Античная культура древней греции. Народы Греции: культура и традиции

Античная культура древней греции. Народы Греции: культура и традиции
Античная культура древней греции. Народы Греции: культура и традиции

9.1. Особенности становления античной культуры.

9.2. Особенности культуры Древней Греции.

9.3. Культура эллинистической эпохи.

9.4. Культура Древнего Рима.

9.5. Античное искусство.

Особенности становления античной культуры

В начале I тысячелетия до нашей эры ведущая роль в общественном развитии переходит от древневосточных цивилизаций до нового культурного центра, возник в Средиземноморье и получил название античной цивилизации. Античной цивилизации относят историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация основана на качественно иных социально-экономических и политических принципах, чем цивилизации Востока и оказалась значительно динамичной от них.

Античность является культурным и историческим фундаментом современной Европы. Огромное культурное наследие древней Греции и Рима вполне справедливо считается колыбелью европейской цивилизации. Именно античный мир заложил основы европейских философских, правовых, политических, художественных и научных систем, которые возникли гораздо позже.

Античной традиционно называют греко-римскую культуру, развивалась в период с ИИИ тыс. До н.э. до сер. V в. н.э. Эпоха античности начинается с образования греческих полисов - городов-государственная начале I тысячелетия до нашей эры и заканчивается с падением Римской империи в В веке нашей эры.

В своем развитии античная культура прошла ряд этапов, выступила в различных исторических модификациях, представленных культурой Древней Греции, эллинистической культурой, культурой Древнего Рима. При этом "прелюдией" античной культуры была еще более древняя крито-микенской культуры, или эгейская цивилизация, которая существовала одновременно с древневосточными культурами. Центрами этой эгейской цивилизации были Крит и город Микены на юге Греции.

Несмотря на существенные различия между культурой Древней Греции, эллинистической и древнеримской, они принадлежат к одному историко-культурного комплекса, имеют ряд общих типологических черт. Это связано, прежде всего, с тем, что древнегреческая и древнеримская культуры формировались на базе в принципе схожих форм социальной организации: и древнегреческий полис, и римская "цивитас" эпохи Республики представляют собой различные варианты античной гражданской общины.

Гражданская община объединяла полноправных свободных граждан, каждый из которых имел право на земельную собственность и на участие в решении государственных вопросов. Такая форма организации социальной жизни определила шкалу основных ценностей античного общества:

Идеал первоочередной значимости гражданской общины как основы блага отдельного человека;

Идея верховной власти народа;

Ориентация на земные интересы; в античном мировоззрении нет идеи бога-творца, стоит вне мира и устанавливает постоянный, вечный мировой и социальный порядок (как это имело место в восточных народов);

В отличие от культур Востока с их теоцентризмом античная культура обращена к человеку, который находится в центре внимания философии и искусства.

Общественное сознание античного полиса носила в основном рациональный характер. Мир воспринимался как реальный, хотя признавалось сверхъестественное, и это имело существенное влияние на различные стороны жизни. Поэтому при характеристике античной культуры необходимо проанализировать религиозные представления древних греков и римлян.

Особенности культуры Древней Греции

Культура Древней Греции является истоком античной культуры. Древние греки создали культуру, которая была названа в более позднее время "греческим чудом". Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основу многих сторон европейской культуры в самых разных ее сферах. Для нашего времени греческая культура является образцом гуманизма и полноты взгляда на мир. Это было обусловлено многими обстоятельствами.

Существенное влияние на особенности культуры Греции мало выгодное географическое положение, что способствовало развитию торговли и другим внешним отношениям. Одной из особых причин, обусловивших развитие культуры Греции, была колонизация и связанная с ней торговля. Колонизация дала возможность грекам приобрести нового взгляда на мир, отличного от их первобытных верований, сравнить свой мир и мир других народов.

Динамизм и величие античной культуры нельзя отделить от динамизма общественной жизни. К VIII - VI вв. до н.э. относится формирование рабовладельческих государств-полисов. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости (Аристотель). Жить по-человечески для греков означало жить в полисе, участвовать в полисном жизни. Рабы, которые не имели права участвовать в жизни полиса, людьми не считались.

На территории Древней Греции существовало несколько сот полисов. В среднем каждый из них занимал территорию не более 300 квадратных километров и примерно имел 10-15 тыс. Населения. Один из крупнейших полисов Афинский.

В античном классическом полисе государство является действительным и единственным содержанием жизни и свободы гражданина, она была чуть ли не единственным местом, где он чувствовал себя в опасности, находился под защитой богов, которые занимались городом (как, например, Афина Паллада - Афинами) и мог жить полноценной жизнью. Полисной жизни с его духовной и экономической автаркией, независимостью и свободой были для гражданина высшей ценностью, поскольку полис был главным условием его собственной свободы, мог гарантировать защиту его гражданских прав и имущественных интересов. Общественное мнение и законы праздник оберегали общественные интересы и покорения личных интересов общественным было обязательным. Одним из важнейших критериев оценочного отношения общества к индивиду была степень его участия в общественной жизни. В общественном мнении сложилось презрительное отношение к равнодушию индивида к событиям общественной жизни. Это презрение стало настолько важным фактором отношения общества к личности, что, опираясь на общественное мнение, афинский правитель Солон сформулировал редкий в мировой истории закон, согласно которому бесчестным и лишенным прав гражданства объявлялся тот, кто во время восстания не поддержал ни одну из сторон. Закон требовал от каждого гражданина участвовать в борьбе, а не ждать когда судьбу государства решат другие. И поэтому для полисного индивида страшным наказанием было изгнание из родного города, то, что римляне называли "лишением огня и воды", то есть лишение гражданских прав. В греческих городах для этого была разработана специальная процедура остракизма - отправления в изгнание лиц, не нарушали законов, однако были опасными своим влиянием.

Во многих полисах и, прежде всего, в Афинах возникает величественное достижения культуры древних греков - демократия. У истоков демократии в Афинах стоял Солон, реформы которого были направлены на создание в Афинах общества гуманизма и справедливости. Главным органом управления в полисе было общее собрание. В другое время руководство осуществлял совет 400, а затем - совет 500. Особенности общественной организации греческого общества повлияли на обычаи, традиции, нормы морали и даже искусство.

Открытое обсуждение на народном собрании законов привело к де-сакрализации общественных институтов, мышления, формировало "раскованность" греческого духа, развитие критической рефлексии, рационализм. Вам необходимо ознакомиться с подробной характеристикой основных черт полисной жизни за работой Ж.-П. Вернана "Духовный мир полиса".

Дух состязательности, полемичности (агональности) - другая важная черта греческой культуры. Он проявлялся во всевозможных соревнованиях - спортивных олимпиадах, соревнованиях поэтов, музыкантов, художников, боях гладиаторов, публичных соревнованиях ораторов и философских дискуссиях мудрецов, в бурной политической жизни античного общества. Для грека и римлянина не было ничего почетного, чем стать победителем в любом соревновании, получить одобрение и восхищение со стороны граждан и получить лавровый венок. Более подробно соревновательный характер древнегреческой культуры рассматривается в работе Ф.Х. Кэссиди "К проблеме греческого чуда".

С этим связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности. Борьба мнений и свобода критики стали той идейно-духовной атмосферой, в которой родились греческая наука и философия.

По мнению некоторых европейских теоретиков, например, Леви-Стросса, поведение человека может определяться по ее основной мотивацией. Это может быть "культура стыда" или "культура вины". Культура вины характерна главным образом для христианства, то есть она обращена к голосу совести, к внутреннему суда над собой. Культура же стыда ориентирована на оценку поведения человека со стороны представителей той или иной социальной группы. "Культура стыда" ситуации в Греции, включала в себя два момента: представление о богоривнисть эллина и чувство соревновательности. Основными мотивами поведения выступало подражания лучшим и соперничество. Для греков еще не характерно чувство внутренней греховности, но ярко выраженное чувство стыда перед согражданами. Второй стороной этого было стремление стать первым, стать лучшим. Дух состязательности царил в области науки, риторики, в спорте, даже на общем собрании. Любой член полиса мог выразить свое мнение при обсуждении общественных проблем. Важная особенность менталитета афинского гражданина - стремление к славе. Например, победа на Олимпийских играх считалась победой не отдельной человека, а полиса. Это для греков служило подтверждением их значимости для общества. Все особенности взаимоотношений между гражданами греческого полиса воспитывали особое чувство патриотизма.

В греческой мифологии боги человечные и человекообразные. Поэтому среди различных мифологий мира греческий стала наиболее привлекательной. Греческая олимпийская религия антропоморфная. Боги часто ведут себя как простые смертные, поэтому в мире олимпийской религии человек чувствовал себя достаточно комфортно.

Древнегреческая культура характеризуется большими достижениями в области науки. При всей серьезности научных достижений других ранних культур, например Египта или Китая, там не возникло систематической науки. В греческом мире знания перестало быть священным, сакральным, таинственным, которое принадлежало бы только особой касте людей - жрецам. Оно стало доступным каждому, кто взялся посвятить ему свою жизнь. Тем более, что "культура стыда" не поощряла невежество, глупость и тщеславие. Именно в Греции осуществляется переход от мифологии и религиозного миропонимания, опиралось на веру, в науку, которая требовала постановки, формулировки, логического рассмотрения проблем, а ум становится главным средством познания. Глубина и продуманность научных теорий, какими бы умопостигаемого они не выглядели, легли в основу многих прикладных и теоретических наук. Истина - не предмет слепой веры, а знания, основанное на логике, на разумном (рациональному) понимании. Таким новым путем самоопределения человека в античном обществе становится философия - принципиально другой тип миросозерцания, основанный на позициях ума и интеллекта. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения - не через привычку и традицию, а через собственный разум. Становясь одной из форм преодоления зависимости индивида от роду, она впервые призывает человека поверить в себя, в свои собственные силы, а не в мифологических богов. Бытующее в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им предоставляется рациональное толкование.

Период наивысшего расцвета греческой культуры (V в. До н.э.) связан с наивысшим расцветом полисной жизни и всех других явлений культуры.

Древнегреческой культуре принадлежит особое место в создании фундамента европейской культуры. Древние греки заложили основы современной науки, философии, историографии, архитектуры, изобразительного искусства, литературы и театра. Важным их вкладом в мировую культуру было создание впервые в истории нового типа общественной организации - демократического гражданского общества, в рамках которого сложились социальные и духовные предпосылки гармоничного развития свободного человека. В рамках этой культуры были заложены духовные основы европейской культуры: гуманистическое мировоззрение, утверждение ценности земного бытия, рационалистическое отношение к миру, представления о прекрасном как одну из высших ценностей, идеал совершенной гармонично развитой личности, демократические отношения между обществом и индивидом, идея самоутверждения в процессе соревнования равных людей и др.

В конце IV в. до н.э. Грецию подчиняет Македония, а завоевательные походы Александра Македонского знаменуют начало новой эпохи в эволюции античной культуры - эллинистической.

Родина современной демократии дала миру такие понятия, как государство, суд присяжных, равенство перед законом. Древнегреческие ученые стали основоположниками основных законов в математике, геометрии, физике, биологии, философии.

Первые Олимпийские игры тоже прошли в Греции. Они являлись частью праздника, посвященного Зевсу, во время которого было запрещено вести войны на всей территории Эллады, современной Греции.

Греческий театр - древнейший на территории Европы, достигший своего расцвета в V в. до н. э. Именно тогда появились такие жанры, как трагедия и комедия.

Национальные особенности Греции

Грекам в первую очередь свойственны добродушие и жизнерадостность. Жители этой солнечной страны по-настоящему ценят жизнь. Радость и несчастья переживаются со всей страстью: громкий смех и ликование, слезы печали не скрываются от посторонних глаз. Эмоциональность - вот главная черта этого народа, а еще греки очень гостеприимны.

Греки часто собираются с друзьями в тавернах и узериях. В кофейнях всегда можно увидеть компании стариков за стаканчиком холодного местного кофе «фраппе», играющих в нарды или ведущих жаркие дискуссии о политике. Также греков отличает уважение к традициям своей страны.

Стоит учесть, что греки не слишком пунктуальны, так что если в назначенный час ваш друг не явился на встречу, стоит немного подождать и не терять спокойствия. Ничего не поделаешь - черта национального характера. Назначая встречу, помните, что послеобеденное время (приблизительно с 15:00 до 17:00) является нерабочим. Жизнь офисов, магазинов и некоторых служб затихает.

Помните, что греки любят спорить и критиковать, но не терпят критики в адрес.

Традиционная одежда

В каждом регионе страны существуют свои костюмы. Конечно, сейчас уже никто не ходит в традиционных одеждах, но их можно увидеть на некоторых греческих вечерах, которые проводятся в отелях и популярных тавернах.


Греческие танцы

Существует большое многообразие греческих танцев. В каждом регионе Греции сформировались свои танцевальные стили. Считалось, что танцы придумали боги, и тот, кому дан этот дар, должен обучить ему своего ближнего. В древнегреческих танцах активно используются движения руками. Важным элементом танца часто является платок, который женщины держат в руках, вырисовывая им изящные фигуры.

Путешествуя по этой небольшой стране, вы откроете для себя спокойное величие античной культуры, поиски новой духовности византийского христианства, следы господства турецких чужеземцев. Много тайн и легенд хранят исторические достопримечательности Греции, но и современность здесь не менее интересна. Многочисленные фестивали современного искусства, открытость городских пространств экспериментальным проектам, искренняя любовь греков к своим традициям, которые органично вписываются в повседневную жизнь – все это привлекает в Грецию ценителей истории и культуры.

class="gadget">

Древнюю Грецию недаром называют «колыбелью европейской цивилизации». Наследие греческой мифологии, философии, искусства транслировалось через века, став основой мировоззрения современного европейца. Мы постоянно встречаемся с этим наследием в виде бесчисленных слов, пришедших к нам из греческого языка, деталей архитектуры, персонажей мифологии, «перекочевавших» в европейское и русское искусство. Даже наш образ мышления, представления о разуме и логике – основу этому заложили древнегреческие философы.

Культура Греции в античный период (с III тысячелетия до н.э. по V век н.э.) была неоднородна и развивалась этапами, в зависимости от исторической ситуации. Расцвет классического греческого искусства, когда было создано большинство из известных нам шедевров, пришелся на V и IV века до н.э. - «золотое время» греческих городов-полисов. Но основные черты культуры Эллады (именно так называли свою страну греки) прослеживаются через всю историю: это особое отношение к мере, стремление к единству красоты души и тела и принцип состязательности.

class="gadget">

«Меру во всем соблюдайте», «Ничего сверх меры» - эти изречения пришли к нам от эллинов через века. Под мерой греки понимали не усредненность, а достаточность, соразмерность, необходимую для достижения гармонии. Мера была и нравственной категорией (как ее объяснял, например, Демокрит), и эстетической. В архитектуре была важна соразмерность человеку, величественные греческие храмы строились с учетом того, как они воспринимаются людьми. Так был построен Парфенон , который, несмотря на вою мощь, не кажется тяжеловесным.

По мнению древних греков, идеальный человек должен быть прекрасен душой и телом. Слияние этих качеств описывает слово «калокагатия» (от гр. «прекрасное» и «доброе»). Принцип калокагатии проявился в развитой системе греческого образования. Свободный гражданин Греции стремился развить в себе физические и духовные достоинства. Воспитание делилось на «гимнастическое» и «мусическое». Под первым понималось развитие физических способностей человека, его вершиной считалось участие в Олимпийских играх. Под «мусическим» воспитанием понималось освоение различных наук и искусств, в том числе риторики.

Принцип калокагатии - один из основных в греческом искусстве. Торжество прекрасного человеческого тела и духа являют собой эллинские скульптуры. Работы самого известного древнегреческого скульптора Фидия и его учеников поражают совершенством формы и точностью исполнения.

class="gadget">

Третий принцип, на котором базировалась древнегреческая культура – принцип состязательности, или агностики. Именно благодаря этой страсти греков выяснять, кто же лучший, появились Олимпийские игры. На время Олимпийских игр прекращались все внутренние войны. Честная состязательность всегда была важнее войны, где не обойтись без хитрости и обмана. Победители игр чествовались не меньше полководцев, им воздвигались статуи и слагались оды в их честь. Сегодня вы можете посетить раскопки древней Олимпии – места зарождения и проведения игр. Огромный стадион, рассчитанный на 20000 зрителей, поражает воображение!

Мифология Эллады – это мифология мореплавателей и торговцев, которые к тому же были неустрашимыми воинами и смекалистыми изобретателями. Греки поклонялись многочисленным божествам, которые властвовали над стихиями и господствовали в той или иной местности. По представлениям греков, главные боги обитали на горе Олимп. Именно об олимпийских богах мы знаем больше всего легенд, перешедших из мифологии в литературу. Громовержец Зевс, покровитель искусств Аполлон, прекрасная богиня любви Афродита, мудрая воительница Афина, бог виноделия Дионис, грозный бог войны Арес – все они стали олицетворением определенных природных явлений и человеческих качеств. Помимо традиционных для всех древних культур богов – плодородия, любви, войны, солнца и др., - в греческом пантеоне видное место занимали бог моря Посейдон и бог торговли Гермес, который был посредником между богами и людьми.

class="gadget">

Боги Эллады – это не всемогущие существа, от которых произошло всё сущее. Их главное отличие от людей – бессмертие. Они совершенны физически и им подвластны стихии, но при этом они подвержены тем же эмоциям, что и смертные. Они страдают, радуются, завидуют, влюбляются, часто впутывая в свои дела людей. Люди, в свою очередь, бросают вызов богам своей красотой и умом. Например, все мы знаем отважного Одиссея, который в своем путешествии не раз обводил всех вокруг пальца.

По представлениям греков, над богами и над людьми одинаково господствует непреодолимый Рок. Боги, как и люди, не могут изменить то, что предначертано судьбой. Значимость предсказаний в Древней Греции велика, как в любой другой древней культуре. Об этом свидетельствует и тот факт, что одним из самых богатых древнегреческих городов были Дельфы , где жрицы Аполлона предсказывали судьбу полководцам и царям, приезжавшим сюда с роскошными дарами. В древнегреческих мифах к предсказаниям вынуждены прибегать даже боги, и существует множество историй о том, как они безуспешно пытаются «обмануть» судьбу.

Возможно, в этом и кроется секрет популярности древнегреческой мифологии: боги и люди действуют в мифах почти на равных, и это дает плодородную почву для размышлений о значимости человеческой воли.

Нужно отметить, что греки не обожествляли своих правителей, и те могли использовать в качестве аргументов только свои личные качества и заслуги. В отличие от древних культур Востока, в Элладе не сложилось деспотичной монархии и влиятельного жречества, которые «подминали» бы под себя политическую и духовную жизнь. Именно в Элладе возникла такая форма общественной жизни, как полисы - объединения частных землевладельцев и ремесленников, в которых использовались разные формы правления. Города-полисы породили и передали следующим эпохам практический опыт демократии. Конечно, демократия в рабовладельческой Древней Греции и то, что мы сейчас понимаем под этим словом – не одно и то же. Но само представление о том, что власть может принадлежать не богам и их избранникам, а свободным гражданам – это эллинское изобретение.

афинского Акрополя , ставшего символом Греции на все времена. В современных Афинах вы можете прогуляться по Древней Агоре – главной торговой площади, на которой происходили важные общественные и политические события древней истории. В местном музее вам продемонстрируют экспонаты, свидетельствующие о становлении греческой демократии и о насыщенной жизни улиц древнего города.

На этом уроке вы узнаете о культурной жизни Древней Греции. Многих людей во всем мире притягивает красота Афинского акрополя, храмов Парфенон и Эрехтейон, древнегреческая скульптура. До сих пор в театрах ставятся пьесы, в основе которых лежат сюжеты, ставившиеся еще в древнегреческом театре. До сих пор проводятся Олимпийские игры, а философию древнегреческих мыслителей изучают в университетах. На этом уроке вы погрузитесь в мир прекрасного и познакомитесь с древнегреческой культурой

Рис. 2. Богиня Афина ()

Рис. 3. Богиня Гера ()

Что касается литературы , то это направление в Греции было не слишком развито. Греческую литературу принято начинать с Гомера (рис. 4) , с его поэм «Илиада» и «Одиссея». До настоящего времени не до конца известно, когда и при каких обстоятельствах создавались эти поэмы. Существует много теорий по этому поводу. Некоторые вообще отрицают сам факт существования Гомера как единого лица, которое свело вместе все многочисленные сюжеты и песни. Литература развивалась в основном в поэтическом направлении . Существовали произведения поэта Алкея, поэтессы Сафо, оды писал Пиндар. Большого развития достигло ораторское искусство в речах таких политических деятелей, как Лисий, Демосфен, Исократ . Многие из речей этих авторов дошли до наших дней. Особая часть греческой литературы - это драматургия . Те пьесы, которые писали создатели греческих трагедий и комедий. Отцом греческой трагедии, считался драматург Эсхил из Элевсина (рис. 5). Его произведения считаются первыми драматическими произведениями в истории человечества. Два из них: «Прометей прикованный» и «Персы» являются самыми популярными произведениями древнегреческой драматургии, их продолжают ставить до сегодняшнего дня. Драматургия использовалась не только для развлечения людей, но и для того, чтобы придавать определенные черты характера, определенным образом воспитывать их. Пьесы должны были носить воспитательный, патриотический характер. Преемниками Эсхила стали Софокл и Еврипид . До нас дошла небольшая часть пьес, написанных этими авторами. Например, из произведений Еврипида до нас дошло 18 пьес из 92 им написанных.

Рис. 4. Поэт Гомер ()

Рис. 5. Отец греческой трагедии - Эсхил ()

Существовал в Греции такой жанр драматургии, как комедия . Но комедия считалась жанром низким, недостойным. Однако комедиограф Аристофан оказался настолько популярен, что его произведения дошли до наших дней. 2 с половиной тысячи лет назад греки смеялись над продажными политиками, над глупыми гражданами, над женщинами, которые пытались примерить на себя роли мужчин, над теми вещами, над которыми мы смеемся и по сей день.

Распространение грамотности в Греции было не всеобщим, но большинство свободных греков были грамотными. Это было обосновано тем, что алфавитное письмо было гораздо проще освоить, чем иероглифы. Греческий алфавит стал основой как для кириллицы, которую используем мы сегодня, так и для латиницы.

Именно в это время в Греции появляются первые библиотеки . Например, библиотекой обладал греческий тиран Писистрат , правивший в Афинах во второй половине VI в. до н. э. В конце IV века до н. э. появилась первая публичная библиотека.

Что касается древнегреческой архитектуры , то многое до нас не дошло. Но у греков была традиция изготавливать небольшие глиняные модели храмов. Поэтому мы можем себе представить, как выглядел греческий храм IX или VIII века до н. э. До наших дней, пусть даже и в полуразрушенном виде, дошел храм Геры , находящийся неподалеку от Коринфа, который датируют IX веком до н. э.

Греческая архитектура очень быстро приобрела стилевую направленность. В VII веке до н. э. возникает первый общегреческий стиль, получивший название дорический . Впоследствии возникает еще два архитектурных стиля: ионический и коринфский . Если сравнить эти стили друг с другом, то можно заметить, насколько быстро развивается в Греции архитектурная мысль, как меняется пропорция зданий. Греки очень быстро начинают понимать, что такое золотое сечение и как нужно построить здание, для того чтобы оно казалось выше, даже если на самом деле оно не очень высокое. К сожалению, основные памятники этой эпохи до нас не дошли полностью. На Афинском акрополе в центральной части города можно увидеть только руины Парфенона (рис. 6), Эрехтейона (рис. 7) и других храмов, которые были построены в V веке до н. э. между Греко-Персидской и Пелопонесской войной. Но даже в таком варианте эти храмы производят неизгладимое впечатление.

Рис. 6. Храм Парфенон ()

Рис. 7. Храм Эрехтейон ()

Храмы было необходимо украшать. В Греции возникает такая отрасль культуры, как скульптура . Изначально ставились статуи богов. Было принято изображать людей статичными, без движения, но очень быстро греки благодаря своему хорошему знанию анатомии, стали переходить к изображению человеческих фигур в динамике. До наших дней сохранилось далеко не всё, а только малая часть. Многие скульптуры дошли только в римских копиях. Но даже обломкистатуй до сих пор ценятся искусствоведами, как великая ценность.

Далеко не всех создателей греческих статуй мы знаем по именам. Но многие имена до наших дней все-таки сохранились. Известен скульптор Мирон , самая известная его статуя - Дискобол (рис. 8) . На Акрополе была установлена другая статуя работы Мирона - Афина и Марсий (рис. 9) . Если говорить о других скульпторах того времени, то известен Фидий , автор знаменитой Афины-девы для Парфенона. Огромная 12-метровая статуя, тело которой сделано из слоновой кости, а одежда и вооружение - из чеканных золотых листов на деревянной основе. Ему же принадлежала Статуя Зевса , установленная в Олимпии, высота статуи - 14 метров. Эта статуя до наших дней не сохранилась, по одной из версий она затонула в то время, когда римляне перевозили ее на свою территорию. Из других статуй Фидия можно назвать скульптурный декор Парфенона. Этот скульптурный декор иллюстрирует миф о рождении богини Афины и ее спор с Посейдоном за власть над Аттикой. До наших дней сохранилось около 500 фигур, которые были изначально на этом фронтоне изображены, правда, сохранились они фрагментарно.

Рис. 8. Дискобол, скульптор Мирон ()

Рис. 9. Афина и Марсий, скульптор Мирон ()

Говоря о других скульпторах, можно назвать Поликлета из Аргоса. Образ гражданина полиса воплощает в себе созданная им статуя Дорифора или копьеносца, которая была каноном и образцом для скульпторов более поздних эпох. Также можно выделить скульптора Леохара , которому принадлежит бронзовая статуя Аполлона . Мраморная римская копия этой статуи, найденная в XV веке, хранится в Бельведере Ватиканского дворца. Поэтому статуя получила название Аполлон Бельведерский .

Именно в Древней Греции зародилась наука история. Ее отцом считается Геродот (рис. 10) , но и до него существовали люди, которые составляли небольшие описания жизни их государств. Такие историки - логографы - дали очень много материала для труда Геродота и для работ более поздних историков. Также отцом истории считают Фукидида , он первым стал применять критический метод: отделять то, что соответствовало действительности, от явной выдумки. Труды Геродота и Фукидида продолжил историк Ксенофонт , работа которого «Греческая история» описывает события, происходившие в Греции в самом конце Пелопонесской войны и в начале IV века до н. э.

Рис. 10. Отец истории - Геродот ()

То, чем особенно цена для нас греческая культура, - это греческая философия . Именно в этом регионе родилась философия как особая форма знания, объединяющего в себе все отрасли наук, которые могли быть известны в то время грекам. Именно в Греции впервые появляется такая система, как обучение философии. Людей, которые учили правильно мыслить и говорить, называли софистами . Подобные школы существовали во многих греческих городах. Из школ, которые существовали в V веке до н. э., особое значение имела школа Сократа , которая находилась в Афинах. Из этой школы вышел мудрейший грек своего времени - Платон . Платона самого можно было назвать софистом, он был платным учителем философии. Та школа, которую создал он, получила название Академия (рис. 11) . Именно платоновская академия была первым общим учебным заведением в древности. Оно было создано еще в начале IV века до н. э. и пережило не только Древнюю Грецию, но даже Древний Рим и было закрыто только в VI веке н. э. в эпоху византийских императоров.

Рис. 11. Академия Платона ()

Наследник и ученик Платона - Аристотель (рис. 12) - создал собственную школу, которая получала название ликей, иначе лицей . Он просуществовал недолго, но дал свое название учебным заведениям, которые существуют до настоящего времени во многих странах, в том числе и в России. Аристотель важен и тем, что он стал отделять философию от знания научного, более точного и доказательного. С истории Аристотеля, с тех трудов, которые он писал, начинается историописание многих наук современности. Его можно считать не только основоположником биологии и физики, но и химии, климатологии, политологии, социологии. Он написал труды по самым разным областям знаний, которые впоследствии развились в отдельные науки. Аристотель также известен своим трудом «Афинская полития» , это труд по истории и государственному укладу Афин, но он дошел до нас в неполном виде. Но обобщающий труд Аристотеля, «Политика», до нас дошел. Мысли и теории, который выдвигал Аристотель, были очень актуальны.

Рис. 12. Аристотель ()

Сложно переоценить то значение, которое греческая культура имела в истории человечества. До сегодняшнего дня люди продолжают смотреть на статуи, созданные греческими скульпторами и стоящие во многих музеях мира. Мы можем любоваться архитектурными памятниками, которые дошли до нас через века. До сегодняшнего дня в театрах ставят те произведения, которые были написаны 2 с половиной тысячи лет назад, и изучают научные труды, созданные греческими авторами. До сегодняшнего дня продолжают проводиться и Олимпийские игры, который каждый из вас видел.

Список литературы

  1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. - СПб, «Азбука-классика», 2007.
  2. Бордмэн Дж. Материальная культура архаической Греции, в книге: Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. - М.: Ладомир, 2007.
  3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1971.
  4. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.
  5. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.:Вентана-Граф, 2013.
  6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высшая школа, 1990.
  7. Ривкин Б.И. Античное искусство. - М., 1972.
  1. Muzei-mira.com ().
  2. Arx.novosibdom.ru ().
  3. Iksinfo.ru ().
  4. Studbirga.info ().
  5. Biofile.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие особенные черты свойственны греческой культуре эпохи архаики и классики?
  2. Расскажите о религии в Древней Греции.
  3. Какие памятники архитектуры и скульптуры вам больше всего запомнились?
  4. Расскажите про развитие научной мысли в Древней Греции.

Современная культура Греции , при всех устремлениях к новизне и оригинальности бережно сохраняет три традиции.

Во-первых, античную. Получают государственную поддержку существующие музеи античной культуры и организуются новые. Так, вблизи Акрополя недавно создан Музей древнего сценического искусства: показывают маски, котурны, костюмы, читают тексты классической драматургии.

В Греции сохранилось довольно много античных театров под открытым небом. В них, и не только в них, ставят древние трагедии и комедии - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. В школах изучаются античная мифология и литература, главным образом в переводе.

Но в гимназиях, гуманитарных лицеях, в университетах изучают древнегреческий язык и классическую культуру весьма основательно.

Классическая филология в Греции находится на достойном уровне. Древнее наследие культуры Греции - греческая литература охватывает поэзию, драму, философские и исторические трактаты, книги с описанием путешествий.

Гомер (9-ое столетие до н.э), автор "Илиады" и "Одиссеи", был самым известным греческим автором древности. Первый в мире автор книги о путешествиях был Pausanias, который во 2-ом столетии до н.э написал "Путеводитель по Греции". Многочисленные издания этой книги теперь уже доступны и на английском языке.

Sappho (который жил на остров Lesvos в 5-ом столетии до н.э) известен своей поэзией о любви, посвященной женщинам.

В эти дни наиболее известен романист Никос Казантзакис - самый читаемый греческий автор. А классики современной Греции даже были награждены Нобелевской премией - это писатели Джордж Сеферис и Одиссеус Элитис.

Культура древней Греции

Когда мы говорим о древней Греции как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции.

Во времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах воцарилась демократия, представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.

Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен и злоупотреблял своей силой они превратился в разумного правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше . По Ницше бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы. Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру.

Орудие Диониса - опьянение,не знающее преград,которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений.

Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине.

На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских оргий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем.

Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии.

"Неопровержимое предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течении довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис".

Второе естество греческой культуры - гармонии порядка и соразмерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение - прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего - музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант.

Аполлон - гений величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, порядка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному.

В отличие от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремящийся развоплотиться.

Ницше полагает, что аполлоническое - это проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется в дионисийском, однако противоположной направленности: это стремление всему найти свое место означает прежде всего найти место в мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограниченности весь мир.

Искусство Греции .

В период турецкого господства искусство – помимо церковного и таких народных и прикладных его разновидностей, как резьба по дереву, ковка по металлу, гончарное искусство и вышивание, – практически не развивалось.

После провозглашения независимости король Оттон I пригласил многих греческих художников на учебу в Мюнхен, где они испытали влияние германской художественной школы 19 в.

Впоследствии греческие художники стажировались и в других странах Западной Европы, особенно во Франции. В итоге, несмотря на попытки сохранить в искусстве античные и византийские традиции, преобладающим оказалось влияние западноевропейских направлений.

Ведущее место среди живописцев современной Греции занимает Костис Партенис , именно он принес в Грецию идеи французского импрессионизма. Партенис, подобно многим другим греческим художникам, не останавливался на каком-либо одном стиле.

Он прошел через увлечения экспрессионизмом, кубизмом и другими современными направлениями. В духе экспрессионизма творили видные греческие художники Георгос Бузианис и Никос Хадзикирьякос-Гикас. Кроме модернистов, в стране сложилась целая плеяда неореалистов, включая Янниса Царухиса и Д.Диамантопулоса.

Другая значительная группа художников, среди которых выделяется Фотис Контоглу , успешно работала над возрождением традиций византийского искусства.

Современные греческие скульпторы тоже относятся к разным европейским направлениям, но остается значительная группа сторонников античных традиций.

Из представителей неоклассической школы выделяется Костас Димитриадес, который воспитывался в духе французского натурализма. Среди тех, кто отошел от романтической школы, основанной Роденом, отметим А.Апартиса и М.Томбаса, работающих в разных современных направлениях. Абстрактное искусство представлено в кубистских скульптурах А.Апергиса.

Музыка и театр .

В области музыкального искусства сохранилась старинная традиция, проявляющаяся в народных песнях. Эти песни подразделяются на танцевальные, семейные, траурные и героические, многие из них возникли в византийскую эпоху или еще раньше.

На протяжении 19 и 20 вв. греческие композиторы, как и их соотечественники в литературе и искусстве, опирались на народные предания и античные сюжеты. Попытки создания национальной музыки были предприняты Манолисом Каломирисом (1883–1963), Э.Риадисом (1890–1935) и Георгиосом Пониридисом. Каломирис использовал темы из византийской церковной музыки и положил на музыку поэмы Паламаса и Сикелианоса.

Пониридис создал многочисленные песни, часто на слова лирических стихотворений Кавафиса и других греческих поэтов. Современные тенденции выражены в сочинениях Деметриоса Скалкотаса (1905–1945) и Георгиоса Сикелианоса. Манос Хадзидакис – известный композитор, который часто вдохновлялся народными мелодиями.

Афинская консерватория, с давних пор центр музыкальной культуры Греции, выпустила немало певцов и композиторов международного класса, включая композитора Д.Митропулоса (1896–1960) и оперную звезду Марию Каллас.

После возрождения театрального искусства в начале 20 в. в Греции произошел подъем драматургии. В 1930 был открыт Национальный театр , а затем образовался ряд других театров с постоянной труппой.

Ежегодно в Афинах, Эпидавре и Додоне прямо в античных амфитеатрах проводятся фестивали театрального и музыкального искусства, на которых артистами Национального театра исполняются античные драмы.

Народное искусство .

В небольших городах и на островах сохраняются вековые традиции кустарных ремесел. Изделия из золота и серебра производятся в Салониках, Афинах, на острове Керкира (Корфу) и в Янине; вышивка и кружева – на Ионических островах и островах Эгейского моря; Крит и Эпир славятся шерстяными одеялами и коврами ручной работы. Греция производит также резные деревянные, керамические и кованные металлические изделия.

Кино весьма популярно в Греции .

Несколько греческих фильмов, среди которых Никогда по воскресеньям, получили награды на международных кинофестивалях. Среди греческих кинозвезд мировой известности достигла Мелина Меркури. Работавший во Франции кинорежиссер К.Коста-Гаврас получил премии за такие фильмы, как Z и Осадное положение.