Художники во время блокады ленинграда. Блокада ленинграда в искусстве

Художники во время блокады ленинграда. Блокада ленинграда в искусстве

В переводе М. Тарловского , сентябрь 1941

  • Решетов А.Е. Ленинградская доблесть. Стихи. Обложка-гравюра на дереве Хижинского Л. Л. Государственное издательство художественной литературы 1942г. 96 с
  • 27 января 1944 года («И в ночи январской беззвёздной…») , Анна Ахматова , 1944
  • Поэзия блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, Эдуард Асадов, Анна Ахматова и др.
  • Поэмы о Ленинграде, Лен.газетно-журн. изд., 1947 год
  • Проза

    • Вера Инбер , Почти три года (ленинградский дневник), Советский писатель, Л., 1947
    • Ольга Берггольц , Дневные звёзды, Советский писатель, Л., 1959
    • Александр Борисович Чаковский , Роман «Блокада» (кн. 1-5, 1968-75; Ленинская премия 1978)
    • , Зеркало
    • Александр Борисович Чаковский , Это было в Ленинграде
    • Тамара Сергеевна Цинберг , «Седьмая симфония», повесть - Л., Дет. лит., 1969.
    • Николай Корнеевич Чуковский Роман «Балтийское небо», 1946-1954, опубл. 1955, одноимённый фильм 1960. О лётчиках Балтийского флота, защитниках осажденного Ленинграда.
    • Пантелеев Л. , В осаждённом городе. Живые памятники./ Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3. Л.: Дет. лит., 1984.
    • Михаил Чулаки роман "Вечный хлеб", 1984. Изд. Советский писатель.
    • Гинзбург Л. Я. , Проходящие характеры: Проза военных лет. Записки блокадного человека. М. : Новое издательство, 2011.
    • Нина Раковская , Мальчик из Ленинграда, Гос. изд-во детской лит-ры, Л., 1945.
    • Ариф Сапаров , Дорога жизни. Л.:Лениздат, 1947.
    • Ариф Сапаров , Январь сорок второго. Из блокадной ленинградской хроники. Л.:Советский писатель, 1969.
    • Виктор Конецкий, Кто смотрит на облака. Первое издание - середина 1960-х гг.
    • Николай Тихонов, Ленинград принимает бой. Л.: Гослитиздат 1943. 416 с.

    Современные поэзия и проза

    • Полина Барскова , Живые картины. СПб. Издательство Ивана Лимбаха, 2014.
    • Сергей Ануфриев , Павел Пепперштейн , главы из романа «Мифогенная любовь каст » (1999-2002)
    • Андрей Тургенев , Спать и верить: Блокадный роман. М., 2007
    • Сергей Завьялов , Рождественский пост, поэма (2009)
    • Игорь Вишневецкий , Ленинград, повесть (2009)
    • Полина Барскова , поэтический цикл "Справочник ленинградских писателей-фронтовиков 1941-1945", из книги «Сообщение Ариэля» (2011)
    • Борис Иванов , За стенами города. Дезертир Ведерников , повесть (2012)
    • Кирилл Рябов , рассказы из книги «Сжигатель трупов» (2013)
    • Ирина Сандомирская , «Блокада в слове. Очерки критической теории и биополитики языка». М.: Новое литературное обозрение , 2013.
    • Геннадий Алексеев , верлибр «Жар-Птица»

    Музыка

    • Дмитрий Дмитриевич Шостакович , Симфония № 7 «Ленинградская» (1941-1942)
    • Борис Владимирович Асафьев , «Дифирамб великому городу» (1941), «Песни печали и слёз» (1941) для фортепиано соло, «Канты незабвенной памяти Александра Дмитриевича Кастальского » для смешанного хора a capella (1941-1942) на тексты из церковного обихода
    • Гавриил Николаевич Попов Симфония № 2 «Родина» (1943, задумана зимой 1941-1942 в осаждённом городе)
    • Борис Иванович Тищенко , Симфония № 5 «Хроника блокады» (1975)
    • В. Кудряшов (музыка), М. Рябинин (слова), исп. Виль Окунь и ансамбль, Папин вальс
    • Песни группы «Сплин » «Блокада», «Вальс» и «Оркестр».
    • Песня британского рок-музыканта Блэйза Бэйли City Of Bones с альбома Promise and Terror (2010)
    • Песня Криса де Бурга Leningrad
    • Альбом «The Diarist» (2006) итальянской группы Dark Lunacy полностью посвящён блокаде Ленинграда.
    • Песня и видеоклип группы «Самое большое простое число» (СБПЧ) - «Блокада»
    • Песня «Непокорённый» рок-группы «Кипелов » с одноимённого сингла
    • 08.09.2012 в день памяти жертв блокады Ленинграда состоялась премьера Третьей симфонии (Военной) op.13 композитора Алексея Курбатова в Большом зале Филармонии (Санкт-Петербург), оркестр под управлением Игоря Пономаренко. Симфония транслировалась на площадях города в прямом эфире.

    Монументальное искусство

    Многие художники напрямую последовали указаниям, исходящим от Обкома ВКП (б) и Политуправления фронта, призывавших «к штыку приравнять перо», и превращали своё искусство в могучий агитационный ресурс. Живописные работы, написанные в блокаду, далеко не так многочисленны, как графические произведения. К батальной живописи относятся многочисленные произведения, созданные в это время живописцами по заказам ЛССХ, изображающие эпизоды сражений, имевших место в ходе битвы за Ленинград, события происходящие на фронте, боевые действия партизан, и также поднятая тема героизма защитников города. Официальные заказы художники получали на написание «военных портретов», при этом многие бойцы приезжали позировать прямо с фронта, получая короткий отпуск. Другими заказами становились портреты стахановцев и трудовая жизнь горожан, много реже - события русской военной истории. Произведения воспевали стойкость и мужество защитников города, несли в себе обещание победы. Среди художников, работавших в этом направлении, наиболее известными были В. А. Серов , Г. С. Верейский, И. А. Серебряный, Н. Пильшиков, В. А. Власов, В. И. Курдов, и многие другие мастера. Серия из 24-х литографических работ А. Ф. Пахомова «Ленинградская летопись», законченная в 1947 году, после войны была удостоена Государственной премии.

    С начала блокады самым востребованным и массовым видом искусства становится плакат; одним из самых первых плакатов, появившихся в городе, был сделан В. В. Лебедевым , в прошлом, известным мастером этого жанра, в 1919-1920 годах работавшего над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА» . В начале войны над плакатом работало не более пяти человек, тогда как к августу число плакатистов подошло к пятидесяти, они работали в возобновлённых «Окнах ТАСС» и для объединения «Боевой карандаш». Плакаты имели сильное воздействие, взывая к прохожим со стен: «Смерть детоубийцам», «Уничтожить немецкое чудовище». Кроме листков «Боевого карандаша» и плакатов, большими тиражами выпускались лубки, открытки, и портреты героев войны. Открытки, выходившие тиражами до 25 тысяч, посвящены были военной теме. В военные годы в блокадном Ленинграде книжные графики не могли найти работы, деятельность большинства издательств была почти парализована. , так что открытки стали доя них прежде всего, возможным источником заработка. Блокадная жизнь отражалась, однако, и в этих сюжетах - темой для открытки могла стать «Женщина, вяжущая рукавицы для бойцов».

    Всё время блокады шла активная выставочная деятельность, первая выставка была открыта 2 января 1942 года. Блокадные выставки, до 1944 года, были малопосещаемыми (человек 15-18 в день) , в том числе и не только по причине того, что на первом месте у людей стояли вопросы выживания. Тематические картины писали художники социалистического реализма, который, в отличие от «критического» реализма 19 века, критики не предусматривал. " Во время войны Н. Н. Пунин сравнивал с оружием средства воздействия искусства. Нельзя вести военные действия оружием прошлого… Были и заказы. Это были так называемые тематические картины. И был контингент, который легко выполнял эти заказы, их художники полупрезрительно называли картинщиками. Они работали на всё более нетребовательный вкус начальства. Обладая определённым, но довольно ремесленным мастерством, они наполняли выставки своей продукцией, от которой человеку, желавших видеть подлинную живопись, становилось тошно… Что-то мёртвое, замороженное смотрело со стен выставок в Петербурге … причём этот процесс не останавливался. На выставках всё становилось всё более и более серым.. "

    Творческие позиции ленинградских художников разделялись.

    Уже в конце 1930-х годов в соцреализме «реставрируется» академическая иерархия жанров, художники обращаются прямо к власти (в официальных полотнах) или к коллегам (решая пластические проблемы в портретах и в натюрмортах) . Преобладающими в блокадном искусстве стали работы, представляющие пейзаж и бытовой жанр.

    В жанровой живописи (и графике) в первые годы блокады преобладают трагические и драматические темы; сюжетно-повествовательные работы появляются к 1944 году. Историки выделяют две линии этого жанра - одна, с акцентированным сюжетом, или с раскрытием темы через образ одного человека, при этом именно портретной задачи художник перед собой не ставит. Вторая линия развития жанра представляет собой разновидность пейзажа, нередко городского, с введёнными в него элементами жанрового действия. Ещё одной темой были «события, происходившие на фронте или в тылу врага»; эти работы, по мнению историков, также тяготели или к бытовому жанру, с четко выраженной сюжетной основой, или к «военному» пейзажу.

    Повседневная жизнь города

    Значительную часть созданных в блокаду работ составляли рисунки, носившие документальный характер. Часть их была сделана эскизно, но во многих случаях это законченные, продуманные отдельные вещи. Большинство этих работ далеки и от поощряемого Обкомом парадного «военного официоза», и от оптимизма. Они отражают жизнь обитателей города, противостоящих невзгодам тяжёлых лет. Нередко темой этих работ становятся образы страдания и скорби.

    Большая часть блокадной графики (и отчасти и живопись) представляет собой натурные рисунки, и разделяется на группы - городские пейзажи, заполненные людьми, чаще пустынные, портреты и бытовые зарисовки. Многие из этих работ было сделано по государственным заказам, большинство их было приобретено для Музея обороны Ленинграда.

    Один из драматических образов, характерный именно для блокадной зимы, повторяющийся во многих работах - человек, везущий по улице сани с телом покойника. Темами акварелей П. М. Кондратьева были уборка уличных ограждений, карты скорой помощи, вмёрзшие в лёд грузовики; работ С. С. Бойма - очистка снега на улицах, очереди в булочную, заготовка и выгрузка дров, эвакуация детей, госпиталь, ёлочный базар в декабре 1941 г. На рисунках Н. М. Быльева-Протопопова изображены греющиеся у печки дистрофики, уличные баррикады, девочки, плетущие маскировочные сети, подростки, дежурящие на крышах, и скопление гробов у ворот Охтенского кладбища. И. А. Владимиров известен своим циклом документальных зарисовок событий 1917-1918 годов, второй такой подобный цикл он сделал в блокаду, его темами на этот раз стали уборка трупов на улицах, «дорога смерти». Сюжетами Л. И. Гагариной были закутанные, сидящие у коптилки люди, уборка снега с улиц, сюжетами Т. Н. Глебовой - люди, сидящие в бомбоубежище, конная полиция, разбор обрушенных домов после налёта, толпы погорельцев, сидящих на улицах среди своих вещей, дистрофики, обедающие в соловой Союза художников. Л. Н. Глебова рисовала лица блокадных детей и женщин с детскими гробиками на санках. Е. М. Магарил рисовала людей в больничном стационаре, Г. К. Малыш - детские трупы на улицах, и - салют в честь снятия блокады в 1944 году, А. Е. Мордвинова - людей, помогающих тушить пожары, женщину с новорожденным, сидящую у буржуйки, общественную чайную, В. В. Стерлигов - раненых в госпитале, А. Г. Траугот - переход чрез замёрзшую Неву, С. Н. Спицын - быт школьников, учеников СХШ , Т. Купервассер - медсестёр в больнице, Е. Я. Хигер - ремонт отопления. А. Н. и В. Н. Прошкины писали пленных немцев под Шлиссельбургом, эшелоны, доставляющие городу топливо. А. Л. Ротач - пожар в Зоологическом саду, Я. О. Рубанчик - огороды у Исаакиевского собора, водозабор и застывший транспорт, мешки с песком, воздушную тревогу, очередь в табачный магазин, горы вещей взятых с собой эвакуирующимися, сложенные у Финляндского вокзала, А. И. Русаков и А. Ф, Пахомов зимой 1941 года делали натурные зарисовки умирающих от дистрофии людей в больнице Ф. Эрисмана.

    Л. А. Ильин рисовал взрывы на улицах(от одного из них он вскоре погиб) и сложенные в подвалах трупы. Сюжеты М. Г. Платунова более трагичны - убийства и кражи на улицах, произошедшие из за куска хлеба, отчаявшиеся самоубийцы, замёрзшие на улице люди. Многие, сделанные в блокаду, работы можно отнести с уверенностью к бытовому жанру, но далеко не все, так как художникам было невозможно принять взрывы на улицах и сложенные штабелями трупы, как быт.

    Повседневная жизнь города и портреты горожан была также темой работ П. И. Басманова , В. Г. Борисковича , П. Я. Зальцмана , В. В. Милютиной, В. В. Зенькович, Л. А. Рончевской, А. И. Харшака, М. А. Шепилевского, Н. Дормидонтова, Е. Белухи, С. Мочалова. Работали в блокаду и скульпторы. Не все созданные в блокаду произведения сохранились, многие были утрачены. Военным будням блокированного города были посвящены и блокадные работы Евгении Эвенбах. .

    Художественные достоинства работ были различны, так, особо выделяют трагический цикл работ (линогравюр) Соломона Юдовина и литографическую серию Адриана Каплана, где он сочетает бытовой сюжет с тончайшей фактурой «многослойного» рисунка. Во многих блокадных работах художников "ленинградской школы " есть осознаваемая бесстрастность фиксации, желание представить натуру «как есть», без экспрессивного настроения.

    Некоторые художники ставили перед собой цель

    « Рисовать, как летописец.. как очевидец вещей, которым многим не дано видеть, а многие на них закрывают глаза..» «.. я занимаюсь искусством.. у меня нет вдохновения описывать красоту воздушных боёв. прожекторов, ракет, взрывов и пожаров; я знаю, какой ужас несёт за собой эта феерия..»

    К таким работам относится серия «Ужасы войны для мирного населения» и «Осада города» Т. Н. Глебовой , ученицы П. Н. Филонова и последовательницы его «аналитического метода». .

    Созданные в блокадное время работы сами стали частью истории и причиной возникновения новых произведений искусства. Известна серия рисунков Веры Милютиной «Эрмитаж во время блокады», изображающих опустевшие залы музея, стены без картин, упавшие люстры. Именно эта серия легла в основу работ японского художника Ясумара Моримура «Эрмитаж. 1941-2014», в 2014 году выставленной в залах Эрмитажа о время проведения в нём выставки Манифеста 10 и признанной «наиболее чутко реагирующим на исторический контекст произведением об Эрмитаже».

    Особое место среди всего блокадного искусства занимает живописная работа Л. Т. Чупятова «Покров Богородицы над осаждённым городом». Она была написана художником незадолго до его смерти в блокадном городе, 8-10 сентября 1941 года, когда в городе горели Бадаевские склады .

    Блокадный пейзаж

    "Многие считают. что если художник занимается только пейзажем, то он отвлекается или умышленно отходит от разрешения больших значимых тем, тогда как пейзаж, - и это подтверждается всей историей живописи, - играет большую общественную роль. Пейзаж, по существу, являет собой мировоззрение эпохи ", писал Г. Н. Траугот. Блокаду художники отразили в своих живописных и графических произведениях так, что остались далеки от прямого натурализма в изображении страданий. Но их выражает, прежде всего, сам погибающий город.

    Огромное символическое значение Петербурга, очевидное и для его защитников, и для стремящихся занять его войск противника, тоже осмыслено в ряде выдающихся художественных произведений высокой художественной выразительности.

    Художники, находящиеся на грани голодной смерти, создавали произведения, объединённые позднее исследователями в особый жанр «блокадного пейзажа».

    Наиболее пронзительные произведения были созданы художниками в самую первую блокадную зиму, оставившую у ленинградцев сильнейшие впечатления.

    Работа художников непосредственно на улицах блокадного города не приветствовалась, тем не менее, многие из созданных в блокаду произведений относятся именно к жанру городского пейзажа. Работать на улицах иногда приходилось во время обстрелов. Многие художники изображали улицы города во время артобстрелов, разрушенные взрывами дома, укрытые памятники.

    Блокадные пейзажи писали и рисовали М. П. Бобышов , Б. Н. Ермолаев, А. Л. Каплан , А. В. Каплун, С. Г. Невельштейна , Я. С. Николаев , А. П. Остроумова-Лебедева , Н. А. Павлов, Н. Е. Тимков , Г. Н. Фитингоф.

    Среди них принято выделять архитектурный пейзаж, характерный "точностью воспроизведения объекта изображения «. Среди тех, кто их рисовал, были многие архитекторы: И. С. Астапов, А. К. Барутчев , Э. Б. Бернштейн, В. М. Измайлович, Л. А. Ильин, В. А. Каменский , А. С. Никольский , М. А. Шепилевский, Л. С. Хижинский . Известный архитектор Л. А. Ильин кроме серии пейзажей, рисовал графический дневник, *Прогулки по Ленинграду».

    Необыкновенную и страшную красоту блокадного города отразили в своих работах прежде всего, художники «ленинградской школы» - В. В. Пакулин , А. Н. Русаков , Г. Н. Трауготт .

    В. В. Пакулин до войны никогда не писал городские пейзажи, и именно в блокаду ему открылась красота города. Многие художники отмечали что зимой 1941-1942 года Ленинград был особенно красив: искрящийся инеем, неподвижный и почти безлюдный. Пакулин создал около пятидесяти городских пейзажей, среди них- «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942), «У Адмиралтейства» (1941-1942), «Эрмитаж. Иорданский подъезд» (1942), «Проспект 25 Октября. Весна» (1943), «Демидов переулок» (1943).. Во многих этих работах использована жемчужно серая гамма, отражающая дымку световоздушной среды.

    Наиболее известны из живописной блокадной серии Г. Н. Траугота его живописные работы «Канонерка у Зимнего дворца» 1942, «Нева с Пушкинским домом» 1942, «У Петропавловки» 1942, на них изображены пустынные площади, заснеженные улицы, прозрачный воздух, Нева, на которой стоят военные корабли. Им создан и акварельный блокадный цикл. Все его работы строги по цвету, их цветовая гамма тяготеет к монохромности. Ощущение «миражности», призрачности сохраняется даже при включении в пейзаж жанровых сцен. Художник не пишет действительно ужасного, что было в городе на каждом шагу. Мужественный настрой его живописи принадлежит к сфере высокой трагедии, это же можно сказать и о рисунках («Ледяное солнце блокады») Индивидуальное переживание автора вырастает до масштабов героической патетики.

    А И. Русаков принадлежит к тем редким художникам, кто смог пережить всю блокаду. не прекращая работать. Он создал сильнейшие по выразительности живописные портреты города, опустевшего и разрушенного, в самое тяжёлое для него время первой зимы; работы эти часто репродуцируются и выставляются. «Русаков, по- видимому, чувствовал особую значительность каждого письменного и изобразительного свидетельства „изнутри“, которую отмечал академик Г. А. Князев в своём блокадном дневнике.» Отсюда важное свойство его рисунков. сделанных в 1942-1943 гг. , - они подробны, и выполнены как законченные вещи. а не наброски.

    Принципиально камерный характер блокадных акварелей Русакова, и городских пейзажей, и портретов, отделяет их от известной серии А. Ф. Пахомова („Ленинград в годы блокады и восстановления“) или портретной серии Г. С. Верейского. В них нет намеренного акцента на героизме, или на страдании. Художник бережно фиксирует повседневную жизнь города.

    Блокадный портрет

    Исключительно важное место в блокадном искусстве занимает автопортрет. Главная для блокадного автопортрета идея - противопоставление жизни и творчества - смерти и разрушению. Автопортреты писали художники разных направлений - от учеников только умершего в декабре 1941 года П. Н. Филонова, - художников П. Я. Зальцмана (графические автопортреты) , Т. Н. Глебовой („Автопортрет“, „Портрет семьи в блокаду“, 1941, оба - в собрании ГТГ) - и серии трагических автопортретов В. П. Яновой , до работ Я. С. Николаева (1942) и А. А. Бантикова (1944).

    „Блокадный портрет“ принципиально отличался от живописных портретов, сделанных по государственному заказу, и всегда изображающих человека, совершающего подвиг, трудовой или военный. Для усиления впечатления портрет часто был поясным или поколенным. В отличие от них, „блокадные портреты“ имеют иной, камерный характер. Это могут быть и портреты - типы, как женские образы на портретах П. И. Басманова и В. В. Зенькович. Часто моделями для блокадных портретов становятся родные или близкие друзья художников, - как на портрете художниц Е. Зазерской и Т. Купервассер, 1941, написанном А. И. Русаковым.

    К этому же, камерному, жанру относятся также портреты художников социалистического метода, В. И. Малагиса (Портрет старой работницы, 1943 ; Портрет художника Иванова, 1943) , Я. С. Николаева (Портрет М. Г. Петровой, 1942, портрет художника Викулова, 1942), Н. Х. Рутковского (Портрет А. Фроловой - Багреевой, 1943). Одно из основных отличий этих работ от официального заказного портрета - расширение круга используемых традиций. Отступая от канонов социалистического реализма, эти художники обращались к французской живописи, к портретам импрессионистов, правда, полностью изменив концепцию цвета, сменив его на сознательно загрязнённый. Хотя, на словах французский импрессионизм в советской критике 1940-х годов осуждался.

    Искусство послевоенного времени

    Кинематограф

    Художественные фильмы

    • Блокада (эпопея):
      • «Лужский рубеж»
      • «Пулковский меридиан»
      • «Ленинградский метроном»
      • «Операция „Искра“»
    • «Ленинградцы, дети мои…» (Узбекфильм , 1980)
    • «Загадка Кальмана»
    • «Старые друзья»
    • «Красный стрептоцид» (короткометражка, реж. Чигинский , 2001)
    • Линия Марты- фильм с участием Алисы Фрейндлих (2014)

    Документальные фильмы

    • Siege of Leningrad
    • Блокада Ленинграда
    • Седьмая симфония
    • Блокадный трамвай
    • Расследования программы «Искатели»
      • «Свидетель великой осады» (2005)
      • «Дорога-призрак» (2006)
    • Документальный цикл «Следствие вели » с Леонидом Каневским
      • «Гауляйтер Ленинграда» (2008)
      • «Знамя Адольфа Гитлера» (2009)
    • «Блокада», второй фильм документального цикла «Алтарь Победы »
    • «Ленинградский фронт» (2008)
    • «Блокада», авторская программа

    Всегда был характерен высокий уровень развития науки и культуры. В 1941 году в нем находилось 152 научно - исследовательских учреждения, 62 вуза, где обучалось свыше 85 тысяч студентов, 47 музеев, 22 профессиональных театра. В городе работали известные ученые, художники, писатели, артисты. В годы блокады происходит резкое сокращение численности научных и культурных учреждений.

    В результате эвакуации, ухода на фронт, высокой смертности количество сотрудников также уменьшалось. К февралю 1942 года в городе осталось только 15 докторов наук. Несмотря на экстремальные условия научная и культурная жизнь в городе продолжалась. А. В. Буров 1 октября 1945 года отмечал, что в этот день в городе рвались бомбы, но в 25 кинотеатрах и пяти Домах культуры демонстрировались фильмы, а театры давали представления. 26 октября в театре имени Ленинского комсомола шло представление по комедии Гольдони «Забавный случай», где главную роль исполнил Юрий Толубеев .

    Музыкальная жизнь в городе также не остановилась. Так, 4 октября 1941 года собирался Президиум Ленинградского отделения Союза композиторов. Им были одобрены песни, предназначенные для сольного и хорового исполнения и написанные ленинградскими поэтами - «Песня о Бринько» Б. Гольца, «Баллада о Ханко» М. Юдина, «Походная» И. Дунаевского, «Песня морской пехоты» Н. Будашкина, «Крейсер Киров» Л. Ходжи-Эйнатова . Следует отметить, что блокадники, не принадлежавшие к литературной и артистической среде, мало писали о культурной жизни города. Соболева Нина Васильевна вспоминала о концерте Льва Оборина в Филармонии: «Музыка, звучавшая тогда, потрясла и на всю жизнь осталась особенной - «из тех дней»»

    Музыка производила на людей необыкновенно сильное впечатление именно в той сложной обстановке, гораздо глубже воспринималось искусство. Панченко Наталья Ивановна иногда писала в своем дневнике о событиях культурной жизни города: «Была в театре, смотрела «Летучую мышь» с очень хорошим составом: Михайлов, Свидерский, Бондаренко, Брилль, Колесникова, Янет… Словом, кого только можно душе пожелать» .

    В первую блокадную зиму в Ленинграде продолжали работать несколько учреждений, а государственная публичная библиотека и Библиотека Академии Наук, театр Музыкальной комедии были открыты на протяжении всего периода блокады. 7 ноября 1942 года театр Музыкальной комедии выпустил премьерный спектакль «Раскинулось море широкое». Значение этого театра выявлялось не в его патриотической направленности и не в том, что он побуждал в людях высокие чувства. Главным было то, что он в некой мере поддерживал уровень цивилизованности ленинградцев.

    Культурные потребности, пусть даже примитивные, помогали избавиться от чувства отчаяния . Панченко Н. В. писала однажды в своем дневнике: «Мне так хотелось бы сейчас сходить в кино или в театр. Очень хочу увидеть хороший художественный фильм. А в театре я мечтаю только о музыке. Очень хочется чего-нибудь симфонического, громкого» . В августе 1942 года был вновь открыт Большой зал филармонии. Именно здесь 9 августа оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича .

    Важно отметить, что в английской и американской прессе уделялось значительное внимание культурной жизни Ленинграда. Так, например, в «Daily Worker» было опубликовано интервью с Дмитрием Шостаковичем, где он рассказывал: «Первые три с половиной месяца войны я оставался в родном Ленинграде. Как гражданин города-фронта выполнял разные задания, например, в составе группы МПВО дежурил на крыше Ленинградской консерватории, изучив до этого способы тушения зажигательных бомб. Я видел

    на крыльях немецких бомбардировщиков дьявольские знаки свастики и слышал ужасное завывание падающих бомб. Я бывал на передовой, исполнял там свои произведения, рассказывал фронтовикам о ближайших творческих планах. Я видел людей, остановивших фашистские орды у врат Ленинграда—летчиков, артиллеристов, матросов и пехотинцев, танкистов и снабженцев—и преклонялся их героизму. А еще в это время я работал над Седьмой симфонией, которую начал сочинять в июле, а закончил 27 декабря.

    Она посвящена военным событиям 1941 года. Конечно, это не означает их детального отражения, скорее, это интерпретация на военную тему» . А. В. Буров также комментировал событие 9 августа 1942 года: «В оркестр радиокомитета были включены военные музыканты, специально откомандированные из частей для участия в исполнении Седьмой симфонии. Все 79 исполнителей играли с необычайным подъемом. Когда отзвучали последние аккорды и присутствующие в зале стоя аплодировали, на сцену поднялась девочка лет двенадцати. Она вручила цветы дирижеру. Карла Ильича Элиасберга это тронуло до глубины души. Цветы, выращенные в осажденном городе, были поистине бесценными…

    В записке, вложенной в букет, семья ленинградцев Шнитниковых благодарила оркестр за чудесное исполнение симфонии» . Несмотря на такую сложную обстановку в 1941 - 1942 гг. ленинградские кинематографисты снимали фильмы. Многие из них носили учебную нагрузку и должны были помочь в решении практических задач, поставленных войной. К 19 ноября 1941 года киностудией «Лентехфильм» было закончено 15 документальных фильмов. Так, например, были выпущены такие киноленты: «Береги паек и правильно его расходуй», «Ликвидация поражений от фугасовых бомб», «Как защитить чердаки от зажигательных бомб», «Переправа вплавь» . К осени 1942 года было снято еще 20 фильмов. Они также носили характер документальных . Также широко распространена была кинодокументалистика, запечатлевшая подвиг жителей Ленинграда. Фильм «Ленинград в борьбе»,

    снятый 20 кинооператорами по сценарию Е. Учителя, Н. Комаревцева в 1943 году был отмечен Сталинской премией . Однако в первую блокадную зиму закрылись практически все кинотеатры. Но уже 4 марта 1942 года открылся кинотеатр «Молодежный», где демонстрировался фильм «Разгром немецких войск под Москвой». К осени того же года в городе работал уже 21 кинотеатр. Война на уничтожение, провозглашенная немцами, угрожала самому существованию великолепного архитектурно-художественного комплекса, каким был Ленинград.

    Инспекцией по охране памятников и управлением по делам искусств велась значительная работа по сбору документальных материалов для восстановления памятников в случае их гибели, сохранению материалов для изучения русской архитектуры. В 1941-1942 годах была произведена инвентаризация 50 основных архитектурных ансамблей города и сделаны обмеры. Силами инспекции были изготовлены проекты восстановления ряда архитектурных ансамблей Ленинграда. Отчет Государственной инспекции по охране памятников показывает, какие оперативные меры принимались по укрытию монументов, маскировке шпилей и куполов, сохранению зданий, пострадавших от бомбежек и артобстрелов, спасению частных собраний.

    Были укрыты памятники: Ленину у Финляндского вокзала, Николаю I на площади Воровского, Амур и Психея, памятник Крылову, ваза в Летнем саду. Зарыты в землю были все скульптуры в летнем саду, а также в парках пригородных дворцов. Из городских монументов зарыты были: памятник Петру I у инженерного замка, памятник Александру III, скульптура Анны Иоановны, скульптуры Диоскуров, кони с Аничкина моста, памятник Чернышевскому . В спасении уникальных документов, книг, коллекций принимали участие и многие научные сотрудники. Таким образом, благодаря самоотверженности и мужеству научных кадров блокированного города, не прекращавшемуся поиску научного решения злободневных вопросов, учным удалось оказать посильную помощь защитникам Ленинграда на передовых рубежах обороны и облегчить суровые

    будни его жителей. Культурно-просветительные учреждения Ленинграда в период блокады являлись центрами культурной жизни города. Их значение в военных условиях неизмеримо повысилось. В экстремальных условиях войны и блокады деятели науки и культуры успешно решали задачи по сохранению и охране историко-культурных ценностей города.

    Опыт их деятельности представляет определнный интерес для использования в современных условиях. В период блокады Ленинграда, нехватки продовольствия, голода и болезней ленинградцы, проявляли высоконравственные гуманные качества, что подтверждает возможность преодоления социальных конфликтов в экстремальных условиях.

    Список литературы:

    1. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов/ под ред. Н.Л. Волковского. -СПб.: Изд-во Полигон, 2005. - 766 с.

    2. Буров А. В. Блокада день за днем [Электронный Ресурс]: URL:// http://blokada.otrok.ru/library/burov2/index.htm (дата обращения 26.05.2016).

    3. Волкова A.В. 900 блокадных дней: Сборник воспоминаний. - Новосибирск.: Изд-во Наш городок, 2004. - 326 с.

    4. Дневник Панченко Натальи Васильевны [Электронный Ресурс]: URL://http:// www.inoforum.ru/inostrannaya_pressa/872_dnya_v_okruzhenii_bolee_milliona_pogi bshih_neveroyatnyj_primer_muzhestva_i_geroizma/(дата обращения 25.05.2016).

    5. Кутузов А. В. Блокада Ленинграда в англо-американской прессе (1941-1942 гг.)// Вестник СПбГУ. - Сер. 2, - Вып. 2. - 2010. - С. 24 - 31

    6. Пономарева Е. А. Блокада Ленинграда в приказах по консерватории// Musicus: вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. - 2011. - №.3 - 4. - С. 3 -7

    7. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 17. Д. 598. Л. 21-37. Подлинник. .[Электронный

    8. Ресурс:URL://http://blockade.spbarchives.ru/section_9/document_213.htm l (дата обращения 27.05.2016). 9. ЦГАЛИ СПб. Ф. 243. Оп. 2. Д. 174. Л. 357-358. Подлинник.[Электронный Ресурс]: URL:// http://blockade.spbarchives.ru/section_9/document_203.html (дата обращения 27.05.2016). 10. ЦГАЛИ СПб. Ф. 243. Оп. 2. Д. 189. Л. 116. Подлинник.[Электронный Ресурс]: URL:// http://blockade.spbarchives.ru/section_9/document_215.html (дата обращения 27.05.2016). 11. Яров С. В. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда. - М.: Изд-во Молодая гвардия, 2014. - 312 с.

    Легендарная оборона Ленинграда, обессилевшие жители которого отчаянно сопротивлялись врагу долгих 900 дней, навеки вошла в историю. Каждый солдат, каждый матрос, каждый рабочий, отдавшие себя на борьбу за независимость города на Неве, навсегда останутся в памяти человечества. Однако, помимо военных и рабочих, Северную Венецию обороняли и люди искусства - интеллигенты - пожелавшие остаться в обложенном врагом городе.

    Партия, видела в них своих ближайших и активных помощников, призвала их всемерно мобилизовать духовные силы народа на защиту Отечества, «воспитывать во всем нашем народе чувства беззаветной и самоотверженной любви к Родине, чувства священной ненависти к подлому врагу, чувства бесстрашия и презрения к смерти, отразить величие исторических наших дней в произведениях, достойных героев и героизма Отечественной войны».

    Несмотря на массовую эвакуацию из Ленинграда коллективов театров, музыкантов, писателей и других работников культуры, выехавших вглубь страны с ценностями музеев, библиотек, ВУЗов и научных учреждений, в городе остались видные писатели, композиторы, художники, артисты.

    Многие ушли в действующую армию и ополчение. Другие с первых дней войны встали в строй армии идеологического фронта. Творческая интеллигенция подчинила свою работу интересам фронта и тыла.

    При Политоделах Ленфронта и КБФ были созданы оперативные писательские группы, куда входили известные ленинградские литераторы: В.Азаров, О.Берггольц, В.Вишневский, Зонин, В.Инбер, Н.Катерли, В.Кетлинская, В.Кочетов, А.Крон, Б.Лихарев, В.Лифшиц, А.Прокофьев, В.Саянов, Н.Тихонов, Л.Успенский, А.Чаковский, Н.Чуковский, А.Штейн и многие другие.

    «Я счастлив тем, что в пламени суровом,

    В дыму блокад.

    Сам защищал и пулею и словом.

    Мой Ленинград!»

    (Вс.Рождественский «Белая ночь» 1942)

    Они были писателями и военными корреспондентами одновременно. Выезжали на передний край – к летчикам, морякам, в стрелковые части, на "Дорогу Жизни". Проводили там беседы, писали очерки о лучших снайперах, ассах, подводниках, разведчиках, шоферах и тут же передавали их в газеты и на радио. Большое внимание уделяли ленинградцам. Выезжали на заводы, выступали в печати, по радио, всякий раз находя искренние и действенные слова, вселявшие уверенность, помогавшие жить и бороться за победу. Писали стихи и прозу, пьесы и тексты листовок, подписи к плакатам. В.Вишневский, О.Берггольц, Н.Тихонов, А. Прокофьев и другие стали выразителями и глашатаями патриотических чувств ленинградцев.

    Особое отношение было к стихам. Воины носили в карманах гимнастерок вырезки из газет со стихами, горожане переписывали в тетрадки, учили наизусть, читали на концертах художественной самодеятельности. Песни на военные стихи пели и в землянках и в квартирах, просили исполнить по радио.

    Многие работали над созданием крупных произведений: Н.Чуковский «Балтийское небо», А.Чаковский «Это было в Ленинграде», А.Крон «Дом и корабль», П.Лукницкий «Ленинград действует», В.Кетлинская «В осаде», Н.Тихонов«Ленинград принимает бой“ и др. В годы войны созданы пьесы, поставленные в Ленинграде:». «Офицер флота“ А.Крона, У стен Ленинграда» Вс.Вишневского, «Бастион на Балтике» А.Штейна, «Звезды на рейде» Тевелева, «Вороний камень» Груздева, «Огненный ветер» Щеглова, «Капля крови» Карасева, «Крылья гнева» Зиновина.

    Писатели Ленинграда обращались и к исторической тематике – образам русских воинов и полководцев в статьях, стихах, рассказах. Ольга Форш написала пьесу-сказание «Князь Владимир», В,Саянов – цикл рассказов «Как царь Петр Выборг брал», Шишков – о советских сусаниных, А,Прокофьев – очерк о Дм. Донском.

    В блокаду ленинградцы не утратили любви к книге.

    Театральное искусство

    С началом войны ленинградские театры не прекратили свою деятельность. 12 августа 1941 г. в Театре комедии прошла премьера спектакля «Под липами Берлина» Зощенко и Шварца.

    После начала блокады с аншлагами работали, не успевшие эвакуироваться театры,: Ленинского Комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, театр Комедии, Музкомедия, Оперно-балетная труппа (из артистов т-ра им.Кирова и Малого оперного). 12 октября состоялась премьера в театре Ленсовета «Свадебное путешествие».

    Оставшиеся в Ленинграде актеры драматических, музыкальных театров, эстрады и цирка вошли в состав трупп Театра Балтийского флота, Театра Народного Ополчения (впоследствии театральный Агитвзвод Дома Красной Армии), Ансамбля оперетты под руководством Б. Бронской, концертно-шефских бригад.

    Из отчета о концертно-театральной жизни города-фронта в 1942 г.: «Отсутствие в Ленинграде драматического и оперного театров, в которых ощущался острый недостаток, и наличие в городе достаточных кадров высококвалифицированных драматических и оперных артистов явилось основанием для Управления по делам искусств поставить перед исполкомом Ленгорсовета вопрос об организации в Ленинграде Городского театра, в котором ставились бы драматические, оперные и балетные спектакли». Осенью 1942 г. театр открылся. Был создан ленинградский блокадный театр в помещении Театра комедии. В репертуаре: «Евгений Онегин», «Пиковая дама»,«Кармен», «Эсмеральда», «Шопениана», «Конек-Горбунок», «Травиата», «Фронт», «Жди меня», «Русские люди»,«Обрыв», и др.

    Особой популярностью пользовались спектакли Театра Музыкальной комедии, работавшего всю блокаду. Оперетта стала любимым жанром ленинградцев и воинов Ленфронта. Музыка, танцы, нехитрый сюжет расслабляли людей, позволяли на несколько часов забыть о войне и ужасах блокады. Долгое время после спектакля у зрителей сохранялось приподнятое настроение. Из-за обстрелов и бомбежек спектакли вынуждены были неоднократно останавливать, сопровождать зрителей в бомбоубежище, и продолжать после отбоя воздушной тревоги. Фронтовики, побывавшие на спектаклях этого театра, писали с фронта восторженные письма актерам. Они сравнивали восторг от просмотра спектаклей со счастьем мирной жизни. Писали, что с удвоенной силой бьют ненавистного врага. В репертуаре Музкомедии кроме классических оперетт шли героические музыкальные спектакли «Любовь моряка»,«Лесная быль» (о партизанах), «Раскинулось море широко» (о героических моряках Балтфлота и блокадниках), пьеса была создана ленинградскими авторами В.Азаровым, А.Кроном, В.Вишневским на музыку В.Витлина, Л.Круца, Н.Минха.

    На новогодних праздниках для школьников, которые кроме школ и Домов культуры были устроены в помещениях Большого драматического, Александринского и Малого оперного театров были показаны спектакли «Дворянское гнездо», «Овод», «Три мушкетера».

    О росте насыщенности творческой жизни Ленинграда говорит письмо в Москву начальника Управления по делам искусств Б. Загурского летом 1943 г.: «Несмотря на беспокойные условия, культурная жизнь у нас не замирает и даже идет живее, чем зимой. Сейчас у нас работают: Большой драматический театр имени Горького, Музыкальная комедия, Филармония, оперетта под руководством Бронской, Камерный зал, Ленгосэстрада, цирк, Хореографическое училище, Летний театр в Саду отдыха, музыкальное училище консерватории, курсы по повышению квалификации, музыкальная школа для взрослых, опера, балет, Союз художников, Союз композиторов, Союз архитекторов, Дома культуры: имени Горького, Выборгский, имени Володарского, имени Капранова. За последние три месяца выпущен ряд новых постановок и возобновлений. В театры по-прежнему билеты раскупаются задолго до спектакля. В филармонии дано за три месяца 38 концертов, включая симфонические и сольные. В Камерном зале прошло 135 концертов. Особенным вниманием пользуются наши „воскресники“ - камерные концерты из новых произведений композиторов, писателей, поэтов Ленинграда. Собирают они полный зал народа… Кроме консерватории из учебных заведений у нас работают школа имени Римского-Корсакова, где занимаются 230 учащихся, детская музыкальная школа Петроградского района (130 учащихся), художественное училище живописи и ваяния (100 человек) и хореографическое училище (30 человек). Недавно провели смотр художественной рабочей самодеятельности. В смотре участвовало коллективов: 33 хоровых, 25 драматических, 8 струнных, 28 хореографических, 39 концертных».

    Военно-шефская работа (Фронтовые бригады )

    (Из отчета солистки Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова С. П. Преображенской о концертной деятельности в блокадном Ленинграде в 1941-1943 гг.)

    «В первые дни и месяцы войны основной формой военно-шефской работы стало обслуживание сборных пунктов. Помню странное ощущение, когда в первые дни войны мы ходили на сборные пункты, в неизвестные нам места, под руководством бригадира. В эти трагические дни мы испытывали огромный творческий подъем, вглядываясь в лица людей, уходивших на фронт. Большой радостью для нас была возможность выступить перед ними со своим искусством в эти памятные дни. Цифра в 1,5 тысячи шефских концертов не кажется мне большой, настолько большую духовную радость давала мне эта работа, настолько теплым был прием, настолько взволнованными и проникновенно-душевными были приветственные речи после концерта. Наступили дни блокады. Театр уехал в глубокий тыл, я решила не расставаться со своим родным городом. Военно-шефская работа в это время стала основной формой моей жизни в искусстве. С небольшой группой оставшихся в городе актеров я стала выезжать в воинские части, в Кронштадт, на форты. Там под аккомпанемент аккордеона я исполняла песни и романсы советских композиторов, классику, Чайковского, Даргомыжского. Напоминанием об этих волнующих днях остались многочисленные фотографии, везде после выступления бойцы и офицеры просили запечатлеть нашу встречу на фотографии».

    Все артисты ленинградских театров, эстрады, цирка входили в составы концертных бригад. Организаторами концертной работы были Дом Красной Армии, Политуправление КБФ, Военно-шефская комиссия обкома профсоюзов работников искусств, концертный отдел Центрального Лектория, Агитпункт Дома Писателей, Ленгосэстрада.

    Бригады артистов выезжали с концертами на боевые корабли, на фронт, в учебные полки, в госпитали и батальоны выздоравливающих, на заводы и в домохозяйства. Порой, давая по два-три концерта в день, веселой шуткой, острым словом, патриотической и лирической песней поднимали настроение, вдохновляли на подвиги и труд. За годы войны работники искусств Ленинграда дали свыше 56 тысяч концертов, из них 46 тыс. в войсках Ленинградского, Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Частыми гостями фронтовиков были известные советские актеры С. Преображенская, Н. Вельтер, В. Касторский, П. Болотин, Е. Копелян, И. Дмитриев, К. Шульженко, Р.Гербек, О.Иордан, Н.Черкасов и многие другие. Проведение шефских концертов способствовало тесному сплочению деятелей искусства с бойцами фронта и жителями Ленинграда.


    Теги: жизнь, война, искусство, история, Ленинград

    Классный час "Искусство блокадного Ленинграда"

    Цель:

    Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

    Задачи:

    Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического, музыкального, художественного творчества; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

    Оборудование: проектор, ноутбук, запись 7-ой симфонии Шостаковича, презентация.

    1. Организационный момент.

    Что стало бы с Европой ныне,
    И шар земной каким бы был
    Без Ленинграда и Хатыни,
    Без нашей боли и могил?
    Юрий Воронин

    Со дня окончания самой кровопролитной в российской истории войны прошло 67 лет. Не одно поколение ленинградцев-петербуржцев выросло с тех пор. О тех далеких скорбных днях они знают лишь по кадрам кинохроник и страницам исторических книг…

    Военные архивы хранят огромное количество материалов, документов, из которых можно почерпнуть наиболее полную информацию о событиях тех лет. Но документы – это всего лишь сухое изложение фактов, оставляющее в стороне душевные переживания участников трагических событий. Чувства и эмоции живут совсем в другом архиве. Этот архив – произведения искусства блокадного Ленинграда.

    Несмотря на тяжелейшие условия, в осажденном городе продолжали трудиться и творить мастера живописи и агитационно-массового искусства, поэзии, музыки, театра. В их произведениях, как в зеркале, отразились чувства ленинградцев – надежда и отчаяние, страдание и великое терпение, гнев и стремление действовать. Желание сделать все, что в человеческих силах, для любимого города. Если придется – то и умереть за него…

    2. Основная часть.

    Музыка и театр

    Довоенный Ленинград был крупнейшим центром музыкальной культуры. Многие ленинградские музыканты были хорошо известны как в Советском Союзе, так и за его пределами. В городе сложились прочные традиции не только у исполнителей, но и у слушателей: ленинградских меломанов отличали преданность любимому искусству, доброжелательность и требовательность к исполнителям.

    Беды, принесенные войной и блокадой, были способны полностью уничтожить музыкальную жизнь, осталась бы только память о ней. К сентябрю 1941 года число музыкантов в городе значительно сократилось. Одни – по призыву или добровольно – ушли на фронт, другие, часто – целые коллективы , эвакуировались. И все же в городе осталось немало известных музыкантов.

    Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 41-го. В этот день в Театре музыкальной комедии прошел спектакль «Летучая мышь». Коллектив театра не был эвакуирован. В начале войны ему приходилось выступать при полупустом зале. Однако по мере того, как положение вокруг Ленинграда и в самом городе стабилизировалось, и начал формироваться новый уклад жизни, число зрителей стало увеличиваться. 14 сентября в Большом зале Филармонии прошел первый блокадный концерт. Участвовали артисты оперы, оперетты, балета, драмы, музыканты-инструменталисты. Вскоре филармонические концерты стали проходить регулярно.

    На 6-9 ноября были объявлены большие концерты в помещении филиала Театра оперы и балета им. Кирова, а также в Госцирке.

    Оставив позади ноябрь, город вступил в самый драматичный период осадной жизни. Декабрь–январь–февраль сосредоточили в себе все то, что мы и сегодня видим за словами «ленинградская блокада» – борьбу жителей и защитников города с голодом, холодом, цепкими объятиями смерти. Линия музыкальной жизни после непродолжительного подъема теперь резко пошла на спад и приблизилась к нулевой отметке. После нескольких спектаклей прервалась деятельность оперно-балетного коллектива. В конце декабря закрылись двери Филармонии, умолк голос симфонического оркестра: все меньше сил оставалось и у исполнителей, и у слушателей, иссякала электроэнергия, не работало отопление.

    17 января в Смольном прошел большой концерт для руководителей города. Выступавшие были в плохой физической форме, но мужественно пытались скрывать это. Голоса звучали хорошо, а тех, кого слабость все-таки подводила, незаметно отправляли за кулисы.

    Концерты и спектакли прекратились. Только с открытием Дороги жизни, музыкальная жизнь города возродилась: продолжились радиоконцерты, спектакли, открылся Дворец пионеров. Особенно насыщенными музыкой были праздничные дни. На 43-й год пришлось несколько «круглых» дат: 25-летие Красной Армии и комсомольской организации, 50-летие со дня смерти Чайковского и 240-летие города на Неве. В праздничных мероприятиях участвовали все музыканты города и гастролеры.

    Художники

    1941 год. Зима, блокада, бомбежки. Обстрелы, голод, холод. Несчетные тысячи смертей... Череда бесконечных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады. Город казался вымершим. Пустынные улицы замело снегом, чернели промерзшие громады домов, безжизненно висели сорванные провода, троллейбусы и трамваи намертво вмерзли в сугробы.
    Не было хлеба, света, тепла, воды. И все-таки Ленинград жил и героически боролся.

    Улица Герцена, 38. В промерзлых комнатах этого дома ленинградского Союза художников шла в дни блокады особая, напряженная жизнь. Просторное помещение с двумя высокими залами, с большими, некогда светлыми мастерскими стало неузнаваемым. По углам стояли невесть откуда взявшиеся кровати, топились печи-«буржуйки », горели коптилки. Слабое пламя выхватывало из тьмы худые, бледные лица. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали. Работали с поразительной энергией, упорством, страстью.

    В Доме художников, перед входом в выставочные залы висит большая мраморная доска. На ней высечены имена погибших в Великую Отечественную войну. Более 150 художников...

    Поэзия

    Но в блокадный Ленинград трудились не только музыканты, актеры и художники. Конечно, не оставляла равнодушными блокада и поэтов и писателей. Много рассказов, очерков, стихов было написано о том нелегком времени, о переживаниях и подвиге людей. В это время творили Ю. Воронов, О. Тихонов, А. Молчанов, В. Рождественский и многие другие. Но трудно назвать другого поэта, которого бы любили так, как любили стихи и радиоголос Ольги Федоровны Берггольц осажденные ленинградцы. Вот одно из ее стихотворений – «Ленинградский салют». В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. (Читает уч-ся)

    И снова мир с восторгом слышит

    салюта русского раскат.

    О, это полной грудью дышит

    освобожденный Ленинград!

    Мы помним осень, сорок первый,

    прозрачный воздух тех ночей,

    когда, как плети, часто, мерно

    свистели бомбы палачей.

    Но мы, смиряя страх и плач,

    твердили, диким взрывам внемля:

    Ты проиграл войну, палач,

    едва вступил на нашу землю!

    А та зима... Ту зиму каждый

    запечатлел в душе навек -

    тот голод, тьму, ту злую жажду

    на берегах застывших рек.

    Кто жертв не предал дорогих

    земле голодной ленинградской -

    без бранных почестей, нагих,

    в одной большой траншее братской?!

    Но, позабыв, что значит плач,

    твердили мы сквозь смерть и муку:

    Ты проиграл войну, палач,

    едва занес на город руку!

    Какой же правдой ныне стало,

    какой грозой свершилось то,

    что исступленною мечтой,

    что бредом гордости казалось!

    Так пусть же мир сегодня слышит

    салюта русского раскат.

    Да, это мстит, ликует, дышит!

    Победоносный Ленинград!

    3. Итог. Прошло 67 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументах и мемориальных комплексах.