Над чем меня задуматься произведение капитанская дочка. Предыдущее

Над чем меня задуматься произведение капитанская дочка. Предыдущее

А.С.Пушкин приступил к работе над “Капитанской дочкой” в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы в России возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории. В драме “Борис Годунов” поэт поднимает важную проблему народа и власти. Затем снова затрагивает эту тему в незаконченной повести “История села Горюхина” и продолжает ее в “Дубровском”.
Начиная работу над “Капитанской дочкой”, писатель акцентирует внимание на “мнении народном”, как активном и даже решающем факторе истории. По мысли Пушкина изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, именно над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, в которой не только отражается восстание 1773-1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.
В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих “ежегодно получаемый” “Придворный календарь”, уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий “барское дитяте” всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.
Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его “господами генералами” - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы “чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения”.
Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было именно крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне еще не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца.
Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это еще раз показывает, что повесть носит исторический характер.
Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.
Читая повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, мы одновременно следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического повествования. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению В.Г.Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

    “Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни...

    Не так давно я прочел книгу А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В ней рассказывалось о молодом человеке Петре Андреевиче Гриневе, которого отец сначала хотел отправить служить в Петербург, а потом передумал и отправил его в Белогорскую крепость. Первые...

    При определении жанра «Капитанской дочки» (1836) исследователи сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что «Капитанской дочке» присущи жанровые особенности и повести, и романа, а сам Пушкин называл своё произведение то повестью, то романом....

    По жанру «Капитанская дочка» - историческое повествование в форме семейных записок. Здесь есть черты и повести, и романа; исторические события тесно связаны с личной судьбой главного героя. Пушкин избирает в качестве повествователя именно Гринева, поскольку...

Файлы: 1 файл

Над чем я задумалась.doc (27.00 Кб) - Открыть , Скачать

Над чем я задумалась, читая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Читая повесть, я в первую очередь задумалась о пословице, которая начинается со слов «Береги честь смолоду». Эта пословица задает характер всему произведению. Поэтому главными в романе становятся честь и нравственные идеалы. Но каждый из героев по-разному подходит к этим жизненным принципам. Гринев сохраняет свою честь и достоинства на протяжении всей жизни, представленной в романе. Он и в любых трудных ситуациях остается верен себе и своему слову. Во-первых, он честно отдает проигранные деньги. Во-вторых, он не присягает Пугачеву. А в- третьих, он не обещает бунтарю, что не будет бороться против него. При этом он помнит, что от слов и поступков в данном случае зависела его жизнь.

Честный дворянин, он даже перед лицом близкой смерти остается верен своим убеждениям. Ни тени сомнения не возникает у него по поводу собственной веры. Гринев остается тверд в своем слове, присягнув на верность государыне, никакие жизненные обстоятельства не заставят его отступиться. Он, как и Пугачев, человек мужественный. Он рискует собственной жизнью ради спасения любимой. Чтобы не запятнать имя Маши Мироновой, он готов принять и смерть и бесчестие (по наговору Швабрина его собираются казнить как предателя). Для Гринева «клевать мертвечину»-стать предателем, изменить клятве, изменить самому себе. Для него лучше прожить короткую, но достойную жизнь.

Еще одного человека чести мы видим в этом романе- это комендант крепости Иван Кузьмич Миронов. Он не только смолоду, но и до самой смерти сохранил свои честь и достоинство, заплатив за это жизнью. Этому правилу следует и дочь капитана Миронова, Маша. Девушка не хотела выходить замуж без благословения родителей жениха. В этой ситуации она совершает благородный поступок, поскольку хотела, чтобы и родители жениха приняли ее в семью.

Швабрину же сохранить свое доброе имя не удается. Он не считает, что честь уж такое дорогое достоинство. Во всяком случае, не дороже жизни. И при ответе на вопрос «Предать и остаться в живых или остаться верным и погибнуть?» он выбирает первый вариант.

Швабрин, воспользовавшись моментом, когда Маша потеряла обоих родителей и осталась беззащитной, запер ее в крепости, заставляя насильно выйти за него замуж. Появление Пугачева вызывают в Маше противоречивые чувства. С одной стороны, он являлся убийцей ее родителей, а с другой стороны ее спасителем. Не зная, что сказать, Маша растерялась и упала без чувств. Пугачев изображен здесь, как человек, не лишенный благородства. Добром он ответил на добро, помня о дареном Гриневым заячьем тулупе.

Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к своим родителям, которые очень хорошо отнеслись к ней, ведь после стольких испытаний она все еще не потеряла желание жить.

Самым ярким эпизодом в повести, является арест Петра. Завистливый и подлый Швабрин решил любыми способами разрушить союз влюбленный, поэтому он доносит на Гринева, как на изменника дворянства. Маша же объявляет своей новой семье, что отправляется в путешествие, где будет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность.

Встретившись случайно с императрицей, но, даже не подозревая, кем является ее собеседница, Маша рассказывает ей все свою историю и настоящую причину ареста Петра.

Эта повесть затронула проблемы нравственности, долга, чести и человеческого достоинства. Каждого персонажа мы оценили по тому или иному критерию. Каждый из героев романа прошел по жизни с заповедью «Береги честь смолоду»


Краткое описание

Над чем я задумалась, читая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Читая повесть, я в первую очередь задумалась о пословице, которая начинается со слов «Береги честь смолоду». Эта пословица задает характер всему произведению. Поэтому главными в романе становятся честь и нравственные идеалы. Но каждый из героев по-разному подходит к этим жизненным принципам. Гринев сохраняет свою честь и достоинства на протяжении всей жизни, представленной в романе. Он и в любых трудных ситуациях остается верен себе и своему слову. Во-первых, он честно отдает проигранные деньги. Во-вторых, он не присягает Пугачеву. А в- третьих, он не обещает бунтарю, что не будет бороться против него. При этом он помнит, что от слов и поступков в данном случае зависела его жизнь.


Каждый раз, перечитывая произведения Александра Сергеевича Пушкина, не перестаю удивляться его гениальности. Меня поражает простота и дружеское, доверительное отношение к читателю. Сказки великого русского поэта мне читали в раннем детстве. Их я могла слушать сколько угодно, они помогали мне входить в удивительный мир книги. Когда я подросла, научилась читать, то «Повести Белкина» открыли мне мир человеческих чувств, переживаний. Любимым же моим произведением стала повесть «Капитанская дочка». Интерес к личности Пугачева, одного из главных героев повести, у меня был всегда, и именно Пушкин раскрыл мне черты характера этой незаурядной, яркой личности. Впервые мы знакомимся с ним во время страшного бурана в степи. Его сметливость, способность найти выход из тяжелейшей ситуации, чувство самообладания поражают меня. Я испытываю уважение к этому необыкновенному человеку, простому мужику, который сумел увлечь людей. Шаг за шагом вместе с героем повести Гриневым я прохожу через все испытания, встречаюсь с «бунтарем», слышу его яркую, образную речь, понимаю, а порой не понимаю его пословиц, но каждый раз поражаюсь их мудростью: «Будет дождик, будут и грибки», «Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте». Вот погибает капитан Миронов, льется кровь, народ бежит за Пугачевым, приветствуя своего «царя»... А мне грустно... А я вижу жестокость Пугачева, слышу плач Василисы Егоровны. Так неужели он только разбойник и злодей?! И я пытаюсь, неоднократно перечитывая произведение, разобраться в сложной судьбе этого непростого героя. Вот он на «военном совете», и я чувствую, что под маской «царя» скрывается человек с ранимой душой, понимающий обреченность своего положения, понимающий, что дни его сочтены, и все это поражает меня «пиитическим ужасом». И я в конце концов все-таки вижу те черты характера, те достоинства, благодаря которым люди тянутся к нему, доверяют ему жизнь и головы, и я начинаю понимать, почему с таким уважением и доверием к нему относится другой любимый мною герой, Петр Гринев. В нем меня привлекает Мягкость, добросердечность, порядочность, доверчивость, в некоторой степени ироничность. Ведь не случайно Пугачев доверяет Гриневу свою тайну и рассказывает калмыцкую сказку. И хотя Гринев простодушно отвергает эту сказку, не понимая ее смысла, между ними возникает какая-то духовная связь, духовное понимание. И когда он отказывается присягать «смутьяну», тот отпускает его с миром, уважая его как человека, выполняющего свой долг служения Отечеству. Мне также интересен Петр Гринев и тем, как он понимает чувство долга, верности, как он может любить; Александр Сергеевич Пушкин всегда ценит своих героев по их умению любить. И страницы повести «Капитанская дочка», посвященные нежным отношениям Маши Мироновой и Петра Гринева, дают мне жизненные уроки любви и чистоты отношений. Я восторгаюсь душевной стойкостью, цельностью натуры, чуткостью, чистотой каждого порыва, светлыми устремлениями Маши Мироновой. Она, как и Татьяна Ларина, является «милым идеалом» Пушкина. Это произведение учит Меня тому, что, как мне кажется, необходимо в жизни: искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца... Я знаю, это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И могу с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смоло-ДУ» будет для меня и моих сверстников путеводной звездой. Глубокий след в моей душе оставил и многогранный характер Пугачева. За то, что Александр Сергеевич Пушкин смог увлечь меня в необычайный мир своего повествования, заставил испытать чувство горечи и печали, радости и восторга, задуматься над смыслом жизни, я и люблю это гениальное произведение.

Каждый раз, перечитывая произведения Александра Сергеевича Пушкина, не перестаю удивляться его гениальности. Меня поражает простота и дружеское, доверительное отношение к читателю. Сказки великого русского поэта мне читали в раннем детстве. Их я могла слушать сколько угодно, они помогали мне входить в удивительный мир книги. Когда я подросла, научилась читать, то «Повести Белкина» открыли мне мир человеческих чувств, переживаний. Любимым же моим произведением стала повесть «Капитанская дочка».
Интерес к личности Пугачева, одного из главных героев повести, у меня был всегда, и именно Пушкин раскрыл мне черты характера этой незаурядной, яркой личности. Впервые мы знакомимся с ним во время страшного бурана в степи. Его сметливость, способность найти выход из тяжелейшей ситуации, чувство самообладания поражают меня. Я испытываю уважение к этому необыкновенному человеку, простому мужику, который сумел увлечь людей. Шаг за шагом вместе с героем повести Гриневым я прохожу через все испытания, встречаюсь с «бунтарем», слышу его яркую, образную речь, понимаю, а порой не понимаю его пословиц, но каждый раз поражаюсь их мудростью: «Будет дождик, будут и грибки», «Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте».

Вот погибает капитан Миронов, льется кровь, народ бежит за Пугачевым, приветствуя своего «царя»... А мне грустно... А я вижу жестокость Пугачева, слышу плач Василисы Егоровны. Так неужели он только разбойник и злодей?! И я пытаюсь, неоднократно перечитывая произведение, разобраться в сложной судьбе этого непростого героя.

Вот он на «военном совете», и я чувствую, что под маской «царя» скрывается человек с ранимой душой, понимающий обреченность своего положения, понимающий, что дни его сочтены, и все это поражает меня «пиитическим ужасом». И я в конце концов все-таки вижу те черты характера, те достоинства, благодаря которым люди тянутся к нему, доверяют ему жизнь и головы, и я начинаю понимать, почему с таким уважением и доверием к нему относится другой любимый мною герой, Петр Гринев. В нем меня привлекает Мягкость, добросердечность, порядочность, доверчивость, в некоторой степени ироничность. Ведь не случайно Пугачев доверяет Гриневу свою тайну и рассказывает калмыцкую сказку. И хотя Гринев простодушно отвергает эту сказку, не понимая ее смысла, между ними возникает какая-то духовная связь, духовное понимание. И когда он отказывается присягать «смутьяну», тот отпускает его с миром, уважая его как человека, выполняющего свой долг служения Отечеству.

Мне также интересен Петр Гринев и тем, как он понимает чувство долга, верности, как он может любить;

Александр Сергеевич Пушкин всегда ценит своих героев по их умению любить. И страницы повести «Капитанская дочка», посвященные нежным отношениям Маши Мироновой и Петра Гринева, дают мне жизненные уроки любви и чистоты отношений.

Я восторгаюсь душевной стойкостью, цельностью натуры, чуткостью, чистотой каждого порыва, светлыми устремлениями Маши Мироновой. Она, как и Татьяна Ларина, является «милым идеалом» Пушкина.

Это произведение учит Меня тому, что, как мне кажется, необходимо в жизни: искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца... Я знаю, это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И могу с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смоло-ДУ» будет для меня и моих сверстников путеводной звездой. Глубокий след в моей душе оставил и многогранный характер Пугачева.

За то, что Александр Сергеевич Пушкин смог увлечь меня в необычайный мир своего повествования, заставил испытать чувство горечи и печали, радости и восторга, задуматься над смыслом жизни, я и люблю это гениальное произведение.

Мое любимое пушкинское произведение – это «Капитанская дочка». В этом произведении автору удалось раскрыть образы героев, природы. Удалось также передать дух той эпохи. Это произведение хочется перечитывать множество раз. И никогда не устанешь это делать. Читая, ты воображаешь себя на месте Марьи Ивановны, думаешь, как бы я поступила на ее месте. Переживаешь за судьбу героев. Именно поэтому «Капитанская дочка» одно из моих любимых произведений А.С. Пушкина.

Произведение начинается с эпиграфа: «..Береги честь смолоду..», что заставляет нас задуматься, о чем же это произведение. И так главный герой произведения - это Петр Андреевич Гринев, молодой сержант гвардии. Он красив, умен, немного знал французский. До шестнадцати лет был, как он сам говорил, недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один момент все изменилось, его направляют на службу. Но Петр представляет себе, что служба это развлечение. Но отец направил Петрушу в Оренбургскую губернию в Белогорскую крепость. Петр расстроился, планы его рушились, вместо офицера гвардии в Петербурге, какой-то сержант еще и в Белогорской крепости. Дальняя дорога в крепость его угнетает. Вот несколько строк: «..Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями..». В кибитке ему снится сон. И как оказалось позднее сон вещий. Приехав в Белогорскую крепость, он знакомится со Швабриным. На первый взгляд приятным человеком, но позже станет ясно, что это предатель. Предатель Родины, предатель своего народа. Он боялся смерти, и во что бы то ни стало, делал все, чтобы добиться своего. Пусть даже это будет стоить жизни отцу Марьи Ивановны. Но вернемся к их знакомству. Швабрин рассказывает Петруше о капитанской дочке Марье Ивановне. Он описывает ее как совершенную дурочку. И естественно если Вам описывают человека с дурной стороны, то и отношение у Вас будет к нему не очень хорошее. При первом знакомстве с Марьей Ивановной Перт действительно смотрит на нее как на дурнушку, но стоит ему приглядеться, как Петр понимает, что это не так. Маша была девушкой лет семнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. Маша дичилась по началу Петра. Но через несколько недель это прошло. Гринев находит в ней благоразумную и чувствительную девушку. Петр влюбился. И здесь он пишет замечательные стихи. Очень чувствительные, окрыленные:

Мысль любовну истребляя,

Тщусь прекрасную забыть,

И ах, Машу избегая,

Мышлю вольность получить!

Но глаза, что мя пленили,

Всеминутно предо мной;

Они дух во мне смутили,

Сокрушили мой покой.

Ты, узнав мои напасти,

Сжалься, Маша, надо мной,

Зря меня в сей лютой части,

И что я пленен тобой.

Швабрин осуждает его, как позже выяснится, он тоже был неравнодушен к Маше, но она его отвергла. И теперь он описывает Машу с дурной стороны. Все это приводит к поединку. Этого поединка можно было избежать, но, увы. Перчатка брошена, дуэль. Петр ранен в дуэли. Маша ухаживает за ним. Вот тут и выясняется, что Маша тоже испытывает нежные чувства к Петру. Но свадьбы не будет. Отец Петра не дает благословения. Петр Андреевич ссорится с Машей. Но тут по крепости прошла молва о наступлении Пугачева. Мне кажется, именно приход Пугачева в Белогорскую крепость сыграл важную роль в раскрытии характеров героев. Пушкин раскрывает полностью образы героев, показывает их положительные и отрицательные стороны. Мне очень нравится этот переломный момент. Здесь мы и узнаем, каков на самом деле Швабрин. Во время прихода Пугачева с его « войском» вешают на виселице отца Маши, расстреливают ее мать. Марья Ивановна находится в шоке. Пока Пугачев был в крепости, Машу выдавали за племянницу дьяка. Маша долгое время не могла отойти от этих ужасных событий. При этом рядом с ней не оказалось в этот момент Петра. Гринев был направлен в Оренбург. Но и он долго не смог продержатся, ничего не зная про Машу. Он мучается в догадках, что же происходит с Машей, ведь она осталась во власти Швабрина, так как он стал комендантом крепости. Но тут приходит письмо от Марьи Ивановны.Несколько строк, которые я посчитала самыми важными из этого письма: «..Я живу в нашем доме под караулом. Алесей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны…а мне легче.. умереть, нежели сделаться женой такого человека, каков Алесей Иванович. Он обходится со мной очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то повезет меня в лагерь к злодею… Он согласился ждать еще три дня; а коли через три дня за него не выду, так уж никакой пощады не будет. Батюшка Петр Андреич! вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную…». Петр, прочитав это письмо, чуть было не сошел с ума. После того, как генерал не отпустил его покинуть лагерь, он отправился без разрешения в Белогорскую крепость. По дороге в крепость он встречает лагерь Пугачева, но Пугачев не убивает его. А наоборот выслушивает и отправляется вместе с ним в крепость. Марья Ивановна увидев Пугачева, не согласилась уходить, так как Пугачев убийца ее родителей. С одной стороны ее поступок верен, остаться в крепости, но с другой стороны быть женой Швабрина, который так жестоко издевался над ней. Но я не могу судить ее поступки. И так Пугачев узнает, что на самом деле Маша приходиться дочерью коменданта Миронова. Но узнав это, он не приказывает повесить Гринева, а наоборот приказывает дать пропуск Петру во все заставы и крепости. В этот момент можно сказать, что Швабрин остался без ничего он потерял любимую им женщину, упал в глазах Гринева. История могла бы на этом и закончится, но в этом момент арестовывают Петра. Его обвиняют в том, что он вошел на службу к Пугачеву. Это нелепость, но все-таки это так. А виной тому зависть Швабрина счастью Гринева. Это по его словам Гринев был отражен от Пугачева в Оренбург шпионом. Это, казалось бы, конец, Петра должны судить, Марья осталась бы одна. Но Маша поехала в Петербург к самой императрице просить прошение. Но в саду Маша, встречает женщину, которая выслушивает всю ее историю. А как потом оказалось, это была сама императрица. На следующий день Марью Ивановну пригласили во дворец. И вот что сказала ей императрица: «..Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потруднитесь отвезти к будущему свекру..» .

На этом и заканчивает повесть «Капитанская дочка». Много было волнительных моментов. Переживая за судьбу героев, ты переворачиваешь одну страницу за другой. И не замечаешь, как прочитал повесть. В этой повести заложены реальные события. Ведь, как известно Пушкин ездил по губерниям, где побывал Пугачев, и собирал информацию о его пребывании. На основе этих записей он и написал это произведение, которое мне очень понравилось.