Медный всадник памятник сообщение кратко. Кто изображён на памятнике Медный Всадник

Медный всадник памятник сообщение кратко. Кто изображён на памятнике Медный Всадник
Медный всадник памятник сообщение кратко. Кто изображён на памятнике Медный Всадник

П амятник Петру I ("Медный всадник") находится в сердце Петербурга - на Сенатской площади.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство и здание главного законодательного органа царской России - Сената. Петр I указывает в сторону Швеции, а в центре стоит (главный противник Петра I в Северной войне), указательный палец которого показывает в направлении России...

В 1710 году на месте нынешнего Медного всадника в помещении «чертежного анбара» была находилась самая первая деревянная Исаакиевская церковь.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.

Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.
Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Скорее всего она помогала ему еще и в постели, но история это умалчивает...
Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.

Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый - на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал:
"Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И. И. Бецкому:

"Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?"

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:

"Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски".

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над "Медным всадником" велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны.
В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую "орловскую" породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову "Медного всадника". Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф. Г. Гордеев.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника - ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.

Слева на фото бюст Фальконе Мари-Анн Колло 1773г.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими - не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик - пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на две точки опоры (змея не точка опоры, об этом ниже).

Одной заливкой, которая началась 25 августа 1775 года, дело не обошлось. Надзор за ней поручили Хайлову. Было заготовлено 1 350 пудов бронзы, и когда вся она, расплавленная, потекла в форму, форма треснула, и металл хлынул на пол. Начался пожар. Фальконе от ужаса выбежал из мастерской, за ним побежали рабочие, и только Хайлов остался на месте. Рискуя жизнью, он обмотал форму своей сермягой и обмазал глиной, подобрал растекшуюся бронзу и влил ее обратно в форму. Памятник был спасен, а возникшие из-за аварии погрешности, позже были исправлены при полировке статуи.

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:

"Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами".

Однако в результате аварии образовались многочисленные крупные дефекты (недоливы, спаи) в голове лошади и фигуре всадника выше пояса.

Был разработан смелый план спасения статуи. Было решено было дефектную часть статуи срезать и вновь долить ее, нарастив новую форму непосредственно на сохранившиеся части монумента. С помощью кусков гипсовой формы была получена восковая модель верха отливки, являющаяся продолжением стенки отлитой ранее части статуи.

Вторую заливку произвели в ноябре 1777 г., и она полностью удалась. В память об этой уникальной операции, на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года". О Хайлове ни слова.

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга.

Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли "Гром-камень".

Так и стали потом называть кусок скалы, когда установили его на берегу Невы для знаменитого памятника. Ходили слухи что в старые времена на нем было капище. И приносились жертвоприношения.

Первоначальный вес монолита - около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:
Нерукотворная здесь Росская гора, Вняв гласу Божию из уст Екатерины, Прешла во град Петров чрез Невския пучины. И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику.


Портрет Мари-Анн Колло

Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

А памятник весом под 10 тонн еще предстояло установить...

Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей.

С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: "Екатерина II Петру I". Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Сразу после появления на Сенатской площади "Медного всадника" площадь была названа Петровской.

"Медным всадником" скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.
Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.

Не смогли победить памятник ни ветра ни страшные наводнения.

Легенды

Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек, завёрнутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошёл рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.

Считается что легенда восходит к мемуарам баронессы фон Оберкирх, которая подробно описывает обстоятельства, при которых сам Павел публично рассказал эту историю. Имея в виду высокую достоверность мемуаров, основанных на многолетних дневниковых записях и дружбу между баронессой и Марией Фёдоровной, супругой Павла, вероятнее всего, источником легенды действительно является сам будущий государь...

Есть и другая легенда. Во время войны 1812 года, когда угроза наполеоновского вторжения была реальна, Александр I принял решение перевезти памятник Петру в Вологду. Некоему капитану Батурину приснился странный сон: будто Медный всадник съезжает с постамента и скачет к Каменному острову, где находился в то время император Александр I. "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться". Затем всадник, оглашая город "тяжело звонким скаканьем", возвратился на Сенатскую площадь. Согласно легенде, сон безвестного капитана довели до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась в Петербурге.
Как известно, сапог наполеоновского солдата, как и фашистского не коснулся питерских мостовых.

Известный мистик и духовидец XX века Даниил Андреев, в «Розе Мира», описывал один из адских миров. Там он сообщает, что в инфернальном Петербурге факел в руке Медного всадника является единственным источником света, при этом Пётр сидит не на коне, а на жутком драконе...

Во время блокады Ленинграда "Медный всадник" был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

Когда после войны памятник освободили от досок и мешков, на груди Петра оказалась Звезда Героя Советского Союза. Кто-то нарисовал ее мелом...

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

Этьен-Морис Фальконе задумывал "Медный всадник" без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. "Благодаря" вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, была реализована идея восстановления ограды.

Змея, которую топчет конь и хвост, служат лишь для разделения воздушных потоков и уменьшения парусности памятника.

2. Зрачки Петра выполнены в виде сердечек. Петр смотрит на город влюбленными глазами. Так Фальконе передал потомкам весть о любви Петра к своему детища - Санкт-Петербургу.

3. Благодаря Пушкину и его поэме, памятник зовут "Медным", но он не из меди, а из бронзы (хоть бронза и состоит в большей части из меди).

4. Памятник был изображен на деньгах Юденича, который шел на Петроград, но не дошел.

Памятник овеян мифами и легендами. Есть он и в иностранных собраниях. Таким его представляли японцы.

Иллюстрация из 11-го свитка «Канкай ибун». Памятник нарисован японским художником со слов моряков)))

Раньше у выпускников-подводников ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского (находящегося в здании Адмиралтейства) сущетвоала традиция, в ночь перед выпуском натирать яйца коню Петра. Блестели после этого они ярко, почти пол года))) сейчас училище переместили и традиция умерла...

Периодически его моют... с мылом)))

Поздним вечером памятник не менее загадочен и красив...

Инфа и часть фото (С) интернет. Основа: сайт "Легенды Петербурга", Википедия,

Одной из самых известных достопримечательностью Санкт-Петербурга называют Памятник Петру 1 «Медный всадник». Действительно, этот силуэт знают многие, причем, во всем мире. Идея этого памятника была высказана императрицей Екатериной II, о чем и свидетельствует надпись на постаменте, и тем самым Екатерина подчеркивала дальнейшее следование путем реформ, начало которым положил Петр Великий.

Описание монумента и его концепция

Технически памятник представляет собой бронзовую фигуру высотой более пяти метров и весом 8 - 9 тонн, размещенную на основании, выполненном из цельного куска гранита. На основании нанесены надписи » Екатерина II Петру I» с датой создания монумента 1782. С одной стороны надпись выполнена на русском языке, а с другой стороны постамента - на латыни. Российский император восседает на коне, встающем на дыбы, и топчущем при этом змею (змия), символизирующего зло.

Изначально идея Екатерины заключалась в создании монумента, «на манер» античности, преимущественно римским императорам. При этом Памятник Петру 1 «Медный всадник» должен был ассоциироваться именно с Римом, а сам император должен был носить тогу, держать в руках скипетр и державу, но Фальконе из всего римского оставил для фигуры императора только лавровый венец. Он утверждал, что российский государь не носит тогу или тунику, как и римские императоры не могли носить кафтан. Вместо римского одеяния, коим хотела снабдить Петра императрица, российский государь облачен в русскую рубаху, поверх которой накинут плащ. При этом Фальконе внес некоторые символы, без которых сегодня невозможно представить этот монумент. Могучий конь, на котором восседает Петр, не имеет седла, а покрыт медвежьей шкурой, которая в понимании скульптора служит символом национальной принадлежности. Змий под копытами коня - также символ невежества и зла с которыми боролся Петр.

Цельный кусок гранита, на которой установлен памятник, представляет собой учес, не который стремительно взлетел Петр на коне. Всадник осаживает своего лошадь, и та встает на дыбы над распростертой перед ними пропастью. Фигура императора выражает спокойствие и уверенность, а одна его рука покровительственно направлена на протекающую рядом Неву, и указывая на подвластные отныне ему просторы. Именно так представлял себе Фальконе российского императора - героем, воином и реформатором. Образцом для фигуры Петра служили, как и хотела Екатерина, фигуры римских императоров, но с привнесенными скульптором изменениями.

История создания монумента

Для создания памятника Петру 1 «Медный всадник» российской императрице рекомендовал скульптора ни кто иной, как Дени Дидро, с которым Екатерина была дружна, и императрица «выписала» в российскую столицу малоизвестного «ваятеля» Этьена Фальконе. Но Фальконе приехал в Санкт-Петербург не сам, а с молодой Мари-Анн Коло, ученицей которой была доверена честь выполнить голову Петра. И Мари-Анн удалось выразительно подчеркнуть своеобразие характера великого российского императора. Фальконе все время подчеркивал полноценное участие ее в создании памятника, который был установлен в 1782 году по приказу Екатерины II.

Всю сложность создания образа Фальконе ощутил в борьбе с чиновниками и самой императрицей. Изначально скульптор изучил образ самого Петра по материалам и архивам, представил себе императора и предложил на верховное рассмотрение свой монумент. Созданный до этого проект памятника, разработанный Франческо Растрелли, не представлял интереса и был отвергнут, а сама статуя еще долго пылилась в амбарах города на Неве. В представлении чиновников. Да и самой Екатерины Памятник Петру 1 «Медный всадник» должен был быть другим. И Фальконе оставалось только воплотить его в бронзе, но скульптор на это не согласился. Он представлял Петра не как завоевателя и полководца, а как создателя России в том виде, который имела империя на момент работы над монументом. На работу скульптору потребовалось 12 лет, и постоянные раздоры и препинание с императрицей завершились тем, что сам скульптор покинул столицу и Россию вообще, и памятник устанавливался уже без него. Тем не менее, памятник создан именно таким, каким представлял его себе именно Фальконе, а не чиновники и Екатерина. В противном случае сам образ был бы другой, да и памятник мог бы носить другое название.

Отливать в бронзе творение Фальконе долгое время не решались даже маститые литейщики, поскольку фигура, по их мнению, была неустойчивой. Основную проблему составляла точная балансировка и распределение веса. К отливке Фальконе привлек пушечных дел мастера - Емельяна Хайлова, а для придания дополнительной устойчивости по рекомендации Федора Гордеева был изменен Змей, который служил дополнительной опорой для скульптуры. Отдельного внимания заслуживает и история с постаментом.

Гром-камень

Как известно, Памятник Петру 1 «Медный всадник» покоится на вершине цельной гранитной глыбы, которая по задумке Фальконе должна была напоминать морскую волну. Камень долгое время искали, и когда он был найден, проблему составляла его доставка на Сенатскую площадь. Расколотый ударами молнии гранит носил название «Гром-камень», и это «прозвище» сохраняется за ним и по сей день. Доставляли глыбу по суше и воде, и при этом в пути ее обрабатывали постоянно, придавая необходимую форму. Место установки также не осталось бесспорным. Императрица настаивала на установке в центре, а сам Фальконе предпочитал разместить монумент ближе к Неве. Что в конце концов и было сделано. Именно на Неву и за нее был устремлен, по задумке автора, взгляд императора, хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, куда же смотрит «Медный всадник»: на шведский берег, с которой воевал царь, на море, путь к которому открывал город, или на сам город, основанный Петром.

Место и направление

В целом своей задумки Фальконе не раскрыл никому, но на основании его мнения по расположению и направлению памятника, равно как и монумента, можно предполагать, что памятник Петру 1 «Медный всадник» символизирует открытие России как морской державы. Скала, как признак трудности перемен, обтесана в виде волны, символизирующей морские просторы. Именно поэтому скульптура установлена ближе к Неве, открывавшей путь к северным морям, а сам Петр смотрит на открытый им выход к морю и указывает на открытые им просторы, подчиняя себе подвластные ему земли, покорив скалу и победив темноту и зло, выраженные в поверженном «змие». Вопреки трудностям и противоречиям Петром создан город, как порт, и как столица. Уверенный и спокойный император оценивает свои деяния и угрозы для его государства.

Символы

Практически все, кто встречается впервые с монументом, поражены не столько его размерами, сколько его глубиной. Не лишены такого влияния и люди прославленные. А.С. Пушкин попал под влияние монумента, и до такой степени, что выделил его в отдельного героя своей поэмы «Медный всадник». Впрочем, Пушкин был далеко не единственным, на кого скульптура Петра оказала неизгладимое впечатление. Фальконе удалось создать образ, поражающий всех писателей, поэтов и художников, причем, не только российских, и описание «Медного всадника» для многих творческих личностей становится отдельным этапом в их жизни. И каждый находит в памятнике свои символы, тайные или явные, и свои предзнаменования.

Описание Пушкина «Медный всадник» стало отдельным символом, как и сам монумент. На его основе сегодня пишутся школьные сочинения, а само описание Александра Сергеевича так или иначе присутствует почти в каждом эссе, написанном на тему «Медного всадника». Мнений множество, и они достаточно противоречивы, но все сходятся в одном: «Медный всадник», как воплощение фигуры Петра I, символизирует движение России вперед, к новым устремлениям и победам.

Это легендарное творение Фальконе давно стало визитной карточкой Северной Пальмиры, и все туристы, посещающие Санкт-Петербург, обязательно посещают Сенатскую площадь, где расположен монумент Петру I, установленный Екатериной II. Каждый формирует свое мнение, собственное описание, и создается свое впечатление об этом удивительном и неоднозначном творении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Алтайский государственный университет"

Факультет искусств

Кафедра истории искусств

Описание и анализ памятника Медный всадник

Барнаул 2015

конный статуя петр медный

Введение

2. Описание памятника Медный всадник

2.1 Силуэт и жест

2.2 Голова Петра

2.3 Одеяние всадника

2.5 Постамент

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Скульптура сопутствует людям везде и всегда. Она встречает на дорогах, торжественно высится на городских площадях, украшает станции метро, парки, общественные интерьеры. Она декорирует фонтаны, мосты и крыши. Скульптура - это один из видов изобразительного искусства, который отражает реальную жизнь, пользуясь особыми способами и средствами; единственный вид, дающий объемно - пространственные изображения материальных предметов. В скульптуре изображают живых существ, людей и животных. Однако основное внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу.

Как вид изобразительного искусства скульптура характеризуется тем, что ее произведения имеют не иллюзорный, как произведения живописи или графики, а подлинный трехмерный объем, находящийся в реальном пространстве. Благодаря трехмерности, реальной осязаемости формы, скульптурные изображения воспринимаются иногда как живые люди. Скульптура обращается сразу ко многим людям, поэтому масштабность, простота и ясность созданного образа, выразительность и четкость формы преобразуют в ней первостепенное значение.

Для скульптуры характерно влечение к образам, утверждающим человеческое достоинство, к показу людей прекрасных физически и духовно. Героическая сущность скульптуры, ее стремление к прославлению, возвеличиванию своих персонажей особенно явственно сказывается в скульптуре монументальной, той которую обычно называют памятники.

Памятники - это скульптурные или архитектурные сооружения, которые воздвигаются, чтобы увековечить значительные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги, деяния.

Памятники помогают задуматься о том, какие же были на самом деле люди, которым они посвящены. Кроме того, памятники меняют суждение о предшественниках. Памятники не безмолвны, как кажется. Они могут не только стоять на площади, но и жить в сознании людей. Они вызывают к себе определенное отношение, либо в них что-то нравится, либо нет. От этого и зависит, какую роль они играют в жизни человека.

Распространенным типом памятника отдельному лицу является конная статуя, в ее часто увековечивают память государственных деятелей и полководцев. Конный памятник имеет возможности охарактеризовать эпоху, в которую жили люди, рассказать ее историческую и социальную суть. На первый взгляд, кажется, что конная статуя - жанр, допускающий лишь определенные нюансы: всадник на коне всегда торжественен и победоносен. На самом же деле это далеко не так: в конной статуе, как и во всякой скульптуре, все зависит от отношения художника к изображаемому, его задачи и понимания общественной обстановки.

Выделяют шесть самых знаменитых конных статуй три, из которых находятся в России. Две из них посвящены Петру I. Ведь именно при Петре произошел процесс становления светского искусства во всех его видах и жанрах.

Из этого вытекает цель курсовой работы - описать и проанализировать памятник Медный всадник, посвященный Петру I.

Задачи курсовой работы:

Изучение литературы;

Изучение истории создания памятника;

Описание и анализ памятника;

1. История создания памятника Медный всадник

В 1762 году едва взойдя на российский престол, Екатерина II решила поставить в столице памятник Петру I, к которому она испытывала глубочайшее уважение. Монумент должен был представить первого российского императора как выдающегося государственного деятеля.

Для воплощения масштабного проекта требовалась свежая, оригинальная идея, достойная памяти великого реформатора. Поиски скульптора для воплощения проекта затянулись. Никак не могли найти художника, способного передать масштабность личности императора. Екатерине II помог Денни Дидро, в 1766 году он рекомендует русской императрице французского скульптора Этьена Фальконе: "Вот человек, наделенный гениальностью и всеми качествами, совместимыми и не совместимыми с гениальностью... Сколько в нем вкуса, изящества, какой он неотесанный и учтивый, приветливый и резкий, нежный и суровый. Как это он успевает работать в глине и мраморе, читать и размышлять, какой он милый и язвительный, серьезный и шутливый...". А главное - Фальконе был талантлив, дерзок и бескорыстен. Он с радостью принял приглашение поработать в России, согласился на все условия и с головой погрузился в работу.

Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца-победителя.

Если с фигурой императора особых сложностей Фальконе не испытывал, то при моделировании головы Петра скульптор дошёл до полного отчаяния. Трижды он лепил эту необыкновенную голову и трижды императрица отвергала его модели из-за отсутствия сходства с оригиналом. И в тот момент, когда ситуация грозила стать драматической, ученица ваятеля, 20-летняя Мари Анн Колло, как рассказывает предание, в течение одной ночи вылепила голову Петра, передав его портретные черты. Успех был полный. Показанная Екатерине модель вызвала восторженное одобрение. Ваятельнице была назначена пожизненная пенсия. Отдал должное ученице и скульптор. Он при каждом удобном случае подчёркивал равноправное участие Колло в работе над памятником.

Следуя своему гениальному замыслу - установить конную статую на гигантский пьедестал, представлявшийся в воображении художника естественной гранитной скалой, Фальконе сооружает в мастерской дощатый помост, имитирующий этот предполагаемый пьедестал. Из царских конюшен скульптору выделили лучших породистых жеребцов по кличкам Бриллиант и Каприз, управляемых полковником Мелиссино. На полном скаку он взлетал на помост и на мгновение удерживал коня в этом положении. За это мгновение скульптор должен был сделать набросок с натуры. Бесчисленное количество набросков через несколько лет завершилось блестящей композицией.

19 мая 1770 года весь Петербург съехался в мастерскую скульптора возле зеленого моста через Фонтанку, чтобы посмотреть гипсовую модель будущего памятника. Каких только мнений о себе и своем творении ни услышал Фальконе. Было от чего прийти в замешательство, а порой и уныние. Но главное - работа мастера понравилась Екатерине, и она подбодрила своего любимца: "Смейтесь над глупцами и идите своею дорогой".

Пока Фальконе работал над моделью, в Сенате обсуждался вопрос о месте установки монумента. Выбрали Сенатскую площадь. Академия художеств объявила конкурс для уточнения местоположения памятника и всех деталей. Победителем конкурса стал Ю.М. Фельтен. Он выполнил план площади с обозначением приблизительных контуров постамента и план гранитной набережной, по центру которой возвышался памятник в створе моста. Спуски-пристани по краям этого участка гранитной набережной решены в тех же формах, что и остальные на всём протяжении каменного берега Невы.

В ожидании отливки статуи Фальконе взялся за подготовку постамента. Отказавшись от общепринятой геометрической формы, он задумал его в виде гранитной скалы, составленной из отдельных каменных глыб, хорошо скрепленных, но следуя совету военного инженера Карбюри Ласкари, решил высечь его из монолита.

Найти подходящие камни для монумента сразу не удалось. И тогда в газете "Санкт-Петербургские ведомости" было объявлено, что тому, кто укажет местонахождение нужного камня, будет выдано вознаграждение.

В начале сентября 1768 в Академию художеств явился крестьянин Семён Вишняков и заявил, что близ деревни Конной в окрестностях Лахты, в 12 верстах от Санкт-Петербурга, имеется "великий камень", прозванный местными жителями в память об ударе молнии, образовавшей в нём глубокую трещину, "Гром-камнем". Жители ближайших сел связывали его с именем Петра Великого, по преданию, обозревавшего отсюда местность еще до основания Петербурга.

На Фальконе "Гром-камень" произвел сильное впечатление. Гранитный валун имел длину 13,42 м., ширину 6,71 м. и высоту 8,24 м. Весил же он около 1600 тонн. Потребовалось 4 месяца с небольшим, чтобы перетащить камень к заливу. Для транспортировки камня по суше была сооружена из толстых брёвен огромная платформа. С нижней её стороны находились обитые медными листами деревянные желоба. Они покрывали собою такие же, уложенные на землю, переносные желоба-рельсы, по которым во время движения перекатывались 30 бронзовых 5-дюймовых шаров. Эти шары позволили намного уменьшить трение при движении платформы. После того, как валун, глубоко ушедший в землю, был окружён большим котлованом, его с помощью 12 рычагов и 4 воротов приподняли и уложили на платформу.

15 ноября1769 он начал своё путешествие, преодолев в этот день 23 сажени (49 м.). Камень тянули по специально проложенной дороге, используя для этого от 2 до 6 воротов, каждый из которых приводился в движение 32 рабочими. Всего в транспортировке камня участвовало до 400 человек. В отдельные дни скорость продвижения доходила до 13 или даже 300 сажен. А весь путь до Финского залива - около 8 вёрст. Во время передвижения скалы на верху её находились 2 барабанщика, дававшие сигналы рабочим. Для ускорения всех работ прямо на скале была устроена кузница с огромной наковальней. Шесть кузнецов непрерывно исправляли необходимые для передвижения инструменты, изготовляя новые части для замены сломанных. Одновременно сорок каменотесов обсекали скалу, придавая ей задуманную Фальконе форму. Многие петербуржцы приезжали смотреть, как двигается "Гром-камень". Прибыла и сама императрица со своей свитой в Лахту.

27 марта 1770 "Гром-камень" был доставлен к пристани у морского берега. Но путешествие по воде состоялось лишь осенью. Было построено "по учинённому чертежу" известного корабельного мастера Григория Корчебникова грузовое судно. После того, как с величайшей осторожностью совершили погрузку камня, на большой плот, закрепленный между двумя кораблями, "Гром-камень" отправился в Санкт-Петербург.

Приближалось время из отливки монумента. Литейщик Эрсман из Франции, которого долго ожидали, в итоге отказался от работы. Фальконе пришлось самому взяться за отливку. В 1775 году Фальконе приступил к работе, и сразу же возникли огромные трудности: размеры скульптуры были громадны, конфигурация сложной; толщина бронзовых стенок в передней части статуи должна была быть значительно меньше стенок в ее задней части. Таким образом, передняя часть становилась легче, а задняя, на которую приходилась основная нагрузка, - массивнее. Без этого огромная статуя, имевшая всего три точки опоры, не приобрела бы необходимую устойчивость. Стремясь обеспечить равновесие и устойчивость бронзового коня, вставшего на дыбы, он сделал точный расчет и, определив необходимое положение центра тяжести, увеличил толщину бронзы, а значит и вес задних ног и хвоста коня. Это дало возможность обойтись без каких-либо подпорок.

В соответствии с замыслом Фальконе петербургский ваятель Ф. Г. Гордеев вылепил модель змеи, извивавшейся под копытами коня. Ее тело должно было служить дополнительной, третьей точкой опоры для корпуса коня, поднявшегося на дыбы с оседлавшим его всадником.

Чтобы избежать образования швов между отдельными частями статуи, Фальконе решил отлить ее за один прием. Но сделать это не удалось. 24 августа 1775 года во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар, и лишь самоотверженность и находчивость литейного мастера Е. Хайлова позволила погасить пламя; но вся верхняя часть отливки - от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. 1 ноября 1777 года была безупречно отолита и недостающая часть памятника. Вместе с опытным чеканщиком Сандозом, работавшим до этого над курантами в Петропавловской крепости, скульптор сам чеканил и отделывал бронзу. Огромных усилий потребовала отделка фигуры Петра, гравировка деталей одежды. Как и прежде скульптору помогал Хайлов со своими подмастерьями. Полностью работы завершились только в 1778 году. В память о завершении отделки памятника Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".

В 1778 году в своем последнем письме к Екатерине II Фальконе докладывал об окончании работ. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. В этот период отделывается каменная скала, получившая вид взметнувшегося гребня волны.

В последний момент перед открытием памятника, по предложению Фельтена, изменился характер ограды вокруг него. Если поначалу предполагалось разместить вблизи монумента 50 "пушек" (столбов) из серого пудожского камня, соединив их медными цепями, то в окончательном варианте, по проекту 1780 года, были установлены по овалу 24 столба из тёсаного камня и железная решётка строго геометрического рисунка в виде свободно стоящих копий, перемежающихся с копьями, на которые наложены прямоугольные рамы. Эта ограда напоминала рисунок звеньев решётки Летнего сада. Одновременно с установкой ограды была выполнена панельным морским диким камнем площадка вблизи монумента.

Наконец, всё было готово, и открытие назначили на 7 августа 1782 года - в столетний юбилей воцарения Петра. При огромном стечении народа, в присутствии императорской фамилии дипломатического корпуса, приглашённых гостей, под гром оркестра и пушечную пальбу состоялось торжественное открытие 1-го в России памятника. В день открытия вокруг памятника собралось 15-тысячное войско. Едва Екатерина появилась на балконе здания Сената, взвилась ракета. Тотчас полотняные щиты, окружавшие памятник, упали на мостовую. Войско отдало памятнику "честь ружьем и уклонением знамен, а суда - поднятием флагов, и в ту же минуту производимая пальба с обеих крепостей и с судов, смешанная с беглым огнем полков и барабанным боем и военной музыкой, поколебала восторгом город, Петром созданный...".

Фальконе сумел нарушить традиции конных памятников XVIII века со спокойно сидящими фигурами королей, полководцев, победителей в пышных одеждах, окруженных многочисленными аллегорическими фигурами.

"...Труд этот, друг мой, как истинно прекрасное произведение, отличается тем, что кажется прекрасным, когда видишь его в первый раз, а во второй, третий, четвертый раз представляется еще более прекрасным, покидаешь его с сожалением и всегда охотно к нему возвращаешься..." Из письма Дидро к Фальконе.

2. Описание памятника Медного всадника

В композиции, созданной Фальконе, Петр представлен верхом на вздыбленном коне -- на полном скаку поднявшемся по крутой скале и остановившемся на ее вершине, у края обрыва.

Впечатляющая сила этого образа, как в этом убеждает более подробное рассмотрение, обусловлена, прежде всего, тем, что он построен на взаимно противоположных началах, "соткан" из внутренних противопоставлений, находящих свое гармоническое разрешение. Эти внутренние противоречия художественного образа не зашифрованы в нем намеками или символами, а даны открыто -- открыто показаны в самой пластике монументального изображения.

Понять композицию и образ изваяния -- значит, прежде всего, понять смысл этих внутренних противопоставлений.

К ним относится, прежде всего, противоположность движения и покоя. Оба эти начала совмещены в образе всадника, стремительно поднявшегося на крутизну скалы и остановившего коня на полном скаку. Конь, поднятый на дыбы, еще весь в движении, порыв охватывает его, неостывший жар исходит из всего его существа. Фигура коня наполнена динамикой. Но изображение всадника, его посадка, поза, жест, поворот головы олицетворяют величественный покой -- уверенную силу властителя, укрощающего и бег коня, и сопротивление стихии. Всадник на скачущем коне повелительным жестом дарует покой стране. Пластическое единство движения и покоя лежит в основе скульптурной композиции.

Это сочетание-противопоставление раскрывается также и в другом плане. Конь, поднявшийся на дыбы перед обрывом, показан в положении, которое может длиться всего мгновение. Мгновенность позы -- характерная особенность избранной скульптором ситуации. Но, превращенная в монументальный образ, эта мгновенность воспринимается также и в прямо противоположном смысле: конь и всадник как бы застыли навеки в этой мгновенной позиции, бронза гигантской статуи говорит зрителю о несокрушимо вечной жизни всадника. Быстро переходящему движению коня, поднятого на дыбы, сообщен характер ничем не колеблемой устойчивости, постоянства, прочности. Мгновенность здесь сочетается с вечностью -- противоположность этих начал воспринимается как пластическое единство, воплощенное всем строем художественного образа.

Если в композиции монумента сочетаются движение и покой, мгновенность и постоянство, то с не меньшей силой соединились в нем, образ ничем не ограниченной стихийной свободы и мощной, все подчиняющей себе воли. Всадник летит вперед -- в бесконечный простор, раскрывающийся с высоты одинокой скалы. Перед ним открыты все пути, все земные дороги и морские дали. Еще не сделан выбор пути, еще не видна конечная цель. Но в то же время бег коня направляется "железной рукой" могучего властелина. Абсолют человеческой воли обуздывает стихию. Образы скачущего во весь опор коня и повелевающего им всадника сочетают в себе оба этих начала.

Впрочем, позиция коня, поднятого на дыбы, могла бы показаться нарочитой, если бы в самом изваянии не содержалось исчерпывающей мотивировки этой позиции. В самом деле, конь поднялся на дыбы именно потому, что в своем стремительном беге он оказался на самом краю пропасти, на бровке отвесной скалы... Перед этой внезапно раскрывшейся пропастью всадник круто осадил коня, остановил его бег, поднял на задние ноги "над самой бездной". Достаточно было сделать еще малейшее движение или просто опустить передние ноги коня, и всаднику грозило бы неминуемое падение с высокой каменной кручи. Это положение коня на самом краю гранитного утеса дает исчерпывающую мотивировку избранной позы и в то же время наделяет монументальный образ еще одним противопоставлением -- единством.

Оно пластически выражено в необычном постаменте памятника. Гранитная скала сзади образует покатую линию подъема, по которому только что проскакал всадник, а спереди обрывается отвесным уступом, нависшим над выдвинутым вперед нижним уступом. Крутой, но одолимый путь к вершине скалы внезапно сменяется отвесным срезом, за которым -- каменные кручи пропасти. Плавный подъем к вершине и резкий обрыв вниз -- из этих взаимно противоположных начал и слагается форма скалы-постамента. Без этого контрастного сочетания была бы неоправданна, немыслима избранная скульптором композиция всего конного изваяния. Подъем и обрыв, гранитная твердь скалы и разверзшаяся "бездна" -- эти противопоставления входят в существо монументального образа, наполняют его внутренним движением, сообщают ему ту пластическую многопланность, которая является выражением смысловой многопланности и идейной глубины.

2.1 Силуэт и жест

Как всякое большое произведение монументальной скульптуры, памятник Петру рассчитан в своей композиции на обозрение с любой возможной точки, но в то же время он требует для полного своего восприятия обхода со всех сторон: только такое обозрение раскрывает пластический образ. Весь композиционный строй монумента предполагает обязательность восприятия статуи с различных сторон, под разными углами зрения, дающими все новые и новые аспекты, из совокупности которых и слагается целостный художественный образ.

В последовательном раскрытии образа по мере движения зрителя первенствующую роль играет силуэт -- объемные очертания конной статуи и служащей ей постаментом гранитной скалы. Силуэт -- это первое, чем воздействует каждое произведение монументальной скульптуры. В силуэте заключены пластические качества, которые не могут быть компенсированы никакой моделировкой, никакой самой отделкой деталей.

Памятник Петру обладает исключительно характерными очертаниями. Корпус коня, поднятый под углом почти в 45 градусов над линией горизонта, составляет при обозрении памятника сзади и с боков продолжение линии подъема скалы-постамента. Эта плавная линия резко обрывается спереди вздернутой головой коня, его поднятыми и напряженно согнутыми передними ногами и отвесным обрывом скалы. В этих контрастных очертаниях, где сталкиваются ровная диагональ заднего фасада с прерывистыми, неправильной формы выступами спереди, фигура самого героя не только не теряется, но остается пластическим центром, фокусом всей композиции. Дело в том, что при всей сложности и прерывистости контурной линии, образуемой очертаниями поднятого на дыбы коня, габариты статуи вписываются в совершенно правильные границы равнобедренного треугольника, основанием которого является линия, идущая от верхнего переднего края скалы до крайней точки статуи, то есть до конца хвоста лошади. В этом классическом по своей уравновешенности построении сидящая фигура Петра оказывается в вершине треугольника -- она господствует над всей композицией.

Пластическую выразительность сидящей фигуры в значительной степени усиливает жест. Многозначительный смысл этого жеста (утверждение державной воли, указующее обращение к заморским далям, умиротворение людей и стихий, торжество победителя) выражен простым движением руки, но пластика этого движения играет важнейшую роль в образном содержании монумента. Недаром в пушкинском описании "Медного всадника" жест Петра отнесен к числу самых существенных особенностей изваяния. "Стоит с подъятою рукой"; "Поднявши руку в вышине"; "Гигант с простертою рукой"; "С простертой мощною рукой"; "Грозя недвижною рукой"; "И с распростертою рукой" -- так подбирал Пушкин эпитеты, которые могли бы с наибольшей точностью и силой передать сущность простого и столь значительного жеста.

Неся в себе важное смысловое содержание, протянутая рука всадника является в то же время одним из наиболее выразительных пластических элементов скульптурного целого. Формально нарушая композиционное равновесие силуэта, это одностороннее движение как бы концентрирует энергию всадника, одолевшего крутизну скалы и прискакавшего на ее вершину для того, чтобы с этой высоты утвердить свою волю -- могучую волю народа, создавшего город, открывшего перед страной новые пути, новые беспредельные просторы.

Силуэт памятника приобретает благодаря названным и другим особенностям статуи и ее постамента исключительную силу. Диагонально поднятый вздыбленный конь; его голова и передние ноги, образующие резко выдвинутые линии и контуры; вскинутая вверх голова всадника и его протянутая вправо рука; просвет, образуемый между корпусом коня и верхней плоскостью постамента; наконец, уступчатое строение этого последнего, с нависающей верхней частью и выдвинутой вперед нижней,-- все это образует резко очерченный, чуждый какой бы то ни было искусственной "закругленности", неповторимый силуэт памятника, воспринимаемый с разных точек и с разных расстояний.

"Надо, -- писал Фальконе в своих "Размышлениях о скульптуре", -- чтобы произведение, выделяясь на фоне воздуха, деревьев или архитектуры, заявляло о себе с самого дальнего расстояния, с которого его можно заметить. Свет и тени, широко распределенные, будут также состязаться в том, чтобы определить главные формы и общее впечатление".

Памятник Петру отвечал этим теоретическим положениям его автора. Очертания статуи четко "выделяются на фоне воздуха и архитектуры", части изваяния и постамента, выступающие от общего массива или нависающие над другими частями, создают "широкое распределение света и тени". Огромная пластическая сила памятника действует "с самого дальнего расстояния". Эта сила заложена уже в его силуэте.

2.2 Голова Петра

Когда приближаешься к монументу вплотную, к впечатлению, производимому общими очертаниями статуи, ее силуэтом, присоединяется новый образ: голова Петра. Голова Петра в бронзовом изваянии -- совершенно новый образ правильный овал гордо вскинутой головы вписан в обрамление из густых волнообразных прядей, на которых покоится венок из крупных листьев лавра. Широко открытые глаза с резко и глубоко вычеканенными зрачками, обращенные в сторону указующей руки, объемная выпуклость высокого лба, перекрытого мощным сводом надбровных дуг, крупные формы носа и подбородка, выражение глубокой мысли и непоколебимой воли во всех физиономических чертах прекрасного мужественного лица -- таковы особенности этого монументального портрета. В его основе лежит сочетание мысли и силы. Образ монарха-просветителя, обладающего могучей волей, запечатлен в бронзовой голове Петра. Фальконе исключил из облика своего героя все то, что мешало наиболее отчетливому раскрытию именно этих определяющих черт. Человек эпохи Просвещения, Фальконе и в Петре видел прежде всего человека мысли, разума, носителя высоких дум. Именно в этом направлении и осуществлена в памятнике Петру идеализация его реального облика -- идеализация, без которой в той или иной мере не может обойтись ни одно произведение монументальной скульптуры. Увенчанная лаврами голова Петра озарена светом высокой мысли, широко раскрытой к просторам знания.

2.3 Одеяние всадника

Выбор и выполнение одежды играют важную роль в создании любого произведения монументальной скульптуры. Всадник облачен в широкую, легкую, не стесняющую свободу движений одежду. Фальконе справедливо полагал, что одежда всадника не должна бросаться в глаза, отвлекать зрителя от главного. По утверждению самого скульптора, одежда Петра имеет черты сходства, как с русской простонародной одеждой, так и с формами античного гражданского одеяния. "Костюм Петра, - говорил скульптор, - одежда всех народов, всех людей, всех времен, - одним словом, костюм героический". Она напоминает длинную, просторную рубаху волжского бурлака, с вышивкой по подолу и на рукавах. Сверху накинута короткая мантия, на ногах - мягкие легкие меховые сапожки, какие носили на севере Руси. Вместо седла на коня наброшена медвежья шкура, напоминающая о допетровской "медвежьей Руси". К поясу всадника прикреплен меч, покоящийся в простых, ничем не украшенных ножнах. Лавровый венок победителя и короткий меч у пояса как бы свидетельствуют о том, что царь-созидатель не раз одерживал победы и на полях сражений.

Заменив все исторические типы одежды созданным им "эквивалентом", в котором русское совмещается с античным, Фальконе наделил образ национального русского героя чертами общечеловеческой, всемирно исторической значимости.

Фигура человека, сидящего верхом, оставалась на протяжении тысячелетий одним из самых распространенных видов монументального изображения, призванного увековечить образ властелина, воина, героя.

В памятнике Петру Фальконе дал глубоко реалистическое скульптурное изображение лошади, поднятой на дыбы. Бронзовый конь Петра как бы выхвачен из самой жизни, его внешние пластические признаки -- результат тщательных наблюдений над живой лошадью, ее повадками, движениями, анатомией и пластикой ее тела.

Поза, жест, весь облик всадника взаимно обусловлены позицией и движением коня. Всадник не только "восседает" на коне, но и активно им повелевает, он предуказывает коню то резкое движение ("на дыбы"), которое составляет основу всей скульптурной композиции. В свою очередь поза предопределяет многое в фигуре героя: его глубокая посадка, поворот головы, жест настолько крепко связаны с движением и позицией коня, что какая-либо возможность раздельного и пластического существования того и другого исключается. Эта слитность всадника и коня усилена такой деталью, как замена обычного седла шкурой и отсутствие стремян. Складки плаща, падающего с плеч всадника, плавно ложатся на спину лошади, "сращивая" фигуру человека с корпусом коня.

2.5 Постамент

Образ скалы как символа "побежденных трудностей" представлялся Фальконе в наиболее естественном, первичном виде -- в форме дикой каменной кручи, которую одолевает герой. Скульптор не ограничился здесь простой заменой обычного, геометрически правильного постамента гранитной скалой. Благодаря приданной постаменту сложной асимметричной форме зритель видит не только всадника на вершине скалы, но и движение всадника к этой вершине. Постамент показывает не одно лишь свершившееся действие, но и то, как это действие произошло, как добрался всадник до отвесно обрывающейся площадки и как он остановил своего коня на самом ее краю. Гранитная глыба по-разному обработана с переднего и с заднего фасадов памятника. Сзади перед нами путь к вершине скалы, пологий подъем со слегка намеченными тремя ступенями. Подъем переходит в плоскую площадку, на которой всадник осадил коня. Затем следует отвесный срез камня. Этот срез образует со стороны переднего фасада вертикальную плоскость выступа, нависающего над вторым, нижним выступом. Очертания двух выступов, напоминающие всплеск завихренной волны, придают постаменту своеобразную динамичность. Эти очертания отдаленно вторят силуэту коня с его выдвинутой вперед головой и поднятыми передними ногами.

Необычайная форма постамента усиливает движение, заложенное в композиции самой статуи. Статичная масса огромной каменной глыбы и таящаяся в ней напряженная динамическая мощь многократно повышают впечатление волевой силы, носителем которой является могучий человек, одолевший эту каменную кручу и возвышающийся над ней. Именно это сочетание придало постаменту настолько важную, активную роль в сложении художественного образа, что постамент в памятнике Петру Первому сделался частью изваяния, неотделимой от изображения самого героя.

Заключение

Ознакомившись с памятником Медный Всадник, посвященному Петру I работы Этьена Фальконе можно сделать следующее заключение.

Фальконе отказался от канонизированного образа императора-победителя. Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя. Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца - победителя.

По моему мнению, памятник лаконичен и в то же время выразителен, он очень соответствует величию и мощи Петра, он создает образ сильного, влиятельного человека, который открывает для людей перспективу новой жизни, он символизирует быстроту решений, четкость и грацию всего, что было сделано Петром I. Плавные, создающие воздушность и легкость, линии привлекают и придают самому всаднику большую изящность и стройность: Петр предстает человеком, который способен свернуть горы, у которого грандиозные планы, как бы они ни казались несбыточными, способны воплотиться в реальность. Я считаю эту достопримечательность одной из лучших, которые посвящены не только Петру I, но и напоминают о его целеустремленности, о проведенных им реформах и строительстве Петербурга. Детище Петра, культурная столица нашей необъятной Родины, всегда будет связано с исторической основой города, поэтому этот "Медный всадник" олицетворяет всю тяжесть препятствий, возникавших на пути к созданию города, энтузиазм и решительность императора. Сейчас для многих именно этот Всадник является одним из символов Петербурга, что подтверждает его популярность не только у жителей столицы, но и гостей из других уголков страны и туристов.

Список литературы

1. Памятник Петру I в Ленинграде. - Юный художник, 1982, № 8.

2. Топоров В. Н. О динамическом контексте трехмерных произведений изобразительного искусства (семиотический взгляд). Фальконетовский памятник Петру I // Лотмановский сборник. 1. М., 1995.

3. Проскурина В. Петербургский миф и политика монументов: Пётр Первый Екатерине Второй // Новое литературное обозрение. -- 2005. -- № 72.

4. Кнабе Г. С. Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина. -- М.: 1993.

5. Памятники архитектуры Ленинграда. -- Л.: Стройиздат, 1975.

6. К. Карнилович. "На берегах Невы". Издательство - Искусство - Ленинград - 1964 - Москва.

7. Боженкова М. И. Кумир на бронзовом коне: Образ Петра Великого в монументальной скульптуре С.-П. / М. И. Боженкова. - СПб.: ТО Пальмира, 1997. - 160 с.

8. Каганович А. Л. Медный всадник: История создания монумента / А. Л. Каганович. - Л.: Искусство, 1975. - 190 с.

9. Романова Е. Шедевры скульптуры Санкт-Петербурга / Е. Романова. - М. Литера, 2007. - 96 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Важность, величие и неповторимость памятника Петру I – "Медный всадник", расположенному на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Достижения Этьена Мориса Фальконе и его работа над "Медным всадником": цель, замысел и исполнение. Легенда о майоре Батурине.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Медный всадник - первый памятник в России и главный монумент в честь великого императора. Но все же самый важный памятник Петру Великому, нерукотворный, создал он сам. Это его пример, это его ученики, это наша Россия.

    реферат , добавлен 01.02.2004

    Получение французским скульптором Фальконе Этьеном Морисом навыков в обращении со скульптурным материалом. Особые художественные свойства французского фарфора, которые блестяще использовал французский скульптор в своем творчестве. Описание работ Фальконе.

    презентация , добавлен 30.09.2014

    История создания памятника "Тысячелетие России" в Великом Новгороде, воздвигнутого в 1862 г. в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами памятника являются скульпторы М.О. Микешин, И.Н. Шредер и архитектор В.А. Гартман.

    реферат , добавлен 10.03.2008

    Закладка фундамента памятника Александру III в Иркутске в 1903 г. Крестный ход из Казанского собора к памятнику Александру III в день его открытия и освящения. Свержение памятника с пьедестала после революции. Воссоздание памятника императору в наши дни.

    презентация , добавлен 15.03.2013

    История открытия грота Оби-Рахмата. Плановые масштабные раскопки памятника. Изучение памятника с помощью методов естественнонаучных дисциплин. Роль обирахматской индустрии в построении региональных схем развития палеолита на территории Центральной Азии.

    реферат , добавлен 10.06.2014

    Оформление входа в частный музей "Эрарта". Открытие памятника президенту Республики Вьетнам Хо Ши Мину. Праздник "День филолога и восточника". Парк современной скульптуры. Открытие Памятного креста, инсталляции "Башня" скульптора Андрея Сазонова.

    презентация , добавлен 03.09.2013

    Построение храма Артемиды в Эфесе и гигантской статуи Колосса Родосского. Сооружение Галикарнасского мавзолея как надгробного памятника карийского правителя Мавсола. Историческая ценность великой пирамиды в Гизе, знаменитого амфитеатра Колизей в Риме.

    презентация , добавлен 16.02.2015

    Ознакомление с историей создания и культурой времен возведения статуи Христа. Особенности архитектуры и нынешний статус статуи. Открытие и освящение монумента, ставшего символом Рио-де-Жанейро. Интересные факты про статую Христа-Искупителя, ее двойники.

    презентация , добавлен 05.10.2012

    Описание и история создания семи новых чудес света: великой Китайской стены, комплекса Петра в Иордании, статуи Христа в бразильском Рио-де-Жанейро, города древних инков Мачу-Пикчу в Перу, пирамиды древних майя Чичен-Ица, римского Колизея, Тадж-Махала.

Страна: Россия

Город: Санкт-Петербург

Ближайшее метро: Садовая

Сдан: 1782 г.

Скульптор: Этьен-Морис Фальконе

Описание

Более чем пятиметровая бронзовая скульптура, восседающего на коне Петра I находится на каменном постаменте, выполненного в виде волны. Петр I восседает на коне, вставшем на дыбы, и простирает руку вперед. Указывает он в направлении Шведского королевства, основного противника в Северной войне. Постамент необычен тем, что выполнен из естественного куска, обвалившегося от скалы. Постамент не просто так выполнен в виде волны, ведь Петр I первый основал Русский флот, тем самым открыв морские пути для России.

История создания

На создание памятника у Этьена-Мориса Фальконе ушло более десяти лет и сопровождалось большими трудностями. Только на создание модели у Фальконе ушло три года. А при отливке скульптуры лопнула труба, и часть скульптуры была испорчена. Пришлось заново создавать форму. С постаментом так же было нелегко. Когда нашли подходящий гранитный монолит, возникла проблема доставки его в Санкт-Петербург. Поскольку вес скалы был около двух тысяч тонн, Екатерина II устроила конкур на лучший проект по доставке такого груза. Название Гром камень постамент получил из предания, по которому в скулу попала молния, в результате чего возникла трещин, так в народе и появилось это название. Сама же скульптура Петра перового, восседающего на коне, получила свое название Медный всадник благодаря одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина. Решение, установить памятник на Сенатской площади, было принято не просто так. Ведь там располагается, основанное Петром I, Адмиралтейство.

Традиции

Медный всадник является традиционным местом, которое посещают молодожены сразу после того, как расписались в ЗАГСе.

Как добраться

Приезжаете на станцию метро Садовая и выходите на переулок Гривцова и идете по нему на север. Проходите канал Грибоедова, доходите до реки Мойка и поворачиваете на лево к Синему мосту. И идете по Исаакиевской площади мимо уникального памятника Николаю I, мимо Исаакиевского собора и выходите к Александровскому саду. Продолжаете идти вдоль проезда Декабристов к набережной реки Нива там, на Сенатской площади у Адмиралтейства вы увидите памятник Петру I.

Французский скульптор Э. М. Фальконе прибыл в Россию по приглашению Екатерины II осенью 1766 г. Вместе с Фальконе прибыла его ученица Мари-Анн Колло. Фальконе заранее продумал программу монумента "благодетелю, преобразователю и законодателю" России, выполненного в новаторской для своего времени, предельно лаконичной и глобокой по символическому значению форме. Работа над конной скульптурой продолжалась 12 лет. В создании статуи Петра I принимала участие М.-А. Колло, выполнившая портрет императора. Одновременно решался вопрос о выборе места для установки памятника, велись поиски исполинского камня для постамента. Так называемый "гром-камень" удалось найти в окрестностях поселка Лахта. Для перевозки камня весом более 1000 тонн были использованы оригинальные конструкции, приспособления, построенны специальная баржа и корабли.

Под руководством и при участии Фальконе отливку конной статуи в бронзе осуществлял мастер-литейщик Е. М. Хайлов. В августе 1775 г. состоялась первая, не совсем удачная отливка скульптуры. Из-за прорыва литейной формы и пожара в мастерской пострадала верхняя часть бронзовой отливки, и она была "срезана". Окончательная отливка недостающей верхней части статуи выполнена Фальконе в 1777 г. Летом 1778 г. полностью завершены работы по отливке и чеканке скульптуры. В память об этом автор выгравировал на складке плаща всадника надпись по латыни, которая в переводе гласит: "Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778". В сентябре того же года скульптор покинул Петербург. В создании памятника принял участие скульптор Ф. Г. Гордеев, по модели которого отлита змея под копытами коня. Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда Э. Фальконе из России вел архитектор Ю. М. Фельтен.

В 1872 г. по инициативе петербургской городской Думы по случаю празднования 200-летия со дня рождения Петра I у памятника установлены 4 фонарных столба с канделябрами, исполненные на заводе Шопена.

По замыслу Э. Фальконе ограды вокруг монумента не предусматривалось. В письме к Д. Дидро скульптор писла на этот счет следующее: "Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, зачем сажать его в клетку?". Вопреки идеи автора к открытию памятника ограда, исполненная мастером Стефаном Вебером, была установлена. В 1903 г. в связи с 200-летием основания Петербурга ограда, как искажающая первоначальный авторский замысел, была снята, "благодаря чему монумент, в идею которого вложена мысль о безудержном движении вперед, впервые предстал во всей красоте".

В 1908 г. Академией художеств создана специальная комиссия по изучению состояния памятника, а в следующем - 1909 г. - памятник впервые подвергся серьезной реставрации, включая вскрытие люка в крупе коня, когда было удалено свыше 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Под руководством скульптора И. В. Крестовского в 1935-1936 гг. проведены исследовательские и реставрационные работы в памятнике.

Современные исследования памятника и комплекс реставрационных работ осуществлены Государственнным музеем городской скульптуры в 1976 году. К этому времени серьезные опасения вызывали трещины на опорных ногах коня, причину которых предстояло выяснить. Впервые в истории монумента была разработана и выполнена обширная программа исследований по составу бронзы, состоянию защитной окисной пленки - патины, по прочности внутреннего каркаса конной статуи. В исследовании принимали участие ученые Политехнического института, лабораторий Кировского и Ижорского заводов, НИИ им. Ефремова и других предприятий. С помощью специальной аппаратуры проведено гаммаграфирование, вследствие чего выяснилось, что причиной трещин стал "пережог" металла, когда для повторной отливки верха скульптуры Фальконе разогрел ее низ до высокой температуры. Определен состав бронзы, в котором более 90 процентов меди. Трещины были заделаны вставками, отлитыми из специально выплавенной бронзы. Обследован и усилен опорный каркас. Исследования дали полную картину конструктивных особенностей памятника. Высота скульптуры - 5, 35 м, высота постамента - 5, 1 м, длина постамента - 8, 5 м.