Шостакович 7 симфония краткое содержание. Дмитрий Шостакович и его «седьмая симфония

Шостакович 7 симфония краткое содержание. Дмитрий Шостакович и его «седьмая симфония
Шостакович 7 симфония краткое содержание. Дмитрий Шостакович и его «седьмая симфония

Седьмая «Ленинградская» симфония - одна из величайших партитур XX века. История ее создания и первых исполнений, сила и масштаб воздействия этой музыки на современников поистине уникальны. Само имя Шостаковича для широкой аудитории оказалось навсегда спаяно со «знаменитой ленинградкой», - так назвала симфонию Анна Ахматова.

Первые месяцы войны композитор провел в Ленинграде. Здесь 19 июля начал работать над Седьмой симфонией. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», - признавался Шостакович. До эвакуации в октябре были написаны первые три части симфонии (во время работы над второй частью вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады). Финал был завершен в декабре в Куйбышеве, где 5 марта 1942 года оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил Седьмую симфонию впервые. Спустя четыре месяца в Новосибирске она прозвучала в исполнении Заслуженного коллектива республики под управлением Евгения Мравинского. Симфонию начали исполнять за рубежом - в июне состоялась премьера в Великобритании, в июле - в США. Но еще в феврале 1942-го в газете «Известия» были напечатаны слова Шостаковича: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание». Блокадная премьера симфонии сродни событиям, о которых в былые времена слагались предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Главным «действующим лицом» концерта стал Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета - так назывался в годы войны нынешний Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. Именно на его долю выпала честь первым сыграть в Ленинграде Седьмую симфонию Шостаковича. Впрочем, альтернативы не было - после начала блокады этот коллектив оказался единственным симфоническим оркестром, который остался в городе. Для исполнения симфонии требовался расширенный состав - к коллективу прикомандировали фронтовых музыкантов. В Ленинград смогли доставить только партитуру симфонии - на месте расписали партии. В городе появились афиши.

9 августа 1942 года - в день, ранее объявленный немецким командованием датой вступления в Ленинград, - под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии состоялась ленинградская премьера «Ленинградской симфонии». Концерт прошел, по словам дирижера, «при совершенно переполненном зале» (безопасность обеспечивал огонь советской артиллерии), транслировался по радио. «Перед концертом… наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно!.. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», - вспоминала участница премьеры Ксения Матус. В августе 1942 года оркестр исполнил симфонию 6 раз, четырежды - в Большом зале филармонии.

«Этот день живет в моей памяти, и я навсегда сохраню чувство глубочайшей благодарности к вам, восхищение вашей преданностью искусству, вашим артистическим и гражданским подвигом», - писал Шостакович в адрес оркестра к 30-летию блокадного исполнения Седьмой симфонии. В 1942 году в телеграмме Карлу Элиасбергу композитор был более краток, но не менее красноречив: «Дорогой друг. Большое спасибо. Передай горячую благодарность всем артистам оркестра. Желаю здоровья, счастья. Привет. Шостакович».

«Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в истории искусства, - “дуэт” симфонического оркестра и артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие - музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух - первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!»

Е.Линд, создатель музея Седьмой симфонии,

о дне блокадной премьеры

Аннотация. Статья посвящена гениальному произведению музыки ХХ века - Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Это произведение стало одним из ярчайших образцов искусства, в котором отразились события Великой Отечественной войны. Автор статьи предпринял попытку рассмотреть средства музыкальной выразительности и раскрыть уникальность силы воздействия симфонии Д. Шостаковича на людей разных поколений и возрастов.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Седьмая симфония («Ленинградская»), патриотизм

«Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться…»

(В.А. Гергиев)

В этом году вся страна празднует 70-летие победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.

В такой знаменательный для нашей родины год, каждый человек должен почтить память героев и сделать всё необходимое, чтобы не был забыт подвиг советского народа. Во всех городах России отмечали праздник 9 мая - День Победы. Красноярский край не стал исключением. Всю весну в Красноярске и крае проходили мероприятия, посвященные празднованию 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной Войне.

Обучаясь в детской музыкальной школе, я вместе с нашим творческим коллективом - ансамблем народных инструментов «Енисей - квинтет» - выступала на различных площадках города и принимала участие в поздравительных концертах для ветеранов. Это было очень интересно и познавательно. Особенно если учесть то, что в общеобразовательной школе, я состою в военно-патриотическом клубе «Гвардия». Я стремлюсь узнавать что-то новое о войне и рассказывать о военном времени своим друзьям, родителям, знакомым. Также меня интересует, как пережили военное лихолетье люди, которые явились живыми свидетелями тех страшных событий, какие произведения искусства и литературы они помнят, какое воздействие на них оказывала музыка, рожденная в годы войны.

Лично на меня наибольшее впечатление произвела Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича, которую я услышала на уроке музыкальной литературы. Мне было интересно узнать как можно больше об этой симфонии, об истории ее создания, о композиторе и о том, как современники автора отзывались о ней.

Д.Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская»
История создания








  1. 70 лет назад в Куйбышеве впервые прозвучала 7 симфония Дмитрия Шостаковича (2012 г.). - URL: http://nashenasledie.livejournal.com/1360764.html
  2. Седьмая симфония Шостаковича. Ленинградская (2012 г.). - URL: http://www.liveinternet.ru/users/4696724/post209661591
  3. Никифорова Н.М. "Знаменитая ленинградка" (история создания и исполнения «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича). - URL: http://festival.1september.ru/articles/649127/
  4. Тема гитлеровского нашествия в Седьмой симфонии Д. Шостаковича отмечена «числом зверя», утверждает петербургский композитор (2010 г.). - URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=415772
  5. Шостакович Д. О времени и о себе. - М., 1980, с. 114.

Приложение 1

Состав классического тройного симфонического оркестра

Состав симфонического оркестра Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича

Деревянные духовые

3 Флейты (вторая и третья дублируются флейтами-пикколо)

3 Гобоя (третий дублируется английским рожком)

3 Кларнета (третий дублируется малым кларнетом)

3 Фагота (третий дублируется контрафаготом)

Деревянные духовые

4 флейты

5 кларнетов

Медные духовые

4 Валторн

3 Тромбона

Медные духовые

8 валторн

6 тромбонов

Ударные

Большой барабан

Малый барабан

Треугольник

Ксилофон

Литавры, большой барабан, малый барабан,

треугольник, тарелки, бубен, гонг, ксилофон…

Клавишные

фортепиано

Струнно-щипковые инструменты:

Струнные

Первые и вторые скрипки

Виолончели

Контрабасы

Струнные

Первые и вторые скрипки

Виолончели

Контрабасы

Д.Д. Шостакович «Ленинградская симфония»

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Узнать, как сочинялось произведение и при каких обстоятельствах было впервые исполнено, а также содержание и множество интересных фактов можно на нашей странице.

История создания «Ленинградской симфонии»

Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро ». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».


Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.



Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича

  • Название «Ленинградская» произведение получило от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой.
  • С момента написания Симфония №7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.
  • В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.
  • Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония».

  • Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения.
  • Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.


  • Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта».
  • В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.
  • Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи.
  • Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть.
  • Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся в городе. Многие были музыкантами военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов, но в итоге оркестр был собран и исполнил произведение.
  • Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.
  • Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость и выразительность мелодий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру.


  • Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. 21 августа 2008 года произведение было исполнено в Цхинвале. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях.
  • На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.
  • После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочиненте, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.


Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

  • I часть написана в сонатной форме без разработки. Роль части – экспозиция двух полярных миров, а именно главная партия представляет собой мир спокойствия, величия, строящийся на русских интонациях, побочная партия дополняет главную партию, но в то же время меняет характер, и напоминает колыбельную. Новый музыкальный материал, носящий название «эпизод нашествия» - это мир войны, гнева и смерти. Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз. Кульминация отражает борьбу главной партии и «эпизода нашествия». Из коды становится понятно, что главная партия одержала победу.
  • II часть представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии.
  • III часть является адажио, написанное в жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна.
  • Финал продолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Тема сарабанды воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

Использование музыки Симфонии №7 в кинофильмах


На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века:

  • «1871» (1990);
  • «Военно-полевой роман» (1983);
  • «Ленинградская симфония» (1958).

Состав оркестра: 2 флейты, альтовая флейта, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 5 литавр, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, 2 арфы, рояль, струнные.

История создания

Неизвестно когда именно, в конце 30-х или в 1940 году, но во всяком случае еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович напи­сал вариации на неизменную тему - пассакалью, сходную по замыслу с Болеро Равеля. Он показывал ее своим младшим коллегам и ученикам (с осени 1937 года Шостакович преподавал в Ленинградской консерва­тории композицию и оркестровку). Тема простая, как бы приплясываю­щая, развивалась на фоне сухого стука малого барабана и разрасталась до огромной мощи. Сначала она звучала безобидно, даже несколько фри­вольно, но вырастала в страшный символ подавления. Композитор от­ложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его.

22 июня 1941 года его жизнь, как и жизнь всех людей в нашей стра­не, резко изменилась. Началась война, прежние планы оказались пере­черкнутыми. Все стали работать на нужды фронта. Шостакович вмес­те со всеми рыл окопы, дежурил во время воздушных тревог. Делал аранжировки для концертных бригад, отправлявшихся в действующие части. Естественно, роялей на передовых не было, и он перекладывал аккомпанементы для небольших ансамблей, делал другую необходи­мую, как ему казалось, работу. Но как всегда у этого уникального му­зыканта-публициста - как было с детства, когда в музыке передава­лись сиюминутные впечатления бурных революционных лет, - стал созревать крупный симфонический замысел, посвященный непосред­ственно происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Ее он успел показать самому близкому другу И. Соллертинскому, который 22 августа уезжал в Новосибирск вместе с филармонией, художественным руководителем которой был многие годы. В сентябре, уже в блокированном Ленинграде, композитор создал вторую часть, показал ее коллегам. Начал работу над третьей частью.

1 октября по специальному распоряжению властей его вместе с же­ной и двумя детьми самолетом переправили в Москву. Оттуда, через полмесяца поездом он отправился дальше на восток. Первоначально планировалось ехать на Урал, но Шостакович решил остановиться в Куйбышеве (так в те годы называлась Самара). Здесь базировался Боль­шой театр, было много знакомых, которые на первое время приняли композитора с семьей к себе, но очень быстро руководство города выделило ему комнату, а в начале декабря - двухкомнатную квартиру. В нее по­ставили рояль, переданный на время местной музыкальной школой. Можно было продолжать работу.

В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одномды­ хании, работа над финалом продвигалась медленно. Было тоскливо, тре­вожно на душе. Мать с сестрой остались в осажденном Ленинграде, пе­реживавшем самые страшные, голодные и холодные дни. Боль за них не оставляла ни на минуту. Плохо было и без Соллертинского. Компози­тор привык к тому, что друг всегда рядом, что с ним можно делиться самыми сокровенными мыслями - а это в те времена всеобщего доно­сительства становилось самой большой ценностью. Шостакович часто писал ему. Сообщал буквально обо всем, что можно было доверить цен­зурируемой почте. В частности, о том, что финал «не пишется». Не уди­вительно, что последняя часть долго не получалась. Шостакович пони­мал, что в симфонии, посвященной событиям войны, все ожидали торжественного победного апофеоза с хором, праздника грядущей побе­ды. Но для этого не было пока никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце. Не случайно позднее распространилось мнение, что финал по значимости уступает первой части, что силы зла оказались воплощенными значительно сильнее, чем противостоящее им гумани­стическое начало.

27 декабря 1941 года Седьмая симфония была закончена. Конечно, Шостаковичу хотелось, чтобы ее исполнил любимый оркестр - оркестр Ленинградской филармонии под управлением Мравинского. Но он был далеко, в Новосибирске, а власти настаивали на срочной премьере: исполнению симфонии, которую композитор назвал Ленинградской и посвятил подвигу родного города, придавалось политическое значе­ние. Премьера состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года. Играл ор­кестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.

Очень любопытно, что написал о симфонии «официальный писатель» того времени Алексей Толстой: «Седьмая симфония посвящена тор­жеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича - в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения. <...> Седь­мая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами. Написанная в Ленингра­де, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятно­го на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем.

Скрипки рассказывают о безбурном счастьице, - в нем таится беда, оно еще слепое и ограниченное, как у той птички, что «ходит весело по тропинке бедствий»... В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны - короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок. Оговариваемся, человек Седьмой симфонии - это некто типичный, обобщенный и некто - любимый автором. Национален в симфонии сам Шостакович, национальна его русская рассвирепевшая совесть, обрушив­шая седьмое небо симфонии на головы разрушителей.

Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то про­стенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колы­хать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов, со сво­ими железными крысами, поднимается из-за холма... Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчая­ния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые пери­ла, кажется: неужели, неужели уже все смято и растерзано? В оркестре - смятение, хаос.

Нет. Человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бо­роться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов, могуществен­нее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее пещерный рев.

Проклятого крысолова больше нет, он унесен в черную пропасть вре­мени. Слышен только раздумчивый и суровый - после стольких потерь и бедствий - человеческий голос фагота. Возврата нет к безбурному счастьицу. Перед умудренным в страданиях взором человека - прой­денный путь, где он ищет оправдания жизни.

За красоту мира льется кровь. Красота - это не забава, не услада и не праздничные одежды, красота - это пересоздание и устроение ди­кой природы руками и гением человека. Симфония как будто прикасает­ся легким дуновением к великому наследию человеческого пути, и оно оживает.

Средняя (третья - Л. М. ) часть симфонии - это ренессанс, возрож­дение красоты из праха и пепла. Как будто перед глазами нового Данте силой сурового и лирического раздумья вызваны тени великого искус­ства, великого добра.

Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателя­ми... раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого сто­ит жить и стоит бороться. Не о счастьице, но о счастье теперь рассказы­вает могущественная тема человека. Вот - вы подхвачены светом, вы словно в вихре его... И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего. С возрастающим напряжением вы ожидаете... завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в бу­дущее, к голубым городам высшего устроения...» («Правда», 1942, 16 февраля).

После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Ново­сибирске (под управлением Мравинского), но самая замечательная, по­истине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфо­нию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в боль­ницу - подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии - 9 августа 1942 года - все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать зна­менательной премьере.

И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как со­бытие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полу­шария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфо­нии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее по­бедное шествие по земному шару.

Музыка

Первая часть начинается в ясном светлом до мажоре широкой, распевной мелодией эпического характера, с ярко выраженным русским нацио­нальным колоритом. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия также песенна. Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворен­но. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки - олицетворение обыденно­сти и пошлости. Это начинается «эпизод нашествия» (таким образом, форма первой части - сонатная с эпизодом вместо разработки). Понача­лу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплот­няется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема из­лагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтоже­ния, которая кажется, сотрет все живое. Но начинается противодействие. После мощной кульминации реприза наступает омраченной, в сгущенно минорных красках. Особенно выразительна мелодия побочной партии, сделавшаяся тоскливой, одинокой. Слышно выразительнейшее соло фагота. Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Лишь в коде впервые главная партия звучит в мажоре, утверж­дая наконец столь трудно доставшееся преодоление сил зла.

Вторая часть - скерцо - выдержано в мягких, камерных тонах. Пер­вая тема, излагаемая струнными, соединяет в себе светлую печаль и улыб­ку, чуть приметный юмор и самоуглубленность. Гобой выразительно исполняет вторую тему - романсовую, протяженную. Затем вступают другие духовые инструменты. Темы чередуются в сложной трехчастности, создавая образ привлекательный и светлый, в котором многие кри­тики усматривают музыкальную картину Ленинграда прозрачными бе­лыми ночами. Лишь в среднем разделе скерцо появляются иные, жесткие черты, рождается карикатурный, искаженный образ, исполненный лихорадочного возбуждения. Реприза скерцо звучит приглушенно и печаль­но.

Третья часть - величавое и проникновенное адажио. Оно открывает­ся хоральным вступлением, звучащим словно реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема близка скрипичной, но тембр флейты и более песенный характер передают, по словам самого композитора, «упоение жизнью, преклонение перед при­родой». Средний эпизод части отличается бурным драматизмом, романтической напряженностью. Его можно воспринимать как воспоминание о прошедшем, реакцию на трагические события первой части, обострен­ные впечатлением непреходящей красоты во второй. Реприза начинает­ся речитативом скрипок, еще раз звучит хорал, и все истаивает в таин­ственно рокочущих ударах тамтама, шелестящем тремоло литавр. Начинается переход к последней части.

В начале финала - то же еле слышное тремоло литавр, тихое звуча­ние скрипок с сурдинами, приглушенные сигналы. Происходит посте­пенное, медленное собирание сил. В сумеречной мгле зарождается глав­ная тема, полная неукротимой энергии. Ее развертывание колоссально по масштабам. Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды - печальный и величественный, как память о пав­ших. А затем начинается неуклонное восхождение к торжеству заклю­чения симфонии, где главная тема первой части, как символ мира и гря­дущей победы, звучит ослепительно у труб и тромбонов.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема урока-экскурсии: “Знаменитая ленинградка”.

Цель урока:

  • История создания Симфонии №7 Д.Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде и за его пределами.
  • Расширить знания о петербургских адресах, связанных с именем Д.Д.Шостаковича и его “Ленинградской” симфонией.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить знания об адресах в Санкт-Петербурге, связанных с именем Д.Д.Шостаковича и его “Ленинградской” симфонией в процессе виртуальной экскурсии;
  • Познакомить с особенностями драматургии симфонической музыки.

Воспитательные:

  • Приобщение детей к истории блокадного Ленинграда через знакомство с историей создания “Ленинградской” симфонии, и её исполнения 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии;
  • Провести параллели с современностью: концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Цхинвале 21 марта 2008 года, где был исполнен фрагмент Симфонии №7 Д.Д.Шостаковича.

Развивающие:

  • Формирование музыкального вкуса;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Формировать абстрактное мышление;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-экскурсия.

Методы:

  • наглядный;
  • игровой;
  • объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • видеофрагменты из фильма “Семь нот”;
  • видеофрагменты из фильма-концерта “Валерий Гергиев. Концерт в Цхинвале. 2008”;
  • нотный материал;
  • текст песни “Никто не забыт” музыка Н.Никифоровой, слова М.Сидоровой;
  • музыкальные фонограммы.

Конспект урока

Организационный момент

Презентация. Слайд №1 (Тема урока)

Звучит “Тема нашествия” из симфонии №7 “Ленинградской” Д.Д.Шостаковича. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

Работа по теме урока

Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
“Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Сегодня наша встреча посвящена одному из самых знаменательных событий, связанных с историей нашего города – 69-й годовщиной полного снятия блокады Ленинграда. А разговор пойдёт о музыкальном произведении, ставшем символом блокадного Ленинграда, о котором Анна Ахматова написала следующие строки:

А за мною, тайной сверкая
И назвавши себя Седьмая
На неслыханный мчалась пир...
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир.

О симфонии №7 Д.Д.Шостаковича. Сейчас я предлагаю Вам прослушать радиообращение Дмитрия Шостаковича. Передача из блокадного Ленинграда 16 сентября 1941 года.

Учитель: Ребята, как Вы думаете, почему Д.Д.Шостакович выступил по радио с этим сообщением, ведь симфония ещё не была закончена?

Ученики: Для жителей блокадного города это сообщение было очень важно. Это означало, что город продолжает жить и предавало сил и мужества в грядущей борьбе.

Учитель: Конечно, ну и потом Д.Д.Шостакович уже знал, что будет эвакуирован и ему лично хотелось поговорить с ленинградцами, с теми, кто останется в блокадном городе ковать Победу, сообщить эту новость.

Прежде чем продолжить разговор вспомните, пожалуйста, что такое симфония.

Ученики: Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра, которое состоит из 4-х частей.

Презентация. Слайд №3 (определение симфонии)

Учитель: А симфония – это жанр программной музыки или нет?

Ученики: Как правило, симфония – это произведение не программной музыки, но симфония №7 Д.Д.Шостаковича является исключением, потому что у неё есть программное название – “Ленинградская”.

Учитель: И не только поэтому. Д.Д.Шостакович, в отличие от других подобных исключений, даёт название ещё и каждой из частей, и я предлагаю Вам с ними познакомиться.

Презентация. Слайд №4

Учитель: Сегодня мы совершим с Вами увлекательное путешествие по некоторым адресам в нашем городе, которые связаны с созданием и исполнением “Ленинградской” симфонии Д.Д.Шостаковича.

Презентация. Слайд №5

Учитель: Итак, я предлагаю Вам отправиться в Дом Бенуа, на Большой Пушкарской улице, дом №37.

Презентация. Слайд №6

Учитель: В этом доме c 1937 по 1941 год жил великий советский композитор Д.Д.Шостакович. Об этом нам сообщает мемориальная доска с горельефом Д. Д. Шостаковича, установленная со стороны Большой Пушкарской улицы. Именно в этом доме композитором были написаны первые три части его Седьмой (Ленинградской) симфонии.

Презентация. Слайд №7

А в курдонёре, открывающемся на Кронверкскую улицу, установлен его бюст.

Презентация. Слайд №8

Учитель: Финал симфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор создал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года оркестром Большого театра Союза СССР под управлением С. А. Самосуда.

Презентация. Слайд №8

Учитель: Как Вы думаете, задумывались ли ленинградцы в блокадном городе об исполнении симфонии в Ленинграде?

Ученики: С одной стороны, главная цель, которая стояла перед голодными жителями блокадного города, это конечно же выжить. С другой стороны, мы знаем, что в блокадном Ленинграде работали театры, радио и наверняка нашлись энтузиасты, которые были одержимы желанием, во что бы то ни стало, исполнить “Ленинградскую” симфонию именно во время блокады, чтобы доказать всем, что город жив и поддержать обессиливших от голода ленинградцев.

Учитель: Совершенно верно. И теперь, когда симфония прозвучала в Куйбышеве, Москве, Ташкенте, Новосибирске, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, ленинградцы ждали ее в свой город, город, где она родилась... Но как же доставить в Ленинград партитуру симфонии. Ведь это 4 увесистых тетради?

Ученики: Я смотрела художественный фильм, который так и назывался “Ленинградская симфония”. Так вот в этом фильме партитуру в блокадный город доставил лётчик, по-моему, капитан, подвергая свою жизнь опасности. Он вёз в блокадный город лекарства и доставил партитуру симфонии.

Учитель: Да, фильм, о котором Вы упомянули, так и называется, и сценарий этой картины был написан в соответствии с реальными историческими событиями, правда немного изменёнными. Так лётчиком был двадцатилетний лейтенант Литвинов, который 2 июля 1942 года под сплошным огнем немецких зениток, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объемистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. На аэродроме их уже ждали и увезли, как величайшую драгоценность.

Двадцатилетний лётчик-ленинградец
Особый рейс в далёкий тыл свершил.
Он все четыре получил тетради
И рядом со штурвалом положил.

И били вражьи пушки, и в полнеба
Вставала плотного огня стена,
Но лётчик знал: мы ждём не только хлеба,
Как хлеб, как жизнь, нам музыка нужна.

И он поднялся на семь тысяч метров,
Где только звёзды свет прозрачный льют.
Казалось: Не моторы и не ветры -
Оркестры мощные ему поют.

Через железное кольцо осады
симфония прорвалась и звучит....
В то утро партитуру он вручил
Оркестру фронтового Ленинграда!
И.Шинкоренко

Учитель: На следующий день в “Ленинградской правде” появилась коротенькая информация: “В Ленинград доставлена на самолете партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Публичное исполнение ее состоится в Большом зале Филармонии”. А мы вернёмся к нашей карте с адресатами и наметим следующий маршрут.

Презентация. Слайд №5

Учитель: Единственным коллективом, оставшимся в Ленинграде, был Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, и именно туда была доставлена партитура симфонии. Поэтому наш следующий адрес: Итальянская улица, дом №27, дом Радио. (Гиперссылка на слайд №10)

Презентация. Слайд №10

Учитель: Но когда главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг раскрыл первую из четырех тетрадей партитуры, он помрачнел:

Презентация. Слайд №11

вместо обычных трех труб, трех тромбонов и четырех валторн у Шостаковича было вдвое больше. Да еще добавлены ударные! Мало того, на партитуре рукою Шостаковича написано: “Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно”. И “обязательно” жирно подчеркнуто. Стало понятно, что с теми немногими музыкантами, кто еще остался в оркестре, симфонию не сыграть. Да и они свой последний концерт играли 7 декабря 1941 года.

Из воспоминаний Ольги Берггольц:

“Единственный оставшийся тогда в Ленинграде оркестр Радиокомитета убавился от голода за время трагической нашей первой блокадной зимы почти наполовину. Никогда не забыть мне, как темным зимним утром тогдашний художественный руководитель Радиокомитета Яков Бабушкин (в 1943 погиб на фронте) диктовал машинистке очередную сводку о состоянии оркестра: - Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти... И все-таки эти оставшиеся в живых, страшно истощенные музыканты и руководство Радиокомитета загорелись идеей, во что бы то ни стало исполнить Седьмую в Ленинграде... Яша Бабушкин через городской комитет партии достал нашим музыкантам дополнительный паек, но все равно людей было мало для исполнения Седьмой симфонии...”

Как руководство Ленинградского радиокомитета вышли из создавшегося положения?

Ученики: Объявили по радио сообщение о приглашение в оркестр всех оставшихся в городе музыкантов.

Учитель: Именно с таким объявлением руководство радиокомитета обратилось к ленинградцам, но это не решило проблемы. Какие ещё есть предположения?

Ученики: Может быть, искали музыкантов в госпиталях?

Учитель: Не только искали, но и находили. Я хочу познакомить Вас с уникальным, на мой взгляд, историческим эпизодом.

Музыкантов искали по всему городу. Элиасберг, шатаясь от слабости, обходил госпитали. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. “Да он же живой!” - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в “теме нашествия”.

Учитель: Но музыкантов всё равно не хватало.

Ученики: А может пригласить желающих и научит их играть на музыкальных инструментах, которых не хватало.

Учитель: Ну, это уже из области фантастики. Нет, ребята. Решили просить помощи у военного командования: многие музыканты были в окопах - защищали город с оружием в руках. Просьбу удовлетворили. По распоряжению начальника Политического управления Ленинградского фронта, генерал-майора Дмитрия Холостова, музыканты, находившиеся в армии и на флоте, получили предписание прибыть в город, в Дом Радио, имея при себе музыкальные инструменты. И они потянулись. В документах у них значилось: “Командируется в оркестр Элиасберга”. А вот тут нам необходимо вернуться к карте, чтобы определиться со следующим пунктом нашего путешествия. (Гиперссылка на слайд №5 с картой и адресами).

Презентация. Слайд №5

Учитель: Я приглашаю Вас в Большой зал Филармонии имени Д.Д.Шостаковича по адресу Михайловская улица, дом №2.

Презентация. Слайд №12

Именно в этом легендарном зале начались репетиции. Они продолжались по пять-шесть часов утром и вечером, заканчиваясь иногда поздно ночью. Артистам были выданы специальные пропуска, разрешавшие хождение по ночному Ленинграду. А дирижеру сотрудники ГАИ даже подарили велосипед, и на Невском проспекте можно было увидеть высокого, предельно исхудавшего человека, старательно крутящего педали - спешащего на репетицию или в Смольный, или к Политехническому институту - в Политуправление фронта. В перерывах между репетициями дирижер спешил уладить многие другие дела оркестра.

А теперь подумайте, какой группе симфонического оркестра приходилось труднее всего?

Ученики: Вероятно, это группы духовых оркестров, особенно медных, потому что люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции.

Учитель: Позже музыкантов прикрепили к столовой Горсовета - один раз в день они получали горячий обед.

Через несколько дней в городе появились афиши, расклеенные рядом с воззванием “Враг у ворот”.

Презентация. Слайд №13

Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Играет Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Дирижирует К. И. Элиасберг. Иногда прямо тут же, под афишей, стоял легкий столик, на котором лежали пачки с отпечатанной в типографии программой концерта.

Презентация. Слайд №14

За ним сидела тепло одетая бледная женщина – видно все еще не могла отогреться после суровой зимы. Около нее останавливались люди, и она протягивала им программу концерта, отпечатанную очень просто, ненарядно, одной только черной краской.

На первой страничке ее - эпиграф:

Презентация. Слайд №15

“Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович”. Пониже крупно: “СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА”. А в самом низу мелко: “Ленинград, 1942”. Эта программа служила входным билетом на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии 9 августа 1942 года. Билеты расходились очень быстро - все, кто мог ходить, стремились попасть на этот необычный концерт.

Готовились к концерту и на передовой. В один из дней, когда музыканты еще только расписывали партитуру симфонии, командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Александрович Говоров пригласил к себе командиров-артиллеристов. Задача была поставлена кратко: Во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде! Удалось ли выполнить поставленную задачу?

Ученики: Да, артиллеристы засели за свои “партитуры”. Прежде всего, был произведен расчет времени.

Учитель: Что Вы имеете в виду?

Ученики: Исполнение симфонии длится 80 минут. Зрители начнут собираться в Филармонию заранее. Значит, плюс еще тридцать минут. Плюс столько же на разъезд публики из театра. 2 часа 20 минут гитлеровские пушки должны молчать. И следовательно, 2 часа 20 минут должны говорить наши пушки - исполнять свою “огненную симфонию”.

Учитель: Сколько на это потребуется снарядов? Каких калибров? Все следовало учесть заранее. И наконец, какие вражеские батареи следует подавить в первую очередь? Не изменили ли они свои позиции? Не подвезли ли новые орудия? Кто же мог ответить на эти вопросы?

Ученики: Ответить на эти вопросы предстояло разведке. Разведчики со своей задачей справились хорошо. На карты были нанесены не только батареи врага, но и его наблюдательные пункты, штабы, узлы связи.

Учитель: Пушки пушками, но вражескую артиллерию следовало еще и “ослепить”, уничтожив наблюдательные пункты, “оглушить”, прервав линии связи, “обезглавить”, разгромив штабы. Разумеется, для исполнения этой “огненной симфонии” артиллеристы должны были определить состав и своего “оркестра”. Кто же в него вошёл?

Ученики: В него вошли многие дальнобойные орудия, опытные артиллеристы, уже много дней ведущие контрбатарейную борьбу. “Басовую” группу “оркестра” составили орудия главного калибра морской артиллерии Краснознаменного Балтийского флота. Для артиллерийского сопровождения музыкальной симфонии фронт выделил три тысячи крупнокалиберных снарядов.

Учитель: А кто же был назначен “дирижёром” этого артиллерийского “оркестра”?

Ученики: “Дирижером” артиллерийского “оркестра” был назначен командующий артиллерией 42-й армии генерал-майор Михаил Семенович Михалкин.

Учитель: Приближался день премьеры. Вот проведена генеральная репетиция. Об этом свидетельствуют немногие дошедшие до нас фотодокументы.

Презентация. Слайд №16

Презентация. Слайд №17

Слушание и обсуждение

Девятое августа...
сорок второго...
Площадь Искусств...
Филармонии зал...
Люди города-фронта
симфонии строгой
Сердцем слушают звуки,
прикрыв глаза...
Показалось на миг им
безоблачным небо...
Вдруг в симфонию звуки
грозы ворвались.
И сразу лица, полные гнева.
И пальцы до боли в кресла впились.
И в зале колонны, как жерла пушек,
Нацелились в глубину –
Симфонию мужества
город слушал,
Забыв о войне
и вспомнив войну.
Н.Савков

Учитель: В симфонических произведениях, так же как и в произведениях сценического жанра, мы продолжаем разговор о драматургии. Я, надеюсь, Вы внимательно прослушали стихотворение Н.Савкова, и готовы дать мне ответ: в чем заключается основа драматургии этой симфонии?

Ученики: Драматургия этой симфонии построена на конфликте между советским народом с одной стороны и немецкими захватчиками с другой.

Ученики: Момент вторжения “темы нашествия” в “тему мирной жизни советского народа”.

Учитель: Одна из участниц легендарного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде гобоистка Ксения Матус вспоминала: “...Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать... И, когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя. Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было так удивительно!.. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли. Шостакович прислал телеграмму, поздравил нас всех”.

А сам, Карл Ильич Элиасберг позже он вспоминал: “Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли еще никогда. И в этом нет ничего удивительного: величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев - все это было близко, дорого каждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили”.

А солдат Николай Савков, исполнитель другой - “огненной симфонии”, после ее окончания напишет стихи:

И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась -

Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал. ...
И в зале - шквал,
И по фронту - шквал. ...

Учитель: Эта операция так и называлась “Шквал”.

Во время исполнения, симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Как Вы думаете, а враг слышал эту трансляцию?

Ученики: Думаю, что слышали.

Учитель: Тогда, попробуйте предположить, что они испытывали в этот момент?

Ученики: Я думаю, что немцы обезумели, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый.

Учитель: Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:

Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...”

А нам пора вернуться к карте и выбрать следующий адресат нашего виртуального путешествия. И мы с Вами отправимся на набережную реки Мойки, дом 20, в Академическую капеллу имени М.И.Глинки.

Презентация. Слайд №18

Учитель: Я вижу на Ваших лицах удивление, поскольку этот зал мы обычно посещали, когда разговор шёл о хоровой музыке, но на этой легендарной сцене проходят концерты и инструментальной музыки, с лёгкой руки Н.А.Римского-Корсакого, который организовал в Капелле инструментальные классы и симфонический оркестр.

Сегодня у нас с Вами есть уникальная возможность заглянуть в “святая святых”, а именно на репетицию симфонического оркестра, которым руководит, точнее руководил... Ну, есть предположение?

Ученики: Карл Ильич Элиасберг?!

Учитель: Да, друзья мои, сохранилась запись репетиции симфонического оркестра Ленинградского Радиокомитета под управлением К.И.Элиасберга, которая была сделана в этом зале в 1967 года. Думаю, что Вы догадались и над каким произведением работал маэстро со своими музыкантами.

Ученики: Ленинградская симфония Д.Д.Шостаковича.

Учитель: Да, самая узнаваемая тема из этой симфонии. Может быть кто-нибудь рискнёт предположить?

Ученики: Тема нашествия из первой части.

Учитель: Совершенно верно. Итак... (видеофрагмент)

А теперь последний адрес нашего виртуального путешествия, но я, думаю, не последний в истории легендарной симфонии. Мы с Вами отправляемся на Театральную площадь, дом №1,

Презентация. Слайд №19

По этому адресу находится Мариинский театр оперы и балета, художественным руководителем и главным дирижёром которого является Валерий Гергиев.

Презентация. Слайд №20

21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева

Презентация. Слайд №21

На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента симфония была призвана подчеркнуть параллель между грузино-южноосетинским конфликтом и Великой Отечественной войной. (видеофрагмент).

Я прошу Вас ответить на следующие вопросы. Во-первых, почему Валерий Гергиев для своего концерта в разрушенном грузинскими войсками Цхинвале выбирает произведение Д.Д.Шостаковича? Во-вторых, современна ли музыка Д.Д.Шостаковича?

Ученики: Ответы.

Решение кроссворда (фрагмент творческого проекта учащихся)