Балет в творчестве русских композиторов. Лучшие балетные постановки

Балет в творчестве русских композиторов. Лучшие балетные постановки
Балет в творчестве русских композиторов. Лучшие балетные постановки

Лебединое озеро

Балет – вид искусства, в котором основным выразительным средством является танец. Танцевальный сюжет тесно связан с музыкой и драматургической основой. Русский балет приобрел известность благодаря гениальным композиторам.

Самые известные балеты русских композиторов воплощали в музыкально-хореографических образах эмоции, всецело захватывающие зрителей.

Из наиболее знаменитых балетов можно выделить «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Премьера балета состоялась 4 марта 1877 года в Большом театре. Первыми постановщиками балета были Мариус Петипа и Лев Иванов. Именно их имена связывают с постановкой знаменитых «лебединых» сцен. Предпосылкой для написания балета было посещение Чайковским имения в Черкасской области, где он много времени проводил на берегу озера. Там великий композитор и любовался белоснежными птицами. Балет «Лебединое озеро» по праву считается общепризнанным шедевром мировой балетной школы. А образ Белого Лебедя и сегодня остается символом русского балета.

Щелкунчик

«Энциклопедией классического балетного танца» часто называют и еще один балет Чайковского - «Спящая красавица». Постановщиком-хореографом балета явился опять же Мариус Петипа. Центральная фигура музыкально-танцевального действия – балерина. Сам балет поражает многообразием тщательно поставленных хореографических сцен. А вершиной этого танцевального великолепия – торжественная танцевальная миниатюра юной красавицы Авроры и принца Дезире.

Известные балеты недаром соотносят с именем Петра Ильича Чайковского. Еще одно произведение прославленного композитора - «Щелкунчик». Премьера балета успешно прошла в декабре 1892 года в Мариинском театре. Сценическое действие не оставляет зрителей равнодушными. В основу балета была взята одноименная сказка Гофмана с классическим сказочным сюжетом о противоборстве добра и зла.

Балет «Ромео и Джульетта»

Еще один из самых знаменитых балетов двадцатого века – «Ромео и Джульетта», произведение русского композитора Сергея Прокофьева. Балет был поставлен по одноименному творению Шекспира. Замечательная музыка и изумительная хореография принесли балету мировую популярность. Премьера шедевра состоялась в Чехословакии в 1938 году. Но наибольшую известность приобрела постановка, впервые представленная в Ленинграде в 1940 году.

Выдающийся русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев создал еще одно известное творение - «Золушка». С. Прокофьева по праву называют «мастером музыкального портрета». Так тонко он с помощью музыки передал характер и переживания героев. Музыку к «Золушке» Прокофьев писал четыре года. Премьера «Золушки» состоялась в Большом театре в ноябре 1945 года. Постановщиком балета был Ростислав Захаров, роль Золушки исполняла Ольга Лепешинская, а впоследствии, Галина Уланова.

В список известных балетов русских композиторов внесено и произведение Игоря Стравинского «Весна Священная». Предпосылкой создания балета послужил сон композитора. В нем он увидел танцующую молодую девушку среди окружающих ее старцев. Для пробуждения весенней природы девушка танцует, теряя силы, и умирает. Душа девушки возрождается в «Светлое Воскрешение природы».

«Весна Священная» уже в космосе

Премьера балета прошла в Париже на Елисейских полях в мае 1913 года. Но нельзя сказать, что она была успешной. Зрители не поняли оригинальности музыки и танцев и освистали артистов. «Весна Священная», как одно из 27 музыкальных произведений, была записана на пластинку «Вояджера» и отправлена в космическое пространство для внеземных цивилизаций.

Мировой классический балет немыслим без русских композиторов. Именно русская балетная школа явилась локомотивом мирового искусства. Она славится на весь мир, затрагивая тончайшие струны души каждого зрителя.


Классика - это не только симфонии, оперы, концерты и камерная музыка. Некоторые из самых узнаваемых классических произведений появились в форме балета. Балет возник в Италии в эпоху Возрождения и постепенно превратился в техническую форму танца, которая требовала очень большой подготовки от танцовщиц. Первой созданной балетной труппой был Парижский оперный балет, который сформировался после того, как король Людовик XIV назначил Жан-Батиста Люлли режиссером Королевской Академии музыки. Композиции Люлли для балета считаются многими музыковедами поворотным пунктом в развитии этого жанра. С тех пор популярность балета постепенно угасала, «кочуя» из одной страны в другую, что предоставляло композиторам разных национальностей возможность составить некоторые из их самых известных произведений. Приведем семь самых популярных и любимых балетов в мире.


Чайковский написал в 1891 году этот вневременной классический балет, который является наиболее часто исполняемым балетом современной эпохи. В Америке впервые «Щелкунчик» появился на сцене только в 1944 году (его исполнил балет Сан-Франциско). С тех пор стало традицией ставить «Щелкунчика» в новогодне-рождественский сезон. Этот великий балет не только обладает самой узнаваемой музыкой, но и его история приносит радость как детям, так и взрослым.


Лебединое озеро - самый технически и эмоционально сложный классический балет. Его музыка намного опередила свое время, а многие из его ранних исполнителей утверждали, что «Лебединое озеро» слишком сложно танцевать. На самом деле, об оригинальной первой постановке известно очень мало, а то, к чему все привыкли сегодня, это переработанная известными хореографами Петипа и Ивановым постановка. «Лебединое озеро» всегда будет считаться стандартом классических балетов и будет исполняться на протяжении веков.


Сон в летнюю ночь

Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» была адаптирована ко многим стилям искусства. Первый полнометражный балет (на весь вечер) по этому произведению поставил в 1962 году Джордж Баланчин на музыку Мендельсона. Сегодня «Сон в летнюю ночь» -очень популярный балет, который любят многие.


Балет «Коппелия» был написан французским композитором Лео Делибом, а хореографию под него поставил Артур Сен-Леон. «Коппелия» - это беззаботная история, изображающая конфликт человека между идеализмом и реализмом, искусством и жизнью, с яркой музыкой и оживленными танцами. Его мировая премьера в Парижской опере была крайне успешной в 1871 году, и балет остается успешным и сегодня, находясь в репертуаре многих театров.


Питер Пен

Питер Пэн - великолепный балет, подходящий для всей семьи. Танцы, декорации и костюмы столь же красочны, как и сама история. Питер Пэн является относительно новым в мире балета, и поскольку не существует его классической единой версии, балет может быть интерпретирован по-разному каждым балетмейстером, хореографом и музыкальным руководителем. Хотя каждая постановка может отличаться друг от друга, история остается почти одной и той же, поэтому данный балет был отнесен к классике.


Спящая красавица

«Спящая красавица» была первым знаменитым балетом Чайковского. В нем музыка ничуть не менее важна, чем танцы. История «Спящей красавицы» - идеальное сочетание балетно-королевских торжеств в великолепном замке, битвы добра и зла и торжествующей победы вечной любви. Хореография была создана всемирно известным Мариусом Пепита, который также поставил «Щелкунчик» и « Лебединое озеро». Этот классический балет будет исполняться до скончания времен.


Золушка

Существует множество версий «Золушки», но наиболее распространенной является версия Сергея Прокофьева. Прокофьев начал свою работу над «Золушкой» в 1940 году, но из-за Второй мировой войны закончил партитуру только в 1945 году. В 1948 году хореограф Фредерик Эштон сделал постановку в полном объеме с использованием музыки Прокофьева, которая снискала огромный успех.

Балет как музыкальная форма получил развитие от простого дополнения к танцу, к конкретной композиционной форме, которая часто имела такое же значение, как и сопутствующий её танец. Зародившись во Франции в 17 веке, форма танца началась как театральный танец. Формально до 19-го века балет не получил «классического» статуса. В балете термины «классической» и «романтической» хронологически развернулись от музыкального использования. Таким образом, в 19-м веке классический период балета совпал с эпохой романтизма в музыке. Композиторы балетной музыки 17- 19-го веков, включая Жан-Батиста Люлли и Петра Ильича Чайковского, были преимущественно во Франции и России. Тем не менее, с увеличением международной известности Чайковский при жизни увидел распространение балетной музыкальной композициии балета в целом во всём западном мире.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Абсолютный слух о балете "Спящая красавица"

    ✪ Dona nobis pacem Даруй нам мир I S Bach Месса h-moll Татарский театр оперы и балета 2015

    ✪ ♫ Классическая музыка для детей (Classical music for children).

    Субтитры

История

  • Примерно до второй половины 19-го века роль музыки в балете была вторичной, с главным упором на танец, в то время как сама музыка была простым заимствованием из танцевальных мелодий. Написание "музыки балета" раньше было работой музыкальных ремесленников, а не мастеров. Например, критики русского композитора Петра Ильича Чайковского воспринимали его писание балетной музыки как нечто низменное.
    С самых ранних балетов до времен Жан-Батист Люлли (1632-1687), музыка из балета была неотличима от бальной танцевальной музыки. Люлли создал отдельный стиль, в котором музыка рассказывала бы историю. Первый "Балет действия» был поставлен в 1717 году. Это была история, рассказанная без слов. Первопроходцем был Джон Уивер (1673-1760). Оба Люлли и Жан-Филипп Рамо написали "оперу - балет", где действие исполнялось частично танцами, частично пением, но балетная музыка стала постепенно менее важным.
    Следующий большой шаг произошёл в первые годы девятнадцатого века, когда солистами стала применяться специальная жёсткая балетная обувь - пуанты. Это позволило использовать более дробный стиль музыки. В 1832-м году знаменитая балерина Мария Тальони (1804-1884) впервые продемонстрировала танец на пуантах. Это было в "Сильфиде". Теперь стало возможным, чтобы музыка стала более выразительной.Постепенно танцы стали более смелыми, с подъемами балерин в воздух мужчинами.
    До времени Чайковского композитор балета не отделялся от композитора симфоний. Музыка балета была сопровождением для сольного и ансамблевого танца. Балет Чайковского "Лебединое озеро" был первым музыкальным балетным произведением, который был создан симфоническим композитором. По инициативе Чайковского балетные композиторы уже не писали простые и легкие танцевальные части. Теперь уже основное внимание в балете уделялось не только танцу; композиция вслед за танцами приняла равное значение. В конце 19 века Мариус Петипа хореограф русского балета и танца, работал с такими композитором как Цезарь Пуни в создании балетных шедевров, которые оба хвастались как сложным танцем, так и сложной музыкой. Петипа работал с Чайковским, сотрудничая с композитором в его работах "Спящая красавица" и "Щелкунчик", или косвенно, через новую редакцию "Лебединого озера" Чайковского после смерти композитора.
    Во многих случаях по-прежнему короткие балетные сцены использовались в операх для смены пейзажа или костюма. Пожалуй, самым известным примером балетной музыки как части оперы является "Танец часов" из оперы "Джоконда" (1876) Амилькаре Понкьелли.
    Кардинальное изменение в настроении произошло, когда был создан балет Игоря Стравинского "Весна священная" (1913).

Музыка была экспрессионистской и нестройной, движения были сильно стилизованы. В 1924 году Джордж Антейл написал "Механический балет". Это подходило для фильма движущихся объектов, но не для танцоров, хотя было новаторством в использовании джазовой музыки. С этой отправной точки музыка балета делится на два направления - модернизм и джазовый танец. Джордж Гершвин попытался восполнить этот пробел с его амбициозной партитурой к фильму "Давайте потанцуем" (1937), составляющей более часа музыки, которая охватила рассудочный и технически отбиваемый ногой джаз и румбу. Одна из сцен была сочинена специально для балерины Гарриет Хоктор.
Многие говорят, джаз - танец лучше всего представлен хореографом Джеромом Роббинсом, который работал с Леонардом Бернстайном в "Вестсайдской истории" (1957). В некоторых отношениях это возвращение к «опере-балету", так как в основном сюжет рассказан в словах. Модернизм лучше всего представлен Сергеем Прокофьевым в балете "Ромео и Джульетта". Здесь пример чистого балета, и нет никакого влияния от джаза или любого другого вида популярной музыки. Еще одним направлением в истории балетной музыки является тенденция к творческой адаптации старой музыки. Отторино Респиги обработал произведения Джоаккино Россини (1792-1868) и их совместный ряд в балете называется "Волшебная лавка", премьера которой состоялась в 1919 году. Балетная аудитория предпочитает романтическую музыку, так что новые балеты coчетаются со старыми работами посредством новой хореографии. Известным примером является "Сон" - музыка Феликса Мендельсона, адаптированная Джоном Ланчбери.

Композиторы балета

В начале XIX века балетмейстеры ставили спектакли на собранную музыку, чаще всего скомпонованную из популярных и хорошо известных публике оперных фрагментов и песенных мелодий. Первым, кто попытался изменить существующую практику, стал композитор Жан-Мадлен Шнейцхоффер . За это он подвергался немалой критике начиная с первого своего сочинения - балета «Прозерпина» (1818):

Музыка принадлежит молодому человеку, который, судя по увертюре и некоторым мотивам балета, заслуживает поощрения. Но я твёрдо верю (а опыт поддерживает моё мнение), что умело подобранные к ситуациям мотивы всегда лучше служат намерениям хореографа и яснее раскрывают его замысел, нежели музыка почти полностью новая, которая, вместо того чтобы пояснять пантомиму, сама ждёт пояснений.

Несмотря на нападки критиков, вслед за Шнейцхоффером от традиции создания балетных партитур, собранных из музыкальных фрагментов на мотивы других известных (чаще всего оперных) произведений, начали отходить и другие композиторы - Фердинан Герольд , Фроманталь Галеви , и, в первую очередь - и затем плодотворно работавший с Мариусом Петипа , при создании своих партитур чётко следовал указаниям хореографа-постановщика и его плану - вплоть до количества тактов в каждом номере. В случае с Сен-Леоном ему даже приходилось использовал мелодии, заданные балетмейстером: согласно воспоминаниям Карла Вальца Сен-Леон, сам скрипач и музыкант, не раз насвистывал Минкусу мотивы, которые тот «лихорадочно переводил на нотные знаки».

Такая практика не соответствовала принципам того же Шнейцхоффера, который дорожил своей репутацией самостоятельного автора и при создании партитур всегда работал отдельно от хореографа (исключение было сделано лишь при создании балета «Сильфида » совместно с

=7 знаменитых произведений Петра Чайковского=

Музыка Чайковского существует вне времени

7 мая 1840 года родился один из величайших композиторов в истории музыки – Пётр Ильич Чайковский.

За отведённые ему 53 года композитор написал более 80 произведений, в том числе 10 опер и три балета - настоящие сокровища мировой культуры и искусства.

1. "Славянский марш" (1876)

Марш был написан Чайковским по просьбе дирекции Русского музыкального общества и был посвящён борьбе славянских народов Балкан против Османского ига в связи с событиями Русско-турецкой войны. Сам автор долгое время называл его "Сербо-русским маршем". В марше были использованы музыкальные темы, характерные для народной музыки сербов, а также отрывки из "Боже, царя храни!".

В 1985 году немецкая хэви-метал группа Accept использовала основную тему из марша для вступления к заглавной композиции своего альбома "Metal Heart".

2. "Лебединое озеро" (1877)

Майя Плисецкая и Валерий Ковтун. Сцена из балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро"

В основу сюжета были положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, которую злой колдун Ротбарта превратил в белого лебедя. Широко распространено мнение о том, Чайковский написал музыку к балету после посещения озера, находящегося в предгорьях Альп в окрестностях города Фюссен.

С 1877 года партитура и либретто спектакля претерпели ряд изменений. На сегодняшний день из всех существующих редакций "Лебединого озера" едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые партитуры.

У наших современников балет вызывает прочную ассоциацию с Августовским путчем – "Лебединое озеро" демонстрировали по советскому телевидению 19 августа 1991 года, отменив все запланированные передачи.

3. "Детский альбом" (1878)

Мультфильм на музыку из "Детского альбома" П.Чайковского (1976). Режиссёр - Инесса Ковалевская

По мнению известного специалиста по творчеству Чайковского Полины Вайдман, "Детский альбом", наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля и Бартока вошёл в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей и дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов.

В 1976 году на студии "Союзмультфильм" была снята анимационная картина на музыку из альбома, а ещё через 20 лет поставлен балет, ставший лауреатом Международного фестиваля 1999 года в Югославии.

4. "Евгений Онегин" (1877)

"Ариозо Онегина" из оперы "Евгений Онегин". Фрагмент фильма "Поет Муслим Магомаев". Азербайджанфильм, 1971 год. Сценарий и постановка - Т. Исмайлов, И. Богданов

В мае 1877 года певица Елизавета Лавровская предложила Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского романа в стихах. Композитор так загорелся этим предложением, что просидел все ночь без сна, работая над сценарием. К утру он принялся за написание музыки. В письме к композитору Сергею Танееву Чайковский писал: "Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое".

В июле композитор импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брак распался через несколько недель, что, по мнению критиков, оказало сильное влияние на произведение.

5. "Спящая красавица" (1889)

Вальс из балета П. И. Чайковского "Спящая красавица"

До Чайковского к сюжету Шарля Перро обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинивший балет с таким же названием, однако уже в год премьеры версия Чайковского и Мариуса Петипа была признана выдающейся и заняла почётное место в ряду мировых шедевров балетного искусства.

В наше время почти каждый балетмейстер, осуществляющий новую редакцию "Спящей красавицы", создает и новый вариант её партитуры.

6. "Пиковая дама" (1890)

Увертюра из оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама" в постановке Gran Teatre del Liceu, Барселона (2010 год)

В 1887 году администрация Императорского Театра предложила Чайковскому написать оперу на сюжет, созданный Иваном Всеволожским на основе повести Пушкина. Композитор отказался по причине отсутствия в сюжете "должной сценичности", однако два года спустя всё же принял заказ и с головой погрузился в работу.

Вскоре после российской премьеры опера "перекочевала" в репертуар многих театров Европы и Америки, где исполнялась на русском, чешском и немецком языках.

7. "Щелкунчик" (1892)

"Вальс цветов" из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик"

Новаторский балет по мотивам сказки Эрнста Теодора Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" занимает особое место среди поздних произведений Чайковского и балетного искусства в целом.

С началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня Мари стала зваться Машей. Фрица при этом переименовывать не стали.

Зародившись как подражание западным образцам, русская опера внесла ценнейший вклад в сокровищницу всей мировой культуры.

Появившись в эпоху классического расцвета французской, немецкой и итальянской опер, русская опера в 19 веке не только догнала классические национальные оперные школы, но и опередила их. Интересно, что русские композиторы традиционно выбирали для своих произведений сюжеты чисто-народного характера.

"Жизнь за царя" Глинки

Опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» рассказывает о событиях 1612 года – польском походе шляхты на Москву. Автором либретто стал барон Егор Розен, однако, в советское время по идеологическим соображениям редакция либретто была поручена Сергею Городецкому. Премьера оперы состоялась в Большом театре Петербурга в 1836 году. Долгое время партию Сусанина исполнял Федор Шаляпин. После революции «Жизнь за царя» ушла с советской сцены. Были попытки адаптировать сюжет под требование нового времени: так Сусанина принимали в комсомол, а финальные строки звучали как «Славься, славься, советский строй». Благодаря Городецкому при постановке оперы в Большом театре в 1939 году «советский строй» был заменен «русским народом». Большой театр с 1945 года традиционно открывает сезон различными постановками «Ивана Сусанина» Глинки. Самая масштабная постановка оперы за рубежом была реализована, пожалуй, в миланском «Ла Скала».

"Борис Годунов" Мусорского

Опера, в которой в качестве двух действующих лиц выбран царь и народ, была начата Мусоргским в октябре 1868 года. Для написания либретто композитор использовал текст одноименной трагедии Пушкина и материалы карамзинской «Истории государства Российского». Темой оперы стало время правления Бориса Годунова перед самым «Смутным временем». Мусоргский закончил первую редакцию оперы «Борис Годунов» в 1869 году, которая была представлена театральному комитету Дирекции императорских театров. Однако рецензенты забраковали оперу, отказав в постановке из-за отсутствия яркой женской роли. Мусоргский ввел в оперу «польский» акт любовной линии Марины Мнишек и Лжедмитрия. Им также была добавлена монументальная сцена народного восстания, которая сделала финал боле эффектным. Несмотря на все коррективы, опера опять была отвергнута. Ее удалось поставить лишь 2 года спустя в 1874 году на сцене Мариинского театра. За рубежом премьера оперы состоялась в Большом театре в парижском Гранд-Опера 19 мая 1908 года.

"Пиковая дама" Чайковского

Опера была закончена Чайковским ранней весной 1890 года во Флоренции, а первая постановка случилась в декабре этого же года в Мариинском театре Петербурга. Опера была написана композитором по заказу Императорского Театра, причем в первый раз Чайковский отказался брать заказ, аргументируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». Интересно, что в повести Пушкина главный герой носит фамилию Германн (с двумя «н» на конце), а в опере главным действующим лицом становится человек по имени Герман – это не ошибка, а намеренное авторское изменение. В 1892 году опера была впервые поставлена за пределами России в Праге. Далее – первая постановка в Нью-Йорке в 1910 году и премьера в Лондоне в 1915 году.

"Князь Игорь" Бородина

Основой для либретто стал памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Идея сюжета была подсказана Бородину критиком Владимиром Стасовым на одном из музыкальных вечеров у Шостаковича. Опера создавалась в течение 18 лет, но так и не была закончена композитором. После кончины Бородина работу над произведением завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Существует мнение, что Глазунов смог по памяти восстановить единожды услышанную им увертюру оперы в авторском исполнении, однако, сам Глазунов это мнение опровергал. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков проделали большую часть работы, они настояли на том, что «Князь Игорь» - полностью опера Александра Порфирьевича Бородина». Премьера оперы прошла в Мариинском театре Петербурга в 1890 году, через 9 лет ее увидел иностранный зритель в Праге.

"Золотой петушок" Римского-Корсакова

Опера «Золотой петушок» была написана в 1908 году по одноименной пушкинской сказке. Эта опера стала последней работой Римского-Корсакова. Императорские театры отказали в постановке оперы. Но как только зритель впервые увидел ее в 1909 год в московском оперном театре Сергея Зимина, оперу через месяц поставили в Большом театре, а затем она начала своё триумфальное шествие по всему миру: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Берлин, Вроцлав.

"Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича

Идея оперы возникла у Александра Даргомыжского в 1863 году. Однако композитор сомневался в ее успехе и рассматривал работу как творческую «разведку», «забаву над «Дон-Жуаном» Пушкина». Он писал музыку на пушкинский текст «Каменного гостя», не изменяя в нем ни единого слова. Однако проблемы с сердцем не позволили композитору закончить работу. Он скончался, попросив в завещании своих друзей Кюи и Римского-Корсакова завершить работу. Впервые опера была представлена зрителю в 1872 году на сцене Мариинского театра в Петербурге. Зарубежная премьера состоялась только в 1928 году в Зальцбурге. Эта опера стала одним из «основополагающих камней», без ее знания невозможно понять не только русскую классическую музыку, но и общую культуру нашей страны.