Роль культуры в развитии человека и общества. Культура и общество

Роль культуры в развитии человека и общества. Культура и общество

Введение

Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. Прежде всего следует оговорить, что культурология подразделяется на историю культуры и ее теорию. В этом смысле культуроло­гию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях куль­туры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении сво­его предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, на­мечает лишь общие тенденции и закономерности.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно чело­веческое, поэтому культурология относится к семье гумани­тарных дисциплин. Почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до кон­цепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, кото­рые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вто­рых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические за­коны, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до чело­вечества в целом.

    Понятие культуры

В настоящее время существует множество определений понятия культура.

Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.
Одни авторы рассматривают культуру как "специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного человека". (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.
В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначности самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.
И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.
Само слово "cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого понятия - то есть "природа", означает в данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.
Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".
Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.
Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.
В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.
Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.
Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.
Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.
Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

    Роль культуры в обществе

За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.

Реализация целевой программы развития культуры, придание особого значения национальным культурам народов и народностей, укрепление материально-технической базы - конкретные шаги, определенные на сегодняшний день.

Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.
Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.

Ориентация на традиционную народную культуру – заметная черта современного социокультурного процесса.

Народная культура заключает в себе богатство и многообразие художественных традиций, различных форм творческой деятельности (песенно-музыкальный, танцевальный, словесный фольклор, художественные ремесла и промыслы). Когда говорят о народной культуре, то в первую очередь подразумевают фольклор.

Народная культура нашего времени отличается от общепринятых классических фольклорных форм. Эти изменения связаны с развитием общества. Сегодня фольклор теряет свое универсальное положение и начинает приобретать новые формы. С одной стороны – он образует современные вторичные формы народной культуры, а с другой стороны – обретает роль культурного наследия.

В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые находятся в оппозиции друг к другу.

Одна тенденция, которую сегодня принято рассматривать как процессы глобализации, проявляется в том, что в мире происходит стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей. Происходит образование неких «единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации такие процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности).

Также в настоящее время на первый план выходит еще одна тенденция, она связана с процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней просматривается «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим».

Заключение

Культура – это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в тех или иных типах и формах жизнедеятельности людей. Одновременно культура – это явление общечеловеческое, отражает общечеловеческие устремления. В культуре воплощена и выражена родовая сущность человека, выходящая за пределы какой-либо конкретной исторически определенной общности. В культуре и присутствует это общеродовое или общечеловеческое начало. Благодаря ему человек является и творцом и одновременно воспреемником культуры. Он способен, например, писать музыку и воспринимать разнообразные художественные произведения, независимо от своего социального статуса, своей национальности.

Культура непрерывна и в этом смысле является общечеловеческой, ибо деятельность человека требует использования совокупного социального опыта всего человечества (мировая культура), но в то же время она дискретна, прерывна, поскольку сама мировая культура есть результат взаимодействия, диалога национальных культур, каждая из которых обладает собственной спецификой, аккумулируя культурные достижения разных эпох и цивилизаций, разных социальных демографических групп.

Список используемой литературы:

    Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культуро­логии: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999.

    Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание.- М.: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.

    Культурология: Учебное пособие / Профессор Филоненко С.И., доценты Павлова Г.В., Ситникова В.Д., Ченцов Ю.Д., Шипилов А.В., Шалиткина Н.П., ст. преподаватель Саврасова Н.А.; Под редакцией доктора исторических наук, профессора Филоненко С.И. – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2005.

    роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой... смысле - только его творчество). Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой...

  1. Общество как социокультурная система (2)

    Курсовая работа >> Социология

    Внимания социологии стоит вопрос о социальной роли культуры в обществе , способствующий гуманизации общественных отношений, формированию... обоснование разделения понятий "обществ" и "культура" , при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как...

  2. Общество как социокультурная система и его структурирование

    Контрольная работа >> Социология

    Определённых групп. Культура служит организации жизни общества , выполняет роль запрограммированного поведения, ... обеспечивают биологопсихологические и социальные потребности.Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, ...

  3. Культура первобытного общества (5)

    Реферат >> Культура и искусство

    ... культуры : тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Кроме того, необходимо рассмотреть роль мифологии в первобытном обществе ...

Определим, что такое культура. В разные эпохи люди вкладывали в этот термин разный смысл. Интерес к культуре, любовь к искусству ни для кого не обязательны сегодня и никогда не были обязательны в прошлом, но тем не менее ни одно общество вне культуры существовать не может. Даже если Вы представляете себе, что культура - важное явление жизни, что она возникла вместе с потребностью наших предков улучшить свою жизнь, полезно все же уточнить это понятие.

Согласно новой иллюстрированной энциклопедии (М., 2007), культура Ї это «совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а так же самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом случае понятие культура, в отличии от понятия природы Ї характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т. д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура». (Новая..., стр 263)

Толковый словарь под редакцией Ожегова и Шведова так трактует формулировку термина «культура»: «1 Ї совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2 Ї Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного. 3 Ї Разводимое растение, а так же клетки микроорганизмов, выращенных в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. 4 - Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие и умение». (Ожегов..., стр 313)

Ольга Андреева, кандидат педагогических наук, искусствовед, дает следующую трактовку:

Культура - слово латинское (culture). Первоначально означало возделывание земли. Но уже в Древнем Риме появилось более ёмкое толкование этого выражения - culture animi, в переводе обработка, совершенствование

души. Позже слово культура начинает употребляться в близких различных значениях: воспитание, образование, совершенствование, развитие. В современном значении слово культура употребляется с 18 века.

В настоящее время существует более 350 определений культуры, претендующих на раскрытие сущности данного понятия.

Культура - совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития человека.

Культура - это совокупность духовного опыта человечества.

Культура - это созданная человеком часть окружения.

Культура - это способ жизни, которому следует общность или племя.

Культура - это общий и принятый способ мышления.

Культура - это то, что отличает человека от животного.

Культура - это система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.

Принято рассматривать культуру в двух основных формах - в материальной и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результат: орудия труда, жилище, предметы быта, одежду, транспорт. Духовная культура - сфера духовного производства и его результаты: наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, фольклор, религия.

Чтобы понять любое явление, всегда необходимо подойти к его истокам. Всё когда-то и где-то начиналось, зародилось, возникло. Так и о зарождении культуры. Невольно возникает ряд вопросов: Каков возраст человечества? Что заставляло древнего человека изобретать и творить? Как возникла культура?

Археологи выделяют три периода первобытности - в зависимости от того, какие материалы использовал человек для производства орудий труда - каменный век, бронзовый и железный.

Каменный век - древнейший период в развитии человечества между двумя миллионами и шестью тысячами лет до н.э, на протяжении которого орудия и оружие изготовлялись из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем. Каменный век делится учеными на три этапа: древний (палеолит) - когда, собственно, и появился гомо сапиенс (homo sapiens); средний (мезолит) - когда были изобретены лук и стрелы; и новый (неолит).

В палеолите появляются первые орудия труда, первые захоронения, «медвежьи пещеры», речь. Появляется искусство (наскальная живопись), табу, магия.

Новый этап в развитии первобытного искусства - мезолит, связан с изобретением лука и стрел. Жизненный опыт человека расширился, он начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты. Изменился и характер художественных образов. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, исчезает многокрасочность. Появляется большое количество изображений человека, которые детализированы, зачастую наполнены эмоционально-драматическим действом.

В период неолита человечество переходит от пассивного присвоения продуктов природы к хозяйственной деятельности - скотоводству и земледелию. Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология (своеобразное осмысление мира, где знания о мире неотделимы от переживаний). Характерной чертой культуры неолита было распространение мелкой пластики, художественных ремесел и орнамента, положивших начало декоративному искусству. Это время появления первой письменности - пиктографической (рисуночной). Чтобы рассказать о чем-либо, не обязательно соблюдать большую точность и похожесть, достаточно изобразительного намека, достаточно показать предмет в немногих общих чертах. В этом и лежат истоки пиктографии - рисуночного письма.

Таким образом, к явлениям культуры относятся: религия, бытовая культура (одежда, жилище, манеры), живопись, музыка, архитектура, кино, театр.

Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура Человек действует не в чисто природной среде, а в среде, преобразованной человеческим трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира и возвысился над ним благодаря труду и культуре.

Культура -- это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

В культуре существует внутренне присущая ей упорядоченность, структурированность. Обычно ее разделяют на два основных типа: материальную и духовную . Под материальной культурой понимается совокупность материальных объектов, созданных творчеством человека -- книга, храм, орудие труда, самолет, жилой дом и т.д. В отличие от этого духовная культура есть совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством человека: ценностей, норм, идей, правил, ритуалов, обычаев, традиций, символов и т.п.

Именно духовная культура представляет главную часть целостной системы культуры. В ее состав входят: художественная культура (искусство), философия, мораль, религия, мифология, наука.

Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. Поэтому многочисленные различия между странами, народами, социальными группами сводятся в основном к существенному расхождению в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующем в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, традициях, особенностях образа жизни и Своеобразие социологического исследования культуры заключается в том, что на передний план в нем выдвигается человекотворческая сущность культуры . Она понимается в двух взаимосвязанных смыслах: 1)человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей, т.е. как ее субъект; 2)человек выступает как творение культура, ее объект , как результат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на общество в целом.



В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной динамической системы, в которой взаимодействуют три основных фактора: 1)деятельность человека , направленная на созидание материальных и духовных ценностей; 2)возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность материальных и духовных ценностей; 3)процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей. Сердцевиной этого триединого процесса выступает развитие и саморазвитие человека .

Важную роль культуры в структурировании общества раскрыл американский социолог Р. Мертон . Он выделил два главных фактора влияния культуры на социально-стратификационные изменения: 1)культурные цели, намерения и интересы, выступающие в качестве законных целей для общества или его отдельных слоев; 2)регулирующее и контролирующее воздействие культуры на приемлемые для общества или его большинства способы достижения целей.

Американский антрополог и культуролог Л. Уайт считал, что человеческое поведение -- функция культуры . Культура в его концепции предстает в качестве организованной интегрированной системы, внутри которой вычленяются три подсистемы: технологическая, социальная, идеологическая.

Выдающийся русско-американский социолог П. Сорокин , как уже отмечалось в 7 главе данного учебного пособия, структурировал сложную и динамично развивающуюся систему культуры в зависимости от господствующей на том или ином этапе ее развития, первоценности, первосмысла на три основных типа: 1)чувственная; 2)идеациональная; 3)идеальная (идеалистическая) культура.

Американский социолог Т. Парсонс осуществил структуризацию системы культура в зависимости от уровня регулирующего влияния компонентов социальной системы. В четырехкомпонентной структуре действия функциональной социальной системы, с его точки зрения, высшую регулирующую ступень занимает культура, которая оказывает корректирующее влияние на три следующие подсистемы: общество, личность, организм (имеется в виду человеческий организм).

В отличие от американских концепций структурной динамики культуры в рамках европейской философско-социологической традиции, берущей начало от работ А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и всесторонне развитой трудами В. Виндельбанда, Э. Кассирера, А. Вебера, Х. Ортега-и-Гассета и др., сформировалась несколько иная теоретическая картина внутрикультурной иерархии. В основании этой иерархии находится народная культура . Из нее вырастает в воплощает в себе национальное своеобразие данного народа национальная культура . Наряду с народной культурой развивается, особенно во второй половине ХХ века, массовая культура, ориентированная своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития потребителей духовных (нередко псевдодуховных) и материальных ценностей. Ее воплощением становятся телесериалы, триллеры, хит-парады, музыкальные шлягеры, разнообразные шоу (зрелища). В противоположность массовой культуре выделяется элитарная культура , ориентированная на избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью. Она находит воплощение в экспрессионизме, сюрреализме и т.п., которые адресованы узкому кругу избранной публики, эстетически развитой социальной элиты. В противоположность господствующей культуре в обществе существует субкультура , представляющая собой систему смыслов, ценностей, групповых норм, стилей жизни, стереотипов поведения определенной социальной группы, -- например, молодежная субкультура, субкультура преступного мира. В некоторых случаях в рамках субкультур развивается контркультура -- комплекс идей, ценностей, стереотипов поведения, который принят определенной социальной группой в качестве контркультуры по отношению к общепринятым в обществе системам идеалов, ценностей и норм поведения (например, контркультура преступной банды).

Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, ее роли в развитии человека и общества имеет типологизация культуры , т.е. ее распределение по определенным типам. Один из вариантов типологизации культур мы только что изложили, описав особенности народной, национальной, массовой, элитарной культуры, а также субкультуры и контркультуры. Наряду с этим существуют и другие варианты типологизации культур.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей и норм культуры подразделяются на дописьменные и письменные . В структуре дописьменных культур выделяются культура собирателей и культура охотников . Письменные культуры появляются вместе с письменностью и реализуют свое влияние на большие географические расстояния и временные длительности путем передачи ценностей и норм от народа к народу, от поколения к поколению и от эпохи к эпохе. В пределах письменной культуры развиваются земледельческая культура и параллельно с ней скотоводческая , затем на базе интеграции лучших образцов их обоих возникает индустриальная культура и, наконец, на рубеже II и III тысячелетий нашей эры складывается постиндустриальная культура.

В зависимости от особенностей социальных общностей, являющихся носителями культур, последние подразделяются на доминирующие и негосподствующие . Доминирующая культура -- это совокупность ценностей, норм, верований, обычаев и традиций, которыми руководствуется большинство членов данного общества, а та культура, которая влияет на меньшинство этого общества, является негосподствующей. Доминирующая культура может быть этнической или национальной в зависимости от того, какого уровня развития общность людей -- этнос или нация -- выступает ее создателем и носителем.

По содержанию и характеру связей с религией культуры дифференцируются на религиозные и светские . Первые, в свою очередь, разделяются на христианскую, мусульманскую, буддистскую и т.п. Каждая из них подразделяется на более мелкие социокультурные формирования. В частности, христианская культура включает в себя такие типы культур, как католическая, православная, протестантская.

В зависимости от специфических особенностей сфер общества и видов деятельности культура подразделяется на экономическую, политическую, профессиональную, физическую, художественную, городскую, сельскую.

В свою очередь, каждый из названных типов культур может быть подвергнут дальнейшей дифференциации. Если мы, например, рассмотрим многомерный мир художественной культуры, то в нем довольно отчетливо выражена дифференциация на художественную литературу, изобразительное искусств, музыку, танец, театр, кинематограф, архитектуру, дизайн. В известной степени, сюда же можно отнести мифологию с ее разнообразием в виде мифов, сказок, былин и т.п. Все эти виды художественной культуры органично связаны с религией, философией, нравственностью, наукой. С другой стороны, все многообразие художественного творчества нерасторжимо от внешней окружающей среды, включающей в себя социальные отношения, экономику, политику и, конечно же, окружающую природу.

Структурная архитектоника культуры и ее социодинамика неразрывно связаны с выполняемыми ею функциями . Первое, что бросается в глаза при подходе к проблеме функций культуры, -- это ее полифункциональность . Из множества функций культуры выделим некоторые, наиболее существенные.

Исходной функцией культуры является ее адаптационная функция. Именно благодаря культуре, применению ее ценностей, норм, образцов поведения каждый индивид и социальная общность (семья, этнос, профессиональная группа и т.п.) адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды.

Адаптация людей к окружающей реальности тесно связана с познавательной функцией культуры. Суть ее заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для выработки в соответствии с этим определенной линии поведения, своей гражданской позиции.

Важное значение имеет социализирующая функция культуры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей, норм, образцов поведения, формироваться как личность, становится активным членом общества.

Культуре присуща нормативная функция, заключающаяся в том, что, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, культура предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складываются образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способ деятельности.

Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять, воспроизводить, передавать последующим поколениям определенные образцы и ценности при одновременном обновлении культуры.

Велика роль присущей культуре функции производства новых , ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. .Достаточно вспомнить такие этапы развития культуры, как классика, модерн, постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой новаторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых символов, значений, форм, стилей и т.п.

Важную роль играет свойственная культуре функция целеполагания . Она помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и тем самым открывает перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.

Культуре присуща информационная функция, позволяющая давать индивиду, социальным общностям, обществу в целом достоверную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни.

Игровая функция возникла вместе с зарождением культуры. Она дает разрядку людям от сложностей повседневной жизни, но вместе с тем создает пространство для творческой игры духовных и физических сил, без чего не бывает и самой культуры.

Существенное значение имеет сигнификативная (от анг. sign -- знак) функция культуры, предписывающая определенные значения и ценности тем или иным явлениям, процессам, событиям, людям. Например, звездное небо не имело никакого значения для первобытного человека, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путем выявления его значений через религию, философию, поэзию, науку.

С сигнификативной функций тесно связна коммуникативная функция культуры. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их общностей, организаций и т.д.

Важное значение имеет мотивационная функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.п.

Культуры выполняет и релаксационную функцию, т.е. помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы.

Кроме того, культура выполняет еще одну существенную функцию -- накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.

Культура, воздействуя своими образами, сюжетами, ценностями на духовный мир человека, способна побуждать его совершать определенные поступки, т.е. мобилизовать его усилия, волю, знания, опыт на достижение определенных целей, идеалов и т.п. Таким образом, она способна выполнять мобилизующую функцию, что особенно рельефно проявляется в переломные эпохи развития общества, например, в период Великой Отечественной войны.

Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну чрезвычайно важную функцию -- воспитательную . Ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

Интегрированным результатом всех охарактеризованных функций выступает еще одна, самая важная и решающая функция культуры -- человекотворческая . Будучи творением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.

Всеми своими функциями, своим содержанием, формами, образами, символами культура оказывает мощное формирующее влияние на индивида, социальную общность, общество в целом. Т. Парсонс совершенно обоснованно утверждал, что "удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных систем", т.е. без систем культуры. Сама же система культуры оказывается общеразделяемой данным обществом или общностью ценностно-нормативной системой символов, значений, образцов поведения, регулирующих повседневные мысли, чувства, ожидания, действия индивидов и социальных групп. Причем дифференциация таких групп, т.е. стратификация общества, в существенной степени детерминируется именно специфическим набором символов, значений, норм и ценностей, разделяемых определенной социальной группой и отличающих ее от всех других социальных групп. Каждая более или менее отдиффицированная и обособленная от других социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.) осуществляет свою жизнедеятельность в специфическом мире своих обычаев, норм, обрядов, традиций, языка, религиозных верований и т.п. Принадлежность к различным национальным общностям или социальным слоям (богатые, бедные), в свою очередь, диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения, которые составляют важные компоненты культуры.

Обстоятельную характеристику роли культуры в структурировании общества раскрыл Р. Мертон. Он установил пять различных типов социального структурирования в зависимости от интегрированности или дезинтегрированности предписываемых культурой норм и институционализированных средств их достижения: 1)тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения; 2)инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отвергает социально одобряемые способы их достижения (проявляется в действиях групп рэкета, шантажистов, творцов новых стилей, мод и др.); 3)ритуализм ориентирован на отрицание данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурд) использовать социально-одобряемые средства (пример, действия бюрократов, беспрекословно требующих выполнения тех предписания, которые в определенных ситуациях не только не содействуют успеху дела, но и могут привести к его провалу); 4)ретреатизм , т.е. бегство от действительности, проявляется в поведении отверженных, изгнанных, наркоманов, ушедших от реального мира в свой внутренний, болезненный, социально изуродованный мир. Они отказываются от предписанных культурой целей и норм, а их поведение не соответствует общепринятым в обществе нормам; 5)бунтарство -- поведение, которое выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает создавать новую, т.е. сильно видоизмененную социальную структуру, которая реализуется в действиях революционеров, мятежников и др.

Существующие в обществе социокультурные нормы и образцы не только оказывают мощное влияние на социально-стратификционные изменения, но и социализируют каждую формирующуюся личность, развивают и обогащают ее духовный мир и практику повседневного поведения. Поэтому вполне можно согласиться с Р. Мертоном, который утверждал, что культура обеспечивает членов данного общества необходимым руководством на всем жизненном пути, эффективное функционирование индивидов и общества без него невозможно.

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться огнем и в результате смог заселить огромные территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не могут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно условно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.

Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми его вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогpecc, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой ин тepнационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче вceгo в межнациональном общении усваиваются достижения тexники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художествeннoгo творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без cвoeгo культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, coздаваемая народом г бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает eгo жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет aвторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми eгo преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, apхитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей нaродной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она нaходится в постоянном употреблении. Пока бабушки paccкaзывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится вceгo лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Нaродная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

культура человек творчество

Их роль в развитии культуры

Слово интеллигенция , введенное в обиход писателем Петром Дмитриевичем Боборыкиным (1836–1921), впервые появилось в России лишь в середине XIX века и оттуда перекочевало в другие европейские языки, где использовалось для обозначения исключительно русского явления.

Речь шла о той части образованных людей, которая отличалась подчеркнутым «народолюбием», враждебностью к существующему строю, отсутствием религиозности и политическим радикализмом.

Главными кумирами этих людей были такие крупные фигуры российской общественной мысли, как Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Бакунин и Кропоткин, а основными идеологическими течениями, которые они представляли, – народничество, утопический социализм, анархизм и марксизм. По словам Бердяева, интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своими особыми нравами и обычаями и даже своим своеобразным физическим обликом, по которому всегда можно узнать интеллигента и отличить его от представителей других социальных групп.

По этой причине в западной культурологии слово интеллигенция в широком, а не в чисто российском смысле, употребляется сравнительно редко, а вместо него предпочитают такие менее идеологизированные и политизированные выражения как интеллектуалы, люди умственного труда, культурный слой, духовная элита.

Итак, если отвлечься от особенностей отечественного словоупотребления, интеллигенция – это некий «мыслящий и чувствующий аппарат нации», вся ее образованная часть, в состав которой входят те, кто так или иначе воплощает и обеспечивает духовную и умственную жизнь страны. Это общественный слой, который, будучи наиболее независимым от какой-либо сословности, классовой или профессиональной психологии, сосредотачивающий в себе общенациональное самосознание, выступает выразителем общенародного творческого гения. Без этого вообще невозможно развитие культуры и цивилизации. Именно характером и уровнем интеллигенции определяется культурное лицо общества, его симпатии, вкусы и настроения, складывающиеся в устойчивые нормы национальной жизни. Образованный слой становится «интеллектуальной лабораторией, в которой, помимо чисто культурных ценностей, создаются формы и типы национальной гражданственности и политического устроения». Одним словом, «в руках интеллигенции находятся все ключи от национальной судьбы того народа, представительницей которого она является».

Вместе с тем не следует абсолютизировать роль интеллигенции. При отсутствии связи с народом, ответственности за свои действия деятельность тех или других ее представителей приводила (и приводит) к негативным последствиям в жизни общества и государства.

Природной и исторической предпосылкой появления подобной социальной группы стал сам факт «разумности» человека по сравнению с животными, а также разделение труда на умственный и физический, что дало возможность наиболее талантливой и жизнеспособной части наших далеких предков выделиться в особый слой, постепенно взявший на себя духовные функции. Сначала их носителями были жрецы, волхвы, колдуны, потом духовенство вообще, а с появлением науки, светского искусства круг интеллектуалов стал пополняться учеными, врачами, учителями, писателями, художниками, артистами. С развитием науки и техники появилась и научно-техническая интеллигенция. Интеллигенцией стали называть всех людей умственного труда. В этой связи появилась необходимость в разграничении понятий: интеллигенция и интеллигентность.

Не каждый человек, занимающийся умственным трудом, обладает таким качеством, как интеллигентность. Интеллигентность предполагает веру в некие высшие идеалы духовности, нравственности и ответственности за судьбы всего человечества.

По словам Д.С. Лихачева, интеллигентность – это «повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм, национальное в его лучших проявлениях сохраняется всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси».

Будучи весьма важным общественным слоем (сколь бы ни разнился уровень общей культуры у ее отдельных представителей), интеллигенция неуклонно увеличивает свой удельный вес в любом современном обществе. Еще в 70-х годах минувшего века в наиболее развитых странах доля людей умственного труда составляла около 20% самодеятельного населения. Сейчас в условиях «информационной революции» эта цифра значительно выше. Неудивительна поэтому определяющая роль интеллигенции в судьбах человечества. На протяжении всей истории отношения между властью и интеллектуалами были достаточно сложными: от полного взаимопонимания до непримиримого противостояния. Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в России за последние сто лет. Ясно, что уровень культуры и перспективы выживания того или иного народа прямо зависят от качества и удельного веса его духовно-интеллектуального слоя. В 50–60-е годы наша страна по коэффициенту интеллектуальности населения (но только количественному) смогла занять достойное место в мире. Однако, по данным ЮНЕСКО, мы в 1988 году оказались среди стран мира в середине пятого десятка. В настоящее время этот коэффициент может еще снизиться, так как из страны идет активная «утечка мозгов», а на нужды культуры и образования тратится ничтожная часть бюджета. А между тем, по мировой статистике известно: если расходы на культуру и образование не достигают 6–8% бюджета, то общество приближается к культурной катастрофе.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Раскройте культурологическое содержание понятия народ. 2. Какова роль народа как субъекта культуры? 3. В чем разница между понятиями народ и масса? 4. Назовите черты, характеризующие человека массы. 5. Какова роль личности в развитии культуры? 6. Перечислите основные типы личностей. 7. Личность какого типа можно назвать самым адекватным представителем цивилизации и почему? 8. Почему личности коммуникативного типа могут иметь прямо противоположные сущности? 9. Чем духовный тип личности отличается от остальных типов? 10. В чем состоит специфика термина «интеллигенция» в русской культурологии? 11. Правомерен ли термин «культурная элита»? 12. Раскройте содержание понятия интеллигентность. 13. В чем заключается несостоятельность термина народные массы с точки зрения культурологии? 14. Какова роль интеллигенции в развитии общества?


Задания. Тесты. Ответы.
1.Какое из определенных понятий «народ» следует отнести к культурологии: а) народонаселение, люди, населяющие определенное пространство; б) население определенной страны; в) общность людей, объединенных материальным, социальным и духовным творчеством; г) общность людей, составляющая низшие слои общества в противоположность элите, власти. 2. Как Фрейд определяет понятие масса: а) движущая сила истории и культуры; б) возврат к примитивному человеку; в) совокупность граждан той или иной страны; г) низшие слои общества. 3. Какой фактор лежит в основе типологии личностей: а) особенности характера; б) ориентация на специфические ценности; в) принадлежность к определенной социальной группе; г) принадлежность к определенной религиозной группе. 4. Что обозначает понятие «интеллигенция»: а) самый культурный слой общества; б) самый революционный слой общества; в) слой общества, который воплощает и обеспечивает духовную и умственную жизнь общества; г) самый духовный слой общества. 5. Какие суждения верны: а) народ может перерождаться в массу; б) народ не является творцом культурных ценностей, их создает культурная элита; в) народ способен и создавать, и утрачивать культуру; г) народ и элита – антиподы. 6. Социокультурная типология личностей включает в себя следующие типы личностей: а) интровертов и экстравертов; б) эгоистов, индвидуалистов и альтруистов; в) материальную, коммуникативную, политическую и духовную личности; г) представителя народа и человека массы. 7. Народ и масса относятся к культуре: а) противоположным образом; б) одинаково безразлично; в) потребительски; г) заинтересованы в развитии культуры.

VI. МИФ И РЕЛИГИЯ