картина, густо засиженная мухами. Он вспоминался как пыль, сладкая вонь помоек, сухие тополя, грязные облака над окраинами, где в казармах муштровали солдат - защитников отечества.

Во время гражданской войны Берг не замечал тех мест, где ему приходилось драться. Он насмешливо пожимал плечами, когда бойцы, с особенным светом в глазах говорили, что вот, мол, скоро отобьем у белых свои родные места и напоим коней водой из родимого Дона.

Трепотня! - мрачно говорил Берг. - У таких, как мы, нет и не может быть родины.

Эх, Берг, сухарная душа! - с тяжелым укором отвечали бойцы. - Какой с тебя боец и создатель новой жизни, когда ты землю не любишь, чудак. А еще художник!

Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. Он предпочитал портрет, жанр и, наконец, плакат. Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

Годы проходили над Советской страной, как широкий ветер, - прекрасные годы труда и преодолений. Годы накапливали опыт, традиции. Жизнь поворачивалась, как призма, новой гранью, и в ней свежо и временами не совсем для Берга понятно преломлялись старые чувства - любовь, ненависть, мужество, страдание и, наконец, чувство родины.

Как-то ранней осенью Берг получил письмо от художника Ярцева. Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето. Берг дружил с Ярцевым и, кроме того, несколько лет не уезжал из Москвы. Он поехал.

На глухой станции за Владимиром Берг пересел на поезд узкоколейной дороги.

Август стоял жаркий и безветренный. В поезде пахло ржаным хлебом. Берг сидел на подножке вагона, жадно дышал, и ему казалось, что он дышит не воздухом, а удивительным солнечным светом.

Кузнечики кричали на полянах, заросших белой засохшей гвоздикой. На Цолустанках пахло немудрыми полевыми цветами.

Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с черной водой. Он снимал избу у лесника.

Вез Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов - сутулый и завтенчивый мальчик.

Телега стучала по корням, скрипела в глубоких песках.

Иволги печально свистели в перелесках. Желтый лист изредка падал на дорогу. Розовые облака стояли высоко в небе над вершинами мачтовых сосен.

Берг лежал в телеге, и сердце у него глухо и тяжело билось.

“Должно быть, от воздуха”? - думал Берг.

Озеро Берг увидел внезапно сквозь чащу поредевших лесов.

Оно лежало косо, как бы подымалось к горизонту, а за ним просвечивали сквозь тонкую мглу заросли золотых берез. Мгла над озером висела от недавних лесных пожаров. По черной, как деготь, прозрачной воде плавали палые листья.

На озере Берг прожил около месяца. Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. Он привез только маленькую коробку с французской акварелью Лефранка, сохранившуюся еще от парижских времен. Берг очень дорожил этими красками.

Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. Особенно его поразил бересклет, - его черные ягоды были спрятаны в венчик из карминных лепестков.

Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны черные и синие пятна, хрупкие лишаи и вянущую гвоздику. Он тщательно рассматривал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута легкой свинцовой изморозью.

В озере бегали оливковые жуки-плавунцы, тусклыми молниями играла рыба, и последние лилии лежали на тихой поверхности воды, как на черном стекле.

В жаркие дни Берг слышал в лесу тихий дрожащий звон.

Звенела жара, сухие травы, жуки и кузнечики. На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня каждый раз говорил Бергу:

Кажись, кидают нас птицы, летят к теплым морям.

Берг впервые почувствовал глупую обиду, - журавли показались ему предателями. Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озер, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и болотными мхами.

Чудаки! - замечал Берг, и чувство обиды за пустеющие с каждым днем леса уже не казалось ему смешным и ребяческим.

В лесу Берг встретил однажды бабку Татьяну. Она приплелась издалека, из Заборья, по грибы.

Берг побродил с ней по чащам и послушал неторопливые Татьянины рассказы. От нее он узнал, что их край - лесная глухомань - был знаменит с давних-предавних времен своими живописцами. Татьяна называла ему имена знаменитых кустарей, расписывавших деревянные ложки и блюда золотом и киноварью, но Берг никогда не слышал этих имен и краснел.

Разговаривал Берг мало. Изредка он перебрасывался несколькими словами с Ярцевым. Ярцев целые дни читал, сидя на берегу озера. Говорить ему тоже не хотелось.

В сентябре пошли дожди. Они шуршали в траве. Воздух от них потеплел, а прибрежные заросли запахли дико и остро, как мокрая звериная шкура.

По ночам дожди неторопливо шумели в лесах по глухим, неведомо куда ведущим дорогам, по тесовой крыше сторожки, и казалось, что им так и на роду написано моросить всю осень над этой лесной страной.

Ярцев собрался уезжать. Берг рассердился. Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени. Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлет журавлей, - это была измена. Чему? На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. Измена лесам, озерам, осени, наконец, теплому небу, моросившему частым дождем.

Я остаюсь, - сказал Берг-резко. - Можете бежать, это ваше дело, а я хочу написать эту осень.

Ярцев уехал. На следующий день Берг проснулся от солнца.

Дождя не было. Легкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева.

Слово “сияние” Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишенным ясного смысла. Но теперь он понял, как точно это слово передает тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

Паутина летала над озером, каждый желтый лист на траве горел от света, как бронзовый слиток. Ветер нес запахи лесной горечи и вянущих трав.

Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошел на озеро. Ваня перевез его на дальний берег.

Берг торопился. Леса, наискось освещенные- солнцем, казались ему грудами легкой медной руды. Задумчиво свистели в синем воздухе последние птицы, и облака растворялись в небе, подымаясь к зениту.

Берг торопился. Он хотел всю силу красок, все умение своих рук и зоркого глаза, все то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто.

Берг работал как одержимый, пел и кричал. Ваня его никогда таким не видел. Он следил за каждым движением Берга, менял ему воду для красок и подавал из коробки фарфоровые чашечки с краской.

Глухой сумрак прошел внезапной волной по листве. Золото меркло. Воздух тускнел. Далекий грозный ропот прокатился от края до края лесов и замер где-то над гарями. Берг не оборачивался.

Гроза заходит! - крикнул Ваня. - Надо домой!

Осенняя гроза, - ответил рассеянно Берг и начал работать еще лихорадочнее.

Гром расколол небо, вздрогнула черная вода, но в лесах еще бродили последние отблески солнца. Берг торопился.

Ваня потянул его руку:

Глянь назад. Глянь, страх какой!

Берг не обернулся. Спиной он чувствовал, что сзади идет дикая тьма, пыль, - уже листья Летели ливнем, и, спасаясь от грозы, низко неслись над мелколесьем испуганные птицы.

Берг торопился. Оставалось всего несколько мазков.

Ваня схватил его за руку. Берг услышал стремительный гул, будто океаны шли на него, затопляя леса.

Тогда Берг оглянулся. Черный дым падал на озеро. Леса качались. За ними свинцовой стеной шумел ливень, изрезанный трещинами молний. Первая тяжелая капля щелкнула по руке.

Берг быстро спрятал этюд в ящик, снял куртку, обернул ею ящик и схватил маленькую коробку с акварелью. В лицо ударила водяная пыль. Метелью закружились и залепили глаза мокрые листья.

Молния расколола соседнюю сосну. Берг оглох. Ливень обрушился с низкого неба, и Берг с Ваней бросились к челну.

Мокрые и дрожащие от холода Берг и Ваня через час добрались до сторожки. В сторожке Берг обнаружил пропажу коробочки с акварелью. Краски были потеряны, - великолепные краски Лефранка. Берг искал их два дня, но, конечно, ничего не нашел.

Через два месяца в Москве Берг получил письмо, написанное большими корявыми буквами.

“Здравствуйте, товарищ Берг, - писал Ваня. - Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам доставить. Как вы уехали, я искал их две недели, все обшарил, пока нашел, только сильно простыл - потому уже были дожди, но теперь хожу, хотя еще очень слабый. Папаня говорит, что было у меня воспаление в легких. Так что вы не сердрггесь.

Пришлите мне, если есть какая возможность, книгу про наши леса и всякие деревья и цветных карандашей - очень мне охота рисовать. У нас уже падал снег, да стаял, а в лесу, где под какой елочкой, - смотришь, и сидит заяц. Летом очень будем вас ждать в наши родные места.

Остаюсь Ваня Зотов”.

Вместе с письмом Вани принесли извещение о выставке, - Берг должен был в ней участвовать. Его попросили сообщить, сколько своих вещей и под каким названием он выставит.

Берг сел к столу и быстро написал:

“Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, - мой первый пейзаж”.

Была полночь. Мохнатый снег падал снаружи на подоконник и светился магическим огнем - отблеском уличных фонарей. В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига.

Мерно и далеко били часы на Спасской башне. Потом они заиграли “Интернационал”.

Берг долго сидел, улыбаясь. Конечно, краски Лефранка он подарит Ване.

Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело годами, десятилетиями революционных лет, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов. Почему? Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

Эх, Берг, сухарная душа! - вспомнил он слова бойцов. - Какой с тебя боец и создатель новой жизни, когда ты землю свою не любишь, чудак!

Бойцы были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, не только своей преданностью революции, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

Одна из самых замечательных вещей в штате Мэн, это его каменистые пляжи, заваленные галькой самых разнообразных форм, цветов и размеров. В этом году я, наконец, решилась запечатлеть это каменное многоцветье в акварели. И вот, что у меня получилось…

Хотите знать, как мне удалось создать эти любопытные текстуры на камнях и эту волнистую рамку? Читайте и все узнаете!

Однажды вечером, во время отлива, мы с подругой отправились на пляж, чтобы сделать пару набросков.


В то время как подруга усердно рисовала меня, я сконцентрировалась на груде камней у себя под ногами.


Сначала я набросала общие очертания камней карандашом.


Затем я обвела рисунок перьевой ручкой с черными чернилами и нанесла первый слой акварели по сырому.

Я старалась добиться цветового разнообразия, чередуя более темные оттенки с яркими и контрастными.

В некоторых случаях я ждала, пока краска слегка подсохнет и добавляла еще немного, чуть более темных оттенков. Так получились разводы, с помощью которых я потом смогу создать текстуру на камнях.


Это все на что мне хватило времени на пляже. Солнце уже садилось, и мне нужно было готовить ужин, так что я собрала вещи и отправилась домой.

Дома, в мастерской я продолжила работу над рисунком и сосредоточилась на создании текстур.Я слегка намочила серый булыжник в верхнем левом углу, и взяла парочку темных, земляных оттенков акварели, черный акварельный карандаш и разбрызгиватель для краски. Держа разбрызгиватель над камнем, я немного потерла об него грифель карандаша, как на терке, чтобы частички пигмента попали на рисунок.


Немного размокнув они пристали к бумаге и стали напоминать текстуру гранита.

(Когда бумага высохнет, лишние частички пигмента можно удалить, перевернув лист рисунком вниз и слегка постучав по нему с обратной стороны)


Я использовала ту же самую технику на сером камне в нижнем левом углу рисунка, но на этот раз я взяла круглую кисточку и слегка тронула ей карандашную крошку в нескольких местах чтобы немного смягчить эффект, и придать камню индивидуальность.

Когда мне хотелось придать камешку испещренный вид, я делала вот такие пятнышки, прикладывая к бумаге кончик круглой кисти…

А потом немного размазывала краску пальцем, чтобы пятнышки не выглядели такими упорядоченными.

Этот метод очень эффективен для создания пятнистой текстуры.

По мере продвижения вперед я добавляла новые слои акварели поверх высохшего базового слоя, чтобы сделать цвета более глубокими и наметить тени. На некоторые места я нанесла немного соли.

После того как соль высохла, получилась выразительная текстура, которая просто идеально подошла для гранитного камня.


Вот так рисунок выглядел на ранней стадии, когда я только начала добавлять текстуры…


Когда я хотела добавить текстуру камню, но беспокоилась, что краска попадет на соседние, я использовала маскирующую пленку, чтобы его изолировать.


Я отрезала кусочек пленки (превышающий размером камень примерно на 2 см с каждой стороны), приложила ее на область, с которой собиралась работать, и используя слайсер, аккуратно разрезала пленку вокруг камня (будьте осторожны, не прорежьте бумагу).


Затем я сняла вырезанный кусочек пленки с этого участка.


Окружающие части листа я накрыла полосками бумаги. Теперь, когда вся бумага вокруг защищена, можно добавлять текстуру любыми способами. Например здесь я нанесла краску мятой пластиковой оберткой …

На этот булыжник я разбрызгала краску, а потом промокнула некоторые брызги, чтобы они стали посветлее, в то время как другие оставила нетронутыми.

Когда все края закрыты пленкой, становится легко наносить краску на маленькие камешки с помощью губки.

Покончив с губкой и брызгами, я удалила пленку.


После того как я была удовлетворена текстурами и тенями на камнях, я добавила падающие тени. Когда я сделала снимок для срисовывания на пляже, солнце уже заходило, и отбрасываемые тени были очень выразительны. Теперь же, я решила позволить себе немного творческой свободы и повернула время вспять, сделав тени короче. (Приношу свои извинения, забыла сфотографировать шаг с тенями).
Последними шагами стали добавление трещинок и бороздок на некоторые камни

и брызги белой непрозрачной акварели на этот голыш.

Используя разбавленную водой непрозрачную белую краску, я нарисовала светлые прожилки на одном из крупных камней. Мне не хотелось, чтобы белая краска слишком выделялась на общем фоне.


Картина закончена! Мне предстояло самое сложное, нужно было решить, как поступить с окружающим белым пространством.

Я решила сделать рамку из бумажной клейкой ленты. Кусочки зеленой ленты я разорвала вдоль на две половинки так, чтобы края получились неровными и волнистыми.


Затем я приклеила кусочки ленты на расстоянии примерно 5 мм от рисунка, краями наружу, так, чтобы они пересекались по углам. (Перед тем как использовать маскировочную ленту не забудьте наклеить ее пару раз на какую-нибудь ткань, это сделает ее менее клейкой, и убережет вас от риска порвать бумагу, если придется ее отдирать).

Верхний слой ленты в уголках я разрезала при помощи слайсера под углом 45 градусов.

Потом срезала лишний кусок ленты, выступающий с краю.

Получился аккуратный уголок.


Пришло время разрисовать оставшееся пространство по краям. Так как я собиралась писать по сырому, я подложила бумажные полотенца под этот лист, чтобы уберечь альбом от краски. Смешав те же самые оттенки, что были использованы для камней, я начала щедро накладывать краску по краям рисунка.


Очень важно было соблюсти правильную консистенцию. Цвета должны плавно перетекать из одного в другой, но не смешиваться полностью. Я добивалась такого эффекта, чтобы все оттенки были хорошо различимы и перекликались с цветами камней, а не сливались в грязную кашу.

После того как края высохли, я удалила клейкую ленту и обнаружила что кое-где по углам краска все-таки затекла под нее. Вот черт!


Без паники! Я собрала часть краски при помощи сухой кисти, а то, что убрать не удалось, просто закрасила белой непрозрачной акварелью.

Теперь можно было продолжать работать над дизайном рамки. Чтобы облегчить работу мне потребовался кусочек плотной оконной сетки. Я просто наложила ее на бумагу и прочертила по ней карандашом ровные линии, расходящиеся от цента листа к краям на расстоянии примерно 5 мм друг от друга.


Таким методом удобно размечать параллельные линии без долгих, кропотливых измерений.



Единственной проблемой стало то, что один раз я сломала карандаш о решетку, но в любом случае так получилось гораздо быстрее, чем если бы я использовала линейку.

Я обвела каждую линию перьевой ручкой…


Линии по углам были нарисованы от руки.


Все выглядит прекрасно, но я решила пойти дальше. Как всегда!


Я приклеила полоску маскировочной ленты на расстоянии 1 см от края бумаги, чтобы использовать ее в качестве направляющей.


Затем я провела линии от ленты до края бумаги между уже нарисованными линиями, чтобы затемнить рамку по краям.


Работа завершена!

У меня было искушение добавить еще деталей (провести еще одну тонкую линию вокруг рисунка), но я решила оставить больше свободного места. Пришлось напомнить себе, что свободное, дышащее пространство-это всегда хорошо. Совсем необязательно его чем-то заполнять.

Когда я смотрю на эту цветную картину, она переносит меня обратно в Мэн. Мне вспоминаются счастливые часы, проведенные на пляже, болтовня с подругой, мягкий шум волн, плещущихся о берег и чувство абсолютного спокойствия. Рисование позволяет мне прочувствовать момент, когда я нахожусь в процессе, и возвращает меня назад в те чудесные времена, когда я смотрю на готовую работу. Множество приятных воспоминаний нашли приют между страниц моих альбомов.

МАСТЕР-КЛАСС «Акварельный пейзаж»

Урок живописи на пленэрных занятиях для педагогов и учащихся 3-4 классов ДХШ на тему: Этюды у воды.

Пономарева Любовь Иннокентьевна, преподаватель МАОУ ДОД «ОДШИ №3» МО г. Братска, Иркутской области.
Мастер - класс для учащихся ДХШ 3-4 класса (14-15 лет) и педагогов.
Назначение: наглядное пособие, подарок.
Цель: Ознакомление с основными методами и приемами последовательного выполнения этюда пейзажа акварелью.
Задачи:
Совершенствование умений и навыков в выполнении этюда пейзажа акварелью.
Развитие творческих способностей.
Воспитание любви и интереса к изображению природы.
Материалы: Акварель («Санкт - Петербург», «Нева», «Черная речка» или «Ленинград»); кисти круглые, белка №3, №6; бумага акварельная, банка для воды, палитра, карандаш.


Здравствуйте, уважаемые коллеги и любители искусства!
Мой мастер - класс называется «Акварельный пейзаж».
Пейзажи выполняются на пленэрных занятиях, и имеют большое значение, поскольку способствуют наглядному и практическому изучению законов световоздушной перспективы, приобретению новых знаний в освоении акварельных приемов и методической последовательности ведения работ.
Мы выбираем мотив пейзажа с водой и учимся писать отражение.
Существуют два основных акварельных приема- это лессировка, или многослойная живопись, и «а ля прима» - по-сырому, а так же производные от них многочисленные комбинированные приемы, направленные на выявление эффектности, многоструктурности и образности объекта.
Мы пишем пейзаж в традиционной технике многослойной живописи. Эта техника предполагает последовательное наслоение красочных слоев после просыхания предыдущего слоя. Причем первые слои- прозрачные, последующие частично перекрывают их, постепенно утемняют и насыщают цветовой строй работы. Нельзя сразу писать темными и яркими красками, поскольку при отсутствии белил в акварели, высветлить что-то достаточно сложно, да и акварель- материал свежий, легкий, прозрачный, происходит от слова «аква», что значит-вода. Цвет составляется с большим количеством воды, поэтому используется кисть круглая, белка, которая хорошо держит воду, а акварельная бумага хорошо ее впитывает.

Этапы работы.

1.Мотив пейзажа не очень сложный, поэтому выполняем рисунок сразу кистью, холодным или теплым цветом.


2.Выполняем акварельную заливку фона- неба кистью № 6 сверху вниз, используя для этого ультрамарин и охру, поскольку в солнечный день в синеве неба присутствует теплые оттенки.


3.Кусты и берега речки закрываем светлым и теплым зеленым цветом. Лучше, если зеленый цвет будет получен в результате смешения. Как известно, в акварельной коробке вам предлагаются не цвета, а краски. Чтобы получить цвет, нужно смешать, как минимум две краски.


4. В данном этюде доминирующие краски- синие, коричневые, охра, зеленый. Все последующие этапы работы выполняются по просохшему предыдущему слою. Определяем полутени кустарника на дальнем плане.


5.Усиливаем полутени второго плана, учитывая, что освещение верхнее, а кусты- это большие полусферические объемы.


6.Пишем отражение в воде. В данной речке очень слабое течение, поэтому отражение почти зеркальное. Как правило, оно всегда темнее и теплее реальных объектов. Пишем отражение вертикальными мазками, зеркально повторяя форму кустов.


7.Пишем воду, с отражающимся в ней небом, более темным цветом.


8. Усиливаем более яркими оттенками зеленого берег первого плана, не забывая, однако, о прозрачности акварели.


9. В тени кустарников ищем оттенки холодного цвета. Начинаем писать ели на дальнем плане. По отношению к кустарнику, они намного темнее.


10.Ели темные, почти плоские, так как находятся далеко, пишем их более тонкой кистью.


11. Усиливаем тень в кустах и воду первого плана, что дает ощущение пространства.


12. Показываем отражении елей в воде, усиливаем контрастность и плотность цвета в отражении кустов.


13. Подчеркиваем ветви в кустарнике, уточняем отражения первого плана.


14. Этюд готов. Успехов в творчестве!

Техника акварели достаточно разнообразна, но при этом и сложна. Краски нужно разбавлять водой, за счет этого они становятся более подвижными. В свою очередь, это позволяет пользоваться различными приемами: прорабатывать тонкие детали, выполнять широкие заливки, вливать один мазок в другой.

Обучаясь рисованию, полезно выполнять этюды акварелью. Очень важно видеть работу целостно и чувствовать живописную среду.

  1. Не стоит бояться рисовать. Изобразить овощи, фрукты или пейзажи сможет каждый, главное - поверить в себя и найти в себе вдохновение.
  2. Качество играет важную роль, именно от нее зависит итоговый результат. Нужно опробовать все встречающиеся сорта листов, чтобы выбрать для себя идеальную бумагу. На листах необходимо делать пометки (вес бумаги, ее сорт и какой результат получился).
  3. Посещая парк или другое живописное место, нужно брать с собой фотоаппарат. Ведь фотографии в будущем смогут вдохновить на создание новых работ. Начиная создавать новые этюды акварелью, именно картинки будут напоминать, как они должны выглядеть.
  4. Чтобы снять с кистей излишки влаги, понадобятся салфетки или бумажные полотенца.

Этюды акварелью: фрукты и овощи

Обучение акварельной живописи ведется поэтапно. Начинают с более простых заданий, а лишь затем переходят к более сложным. Для начала в качестве натуры можно использовать любые фрукты или овощи. Главная задача в данном случае - это передача, тонов и прорисовка объема предметов с помощью фона и падающих теней.

На первом этапе необходимо прорисовать очертания с помощью простого карандаша. Лучше не пользоваться ластиком, а просто дорисовать тонкую слегка заметную уточняющую линию. Чтобы не забыть о тенях, можно слегка затушевать необходимые участки.

Далее, оставив блики в нужных местах, всю поверхность рисунка заливают наиболее светлым оттенком. Когда сырая подложка будет готова, начинайте писать выбранный овощ или фрукт. Первым должен быть полутон, далее, отталкиваясь от него, пишут тени и свет. В завершение осталось уточнить тональные решения.

Освоив этюды овощей, акварель уже не будет проблемой, и тогда можно переходить к изображению нескольких овощей или фруктов, затем уже кувшина и натюрморта.

Как нарисовать пейзаж акварелью

Атмосфера акварельных этюдов - это всего лишь одно мгновение, мимолетное состояние природы, которое удалось запечатлеть художнику-акварелисту.

Начиная рисовать этюды в первую очередь нужно представить у себя в голове. Художник должен определить, сколько места на листе будет занимать небо, а сколько - земля. Зачастую линию горизонта опускают немного ниже середины, и это композиционно верно. Акварельный этюд начинают изображать с неба, особенно если художник выбрал мокрую технику.

На втором этапе прорисовывают пейзажные плоскости. Усиливаются тона темных участков. На данном этапе необходимо сконцентрироваться не только на плоскостях, но и на отдельных деталях. Завершающий этап - это работа с тонкими кистями, именно ими прорисовывают мелкие детали и делают картину завершенной.

Этюды цветов акварелью

Когда начинающий художник начинает рисовать букет цветов, то первое, что он видит - это множество маленьких веточек и цветочков. Однако не стоит недоумевать. Взявшись за работу, первым делом необходимо гармонично расположить цветы в нужном порядке. Задний план создают мелкие цветочки, их изображают дальше и они должны быть более мелкими.

От краев листа нужно отступить по 3-4 см - это будет рамка, за которую нельзя заступать. Предварительную картину нужно набросать карандашом, при этом не стоит на него давить, чтобы не деформировать бумагу. Композиция должна походить на геометрическую фигуру (треугольник или овал).

Работая красками, на палитре необходимо подготовить подборку нужных холодных и теплых оттенков, которые будут присутствовать на картине. Начинают работу с фона, изначально работая со светлыми красками, а после этого затемняя участки с тенью.

Затем переходят к прорисовке цветов. Изначально намечают светлые оттенки, а после этого лессировочным тонким слоем добавляют тени на лепестки. Нужно обращать внимание на то, чтобы на заднем плане не появлялось множество мелких деталей.

Этюды акварелью необходимо писать обобщенно, лучше это делать «по сырому», чтобы один цвет плавно переходил в другой. Именно так создаются неповторимые оттенки, а рисунок получается живым. Нужно лишь дорисовать мелкие лепесточки и стебельки тонкой кистью.

Акварель очень схожа с гуашью, поэтому их можно использовать вместе. Различие этих красок в прозрачности. Акварель более прозрачная, нежели гуашь. Именно это свойство определяет итоговый результат. Однако две эти техники основываются на схожих приемах.

Создавая этюды акварелью, необходимо контролировать количество воды, в которой нужно разводить краску. Жидкость не только растворяет краску и делает ее более прозрачной, но и определяет степень четкости будущего рисунка. Поэтому лучше всего изучать акварельную технику с определения необходимого количества воды.

Библиотека
материалов

г. Сыктывкар, Россия

(из опыта работы)

Аннотация

This article discusses the possibility of watercolor as an art technology and methods styling motif , as a method of forming the future creativity of the artist.

The author analyzes the technical tricks and ways of working in watercolors and copyrights are offered recommendations for the implementation of watercolor sketches to withstand graphically expressive style of work.

Ключевые слова:

watercolor , painting technology , techniques , means of expression , plein air watercolor , watercolor sketch ; artist tips ;

Академический курс «живописи» в системе профессионального обучения, нацелен на освоение технических приемов различных живописных технологий в процессе изучения теории цветоведения и колористики. В классическом преподавании «Академической живописи» целесообразно было начинать с изучения технологии акварели и поэтому в практике обучения, студентами «акварель» стала восприниматься как технология живописи и, соответственно, строится обучение на практику освоения живописным приемам . Начинать курс освоения живописных приемов с освоения технологии акварельных красок, сегодня не популярно, так как технология требует от обучающихся терпения, усидчивости, внимательности, что не всегда легко получается у обучающихся и с трудом усваивается в учебном процессе. Тем не менее, используемая в процессе обучения живописи акварель, может формировать у студентов способы творческого мышления, если включать в обучающий курс учебные задачи, позволяющие интерпретировать живописность акварельных приемов в графически выразительные пятна и линии, усиливающие содержание образа «мотива».

Артура Фонвизина.

Библиография

1.Волшебная акварель Артура Фонвизина. Код доступа

Приложение

Торлопова Н.Г. Пряничный домик. 2007, бум. акварель

Торлопова Н.Г. Старая береза. 2007, бум. акварель

Торлопова Н.Г. ИЗБА. 2013, бум. акварель

Торлопова Н.Г. Объячевские дали 2007, бум. акварель


Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия, Дефектология Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Родная литература Родной язык Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Наталья Геннадьевна Торлопова

г. Сыктывкар, Россия

ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АКВАРЕЛЬНОГО ЭТЮДА

(из опыта работы)

Аннотация

В статье рассматриваются возможности акварели как художественной технологии и способы стилизации мотива, как метода формирующего креативность будущего художника.

Автором статьи анализируются приемы и технические способы работы в акварели и предлагаются авторские рекомендации по выполнению акварельного этюда, позволяющие выдержать графически выразительную стилистику работы.

This article discusses the possibility of watercolor as an art technology and methods styling motif , as a method of forming the future creativity of the artist.

The author analyzes the technical tricks and ways of working in watercolors and copyrights are offered recommendations for the implementation of watercolor sketches to withstand graphically expressive style of work.

Ключевые слова: акварель; технология живописи; технические приемы; средства выразительности; акварельный пленэр; акварельный этюд; советы художника;

watercolor , painting technology , techniques , means of expression , plein air watercolor , watercolor sketch ; artist tips ;

Академический курс «живописи» в системе профессионального обучения, нацелен на освоение технических приемов различных живописных технологий в процессе изучения теории цветоведения и колористики. В классическом преподавании «Академической живописи» целесообразно было начинать с изучения технологии акварели и поэтому в практике обучения, студентами «акварель» стала восприниматься как технология живописи и, соответственно, строится обучение на практику освоения живописным приемам. Начинать курс освоения живописных приемов с освоения технологии акварельных красок, сегодня не популярно, так как технология требует от обучающихся терпения, усидчивости, внимательности, что не всегда легко получается у обучающихся и с трудом усваивается в учебном процессе. Тем не менее, используемая в процессе обучения живописи акварель, может формировать у студентов способы творческого мышления, если включать в обучающий курс учебные задачи, позволяющие интерпретировать живописность акварельных приемов в графически выразительные пятна и линии, усиливающие содержание образа «мотива».

Акварель – интересная, но сложная художественная технология. При помощи акварели можно создавать замечательные живописные этюды, которые передают легкую нюансировку цвета и имеют нежные переходы одного цвета в другой. Классические приемы акварельного письма позволяют тонко предавать живописное пространство и лепить объем изображаемых объектов с иллюзорной передачей материальности.

Акварель, изначально была технологией графиков: ею выполнялись иллюстрации рукописей и книг, архитекторские проекты и эскизы художественных изделий. И сегодня она пользуется популярностью в среде художников-графиков для создания иллюстраций и станковых графических листов. В практике современных художников, работающих с акварелью, не так часто встречается живописное решение этюда, что технически представляет разнообразие оттенков и цветовом нюансе пластического пятна. Для придания этюду живописность художники часто используют технический прием «по-сырому», который позволяет краскам свободно растекаться по бумаге, произвольно перетекать и смешиваться, создавая мягкость и большую ассоциативность используемого цвета. Но не факт, что только влажная бумага помогает решать живописные задачи. В истории акварели есть пример иного подхода. Это акварельные работы выдающегося русского художника Артура Фонвизина. «Некоторые художники и искусствоведы считают, что Фонвизин исполнял свои акварели по влажной поверхности бумаги. Это неверно. Художник не работал на предварительно смоченной бумаге, когда он целиком зависит от капризов растекающейся по мокрой бумаге краски» . Не смотря на то, что художник работал в технике акварели «по сухому», которая предполагала тщательное продумывание последовательности наложения красочных слоев, в результате сохранялась свежесть и звучность цвета, непосредственность исполнения и кажущуюся легкость акварельного пятна. Некоторая незаконченность его работ производит впечатление особой лаконичности и выразительности.

Художественная работа в акварели предполагает высокое исполнительское качество требует от художника виртуозности и смелости владения художественным материалом. Для многих художников акварель остается любимейшей технологией в реализации творческого потенциала. Если в учебном процессе со студентами использовать у акварели не только ее живописный потенциал, но и ее реальные графические возможности, ставя в учебных этюдах задачи на интерпретацию живописного пятна в графически выразительный образ элементов изображаемого «мотива», то это дает нам реальные пути формирования креативности студентов. Это могут быть задачи: на ограничение цветовой палитры до 3 красок; учет ассоциативной особенности формы цветного пятна; учет тона пятна и его положения, для решения пространственных планов; решение этюда линиями, различными по техническому исполнению и характеру нажима, или линии меняющиеся от характера используемого оборудования (кисть, тычок, мастихин, щетинная кисть, расческа…) и т.д.

Среди художников нашей республики можно назвать несколько имен, которые, безусловно, отдают предпочтение в своей творческой деятельности данной технологии и используют ее технические возможности согласно своему личному приему интерпретации. Это Владимир Кокачев, Татьяна Васильева и Виталий Трофимов. Так, работы В. Кокачева, выполненные в технике «по сырому», производят впечатление мягкой пластики, легкости и необычайно жизнерадостны, потому что автор не боится вводить в картину чистый цвет. Акварельные работы Татьяны Васильевой - поэтичны и тонки в цветовых нюансах, содержат своеобразную авторскую: нежную, лиричную и женственную интерпретацию. Акварельные пейзажи Виталия Трофимова - энергичны, мощны своими влажными заливками и одновременно насыщенным цветом элементов, умело организованными в сдержанный северный колорит, передающие впечатление монументальности и значительности определяется ограниченной палитрой красок, которую использует художник. Тем и сильны его акварели, что в них реализуется самая любимая тема художника – неповторимый приполярный пейзаж. Каждый художник умеет найти адекватные приемы в акварели, соответствующие их личному восприятию окружающего мира. Их работы живут на грани видов «живописи» и «графики».

Для приобретения художником практического опыта в акварели, кроме работы в учебной мастерской, может быть более полезен выход на пленэр. Быстро меняющаяся световая среда ограничивает время на выполнение этюда, во время выполнения которого, фокусируются опыт и знание художника, которые интуитивным образом ведут руку художника и моментально интерпретируют наблюдаемое в художественный образ. Благодаря ее непредсказуемой текучести, пластичности, легкости тона в сочетании с многообразием технических приемов и разнообразного оборудования, можно выполнить этюд, как средствами живописного колорита, так и решить его образ, используя средства графической зарисовки. Графический лист можно создать и по памяти в условиях мастерской на основе живописного акварельного этюда, созданного в условиях пленэра, что позволит додумать и композицию работы, ход ее выполнения, так сказать, режиссуру и построение «образа».

Акварельные этюды, выполняемые нами в пленэре, можно определить как жанр «репортажной графики». Быстрые этюды фиксируют пейзажный или архитектурный мотив, световое состояние или цветовое богатство природной среды, почти похожи на «фоторепортажи» с места событий. Но почти каждый мотив, созданный в процессе наблюдения природного состояния и выполняемый акварельными красками, привносит свое личностное, эмоциональное переживание. Альбом с зарисовками и этюдами сохраняет в памяти увиденное неравнодушным зрителем: пейзажи и архитектуру, достопримечательности и особенности ландшафта. В этюде художник может зафиксировать сиюминутность впечатления от времени суток или времени года, что может быть выражено выбором палитры красок, цветом или характером выполнения пятен изображений, или их комбинаций. Так же на состояние и содержание работы оказывает эмоциональный порыв, которые переживает художник при восприятии того или иного ландшафта, по которому он в данный момент, путешествует. Световое состояние среды настолько быстро меняется, что в пленэре нет необходимости стремиться делать длительные этюды. Совсем необязательнов процессе выполнения акварельного этюда, стремимся передать только точную «копию» наблюдаемого явления или выбранного пейзажного мотива, или цвета среды. В процессе работы над этюдом происходит одномоментное интерпретация увиденного в изображения на листе. Форма и конфигурация пятен усиливает художественный образ, который создает художник. Выбор им цвета и цвето-тональных решений, многообразие или наоборот ограниченность оттенков усиливают и конкретизируют изображаемое. Формируемый абрис цветовых комбинаций и пятен вносит эстетику в законченный этюд. Время на исполнение этюда максимально сжато, выполняется в течение 20 – 30 минут, поэтому требует от исполнителя максимальной концентрации внимания при наблюдении. После заливки цветом основных пятен мотива, дается возможность подсохнуть первому слою. Детали дорабатываются по сухому, меняя при этом размер и характер кисти, или используется другое оборудование (мастихин, сухая щетина). Описанный прием исполнения этюда отражает нашу индивидуальную манеру и авторство исполнительского стиля в пленэрных акварельных этюдах. Такое решение не возникает на пустом месте, для этого нужен накопленный в акварели технический и творческий опыт.

Формированию собственного акварельного графического почерка помогали многочисленные эксперименты по закреплению положений теории цветоведения и кропотливое изучение композиционных средств и приемов аудитории при исполнении разнообразных натюрмортов.

Последовательность и некоторые приемы работы акварелью при создании этюда пейзажного мотива, стилистически обобщенного в графический лист, мы и попытаемся раскрыть в данной статье и предложить некоторые рекомендации для студентов для усвоения подобного опыта.

Что же определяет наши акварельные этюды, как графические изображения? Средствами выразительности искусства графики являются тональное пятно, линия и штриховая манера получения пятна, которая во многом зависит от темперамента художника. Изображения в графическом листе имеют выразительные тональные градации и четко выявляемые силуэты или абрисы. В процессе написания пейзажного мотива очень важен начальный момент продумывания порядка наложения цветовых пятен: больших и средних, которые определяют большие тональные отношения изображаемого. Затем, предполагаются масштабы элементов, их форма и динамика силуэтов, расположение комбинаций пятен в заданном формате, чтобы получилось их устойчивое равновесие. И только после этого приступаем к наброску. Рисунок должен быть тщательным и достаточно подробным. В нем сразу решаем задачи общей композиции мотива с учетом масштабов больших масс пейзажа: неба, земли, панорамных объектов и изображений, элементов, определяющих композиционный центр и идею мотива. При работе над рисунком пейзажа не следует активно использовать ластик, который повреждает поверхность листа. При выполнении длительного, многосеансного этюда лучше всего сделать предварительный проработанный картон на тонкой бумаге и аккуратно его перевести на торшон. Если этюд выполняется в один сеанс, то рекомендуем рисунок выполнять разведенным ультрамарином при помощи тонкой кисти.

Прежде чем приступить к работе в красках, необходимо губкой смочить всю поверхность листа водой, чтобы избавиться от излишков клея, пыли или чрезмерной сухости торшона. Работу в цвете следует начинать с наиболее светлых тонов, а заканчивать темными, теплыми и плотными колерами и полусухими кистями.

Для каждой отдельной работы нами ограничивается группа красок, так называемая цветовая палитра: ее лучше ограничить 4-5 цветами. Краски, которые, благодаря разнообразному их смешению, позволяют создать и тональное богатство, и целостно объединить элементы мотива в необходимый и единый колорит. Для достижения богатства цветовых контрастов и выделения композиционных акцентов мотива, в отобранной группе красок всегда присутствуют краски теплых и холодных тонов.

Работая акварельными красками очень важно соблюдать технологию смешивания красок и последовательность наложения их на рабочий лист. Каждый последующий слой наноситься по тщательно просохшему предыдущему. На исполнение нами этюда пейзажного мотива уходит от двадцати минут до часа, спешка в работе, как не парадоксально, не нужна, и даже, вредна. Почему же так важно, для начинающих, соблюдать в акварели технологическую цепочку? Связано это, прежде всего, с техническими особенностями акварели и с сохранением главного ее свойства – прозрачности.

Традиционно, мы начинаем работу над пейзажным этюдом с заливки неба, при этом стараемся сразу создавать возможную графику облаков, если таковые имеются. Или широкой кистью, наполненной цветом, динамично играем и разливаем колер по поверхности, определяемой нами как небо. Пока краска свободно скользит по влажной бумаге возможно усложнение колера при добавлении и других цветов, например охры или розовой. Работая над пятном неба, следует действовать кистью быстро и осторожно, чтобы в некоторых местах оставлять участки белой бумаги для решения света, рисунка или бликов некоторых участков облаков, неба.

В работе над этюдом следует учитывать и пространственные особенности теплых и холодных тонов, которые помогают правильно решать тональные задачи живописных планов. Поэтому можно взять на кисть много синего цвета (ультрамарина, ФЦ, церелиума или кобальта, в зависимости от состояния дня) и пока бумага влажна, динамичным горизонтальным мазком наметить линию дальнего плана. Детали здесь не нужны, здесь важно получить контраст между небом и линией земли.

Графическая стилистика этюда характеризуется еще и тем, каким образом или какими приемами вводим цветовые пятна в пространство разрабатываемого формата. Воздушная перспектива требует грамотного использования пространственных качеств цвета: тональная разработка планов требует применения синих красок и разбавленных водой колеров в изображении дальнего плана; и теплых, с сильными цветовыми контрастами изображениями крупных элементов при изображении переднего плана этюда. Силуэты изображаемых нами элементов мотива четко выявляются приемом плоско заливаемых и стилизованных пятен, без передачи иллюзии объема. Цвет пятна в этюдах никогда не получится однородным и одноцветным, т.к. это не позволит сделать сама акварель – текучая и подвижная. В первый этап прописки заполняем формат полностью, более легкими тонами и цветами, что позволит затем вписать следующим этапом элементы переднего плана, по написанной ранее цветовой прокладке. Одна из важных особенностей акварельных красок проявляется в получении четко выявляемого на бумаге цветного пятна, даже при малой насыщенности его цветом. Поэтому не обязательно добиваться реально наблюдаемой тональности и цветности, изображаемых объектов (можно взять на пару тонов светлее или, наоборот, темнее). Но светотональные отношения между крупными элементами пейзажа и в передаче освещения и объема деталей должны соблюдаться как можно точнее.

После определения больших цвето-тональных отношений, когда практически не остается участков белой бумаги, начинаем более детальную проработку отдельных выразительных силуэтов: вводятся наиболее выразительные и характерные детали пейзажного мотива: дома, деревья, травы и др. (см. «Старая береза»). Их пятна необязательно должны иметь плотную однообразную плоскость, цвет в нем может распределяться от светлого к темному, или наоборот. В самом пятне возможно наполнение разнообразными оттенками, но единой тональности. Не следует забывать, что цвет этюда условен. Все это позволяет соотносить это пятно с конкретным изображением, например, крона дерева может иметь одно пятно, которое обогащается различными оттенками в свободной манере «а-ля прима» в один прием, но не более 2-3 цветов. На этом этапе работы нам помогает, продуманная ранее, организация композиции листа: режиссура главных элементов и деталей, отбор важных и характерных деталей. Работа ведется кистями средней величины, заливки делаются, когда насыщеннее, а когда – прозрачнее. Оттенок цвета объекта достигается как посредством смешивания нескольких красок, так и чистым цветом, разведенным различным количеством воды. Это допустимо в графике. Очень аккуратно можно вводить растворы сажи газовой, так как эта краска позволяет приглушить очень яркий тон пятна или увести его в глубину пространства этюда. Для уточнения пространственных отношений в этюде полезно использовать разведенный ультрамарин или изумрудную краски, которые обладают субъектным качеством удаления изображения в глубь формата и обладают качествами лессировки.

Для формирования тональных масс элементов пейзажа в работе следует использовать различный технический потенциал художественных кистей и оборудования. Для неба и земли: широкие флейцевые кисти или круглые больших номеров. Для деталей – тончайшие ниточные первые номера «белок» и «колонков», веерные или даже щетинные кисти. Для этюдов большого формата можно использовать и губку. Для графики и деталировки элементов можно использовать следующие приемы: «набрызга», «тычка», «процарапывания» расческой, ножом, обратным концом кисти или мастихином; для создания фактуры или своеобразного графического рисунка используется прием «тиснения»: когда к влажной красочной поверхности прикладывается фрагмент фактурных материалов (трикотаж, рифленый картон, кожа и т.д.). Выбор приема непринципиален, он подсказывается нашим эмоциональным настроем в работе и подручным материалом.

Для завершения этюда можно еще раз обратить внимание на графическую линейную проработку деталей, чтобы придать пейзажу стилистическую графическую завершенность. Работа ведется тонкими кистями. Можно еще нанести линии, уточняющие форму характеризующие некоторые мелких деталей изображений. Ажур рисунка может быть подсказан самой силуэтной заливкой или абрисом основных элементов пейзажного изображения. Введение такого приема смягчает излишнюю контрастность силуэта и придает рисунку мягкость и пластику. Доводка, таким образом, этюда характерна для работы, выполняемой несколько сеансов.

В некоторых работах этот этап нами опускается. Случается это тогда, когда в ходе первоначальной разработки цвето-тональных отношений почти сразу получаются лаконичные и характерные цветовые пятна, ясно обрисовывающие необходимые элементы мотива и точно их характеризующие. Такие этюды отражают известный в живописной практике метод «а-ля прима». В этом случае рисунок мелкими кистями уместен для проработки деталей переднего плана.

На основе описанного практического опыта можно сделать ряд рекомендаций. Акварельный этюд пейзажа в графической манере – это, в обязательном порядке, решение следующих задач:

1. наблюдение объектов изображения, выделение в них характерного и типичного;

2. создание четких пространственных планов (дальний, средний и передний план);

3. соблюдение технологической цепочки в работе с акварельными красками;

4. получение красивого и выразительного силуэта, выполняемого акварельной заливкой;

5. отработка техники заливки пятна силуэта объекта изображения, создания комбинации тонких по цвету и прозрачности пятен;

6. графическая доработка – линии рисунка мотива и элементов, выполненные тонкими кистями.

Библиография

1.Волшебная акварель Артура Фонвизина. Код доступа http://mizrah.ru/post155983442/

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.